Если голова в крематории, а ноги в морге, то информация о средней температуре по больнице не информативна. Аналогично, если олигарх ест мясо, а тракторист – капусту, это не значит, что в среднем они едят голубцы. Практика управления контакт-центром по средним значениям показателей не очень хороша.
Пусть контакт-центр обслуживает входящие звонки, которые поступают на номер 8-800. Руководитель отслеживает среднюю скорость ответа (Average Speed of Answer, ASA).
В первом и втором случае звонки поступают в очередь ожидания, но характер наполнения очереди разный: неравномерный и равномерный:
Если смотреть только на среднее, то можно не заметить рост длины очереди, понести необоснованные расходы на 8-800 и/или потерять часть клиентов, не готовых ждать долго. При этом значения ASA вполне могут оказаться в пределах целевого коридора, как в примере.
Кстати, в e-commerce, где время перезвона по клиентской заявке часто критично для конверсии, руководители контакт-центров не уделяют этому внимания и не смотрят одновременно на ASA и суммарное время ожидания. А клиенты переключаются на конкурентные предложения и количество чеков за период становится меньше.
Есть разные способы “отловить” ситуацию. Вариант №1 рассмотрели:
Вариант №2, с помощью часто используемого индикатора Service Level. Я не очень люблю им пользоваться, но это вопрос личных предпочтений.
Мне больше нравится вариант №3, учитывающий “хвост” Service Level, т.н. SL Tail. Хотя показатель редкий и в стандартах его нет.
Удобство в том, что можно измерять одновременно несколько “хвостов” для разных предельно допустимых времен ожидания. Тогда можно на гистограмму распределения вызовов по Waiting Time не смотреть: несколько чисел сразу показывают, какие доли от общего объема контактов ждут больше 1,2,3….минут. Соответственно, место на мониторе освобождается от громоздкого графика. Выглядит он, кстати, примерно так:
Аналогично с FCR – долей вопросов, решенных с первого раза и его “двоюродной сестрой” FLR (долей вопросов, решенных на первой линии). У FCR тоже есть “хвост” – вопросы, потребовавшие больше чем N обращений. В целом, у значимых для бизнес-процессов индикаторов очень желательно измерять “хвосты”, это переводит управляемость контакт-центра как системы на новый уровень, а для руководителя делает ситуацию более прозрачной.
Еще момент. Математически правильно вместо среднего арифметического использовать медиану, если результат процесса не подчиняется нормальному (гауссову) распределению, иначе получится ситуация с олигархом, трактористом и огурцами. Медиана простыми словами – это число, которое занимает среднее положение в отсортированном списке (на картинке ниже медиана в первом случае равна 76, а во втором 90):
Здесь при одинаковых средних медианы разные, доступность контакт-центра различается. Во втором случае половина вызовов ждала больше 90 секунд и это бы легко понять, не залезая в детализацию звонков. Единственная проблема в том, что одной медианы недостаточно, чтобы аналитик мог увидеть разброс данных, а это характеристика качества менеджмента. Да требовать от среднестатистического супервайзера разбираться в медианах и дисперсиях кажется не очень хорошей идеей. “Хвосты” легко воспринимаются и понимаются даже слабо подготовленным руководителем.
Кстати, у показателей, связанных с персоналом, тоже есть “хвосты”, например, доля новичков, не вышедшая на целевые показатели работы после заданного числа смен – это “хвост” в чистом виде. Или количество операторов, допустивших больше Z опозданий – классный индикатор производственной дисциплины. Поэтому отслеживание “хвостов”, особенно по важным индикаторам, видится оптимальным решением. И не решением ради решения, а чтобы компания могла в рабочем порядке контролировать утечки ресурсов.
Дмитрий Галкин, независимый консультант по вопросам создания и управления контакт-центрами Специально для “Omniline”.
numitus2
Извините, я может быть чего-то не понимаю но в первой таблице мы сравнивает 4 звонка и 10 звонков? Почему нас тогда удивляет разница в расхода в 2.5 раз нас удивляет
asedvic
Меня, как автора, не удивляет )
На практике руководитель контакт-центра при сохранении ASA «в номинале» при любой длине очереди не заметит роста расходов на 800-ый трафий. Оно же как в жизни? Пока показатели в норме — все окей, а расходы подведем в конце месяца.
И! Речь не про сравнение. А о том, что при разных вариантах развития событий, один из которых ведет к неоправданным расходам, целевые показатели КЦ будут оставаться в норме.
Ну не измеряет никто почти расходы реал-тайм.
numitus2
А неоправданные расходы это первый или второй вариант? Я просто не знаком со спецификой КЦ
asedvic
Второй. Суммарное время ожидания звонков в очереди больше: 55 секунд против 22.
numitus2
Ну так и звонков там 10 против 4.
asedvic
а индикация по скорости ответа одинаковая.
Я что пытаюсь объяснить: обычно мониторят только скорость ответа, она при разных расходах может оказаться одинаковой.
Да, за длиной очереди следят, но в 99.99% случаев руководитель не знает, какая длина очереди является критической. А раз не знает, то не понимает, к каким расходам приведет ее рост и что делать.
numitus2
нам позвонили 4 раза и мы потратили 22 рубля. Или нам позвонили 10 раз и мы потратили 55 рублей. Почему второй вариант хуже. А если бы было 100 звонков, то было бы 550 рублей.
asedvic
Нам позвонить могут сколько угодно раз. При этом с точки зрения начальника контакт-центра, который обязан достигать цели по средней скорости ответа (она устанавливается либо внутренним, либо внешним заказчиком проекта) при достижении этой цели париться не надо. В обоих случаях из примера она одинаковая.
Но во втором случае у него растет очередь, очередь генерит расходы, рост расходов напрямую он в 99% случаев НЕ видит. У него показатель доступности (доступность-это насколько быстро абоненты получают ответ на свой запрос) в норме, зачем метаться.
А денежки начинают улетать в трубу, как топливо у истребителя на форсаже, потому что расходы на 8-800 с ростом длины очереди растут нелинейно.
И в этом случае он начнет принимать меры только тогда, когда %потерянных вызовов (оно же LCR, оно же Abandonment Rate) — еще один условно обязательный индикатор — превысит пороговое значение.
Но! Могут возникать ситуации, когда скорость ответа в норме, доля потерянных вызовов в норме (обычно принимают <=5%), абоненты ждут ответа. Для небольшого контакт-центра из 15-20 операторов, если последний вызов в очереди ждал три минуты, расходы на 8-800 превысят расходы на ФОТ КЦ. И этого упорно не замечают, что меры нужно принимать ДО того, как посыплется доля потерянных звонков.
Это не то, что не видно, туда не смотрят и не имеют индикации о том, что расходы запредельные.
Разговор о том, что пока общепринятые в отрасли показатели доступности в номинале, расходы никого не парят. Больше того, в реальной жизни бюджеты часто разделены — ФОТ операторов — это к КЦ, а 8-800 — бюджет маркетинга или ИТ.
И только в конце месяца, после того, как провайдер связи выставит счет, брюки превращаются… превращаются брюки в вопрос гендиректора или финконтроля: «А почему мы в этом месяце столько потратили на трафик?» При том, что цели по показателям доступности — ASA и LCR соблюдены и с точки зрения руководителя КЦ ничего страшного не произошло.