Cтэнфордский курс CS183B: How to start a startup. Стартовал в 2012 году под руководством Питера Тиля. Осенью 2014 года прошла новая серия лекций ведущих предпринимателей и экспертов Y Combinator:
[ 1-3 ] Стартап и его команда: Y Combinator и Facebook
- Сэм Альтман и Дастин Московитц: Как и зачем создавать стартап?
- Сэм Альтман: Как сформировать команду и культуру стартапа?
- Пол Грэм: Нелогичный стартап.
[ 4-7 ] Growth Hacking: Homejoy, PayPal, Palantir и Wufoo
- Адора Чьюнг: Продукт и кривая честности;
- Адора Чьюнг: Стремительный рост стартапа;
- Питер Тиль: Конкуренция – удел проигравших;
- Питер Тиль: Как построить монополию?
- Алекс Шульц: Введение в growth hacking [1, 2, 3];
- Кевин Хейл: Тонкости в работе с пользовательским опытом [1, 2].
[ 8 ] Масштабирование: DoorDash, Teespring, KiKo и Justin.tv
- Стэнли Тэнг и Уокер Уильямс: Начинайте с малого;
- Джастин Кан: Как работать с профильными СМИ?
[ 9 ] Как привлечь инвестиции: Andreessen Horowitz, Ron Conway и Zenefits
- Андрессен, Конуэй и Конрад: Что нужно инвестору;
- Андрессен, Конуэй и Конрад: Посевные инвестиции;
- Андрессен, Конуэй и Конрад: Как работать с инвестором.
[ 10-11 ] Культура компании: AirBnB, Sequoia Capital, Pinterest и Stripe
- Брайан Чески и Альфред Лин: В чем секрет культуры компании?
- Бен Сильберман и братья Коллисон: Нетривиальные аспекты командной работы [1, 2].
[ 12 ] Разработка B2B-продуктов: Box
- Аарон Леви: Разработка B2B-продуктов.
[ 13-15 ] О руководстве и сотрудниках: LinkedIn, Khosla Ventures, Scribd, Andreessen Horowitz
- Рид Хоффман: О руководстве и руководителях;
- Рид Хоффман: О лидерах и их качествах;
- Кит Рабуа: Управление проектами;
- Кит Рабуа: Развитие стартапа;
- Бен Хоровитц: Увольнения, повышения и переводы по службе;
- Бен Хоровитц: Карьерные советы, вестинг и опционы.
[ 16 ] Работа с пользователями: Twitch
- Эммет Шир: Как проводить интервью с пользователями;?
- Эммет Шир: Как в Twitch разговаривают с пользователями.
[ 17 ] Проектирование продуктов: Jawbone
- Хосейн Рахман: Как в Jawbone проектируют hardware-продукты;
- Хосейн Рахман: Процесс проектирования в Jawbone.
Хосейн Рахман: Спасибо за приглашение, Сэм [Альтман]. Мы с Сэмом давно знаем друг друга. Мы познакомились, когда Сэм еще только начинал свой бизнес. Он попросил меня рассказать о том, как создается наше оборудование.
Я хотел бы немного рассказать о Jawbone: чем мы занимаемся, как смотрим на мир и чем руководствуемся при создании своих продуктов. Затем я перейду к описанию процессов проектирования и разработки, а также расскажу, как мы их совмещаем и как меняем представление о категориях продуктов.
Мне всегда нравится начинать с описания наших взглядов на вещи. Мы смотрим на мир так, будто находимся в гуще технических новшеств, практически невидимых для пользователя с точки зрения функционала. Мы разрабатываем свои продукты уже более 10 лет, и нам кажется, что сейчас речь идет не столько о дизайне, сколько о красоте. Наш продукт находится на стыке техники и красоты. И наша цель – помочь людям улучшить свою жизнь с помощью технологий.
Говоря простым языком, мы работаем в области, связанной с «Интернетом вещей». Мы работали в ней даже до того, как появилось это название. У нас есть множество «умных» устройств с высокой производительностью, которые взаимодействуют с окружающим миром при помощи сенсоров и анализируют различные показатели. Они «общаются» между собой по беспроводной связи и взаимодействуют с вами.
Мы [Хосейн и другой сооснователь Jawbone, Александр Ассейли – прим. перев.] отправились в это путешествие очень рано, прямо из университета, где мы разрабатывали технологическую базу. На ее основе мы решили производить товары широкого потребления.
Первым таким товаром стала гарнитура. Она играла роль носимого компьютера. Именно тогда мы начали задумываться о разработке носимой электроники. Позже мы занялись производством беспроводной акустики, использовавшей технологию Bluetooth.
Расскажу об этом чуть позже. Не так давно мы сосредоточили свое внимание на производстве гаджетов для отслеживания своего здоровья, использующих сенсоры (как и в первом поколении наших гарнитур) для считывания различных показателей.
Мы работаем в этой сфере достаточно давно, и нам кажется, что в ней все несколько запутанно. «Интернет вещей» подразумевает «умные», связанные между собой технологии, для каждой из которых разработано свое приложение. Однако это не значит, что пользователь легко сможет к ним адаптироваться. Для микроволновки, холодильника, автомобиля, приставки Xbox, «умной» системы безопасности вашего дома – для каждой «вещи» разработано свое приложение, но они не взаимодействуют друг с другом. И это сбивает пользователя с толку.
Мы считаем, что крайне необходимо все систематизировать. Для нас это важнее всего, и этим принципом мы руководствуемся при создании своих продуктов, предоставляющих новые возможности. Мы следим за тем, куда движется весь мир. Если мы все станем жить в мире «Интернета вещей» – что сейчас и происходит – то систематизация будет просто необходима, чтобы пользователь понимал, как нужно работать с такого рода сервисами. И мы считаем, что именно здесь больше внимания начинает уделяться не столько самому продукту, сколько каждому отдельному пользователю.
Когда речь идет о портативных устройствах, таких как очки Google Glass или часы Apple Watch, мы придерживаемся следующего мнения: если вы носите с собой устройство 24 часа в сутки 7 дней в неделю, оно должно «понимать» все, что происходит вокруг. Мой телефон не всегда при мне: он может находиться в кармане моей куртки или на зарядке. Но я постоянно ношу браслет Up. И он постоянно отслеживает мой пульс, частоту дыхания и многие другие показатели.
Однако, тут важен вопрос контекста: например, я могу сказать своему термостату Nest, жарко мне или холодно. Но если я скажу, что мне жарко, устройство не сможет понять, болен ли я, занимался ли я спортом или же это связано с высокой температурой на улице. Таким же образом я могу «сказать» своему «умному» автомобилю, что хочу спать или я чем-то взволнован. Нам кажется, что мир движется именно в этом направлении. И портативные устройства станут главным элементом при реализации «умных» и связанных между собой технологий. Мы стараемся следить за тем, к чему все это приведет, и как все это будет работать. Это основной принцип, которым мы руководствуемся при создании новых продуктов.
Для того чтобы воплотить такую концепцию в жизнь, фактически нужно быть экспертом во всех областях. Таких людей называют full-stack разработчиками. Мы должны быть мастерами в создании техники, потому что люди будут постоянно ее использовать. Ее нужно носить 24 часа 7 дней в неделю, так как в противном случае все, о чем я рассказываю превратится в сплошные иллюзии.
По сути, нельзя создать сервис, которым будет пользоваться много людей, который будет снабжать вас необходимыми данными и учтет все аспекты вашей деятельности, если не начать с разработки качественных аппаратных технологий.
Поэтому мы всегда начинаем с этого: предоставляем владельцам наших продуктов невероятный пользовательский опыт, поддерживаемый соответствующим ПО. Мы выросли до экспертов мирового уровня и в области разработки приложений. Кроме того, мы должны быть мастерами своего дела и с точки зрения сохранения лояльности клиентов, как Instagram или WhatsApp.
Что касается данных, то мы должны знать, как использовать большой объем имеющейся у нас информации. Нам необходимо понимать, как ее обрабатывать и использовать для удовлетворения нужд пользователей. На самом деле, мы видим себя на пересечении трех равноправных областей: аппаратного обеспечения, ПО и данных.
И наша задача – раскрыть все возможности той техники, которую вы носите, которая знает, что происходит вокруг, и взаимодействует с окружающим миром. Это ключевой компонент нашей деятельности. Этим мы отличаемся от большинства других компаний, и поэтому нам нужно работать во всех направлениях.
Нам было нелегко все это совместить, потому что люди, которые достаточно хорошо разбираются в механике, электротехнике и при этом знают, где эти области пересекаются, как правило, не так сильны в разработке приложений и сервисов. Это совсем другое направление, и оно требует наличия совершенно иного набора навыков.
Когда мы только начали совмещать два этих вида деятельности, мы столкнулись с необычной проблемой в компании. Наша команда разработчиков привыкла работать очень быстро, в то время как для создания техники требуется много времени, так как каждый этап должен быть тщательно спланирован. На разработку устройства может уйти 16 недель и более. Здесь нельзя все быстро настроить и сразу взять продукт в работу.
Было интересно наблюдать за тем, как в ходе совместной работы разработчики оборудования научились справляться со своими задачами быстрее. Программисты больше задумывались об опыте использования перед фактическим запуском, вместо того чтобы быстро что-то выпустить и провести A/B-тестирование. Более того, наши аналитики стали предоставлять нам больше информации для принятия правильного решения.
Так каковы наши взгляды и как мы создаем свои продукты?
Как мы меняем отношение к категориям продуктов? Прежде всего, во всем мы используем системный подход. Мы не мыслим о разработке оборудования, приложений и платформ как о дискретных процессах. Мы пытаемся разглядеть общую картину.
Приведу пример с браслетом Up. В него встроено несколько сенсоров, считывающих показания нашего организма. По определенным алгоритмам он передает данные в телефон, на котором установлено специальное приложение; датчики используются и в телефоне. Телефон же поддерживает связь с облаком, куда отправляется вся информация и где она затем анализируется. После этого в работу включаются тысячи разработчиков, использующих тысячи различных приложений, и тоже стараются улучшить пользовательский опыт. Чуть позже я вернусь к теме системного мышления.
Что собой представляет сам процесс разработки?
Забавно, но мы нечасто об этом рассказываем. Мы стараемся держать это в тайне, потому что я знаю, что мы в прямом эфире. Я рассказываю об этом впервые. Сам процесс довольно размеренный. Он выглядит примерно так, как показано на графике.
Из него видно, что на стадии исследования мы действуем довольно спонтанно. Затем мы начинаем оценивать свои идеи и развивать их дальше. И в итоге после этого разрабатываем продукт. Запускаем его и поэтапно двигаемся вперед. Так в целом выглядит весь процесс. Опишу подробнее каждую из стадий.
Стадия исследования очень нестабильна. Она творческая. Мы думаем о том, как будет меняться мир, какова будет наша стратегия, что будет значить наш бренд. Приходится включать воображение: «Как я собираюсь изменить [англ. disrupt] индустрию, в которой работаю? Каким мне видится будущее?»
Процесс, как нам кажется, похож на научную работу. Мы начинаем творить на основе вдохновения и случайных идей. Мы стараемся создать что-то стоящее, ведь зачастую компании не могут преодолеть эту стадию.
Затем мы проводим первичный анализ. Я обычно говорю: «Слушайте, сейчас нам нужно взять каждую идею и попытаться ее обосновать, как делают в процессе написания диссертации». Вы делаете выводы на основе полученных данных о том, куда нужно двигаться дальше и что нужно будет делать. Вы обрисовываете план работы.
После завершения этой стадии мы переходим к стадии разработки концепции. На этой стадии мы уже начинаем думать о пользовательском опыте и о том, что возможно в принципе. Это очередная возможность для инновации на конкретном уровне: «Как нам воплотить нашу идею в жизнь и как мы «продадим» этот опыт? Как мы расскажем свою историю?»
После этого мы составляем программу и переходим к стадии планирования. Здесь мы говорим себе: «Итак, мы делаем то-то и после этого запускаем продукт. Обратной дороги нет». Какой выбор у нас имеется среди тех идей, которые мы хотим реализовать, и в каких условиях мы находимся? Каковы наложенные на нас ограничения? Мы начинаем анализировать имеющиеся у нас альтернативы и думаем, как собрать все воедино.
Затем мы переходим к стадии разработки продукта. Это некий промежуточный этап, в котором задействованы узкоспециализированные отделы компании.
Затем производится запуск продукта. Вы узнаете что-то новое, выслушиваете мнения пользователей, начинаете представлять, насколько их мнения соотносятся с вашими предположениями: «Чего мы достигли? Чего не достигли? Чему мы научились у наших пользователей? Как это меняет нашу концепцию?» И затем повторяем все с самого начала. Так выглядит общая картина.
Стадия исследования
Она сильно напоминает процесс творческого поиска. Большое значение имеют так называемые «демо-пятницы», когда у сотрудников есть возможность продемонстрировать свою работу в виде презентации. Нам кажется, это отличный способ дать общее представление о продукте, который окружающие могут испытать и высказать свое мнение.
Определенную роль, естественно, играют хакатоны. Они предоставляют много данных, от которых потом можно отталкиваться. Их организует наш отдел стратегического развития, который обычно называют исследовательской группой. Участие также принимают инженеры и разработчики. Но они, как правило, держатся в тени и лишь следят за результатами исследований. Руководство компании на этой стадии скорее задает направление дальнейшей деятельности. Оно подсказывает возможные решения, говоря: «Подумай-ка вот над этим» или «А это пробовали? И как это работает?»
На этой стадии перед тем, как перейти к следующему этапу, мы (как при выдаче инвестиций) спрашиваем себя: «Дал бы я этому парню 50 тысяч?»
Дал бы я ему 50 тысяч на то, чтобы он пошел и протестировал все, что можно с этим сделать? Окончательное решение принимается вашим главным инженером (CTO). Он видит ситуацию изнутри и говорит: «Знаешь, мне нравятся отзывы. Попробуйте это реализовать. Посмотрим, что из этого выйдет».
Дальше мы переходим к стадии анализа. Здесь начинается самое интересное. Ею также руководит наша исследовательская группа, но фактически они выслушивают идею и говорят: «А как работает вот это? Мы устраиваем совещания с группами специалистов более широкого профиля. Мне нужно представить результаты и, прежде всего, выяснить, почему это сработает. Так почему это должно сработать?»
Тут начинает формироваться важнейший элемент в нашей компании, который мы называем WHYS [от англ. why – почему]. Определить почему мы занимаемся тем, чем занимаемся. Почему стоит этим воспользоваться? Какая решается проблема? В дальнейшем мы еще об этом поговорим.
Первичный анализ
Этот этап также контролируется исследовательской группой, но теперь в игру вступает наша команда промышленных дизайнеров и несколько участников проекта, которые ищут ответы на следующие вопросы: Как нам воплотить эту идею в виде некоего устройства? Как оно будет взаимодействовать с другими компонентами системы?
Команда UX-специалистов все еще ориентируется на основные принципы и схемы, но продукт становится все более реальным, по сравнению с началом процесса: «Итак, как нам его создать? Сколько он будет стоить? Какой бюджет следует на него выделить?»
На данном этапе мы начинаем реально оценивать, сможем ли мы разработать такой продукт. Нужно ли нам дожидаться поставки батарей? Нужно ли нам ждать, пока появится другая инновация? Стоит ли нам ждать чего-либо в принципе с точки зрения нашего бюджета? Какие перспективы есть у данного бизнеса?
Затем мы начинаем делать эскизы, и тут я и принимаю окончательное решение: «Сейчас мы можем реализовать эту идею и вывести продукт на новый уровень».
Стадия разработки концепции
Здесь ответственность перекладывается с исследовательской группы на плечи так называемой команды UX-специалистов. Под пользовательским опытом мы понимаем то, что обычно называют дизайном. Начиная с промышленного дизайна и дизайна приложений и заканчивая работой с аудио и всем, что имеет отношение к пользовательскому опыту.
В этой команде работают и специалисты по сторителлингу. С нами работают такие промышленные дизайнеры, как создатели Genius. У нас есть потрясающие дизайнеры приложений, графические дизайнеры и так далее, и все они работают в одной команде – команде специалистов по UX. Их цель – сделать нашу компанию уникальной.
На этом этапе именно они включаются в работу и проверяют наши WHYS. Они думают о том, что можно реализовать. И в результате возникает много идей и инноваций в процессе размышления над тем, как будет создаваться наш продукт. Мы спрашиваем себя: «Что самое важное в нашем продукте? Какие проблемы он решает? Что нам нужно будет для этого сделать? Чего ждут окружающие от продукта?» Мы называем эту команду «Мастерами пользовательского опыта».
На этом этапе мы уже начинаем отвечать на свои WHYS, о которых я расскажу далее. В чем отличие такого подхода от подхода конкурентов? Каков должен быть результат? Мы не любим концентрироваться на чем-то одном. Нам нужно видеть более общую картину. Это одна из составляющих опыта создания чего-либо. Мы смотрим на то, куда движется весь мир, и в соответствии с этим решаем, какими средствами мы придем к нашей конечной цели. В этом заключается смысл поэтапного плана работы. Как я уже говорил, в нашей команде окончательное решение принимается мной, и тогда я говорю: «Итак, теперь мы переходим к следующей стадии».
Есть еще кое-что интересное. Приведу пример. Иногда мы проводим ускоренные программы. Например, на одном из этапов создания Jambox мы решили, что не будем переходить к следующей стадии, и перешли сразу к стадии разработки, потому что хотели поскорее запустить продукт. Нам нужно было его протестировать и очень быстро вывести на рынок. Так что мы можем отклониться от своего плана и ускорить процесс, перестроив стратегию.
Стадии планирования и разработки
Команда UX-специалистов передает свои полномочия менеджерам по выпуску нового продукта, которые составляют полноценный бизнес-план. Они решают, когда нужно произвести запуск продукта, и определяют цикл выпуска ПО. По сути, они занимаются прототипированием. Они рассматривают все возможные альтернативы: «Мы хотим создать вот это. Мы этого сделать не можем, но можем сделать так-то, чтобы пользователь получил такой-то опыт. Если понадобится, мы задействуем все свои мощности». Здесь мы начинаем принимать решения и смотрим, что получается. На этой стадии нужно успеть справиться сразу с несколькими задачами.
Основную работу выполняют специалисты по продукту. Здесь же мы собираем все воедино и спрашиваем себя: «Достаточно ли задач будет выполнено после этого? Достаточно ли будет этого функционала?» Ведь ясно, что мы начинаем с огромного списка идей, которые можно реализовать. В процессе мы убираем лишнее и смотрим, достаточно ли этого для достижения того минимума, который нам необходим.
Наконец, мы переходим к стадии разработки, которой продолжает руководить команда специалистов по продукту. Здесь мы начинаем по-настоящему углубляться в детали. На этом этапе принимается решение о создании продукта и начинается процесс разработки. У нас есть свой график работы и выбранный способ поставки продукта. Группа разработчиков продукта решает, как мы должны действовать: как мы будем привлекать пользователей; какие будут сделаны нововведения; что нужно будет откорректировать; что нужно сделать, чтобы воплотить наши идеи в жизнь.
Нам повезло, что мы получили много положительных отзывов о наших продуктах. Мы прикладываем много сил и уделяем кучу времени деталям в процессе разработки концепции и самого продукта. И именно эти мелкие детали вызывают у пользователей необыкновенные впечатления.
Например, когда вы включаете Jambox, то слышите такой классный звук «Woo!» На то, чтобы создать такой эффект, ушло несколько месяцев. Мы поработали с различными звукооператорами, чтобы создать этот звук, и каждый раз, когда кто-то включает Jambox, я вижу, как люди улыбаются.
Мы специально подбирали нужные материалы: в мире есть лишь один производитель резины того качества и тех цветов, которые были нам нужны для создания нашего первого прототипа Jambox. Всё это – очень важные детали. То же и с ПО. В нашем первом браслете Up при подключении его к телефону перед сном рисуется график. Даже анимация и столбцы на графике и то, как они появляются на экране смартфона – те самые детали, над которыми мы работали.
Как пользователь будет взаимодействовать с приложением? Какие впечатления он получит? Как он будет себя чувствовать? Эти вопросы решаются уже на этапе составления плана. Вам постоянно приходится принимать такого рода решения и делать выбор, исходя из общей картины. Инновации – это возможность дальнейшего улучшения продукта в процессе работы над такими деталями.
[Вторая часть лекции]