Привет, Хабр!
Предлагаем вашему вниманию перевод короткой практичной статьи по борьбе с избыточным legacy в коде на C++. Надеемся, будет интересно.
В последнее время в сообществе C++ активно продвигается использование новых стандартов и модернизация имеющейся базы кода. Однако, еще даже до выхода стандарта C++11 известные эксперты по C++, в частности, Андре Александреску, Скотт Майерс и Герб Саттер пропагандировали обобщенное программирование на C++, которое квалифицировали как «современный дизайн C++». Вот как высказался об этом Андре Александреску:
В этом тезисе интересны три утверждения:
Модернизация кода, написанного на C++, не ограничивается внедрением новых стандартов, но и предполагает использование наилучших практик, применимых в любом языке программирования и помогающих улучшить базу кода. Для начала давайте обсудим некоторые простые шаги, позволяющие вручную модернизировать базу кода. В третьем разделе поговорим об автоматической модернизации кода.
Возьмем для примера алгоритм и попробуем его модернизировать. Алгоритмы применяются для расчетов, обработки данных и автоматического получения выводов. Программирование алгоритма – порой нетривиальная задача и зависит от его сложности. В C++ прилагаются значительные усилия для упрощения реализации и повышения мощности алгоритмов.
Давайте попробуем модернизировать эту реализацию алгоритма быстрой сортировки:
В конце концов, у всех алгоритмов есть определенные общие черты:
В нашей реализации контейнером является необработанный массив целых чисел, и мы перебираем операции увеличения и уменьшения на единицу. Сравнение выполняется при помощи
Давайте попробуем улучшить каждый из этих признаков алгоритма:
Если мы откажемся от обобщенных контейнеров, то будем вынуждены пользоваться лишь элементами определенного типа. Для применения того же алгоритма к другим типам нам придется копировать и вставлять код. Обобщенные контейнеры решают эту проблему и позволяют использовать элемент любого вида. Например, в алгоритме быстрой сортировки можно применить
Необработанный массив или
Итератор – это любой объект, который, указывая на элемент в некотором диапазоне, может перебрать все элементы данного диапазона при помощи набора операторов (в который входят, как минимум, оператор увеличения на единицу (++) и оператор разыменования (*)). Итераторы подразделяются на пять категорий в зависимости от реализуемой ими функции: Ввод, Вывод, Однонаправленный итератор, Двунаправленный итератор и случайный доступ.
В нашем алгоритме мы должны указать, какой итератор будем использовать. Для этого нам нужно выявить, какие итерации у нас используются. В алгоритме быстрой сортировки применяются итерации увеличения на единицу и уменьшения на единицу. Следовательно, нам нужен двунаправленный итератор. При помощи итераторов можно определить метод вот так:
В некоторых алгоритмах приходится обрабатывать не только числа, но и, например, строку или класс. В таком случае нужно сделать компаратор обобщенным; это позволит нам добиться большей обобщенности всего алгоритма.
Алгоритм быстрой сортировки вполне можно применить и к списку строк. Соответственно, нам лучше подойдет обобщенный компаратор.
Воспользовавшись обобщенным компаратором, можно модифицировать определение, вот так:
В большинстве алгоритмов используются повторяющиеся операции, например,
В нашем случае можно использовать метод swap из стандартной библиотеки STL, а не создавать наш собственный метод.
А вот измененный результат, полученный после трех этих шагов:
У данной реализации есть следующие достоинства:
Интересно автоматически выявлять места, где можно использовать определенные возможности C++11/C++14/C++17 и, если условия благоприятствуют, автоматически менять код. Для таких целей существует полнофункциональный инструмент clang-tidy, используемый для автоматического преобразования кода C++, написанного в соответствии со старыми стандартами. После такого преобразования в коде, там, где это уместно, используются возможности из более новых стандартов.
Вот некоторые участки, на которых clang-tidy предлагает модернизировать код:
Разработчики, освоившие Clang, легко научатся обращаться и с инструментом clang-tidy. Но при работе с Visual C++, а также с другими компиляторами можно использовать CppDepend, в состав которого входит clang-tidy.
Предлагаем вашему вниманию перевод короткой практичной статьи по борьбе с избыточным legacy в коде на C++. Надеемся, будет интересно.
В последнее время в сообществе C++ активно продвигается использование новых стандартов и модернизация имеющейся базы кода. Однако, еще даже до выхода стандарта C++11 известные эксперты по C++, в частности, Андре Александреску, Скотт Майерс и Герб Саттер пропагандировали обобщенное программирование на C++, которое квалифицировали как «современный дизайн C++». Вот как высказался об этом Андре Александреску:
Современный дизайн C++ определяет и систематически использует обобщенные компоненты – очень гибкие артефакты для проектирования, которые можно смешивать и сочетать для получения насыщенных вариантов поведения в небольшом ортогональном фрагменте кода.
В этом тезисе интересны три утверждения:
- Современный дизайн C++ определяет и систематически использует обобщенные компоненты.
- Очень гибкий дизайн.
- Получение насыщенных вариантов поведения при помощи небольшого, ортогонального фрагмента кода.
Модернизация кода, написанного на C++, не ограничивается внедрением новых стандартов, но и предполагает использование наилучших практик, применимых в любом языке программирования и помогающих улучшить базу кода. Для начала давайте обсудим некоторые простые шаги, позволяющие вручную модернизировать базу кода. В третьем разделе поговорим об автоматической модернизации кода.
Вручную модернизируем исходный код
Возьмем для примера алгоритм и попробуем его модернизировать. Алгоритмы применяются для расчетов, обработки данных и автоматического получения выводов. Программирование алгоритма – порой нетривиальная задача и зависит от его сложности. В C++ прилагаются значительные усилия для упрощения реализации и повышения мощности алгоритмов.
Давайте попробуем модернизировать эту реализацию алгоритма быстрой сортировки:
// Функция разделения
int partition(int* input,int p,int r){
int pivot = input[r];
while( p < r ){
while( input[p]< pivot )
p++;
while( input[r]> pivot )
r--;
if( input[p]== input[r])
p++;
elseif( p < r ){
int tmp = input[p];
input[p]= input[r];
input[r]= tmp;
}
}
return r;
}
// Рекурсивная функция быстрой сортировки
void quicksort(int* input,int p,int r){
if( p < r ){
int j = partition(input, p, r);
quicksort(input, p, j-1);
quicksort(input, j+1, r);
}
}
В конце концов, у всех алгоритмов есть определенные общие черты:
- Использование контейнера для элементов определенного вида и их перебор.
- Сравнение элементов
- Некоторые операции над элементами
В нашей реализации контейнером является необработанный массив целых чисел, и мы перебираем операции увеличения и уменьшения на единицу. Сравнение выполняется при помощи
“<”
и “>”
, а также мы совершаем над данными некоторые операции, например, меняем их местами.Давайте попробуем улучшить каждый из этих признаков алгоритма:
Шаг 1: Меняем контейнеры на итераторы
Если мы откажемся от обобщенных контейнеров, то будем вынуждены пользоваться лишь элементами определенного типа. Для применения того же алгоритма к другим типам нам придется копировать и вставлять код. Обобщенные контейнеры решают эту проблему и позволяют использовать элемент любого вида. Например, в алгоритме быстрой сортировки можно применить
std::vector<T>
в качестве контейнера вместо необработанного массива.Необработанный массив или
std::vector
– это всего лишь одна возможность из разнообразных вариантов, позволяющих представить множество элементов. Тот же алгоритм применим и к связному списку, и к очереди, и к любому другому контейнеру. При работе с итератором лучше всего абстрагировать используемый контейнер.Итератор – это любой объект, который, указывая на элемент в некотором диапазоне, может перебрать все элементы данного диапазона при помощи набора операторов (в который входят, как минимум, оператор увеличения на единицу (++) и оператор разыменования (*)). Итераторы подразделяются на пять категорий в зависимости от реализуемой ими функции: Ввод, Вывод, Однонаправленный итератор, Двунаправленный итератор и случайный доступ.
В нашем алгоритме мы должны указать, какой итератор будем использовать. Для этого нам нужно выявить, какие итерации у нас используются. В алгоритме быстрой сортировки применяются итерации увеличения на единицу и уменьшения на единицу. Следовательно, нам нужен двунаправленный итератор. При помощи итераторов можно определить метод вот так:
template< typename BidirectionalIterator >
void quick_sort( BidirectionalIterator first, BidirectionalIterator last )
Шаг 2: Делаем компаратор обобщенным, если это возможно
В некоторых алгоритмах приходится обрабатывать не только числа, но и, например, строку или класс. В таком случае нужно сделать компаратор обобщенным; это позволит нам добиться большей обобщенности всего алгоритма.
Алгоритм быстрой сортировки вполне можно применить и к списку строк. Соответственно, нам лучше подойдет обобщенный компаратор.
Воспользовавшись обобщенным компаратором, можно модифицировать определение, вот так:
template< typename BidirectionalIterator, typename Compare >
void quick_sort( BidirectionalIterator first, BidirectionalIterator last, Compare cmp )
Этап 3: Заменяем имеющиеся операции стандартными
В большинстве алгоритмов используются повторяющиеся операции, например,
min
, max
и swap
. При выполнении таких операций лучше не изобретать велосипед и использовать стандартную реализацию, существующую в заголовке <algorithm>
.В нашем случае можно использовать метод swap из стандартной библиотеки STL, а не создавать наш собственный метод.
std::iter_swap( pivot, left );
А вот измененный результат, полученный после трех этих шагов:
#include <functional>
#include <algorithm>
#include <iterator>
template< typename BidirectionalIterator, typename Compare >
void quick_sort( BidirectionalIterator first, BidirectionalIterator last, Compare cmp ) {
if( first != last ) {
BidirectionalIterator left = first;
BidirectionalIterator right = last;
BidirectionalIterator pivot = left++;
while( left != right ) {
if( cmp( *left, *pivot ) ) {
++left;
} else {
while( (left != right) && cmp( *pivot, *right ) )
--right;
std::iter_swap( left, right );
}
}
--left;
std::iter_swap( pivot, left );
quick_sort( first, left, cmp );
quick_sort( right, last, cmp );
}
}
template< typename BidirectionalIterator >
inline void quick_sort( BidirectionalIterator first, BidirectionalIterator last ) {
quick_sort( first, last,
std::less_equal< typename std::iterator_traits< BidirectionalIterator >::value_type >()
);
}
У данной реализации есть следующие достоинства:
- Применима к элементам разного рода.
- Контейнер может представлять собой вектор, множество, список или любой иной, снабженный двунаправленным итератором.
- Данная реализация использует оптимизированные и протестированные стандартные функции.
Автоматическая модернизация
Интересно автоматически выявлять места, где можно использовать определенные возможности C++11/C++14/C++17 и, если условия благоприятствуют, автоматически менять код. Для таких целей существует полнофункциональный инструмент clang-tidy, используемый для автоматического преобразования кода C++, написанного в соответствии со старыми стандартами. После такого преобразования в коде, там, где это уместно, используются возможности из более новых стандартов.
Вот некоторые участки, на которых clang-tidy предлагает модернизировать код:
- Переопределение: найдите места, где можно добавить указатель переопределения для функции экземпляра, переопределяющей виртуальную функцию в базовом классе, при этом еще не имеющей такого указателя
- Преобразование циклов: найдите циклы вида
for(…; …; …)
, чтобы заменить их новыми циклами на основе диапазона, в которых можно указать начало и конец области для перебора, а далее пользоваться новым выражением для этой цели. - Передача по значению: найдите параметры
const-ref
, которым пошла бы на пользу идиома передачи по значению. auto_ptr
: находите в коде выходящие из употребленияstd::auto_ptr
и заменяйте ихstd::unique_ptr
.- Авто-указатель: находите места, где можно использовать указатель типа
auto
в объявлениях переменных. nullptr
: находите нулевые литералы, чтобы заменять ихnullptr
там, где это уместно.std::bind
: такая проверка позволяет найти случаи использования std::bind и заменить простые случаи такого рода лямбдами, там, где это уместно. Там, где требуется, лямбды будут использовать захват значения.- Устаревшие заголовки: Некоторые заголовки из C были выведены из употребления в C++ и больше не приветствуются в базах кода на этом языке. Некоторые не действуют в C++. Подробнее об этом рассказано в соответствующем разделе стандарта C++ 14 [depr.c.headers].
std::shared_ptr
: такая проверка позволяет выявить случаи создания объектовstd::shared_ptr
путем явного вызова конструктора и с выражениемnew
, после чего заменяет их вызовомstd::make_shared
.std::unique_ptr
: такая проверка позволяет выявить случаи создания объектовstd::shared_ptr
путем явного вызова конструктора и с выражениемnew
, после чего заменяет их вызовомstd::make_unique
, появившимся в C++14.- Литералы неформатированной строки: такая проверка выборочно заменяет строковые литералы, содержащие экранированные символы, на литералы неформатированной строки.
Разработчики, освоившие Clang, легко научатся обращаться и с инструментом clang-tidy. Но при работе с Visual C++, а также с другими компиляторами можно использовать CppDepend, в состав которого входит clang-tidy.
staticmain
И мы можем наблюдать как С++ превратился в Java с ее строками по 300 символов. На хабре даже ширина блока кода не позволяет это вместить и он переносится на новую строку.
Artifeks
using в помощь, ну или typedef на крайняк, но лучше using
AndDav
Просто современный C++ авторов статьи устарел уже лет на 10. У меня все помещается в строку:
Ingulf
просто с++20 ещё не полностью поддерживается вроде
AndDav
https://gcc.godbolt.org/z/q7vKrT
GCC, Clang и MSVC, релизные версии.
Ingulf
начиная проект в 2018 году столкнулся с тем, что clang на macos не признавал с++17, если сейчас купить mac — он полностью признает с++20 из коробки, или снова нужно ждать?
AndDav
Какую версию clang-а (и libc++) Apple на MacOS ставит мне не ведомо.
Ingulf
ставит ту, что считает более стабильной, и как правило последние фичи там появляются гораздо позднее
Antervis