![image](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/8cc/643/62f/8cc64362f98835dba1cb11a6931ba42d.jpg)
Типы образовательных игр
Компьютерные игры не делятся четко на жанры. Например, исследователь Никола Уиттон, основываясь на том, с каким мотивом они были разработаны, делит игры на 4 типа:
1. Развлекательные, измененные для обучения (Пример. MineCraftEDU);
2. Специальные образовательные, от крупных разработчиков;
3. Игры, которые создают сами преподаватели и ученики.
![image](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/15e/434/d5c/15e434d5c11df2ca8d9e7e7eddedb738.png)
Бюджеты образовательных игр, по сравнению с коммерческими, просто мизерные. И это достаточно сильно сказывается на их внешнем виде. Развлекательные игры конкурируют за внимание геймера, что во многом стимулирует развитие индустрии, а вот обучающие – чаще всего распространяются исключительно и целенаправленно по школам. Вопросы эстетики образовательных игр, даже исследовались в отдельной монографии, посвященной исключительно этой теме.
Коммерческие игры, как правило, достаточно сложные и непредвиденные. Что касается образовательных, то они, наоборот, должны быть предсказуемыми и простыми, чтобы их внешняя форма, сюжет, дополнительная информации не отвлекали от учебного материала.
Как выбрать правильную образовательную игру?
Практически идеальным вариантом, по мнению экспертов, являются те игры, которые учащиеся создают самостоятельно. Дело в том, что для того, чтобы придумать что-то подобное, нужно подробно изучить тему. Педагог в таком случае направляет школьников к источникам необходимой информации и предотвращает появление ошибок. Но сама идея и весь процесс игры – полностью детское творение. Изучаемый материал, таким образом, запомнится гораздо лучше, чем в случае, когда ребенок его просто прочтет или услышит.
Какие же жанры игр наиболее подходят для педагогических целей? Джон Коллик приводит такие примеры: старшеклассникам лучше всего будут соответствовать стратегические игры в реальном времени. Как пример удачной образовательной игры он приводит стратегию «Europa Universalis», как удачную платформу для изучения истории и географии.
![image](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/eb6/c6e/2fe/eb6c6e2fe33f145b99650014fe70de86.jpg)
Еще одним интересным вариантов для школьников постарше является та образовательная игра, в которой нужно распределить ограниченные ресурсы. Тут примером может послужить, симулятор космического корабля «FTL: Faster Than Light ». Ну и, конечно же, не сбавляют популярности различные MMORPG, которые выполняют задачи по социализации.
![image](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/468/dba/d37/468dbad37b97d97805183532f5148ef7.jpg)
Компьютерные игры и эмоциональный интеллект
Уникальное свойство различать и понимать множество эмоций и чувств, используя эту информацию в собственных целях, имеет название «эмоциональный интеллект»
.
Эмоциональное состояние человека очень влияет на то, какие действия он осуществляет. В играх же прорабатываются различные вариации для случаев, когда игрок может испытать сложные эмоции. Некоторые исследователи в данном контексте выделяют такой ключевой их компонент, как «тигельные переживания». Это разнообразные стрессовые ситуации, пережив которые человек личностно растет. Благодаря играм можно пережить важные моменты и неприятные обстоятельства.
Существуют и другие варианты, когда они становятся для учеников прекрасной иллюстрацией моральных дилемм, которые есть в реальном мире. Речь в основном идет о таких ситуациях, когда стоит выбор между тем, что человек обязан сделать и тем, чтобы нарушить правила во благо. Классической игрой, основанной на дилеммах и выборе, можно назвать «Dragon Age: Origins»
![image](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/387/afb/ba2/387afbba23be491bd4e4d6a298c8c56a.jpg)
Компьютерные игры и теория педагогики
Конечно же, компьютерные игры нельзя назвать настоящей педагогикой. Но даже в самых популярных в мире коммерческих играх можно найти нечто общее с теориями обучения. Эту тему исследовала корпорация Schoolnet, содействующая развитию современных разработок для образования. Представители данной организации сопоставляют компьютерные игры с учебным циклом по Колбу. Когда игрок не может пройти то или иное испытание, он задумывается о причине неудачи, далее планирует последовательность действий, которые нужно совершить для выигрыша. В результате геймер самосильно оценивает правильность сделанного выбора или ложность своих предположений.
Нечто подобное наблюдается и при делении игры на сложные и простые уровни. Поначалу игра предполагает выполнение простейших задач с использованием дополнительной информации. После, когда человек уже полностью ознакомлен с ее правилами, ему предлагается стать более самостоятельным и сообразительным для успешного прохождения уровней сложнее. Таким образом, компьютерные игры мотивируют человека взять на себя ответственность за самообучение.
Комментарии (11)
andyudol
07.08.2015 22:59+3Эффективность компьютерных игр, как средства обучения, есть результат неэффективности учителей.
Dageron
08.08.2015 00:17+1А как же обучающие игры, созданные специально для того, чтобы быть средством обучения?
Проекты, вроде вот такого: tinylearn.ru
В статье MelnikovArtyom указывает:
> 2. Специальные образовательные, от крупных разработчиков;
> 3. Игры, которые создают сами преподаватели и ученики.
Да и на хабре не раз поднималась тематика обучающих игр для детей разных возрастов. ИМХО, направление очень даже полезное, при чем обучающие игры и приложения можно использовать прямо в рамках образовательных программ. И «эффективный» учитель как раз должен бы уметь пользоваться современными технологиями на благо детей.Duduka
08.08.2015 14:42Дидактический материал (игры, в том числе) — вспомогательный (по определению). Без основного образовательного процесса — это набор ненужной развлекательной мишуры. Например: химические опыты проводимые в младшей школе имеет форму шоу, никакой ценной информации не несет, привлечению интереса практически не способствует (хотя вау эффект присутствует, вне образовательного процесса крайне редко приводит к рождению интереса, мотивации), несет только информативный компонент, но помогает привлечению старшеклассника. Игры не способны нести систематичность и целостность в изложении предмета (да, школа тоже), на них тратится время, мозг ребенка находится в постоянном стрессовом состоянии (необязательно это негативно, но отдых — необходимый компонент в развитии и образовании, иначе теряется внимание, падает усвоение материала и отсутствие психологического контроля/ограничения во время игры приводит к психическим расстройствам [психоделические цвета коняшек или неконтролируемая агрессия в RT/шутерах …] и истерическому поведению)
andyudol
08.08.2015 02:12-1И «эффективный» учитель как раз должен бы уметь пользоваться современными технологиями на благо детей.
Ага, «эффективный», именно в кавычках — должен бы.
xmixey
08.08.2015 08:19+2В любой игре можно рассмотреть обучающий момент.
Сложнее применить нужную игру в нужный момент и встроить в обучающий процесс.
Suvitruf
08.08.2015 10:05«Еще одним интересным вариантов для школьников постарше является та образовательная игра, в которой нужно распределить ограниченные ресурсы. Тут примером может послужить, симулятор космического корабля «FTL: Faster Than Light ». Ну и, конечно же, не сбавляют популярности различные MMORPG, которые выполняют задачи по социализации.
Пожалейте нервы школьников.
marenkov
09.08.2015 10:10Когда-то в образовательных целях ствил дочери Возвращение на таинственный остров
AlexAdskiy
Мой племянник, после того как подсел на Team Fortress 2, стал активно учить английский язык для того чтобы эффективнее вести торговлю шапками с англоязычными игроками.