Разработка цифровых продуктов — крайне нестабильная сфера в плане требуемых навыков, даже небольшая пауза в работе грозит потерей профессионализма. В этой статье мы попробовали разобраться, как не угробить свою компетентность за 2,5 года в декрете.
Год назад менеджер Ratio Ольга Бочарова вернулась из декретного отпуска. Ей удалось не только сохранить навыки, но и приумножить их: в декрете она освоила продакт-менеджмент и продуктовую аналитику. В статье Ольга поделилась советами, которые помогут не растерять знания.
Важная информация для мужчин
Если думаете, что про тонкости возвращения из декрета вам знать необязательно, то подумайте ещё раз. Согласно результатам опроса Eurobarometer более 40% мужчин в ЕС хотя бы раз в жизни уходили в декретный отпуск или собираются это сделать (данные на 2018).
По российским законам мужчины могут брать декрет, так что кто знает — возможно, в будущем это станет популярным.
Пара слов о сотруднице
Сейчас Ольга работает продакт-менеджером. До ухода в декрет она была руководителем проектного офиса, но в Ratio случилась реструктуризация — подробнее об этом она расскажет ниже.
В мае 2017 года Ольга ушла в декрет. Она провела там 29 месяцев (декрет + отпуск по уходу за ребёнком), но на работу вернулась с новыми компетенциями. Это позволило ей вырасти горизонтально: прежней должности уже не было, так что без новых навыков ей бы пришлось сделать шаг назад по карьерной лестнице.
Через два-три месяца после возвращения Ольга начала работать с обычной продуктивностью. Однако во время декрета и после выхода на работу она столкнулась с проблемами, о которых расскажет уже сама.
Ольга Бочарова, продакт-менеджер в Ratio:
— Все сферы меняются, но в IT это видно невооружённым глазом: компания может внедрить новую CRM-систему или подход к управлению проектами, фреймворк, даже язык программирования — и всё это за пару месяцев.
Для IT-сферы декретный отпуск — это не совсем отпуск. Нужно учиться, иначе компания уйдёт вперёд, а вы останетесь там же, где были. Даже назад откатитесь, ведь навыки забываются, когда их не используешь.
Продолжайте общаться с коллегами
Самое главное в декрете — это получить знания, которые будут по-настоящему полезны. Желательно, чтобы вы изучали именно ту сферу, в которой планирует развиваться ваша компания. Чтобы следить за изменениями в Ratio, я поддерживала связь с коллегами.
Я спрашивала у них, какие проекты мы берём и что пытаемся внедрить, а потом читала соответствующие книжки и статьи. Это помогло получить навыки, которые оказались востребованы к моему возвращению.
За время декрета я освоила две новые компетенции: продакт-менеджмент и продуктовую аналитику. Если бы я не переписывалась с коллегами, то вряд ли бы узнала об этой сфере вовремя.
Учитесь новому
Если во время работы каждая следующая ваша задача чуточку сложнее предыдущей, то новые знания вы будете получать по умолчанию. Декрет ставит автоматическое обучение на паузу, поэтому придётся учиться отдельно, в отрыве от производства.
Спустя год после рождения дочки я записалась на онлайн-курс по специальности «Менеджер продукта». Курс длился целый год: вместе с лекциями и домашкой выходило по 10-12 часов в неделю, а во время подготовки диплома все 20 часов.
Задания, курсовые, воркшопы — все это помогало оставаться в профессиональном тонусе и вовремя узнавать о тенденциях рынка. До курса я читала профессиональную литературу — это тоже приносило пользу, но онлайн-обучение оказалось эффективнее.
В итоге новые знания помогли мне не потерять позиций в карьере. Компания прошла через реструктуризацию — функции моего отдела были перераспределены на другие, поэтому я бы вернулась простым менеджером.
Благодаря курсам я выросла горизонтально и заняла позицию продакт-менеджера. Теперь развиваюсь в новом направлении.
Попробуйте работать по новому графику
После выхода из декрета вы скорее всего не сможете придерживаться старого распорядка. Теперь у вас есть ребёнок, он требует внимания — попробуйте найти новые пики продуктивности, если как прежде работать не получается.
Мне с этим было проще, потому что Ratio — полностью удалённая компания, у нас расписание сотрудников не контролируется. Работать можно когда угодно, поэтому совместить дела и возню с малышом чуточку легче.
Попросите помощи у коллег
Первое время после декрета вы будете менее эффективны, чем прежде. Как и большинство людей, я часто выстраиваю приоритеты от негативной мотивации: мне страшно быть неэффективной. Но это вредный подход, гораздо лучше принять свою низкую продуктивность, а после искать способы её повысить.
Помните, что время, проведённое вместе с ребёнком бесценно, не корите себя за то, что карьерный поезд ушёл. Вы помогли новому человеку появиться на свет и окрепнуть — пусть вы потеряли в зарплате и позиции, но это можно наверстать.
Вернуть уверенность в собственных силах мне помогла команда. Коллеги лояльно относились к моим косякам, помогали советами. Я не стеснялась признаться, что чего-то не знаю — лучше один раз задать дурацкий вопрос, чем так и не узнать ответ.
Особенно мне помог наш директор Максим. Сразу после выхода из декрета он стал моим ментором: мы часто созванивались, он давал советы, делился полезными материалами. Первое время мы вместе делали некоторые задачи — например, готовили коммерческие предложения. Это сильно помогло, хотя мне всё равно приходилось работать сверхурочно, чтобы быстрее втянуться.
Ведите списки дел
Сложно держать в голове одновременно рабочие и личные дела, потому что с рождением ребёнка их стало больше. Чтобы не путаться в задачах и делать хотя бы 3/4 из задуманного, я веду списки дел.
До декрета рабочие списки я вела в Asana. Уже в отпуске узнала от коллег, что они перебираются в Notion. Там есть разные методики ведения списков, я до сих пор экспериментирую.
Пробовала следующие форматы:
список только на один день
список дел по неделям с планом по каждому дню
учёт задач по принципу «сделал — зафиксировал»
таблица с дедлайнами, приоритетами и разбивкой задач по типам (пока это самый удачный способ вести дела)
Список личных дел я веду в заметках iOS — там я формирую чек-листы на день. Важные дела отмечаю в онлайн-календаре, который веду вместе с супругом, чтобы синхронизировать наши планы и ни о чём не забывать.
Наймите няню
Дети часто болеют, поэтому лучше сразу найти няню. Работодатель вряд ли будет в восторге, если вы начнёте брать больничные каждую неделю.
Я искала няню через друзей, а также просматривала местные форумы и объявления на Авито. Сначала много внимания обращала на образование, но потом поняла, что в моей ситуации это не самое важное. Когда малышу два-три года, педагогическое образование няни особой роли не играет — важнее эмоциональный контакт и хороший уход.
Поэтому окончательное решение я принимаю, когда няня приходит в первый раз. Смотрю на реакцию дочки, как няня строит распорядок дня. В этом смысле у меня преимущество: я работаю из дома, поэтому вижу, хорошо ли моему ребёнку с этим человеком.
Попросите помощи у близких
Ребёнок — это большой труд. Смиритесь с тем, что на работе от вас потребуется больше усилий, чтобы добиться прежних результатов. Избавляйтесь от завышенных требований к себе, входите в работу постепенно — это сохранит хороший микроклимат в семье и ваши нервы.
Но чтобы вернуться, нужно много работать, работать по вечерам, по ночам, по выходным. Поэтому важно выйти на открытый диалог с близкими и объяснить, что первое время будет тяжело. Я попросила помощи у семьи и получила её: родные поддержали меня морально и начали помогать в домашних делах.
Поделитесь своими советами
Декрет — это сложно, особенно если работаешь в IT. Но пройти через него с минимальными потерями реально, я убедилась в этом на собственном опыте.
Во время декрета:
налаживайте контакт с коллегами и следите за изменениями в компании
запишитесь на курсы повышения квалификации
После возвращения:
ведите списки дел, чтобы ничего не забывать
попробуйте работать по новому графику
найдите няню, чтобы не брать много больничных
не бойтесь просить помощи у коллег
открыто говорите с близкими
Если вы тоже брали декрет, расскажите о своём опыте в комментариях. Поделитесь советами, буду рада их прочитать.
Fortop
Господа, редакторы и писатели, скажите честно. Вы упоролись?
Зачем эта ересь в виде фразы выросла горизонтально.
Вам мало безграмотного современного крайний вместо последний?
Есть такое слово — перепрофилироваться. Еще можно использовать — "сменить профиль работы".
Или же — "сменить свою специализацию" в конце-концов.
P.S. И нет, я не вижу тут случайной ошибки/описки. Это использование словосочетания в статье явно умышленное.
apoltavcev Автор
Любовь к родному языку — это похвально, но расстраивает, когда она ограничивается заучиванием паттернов. Понимаю, почему ваш подход пользуется популярностью. Если бы подмечать чужие «ошибки» не было бы приятно, контент Училки никогда бы не появился на YouTube.
В данном случае я написал именно то, что хотел. Героиня статьи не сменила профиль работы, специализацию она тоже не сменила. Она выросла как профессионал и выросла в зарплате, при этом оставшись на том же управленческом уровне в организации. Эта мысль передаётся прекрасно, а уж какие формулировки лично вы любите больше — дело десятое.
С тем же успехом я могу прикапываться к вашему комментарию за неправильные кавычки. Вони будет много, но смысла в этом никакого нет.
Fortop
Прикапывайтесь, мне это не поможет. Поскольку в моем случае кавычки появились в тот момент, когда мне надоело писать теги выделения шрифтом с телефона.
Тогда у меня для вас ещё и вторая плохая новость.
Вы не донесли эту мысль.
Поскольку из контекста статьи её должности обычного менеджера не стало, ей пришлось идти продактом.
Это как утверждать что разработчик Java/C#/PHP после выхода из декрета стал успешно писать на JS/Typescript и у него не изменился ни профиль работы, ни специализация…
Ведь он все равно разработчик…
apoltavcev Автор
Ваша аналогия не работает: производственной единицей разработчика делает конкретная техническая компетенция. Разработчик не сможет остаться в компании, если в её стек не входят технологии, которые он собирается применять в работе.
Менеджер — это управленец, работа которого завязана на коммуникации. Компания сможет адаптироваться под его новую квалификацию, потому что разворота на 180 градусов не произойдёт — это поступательное развитие тех же компетенций, а не смена стека. Конечно, если компания занимается продуктовой разработкой и не дробит менеджерские обязанности.
Мы как раз такая компания.
apoltavcev Автор
Не стало только руководящей должности, как и написано в статье. Менеджерские обязанности остались — Ольга совмещает их с обязанностями продакта. Я бы не назвал это перепрофилированием, больше похоже на расширение области профессиональных интересов.