Мы продолжаем публиковать материалы, написанные по мотивам выступлений на первой Summer Product School для молодых специалистов М.Видео-Эльдорадо. И на этот раз поговорим об инструментарии, которым может (и должен) пользоваться продакт-менеджер.

Первая часть.

Часть 2. Инструментарий продакта


Пётр Новиков, Chief Product Owner Goods.ru.

Две стороны работы продуктолога


Решаемые продактом задачи можно обозначить как «светлые» и «тёмные».

«Светлая» сторона жизни продакта — это различные новые «фичи», которые внедряются в создаваемые продукты. А в качестве приятных бонусов продакт получает восторженные отзывы от пользователей, поднимающие настроение.

Но есть и вторая часть задач — «тёмная и мутная». Соотношение обеих частей практически равное. «Тёмная» половина включает в себя микроменеджмент различных задач. Продуктологу мало придумать новую «фичу», её необходимо обосновать и защитить. Отличный продакт должен довести весь процесс до конца! Сюда же входит и поддержка продукта. Постоянно получая сведения о багах, с ними нужно оперативно разбираться, а времени всегда не хватает.

Инфраструктура решает почти всё!


Структурируя работу продуктолога, можно выделить два основных этапа.

  • Начинающий продакт. Как правило новичку поручают выполнение задач, связанных с бизнес-аналитикой, или работу продакт-секретаря.
  • «Прокаченный» продакт. Он занимается микроменеджментом и задачами по развитию продукта, а также разработкой новых продуктов и «фишек».

Серьёзно «прокачанный» продуктолог собирает свою команду, перекладывая часть рутины на неё. Он меньше занят микроменеджментом и другой проектной работой и может больше времени уделять разработке новинок. Но иногда ему нужно тратить время на задачи, которые не являются ни продуктовыми, ни операционными. Ему приходится улучшать инфраструктуру компании.

Когда требуются инфраструктурные перемены?

Любая компания должна развиваться, но с ростом бизнес-процессы расширяются и усложняются. Раньше всё работало, а сейчас перестало. Задачи не решаются, сроки срываются. И это не менеджерская страшилка. Часто бывают ситуации, когда старые схемы и подходы к решению задач перестают работать. Приходится принимать меры. Ведь продакт-менеджер — это именно менеджер.

Полезные советы


Первый и самый простой совет — используйте в своей работе трекер задач. Об этом все знают, но почти никто этим советом не пользуется. Все бизнес-процессы отлично вписываются в архитектуру современных трекеров. А ваша главная функция — уговорить всех взаимодействовать с вами с помощью трекера. Не сразу, но вам станет легче работать. Ну, а если удастся уговорить руководство использовать один трекер на всю компанию, работать станет ещё проще и удобнее.

Есть несколько программ для автоматизации бизнес-процессов и разработки, я рекомендую их использовать. Одна из таких систем — система управления проектами Jira. Она начинала как баг-трекер, но сейчас это полноценная система планирования проектов в любых сферах.

Многие компании до сих пор большую часть бизнес-задач заносят в Excel-файл, и совершенно напрасно. Продакт-менеджеру нужно внедрять в работу современный инструментарий. Любой бизнес-трекер позволяет применять современную методологию гибкого планирования. Она отлично подходит почти для любого бизнеса.



Допустим, у вас есть большое количество задач. Первое, что надо сделать — занести их в программу. А если часть из них вам «спустили сверху», то они уже могут быть в ней. Далее, используя встроенные фильтры, выбрайте и сгруппируйте задачи, например, по срокам исполнения. Фильтры легко настраиваются, а за счёт высокой скорости работы вы мгновенно получаете нужную выборку по задачам. Используя комбинации фильтров, можно оперативно назначать задачи любому сотруднику. Задачи в трекере никогда не потеряются.

Для бизнес-пользователей также стоит применять методологии гибкого планирования, например, в тех проектах и процессах, где много неопределенности. Для этого есть очень удобный инструмент — доска активного спринта. С её помощью видно движение всех задач. На ней можно быстро группировать и отслеживать задачи, закрепленные за конкретным исполнителем. Вы всегда будете видеть, кто и чем занят в команде, когда освободится и на какое время. Это позволяет эффективно распределять и контролировать ресурсы команды в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Любой бизнес-трекер может группировать бизнес-задачи на отдельные компоненты. По мере роста фирмы эта возможность вам пригодится.

Важной функцией любого трекера является вывод статистических данных. Статистика позволяет держать руку на пульсе и оперативно вмешиваться в процессы.

Что делать, когда кажется, что автоматизация — это зло?


У каждого менеджера бывает ситуация, когда он смотрит в бизнес-трекере на дашборды и понимает, что почти все они неактуальны. И здесь у него могут «опуститься руки». Ведь переносить вручную всех сотрудников на другие задачи — удовольствие весьма сомнительное.

Решить эту задачу помогут скрипты. Доступ к Jira (и некоторым другим популярным трекерам) можно получить с помощью скриптов или API. Для этого можно использовать популярные языки программирования, например Python или JavaScript. Если вы не владеете Python, не беда. Он прост в освоении, а мы не зря говорили, что продакт не должен стоять на месте! Считайте освоение Python ещё одним шагом в саморазвитии. В сети можно найти нужные скрипты, но их всё равно придётся «допиливать». Если у вас есть программисты, то они напишут нужные скрипты или веб-интерфейс для их генерации.

Расширяя сферу применения бизнес-трекера, можно создать скрипт, запускаемый с мобильного устройства. Он облегчит вашу операционную работу.

Какие еще инструменты могут помочь продакту в работе?


Если у вас много задач и коллег, то необходимо применять различные программы и утилиты для автоматизации. Создать такой инструментарий несложно. Есть множество готовых библиотек которые можно применить для того, чтобы создать, например, систему голосования или сбора мнений.

Используйте в своей работе любые данные и программы и объединяйте их в единую систему автоматизации. Забирайте данные из Google-таблиц или документов и записывайте туда обновления из трекера, проверяйте статусы задач и переназначайте их, используя Python и веб-интерфейсы с помощью веб-фреймворков Flask или подобных.

Можно автоматически создавать Google-презентации. Вы можете написать небольшой скрипт, который будет делать скриншот отчёта или картинки и вставить его в Google-презентацию. Если вы делаете презентации хотя бы раз в неделю, есть смысл задуматься об автоматизации этой рутины!



Интеграция с Git также пригодится, чтобы раздавать коллегам текстовый конфигурационный файл перед тем, как вы потратите месяцы на функциональную и удобную админку для ваших новых фич. То же самое и с базами данных, и другой информацией.

Конечно, список необходимого современному продакту инструментария не исчерпывается только перечисленными. Не ограничивайте себя привычным, возможностей облегчить работу себе и коллегам обширны и многообразны, и как с его помощью вы сможете!

Комментарии (0)