Работа в самом разгаре. На столе ждет машинка с дальномером.
0.053 платы на человека
У нас была всего одна плата Intel Edison, одна плата Intel Galileo, радиодетали, 8 компьютеров и 19 детей (некоторые с ноутбуками). Проще говоря, людей было много, а железа – мало. Нужно было наладить проверку написанных программ в больших масштабах.
Сначала рассматривали два очевидных варианта:
- Обходить всех учеников с платой, поочередно загружать и запускать программу.
- Скидывать все программы на флешку и проверять вместе со всеми, заодно обсуждая ошибки и качество кода.
Главной проблемой было то, что оба варианта просто занимали слишком много времени. Спасло нас то, что на Edison стоит полноценный Linux и имеется модуль Wi-Fi: решили перекидывать файлы по SSH. Немного помучившись с настройкой роутера, нам удалось объединить все компьютеры и плату в одну сеть, запустить на плате sshd и подключиться к ней. Пробуем помигать светодиодом… всё работает!
Теперь нужно было как-то обеспечить детям доступ к плате по SSH. Здесь нас выручил старый добрый Notepad++, который, к нашему удивлению, обзавёлся поддержкой редактирования файлов через SSH. Конфигурацию и дистрибутив скопировали на ноутбуки с помощью обычной USB-флешки. Получилось, что подключиться к плате можно буквально в одну кнопку. В целях безопасности для учеников создали отдельного пользователя с минимальным набором прав и отдельные директории для хранения программ — по одной на класс.
Запуск программ на самой плате остался привилегией преподавателя, но работа уже пошла намного быстрее.
Первые шаги
Для обучения мы выбрали язык Python – достаточно простой, чтобы его можно было быстро объяснить, но достаточно функциональный, чтобы делать на нём действительно сложные проекты. Для взаимодействия с «железом» мы написали несколько своих библиотек с минимальным API.
На первом, вводном занятии, ребята изучили основы синтаксиса Python, познакомились с возможностями Galileo и Edison, узнали про разнообразные дополнительные модули. В конце занятия ребята смогли сделать главное дело в жизни каждого электронщика – помигать светодиодом.
На следующих занятиях дети научились работать с дальномером и кнопками, написали несколько программ и даже одну игру.
Под спойлерами – несколько программ, написанными ребятами в ходе занятий:
import blink
import time
r=blink.Pin(6)
y=blink.Pin (5)
g=blink.Pin(4)
y.mode("out")
g.mode("out")
r.mode("out")
while 1:
r.write(1)
time.sleep(2)
r.write(0)
y.write(1)
time.sleep(2)
y.write(0)
g.write(1)
time.sleep(2)
g.write(0)
import blink
import time
import ranging
l=blink.Pin(0)
d=blink.Pin(1)
l.mode("out")
d.mode("out")
ranging.set_echo(4)
ranging.set_trig(2)
while 1:
l.write(1)
d.write(1)
time.sleep(ranging.distance()/30)
l.write(0)
d.write(0)
time.sleep(ranging.distance()/30)
Закрытие смены
На закрытии лагеря ребята показали остальным учащимся, что они сделали на нашем курсе. На большой сцене выступили четыре человека с тремя работами:
Паша Бухтенко с работой “Светофор”
Юра Замятин и Саша Сенюков с игрой “Ковбои”
Андрей Ермаков с роботом-чертёжником
Научное будущее
Мы открыли набор на летнюю научно-образовательную школу «Ланат», которая пройдёт 16 июля — 5 августа. На летней школе будет целых два направления по программированию – наш курс с платами от Intel и курс прикладного программирования. За две недели ребята разработают свои проекты, лучшие из которых будут рекомендованы на конференцию «Ученые Будущего». Чтобы получить шанс поехать в школу, нужно принять участие в конкурсе.
Спасибо за внимание!
Комментарии (17)
Boomburum
09.04.2015 11:42Тот неловкий момент… когда даже дети программируют на питоне, а я до сих пор не могу запомнить, как этот язык правильно пишется на английском ) Ох не моё это, программирование, хотя иногда так хочется.
scratch_book
09.04.2015 14:20Зачем Вы сразу с Питона начинаете? Покажите детям Scratch!
Он более наглядный и понятный.
Кстати, он на Галилео запускается?art1415926535 Автор
09.04.2015 16:03+2У Scratch нет нормального FFI.
А форкать весь Scratch и переделывать его под работу с железом мы не хотели.scratch_book
09.04.2015 17:55А какого возраста были дети? Точно начальная школа?
Дома они продолжили изучение Питон самостоятельно?art1415926535 Автор
09.04.2015 18:21Со 2 по 6 класс. Многие спрашивали как продолжить программировать, где купить такие платы, что читать.
Много кто приезжает к нам на школы снова и снова, так что в следующий раз будут дальше изучать питон и делать намного более сложные и интересные проекты.
sergei76
10.04.2015 11:12Поддерживаю насчет Scratch. Хотя, пожалуй, зависит от возраста детей. Сын (только исполнилось 7 лет) научился неплохо программировать на Scratch за пару месяцев, теперь вот думаю, в каком направлении развиваться дальше. Python — один из вероятных вариантов. Еще Processing.
Кстати, есть версии Scratch для Arduino: ArduBlock и S4A, на самом деле мы с сыном именно с них начинали, как ни странно. То есть сначала было программирование микроконтроллера, а потом уже «просто» программирование на PC.
ArcherServant
09.04.2015 20:11> достаточно функциональный
Питон относится скорее к императивным языкам.art1415926535 Автор
09.04.2015 20:18+1Питон поддерживает много разных парадигм, в том числе и функциональную.
А в тексте говорилось про то, что у этого языка большая стандартная библиотека и существует множество модулей. Рассказывать детям со второго класса про функциональное программирование было бы странно.ArcherServant
09.04.2015 20:26Ну почему, стоит в любом случае рассказать о разнице между функциональными и императивными языками, хотя бы для общего развития.
Я знаю, что питон мультипарадигменный, однако основной массив кода на питоне (и, скорее всего, то, чему их там учат) — императивщина. Тем более это очевидно в контексте больших проектов — сколько вы навскидку сможете назвать больших проектов, написанных в функциональной парадигме?Rumlin
09.04.2015 20:49Слишком сложно, надо учитывать возраст и развивать логику не вдаваясь в технические особенности реализации. Вот хороший пример:
Представлял собой отлично исполненный вездеход на батарейках, но управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.
Умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу» и запускать крутящийся снаряд в виде диска. Всего в память помещалось 16 действий. Т.к. игрушка была дорогой (стоил 27 рублей, примерно пятую часть средней зарплаты) и редкой, в неё играли толпой и устраивали всяческие соревнования по программированию роботов(мозговой штурм или социалистические соревнования по программированию роботов). Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое но с самой короткой программой (памяти много не бывает, экономь байты!), и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние.
Была версия без фар, поворотников и запускаемой вертушки (вместо неё был отсек для батарейки «Крона»), но зато с наличием переднего парктроника. Если луноход упирался мордой в препятствие, то программа останавливалась, не насилуя электромоторчики. Вообще, слабые для такой массы моторы — главный минус обеих модификаций.ArcherServant
09.04.2015 22:02-1Теория — нужна.
А то получится не вполне правильный порядок обучения.
Функциональную часть в питоне использовать можно и нужно, учить ей, соответственно, тоже можно и нужно, а объявлять потом «А вот это, дети, называлось функциональной парадигмой» — странно.
MAXH0
10.04.2015 09:29Почитал про вашу олимпиаду и IT — школу.
Вообще странно, что МГУ и СУНЦ МГУ не имеют своего блога на Хабре и публикуются на Гиктаймсе в блоге Интелла.
Дело делаете полезное и нужное.
nerudo
Достаточно лишь 2-3 раза дать детям попрограммировать и дальше они не смогут отказаться!
MAD_GooZe
Некоторым детям, чтобы они не смогли отказаться программировать, иногда даже 2-3 раза по шапке дать недостаточно:)
GrakovNe
Таким детям и программировать не стоит) Ну их