Недавно, проходя очередной уровень в моих любимых третьих Героях, я понял, что игра до удивления похожа на реальную жизнь. И решил сопоставить все этапы устройства-выхода на новую работу со сценарием в Homm3.
Прежде всего хочется сказать, что на мой взгляд онбординг надо начинать как можно раньше. Зачастую принято считать, что он начинается, когда сотрудник выходит на работу. Я же думаю, что процесс адаптации нового сотрудника в компании начинается задолго до того, как он в эту компанию пришел.
Вакансия
Игра начинается с выбора сценария. Там есть какое-то художественное описание, что произошло и привело нас сюда. И есть цель миссии, где описано, что надо сделать, чтобы выиграть и какие последствия обернутся поражением.
В жизни также. Я открываю вакансию и вижу там описание компании, ее достижения и тому подобное. А дальше уже что буду делать, "чтобы выиграть в этом уровне". Важно, чтобы описание соответствовало реальности, не обманывать ожидания того, кого она заинтересовала.
Собеседование
Дальше в Героях я смотрю какой у меня замок, какие соперники, есть ли союзники, бонусы на старте.
Применительно к работе это уже ближе к собеседованию, когда знакомишься с потенциальными коллегами, hr'ами, офисом (в былые времена). И тут надо понять, что ожидает сотрудник от новой работы и рассказать насколько он это сможет получить и чего хотите вы.
Дни после заявления по собственному
В игре я уже нажал кнопку старта и смотрю как заполняется лоадер, по которому понятно, что процесс идет, ничего не зависло - скоро передо мной откроется карта.
В реальности лоадер - это те 14 дней, когда заявление по собственному уже написано, а на новую работу еще не вышел. И тут переживания могут быть с двух сторон - сотрудник не знает, что будет дальше, ждут ли его, не произошли ли в компании какие-то изменения из-за которых он придет совсем не туда, куда рассчитывал. А в компании не знают о состоянии сотрудника: здоров ли, не принял ли контроффер, успевает ли закончить все на предыдущем месте. Здесь логично оставаться с будущим сотрудником на связи, уточнить в какой-то момент все ли хорошо и идет по его плану. Это придаст уверенности обеим сторонам.
Первый день на новой работе
Игра началась. Вокруг - неизвестность. Непонятно куда идти, с кем воевать сейчас, а кого оставить на потом.
На работе в первый день все выглядит так же неизвестно и непонятно. Садишься на место и смотришь как все вокруг заняты своими делами, им не до тебя. Хочется, чтобы кто-то заранее выделил себе время на знакомство новичка с офисом, возможно, даже поставил себе отдельную встречу на это время. И показал, где спортзал, туалет, душ, кухня и что там еще есть у вас на работе :)
Welcome pack
В Героях в первый же день нам подкидывают какие-то "бесхозные" сундуки, ресурсы, артефакты, для получения которых не надо ничего преодолевать и с кем-то воевать. После начальной прокачки героя, уже становится жалко его терять, если сделаешь что-то не так и придется перезапускать карту.
В первый день мы получаем какие-то символические подарки. Я еще ничего не сделал, просто вышел на работу, а уже что-то получил. Тут есть два плюса, с одной стороны подарки это всегда приятно и настраивает позитивно в относительно переживательный первый день, с другой - положив эти уже свои вещи на новое рабочее место, я быстрее делаю и стол с тумбочкой своими - там лежат мои вещи.
Рассказ о компании
По мере прохождения уровня появляются сообщения, глубже погружающие в события сценария. И вот их необязательно читать, зачастую можно пройти сценарий и так(хотя не всегда), но ведь интересно, и делает прохождение более увлекательным, проще понять, что мы делаем здесь и зачем.
Также в первые дни в новой компании классно, когда рассказывают об ее истории, деятельности, масштабах и т.п. Да, возможно, это никак не связано с тем, что мы делаем со стороны IT (а может и связано), но часто истории могут содержать интересные факты и помочь понять, как устроены процессы, как компания развивалась-развивается.
Напарник
Быстро осознав, что одним главным героем играть не эффективно, я иду в таверну и нанимаю компаньонов, которые помогут качать героя, собирать ресурсы и в целом вести меня к победе.
А в жизни напарник (ментор, buddy - у всех по-разному) - это одна из самых важных составляющих онбординга. Он поможет и с бытовыми вопросами, и с рабочими. Напомнит, если что-то забылось (это абсолютно нормально учитывая огромный объем информации в первые дни), скажет у кого, что уточнить, какие есть "негласные обычаи". Причем я считаю, что это должен быть именно один человек, а не "можешь у всех спрашивать". Задавать вопрос, который непонятно насколько уместен и может казаться глупым проще именно одному выделенному человеку, а не "краснеть" перед всеми.
Знакомство с командой
Заходя в Замок я вижу всех существ, которые будут воевать на моей стороне. Узнаю их слабые-сильные стороны, прикидываю, когда какого смогу купить.
То, что раньше казалось обычным - пришел новый человек в команду и сразу его всем представили, может забыться на удаленке. Появление нового сотрудника не должно проходить не замеченным. Напишите об этом в канал отдела сотрудника, смежным командам и добавьте его в эти каналы. Чтобы и новичок знал куда ему ходить за ответами и остальные понимали, кто к ним приходит с вопросами.
Настройка рабочей станции
В Героях очень важно правильно расставить своих бойцов, чтобы выходить из боев с минимальными потерями. Например, "сбивать" ответный удар юнитом-единичкой, закрывать стрелков.
Также очевидно, что надо выделить работнику время на загрузку любимой IDE, текстового редактора, браузера и других необходимых на работе штук.
Фидбек
Получение нового уровня - это обратная связь от игры персонажу, что ты делаешь все правильно, прокачиваешься и становишься сильнее.
Фидбек в онбординге вторая важная составляющая наравне с напарником. Фидбек надо давать и получать с первого дня. Недостаточно просто говорить сотруднику, как он справляется, надо еще и у него узнавать впечатления, ожидания, может быть сравнение по процессам с другим его опытом.
Документация
В игре много разных умений, ценность которых на первых порах не всегда очевидна, можно путать их свойства, влияние.
На работе также может оказаться с документацией. Прежде всего хочется, чтобы она была. Расскажите, что описано, что - нет. А то можно несколько часов потратить на поиск нужной доки, которой на самом деле нет. И про несколько часов. Так получается, когда документация есть, но собрана хаотично. Если разложить все по понятным разделам, это может серьезно ускорить поиск данных.
Пушить общаться
После первых ресурсов, полученных "даром", дальше игра подталкивает к каким-то сражениям за ресурсы. Появляется элемент опасности, преодоления - надо решиться на сражение.
Для напарника тоже важно вовремя "отпустить". Перестать приносить всю полезную информацию для новичка, а дать ему возможность самостоятельно сходить в другую команду и что-то уточнить. Это может быть не очень комфортно - новые люди, странные вопросы. Но тут как раз напарник на первых порах может "одобрить" и вопрос, и направление, куда с ним идти. А дальше сотрудник уже будет постепенно сам осваиваться и понимать, как действовать.
Продукт
Тут не смог найти подходящей аналогии в Heroes - помогите :)
Но пройти мимо это пункта не мог. Очень важно понимать, как работает то, что мы разрабатываем, какой есть функционал. Поможет и не дублировать код, и понимать, где подсмотреть какие-то вещи. Тут есть разные подходы - запись видосов, участие в "регрессах", просто сидеть рядом и смотреть, как при тебе разные экраны проходят.
Заключение
В заключение хочу сказать, что значение онбординга часто недооценивают, а ведь именно он помогает и создать первое позитивное впечатление и дальше быстрее "влить" сотрудника в команду и проект. Хороший онбординг дает этакий эффект win-win, когда работодатель раньше получает производительного сотрудника, а работник быстрее понимает, что от него хотят и как ему давать результат.
И любимый мем всех поклонников героев:
a_nikitin
Ивор в Инферно?!!! :)
ansamoilov Автор
Это скрин из какого-то сценария) Не фотошоп)))
vesper-bot
Там ещё и «причал» — это вообще не базовая фракция.
ansamoilov Автор
Да, это Hota