Российские промышленные города показывают интересные результате в плане цифровизации. В них устанавливают камеры, «умные» светофоры и освещение, системы оповещения населения. При этом действуют платформы для жалоб (с логином через Госуслуги) и голосований за проекты по улучшению городской среды.
Для того, чтобы справиться с «ржавым поясом» и свалками отходов производства, оставленными за десятки лет, используют новые технологии – например, «доперерабатывают» отходы или находят им новое назначение. Сами предприятия вкладываются в экологические проекты, хотя люди в некоторых продолжают дышать воздухом с нарушением норм ПДК по загрязняющим веществам.
Разбираемся с «умными» технологиями, архитектурным наследием и заброшенными зданиями, предприятиями и экологий в российских промышленных городах.
Ржавый пояс и заброшенные здания
В то время, когда в некоторых европейских городах пытаются найти применение каждому гвоздю или кирпичу (такой подход есть в Амстердаме, например, где создали целую карту ресурсов города), российские промышленные города не испытывают проблем со строительными материалами.
Поэтому у нас либо стоят целые дома и многоэтажные здания, либо их только сейчас начинают разрушать, чтобы обезопасить местных жителей – в первую очередь, детей – или построить на их месте новые объекты.
К счастью, в некоторых городах этот процесс уже пошел – устаревшие здания сносят, чтобы построить новые дома.
В Карабаше сносят здания, которые уже потеряли свое значение – в том числе старые бараки и кинотеатр. Жителей уже расселили, здания убирают, а на их месте должны будут появиться новые жилые дома, и возможно, офисные здания или различные заведения.
Некоторые города местами похожи на Припять.
Архитектурное наследие
Исследуя промышленные города, можно наткнуться на довольно интересные здания. И печально смотреть, что они стали никому не нужны. Например, в Кандалакше находятся руины военного городка. А на фото ниже – казарма мотострелкового полка, построенная в 1934 году. До недавнего времени в ней работала котельная, которая отапливала близлежащие дома.
А в Магнитогорске, на Левом берегу, находится спроектированный признанными мировыми архитекторами начала 20 века «Соцгород», памятник раннего советского конструктивизма. Есть книга «Эрнст Май и проектирование соцгородов в годы первых пятилеток на примере Магнитогорска».
Изначально стояла задача создавать теплые дома, пусть и со спартанскими, маленькими, но все-таки квартирами, в которых могли жить люди. И эти дома до сих пор стоят, в них живут люди, и в 1990-е какие-то из зданий были отремонтированы.
Любопытно включить на секунду воображение и представить, как этот «Соцгород» выглядел сразу после постройки, с его красивыми оградами, высокими домами (да, 3 этажа в начале XX века – это очень высоко, если речь не о Манхэттене, а о российской глубинке), фонтанами.
Еще один интересный пример – это станция Кандалакша. Интересный он тем, что станция не изменилась за последние 60 лет. Так же ухоженно выглядит станция в Волхове, городе, в котором любят снимать исторические фильмы за его атмосферу прошлого века.
Но многие интересные здания находятся, к сожалению, в печальном состоянии.
Экология
К вопросу об экологии – сразу бы хотелось написать про промышленные предприятия, которые работают в городах. Проблем с ними становится меньше, потому что последние пару десятков лет производство меняется, повышается его эффективность, снижаются выбросы.
Но важен и еще один фактор: человеческий. Люди продолжают использовать собственные города в качестве свалок. Или же коммунальные службы не в состоянии убрать весь мусор, который разлетается из контейнеров (все же выбрасывают отходы только туда?)
В итоге мы видим такие неприятные картины, на которых дети играют, вокруг них – мусор, а родители стоят недалеко от них и лузгают семечки, говоря о том, как плохо живется. Но лишний фантик около своего же дома никто не поднимет.
По поводу предприятий: меняется не только производство, но и происходят попытки устранить накопившиеся проблемы.
Например, в Карабаше перерабатывают шлак, который складировали в такие отвалы. Ведь чтобы добыть тонну меди, нужно переработать сотню тонн породы – и такая порода раньше складировалась и превращалась в целые холмы и горы – терриконы.
Сегодня технологии позволяют перерабатывать этот материал и доизвлекать из него металл – получается медный песок и строительный концентрат. Концентрат плавят, а строительный песок продают производителям стройматериалов. В итоге – безотходное производство.
Кроме того, здесь есть еще и «Завод КАЗ», который утилизирует гранулированные шлаки. Вот этот шлак является самым лучшим сырьем в России для производства продукта для струйной очистки – песка «Купершлэк».
В Дзержинске утилизируют два портала в ад – «Чёрную дыру» и «Белое море». Когда-то «Чёрная дыра», озеро площадью в 1,5 га, вошло в Книгу рекордов Гиннеса как «самый загрязненный малый водоем в мире»: сюда стекали отходы с завода по производству оргстекла, в них входили мышьяк, свинец и кадмий. В «Белое море» отправлялись едкие химикаты с другого предприятия.
Некоторые отходы от производства неизвестного назначения стоят нетронутыми годами. И судьба их неизвестна, как и состав и ответ на вопрос, наносят ли они вред окружающей среде.
Еще несколько мест, которые достойны звания «портала в ад», есть в Первоуральске. На сюрреалистической фотографии ниже – отвалы предприятия «Русский хром 1915». В компании утверждают, что это «шламонакопитель, он ухожен, за ним следят и поддерживают в безопасном состоянии». За годы работы закрывшегося в 1996 году предприятия «Хромпик» накопилось 7 миллионов тонн отходов производства.
На следующей фото – еще один отстойник «Русского хрома 1915». А поле черного цвета – шламонакопитель, который находится чуть ли не в центре города.
Умный город
Уровень цифровизации становится выше, и городские власти рассказывают о внедрении систем «Умного города» для улучшения жизни горожан. С помощью цифровых технологий (сайт, приложения или социальные сети) все желающие могут:
· Пожаловаться на проблемы города – мусор, дороги, работу коммунальных служб
· Проголосовать за существующие инициативы по изменению городской среды
· Самому выступить с инициативой, чтобы привлечь бюджет на ее реализацию
В любом городе весной могут возникать проблемы, связанные с подтоплением, разрушением дорог, тем же мусором. При заполнении жалоб на сайтах городов сейчас могут предложить залогиниться через Госуслуги, а затем поставить галочку «Отображать сообщение на портале госуслуг в открытом доступе».
Это значит, что проигнорировать жалобу чиновники уже не смогут. Если проблему не решат, кто-то будет наказан. Сейчас уже не получится исправить что-то с помощью фотошопа, как это пытались делать на заре возникновения подобных платформ в стране. «Наш город» в Москве еще лет 7-8 назад карал ответственных за чуть ли не в пейнте убранный снег или мусор.
Полезны для жителей и такие моменты, как список пунктов подтверждения учетной записи на портале Госуслуг (раньше это был квест – получить подтверждение), список номеров телефонов администрации, расписание транспорта, афиша событий и дополнительная информация. В Нижнем Тагиле все это есть на сайте.
Карабаш-go
Чтобы вовлечь жителей в развитие городской среды, запускают различные платформы, такие как Активный житель 74 в Челябинской области или Наш Север https://nashsever51.ru/ в Мурманской. Жители набирают баллы за участие в голосовании, а власти принимают решения на основе результатов опросов.
А баллы можно потратить https://shop.gosuslugi74.ru/catalog/ на подарок вроде сертификата в тренажерный зал или билетов в кино.
Наш Север
Камеры могут снизить уровень преступности, если эти камеры есть, и все в городе о них знают. В Нижнем Тагиле прямо на сайте администрации можно найти список камер, рассортированных по районам и объектам. Если бы в будущем здесь внедрили систему, распознающую объекты и ситуации, это был бы интересный пример для «умного города».
В других городах тоже есть камеры, в том числе в Первоуральске. Но их надо поискать.
Даже в Карабаше, где население всего в 11 тысяч человек, доступны несколько камер прямо на сайте администрации.
На карте отмечены «умные светофоры» в Нижнем Тагиле.
В городах внедряют отечественные разработки. Например, созданная в НИИ Автоматики и Электромеханики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники система оповещения населения «Грифон» работает в Первоуральске. Она перехватывает радио- и телевещание, сети кабельного телевидения для оповещения населения, может управлять сиренами и громкоговорителями, и имеет подсистему для информирования на транспорте.
Множество приложений и платформ в разных городах в итоге должны будут сложиться в сквозную систему, позволяющую взаимодействовать власти, горожанам и бизнесу.
В структуру «Умного города» также должны войти технологии из области «Интернета вещей». В городах должна быть обеспечена связь, включая Wi-Fi, системы безопасности.
Городская среда
Если у владельца единственного в городе колеса обозрения закончился срок аренды, и он хочет продать это колес на Avito, то жители могут попытаться исправить ситуацию. Это интересный пример из жизни Дзержинска. Здесь работает «Инициативное бюджетирование»: можно заявить желание построить что-то для города и получить финансирование из городского бюджета.
Так и администрация Мончегорска принимала в этом году заявки на «конкурсный отбор для предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию проектов по поддержке местных инициатив».
Подобные проекты создают в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»: в нем предусмотрено участие жителей в принятии решений на тему благоустройства и поддержки инициатив горожан.
Для развития среды нужна стратегия. В Верхней Пышме в ее основу вошел бенчмаркинг других городов – Израиля, США, Каталонии – а также исследование сочинений школьников и студентов на тему «Какой я вижу Верхнюю Пышму к 2035 году». Так выяснили, что будущему поколению нужны спортивные комплексы, ТРЦ, образовательные учреждения и, конечно, перспективные рабочие места.
Если говорить о том, как выглядят жилые дома, детские площадки и другие объекты, то иногда многое зависит от того, в какой части города они находятся. Есть такой удивительный пример – Первоуральск. Сначала посмотрите, как выглядит центральная часть города. Мешки с мусором – это прекрасно, это значит, что здесь убираются. Газон-то чистый. Поющий фонтан установили несколько лет назад, тоже наверняка радует жителей.
Но стоит свернуть – и можно увидеть такое. В принципе, для промышленного города обычный вид, но сама разница поразительна.
Что касается детских площадок в принципе – в городах ставят новенькие, хорошие площадки, но иногда они соседствуют с вкопанными в землю покрышками, что выглядит странно.
А есть площадки, на которых хочется фотографироваться. В Нижнем Тагиле и Волхове есть замечательные примеры.
Неравнодушные жители иногда сами берутся за дело, чтобы оживить городской пейзаж. Например, в Дзержинске художник раскрасил нижнюю часть жилого дома, добавив хотя и черно-белого, но все-таки цвета.
В Мурманской области проводят художественный конкурс «Добавь городу красок». Жители голосуют за понравившиеся муралы – рисунки на домах – после чего такие проекты реализуют. На фото внизу – возможно, один из таких примеров.
Этот мурал в Магнитогорске – с грустным подтекстом. Когда-то это был один дом, но 31 декабря 2018 года здесь произошел взрыв и обрушение. Погибли 39 человек. А на стенах теперь мы видим 39 облаков и 39 птиц.
Еще один способ посмотреть на историю города – это музеи. Но речь не всегда о небольших экспонатах под стеклом. В музее авиации собрана коллекция советских и зарубежных самолетов 1930-1940-хх годов, а в музее автомобильной техники – авто и мотоциклы от первого автомобиля Бенца и ранних Rolls-Royce до Harley-Davidson и Indian.
Если говорить не о прошлом, а о будущем, то можно отметить позитивные изменения в ряде городов. На фото ниже можно посмотреть, как за несколько лет изменился Карабаш.
Итог
Заброшенные здания для промышленных городов – это вполне привычная тема. И они либо будут стоять вечно, либо когда-то будут разрушены. Неизвестно, стоит ли брать пример с европейских коллег, которые бы попытались вторично использовать стройматериалы – ведь тогда и рабочих мест может быть меньше из-за сокращения производств.
На экологическую ситуацию влияют и люди, которые загрязняют собственные города. С другой стороны, есть примеры, когда предприятия улучшают производство и начинают даже перерабатывать те отходы, которые годами складировались с советских времен. Но так происходит, к сожалению, не везде. Зачем трогать, если лежит…
В городах, расположенных на берегах рек, благоустраивают набережные. Центры городов выглядят опрятно. Иногда даже слишком, если сравнить с тем, что происходит вне центральных улиц. Даже в небольших городках появляются красивые детские площадки, которые не везде можно встретить в крупных. Есть позитивные изменения с точки зрения городской среды.
С точки зрения цифровизации – картина интересная: везде работают платформы вроде Госуслуг, Активного гражданина и так далее. Люди сами участвуют в жизни города с помощью голосований. Камеры и умные светофоры, умное освещение, различные отечественные разработки вроде систем оповещения или навигационных систем для пешеходов и туристов можно встретить во многих городах.
И закончить хочется на позитивной ноте. В Магнитогорске стоит этот памятник – «Тыл – фронту», часть триптиха. Вторая часть находится в Волгограде – «Родина-мать» поднимает этот меч, а третья – в Берлине, где воин-освободитель со спасенной девочкой на руках этот меч опускает после Победы.
Просто чтобы напомнить, что российские промышленные города – это города людей, которые выковали не только победу в войне, но и давали всей стране электричество, металлы, химию, машины. Продукцию, необходимой для жизни и для прогресса. Поэтому хочется ждать только хороших изменений.
0pauc0
Да, накопленный вред и загрязнения времен взрывного углеродного индустриального периода велики, но все таки сейчас основные источники загрязнений - выбросы транспорта и бытовые отходы населения. И к сожалению никакой цифровизацией эти проблемы не решить, нужны иные модель экономики и общественная этика (мораль).