Рынок игр уверенно развивается: по данным Global Games Market Report, объём игровой индустрии к 2022 году достигнет $196 млрд. Такой рост требует появления новых специалистов, и одна из ключевых фигур в создании игр — геймдизайнер.

Геймдизайнер — уникальный специалист, который генерирует креативные идеи и разрабатывает игровые системы, способные увлечь игроков на долгие годы.

На открытом занятии «Геймдизайнер: как создавать игры с нуля» Владимир Ковтун, продюсер в компании Ciliz, преподаватель курса «Геймдизайнер» Нетологии, рассказал о специфике работы геймдизайнера, необходимых навыках, а также ответил на вопросы студентов.

Геймдизайн: искусство или наука?


Кто-то скажет, что создание игры — великолепное искусство, другие — непростая наука. Правы и те, и другие. Вопрос только, по какую сторону вы находитесь. Если вы пользователь, скорее всего, отнесёте игры к искусству. Тогда как разработчики понимают, что это по большей части наука. То, как игры устроены изнутри, совершенно отличается от того, как они воспринимаются снаружи. 
Геймдизайн — искусство, в котором очень важна наука.
 

Чем занимается геймдизайнер


Геймдизайнер придумывает игру и объясняет команде, как её сделать. 

Одна из главных задач геймдизайнера — организовать досуг пользователя так, чтобы он приятно провёл время в игре. Скорее даже, с наслаждением провёл, то есть получил хороший опыт. Поэтому при создании игры геймдизайнер должен думать о пользовательском опыте. Если игрок получает интересный выбор, новые эмоции и переживания, новый опыт, то он запомнит это и будет возвращаться в такую игру.  
Геймдизайнера можно сравнить с волшебником, который создаёт для игрока особую реальность и особый опыт.

Из чего состоит геймдизайн


Проектирование правил игры. Геймдизайнер стоит во главе этого процесса и придумывает правила: кто какую роль на себя берёт, в какой момент что нужно делать, условия победы и поражения, продолжительность игры.

Процесс формулирования содержания игры. Здесь геймдизайнер работает со смежными отделами: художниками, программистами, комьюнити-менеджерами, маркетологами, техподдержкой и другими направлениями в зависимости от продукта.

Роль геймдизайнера в команде


Один из ключевых моментов в работе геймдизайнера — его взаимодействие с командой. В первую очередь с программистами и художниками. 

Разберём, что делает геймдизайнер в команде.

Формулирует и транслирует «Что?». Что нужно рисовать художникам, что нужно программировать разработчикам, какие мысли нужно доносить комьюнити-менеджерам продукта. При этом геймдизайнер никогда не залезает в часть, которая посвящена «Как?».  

Не даёт концепции продукта мутировать. Геймдизайнер отвечает за конечный результат, поэтому следит за тем, чтобы поставленные им задачи выполнялись именно так, как ему нужно. 

Работает связующим звеном. Геймдизайнер напрямую влияет на то, как команда взаимодействует между собой и насколько быстро и эффективно продукт движется к завершению.

Геймдизайнеру так же сложно, как циркачу. Нужно знать и уметь многое, но не показывать это слишком явно.

Что должен уметь геймдизайнер


Начинающего геймдизайнера от профессионала выдают навыки — не только профессиональные, но и «мягкие» (софт-скиллы). Начнём с последних.

Общаться


Геймдизайнер много взаимодействует с людьми — устно или письменно. Встречаются разные сотрудники — интроверты и экстраверты. И геймдизайнеру нужно уметь доносить свои мысли до всех — разными способами. Это не только устное общение, но и умение «нарисовать» быстро что-то для художника в виде заметки или «написать» программисту задачу на понятном ему языке. 

Также коммуникативные навыки геймдизайнеру нужны для защиты идей и ведения переговоров.

Быть организованным и пунктуальным


Рассмотрим, где нужны эти навыки.

Оценка задач и своевременный результат. Геймдизайнер даёт задачи всей команде, многие процессы завязаны на нём — это большая ответственность. Из-за этого геймдизайнеров часто называют «бутылочным горлышком», и от самоорганизации геймдизайнера зависит весь проект. 

Планирование потока задач. Если у программистов и художников однотипные задания, то у геймдизайнера — разноплановые. Например, подобрать референции саунд-дизайнеру, сделать мокапы экранов для художников, написать техническое задание для программистов. А ещё для аналитиков подготовить базу, а для продюсеров сгенерировать идеи следующих релизов и план развития. 
Важно уметь делить широкий поток задач на маленькие ручейки и правильно распределять их по приоритетности.

Быть грамотным и знать English


Поскольку геймдизайнер много работает с текстом, знание русского языка должно быть отличным. Помимо грамотности при работе с текстом геймдизайнер должен соблюдать простые правила типографики: вёрстку и читабельность текста. Программисты скажут «спасибо» :-) 

Знание английского языка критически важно особенно для начинающих. Профессиональная литература, медийные ресурсы — на 90% англоязычные.

Переходим к хард-скиллам геймдизайнера.

Знать рынок


Много играть — самый важный навык. Геймдизайнер — это всегда геймер (но не наоборот ;-). Вопрос, с которого могут начать собеседование с геймдизайнером любого уровня: «В какие игры вы играли в последний месяц?». К сожалению, даже те, кто профессионально занимается геймдизайном, часто не могут ответить на этот вопрос, — и это громкий звоночек. Если геймдизайнер не играет в игры, как он может их делать?

Нужно отсматривать любые игры — и старые, и новые. И здесь есть нюанс. 

С каждым годом всё сложнее становиться геймдизайнером без систематизированных знаний, которые обычно дают на курсах. Объясняется это тем, что за прошедшие десятилетия выпущено сотни тысяч проектов. И если вы раньше не играли, нужно хорошо понимать, на что ориентироваться, какие ресурсы читать и чем пользоваться.

Делать деконстракты. То есть разбирать игру на все составные компоненты. В результате деконстракта вы узнаете плюсы и минусы игры, почему она стала популярна, сколько денег приносит, как вы можете создать подобное.


Хороший пример деконстракта

Не открещиваться от жанров и платформ. «Да кому нужен этот Nintendo Switch?», «Ни за что не буду покупать игры в Epic Games Store» — это звучит странно. Для геймдизайнера нет «плохих» платформ, нужно играть во всё и везде. Насмотренность разного рода важна для саморазвития. 

Математика


Начинающих геймдизайнеров часто пугают, что нужны глубокие математические познания. Глубокие не нужны — если только не захотите делать экономические сложные стратегии. Обычно достаточно школьного курса математики.

Табличный процессор — основной инструмент геймдизайнера. Неважно, Excel это, гугл-таблицы или OpenOffice. 
Геймдизайнер не должен быть доктором математических наук, но должен знать математическую базу.

Эстетика


Геймдизайнер оценивает работу художественного отдела, поэтому он должен быть эрудированным в плане искусства. Важно уметь отличать безвкусицу от шедевра. Часто художники рисуют оторвано от процесса, и геймдизайнеру нужно уметь возвращать их в правильное русло, давая понятную обратную связь. 

Скриншот игры Middle-earth: Shadow of War



Скриншот игры Assassin's Creed Odyssey

 
Трейлер игры Hellblade: Senua's Sacrifice, которая победила в нескольких номинациях BAFTA Games Awards 2018, в том числе за лучшее художественное оформление

А вот трейлер игры Outer Wilds, которая получила награды BAFTA Games Awards 2020 в номинациях «Лучшая игра» и «Геймдизайн».   

Логика и аналитика


Создавая игру, геймдизайнер в первую очередь должен предложить логичное решение. Все элементы системы должны быть на местах, схемы действий персонажей продуманы, проект должен быть состыкован и проверен. Только после этого геймдизайнер выносит решение в рамках концепции нового проекта. 

Есть два стандартных средства проверки гипотез: прототипирование (создание быстрых прототипов при помощи игровых движков) и бумажное прототипирование.  


Пример бумажного прототипирования игры

Третий — нестандартный — способ доступен лишь некоторым профессионалам, которые в голове придумывают игры, в голове в них играют и в голове же проверяют их концепцию.  

Аналитика важна для взаимодействия геймдизайнера с маркетологами и аналитиками. Более того, геймдизайнер должен продумать функциональность игры таким образом, чтобы аналитику и маркетологу было удобно с ним взаимодействовать. 
Если геймдизайнер не заложил в экономическую систему игры триггеров, чтобы аналитик мог посмотреть на события и статистику, игру придётся переделывать.

Нестандартное мышление


Геймдизайнеру важно думать без ограничений. Как говорится, think out of the box — думайте выходя из коробки. Если геймдизайнер будет пытаться искать решения неразрешимых ситуаций, новые концепции игр, то шанс создать крутую игру увеличивается десятикратно. Напомним, что деконстракты помогают понять, почему успешен тот или иной продукт. 

От геймдизайнера зависит, будет ли игра серой и безликой или же хитом на все времена. 



Пример бестселлера — шутер Nuclear throne (2015). Было продано более миллиона копий

Работа с компьютером (для игр на цифровых носителях)


Про этот навык часто забывают. Геймдизайнер должен быть гиком — в хорошем смысле — и не испытывать трудностей с освоением нового в плане программного обеспечения или железа.

Нужно хорошо знать ОС Windows, MacOS или Linux. Компании работают по-разному: у кого-то весь пайплайн построен так, что все работают на Windows, у других — на MacOS или Linux. 

Важно впитывать новое как губка, потому что не знаешь, где будешь работать через год. А вдруг кто-то предложит делать гонки или шутер? На Unity или Unreal Engine? А может, представится возможность переехать в Европу. Да мало ли сколько ещё таких «а вдруг?».  
Неготовность работать с определённым ПО — частая причина отказов в получении работы у начинающих геймдизайнеров.

Итак, геймдизайнер — это специалист, который придумывает игры, но не создаёт их. Он умеет грамотно формулировать задачи для команды, понимает маркетинг игр и способен убедить инвестора в успешности проекта.

Студенты спрашивают — мы отвечаем



Собрали вопросы участников открытого занятия «Геймдизайнер: как создавать игры с нуля», на которые ответил Владимир Ковтун, преподаватель курса «Геймдизайнер» в Нетологии.


Где можно реализовать идею для игры? 


На сайтах, посвящённых геймджемам — своего рода хакатонам для игр — можно найти людей, собрать команду и сделать цельный проект. Однако нужно учитывать тот факт, что такие проекты создаются на голом энтузиазме и внутренней мотивации участников, поэтому большинство таких проектов до релиза не доживают. 

Если у вас действительно есть потрясающая идея, найдите программиста и художника и сделайте прототип — короткую версию игры — для поиска инвесторов. Но это уже история, связанная с созданием собственного бизнеса — игровой студии, привлечение денег инвесторов и всё, что с этим связано.

Доверят ли продукт геймдизайнеру без опыта?


Нет никакой проблемы в начинающем специалисте. 

Когда геймдизайнер начинает свою карьеру и приходит в компанию в качестве практиканта, стажёра или джуниора, от него не просят сразу придумывать концепции целиком — начинают обычно с частных моментов, игровых фич. Другой момент: раз взяли на работу, значит доверяют и продукт. 

Насколько программист поверит в идею, зависит от того, как хорошо геймдизайнер её преподнесёт. Если идея подкреплена фактами, хорошо описана, логично структурирована, вписывается в концепцию продукта, тогда и программист, и художник с радостью возьмутся за такую задачу.  

С какого жанра лучше начинать изучение геймдизайна?


Начинайте с любимого жанра. Здесь нет строгих правил. Согласитесь, будет странно, если начинающий геймдизайнер, которому нужно наиграть первую сотню, будет играть в то, что ему совершенно не нравится. Мне, например, не нравятся стратегические игры, я их отсматриваю как представителей жанра, но не играю в них по 300 часов. Зато мне очень нравятся платформеры, я прохожу их полностью и делаю деконстракты. Смотрите, что ближе лично вам.

Можно начать погружение в геймдизайн с платформ и механик. Большинство компаний делают фритуплей-игры для мобильных телефонов, — играйте в такие игры и изучайте их. Также популярны гипер-казуальные игры. 

Какие языки программирования изучать для геймдизайна?


Рекомендую изучать C Sharp (С#) или Lua. Если говорить про движки, то наиболее подходящий движок для геймдизайна — Unity, а там используется C#. В крупной компании геймдизайнера могут попросить написать скрипты, а это Lua. В любом случае это объектно-ориентированное программирование — без него никуда.

Насколько широким должно быть знание рынка, если заниматься созданием, например, только point-and-click-квестов? 


С одной стороны, если интересует только такой жанр, базируйтесь на нём.

С другой стороны, давайте вспомним посыл Think out of the box — думайте выходя из коробки. 
Если заходить на «чужую» территорию — смежные или совсем другие жанры игр, можно как раз найти новую концепцию, которая позволит выделиться в вашем жанре.
Например, сделать point-and-click-квест с механиками Battle Royale — это интересная идея. Или сделать гонки в квесте. Но если не будет соответствующей компетенции в рынке тех жанров, которые хотите использовать и интегрировать, то возникнут трудности с реализацией. Для саморазвития нужно играть во всё. 

Как геймдизайнер может набросать концепт для специалиста, который занимается звуком, если сам в этом полный ноль?


Нужно разбираться в смежных областях хотя бы на базовом уровне: познакомиться с терминологией, ограничениями. 

Приведу пример. Допустим, геймдизайнеру нужен звук захлопывания двери. Задачу он может сформулировать по-разному. Может просто сказать саунд-дизайнеру «Мне нужен звук захлопывания двери», а может добавить: «в таком-то диапазоне по децибелам, формат выходного файла такой-то, ограничение по длительности такое-то, а максимальная громкость вот такая».    
Если геймдизайнер совсем не разбирается в какой-то области, то будет ставить очень широкие рамки задачи — рамки принятия его решения будут тоже широкие. В итоге от этого будет сильно варьироваться результат: от полной непригодности до «это то, что я просил».
Также рекомендую поговорить с соответствующим специалистом на тему, как он может помочь геймдизайнеру лучше себя понять. Например, визуалу лучше передавать информацию через картинки, аудиалу — сопроводить голосом. Важно помнить, что задача ставится конкретному человеку со своими особенностями.
      

Что читать по геймдизайну


Русскоязычные ресурсы



Англоязычные ресурсы



Обучение на геймдизайнера в Нетологии


Освоить профессию с нуля можно на курсе «Геймдизайнер» в Нетологии, который разработан в партнёрстве с профессиональным сообществом геймдизайнеров «Манжеты ГД». 

Вы пройдёте весь цикл разработки игр: создание концепции, проектирование игровых уровней и механик, психология игр, нарративный дизайн, специфика оформления игрового интерфейса, прототипирование, создание стратегии продвижения и вывод игрового продукта на рынок, аналитика игр.

Общаясь в одной среде в Discord, сможете найти партнёров для создания своей игры.