Мы буквально окружены отстойным программным обеспечением. Пенсионные фонды спотыкаются об написанные десятки лет назад пакетные скрипты с ошибочными допущениями. Из кредитных организаций утекает более сотни миллионов номеров социального обеспечения и других конфиденциальных данных. И это ещё не говоря о куче забагованного и раздражающего ПО, создаваемых и мелкими поставщиками, и крупными корпорациями.

Подобная некомпетентность ни за что бы не сошла с рук в других инженерных дисциплинах. Мы бы ни на каких условиях не смирились бы с мостами, имеющими столько же багов, что и среднестатистическая программная система. Почему же ситуация с проектированием ПО настолько ужасна? Почему в мире так много фиговых программ?

Чтобы понять причину этого, нам сначала нужно понять, как соотносится навык разработчика с полезностью ПО, которое он создаёт для решения определённой задачи.


В первой категории мы видим «разработчиков», которые, по сути, некомпетентны. В этой категории можно встретить широкий диапазон владения навыками, но все, кто к ней относится, схожи тем, что их конечный продукт функционально бесполезен. Компьютеры в этом отношении безжалостны — если вы не знаете, как заставить своё приложение компилироваться, то с тем же успехом вы могли и вообще его не писать. Если вы не знаете, как создать базовую функциональность своего приложения, то им не будет пользоваться абсолютно никто. Ниже определённого порога навыков вы не сможете создать никакого годного к применению ПО. Большинство «разработчиков» из этой категории экспериментируют с кодом в своё свободное время, и редко создают профессиональное ПО.

Однако стоит нам преодолеть порог, ситуация сильно меняется. В нижней части графика находятся разработчики, способные создать минимально жизнеспособные программные системы. А если эти разработчики совершенствуются, то полезность их ПО тоже быстро растёт. Приложение, которое «работало», но было медленным, забагованным, небезопасным и запутанным, постепенно становится менее багованным, более производительным, безопасным и простым в понимании. В отличие от двух других категорий, в процессе повышения навыков разработчиков этой категории создаваемое ими ПО становится значительно лучше.

И наконец, когда разработчики достигают определённого порога навыков, они пересекают его
и попадают в третью категорию. В категорию, где каждый достиг такого высокого уровня компетентности (относительно решаемой ими задачи), что дальнейший личный рост минимально отразится на конечном продукте. Например, любой случайно выбранный инженер из Google может создать CRUD-приложение столь же качественно, как и Джефф Дин.



В идеальном мире единственными разработчиками в первой и второй категории были бы студенты или молодые специалисты. А все профессиональные программные системы в основном создавались бы разработчиками из третьей категории. Разработчиками, в совершенстве освоившими все навыки, необходимые для решения их задачи и создания решений, очень близких к теоретическому идеалу. В таком изумительном мире всё окружающее нас ПО находилось бы на примерно одинаково высоком уровне качества, работало бы точно в соответствии с ожиданиями, с оптимальной производительностью и без дыр в безопасности. В этом мире общество реагировало бы на всё ПО с радостью, а не с раздражением.

Однако между нами и этой утопией стоят две проблемы.

Во-первых, количество разработчиков из третьей категории чрезвычайно мало по сравнению со второй категорией. Программирование «легко изучить, но сложно освоить». Миллионы людей могут написать функционирующий скрипт, но очень немногие мастерски освоили искусство проектирования ПО. К тому же, не существует никаких препятствий к попаданию в отрасль разработки ПО — для программистов нет аналога Американской медицинской ассоциации или Международной ассоциации юристов. Неудивительно, что в ней гораздо больше людей с начальной и средней компетентностью по сравнению с количеством компетентных специалистов.

Во-вторых, спрос на разработчиков невероятен. Разработчики программного обеспечения имеют возможность внести огромный вклад практически в любой отрасли. По сравнению с более нишевыми профессиями, например, с астрономией, где возможности серьёзно ограничены, разработка ПО — это сфера, в которой очень не хватает талантов. То есть, основная проблема заключается в поиске талантливых разработчиков ПО, а не в поиске для них подходящей работы.

Если соединить эти две проблемы, то получится, что большинство компаний, желающих нанимать разработчиков-экспертов, не имеют возможности это сделать. Для найма не хватает хороших специалистов, а те, что есть на рынке, часто получают несопоставимо более выгодные предложения от компаний уровня FANG или взлетевших стартапов.

Поэтому все остальные компании делают наиболее оптимальный в такой ситуации выбор. Они нанимают разработчиков из второй категории. Разработчиков, которых можно в целом назвать «достаточно хорошими». В их приложениях есть баги, уязвимости безопасности и они не справляются с высокими нагрузками. Но, по крайней мере, эти люди способны создать нечто «работающее». Нечто более полезное, чем статус-кво. То, что можно выкатить в продакшен с минимальным критическим анализом.



Можно впасть в заблуждение, что подобная ситуация естественна для всего мира и всех профессионалов. Но на самом деле это не так.

Существует множество должностей, требующих серьёзного обучения, но относящихся к категории «простых в освоении». Это профессии наподобие водителя такси, строителя или бармена. В таких профессиях есть большая доля работников, достигших категории высокой компетентности, а дальнейшее совершенствование навыков практически не приносит никакой выгоды.

Также существует множество профессий, в которых возможности настолько ограничены, что работодатели предпочитают нанимать только отличных специалистов. Например, это относится к пианистам. Пианистов-любителей можно встретить во многих семьях, но они никогда не будут играть в концертном зале, ведь количество талантливых пианистов намного превышает количество запланированных концертов.

И наконец, есть профессии, которые сложно освоить, и с множеством возможностей, но имеющие нормативные входные барьеры. Например, врачебная деятельность. В мире до Obamacare было много людей, которые не могли позволить себе страхование здоровья и с радостью бы выбрали «хоть какое-нибудь» здравоохранение вместо полного его отсутствия (стоит ли так делать — это уже другой сложный вопрос). Тем не менее, из-за строгих правил предоставлять медицинские услуги могут только доказавшие высокую компетентность. Аналогична ситуация и во многих инженерных дисциплинах, подвергающихся сильному нормативному контролю, например, в строительстве мостов и небоскрёбов, а также в производстве медицинского оборудования.



Разработка программного обеспечения стала любопытным пересечением всего вышеперечисленного. Ему легко научиться, поэтому по всему миру существуют легионы «достаточно хороших» разработчиков. Разработчиков, создающих достаточно полезные программные решения, однако переполненные багами и уязвимостями безопасности. В то же время, эту профессию сложно освоить на высоком уровне, поэтому гораздо сложнее найти разработчиков, способных избегать подобных ловушек.

Отрасль разработки ПО настолько богата возможностями, что большинство компаний считает почти невозможным найм хороших профессионалов. Она так богата возможностями, что несмотря на наличие легионов новичков-разработчиков по всему миру, для всех и каждого из них есть работа.

И наконец, в разработке ПО нет никакого контроля на входе. Каждый может пройти программу обучения кодингу, изучить несколько онлайн-курсов по созданию кода, и на следующий день начать предлагать свои услуги на Upwork. И продукт их труда можно сразу же выкатить в продакшен без какого-либо нормативного контроля.

Если всё это соединить, то можно понять, почему в мире так много отстойного ПО. Программное обеспечение пожирает мир, сопровождаемое багами и дырами в безопасности.



Дополнение: моя статья может показаться очень критичной, но я не рекомендую, чтобы мы ставили барьеры для входа в профессию разработчика ПО или подвергали все программные системы нормативному контролю. В этой статье представлено описание ситуации, а не способы её решения.

Кроме того, в нём рассматривается только та часть уравнения, которая относится к разработчикам. Менеджеры и CEO, не дающие разработчикам достаточно времени для создания безупречного ПО и предпочитающие выпустить нечто «сносное» — ещё одна серьёзная причина проблемы, которую мы исследуем в другой статье.

image