Город паровозов и танков Нижний Тагил – один из крупнейших промышленных центров Урала. В нем построили первую в России железную дорогу и изготавливали треть всей броневой стали во время Великой Отечественной войны.
Это «Город трудовой доблести», в котором живут более 340 000 человек. Его история насчитывает триста лет.
Смотрим на город в разное время года.
Природа и активный отдых
Нижний Тагил был основан в 1722 году. Датой основания считается получение первого чугуна на Выйском заводе. Город находится на берегах реки Тагил. В центре города – Тагильский пруд, протянувшийся на 16 километров. Также через город проходит еще одна река – Выя.
С XIX века по Тагильскому пруду ходили яхты. А в 1950-х годах яхтинг начали развивать как спортивную дисциплину, и сейчас этот вид спорта в городе возрождают.
По рекам Тагил и Чусовая организуют сплавы. Вдоль реки – множество археологических памятников, известных как «писаницы» – это название скалы с рисунками и надписями. Здесь им 4-5 тысяч лет, выполнены они красной охрой.
Также можно посетить пещеру Ермака, гору Красный Камень, гору Медведь-камень.
Для любителей менее экстремального отдыха есть множество домов отдыха за пределами города – там можно будет насладиться красотами Урала в уютной атмосфере.
Инфраструктура
Промышленную основу Нижнего Тагила видно сразу по количеству предприятий, которые здесь работают. Сегодня среди главных промышленных предприятий города:
· Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК),
· Уралвагонзавод,
· Уралхимпласт,
· Высокогорский горно-обогатительный комбинат,
· Высокогорский механический завод,
· Нижнетагильский завод металлических конструкций.
Город является одним из лидеров в стране по количеству установленных камер. Смотреть трансляцию с них можно прямо на сайте администрации. С точки зрения безопасности это важно – само наличие камер должно влиять на уровень преступности. Какой смысл будет на кого-то нападать, если найти и арестовать проблем не будет?
Также здесь внедряют и другие инструменты «умных городов». Через сайт администрации можно увидеть карту пробок (конечно, это просто «Яндекс.Карты»), расписание событий в разных учреждениях, афиша театров, контакты администрации, управляющих компаний, есть возможность обратиться в электронную приемную. А по вопросам благоустройства можно написать на платформу «Госуслуги. Решаем вместе».
В городе есть «умные светофоры», которые нужны для снижения уровня загазованности и сокращения числа аварий.
В Нижнем Тагиле уже к 1926 году было все, что нужно для детей и взрослых в плане отдыха и обучения – пять клубов, восемь библиотек, радиоузел, девятнадцать начальных школ, по два техникума, кинотеатра и больницы. К 1937 году запустили трамвай, к 1939 – открыли первый вуз.
Количество жителей к 1930-му году достигло 42 000 человек. При этом водопровода и канализации не было.
Сейчас в городе есть все, что нужно для комфортной жизни. Включая мягкий кинотеатр и большой экопарк.
Интересно, что некоторые заведения в городе существуют еще со времен СССР. Например, кинотеатр «Родина» работает с 1957 года.
А на фотографии ниже – Нижнетагильский драматический театр имени Д. Мамина-Сибиряка, основанный в 1946 году.
Под Новый год в городе устанавливают интересные украшения. Иногда тематикой становятся паровозы – именно в этом городе в 1833 году построили первые в России паровозы, изобретенные крепостными отцом и сыном Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми.
Город выглядит ухоженным. В нем сохраняются в хорошем состоянии старые здания, вроде тех же зданий кинотеатра и театра. В городе есть много пространств для прогулок.
Театральный сквер – одно из самых красивых, наверное, мест. Он проходит от проспекта Ленина и Театральной площади до набережной пруда.
Сквер входит в «Малахитовую линию» – главный пешеходный маршрут Нижнего Тагила, который объединяет ключевые исторические, культурные и архитектурные объекты.
Малахитовая линия проходит также через памятники Черепановым, Демидову и металлургам, Демидовскую больницу, дом Окуджавы, сторожевую башню на Лисьей горе, музей-завод истории развития черной металлургии – в здании чугуноплавильного и железоделательного завода, который действовал с 1725 год.
Нарисована линия прямо на асфальте – идеальный способ для туристов осмотреть весь город вместо того, чтобы ходить по навигатору в смартфоне.
Провести приятно время и пофотографироваться можно в парке на набережной.
Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) – один из крупнейших в стране металлургических комбинатов с полным производственным циклом, градообразующее предприятие Нижнего Тагила. Комбинат действует с 1940-го года.
Зимой Нижний Тагил украшают к новому году, а летом он превращается в зеленый город с большим количеством деревьев и ухоженными клумбами.
Инфраструктура для детей
Один из самых интересных и масштабных проектов для детей в Нижнем Тагиле – экопарк. Это большая территория рядом с новостройками, новыми школой и детским садом. В нем есть и детские качели, горки и зоны с мягким покрытием, и места для отдыха взрослых – столы со скамьями. Есть и качели, которые подходят взрослым – круглые с сеткой. Обустроены велосипедные дорожки, есть скейт-площадка и площадка с тренажерами.
В парке установлены скульптуры – вроде этого трехметрового металлического оленя.
Экопарк открыли в 2020 году. Его площадь – 7,5 гектаров. Раньше на его месте был пустырь. После того, как в 2019 году построили школу, жители сами предложили идею парка – потому что нужно было место для прогулок с детьми.
Деньги на обустройство экопарка получили благодаря нацпроекту «Жилье и городская среда».
В Нижнем Тагиле есть много других мест с детскими и спортивными площадкам, аллеи для прогулок.
Итог
В Нижнем Тагиле действует Уралвагонзавод – он продолжает производить современные танки. В городе сохраняют старые здания, следят за фасадами. Остаются в хорошем состоянии и реконструируются парки, памятники и другие достопримечательности. За всем этим стараются следить и летом, и зимой, и в межсезонье.
При этом в городе появляются новостройки, открывают новые современные детские сады и школы.
Интересны попытки сделать город «умным» и «открытым». В плане «умного города» – речь идет о множестве установленных камер, об «умных светофорах» и удобном доступе к информации. В плане «открытости» – о совместном принятии решений с жителями, пример которого – строительство экопарка.
В городе есть пруд, в котором возрождают яхтенный спорт. А вокруг города – богатая природа Урала, которая открывает много возможностей для активного отдыха в любое время года.
Комментарии (9)
pfr46
25.12.2021 12:57+2Интересно, что есть тэг "Экология", но кроме фоточек ничего об этом не сказанно. Я там раз был в конце 2000-ых. Из поезда вышел и аж поплохело от воздуха.
odiemius
25.12.2021 18:53-1В Нижнем Тагиле действует Уралвагонзавод – он продолжает производить современные танки.
Вагон-завод и танки. Это неисправимо!
radist2s
25.12.2021 19:11+3По ощущениям, когда светофоры стали "умными" - город просто встал. В Тагиле отродясь не было пробок, и уже год как пробки в отдельных районах стали нормой. Для пешеходов же светофоры стали совершенно карательным механизмом: раньше пешеходу нужно было ждать зелёный не более 30-40 секунд, чтобы перейти дорогу, пока переходишь одну дорогу, уже загорался зелёный для перпендикулярной дороги. Теперь же ждёшь 60-90 чтобы перейти дорогу, и снова ждёшь, если вдруг хочешь сменить направление. Это привело к большей опасности для пешеходов, потому что водители стараются успеть на свой зелёный, и просто давят пешеходов. Переходь дорогу стало опасно.
vs74
25.12.2021 21:13Пишу из Челябинской области. Со светофорами такая же проблема с недавних пор, как сменили режимы их работы.
amironov
26.12.2021 09:04+1Сначала вводят трехфазные светофоры, затем за многие миллионы пытаются их сделать "умными". Как бы причины очевидны.
Но есть и плюсы от такого режима): машину утром зимой на светофорах можно прогреть, невозвожно попасть на штраф за непропуск пешехода.
vyacheslavchulkin
25.12.2021 20:49+1Нижний Тагил
Экология
Я думаю нужно выбрать что-то одно, вообще как-то заметил что на Урале с экологией как-то не очень, к сожалению советское наследие дает о себе знать.
А так в целом город как город, где-то прибрались, где-то цветочки посадили, но при современных возможностях (технологии, инструмент, строительная техника и тд) такие вещи должны быть как должное, как что-то повседневное. Хотя с другой стороны вам повезло что при нынешних чиновников удалось что-то реализовать, в моем Чепецке (кто из Кировской области тот в теме) и это не могут сделать с деньгами из федерального бюджета.
lamerok
25.12.2021 22:04+1Я думаю нужно выбрать что-то одно, вообще как-то заметил что на Урале с экологией как-то не очень, к сожалению советское наследие дает о себе знать.
На самом деле, не очень только в промышленных городах, типа Карабаша, Челябинска, Магнитогорска, но в общем экология и природа замечательная, главное от города отъехать.
Я летом наснимал чуток около Миасса, Златоуста, Кыштыма и Сатки
fougasse
Что такое "мягкий кинотеатр"? Есть "твёрдые"?
Экопарк без деревьев и с фонарями над газоном смотрится печально, хотя, деньги вложены немалые, скорее всего. Ну и, как всегда, где тень, вода и туалет на детских площадках, которые построены в 202х годах?