Это был далекий 2015 год. На тот момент уже был опыт работы в e-commerce разных масштабов и стандартные решения «по популярности» не устраивали. Начались поиски как это сделать наилучшим образом.
Были определены следующие задачи:
- Полная автоматизация
- Разных сегменты товаров по цене (присутствие как дешевых так и дорогих товаров)
- Приоритет по просмотрам
- Приоритет по продажам
- На первые 10 позиций должны приходится все популярные товары по:
- цене
- просмотрам
- продажам
- доходности
В итоге получилась формула которая учитывает все эти данные и считает автоматически.
n7 — просмотры 7 дней
n30 — просмотры 30 дней
n355 — просмотры 355 дней
s355 — количество продаж 355
ac355 — добавлений в корзину 355
d — доход с продажи 1 позиции
avg — средний доход в категории
Пришел к данному решению методом проб и ошибок разных вариантов
Рассмотрим все по порядку:
Первая часть отвечает за просмотры товаров — эти данные можно собирать из аналитики от Google или из CMS. Почему 3 параметра? Для учета сезонного всплеска — проведения акций и рекламных компаний — т.к. при бурном росте просмотров за неделю товар резко поднимается в списке.
Средняя часть — продажи и добавления в корзину.
Почему 2 параметра? — Часто есть продукция где присутствует длительный промежуток между кнопкой добавить и добором сопровождающих товаров и самой покупкой, это надо учитывать, также есть большая доля продаж где отказываются от покупки после добавления в корзину.
Последняя часть в формуле, но пожалуй главная по содержанию — доходность товара, которая выражается в произведении количества продаж на сумму грязного заработка относительно категории в среднем. Тут стоит учитывать средний заработок именно исходя из категории товаров. Т.к. в рамках всего магазина этот показатель очень часто различный.
Для большей наглядности приведу скриншот из таблицы с реальными данными для магазина на 2015 год.
Тут ссылка на гуглдок с исходниками таблицы и всеми формулами
Это решение не претендует на истину последней инстанции, является исключительно моей фантазией и т.к. за все это время я не смог найти ему коммерческого применения отдаю в вольное использование — если это поможет хотя бы кому то — я буду очень рад.
Комментарии (7)
lxsmkv
05.01.2020 23:49+1А как же например пользовательский рейтинг, т.е. оценка товара покупателями? Мне кажется, это менее синтетический показатель.
Еще меня смущает то, что представленный метод не устойчив к эффекту снежного кома. Первый товар жестко укрепится на этой позиции и никакая динамика его оттуда не выбьет, потому что люди часто смотрят детали первой позиции поисковой выдачи. И эти просмотры будут набивать этому товару индекс.
В том же «Амазоне», некоторые товары можно найти только по чистой случайности. И это иногда доводит до отчаяния, потому что там рекомендательный алгоритм решает, что ты увидишь а что нет. Вот этого хотелось бы во что бы то ни стало избежать.Tomasina
06.01.2020 10:01пользовательский рейтинг
Так он же влегкую сливается (минусуется) конкурентами. И выходит предоставление недостоверных данных.
leks2git Автор
07.01.2020 19:53Как правильно написали — пользовательский рейтинг это такой себе показатель, лучше для него отдельный метод сортировки использовать.
Если товар закрепился в текущей ситуации то скорей всего это хорошо, тут правда стоит еще добавить ручные коэффициенты и учет наличия.
ua30
06.01.2020 10:50Это был далекий 2015 год.
Хорошее оправдание для велосипеда.
Конечно, бывают ниши где это неактуально. Но что с новыми товарами? В большинстве случаев, им надо давать приоритет. А тут они наоборот в игноре.leks2git Автор
07.01.2020 19:55Хорошее замечание, сейчас хочу все таки запаковать это в код готовый, и там уже больше нюансов будет учтено.
apapacy
ИМХО ничем не отличается от общей формулы
A сумма( Ki Xi ^ Pi) + B * произведение(Xi ^ Qi)
Весь вопрос в том какие коэффициенты выбрать и как они повлияют на состояние бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
И вообще все зависит от бизнеса. Если есть затоваренные склады то на них также нужно ориентироваться.
leks2git Автор
Бизнесу часто нужно не «общие формулы», а конкретное решение.
На тему «все зависит от бизнеса» — наверное стоило уточнить что компания работала вообще без своих складов(все отправлялось на прямую от поставщиков).
В данном случае формула больше выступает — точкой отсчета, а уже правки в результат её работы все равно вносит тот кто понимает что происходит. Учесть всех факторов к сожалению не реально.