Первая гидроэлектростанция на Кольском полуострове. Порт с выходами на крупные магистральные дороги страны – благодаря железнодорожным и автомобильным подходам. Единственный в мире алюминиевый завод за полярным кругом. На этих трёх столпах стоит город Кандалакша.
Возможно, не так вы представляете себе город на берегу моря. Тем не менее, смотрим, как выглядит и живёт Кандалакша в разное время года.
Природа и экология
Поселение, на месте которого находится Кандалакша, впервые упоминается в документах в 1517 году. В 1548 году здесь появился Кандалакшский монастырь, обитатели которого рубили лес, ловили рыбу, занимались охотой. А в 1589 году финский отряд разграбил и сжег монастырь и крестьянские дворы. Его отстроили – и в 1615 году его разгромили уже литовцы. Поселение находилось на берегу, и именно поэтому было удобно для нападений с моря.
И с другой стороны – водные ресурсы всегда открывали возможности для торговли, а в XX веке – для получения электричества. В 1930-е годы началось строительство первой гидроэлектростанции на Кольском полуострове – Нива ГЭС-2. Станция помогла электрифицировать и железную дорогу, и местные промышленные предприятия.
В 1938 году Кандалакшу преобразовали в город и сделали частью Мурманской области, исключив из состава Карельской АССР.
Кандалакша является транспортным узлом благодаря порту, автомобильным и железнодорожным подходам. Порт в Кандалакше действует с 1915 года. Основной груз – это энергетический уголь, который поставляют в Европу и Северную Африку.
Выход к морскому порту имеет и Кандалакшский алюминиевый завод.
Предприятие заложили в 1938 году, и в 1951 году – получили на нем первый алюминий. Это единственный в мире алюминиевый завод за полярным кругом. Он производит около 72 тысяч тонн алюминия в год.
Продукцию Кандалакшского алюминиевого завода используют в электротехнической промышленности. Здесь работают 915 человек.
И, конечно, один из главных вопросов для промышленных городов – это экология.
В 2010 году в местной котельной вместо мазута использовали ядовитую фенольную смолу. Прокурор тогда сообщал, что по указанию руководства работники «откупорили» цистерну емкостью 60 тонн с фенольной смолой и стали смешивать ее с топочным мазутом. Если бы работнику не стало плохо, и этот процесс бы не остановили, в Кандалакше могла случиться экологическая катастрофа.
О загрязнении в Кандалакшском заливе говорили в 2013 году представители Greenpeace. В 2019 году из порта на город летело облако угольной пыли.
По данным на 2018 год на Кандалакшский район приходится 6,1% выбросов основных загрязняющих веществ в Мурманской области.
В море здесь что-то сливают. Вокруг берега – видны какие-то пятна.
Вокруг города множество несанкционированных свалок и заброшенных зданий. За прошедший год горы мусора не исчезли.
В акватории Кандалакшский залива расположен один из старейших в России заповедников – охранять природу здесь начали в 1932 году. В заповеднике можно встретить 260 видов птиц, а также 68 видов млекопитающих – включая бурых медведей, куниц, косуль.
Насладиться природой, заняться рыбалкой можно благодаря гостевым домам вокруг города.
Инфраструктура
В городе живут около 30 000 человек по подсчетам на 2021 год. Численность населения Кандалакши сокращается беспрерывно с 2005 года – тогда здесь проживали более 40 000 человек.
Город живет за счет железной дороги, алюминия и порта. Железная дорога соединяет металлургические предприятия Мурманской области с центральными регионами России.
Станция Кандалакша встречает прибывающих на поездах. За много лет она не изменилась. Удивительно, насколько хорошо иногда за каким-то объектом, зданием могут следить. Для этого нужен особый энтузиазм (как сказали бы лет 80 назад).
Те же, кто приехал в город на автомобиле, могут насладиться красотами северной природы. Через Кандалакшу проходит трасса Р-21 «Кола». Она идёт от Санкт-Петербурга до посёлка Борисоглебский на границе с Норвегией.
В самой Кандалакше можно найти много магазинчиков, в основном небольших, также сетевые вроде «Пятерочки» и «Магнита». Есть кинотеатр, рестораны, яхт-клуб.
Но при этом вокруг города – множество заброшенных зданий, характерных для «ржавого пояса». Тридцать лет назад здесь жили 54 тысячи человек, и, поскольку теперь здесь почти вдвое меньше людей, многие дома оказались не нужны. Поэтому местами город напоминает Припять.
Удивительно видеть автомобиль около заброшенного здания.
Рядом со зданием с обновленным фасадом может стоять дом с отваливающейся штукатуркой.
Но перенесемся в центр города. Над главной площадью возвышается гостиница «Беломорье». В ней можно остановиться за три-три с половиной тысячи рублей за сутки с учетом бесплатного завтрака. Но при этом на штукатурку денег, видимо, не хватает.
Вообще, центр выглядит вполне симпатично. Здесь есть лучшая в городе детская площадка, немаленькая территория для прогулок и отдыха, относительно новые скамьи.
Есть и несколько симпатичных арт-объектов. Например, памятник гренландскому тюленю, поставленный в Год экологии – в 2017-м. Зонт и скамья для возлюбленных, подаренный Финляндией.
Во время Великой Отечественной войны жители Кандалакшского района разгромили фашистов на кандалакшском направлении. Напоминанием об этом является памятник танку Т-34.
Яркими пятнами являются муралы. В городе проводили конкурс «Добавь городу красок», чтобы справиться с унылыми серыми пейзажами. Победители подобных конкурсов получают возможность раскрасить дома.
За пределами основных улиц картина в основном именно серая и унылая. Зимой и летом одним цветом в Кандалакше – полицейский участок с дырой в стене.
В Кандалакше много старых домов, бараков середины XX века. Их состояние в основном печальное.
Инфраструктура для детей
В основном детские площадки в городе не отличаются современностью. Одна из лучших детских площадок – в самом центре города, на площади. Деревянная, выглядит симпатично, и подобные встречаются еще в других городах Мурманской области.
Во дворах площадки хотя и обновленные (возможно, лет 5-7 назад), но все же видно, что не хватает либо бюджета, либо желания что-то с ними делать.
В течение последних двух лет в Кандалакше обновили парк семейного отдыха на набережной. Здесь – современная детская площадка, качели, а также скамьи для отдыха. Появились лестницы с пандусами, тротуарной плиткой выложили дорожки.
Набережная стала новой точкой притяжения.
Для детей в городе есть и более интересные занятия, чем качаться на качелях. Например – яхт-клуб, это еще один большой плюс жить на берегу моря. К сожалению, не круглогодичный.
Итог
В Кандалакше заметные проблемы с жилым фондом, с дорогами, в принципе с инфраструктурой. Здесь не так много мест, где можно хорошо провести время. Очень много заброшенных домов. Проблемы с экологией.
Но, всё-таки, речь идет о городе, в котором в процентном соотношении убыль населения катастрофическая. Вопрос только в том, что является причиной, а что – следствием?
Одновременно с этим, город важен как транспортный узел. В нем пытаются производить «зеленый» алюминий, переоборудуют производства. Обновляют территории для отдыха – речь идёт о набережной.
А красивую северную природу, заповедник, возможность заниматься яхтингом и рыбалкой можно отнести к причинам, по которым можно посетить Кандалакшу.
MiIs
Финский отряд был пришельцем во времени?