Сейчас, согласно закону «О защите конкуренции», под действие антимонопольного законодательства не подпадают результаты интеллектуальной деятельности, к которым, в частности, относится программное обеспечение. То есть IT-разработчик может устанавливать произвольную цену на свои продукты, на него не распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением и на участие в антиконкурентных соглашениях.

В феврале ФАС обнародовала проект поправок в закон «О защите конкуренции», который лишает разработчиков этого иммунитета, распространяя антимонопольное законодательство на компьютерные программы и базы данных.




Как сообщает РБК, представители крупнейших российских ИТ-компаний обратились в Минцифры с просьбой не поддерживать поправки. В обращении сказано, что «законопроект ФАС — это удар по отечественным разработчикам, поскольку сейчас они могут выбирать партнеров по необходимым компетенциям и выстраивать многоуровневые партнерские каналы». Если же законопроект ФАС будет принят, такие действия разработчиков будут автоматически считаться противозаконными, независимо от наличия или отсутствия вреда.

«Сложные продукты для цифровизации бизнеса, как правило, требуют внедрения, кастомизации, поддержки от квалифицированных интеграторов, хорошо разбирающихся и в софте, и в предметной области, в бизнес-процессах клиентов. Если интеллектуальная собственность подпадет под регулирование ФАС, то для конечных частных потребителей цены могут стать немного ниже, но такое снижение будет кратковременным и сменится ростом, либо продукт просто уйдет с рынка, потому как для разработчиков это однозначно повлечет сокращение доходов и возможностей для инвестиции в разработку нового ПО», — заявил глава АПКИТ Николай Комлев.

С ним согласен и руководитель отдела продвижения экономических программ 1C Алексей Харитонов: «Это те самые квалифицированные, высокооплачиваемые рабочие места, терять стране которые нецелесообразно. Пострадают и уровень, и скорость развития цифровой экономики, и собственно рыночность экономики, которую должен бы защищать и развивать ФАС».

Но с ними не согласна ФАС:
«Наличие иммунитета создает необоснованные преимущества правообладателям, злоупотребляющим своими правами, в ущерб развитию конкуренции на товарных рынках России, не позволяет применять механизмы антимонопольного реагирования в тех случаях, когда в зарубежных странах именно они являются эффективными инструментами обеспечения баланса охраняемых ценностей конкуренции и интеллектуальной собственности».

Кроме того, Служба предложила ввести новые ограничения, среди которых — запрет для разработчиков, занимающих доминирующее положение, навязывать невыгодные условия договора или давать необоснованный отказ от заключения соглашения, если они влияют на конкуренцию на рынке.

ФАС также апеллирует к тому, что в Гражданском кодексе существует прямое исключение применения антимонопольного законодательства к действиям и соглашениям с использованием результатов интеллектуальной деятельности, что противоречит международному праву, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе. «Это создает риски монополизации рынков, преимущества иностранным правообладателям и дискриминирует российских правообладателей», — считает начальник правового управления ФАС Артем Молчанов.