«Программирование мне нравится тем, что могу создавать и творить абсолютно другую реальность. К тому же мне нравится решать проблемы в исходнике. Словно прохождение квеста по написанию идеального кода.» (Дима, 14 лет)Этот юный парень начал совершать свои первые шаги в программировании в 8 лет. На сегодняшний день у него уже сформировался определённый бэкграунд, который позволил ему в 13 лет написать и опубликовать в Google Play свою первую мобильную игру-головоломку CubenatiK и продолжить реализовывать личные проекты.
Однако, подводные камни в работе и обучении встречаются не редко.
- В каком возрасте Вы пришли в сферу IT?
- Вспомните с чего начинали?
- Как реализовывали личные проекты?
- К чему Вы стремились?
- И чего достигли сегодня?
- Какими были первые результаты и провалы?
Эти вопросы решила задать Вам не случайно. Кто-то из Вас уже очень давно определился со своей нишей в индустрии информационных технологий и успешно реализует проекты. А кто-то только начинает свой путь, изучает, ошибается, ищет для себя наиболее интересное направление.
Предлагаю поделиться историями личных достижений и успехов в сфере ИТ. Уверена, что многие рекомендации могут для кого-то оказаться очень полезными и своевременными.
В том числе и для нас.
Детство
— Стоит отметить, что наша политика в воспитании ребёнка не предусматривала посещения детского сада, развивающих кружков и прочих дошкольных учреждений. Напротив, смысл и идея воспитания заключалась в максимальной самостоятельности сына, в его свободе выбора и в минимуме ограничений.
В раннем возрасте у ребёнка возникает потребность в изучении окружающего мира, которая проявляется в высокой любознательности, в его постоянном стремлении действовать. Сама природа закладывает огромный потенциал в познании окружающего мира.
Поэтому нам оставалось только методом ситуативности заинтересовывать, направлять, следить за постоянно меняющимися интересами ребенка, вовремя обращать внимание на правильные (по нашему мнению) игрушки и ненавязчиво ограждать от опасностей. При этом мы старались ни в коем случае не давить на него, не заставлять, а при необходимости просто договариваться.
Набор обучающих игр был стандартным: буквенные и численные магнитики, интерактивные игрушки для изучения букв, цифр и форм, красочные детские книги, Лего. Всё, наверное, как у всех, кроме посещения детского сада. Напротив нашего дома располагался прекрасный парк с детскими площадками, куда ходили каждый день на прогулку. Там и происходило общение и знакомство с другими детьми и окружающим миром.
В 5 лет у Димы был проявлен настойчивый интерес к настольному ПК и, следуя нашей политике воспитания, встал вопрос о том, как извлечь из компьютера максимальную пользу для ребёнка, не пичкая его одними мультиками и видео с ютуба.
Мы подобрали обучающие компьютерные игры, научили самостоятельно пользоваться устройством: показали как включать и выключать ПК, как правильно запускать игры. Теперь работа с компьютером и выполнение игровых заданий стали для ребёнка настоящим ритуалом. К слову, самой любимой игрой стала «Тим и Тома на Южном полюсе», с помощью которой он обучался математическим навыкам, правописанию.
«Тим и Тома на Южном полюсе»
Разработчик – United Soft Media.
Предметная область – филология, математика.
Предметы – русский язык, математика.
Сборник увлекательных игр поможет учащимся 2–3 классов повторить некоторые темы по русскому языку и математике.
Возраст пользователя: 6–9 лет.
Мальчику нравилось чувствовать себя самостоятельным, выполнять сложные задачки и добиваться первых маленьких побед. А мы старались поощрять его подобные порывы.
После того, как ребёнок научился пользоваться ПК и запускать игру, мы практически перестали контролировать процесс его занятий. Мимолетом видели, что играет и выполняет задания, через какое то время выключает комп и переключается в реальный мир.
Примерно через полгода, когда Диме было уже 6 лет, совершенно случайно заметили, как он выполняет игровые задания, в которых необходимо складывать и вычитать трёхзначные числа. Мы были очень удивлены, ведь он делал всё довольно быстро и без ошибок!!!
Результатом его дошкольных упражнений с этой компьютерной игрой стало то, что к моменту поступления в первый класс общеобразовательной школы, он научился в уме складывать и вычитать трёхзначные числа, читал 90 слов в минуту. А после непродолжительных занятий уже писал прописью под диктовку.
О школе
— В первых классах школы было здорово, хотя не особо понимал зачем меня туда привели. По идее, я должен был в школе узнавать что-то новое. Но вместо этого я вставал рано утром, шёл на занятия, отвечал на лёгкие вопросы и приходил домой. Из-за ранней подготовки мне с легкостью давался весь учебный материал, который к тому моменту был мне уже знаком и понятен. Это, конечно, было плюсом, так как мне удавалось выигрывать олимпиады, конкурсы, легко отвечать на вопросы и постоянно приносить домой пятёрки. Всё это придавало гордости и уверенности в себе, ведь я блистал знаниями, получал награды.
— Целеустремлённость и самостоятельность — два очень важных качества, которые мы заметили у Димы с ранних лет. Если его заинтересовать каким-то вопросом, задачей, он мог с головой погрузиться в решения до тех пор, пока не находил ответ. Поэтому, когда в 7-8 лет стали предлагать ему выполнение заданий на развитие логики и последовательного мышления, более подробно рассказывать о языках программировании, о работе компьютеров, это тоже начало со временем приносить свои плоды.
— Дома я продолжал выполнять задания, которые мне подбирали родители. С 8 лет начал постепенно изучать двоичную и шестнадцатеричную системы счисления. Трудно сказать, что всё это тогда вызывало во мне какой-то живой интерес.
Впервые я серьезно отнесся к получаемым знаниям, когда удалось применить их на практике. В 9 лет начал «программировать» с роботом Lego Mindstorms NXT 2.0, делая простые программки. Тогда же я в первый раз принял участие в городском конкурсе по робототехнике и программированию, где занял третье место. Это был хороший опыт, который в дальнейшем и подогрел во мне интерес к реальному программированию.
— Впоследствии было решено начать изучение программирования на более профессиональном уровне. Следующие два года, с 10 до 12 лет, Дима посвящал свободное время знакомству с языками Ассемблер, Java, С++, С#. Во время каникул читал учебники и выполнял задания в компиляторе. А когда начинались школьные будни на практику времени совсем не оставалось. Поэтому было принято совместное решение перейти на семейное образование и сделать у ребенка изучение программирования приоритетным.
— Со временем я пришёл к тому, что самым оптимальным способом понять все механизмы и процессы — это практика. А поскольку надо мной никто не стоял и не заставлял «учить», я двигался в нужном мне темпе.
Как раз наступили очередные летние каникулы и у меня было достаточно времени, чтобы сначала отдохнуть, а потом снова вернуться к изучению программирования. В то время, наверное, во мне зародился самый большой интерес к написанию кода. Я тащил себя сам: своим огромным энтузиазмом и желанием писать более сложные вещи. И был счастлив, создавая даже самые небольшие программки, применяя всё новые и новые знания.
Вообще, стоит заметить, что это очень важно, когда ты сам можешь принимать какие-то решения и твоим решениям доверяют. «Ты должен изучить», — такого построения вопроса касательно программирования не было. Мне советовали, подсказывали, приводили примеры, но не настаивали. От этого я ощущал значимость своей инициативы по изучению. При этом я не считал часы и минуты до прогулки или отдыха. Та ответственность, которую я взял на себя была для меня важной и определяющей. Я читал книги, которые сам находил и применял знания на практике. Чем больше нового узнавал, тем быстрее хотелось вписать это в свою прогу.
При этом, всё вышесказанное совсем не соответствует школьной действительности и «обязаловки». Можно сидеть и три месяца читать теорию о том, как вырастить яблоню. А можно начать это делать, и когда понадобится ответ на вопрос, например: «где сажать дерево»,- найти эту информацию в источниках и сразу же применить её. В таком случае на процесс уйдёт гораздо меньше времени. При этом быстрее увидишь результат. И если даже в какой-то момент ошибёшься, то есть возможность исправить ошибку или начать всё заново.
В школах используют первый вариант. Пытаются поместить в наши головы огромное количество информации и твердят, что это всё очень необходимо в нашей жизни. Ну да, конечно! Очень важно знать, что такое абсциссы, ординаты и как называются их соотношения. Гораздо важнее знаний о том, как выстраивать дружбу, как ориентироваться на местности, как отстаивать свои права, устраиваться на работу или помогать бедным.
Можно возразить, что всё это должно рассказываться в семье. А хватает ли в семьях времени на полноценное общение? Особенно после того, как к семи надо проснуться, пойти в школу, вернуться домой к двум часам дня, сделать тонну уроков и не поздно лечь спать. И в какой из этапов успеть пообщаться с родителями о действительно важных для меня вещах, да ещё и найти своё «призвание»?
Переход на семейное образование
— Я перешёл в седьмой класс и отходил примерно месяц на занятия, а в октябре уже бросил школу. Разговоры о переходе на семейное образование начались примерно с августа 2018 года и воспринялись мной с огромным энтузиазмом. Правда я больше рассчитывал, что начнётся вообще своообооодаааа от уроков!)))
Мои ожидания оправдались лишь частично. Наконец-то мне не надо было вставать рано утром, идти в школу, выслушивать требования учителей, выполнять домашние задания и получать оценки. При этом зона моей личной ответственности увеличилась. Если раньше стимулом «учить» были хорошие отметки, то теперь мне психологически пришлось перестраивать приоритеты, ценности и задачи.
Во-первых, на первый план вышла цель сдать как можно скорее итоговую годовую аттестацию. Поскольку в моей частной школе привязки к срокам сдачи экзаменов нет, я решил ускориться и закончить седьмой класс до окончания зимы. В феврале 2018 года я уже получил справку об окончании седьмого класса.
Во-вторых, передо мной не стояло задачи «выучить» все предметы. При этом, я выделил основные, на которые сделал упор: алгебра, геометрия, русский и английский языки, информатика и физика. Все остальные уроки изучались в формате чтения, ответов на вопросы и конспектирования основной информации. В таком режиме обучение проходило гораздо проще, ведь мне не приходилось зубрить придуманную кем-то историю, писать сочинения на тему «Фольклорные элементы в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и биться за четвертные оценки.
В-третьих, закончив седьмой класс, я планировал вернуться к изучению программирования. Более того, передо мной стояла задача придумать игру, которую необходимо было написать и выложить в сторы. Такая цель меня вдохновляла.
Поступление в восьмой класс в этом учебном году для меня наоборот сместилось на январь, поскольку с мая по декабрь я занимался созданием и запуском игры CubenatiK. Сейчас большую часть времени трачу на уроки, планируя сдать итоговые работы к июню. Но не оставляю свои проекты по новой игре и мессенджеру.
CubenatiK
— Задумка игры CubenatiK пришла ко мне случайно. Я о чём-то размышлял, подбрасывая игральные кости и наблюдая за выпадающими цифрами, крутил их по столу, стараясь подойти одним из кубиков к другому большим числом. Вот и вся идея. Впоследствии, чтобы сделать мобильную игру интересной, я придумывал препятствия, усложнения, да и вообще концепт с полем из блоков. Но это было позже. Вначале же мне необходимо было познакомиться с алгоритмом создания мобильных игр и с платформами.
Я пытался найти в интернете необходимую информацию. Так наткнулся на видео-уроки Гоши Дударя. Благодаря его лекциям познакомился с java, python, android studio и unity. К тому же очень пригодился его курс по созданию игр для андроида. Собственно, просматривая его уроки, я одновременно практиковался над своей первой игрушкой. И это немыслимым образом меня вдохновляло. Я видел как у меня на экране возникал новый мир!
Каждый день ставились задачи, продумывались алгоритмы и до сих пор удивляюсь, сколько во мне было энтузиазма. Мне нравилось сортировать задачи по порядку: основная механика, движение кубиков, генерация плит, сохранения. Работы было очень много.
Есть сцена игры, на ней поле из вертикальных блоков, куб игрока и вражеский кубик. Игральный кубик содержит скрипты, считывающие свайпы, двигающие кубик, и т.д. У кубика врага прописан только скрипт определяющий жив он или мёртв. Когда два кубика подходят друг к другу, считывается касание и проверяются цифры на верхних поверхностях. Например, враг повержен. В таком случае скрипты в карте обнаруживают, что враг исчез и делают рандомную генерацию нового уровня с запуском вражеского кубика на поле. Это краткая механика. Постепенно добавлялись усложнения, такие как таймер и различные бонусы.
Хотя определённые вещи в работе давались очень легко, возникали и некоторые трудности из-за отсутствия опыта. Так, например, одной из главных ошибок было написание длинного скрипта, в котором я пытался уместить большую часть механики. Конечно, вначале это казалось наиболее простым способом, чем реализация связи между огромным количеством классов. Но когда встал вопрос оптимизации одной из версий, я решил попробовать разбить скрипт основной механики на три разных скрипта. И это оказалось идеальным решением.
Синхронизация тоже заняла не мало времени, так как в игре используется четыре разные цветовые темы, которые игрок может менять во время прохождения уровней. Проблемы с оптимизацией тоже оказались решаемы только в тот момент, когда стал выстраивать более правильный код. При этом пришлось несколько раз переписывать Map Controller, так как со временем добавлялись новые фичи, которые не совмещались с прежним не оптимизированным скриптом.
Самым сложным для меня моментом с игрой стало сохранение. С ним было связано очень много багов. До сих пор не верится, что удалось их все исправить. Игрок может выходить при самых разных обстоятельствах: кубик в движение, генерация, кубик врага только начал падать на поле, враг взрывается, игрок проигрывает или просто телефон разрядился и выключился. При этом я несколько дней пытался найти подходящий способ сохранения.
В итоге пришлось миксовать. Я создал файл json и записывал в него текущую карту: позицию плит, кубиков, счёт игры и т.д. Если игрок выходит во время игры, то все позиции благодаря json у него сохранятся. Но для случаев, когда выход происходит в момент генерации уровней, я запустил отдельный тип сохранения — On Generation. Для него нет необходимости сохранять массив данных самой игры, а только счёт, уровень и этап генерации.
Рисовать и создавать 3D объекты приходилось с помощью Blender и Adobe Illustrator, которые в свою очередь тоже приходилось изучать в процессе работы, как и встраивание рекламы. Но, наверное я повторюсь, когда изучение каких-то вещей происходит в момент практики, работы, то можно дать стопроцентную гарантию, что эти знания превратятся в навыки и умения.
В целом, я не буду подробно рассказывать сейчас о технической части рабочего процесса. Скорее хочется поделиться своими ощущениями от того, когда ты видишь результат проделанной работы. Поскольку не было уверенности, что удастся вложиться в маркетинг CubenatiK, то самым важным для меня стали отзывы тестировщиков, в числе которых были профессиональные ребята из сферы разработки игр и приложений. Некоторые элементы, такие как: подсказки во время игры, кнопка обучения в меню, сложность уровней, музыка — всё это добавлялось в игру по рекомендациям во время альфа тестирования.
Я уставал. Частенько бывали периоды, когда хотелось всё бросить и отдохнуть. Работа велась нон-стоп полгода. Мы приехали семьёй в Грузию на пару месяцев, чтобы немного сменить обстановку, открыть там юридическое лицо и закончить CubenatiK. Это частично помогло мне и придало второе дыхание, к тому же всё ближе был мой декабрьский дедлайн. Отступать было некуда, да и отступать было бы тяжелее, чем закончить. Конечно приходилось искать мотивацию. Но на самом деле работы с каждым днём становилось всё меньше, да и та, что оставалась в последний месяц, не была трудной. Скорее монотонной. Но я старался относиться максимально серьёзно к поставленной цели. К тому же хотел довести CubenatiK до логического завершения. Думаю, я с этим справился.
Впереди теперь сдача аттестации за 8 класс, запуск еще одной игры в гугл-плей, в которой осталось дошлифовать визуал и управление. К тому же есть идеи двух приложений, разработкой которых тоже хочется заняться.
Скучаю ли я по школе? Нет конечно!
В завершении этой статьи хочется задать Вам следующие вопросы:
- Поделитесь, какими были Ваши первые шаги, успехи и трудности в IT?
- Какой совет можете дать начинающим ребятам?
- И будем очень благодарны рекомендациям полезных статей, семинаров, онлайн-уроков, авторов и тд.
Zet_Roy
Давно уже нужно отменить 11 классов и вести 6 классов а дальше должен быть выбор специализации.
Zenitchik
Ну да. Тех, кто получить высшее образование не способен — утешить тем, что они классные специалисты в узкой области.
faoriu
Интересно, действительно ли изучение арифметических операций, ряда простых математических функций и геометрических соотношений должно занимать 10+ лет? Тот же вопрос по другим школьным предметам вроде литературы, астрономии, географии и тп.
a-tk
Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
То же как минимум с астрономией, географией, биологией, химией, математикой — это очевидно. Литература — это про не очевидные вещи вроде человеческих отношений — там чудес не меньше.
bernar-anry
я учил географию. но ничего от туда не помню кроме крайне общих представлений, на изучение которых потребуется максимум день. Физику я любил, и мне она заходила, но большенство людей ее тупо проходят мимо и не могут даже передаточное отношение на шестеренках посчитать… та же хрень с химией и математикой. Так что да. 6 классов для привития базовых понятий это норм. Кому надо идут дальше.
a-tk
Вот именно, если многие идут по жизни на уровне трёх классов церковно-приходской школы, то это ещё не значит, что это надо делать нормой и распространять на всех: пускай те, кто понимает, зачем дальше идти (я про родителей) сохранят в социуме хотя бы часть грамотных индивидов в лице своих детей.
yartem
С русским языком у вас, судя по всему, тоже не сложилось в школе...
faoriu
Давай-ка ты выпишешь вот прям тут факты и формулы из школьной физики, которые помнишь наизусть без справочника. Посмотрим, займёт ли их изучение 5 лет.
a-tk
Во-первых, на «ты» мы ещё не переходили, а во-вторых, примерно 90% школьной физики, 80% школьной химии, 80% школьной математики (каюсь, геометрию подзабыл), я воспроизведу легко и непринуждённо (надо посмотреть оглавление учебника — вспомню оставшиеся проценты), кроме того, легко покажу, почему оно именно так, а не иначе — и именно осознание является ценностью, а не факты.
Если Вы этого ещё не осознали, Вам есть над чем работать.
faoriu
А это:
тогда что было, общение с воображаемым школьником?
Ну вот и посмотрим, сколько на это уйдёт объёма, если изложить тезисно и выкинуть преобразования из справочников и суперполезные упражнения на деление в столбик.
a-tk
Цитата с просторов.
Не имею желания продолжать этот диалог, дабы не создавать предпосылок Вам для того, чтобы Вы утвердились в собственных заблуждениях.
faoriu
Ну что ж, тогда будем надеятся, что в последующем вы придёте к этой мысли ещё до того, как написать свой первый ответ.
a-tk
Я уже слишком стар для того, чтобы существенно поменять своё мнение на этот счёт.
usego
Это примерно на уровне «программисты ни фига не делают — только со Stack Overflow копипастят». Помнить наизусть — это только забивать голову бесполезными знаниями. На много важнее — это понимание концепций и умение быстро найти и понять детали. Вот в школе этому и учат. Пониманию, а не формулам на всю жизнь.
dyadyaSerezha
Да и многие формулы сами по себе насколько логичны, что узнав их, невозможно забыть. И логичны они становятся именно на основе широкого понимания, как оно все работает в мире и происходит.
faoriu
В том-то и дело, что если выкинуть из школьной программы зубрёжку и отработку суперполезных навыков типа деления в столбик — то придётся уволить половину учителей и авторов учебников.
А концепций этих в школьной программе по той же математике наберётся на одну статью на Хабре, в лучшем случае.
usego
А то, что математика научила (по крайней мере многих) логически мыслить, что создало необходимую базу для дальнейшего становления программистом — это недостойно даже упоминания в этой статье.
0xd34df00d
Только из всей школьной математики этому учит максимум геометрия, да и то если с преподом повезло.
usego
Алгебра, решение систем уравнений и т.п. — всё это требует напрягать мозговую мышцу, что ведёт к её прокачке. Лично я наблюдаю корреляцию между оценкой по математикам в табеле и скилами приходящих программеров.
0xd34df00d
Научить решать СЛАУ можно даже обезьяну, логики там около нуля. Решение школьных систем без Л — тоже, в общем, оттачивание набора рецептов. С тем же успехом логику развивает решение судоку. Давайте математику на судоку заменим, а?
Neikist
Но системы уравнений и уравнения вообще не из воздуха же берутся и не ценны сами по себе. Есть задача. Ее анализируем, составляем для нее уравнение. Решаем, осознавая. Вот и прокачка логического мышления, причем механическое решение тут да, самая малоэффективная часть в этом плане наверно.
faoriu
За 10 лет прокачки можно стать экспертом в чём угодно, а после школы берут только в макдак или грузчиком.
0xd34df00d
Эм, в школьной математике именно что из воздуха.
Не из воздуха — это вам в олимпиадные задачки, вот там действительно надо включать голову.
Neikist
Эмм… Может это нам так повезло но у нас как раз учили их составлять из текстовых задачек. Простая деревенская школа. Т.е. сами задачи конечно про коней в вакууме, но текстовые и на их основании нужно было составить уравнения.
З.Ы. Не, просто упражнения на решения готовых уравнений конечно тоже были, но их было может ну чуть больше половины.
И да, вы либо плохо помните себя ребенком либо сами и ваше окружение были специфическими, поскольку по моим воспоминаниям у нас в деревне у детей поголовно даже с элементарным логическим мышлением и математикой проблемы были.
0xd34df00d
Так там тоже по рецепту всё делается. Ну написано не «решите 3 — x = 1», а «у Вани было 3 яблока, он знатно пообедал и у него осталось одно яблоко, сколько яблок он съел»? Но это, опять же, даже нейросеть можно натренировать решать.
Либо это мне в моей первой общеобразовательной школе так повезло, действительно.
А в физмат-школе мы дополнительно изучали начала анализа бесконечно малых (помню, дошли до доказательства формулы Тейлора с остаточным членом в разных видах), топологию (ну там С + В — Г = 2, ручки всякие, всё такое), кусочки теорвера (без всяких Лебегов, конечно), кусочки ТФКП (аж дошли до основной теоремы алгебры). Но составлять СЛАУ мы не тренировались.
Metotron0
Формулы — это еще не понимание. Зазубрить формулу — 10 минут. Понять, почему она такая и что из неё следует, иногда вообще не удаётся. Электродинамика основана то ли на одном уравнении Максвелла, то ли ещё на каком-то втором, но лисно мне так и не далась. Пример более практический: написать new Promise() может каждый, а чтобы правильно внести в свой код использование промисов, одного только синтаксиса не достаточно.
a-tk
Их там 4, и каждая может быть записана в интегральном и дифференциальном виде. Но выводы из неё можно описать, только если появится понимание, что они значат, и человек может их смысл описать словесно. Важно не зазубрить, а осознать.
Metotron0
И я к тому же, помнить формулы — это ещё не понимать физику.
amarao
S=v*?t. После прочтения Пенроуза я с большой опаской отношусь ко всем формулам, в которых есть t.
Дядя, дядя, а что такое время, и как по нему интегрировать, если оно функция от энергии?
a-tk
У любой формулы (как и у любой физической теории) есть область применимости.
Так что не надо пинать Пенроуза зря…
iig
"как по нему интегрировать, если оно функция от энергии?"
Как извлечь корень квадратный из -1 — эта операция сомнения не вызывает? ;)
Интегрирование это математическая абстракция, удачно описывающая некоторые закономерности физики.
amarao
Возможность извлечения корня из -1 определяется тем, было ли комплексифицировано конфигурационное пространство.
А вот с интегрированием по времени в квантовой физике картинка такая, что они считают время абсолютным. А ОТО настаивает, что время является функцией от кривизны пространства-времени, и просто "проинтегрировать по времени" всю систему нельзя.
Драма, драма.
iig
Драма она везде и всегда. Можете представить, как древнеримские математики обходились без дробей ;) То что математический аппарат от одной теории не совсем подходит к другой — что тут странного?
fougasse
Так оно и работает в той же Германии, если не туда свернуть после начальной школы — будет сложнее получить вышку.
0xd34df00d
Эм, но ведь высшее образование и означает узкую специализацию (у нас с 3 курса эта самая специализация уже была).
То есть, да, у нас было немного того же статфиза и квантов, но очень немного, и даже ряд преподавателей считал, что статфиз лишний.
Zenitchik
Зато первые два курса — расширяют возможности настолько, что перестаёшь понимать, как без этих знаний вообще можно жить.
0xd34df00d
Но это не школьный уровень кругозора. У нас не было истории, литературы, географии и даже астрономии.
Zenitchik
Зато была линейная алгебра и мат.анализ. Без них я не мог бы читать сколь-нибудь интересные книги по той же астрономии.
Собственно, знания свойств определителей и умение умножать матрицы — пригождаются примерно повсеместно. Умение интегрировать диф.уры — пореже, но тоже часто.
А без знания как выглядят кванторы — вообще жизни нет.
0xd34df00d
Линал и матан — это базовая грамотность, это умение читать, это как букварь. Но ведь это несравнимо со школьной широтой — в вузе у вас нет
я надеюсьгеографии и литературы.Хотя про обычный вузовский линал с первого курса тоже можно всякое интересное сказать — вам в последующей прикладной жизни как правило, плевать на структуру векторных пространств, на R-модули (у вас были R-модули в курсе линала?) и на прочее всякое такое. Вам важно уметь работать с матрицами и максимум разложить их там как-нибудь (что я, что иронично, напрочь забыл, как делать, хехе).
Zenitchik
Ну я и говорю: уметь перемножать матрицы, обратить матрицу, знать, что получится, если вектор умножить на матрицу, видеть, какие линейные комбинации можно провернуть, чтобы нулевой детерминант остался нулевым. Знать методы решения СЛАУ, но это уже пореже. По матрицам — пожалуй, всё.
Операции над векторами — пригождаются все по списку, но это уже совсем бэйсик-бэйсик.
Наверно, были, но я не помню. Совсем вообще.
Из матана мне лично только диф.уры пригодились.
VBKesha
Идея интересная, только для этого нужно в 6 классе ребенку показать, куда он собрался вляпаться. Я помню свои представления о разных работах в 13 лет, они очень далеки от того что было на самом деле. Хотя я часто бывал и у отца на работе и у мамы. И видел что они делают но ни фига не понимал сколько в это вкладывается сил.
Thomas_Hanniball
Классическое среднее образование (10-12 классов), так популярное на территории СНГ, действительно, нужно не всем ученикам, поэтому вместо того, чтобы всех «стричь под одну гребёнку», нужно просто учеников разделять на классы\группы\потоки в зависимости от успеваемости и жизненных стремлений.
Что-то похожее сейчас реализовано в Германии.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8
Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в так называемой «главной школе» (нем. Hauptschule), где обучаются 5 лет. Основная цель этой школы — подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности.
Ученики со средними результатами идут в «реальную школу» (нем. Realschule) и обучаются там 6 лет. После окончания реальной школы можно устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии.
В гимназии школьник получает образование классического типа. После окончания гимназии даётся аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет.
В специальной школе учатся дети с умственными или физическими отклонениями в развитии. Здесь они получают лишь самые элементарные знания по общеобразовательным предметам и овладевают какой-либо специальностью для дальнейшей работы на производстве.
a-tk
Ну, строго говоря, 9 классов плюс ПТУ у нас тоже никто не отменял.
Thomas_Hanniball
В Германии разделение происходит значительно раньше — после окончания начальной школы (4 класса). 5 класс — это уже начало среднего образования со своими специализациями.
LibrarianOok
Да, мы знаем уже что там всё немного более уныло. Сортировать в пятом классе — «прогрессивная» идея. А теперь немножко живительной правды о том, как устроено образование в Германии на самом деле: vk.com/@128893451-pro-nemeckoe-obrazovanie
Zenitchik
Судя по этому посту, там всё совсем не уныло, а весьма разумно.
LibrarianOok
О том и речь. Просто Томас в своём набросе ловко умолчал о существенных тонкостях.
Metotron0
ВУЗ тоже нужен единицам, но родители стараются пихнуть по максимуму, чтобы открыть как можно больше возможностей, пока есть время на это. Думаю, если старшие классы станут более не обязательными и одобряемыми обществом, детей всё равно будут нк всякий случай в них отправлять.
Лично я с работой определился уже когда ВУЗ закончил, и вузовская специальность мне не подошла, куда уж там про шестой класс вспоминать, если у меня компьютер появился в девятом, и я только тогда узнал, что такое программирование, благодаря школе.
akryukov
В России такое разделение происходит в рамках одного здания. Способных учеников собирают в класс с литерой "а", менее способных — в класс с литерой "б" ну и так далее по алфавиту.
"Специальные" школы для отстающих в развитии тоже есть.
tendium
Не знаю, у нас отличий между а и б не было в этом смысле. Кроме того потом выделили ещё в класс, взяв половину его учеников из а, а другую из б. И в него отправляли вовсе не по способности. Гимназия была, но не думаю, что это имеет значение.
Neikist
Хм, у нас в «Б» классе собирали более склонным к техническим наукам, в «А» к гуманитарным. Причем как то вышло что «Б» класс был и по гуманитарным сильнее.
akryukov
С такой стратегией можно вырастить идеальных винтиков, которых в 14 лет можно отправить на завод. Ради работы живут только рабы. Все эти предложения о ранней профориентации — шаг назад к рабовладельческому строю.
Лично я обеими руками "за" разностороннее образование. Это дает людям необходимую устойчивость во взрослой жизни. Надоела одна работа, прошел курсы — научился другой.
Если же с ранних лет затачиваться на одной профессии, то можно поймать выгорание в 20 лет. Если при этом не иметь кругозора и других интересов — то человек не восстановится после такого выгорания.
Я не уверен, что в реальных школах все хорошо с развитием кругозора, но это не значит, что нужно систему законодательно деградировать до выращивания винтиков.
0xd34df00d
А ради чего надо жить? Ну сейчас хоть узнаю!
И школьное образование в этом поможет? От него к тому моменту мало что останется, да и само по себе оно даёт широту, но не глубину.
Ну, конечно, более усердное изучение географии в школе вместо программирование спасло бы меня сейчас от того, что стрельба по ногам в C++ надоела.
А скорее наоборот: даже такая минимальная широта кругозора, как у меня, дала понимание, что я занимаюсь бессмысленной ерундой и тленом, а это к выгоранию приводит куда быстрее. Не пошёл бы в вуз, не стал бы угорать по всем этим алгебрам и теориям типов, был бы счастливее.
akryukov
Каждый человек все ещё выбирает самостоятельно. Давайте я добавлю в исходное утверждение кванторов, а то вы почему то на себя проецируете и вроде как опровергаете.
Система образования, которая учит всех без исключения людей жить только ради работы, будет производить рабов.
Никуда оно не денется. Речь ведь не о знании конкретных фактов и формул. Школьное образование это знакомство с разными сферами человеческой деятельности. Вы сами говорите, что оно про широту. Именно за счёт широты, отдельный выгоревший человек будет знать что жизнь не кончается, если уйти от нынешней профессии.
Если бы вас изначально затачивали под программирование на плюсах, вы бы просто не знали о существовании альтернатив. То, что лично вы эти альтернативы не используете, совсем не значит что так же будет для всех людей.
То, что вы понимаете что занимаетесь ерундой и тленом, в масштабах системы не является чем то плохим. Вы видимо не на своем месте и у вас есть стимул занять своё. Когда займете, то будете белее мотивированным, а значит более производительным и более полезным чем приунывший кодер на плюсах.
0xd34df00d
Для того, чтобы я про эти альтернативы не знал, меня нужно было бы не только лишить меня среднего образования, но и доступа к телевизору, книгам, интернету и тому подобному.
Серьёзно, это ж какой информационный вакуум должен быть, чтобы не знать про альтернативы! Более того, я уверен, что если вы задумаетесь и подсчитаете, то заметите, что большинство альтернатив вы узнали не благодаря школьным урокам.
ХЗ. Может, лучше на биржах ликвидность обеспечивать или в новостных агенствах помогать новости читать и писать, чем ковырять никому не нужный матан.
akryukov
Почему то вы опять апеллируете к своему опыту. Причем у вас не было (да и не будет) собственного опыта детства без общеобразовательной школы. Думаю вы не можете представить как на самом деле трудно избежать информационного вакуума, если борьба с ним не предусмотрена на государственном уровне. Посмотрите на современные африканские и индийские страны, почитайте рассказы о быте детей в период ранней индустриализации.
Наличие географии и биологии в школе это привилегия, а не бессмысленная трата времени.
Мысль "школа должна знакомить с альтернативами работы" такая же рабская как и мысль "школа должна учить всех без исключения людей жить ради работы".
Разница в оттенках
серого: знакомить с одной работой или с двумя.В наше время работать должны роботы, а люди — заниматься чем-то творческим.
0xd34df00d
И что с ними? Там люди не знают, о том, какие профессии бывают?
Вам не кажется, что разница с африканскими странами и периодом ранней индустриализации не только в наличии широкого кругозора в школах?
akryukov
Наоборот. В странах без обязательного общего образования дети прекрасно знают какие бывают профессии. Более того, они с малых лет работают. Чтобы работать, школа вообще не нужна.
Мягкие игрушки для IKEA шьют люди без образования. В военные годы дети прекрасно справлялись со станками для изготовления боеприпасов.
Точно так же можно в возрасте 11 лет за год научить формошлепству тех, кто хоть немного предрасположен.
Штука в том, что для детей нет разницы. Эти примеры не противоположны друг другу. Насколько я знаю историю, во время ранней индустриализации обязательной школы для детей не было. Почитайте например Джека Лондона. У него есть рассказ о мальчике, который работал упаковщиком, и поймал выгорание в 12 лет. Название рассказа я, увы, не могу вспомнить.
Моя мысль в том, что у общеобразовательной школы вообще нет и не должно быть цели готовить человека для работы. Цель — познакомить с окружающим миром настолько широко, насколько это возможно.
akryukov
Рассказ называется "Отступник".
Zet_Roy
Только тоже самое было и в СССР и сейчас происходит. Только шли на завод после 9 классов и 3 лет ПТУ.
Выбор человека строго ограничен текущем бытием и возможностями. Человек не может вот так просто своим хотением попасть и работать в гугле например.
Это почему же?
Ты говоришь слишком абстрактно. Давай лучше разберем на примерах. Есть строитель, ему надоело работать по своей специальности и он пошел на курсы электриков и там за пол года освоил другую профессию. Зачем этому человеку еще знать математику, физику, химию, худ.литературу, биологию и т.д.? Это ему в жизни не пригодится и эти предметы он не будет применять в жизни, это просто информационный мусор который он когда то там изучил сдал экзамены и забыл.
Выгорание это только у айтишников, если работаешь электриком или строителем там нет никакого выгорания. Я уже выше писал что человеку не составит труда пройти те же курсы электрика или автомеханика.
Ссылку на исследования будут?
Только школьная система как раз таких и выпускает. Какой в этом толк обучать человека тем предметным областям где он не хочет обучатся, пусть лучше будет узконаправленным но хорошим специалистом, нежели будет все так себе знать но ничего практически толкового сделать не сможет.
Neikist
А вот стать писателем или художником например вашему строителю уже не светит, ибо для этого нужно. Да и электриком сомнительно, там физику все же нужно знать, да и математику не помешает.
И нет, выгорания бывают не только у айтишников. Просто остальные часто не парятся и «лечат» выгорание срывами на близких и/или алкоголизмом.
Zet_Roy
Светит, есть обучающие видео, книги, курсы, пусть туда идет. Незачем всех детей мордовать ненужными им знаниями.
Областей физики есть много, электрику нужно знать только некоторые разделы что бы нормально делать свою работу, все остальное это для него рудимент который он позавчера вчера забыл. То что нужно знать электрику умещается на одной странице, не нужно ему учить и знать физику движение планет или квантовую физику, захочет сам узнает если ему это в жизни надо.
Как раз в большинстве своем выгорают айтишники, потому что они часто работают больше 8 часов, потому что капиталисту нужен быстрый результат.
Выгорание не лечится сменой профессиональной деятельности, везде нужно много работать.
LibrarianOok
Shaz
Три класса церковно-приходской школы достаточно всем.
bondeg
В 13 лет стоит наслаждаться жизнью, гулять с друзьями, мечтать. Если, конечно, нет богатых родителей, которые обеспечат стартовым капиталом.
usego
Весьма спорно, на сколько оно «надо», по крайней мере без строгого контроля. Очень велик риск из этих «гулять» вернутся годам этак к 25ти полным балбесом, что повсеместно и наблюдается.
fougasse
Вам сколько будет, если не секрет? И что вы в 13-14 делали(делаете)?
0xd34df00d
Писал код. О том, что в 13-14 это делал, не жалею, да и о том, что в 17 вместо выпускного сидел дома и писал код или на поездку на пьянку на дачу к приятелю взял томик
СартраСаттера и там его даже ночью читал, тоже не жалею.А вот о том, что весна на первом курсе мне вскружила в голову, и я немного хуже заботал линал, чем мог бы, жалею. Но и о том, что у меня была немного неправильная картина мира, и я думал, что надо просто хорошо делать свое дело, а все остальное приложится, тоже жалею.
LibrarianOok
Все писали код, мало у кого «хватило ума» её бросить. Некоторых, правда, выгнали за неуспеваемость, но это совсем другая история, хе-хе. Молодой был, глупый.
lamerok
Тоже писал код в 14 лет, в школе были Корветы, а дома уже ноутбук Шарп, и читал Шкловского, но пьянки не пропускал, одно лето вообще провел на острове(Вера, на озере Тургояк) с однокашниками, кроме каждодневных посиделок и катания пьяными на яхтах делать было нечего больше :).
И точно не жалею об этом. Моё мнение, в мире важно общение и ценность его тем выше, чем больше хороших людей рядом.
Картина мира у вас была правильная, если хорошо делать свое дело, все остальное приложится. Я сужу это как по своему опыту, так, кстати и по вам :).
Ещё ни разу не видел успешного человека, который делает все тяп ляп, либо над ним все ржут(если он блатной), либо его гонят в 3 шеи. И то и другое это провал.
0xd34df00d
В общем, практика показывает, что нет, не приложится. Оказывается, что над прочими вещами тоже надо относительно целенаправленно работать, и от того, что ты хорошо знаешь монадки или завтипы, находить общий язык с произвольной козли… культуры коллегой ты не сможешь, душой компании ты не станешь, да и противоположный пол к тебе не потянется. Нетривиальный вывод, не правда ли?
usego
41. В 13-14 торчал за компом в ассемблере Z80.
nikbond
А кто сказал, что парень не наслаждается жизнью, что у него нет друзей, что он не мечтает?
Более того, он-то как раз мечты воплощает в жизнь, что намного круче.
Surround
Заголовок жёлтый как канарейка. Перейти на семейное обучение это ну никак не бросить школу. Кроме того зачем писать за ребёнка его якобы прямую речь? Неужели он не в состоянии сам своими словами рассказать что и как.
Страсть к технологиям конечно похвальна, но считаю, что родители
могутобязаны в такой ситуации повлиять на текущие приоритеты ребёнка. Кто вырастет к восемнадцати годам? Чудаковатый затворник, но зато с глубоким знанием ООП и ассемблера. Есть же матшколы, различные спецклассы в т.ч. с IT уклоном, в которых можно учиться в кругу таких же талантливых ребят, без ущерба в социализации.MRD000
Мои наблюдения сходятся к тому, что многие родители считают себя и своих детей исключениями из всего мира и поэтому придумывают какие-то методы, которые им пришли в голову. Кто говорит «мой ребенок такой умный, потому что прививки не делали», кто-то «не будем ребенку говорить негатив, ничего не стоит одной детской слезинки», кто-то «мои дети в 16 лет станут предпринимателями, творческий беспорядок — это нормально».
Причем, ракету никто не пойдет собирать без документации и знаний, к примеру. Почему? Потому что обратная связь мгновенная и часто меньше исходных параметров. В отношении с ребенком очень много переменных и сложно сказать какая из них (включая гены) на чем отражается. Но точно можно знать, что недостаток определенных знаний потом может быть сложнее восполнить.
В любом случае, я понимаю многих родителей: читать разные книги по развитию и воспитанию очень муторно, много книжек просто фактически основанных на том же мнении автора, которое может отражать его опыт, но не иметь результата при экстраполяции в более разнообразных ситуациях. Не мало из родителей отражают свой плохой опыт в их детстве тоже. Это естественно.
Странно другое, странно то, что они думают, что их методы, без приведения каких-то статистических результатов, являются положительными, причем даже до появления самого результата (что есть взрослая жизнь).
Касательно программирования, вижу, что в этой статье это подразумевает, как результат какой-то экстраординарный. Хотя, к примеру, в Великобритании программирование в школе начинают в 7 лет, ничего в этом нет необычного. Более того, на своем 25+ летнем опыте в смеси технологий сетей, систем и бизнес функций, я не вижу сейчас программирование, как что-то, что другие люди не могут обрести. Это просто одно из знаний, инструментов, помогающих достичь цели. К примеру, те же ученые пользуются программированием как инструментом.
Школу я лично вижу как опыт общения с другими, который точно потом будет нужен.
Это всего лишь мое мнение, я ни на чем не настаиваю. Просто говорю по своему опыту.
Я не могу похвастаться каким-то результатом в воспитании просто потому, что не настало время. Но что я пытаюсь сделать — это использовать статистически известный опыт. Время покажет.
Кстати, могу порекомендовать одну книгу, на вскидку, Джон Медина «Правила мозга». Что мне понравилось в ней — это обобщение информации по исследованиям со всего мира по развитию ребенка, не просто чье-то эмпирическое мнение.
tgz
Хорошая заявка на победу. Так можно пальму первенства у веганов отобрать.
fougasse
И у анти-прививочников.
iig
Мы в детстве рисовали фломастерами что-то в стиле "Монополии", но с актуальными для нас кастомизациями. Никто не додумался бросить школу и уйти в рисование полей для настольных игр.
Radish
Лайк за рисованную Монополию. Я додумался бросить школу, и даже смог родителей под это дело сломать. Рад ли я этому сегодня, по прошествии 30 лет? Нет.
SovietTwins
Да собственно Говоря статья пронизана тем, что парню давали ВЫБОР. Выбирать что либо и учить ответственности с малых лет — это хорошо. Вообще, как мне кажется, главная проблема образования вообще в том, что никто не объясняет Зачем, тебе нужны те или иные знания. Потомучто сами не знают. И в университете то-же самое. Никто не знает как применить их знания в деле. Лично по мне — если бы мне дали выбор в студенчестве, я бы выпал друге прфилирующие предметы, недели те, которые одобрены министерством образования. Хуже всего было. Что в универе все курсы шли "на опережение". Тоесть (утрированного говоря) нам рассказывали о технике плавания, до того, как мы впервые увидели воду. И в случае данного индивида — он был счастливее многих. Из минусов — школа готовит тебя к жизни в обществе полных дегенератов. Лживых карьеристов и подхалимов. Учит как терпеть самодуров и эгоистов. Без этих социальных навыков — жить тяжелее. Потомучто таких людей в жизни большинство и нужно уметь с ними взаимодействовать, а не избегать их.
Касаемо того, что получится "узкий специалист" — я не соглашусь. Он сдаст ВСЕ программы стандартной школы, а затем — пойдёт учится куда захочет. С точки зрения навыков и умений — он ничем не будет отличаться от рядового школьника.
LibrarianOok
И потому уже несколько статей на хабре, пиарящих прямо или косвенно эту игру? Что тут можно сказать — бросай игры эти и иди уже в вуз, получай нормальную профессию.
KristinaLapLap Автор
Приветствую Вас)))! Здорово, что Вы — один из немногих, кто понял смысл того, что мне хотелось донести. У мальчика действительно был и есть выбор в принятии тех или иных решений, что порождает в нем ответственность. Это касается многих вещей. И это не говорит о его исключительности или особенности его родителей. Это всего лишь один ИЗ вариантов развития событий, который есть у людей в нашем социуме. Но каждый ли готов действительно совершать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него.
Довольно забавно читать комментарии о том, что перейдя на семейное образование, ребёнок не научиться «искать информацию», «не научиться учиться», «не заведёт друзей», «не будет заниматься спортом» или вырастит асоциальным «чудаковатым затворником, но зато с глубоким знанием ООП и ассемблера».
«Взрослые дяди, Вы это серьёзно?» (с) )))
Если ребёнка не пичкать знаниями, то он их самостоятельно ищет и поглощает в гораздо больших объемах, нежели в формате «обязаловки».
a-tk
Любой любознательный ребёнок только выиграет от того, что его будут направлять на формирование целостной картины мира.
pronvit
Не тешьте себя, остальные тоже поняли, просто не согласны с вами.
maxzh83
Когда я заканчивал школу, в моде были юристы и особенно экономисты. Родители старались протолкнуть детей в эту сторону, даже если кому-то несильно нравилось. Но потом оказалось, что юристов сильно много, а экономистов так просто как грязи. А вот айти как раз наоборот, резко выросло.
Я это все к тому, что никто не знает точно, что будет востребовано лет через 10. Всестороннее развитие ровно за тем и нужно, чтобы подготовить к разным вариантам. И, возможно, лишний раз прогулять это не хуже, чем учить ассемблер с C++ в 12 лет.
Radish
видимо, в одно время школу заканчивали, я может чуть раньше. В жизни пробились не те, кто книги зубрил, а те, кто качал навыки общения. Так что сегодня я ставлю на «погулять», а потом ассемблер. Роль родителя не допустить неконтролируемого загула.
Zenitchik
Увы, "погулять" — не прокачивает навыки общения. Все гуляли, но не все пробились.
Zenitchik
И именно поэтому более умные родители понимали, что через 5 лет рынок этого труда будет пересыщен.
maxzh83
Очень удобно об этом рассуждать постфактум.
Zenitchik
Об этом мои родители и я вместе с ними рассуждали не постфактум, а как раз, когда мне нужно было ВУЗ выбирать.
nikbond
Айти в моде уже лет 15, но рынок почему-то все еще не перенасыщается.
a-tk
Но делать массово на это ставку может оказаться не самой выигрышной стратегией.
Areso
Где как.
В России, особенно в регионах, взрывной рост пошёл только после того, как национальная валюта девальвировалась в два раза.
У соседей похожая же петрушка, только с поправкой на то, что больше зарубежных заказов, чем с внутреннего рынка.
centralhardware
Когда родитель решает за ребёнка что ему делать (а тут именно так и никак иначе), то шансы на то что в 20 лет ребенок не будет считать это решение худшим в его жизни очень низки. ИМХО
Sioln
Минусующие, обоснуйте свою позицию. Мой жизненный опыт поддакивает словам выше.
Не худшее решение, но самостоятельно я пошел другой линией (айтишника, а не моряка). Уверен, что мне так лучше.
Wizard_of_light
Очень сильно зависит от родительских скиллов воспитания и склада личности ребенка. Ну и святой рандом тоже нельзя списывать со счетов. Я встречал людей шести типов:
а) родители были пофигистами, ребенок вырос, спился и ругает родителей за то, что мало пороли в детстве;
а1) такой же как а), но таки неплохо устроился в жизни. Считает, что устроился бы лучше, если бы родители уделяли ему больше времени;
б) родители были пофигистами, ребенок всю жизнь занимался любимым делом и ужасно благодарен родителям, что не мешали;
в) родители были строгими, ребенок вырос, сменил профессию на более любимую и ругает родителей за то, что заставляли заниматься всякой фигней;
в1) такой же как в), только успешно продолжает заниматься всё той же фигней. Но родителей ругает всё равно;
г) родители были строгими, ребенок занимался чем скажут, занимается до сих пор и ужасно благодарен родителям, что наставили на правильный путь.
Radish
а равно верно и обратное, очень большая вероятность, что ребёнок выскажет родителю «А почему ты меня не заставлял, ты же был опытнее, а я ничего не смыслил ещё». Так что тут верного выбора нет, здесь верность определяет результат. И результат, кстати, может неоднократно меняться на противоположный
centralhardware
Родители как правило хотят видеть детей такими, как им хочется, но у ребенка есть и свой взгляд на то, что он хочет делать. Примеров завались, когда отдавали детей на боевые искусства, а потом дети отдувались всю жизнь со всякими переломами и таких ситуаций миллион. Я так же могу сказать, почему не настояли мои родители, чтобы я ходил и занимался на трубе? но все таки посмотрим правде в глаза, это принесло бы пользу, только если бы мне предложили продолжить когда я уже был в более сознательном возрасте чем шесть лет и понимал бы куда лучше зачем вообще мне нужна эта труба и не потому, что мне шестилетнему давали выбрать игрушку в соседнем магазине.
0xd34df00d
Эта претензия какая-то бессмысленная.
thestatistic
Это все замечательно. А чего ребенок хочет, просто стать программистом? Ну он им станет до 20 лет. Что дальше, в контору на дядю?
В школе много лишнего. Много учения, мало практики. Но школа учит учиться. Учиться чему угодно. Учиться широко, чтоб потом сфокусироваться. А не наоборот.
Если садить дерево, приступая к практике, вы погубите много саженцев. И еще больше — времени, чтобы понять это.
И еще что касается детских садиков. Я считаю, это обязательно и чем раньше — тем лучше. Как минимум иммунитет и социальные навыки. Хотя бы на полдня. И пусть развивалки по желанию, а с трех лет спортом заниматься нужно однозначно.
Metotron0
Сто плохого в дяде и конторе? Не все ведь настроены быть директорами. Если каждый пойдёт открывать ИП, кто будет код писать?
Это как с вёрсткой, я часто встречаю людей, которые её ненавидят, а мне же нравится. Так что, нет одного верного мнения в том, кем работать.
0xd34df00d
А почему нет? Мне в 17 лет предлагали идти писать код на хорошую зарплату. И если бы я пошёл туда, а не в вуз, то был бы даже, наверное, счастливее и целостнее.
И сейчас, после вуза, я тоже работаю на дядю, так что в чём разница?
Не соглашусь. В [обычной] школе мало учения, а много зубрёжки. И школа не учит учиться, в школе подают трижды пережёванный материал. Нет самостоятельной работы, нет самостоятельного ресерча.
akryukov
Уметь проводить самостоятельный ресерч != уметь учиться. Вы говорите о навыках проведения научных исследований, которые в системе образования люди получают вместе с высшим образованием.
Что конкретно не так с "трижды пережеванным материалом"? Если вам потребуется научить всех без исключения детей некоторым базовым вещам, то вам придется трижды пережевывать материал. Если лично вам повезло с соображалкой, то это не значит, что всех остальных нужно обучать на одном уровне с вами.
0xd34df00d
Нет, я говорю о куда более базовом и локальном, что ли, навыке «понять, что непонятно в данной конкретной теме», а также «уметь работать с текстом самостоятельно», «уметь искать источники», «уметь понимать пробелы и выстраивать план по их устранению». До академического ресёрча от этого как до Луны.
Всё так, ровно по тем причинам, которые вы пишете дальше. Просто учиться он не учит.
akryukov
Умение работать с текстом это вроде как литература и история. Умение искать недостающие знания тренируется на всех предметах, где нужно готовить рефераты.
Я вообще к тому, что "уметь учиться" это некое множество навыков, которое каждый человек определяет по-своему. При этом часть навыков можно получить в школе, а часть — нет. Если привлечь формальную логику, то школа не даёт умение учиться, так как не даёт всех этих навыков целиком. Но если рассмотреть повнимательнее, то в школе все же развиваются какие то отдельные навыки из этого множества.
Не могли бы вы более точно сформулировать что именно включает в себя "умение учиться", чтобы дальше спорить предметно?
0xd34df00d
Возможно. В идеале (хотя непонятно, чем учебник по истории лучше учебника по физике с точки зрения работы с текстом, скажем). На практике в общеобразовательных школах это «угадай, что хотел услышать учитель в ответ на вопрос о том, что хотел сказать автор» и «вызубри N дат без какого-либо понимания и анализа причинно-следственных связей» соответственно.
Я уже написал выше, для данного треда этого ИМХО более чем достаточно, формально доказывать на идрисе мы тут вроде ничего не планируем.
akryukov
Это избыточность системы, которая предусмотрена для отказоустойчивости.
Если у вас есть 10 дисциплин, в которых предусмотрена работа с текстом, то в среднем вы получите удовлетворительный результат, если 8 из 10 учителей будут негодными.
Если бы навык работы с текстом был бы только на одной дисциплине и по ней бы попался плохой преподаватель, то от этого пострадали бы все кто учится.
iig
От учителя зависит.
Как справиться со школой (зубрить, чтобы хвалили, получать тройки, чтобы отстали, забить, потому что неинтересно) — даже на этом уровне каждый находит способ самостоятельно.
Zenitchik
Ну, ещё можно читать материал, потому что интересно, и тогда не приходится зубрить, потому что само запоминается.
А по тому, что не интересно — среднее арифметическое оценок считать и вовремя подучивать на недостающую пятёрку.
Radish
Первое, никто не знает, как и чем он хочет заниматься, просто в силу того, что он не пробовал. Второе вытекает из первого-чтобы был шанс что-то изменить в последствии, надо иметь широкую базу, которую даёт как раз начальное и среднее образование. Невозможно в школе решить, что ты будешь IT и долбить в эту сторону, отринув биологию и химию. Да тупо глазки могут подвести и привет, тебя неудержимо потянет в плавание, например. Или в кинологи, потому что сосед возьмёт себе такую классную собаку, что жизнь твоя перевернётся.
Пока ты молод, тебе кажется возможным всё, и на всё есть время, чтобы исправить. Ты прожил 20 лет, из них 10 вообще ничего не догонял, а впереди ещё 40, т.е. в 4 раза больше. И вроде ты можешь ещё минимум 4 раза перевоплотиться — авотбуй. Нет у тебя этих 40 и возможностей перекраситься всё меньше, как и времени. «Стать программистом после 40 за 50 тысяч рублей» не получится, это не про твои возможности, это про твои деньги, которые у тебя надо изъять, под кризис 40 лет
Radish
Перечитал, на всякий случай, статью трижды. Причина в том, что у самого трое, и старшая как раз в том возрасте, когда уже сама хочет определяться по жизни.
От статьи 100% уверенность, что пишет это родитель, скорее всего, «продвинутая» мама, цель статьи убедить саму себя что сделала правильно. Это не история мальчика, как он её видит, а история мамы, которая сильно сомневается в своих решениях и ищет поддержки своим действиям.
ИМХО, конечно.
KristinaLapLap Автор
К сожалению, Вы сильно ошибаетесь… Всё, что написано от имени ребёнка в этой статье, написано именно Димой. Видимо удивляет то, что ребёнок может так грамотно излагать свои мысли и события. Но Вы ведь и не обратили внимание на тот факт, что мальчик полгода писал код, довёл игру до конца и выложил её в маркет, чему он так много уделил внимания в своих ответах.
По поводу мамы))) Посмотрите на моё фото в профиле))) Не кажется ли Вам, что 25-летняя «мама» слишком молода для такого взрослого ребёнка?))) Дима — сын моего мужа от его первого брака. Поэтому часть статьи о воспитании ребёнка записана мной именно со слов моего супруга.
При этом, написать эту историю парней, моя идея, так как я являлась уже свидетелем того, как Дима перешёл на семейное образование, и весь процесс его работы над CubenatiKом я наблюдала лично. Чем собственно и вдохновилась)…
И, конечно, очень приятно, что Вы три раза прочитали статью и оставляете Ваши неравнодушные комментарии)!
a-tk
Похоже что здесь получилось два передаточных звена — это куда хуже, чем мама уникума…
dudolin
Мне одному кажется, что это написано взрослым?
Radish
почему кажется, так и есть
myxo
Кажется, что у статьи такое количество минусов из-за названия. Извините, но уж слишком похоже на заголовок какой-то желтой газеты, рассказывающий о ребенке, который плюнул на все и на всех, отказался от школы и заперся, чтобы заниматься чем-то странным.
На деле же в статье о переходе на домашнее обучение, в ходе которого была написана игра. В такой формулировке уже нет ничего ужасного. Более того, это хоть и не распространенная практика, но примеры есть. И для некоторых детей это действительно объективно лучше. Но стоило бы акцентировать на том, что это решение не для всех (если это не подчеркнуто, при чтении мы часто думаем что это общее решение, в том числе для наших детей. Глупо, да, но так уж работает человек).
А так хорошая история. Хотя конечно, куда интереснее услышать её продолжение через несколько лет.
atri1
(я минуснул)человек до 18 не может принимать никаких решений, это тыщу раз доказано
пиар детишек гениев-ложь их родителей, если у них есть финансы то сразу на телек идут, очевидно почему такое никому не нравиться в около технических кругах
в этой статье чушь и ложь, которая противоречит здравому смыслу
П.С пролистал тему, автор темы на ВЫ общается в интернете в ультра пафосной форме… диагноз ясен кароче
iig
Гайдар (Аркадий), говорят, в 15 лет полком командовал… Люди все разные, некоторые и к 40 решения принимать не умеют.
skyblade
Если хотелось рассказать об игре и технических решениях, то как-то совсем не рассказали, а если поговорить об образовании, то есть mel.fm Да простит меня НЛО за ссылку на другой ресурс, но, про образование именно там, а не здесь.
UPD: Так-то парниша молодец и я очень рад, что хоть у кого-то получается так вот в детстве заниматься тем, что интересно, а не принудиловкой всякой.
Mishootk
Образование в школе (не в индивидуальной изолированной среде) помимо прокачки себя знаниями учит формулировать ответы, чтобы они были понятны не только себе. Также происходит процесс сравнения своих решений с решениями одноклассников. При разборе ошибок демонстрируются как лучшие так и худшие решения. Подключается механизм обучения основанный на состязательности. Ну и про социализацию тут уже говорить нечего, очевидный момент.
Очень старый фильм "Близнецы" с Арни и Де Вито. Хотелось бы посмотреть на несуществующее продолжение. Весь фильм в "звоночках" для внимательного родителя.
colscy
Странная тенденция минусовать публикации тех людей, которые описывают свой поиск, нестнадартный путь и попытку по своему осмыслить явления жизни.
kommari
Сейчас что-то стало очень популярно детей затягивать в ИТ пораньше. Почему-то никому в голову не приходит перестать ходить в школу в пятом классе, чтобы сосредоточиться на карьере нейрохирурга, авиамеханика, КВС, или повара. Но вот в случае программиста детей начинают водить на всякие кружки начиная с дошкольного возраста. На мой взгляд очень тревожный звоночек.