Остовы кораблей в бухте у острова Русский
Владивосток основан всего 161 год назад, то есть моложе даже современной Австралии. Чуть раньше появиться он не мог: не было подходящей геополитики. Появись он чуть позже — и там был бы Китай или Япония. А так нам в какой-то момент очень понадобилась торговля с Востоком и защита региона. Выбирали главный город на Тихом океане, были варианты из Петропавловска, Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, но именно Владивосток был выбран как военно-морская база: конфигурация островов и полуострова прекрасно подходила для выстроения эшелонированной обороны, а бухта почти не замерзала зимой.
А когда появляется военная база таких масштабов и торговля, туда надо везти много припасов и материалов, а обратно — товаров. Так появился Транссиб, который соединил в логистическую цепь полмира. Такая стройка требует серьёзных ресурсов, и параллельно регион очень хотели развивать. Произошла ещё одна волшебная вещь: объявили режим порто-франко. То есть беспошлинной торговли. В случае нового города это, фактически, означает, что город тут же сделали неким аналогом опенсорс-сообщества. Можно было с нуля пилить любой проект для города — и личный финансовый успех означал выгоду для города. Экономика была отдана в руки сообщества.
Следующая особенность связана с водопроводом. В городе не было нормальных источников воды. В результате кучи факторов воду решили доставлять не традиционной шиной, а микротранзакциями. Но дронов тогда не было, и нужна была дешёвая рабочая сила, которая, фактически, стала бы инфраструктурными системами города. Владивосток открыли для мигрантов из ближайших стран: Китая, Кореи и Японии. Так был разыгран быстрый старт для города и добавлены ресурсы для предпринимательства.
В результате мы имеем взрывной рост экономики, торговлю с половиной мира через крайне удачный транспортный узел и довольно особенный менталитет жителей. Добро пожаловать в пятничный урбанизм — и во Владивосток.
Менталитет жителя Владивостока
Почти все рассматривают свою жизнь в городе как временную. Это подсказал Виктор Шалай, директор музея истории Дальнего Востока. Дело вот в чём: тут было несколько основных волн миграции. Первая волна — те, кто основал военное поселение, персонал базы флота и строители Транссиба. Естественно, для них это всё была вахта, а не постоянная жизнь. Вторая волна — крестьяне со всей страны, которым обещали землю (типа дальневосточного гектара, только побольше) и не доставать со стороны государства. Земля была богата ресурсами, крестьяне могли очень хорошо развернуться на ней без привычных налогов и тёплого дыхания государства в затылок — и ещё попробовать себя как буржуазия. Люди снимались с насиженных мест, грузили скот на первый этаж двухэтажных вагонов и ехали по Транссибу как на новую планету. По факту, если бы мы сейчас открыли что-нибудь зелёное и пригодное для жизни в 30 световых годах, вторая волна выглядела бы примерно так же с такой же романтикой дороги.
Люди приехали и начали осваивать новое место. И хоть для них это и стало домом, но не родиной. И, учитывая особенности крестьянского аджайла, непредсказуемость климата и прочие радости экзопланеты — старались делать как можно больше временных решений, пока особенности края не будут достаточно изучены для капитальных. Так появилось очень много времянок, который стали постоянными. Третья крупная волна была в СССР после ВОВ, когда нам на Дальнем Востоке были нужны специалисты, и много. Включили надбавки и получили волну людей, которые тоже думали, что поработают и вернутся.
Интересно, что во Владивостоке поначалу не было бедных жителей в принципе. Точнее, бедный класс был представлен «даже не гражданами», которые жили в первом прототипе Чайнатауна и в аналогичных корейском и других национальных кварталах. Так получилось, что колонизаторы, которые поехали со всей нашей Империи, были отобраны по признаку готовности к изменениям (иначе хрен бы кто решился на такую дорогу), некоторой нелюбви к жёсткой власти и духу предпринимательства, потому что именно тут можно было реализовать потенциал. Важно то, что заселение шло после отмены крепостного права, и город сразу же стартовал как город без сословий. Параллельно в западной части России права уже не было, а понятия остались, и консервативное разделение по инерции ещё некоторое время создавало конфликты.
То есть в городе появилась не техноэлита страны, не радикалы, не слой «предбуржуа» — а именно те, кто уже имеет опыт успеха (что означает определённое сформировавшееся мышление в плане управления) и думает открыто. Потому что у других бы не хватило ресурсов на переезд. Этим людям дали всё для старта и позволили по факту сформировать город, единственной задачей на тот момент которого было содержать базу флота. А остальное как пойдёт.
В краеведческом музее сохранены жители города в виде того, чем они занимались
В культурный код жителя Владивостока легло это всё. Открытость, отсутствие страха перед дорогой, доля риска и желание новых возможностей — это всё чувствуется и сейчас. «Мне надо было за 6 дней придумать бизнес тут — ну или поехал бы учиться в Австралию» — вполне нормальный жизненный выбор. В частности, поэтому город слегка неряшлив: капитальное тут делается редко. Несмотря на то, что уже, казалось бы, пора. Но, как мне кажется, это именно то свойство, которое будет крайне важно в новой экономике — делать только важное.
Интересно, что военные, конечно, внесли ограничения в экспансию города, но при этом не самые сильные. Им нужен был город рядом, и они прекрасно понимали, как важно помогать ему развиваться. Крепостное право отменили, принудительного поселения нет. Климат был понят и побеждён, сельское хозяйство развивалось невероятными темпами (во многом за счёт северокорейских мигрантов), бытовые вопросы решала китайская трудовая сила. Начался расцвет горнорудной промышленности и рыбной ловли, китобойного промысла, лесного промысла. Торговля цвела. В 1913 году Российская Империя достигла пика экономического воздействия: до войны и до СССР мы уже рулили по всему миру. Владивосток стал центром прибыли, самодостаточным богатым городом.
Долгая дорога
Это один из самых удалённых от центра управления городов России. То есть у нас тут довольно дорогая логистика, конкретно другой часовой пояс, отчасти другой культурный код. Как итог имеем крайне малое воздействие Москвы. Вообще, именно на Владивостоке интересно изучать, как могла бы выглядеть страна, если бы не политика центра. Дельта сейчас не очень большая, но довольно показательная, и прослеживается она много в чём.
Вот, например, здесь очень мало федеральных сетей. Есть DNS, который родом именно из Владивостока. Недавно зашёл Леруа. Несколько лет назад пришёл KFC, но не очень пока прижился. Понятно, сети проникают, но процесс этот медленен и мучителен. Вот тут, кстати, есть мой рассказ про франшизу Мосигры — ну, когда наша команда ещё занималась настолками. Ну и надо учитывать, что населения на Дальнем Востоке мало, крупные города редкие, и поэтому при всех сложностях развития федеральным сетям проще пока конкурировать за другие регионы. Появилось конвергентное «Метро» — «Самбери», конвергентный «Детский мир» — «Бубль Гум», есть конвергентные сайты, например, вместо «Авито» тут «Фарпост», а вместо автомобильных сайтов — «Дром.ру».
А другой крутой пример того, что такое Владивосток — это сеть «Кофемашина». Началось всё ночью в попытках купить нормальный кофе, а закончилось кучей точек по всему городу, где еду вроде салатов, стейка и прочего второго превращают в шаурму («завертоны»), которую можно есть одной рукой. И наливают качественный кофе из кофемашины. Почему я про это рассказываю — потому что ещё 5 лет назад всё можно было заказать по телефону заранее, а потом приехать, заплатить и забрать. Верили на слово с одной стороны — и покупатели не обманывали с другой. Никто не искал уязвимости, просто сделали удобный сервис людям — и люди им нормально пользовались. В этом году я уже увидел там приложение для предзаказов и галочку «не кипяток» около чая, которой резко не хватает почти везде в кафе. На этом примере я хотел показать, что фактор низких внутренних издержек в сообществе тут вполне себе есть — что, по ощущениям, далеко не так в центральной части России.
Возвращаясь к Транссибу — несмотря на то, что именно эта магистраль превратила нашу страну снова в компактную и управляемую, дала возможность перебрасывать войска не за 3-4 месяца, а за 7 дней и объединила города в логистические цепочки производства — всё равно Владивосток реально далёкий город. Примерно на Транссибе у нас сменилась парадигма движения по рекам на движение по железной дороге, и примерно к этому моменту пропали коробейники. Транссиб же перекроил экономический ландшафт — те города, которые заплатили взятку или как-то иначе повлияли, чтобы ж/д не шла через них, конечно, сохранили свои пароходы, но зато остались на отшибе, а города на новых главных магистралях резко начали расти. Соответственно, чтобы построить Транссиб, нужно было иметь офисы компаний как центры персонала и управления на обоих концах дороги, и это тоже в какой-то момент дало плюс Владивостоку в плане притока образованного персонала.
Уровень образованности можно оценить по байке:
Играли Гамлета на английском. В перерыве привезли свежесваренное пиво, которое тоже было в новинку в городе. Актёры дружно спробовали, что сказалось на качестве сюжета и мотивации мстить принца Датского. В общем, главный герой забыл слова. Пока он пытался их вспомнить, из зала встал начальник медслужбы Владивостока и на чистом английском прочитал этот монолог. После чего актёров побили стульями. Через пару дней в квартиру того, кто исполнял главную роль, пришёл посыльный, молодой офицер, вручил конверт с деньгами и попросил удалиться из города.
Иностранное влияние
Владивосток рядом с Кореей, Японией и Китаем. Про Японию и б/у машины оттуда, вы, наверное, знаете. В общем, японцы покупают машину, ездят на ней примерно до 70-90 тысяч километров, а потом продают это старьё. Жители Владивостока покупают эти прекрасные новые машины и продают дальше по стране.
Леворульную машину в городе называют «с атипичным расположением руля».
Владивосток, на самом деле, был городом, который очень сильно советский… Здесь рыболовецкий флот, флот торговый, заводы, которые делают всё, начиная от часов и заканчивая кораблями. Не только Владивосток, но и ближайшие к нему города, агломерация. Очень сильно это всё [развал СССР] подействовало на город, потому что практически ни один завод не поднялся. Практически ни один завод не продолжил существование так, как это было. Они очень быстро загнулись. Владивосток очень долго жил исключительно морем. Причём поскольку у нас не строили корабли, даже не ремонтировали их, на самом-то деле… При этом весь город жил благодаря автомобилям. Автомобили привозили, автомобили продавали, автомобили чинили, автомобили перегоняли в другие города под заказ. Громадный рынок, который сейчас, конечно, не имеет ничего общего с прошлым своим видом. Сейчас это как раз сайты, это продажи через интернет. Тогда это громадная совершенно часть города, которая полностью сравняла с землей один из фортов Зелёный угол… Каждый в городе так или иначе зависел от автомобильного бизнеса.
Ольга Ермошина
Упрощая, история такая. Сначала машины доставались морякам. Можно было раз в год привезти в трюме машину. Естественно, она там покупалась, потом продавалась уже в России. Когда стало понятно, насколько это выгодно, некоторые получали паспорт моряка только ради такого рейса: по документам это был член экипажа, по факту — карго. Потом некоторое время возили машины отдельно от двигателей для последующей модификации. Когда тему с запчастями прикрыли, стали пилить автомобили и сваривать во Владивостоке: распил с точки зрения таможни был металлоломом, а с точки зрения счастливого нового владельца — иногда смертельной ловушкой. Первые транспортники с ними загружали так, что случайный шторм мог утопить парковку. В общем, тут постоянно придумывают какие-то схемы, направленные трёхсторонне: ввести в заблуждение государство, японцев (это недавние технологии) и, конечно, конечного покупателя. Чтобы правильно купить машину во Владивостоке, надо иметь квалификацию автомастера — потому что вам попадётся если не ихтиандр, то хотя бы скрутыш.
Вместе с машинами традиционно возили и другую контрабанду, и товары народного потребления. Контрабанду и сейчас нет-нет, да можно встретить на том же рынке (точнее, происхождение товаров ряда магазинов не удастся проверить). А из товаров народного потребления самое вам знакомое — это аниме. Точнее, первый культурный шок вызвали те разновидности аниме, которые сейчас злят РКН-тян. Но и обычное аниме на кассетах также пошло гуляют по стране из Владивостока. Сейчас, кстати, в городе есть устойчивые гик-сообщества, и някающие люди — достаточно частое явление. Косплееров много, и они довольно хорошо организованы.
Китай связан с городом огромным количеством трудовых мигрантов. Именно эти люди привнесли во Владивосток то, на что моряки тратили деньги: азартные игры (которые после исчерпания кредита должника заканчивались игрой «на мясо», то есть на палец или кусок живота), другие досуговые дома — ну и кучу китайских товаров. Сейчас в центре города есть квартал Миллионка с антуражем ушедших китайцев, а точка концентрации нынешних — рынок на Спортивной, который с каждым годом цивилизуется, но всё ещё со всех сторон слышны крики в духе «Подходи, подлюка, тебе халясо трусы!». Там действительно клёво, особенно, с учётом нейминга заведений китайской кухни в духе «Добрыня и Аня», потому что китайцы берут себе имена той страны, куда приезжают.
Следы корейской культуры тоже можно заметить. Милкис и пянсе — это то, что надо обязательно попробовать в городе. Можно ещё запить кофе «Доширак» и заесть дошираком.
Много иностранцев в ДВФУ. Всего 20 тысяч студентов, из них 3,5 тысячи — иностранные. То есть это большинство населения острова Русский.
Главный корпус ДВФУ
Сам по себе остров, кстати, был дикими землями, где почти не было дорог и машин с номерами до момента строительства эпического моста к эпическому саммиту. Потом там построили новый университет, и это стал остров студентов, военных и уже потом местных жителей. Обучение у нас на русском, поэтому многие студенты из Азии сначала год учат язык, а уже потом проходят основные дисциплины:
Самые популярные специальности у них – это, прежде всего, медицина и физика. Студенты из Индии едут изучать ядерную физику, а также физику наноматериалов. У Китая очень популярны международные, менеджерские, экономические, гуманитарные программы и направления. Студенты из Средней Азии и Европы, США и Великобритании едут к нам изучать медицину.
Александр Крестов
Я на всякий напомню на примере ПЦР-лаборатории ДВФУ, что смысл такой: один раз обучив группу врачей работе с нашими протоколами, на нашей технике и с нашими тест-системами, мы получаем мощное лобби на закупку этого всего у нас, соответственно. Поэтому иностранные студенты — это маркетинг отечественного производства, а не бизнес про обучение.
Кубсат студентов
И на это всё едет куча туристов. Японцам тур во Владивосток продают как «Европа в двух часах», потому что центр города во многом немецкой архитектуры. Корейцы просто познают загадочную русскую душу, но при этом по крауд-путеводителям. В смысле, съездила одна пара, запостила маршрут, посещённые рестораны и магазины с конкретными купленными товарами — и теперь все примерно так и делают, потому что из их маршрута ещё и взяли данные для официального путеводителя. Специально для корейских девушек делали квартиры для Букинга и AirBnB в мишках и розовых тонах, а для мальчиков — в стилистике победившего коммунизма со старой мебелью и портретами Ильича. Сейчас это всё уже пропало с рынка из-за пандемии.
Почему центр немецкий? Потому что немцы и американцы открывали свои торговые компании. Первый супермаркет на Руси был создан Кунстом и Альберсом. Они просто привозили товары в город, продавали их из специально построенного здания напротив конторы — и покупали в городе пушнину и другие товары на экспорт, чтобы везти обратно. На них же работала первый тревел-блогер Элеонора лорд Прей, которая написала невероятное количество совершенно прекрасных писем про город со всеми деталями. Книгу издали небольшим тиражом в местном издательстве, и она выстрелила. Очень рекомендую, особенности быта интересные.
Ну и очень много про взаимодействие с иностранцами можно найти у Арсеньева, в частности, в «Дерсу Узала». Эту книгу можно читать и как сказку, и как дневники исследователя края: там очень драматичный сюжет и очень плотная подача.
Ну и остались самые многочисленные туристы из иностранных. Китайцы двигаются по городу миниатюрными группами по 50-60 человек, тоннами покупают сгущёнку и птичье молоко (тут его делают на агар-агаре, и у фабрики нет права на это название, но это именно птичье молоко). Для них же тут есть совершенно странная штука — музей трепанга. Собственно, там немного музея и много торгового зала со всякой клюквой типа целебных когтей медведя и прочего. Это такой симметричный ответ китайским экскурсиям на производство, когда экскурсия занимает 30% времени, а 70% — магазин. Кстати, если раньше наше население ездило в Суйфыньхэ за одеждой, поесть и полечить зубы, потому что получалось дёшево, то теперь с падением рубля уже китайцы ездят к нам. Началось с ювелирных магазинов, быстро сделавших вывески на китайском. Потом присоединились магазины сладостей. Потом пришли уже исконные китайские магазины продавать азиатские товары, потому что это же лучшее место что-то купить, верно?
Отдельно про Суйфыньхэ надо сказать, что именно там в декабре 2013 по решению Госсовета КНР стал официально использоваться рубль (вместе с юанем). А вторая вещь — это целый бизнес по беспошлинному перевозу товаров через границу: предлагались туры выходного дня с багажом 5 килограмм за счёт «импортёров». «Импортёры», соответственно, давали вам багаж для проноса через границу: 30 пар джинсов для личного пользования родственникам, пачку лифчиков и так далее. В итоге народ ездил даже стричься в Суньку, потому что получалось дешевле.
Широта крымская, долгота колымская
Приморский край несколько изолирован и в плане флоры и фауны, тут довольно много эндемиков. Такой «затерянный мир» получился из-за Сихотэ-Алиня, барьерного хребта, перегородившего путь леднику. Поэтому тут не было последнего резкого климатического скачка, и далеко не всё успело повымереть. Сейчас природа — это смешение южного и северного набора растений и животных. Добавьте к этому теплоаккумулятор в виде океана, практическое отсутствие крупных рек, холодное течение рядом и получите как раз Владивосток. Зима тут несуровая, хрустящий снежок, скорее, редкость, но это не те -40, что в безветренной Сибири, а те -15, которые ощущаются как ледяной ад из-за ветра. Ну и если что, ледяные дожди тоже никто не отменял. Последний вот перекрыл дорогу на остров Русский, пока лёд сбивали с вантов моста. Военные быстро организовали поставки продуктов в магазины и переправу для медиков, но это совсем не то же самое, что мост или старые паромы, которые были до него. А так обычно только глазированные машины.
Несмотря на количество машин в городе (540 машин на 1000 жителей на 2018 год), бензином не пахнет, потому что сильный ветер просто всё это выдувает в море. В обмен, правда, городу достаются тайфуны и цунами.
Это на мысе Тобизина на Русском
Так что приезжайте смотреть туманы. Город ими славен, и часто покрывается весь. Хотя солнечных дней довольно много, главные два слова в описании ситуации — туман и ветер. Выглядит это безумно красиво, если вы приехали на пару недель или показываете японцу самый прекрасный город на Земле с его эстетической точки зрения, но местных жителей немного достаёт влажностью и ветерком. Особенно зимой.
Теперь отмотаем чуть назад, на момент освоения региона. Исторически тут искали женьшень и потом собирали его. То есть как: находили росток, делали в голове геометку и возвращались к нему через 3-5 лет, надеясь, что его не взял кто-то другой. Было много охоты и рыбалки. Собственно говоря, китайское название города — «залив трепанга» (американское — Порт Май). Сейчас трепанга можно встретить не только в музее, но и на фермах.
Трепанг — морской огурец, или, как называют его китайцы на жаргоне, морской хрен (где хрен — отнюдь не растение, поскольку огурец любит расти вертикально в определённые моменты своей жизни). Возможно, это одна из причин, почему название города не переводилось с китайского впрямую.
Ферма трепанга, тут он ещё маленький и растёт в кассетах
На Русском в бухтах выращивают ещё мидию и гребешка.
Моллюск, кстати, обладает отличной механикой глаз: они у него пока однопиксельные, зато распределённые. Это, по сути, фотодиоды. Когда над ним проплывает хищник, глаза в кластере по очереди быстро затеняются, но не все сразу. В ответ гребешок как можно быстрее закрывает створки и сидит боится.
Камчатский краб живёт тут рядом в Японском море. Его выносят поздороваться с гостем до того, как готовить. При заказе стейка с телёнком так не делают.
Ещё в регионе живёт амурский тигр, которым все очень гордятся. Особенно Амуром, который прославился дружбой с козлом. Тут надо, опять же, развеять пару мифов. Дело в том, что козёл для тигра — это обогащение среды, то есть спортивно-игровой инвентарь в первую очередь и пища во вторую.
Если б козёл не наглел бы, то он бы жил и жил. Тигра будить даже я не додумался бы, а он его копытом пом-пом — вставай и вставай!
Алексей Аносов, ветеринарный врач сафари-парка
Кучу поломанных животных из края и соседних областей можно увидеть в этом самом сафари-парке. Там есть программные животные для сохранения (те же тигры) и есть приют для тех, кого спасли в том или ином виде. Алексей вот подобрал грифа в кафе, нашёл харзу с загнивающей лапой в дикой природе и так далее.
В природе абсолютно здоровых животных невозможно встретить в принципе… это паразиты абсолютно разнообразные, инфекционные заболевания, в том числе и передающиеся человеку. К нам поступает очень много травмированных животных, то есть это или травмы какие-то в результате жизнедеятельности, или ДТП-шные они. Я вообще про природу говорю в целом. К нам обычно поступают животные, те, которых привозят люди, они все либо когда-либо были повреждены, либо это ещё свежие травмы. У нас в основном травматизм идёт. Или крайняя степень, терминальная стадия заболевания какого-либо инфекционного или тех же паразитарных инфекций, которые их уже довели до крайней степени истощения. Животное даже не может убежать от человека.
Алексей
Второй чертовски важный объект — это океанариум. Интересен он далеко не шоу дельфинов, а тем, что содержит очень много животных в экспозиции и вне экспозиции, причём с ними ведётся научная работа. Собственно, он выставляет наружу API, позволяющее провести какой-то опыт над животным и получить результаты удалённо. То есть кто-то где-то на планете придумывает задачу, её исполняют в океанариуме и присылают результат.
Из самых интересных экспериментов — изучается разумность ларг (они решают логические задачи и сортируют массивы), выделяют мультипотентные стволовые клетки из кожи рыб, есть куча программ по размножению разных рыб в неволе (и результаты там отличные), плюс, что меня особенно удивило (но это уже привычная история для океанариума) — там бодро размножаются пингвины.
Ещё про город
Город рос скачками. Основан с океана, развивался на север от края полуострова, где была база. Если бы место изначально выбиралось под город, то, наверное, он был бы где-то ещё, но не там, где сейчас. Место было буквально изрезано сопками и заливами. С сопками ещё более-менее справились: большие перепады высот выравнивали тем, что снимали вершины и засыпали их в промежутки между другими сопками. Заливы победили только относительно недавно с появлением сначала моста через Золотой Рог, а потом знаменитого вантового моста на остров Русский.
Мост на Русский остров проектировался, как проработка Сахалинского моста, то есть прежде, чем браться за порядка 600 миллиардов рублей в сахалинский проект, попробовали на Владивостоке. Проект моста на Русский остров поэлементно отработал всё необходимое для строительства сахалинского перехода. Ну и, скажем, удачно сработал, как подготовка к Крымскому мосту.
Дмитрий Хазин
Примерно до 70-х бухта Золотой рог промерзала не каждый год, и не было транспортного сообщения через неё. Когда могли, кидали помост. Можно было идти по нему, а можно было избавляться от старых машин или мотоциклов на льду. Сейчас эта логистическая задача решена мостом. UPD: В комментариях ZekaVasch очень тактично отметил, что это связано со сбросом тёплой воды с построенной ТЭЦ.
Климат
Генеральное планирование было, но если вы играли в строительные симуляторы, то прекрасно знаете, во что превращается со временем логистика города со сложным рельефом и кусками суши, соединёнными с основной частью только мостом или перешейком. В итоге и архитектура, и дороги города имеют неповторимый оттенок потребности в лёгком рефакторинге. А перепады высот добавляют волшебные улицы, где одна из сторон может оказаться склоном сопки — там, конечно, прекрасный вид, но заходить в дом надо из другого района города. Или хотя бы с другой улицы.
Как и многие северные города (хотя он вовсе не северный), Владивосток очень яркий в плане граффити. Их тут много, они разные — и очень клёвые. Всё потому, что в какой-то момент встретились творческая потребность и дешёвые баллоны с краской. Но эпоху кривых тегов прошли очень быстро и вышли сразу на произведения искусства. Одна из команд граффити-художников в какой-то момент поняла, что просто рисовать мало, и начала делать объекты ещё из фанеры — тогда их прозвали «фанерными людьми». Потом они отучились уже в Европе, вернулись и стали работать с бетоном, сейчас они известны как «Concrete Jungle». Облагораживают город как умеют, и некоторые их решения хорошо бы знать всей стране — но про это подробнее как-нибудь позже, зимой.
Бухта «Стекляшка», куда намывает стекло со свалки
Итого
Ну и мы сняли там свой путеводитель, конечно.
Итого — я не устаю удивляться, насколько это интересный город. Интересный, конечно, как и в любом путешествии, не столько достопримечательностями, сколько людьми. Сюда можно приехать, закрыть глаза и представить, что это первая русская колония на экзопланете — и, в принципе, впечатление будет очень верным.
Комментарии (80)
FD4A
20.08.2021 10:43+5Бывал там не раз. Владивосток прекрасен. Но по сравнению с моим первым посещением, вода в бухте стала грязнее. Боюсь перегрузка угля добьёт экологию со временем как в Находке. Природа на Дальнем Востоке очень красивая - море, горы, лес, тёплая погода (в сравнении с Питером) - шикарно. Пешие перемещения по городу, особенно когда не знаешь маршрут, отдельное удовольствие =)
LoadRunner
20.08.2021 10:51+1Люди снимались с насиженных мест, грузили скот на первый этаж двухэтажных вагонов и ехали по Транссибу как на новую планету.
Milfgard Автор
20.08.2021 11:02«В названиях местных очень много фамилий первооткрывателей Владивостока, первопроходцев. Корабль приходит, надо нанести на карту мысы, полуострова, бухты и так далее. Скажем вот, Парис, Аякс, Патрокл – отряд учебных кораблей. Воевода, Боярин – точно так же, по такой же схеме, это корабли учебных эскадр. Фамилии, кто стоял на вахте, просто дежурный офицер, механик и так далее. Командир корабля – вот остров Скрыплёва. Капитан второго ранга, командир корабля. Эгершельд – старший офицер корабля. По сухопутному – начальник штаба. Назимов, Новосильск – это всё офицеры этого же экипажа… Сейчас уже имя на карту фактически невозможно».
Сергей Попов
В отличие от Ганимеда, тут природные ресурсы были очень богатые, но не сразу удалось разобраться с местными особенностями.vvzvlad
21.08.2021 02:04+1Скажем вот, Парис, Аякс, Патрокл
Причем на английском это реально «Ajax st.», что очень веселит веб-разрабов.
balberbro
20.08.2021 11:19+20Ну что можно сказать:
После 2014 года городу (и краю в целом) начал наставать пипец, ибо, наверное, процентов 50% всего бизнеса была связана с купи-продай из Азии (перепакуй, завести контрабандой) — продай дальше в РФ. С поднятием курса долларов — все стало наоборот, теперь Московские сети заходятв регион, так как у них дешевле все (из-за массовсти и локального производства), чем могут местные завести. Плюс постепенно давят моряков и остатки автопрома.
Как итог, люди начали сильно беднеть и сваливать в СПБ, Москву или Европу.
ЗП сениор разработчика — 80-100 тысяч, при этом стоимость жизни на уровне с Москвой (а местами дороже). Плюс сам город отвратительный вплане жизни, фиг что сделаешь и куда-то проедешь.
Все знакомые ребята, что начинали со мной в айти — уже давно свалили.
Не могу его рекомендовать даже как локация для удаленщиков, ибо банально дорого!mkvmaks
20.08.2021 12:10Наверное с вами согласен, у самого на работе несколько IT с Владика
Milfgard Автор
20.08.2021 12:13+4В Краснодарском крае отмечали, что есть большой процент переехавших с Дальнего Востока. Вот публикация на эту тему, но там пруфы так себе.
Finesse
20.08.2021 14:40+9Мне как удалёнщику, работающему на заграницу, очень комфортно во Владивостоке. Я и до коронавируса работал удалённо, а после его наступления возможностей стало ещё больше. В часовом поясе Владивостока находятся Австралия и небедные страны юго-востояной Азии. Мне интересна миграция, но не по России точно. В Москве и в Питере жизнь бы обошлась дороже (с учётом жилья и досуга). Из моих знакомых валят те айтишники, кто не знает язык или обладает недостаточной квалификацией, чтобы работать на заграницу или хорошо получать здесь.
Единственное, что не нравится — зима. Очень холодно, ветрено, много где на дорогах и тротуарах лёд вкупе с рельефом, и длится это месяца 4.
nugut
21.08.2021 18:10Кроме Москвы и Питера в удобном часовом поясе много городов средней полосы с разнообразным климатом (причём в любом из них климат лучше), нормальным рельефом местности и ценами. Рядом, кроме московских и питерских фирм на удалёнке, ещё Европа, причём очень разнообразная как по деньгам, так и по заказам.
Так что всяко удобнее в начале карьеры переехать на запад РФ, чтобы затем вырасти и работать уже с заграницей. По крайней мере можно расти постепенно.
balberbro
22.08.2021 16:15+1В Приморском крае крутая природа для отдыха (сопки, море, клиат). Особенно осенью — ехать в Краскино или Арсеньев черех сопки и пожелтевшие клены — вообще топчик. Плюс море гораздо лучше, чем Сочи или Крым. Ну, конечно, круто, что можно зиму проходить в теплой осенней куртке и кедах (не всегда, но все чаще идут теплые зимы)
Но на этом плюсы заканчиваются.
ТО, что в МСК и СПБ жизнь выйдет за счет досуга дороже, то это не преимущество, а проблема, что в Приморском крае нет нормального досуга. Каждый раз, когда проезжаю мимо какой-нибудь кофе-машины и вижу припаркованные лексусы и мерины — появляется улыбка, что люди не нашли занятия лучше, чем сидеть в машине и пить кофе из кофемашины — хотя номинмально у людей есть деньги на более интересный отдых.
P.s. Естественно, если ты любишь хайкинг, рыбалку, охоту и прочие лазания по фронтиру, то тут возможностей для отдыха полно. Но все остальное — в жопе!Finesse
22.08.2021 17:05можно зиму проходить в теплой осенней куртке и кедах (не всегда, но все чаще идут теплые зимы)
Если не приукрашаете, то я очень завидую вашей морозостойкости. Мне зимой ничего не помогает, лицо и ступни мёрзнут в любом случае.
Каждый раз, когда проезжаю мимо какой-нибудь кофе-машины и вижу припаркованные лексусы и мерины — появляется улыбка, что люди не нашли занятия лучше, чем сидеть в машине и пить кофе из кофемашины
А мне нравится проводить время в машине с друзьями, наслаждаясь видами, несмотря на то, что есть разнообразные заведения общепита. Это особенно актуально в пандемию. Насколько я знаю, Москва и Питер не могут предложить подобного в черте города.
Какой более интересный отдых вы имеете ввиду (которого нет во Владивостоке)?
Kramen
23.08.2021 12:27Согласен, природа классная, много локаций потрясающих. Только вот например в Ленинградской области или Карелии тоже хватает мест не хуже. Я до переезда плевался - да что тут на западе природа, вот у нас на ДВ, а оказалось совсем не так. Лично мне что сразу бросается в глаза - во владе нет норм общепита, элементарно пожрать негде (рестораны не учитываю) - одно кофе, такое ощущение что город кофеманов (в Хабаровске такая же история - мало мест чтобы покушать). Ну я не соглашусь что СПБ выйдет дороже чем Влад по досугу - на мой взгляд тоже самое и получится. Питейные заведения в спб дешевле владивостокских, но за счет того что чаще ходишь, в итоге среднемесячные траты получаются такие же. Вообще если пару лет назад в спб было дешевле чем на дв, то сейчас такие же цены (начиная от жилья заканчивая продуктами).
nzy
24.08.2021 06:53Да полно сейчас мест где можно поесть. Весь центр и около центр на каждом углу. Качество еды и обслуживание чаще всего хорошие.
Javian
20.08.2021 11:36+2Смотрел в 2014-м году документальный фильм о местном музее. Природе там наступает такой же конец, как когда-то наступил местной промышленности. Кроме ввоза авто из Японии и выращивания продукции на аквафермах, там рубят леса. И рубят так интенсивно, что невырубленного осталось мало, и коррумпированные чиновники пытаются откусить на вырубку территории заповедника.
Здесь, в таежном селе Верхний Перевал, в школе, где в середине XX века учились русские, украинцы, удэгейцы, нанайцы, появился небольшой музей. Основал его первый директор Борис Константинович Шибнев. Со временем это пришкольный музей развился настолько, что стал одной из самых известных достопримечательностей района, да, пожалуй, и всего Приморского края. Здесь и в наши дни поднимают важные вопросы - увидят ли таежную красоту своими глазами наши дети, что делается для того, чтобы остановить топоры в уссурийской тайге.
shadrap
20.08.2021 11:36+3Владивосток красив, чем то близок к Питеру, но резко отличается этими постоянными холмами. Будучи в довольно хорошей форме тем не менее ощущал нагрузку от этих "вниз вверх", особенно когда идет компания в которой девушка на каблуках как ни в чем не бывало чешет вверх по улице , а ты понимаешь что ты уже почти на пределе что б как то держаться рядом)).
JediPhilosopher
20.08.2021 13:10+7Был там один раз в ДВФУ на конференции. Впечатление - так себе. Абсолютно хаотичная застройка. Отсутствие внятного облика города. Недаром на магнитиках с Владивостоком обычно изображены современные мосты - потому что больше знаковых каких-то объектов там нет, только хаотично раскиданные тут и там облезлые советские многоэтажки и промзоны.
Для пешеходов город абсолютно недружелюбен. Отчасти по естественным причинам - уклоны некоторых улиц таковы, что здоровому-то человеку не так просто ходить, о маломобильных людях вообще думать страшно. Но еще и видно, что удобством городской среды никто не занимается. Например, эти гении не сделали тротуара на мосту, в итоге если хочешь пешком пройти из одной части города в другую - будь добр крюк в добрый час вокруг бухты делай. Тротуаров вообще много где просто нет, или они все запаркованы машинами.
ДВФУ - мощная точка притяжения, но находится далеко, а из транспорта - два автобуса, которые ходят редко и всегда битком забиты (наглядный пример того, почему у нас всегда протестуют после выноса университетских кампусов из города, как сейчас все хотят с моим ИТМО например сделать - потому что все заранее знают что будет транспортная жопа, которая потом не будет решаться десятилетиями).
Общественный транспорт ужасен, убитые вонючие импортные автобусы и маршрутки.
Улицы - широченные взлетные магистрали, забитые машинами (что неудивительно), без переходов и с высокой загазованностью. Хотя ветрище помогает немного, да.
Исторический центр небольшой, в плохом состоянии, передвигаться по нему некомфортно и небезопасно. Хотя есть отдельные проблески, например пешеходные улицы, да и вроде центральную площадь сейчас взялись реконструировать.
В общем такое себе. Разик побывать можно, но возвращаться не хочется.
balberbro
20.08.2021 13:27+7Мост закрыли по той причине, что оттуда прыгают люди. Решение тупое, но это именно из-за этого.
Видимо думали так: идешь зимой после работы, проблемы накатывают, ты смотришь вниз моста и такой думаешь — а мож ну его нафиг, вот же выход внизу.
Поэтому, те кто собирается прыгать, арендуют машины — доезжают до середины моста и потом прыгают.Dolios
20.08.2021 20:36+6Поэтому, те кто собирается прыгать, арендуют машины — доезжают до середины моста и потом прыгают.
Нужно, всего лишь, запретить проезд машин по мосту. И как не догадались..
Decoupler
21.08.2021 09:14+3Мост закрыли по той причине, что оттуда прыгают люди.
Чтобы никто не прыгал из окон дома - надо всех из дома выселить, очевидно же :)))))
Sinapsakson
27.08.2021 17:36нет… логичнее и правильнее заделать все окна. Окна — самое большое зло России.
ZekaVasch
20.08.2021 13:35+3Импортные вонючие маршрутки уже за бюджетные деньги заменили на более вонючие и тесные пазики и другие поделки нашего автопрома. За пару лет они почти превратились в тыквы
Squid123
20.08.2021 17:50+1Как местный житель не могу не согласиться. Владик хорош издалека, с моря например. Или с сопки. Или ночью. Вблизи - серый замусоренный неуютный город
PereslavlFoto
20.08.2021 13:29-3Будет ли эта статья сделана неким аналогом опенсорс-сообщества? Будет ли она переведена на свободную лицензию?
ZekaVasch
20.08.2021 13:32+4А что за бред про замерзание золотого рога?
Он перестал замерзать после постройки тэц2. Тэц 2 охлаждается морской водой и сливает тепло в бухту. Тем самым обеспечивается зимняя судоходность в закрытой бухте. Стратегическая мысль советских инженеров
DolphinSoft
21.08.2021 16:55Сброс воды с ТЭЦ-2 происходит на Горностае, сразу за шлако-отвалом.
Для тех, кто не в теме: Это другая сторона Владивостока, никак не связанная с Золотым Рогом.ZekaVasch
22.08.2021 00:24Ваше мнение эксперта выслушано, но там идет сброс с очистных, точнее не идет, потому что они до сих пор с 2011 года не подключены к системе.
anonymous
00.00.0000 00:00roller
20.08.2021 17:27-1Москва и Питер это не РФ. Ну или РФ это только Москва и Питер. Смотря откуда посмотреть.
vanxant
21.08.2021 03:52+1Большой Сочи в той части, где Красная поляна. Прям вот Швейцария.
Краснодар в районе нового стадиона. Прям вот Франция.
Реутов, средняя этажность 20+. Плотность населения прям как в центре Нью-Йорка. Хотя Люберцы и Железнодожный догоняют и скоро обгонят.Am0ralist
21.08.2021 13:37Хотя Люберцы и Железнодожный догоняют и скоро обгонят.
Железки нет уже, жопа Балашихи ж теперь…
Но вот как сделают диаметр, наверное Реутов подвинется, да, правда новые кварталы там строят не в самых лучших местах и проблема с авто только вырастут в разы.
Хотя он скучный. Люберцы — интересно смотрятся, но с точки зрения водителя — это такой праздничный пздц
CAJAX
20.08.2021 15:29"Северокорейские мигранты", - это, наверное, все таки "мигранты с севера Кореи". Хотя если бы они знали о том, что через полвека появится КНДР, они бы тем более мигрировали.
TakashiNord
20.08.2021 16:17-2я соглашусь с комментатором выше.
был во Владике 20 лет назад.
передвигаться по городу было не удобно, особенно для пожилого человека. кроме центра - вся остальная часть не уютная.
вся молодежь сидела на чемоданах, готовая свалить при удобном случае. вообще, город приезжих.
удивила колючая проволка при выходе на берег. по периметру города. видно боялись кого то.
нормальной дороги до Хабары не было и нет. Аналогично, жд.
не смотря на близость Китая, Кореи , Японии - во всех городах ДФО абсолютно не чувствуется влияние стран и их культур ( в Питере - японского больше, чем во Владике и Хабаре вместе взятых)
дорогая рыба, и все что с ней связанно.
очень дорого.
ничего не изменилось. Мост забабахали в неизвестность. так же трудно и долго добираться.
Highlander
21.08.2021 05:41+2Давно вы были, видимо, многое забыли.
Колючая проволока по периметру, правда?;))) Нет, не правда
Дорога уже есть нормальная до Москвы, как факт
С рыбой и морепродуктами стало нормально, но конечно должно быть намного лучше, так как современного рыбного рынка так и нет
А про влияние культур - это скорее особенности,а не недостатки. Мне, как местному жителю, это нравится. Туристам из Азии - тоже
Мост в неизвестность? Глупость же написали? Извините.
maikus
20.08.2021 16:24+3Интересная статья. Побывал там в 2012м, очень понравились места. А по поводу Птичьего молока и прав на него дело не простое. Все-таки технология и рецепт были разработаны именно во Владивостоке, на местной кондитерской фабрике. И название там же появилось. А уж в 1997 году это название захапали себе господа «Объединённые кондитеры» вместе с кучей названий конфет московских фабрик.
kost
21.08.2021 00:58+2> Все-таки технология и рецепт были разработаны именно во Владивостоке, на местной кондитерской фабрике.
Изначально было разработано в Польше.Highlander
21.08.2021 05:35Легендарный и самый удачный в СССР рецепт конфет «Птичье молоко» в 1967 году создали Чулкова и управляемая ею команда кондитеров во Владивостоке. Они были первыми в стране, кто внедрил технологию производства этих кондитерских изделий. За это Анна Чулкова была награждена орденом Ленина.
Dror
21.08.2021 18:10+4Нет, именно в Польше была разработана рецептура "Птичьего молока"... В СССР, как видите, гораздо позже... Из Википедии:
Конфеты с полувоздушной начинкой начала выпускать в Польше в 1936 году варшавская кондитерская фабрика «E. Wedel» («Ведель») под названием ptasie mleczko.
После поездки министра пищевой промышленности СССР В. П. Зотова в Чехословакию в 1967 году, где он был «сражён» очень вкусными сбивными конфетами местного производства, представителей всех кондитерских фабрик страны собрали на московской фабрике «Рот Фронт» и дали кондитерам задание сделать такие же конфеты — по образцу, но без рецепта.
В 1967 году Владивостокская кондитерская фабрика (технолог — Анна Чулкова) разработала и начала выпускать конфеты «Птичье молоко».
redlynx
21.08.2021 18:10+2Птичье молоко - и название и рецепт- придумали в Польше.
Заявка на регистрацию товарного знака «Ptasie Mleko» (и незначительно измененного варианта «Ptasie Mleczko») была подана в Польское патентное ведомство. 1936г.
DannyTrejo
20.08.2021 19:38+3Всегда было интересно, а как у дальнего востока с онлайн играми? Вот в европейской части у игрунов сервера в либо где-нибудь во Франкфурте, а если очень повезёт, то в Москве. А у ДВ что? Вокруг только китайцы, корейцы и японцы и в общем-то с английским они не дружат ещё больше нашего.
xMushroom
21.08.2021 00:34+2Как бывший туземец, могу ответить однозначно - плохо. Если игра чуть менее популярна, чем КС и Дота, то единственный приемлемый вариант - сервера западной части России с пингом 120+ и солидной разницей во времени (вечер запада = глубокая ночь Владивостока). С азиатскими серверами, как ни странно, связь плохая и нестабильная, это помимо проблем с языком. Про Америку говорить нет смысла, пинг 200+.
Информация шестилетней давности, но сомневаюсь, чтобы что-то принципиально поменялось.
laatoo
21.08.2021 06:43Ну вот у Стима, например, есть серверы во Владивостоке (по крайней мере, подписывают так), но это скорее исключение.
На ДВ с этим очень сложно из-за диких пингов (я из Хабаровского края, тут 120-150+ до внешнего мира это норма), но при этом все как-то да играют.
Levhav
25.08.2021 02:32Как местный могу сказать что до недавнего времени я думал что пинг 120 это хорошо. А вот 400+ уже не комфортно.
Mikitos
22.08.2021 03:46У WOT есть сервер в Хабаровске, он самый малонаселенный. Я иногда подключаюсь к Сибирскому, пусть и с большим пингом, т.к. время ожидания большое и на любимых мною 4-5 уровнях не набирается игроков, а боты мне неинтересны. По тем же танкам видно, пока у нас день, по всей стране 30-40 тыс игроков, когда у нас вечер-ночь, набирается 150-250 тыс.
AlexR25
23.08.2021 09:04+2Если речь о языке, то да - сильно хуже.
По пингу - если игра в Азии популярна + умеешь пользоваться VPN, то никаких проблем (речь о Владивостоке), до Токио (ближайший крупный узел) ~34 мс, ("спасибо" РТ за маршрутизацию - Владивосток - Хабаровск - Находка - Япония), с Хабаровска до Токио ~24 мс. До Гонконга и Южной Кореи ~70 мс, до Пекина ~50 мс.
Владивосток (через Токио) - Сиэтл ~125 мс и ~135 мс до Лос-Анджелеса - пинг как до Европы, но когда во Владивостоке 14 часов, то на западном побережье 21 час (час пик) и онлайн получше чем в Европе в которой 6 утра.
Dolios
20.08.2021 20:32+1Милкис
кстати, в Подмосковье довольно давно свободно и постоянно продается в Гиперглобусах. На случай, если кто ностальгирует или хочет попробовать.
vorphalack
23.08.2021 21:52да много где продается, но как правило только мелкие баночки, бутылки только в азиатских же магазинчиках попадались, но по такой цене, что проще ящик баночек взять.
avkor2021
20.08.2021 21:11+3Улыбнуло про безветренные -40 в Сибири. Ещё есть миф что воздух сухой. Приезжайте, отведайте, у нас в -40 относительная влажность до 80% и при этом даже небольшой ветерок уже ощущается. Во Владивостоке в -15 с ветром не был, но в центральной части России в -25 с ветром гораздо теплее, чем у нас в -40
Zifix
21.08.2021 01:02+1Строго говоря, чем ниже температура воздуха, тем меньше он может содержать влаги, из-за этого слизистые постоянно пересушены, и сильнее подвержены заражению всякими ОРЗ.
Но вот про отсутствие ветров — это и правда сомнительное утверждение, в Барнауле, например, ветер в среднем 4 м/с, а не 6 как во Владивостоке, но тоже приятного мало.
CodeRush
21.08.2021 03:43Сухой воздух зимой в Сибири — это не миф, это суровая реальность, особенно для тех, кто там не живет все время (они привыкли плюс-минус), а приезжает к родне и друзьям на новогодние праздники. В итоге первые пару ночей трудно спать — слизистая носа сухая, буквально «хрюкаешь» при дыхании, и вероятность заболеть простудой сильно выше, чем у местных. Спасаюсь в итоге увлажнителем воздуха, потом через пару недель привыкаешь, слизистая начинает вырабатывать больше слизи, жить становится легче.
avkor2021
21.08.2021 08:36-3Сухой воздух в основном в помещениях из-за высокой температуры радиаторов отопления. А так да - увлажнители помогают. А простудой болеют из-за бактерий и слабого иммунитета, а не из-за влажности и температуры. Другое дело что из-за влажности и температуры нагрузка на иммунитет меняется.
xMushroom
21.08.2021 00:40Спасибо большое, ностальгия по малой родине что-то прихватила, а тут как раз статья!
OnvogSGN
21.08.2021 05:30+2Елей с экрана потёк. Ещё и перецвеченные фотки добавили пару литров. Как вы забавно формулируете:
город слегка неряшлив
и архитектура, и дороги города имеют неповторимый оттенок потребности в лёгком рефакторинге
там где я бы сказал "неблагоустроенная помойка, застрявшая в 90-х, на которую плевать и федеральным, и местным властям"
Хорошо, что есть панорамы Яндекс.Карт и Гугла, которыми легко опровергнуть эти преукрашательства. Там всё во всей красе, с 2010 года
можно проследитькак город развивался.довольно особенный менталитет жителей
там где я бы сказал... но боюсь, забанят. Добавьте к "менталитету" ещё характерный говор, возвращающий, опять же, в 90-е. Ничего плохого в нём нет, конечно, но привыкнуть сложно.
Жители Владивостока покупают эти прекрасные новые машины и продают дальше по стране
Ещё покупают, но давно уже не продают. Из-за заградительных пошлин в пользу российского автопрома это много лет как невыгодно. Вы в каком году это писали?
В общем, внутренний туризм развивать, конечно, надо. Но только не так, не одной сплошной рекламой того, что не менялось и не развивалось десятилетиями.Не пытаясь выдать явные недостатки за "особенности". Нужна инфраструктура такой, к которой уже привык массовый турист - нормальный аэропорт (Кневичи, конечно, нормальный, но я не конкретно про него сейчас), нормальный способ добраться из него (не кидающиеся тебе под ноги таксисты с раздолбанной японкой), прокат машин (и тут, внезапно, оказывается что к ним нужны ещё и дороги) ну и т.д. Как ни странно - нужные привычные сети гостиниц, фастфуда, заправок.
Чуть не забыл - к аэропорту должны ещё прилагаться удобные рейсы из других регионов, а не только из столицы. Здесь надо сказать спасибо С7, она развивает региональную сеть, пока гордый "нацпер" считает что это ниже его достоинства.
laatoo
21.08.2021 06:52+1Добавьте к "менталитету" ещё характерный говор, возвращающий, опять же, в 90-е
А в чем он выражается? Любопытно
Highlander
21.08.2021 07:56+1Да, было бы очень интересно услышать. Так же как и про "менталитет".. а то, набросить на вентилятор много ума не надо:)
redlynx
21.08.2021 20:23Это очень просто - почитайте на дроме комментарии к популярным статьям - особенно видно разделение по времени - когда комментирует европейская часть и когда просыпаются местные - очень заметно и забавно :)
Если попытаться формализовать этот "менталитет" - это эдакий " совок после девяностых" - матричное мышление , хамство и неприятие нового, деление на чёрное и белое, никакого критического мышления и постоянные попытки оскорбить оппонента за отличное от массы мнение без малейших признаков конструктивного диалога.
Это, конечно, так себе выборка , но на этом форуме я давно и много общался с местными на автомобильную и около тематику.
xMushroom
22.08.2021 09:31+3матричное мышление , хамство и неприятие нового, деление на чёрное и белое, никакого критического мышления и постоянные попытки оскорбить оппонента за отличное от массы мнение без малейших признаков конструктивного диалога
Вы сейчас описали комментарии на 95% сайтов, вне зависимости от территориальной привязки.
OnvogSGN
22.08.2021 05:53Ну это, конечно, не прямо явный "ховор", как на Кубани или в Одессе. Это скорее, характерные интонации. Мне они сильно напоминают гопников из 90-х, которые пытаются кого-то "развести" или "наехать". И когда слышишь эти интонации, например, от серьёзной женщины, то с непривычки испытываешь смешанные, так сказать, чувства.
Я хорошо слышу такие особенности в разных регионах и даже в английском, а многие, как оказалось, вообще не замечают и на своём родном. В Москве, кстати, его нет и никогда не было. Так что если кто-то вдруг пишет или произносит вслух (что ещё хуже) "Маааасквааа", намекая на характерное произношение москвичей, то это стопроцентный признак провинциала, который никогда в Москве не был.
vtal007
23.08.2021 12:52в Москве тоже есть особенности, просто коренных почти не осталось. У коренных, например «дожжи», вместо «дожди»
OnvogSGN
24.08.2021 13:18+1"Дожжи" я слышал примерно по всей территории России. Так же как и "поребрик".
А вот слово "коренной" это как раз чисто московский выпендрёж. Как вбила советская власть в голову, что жители столицы это элита и не надо туда больше кого пускать, так это до сих пор и живёт. Ни в одном мегаполисе мира я больше такого пафоса просто по поводу места своего рождения я не встречал. "Коренных" в Москве не осталось, наверное, лет через 50 после её основания. Собственно, постоянный приток "понаехавших" это и есть необходимое условие развития мегаполиса. А кому не нравится - может ехать в Суздаль, например. Город ещё старше Москвы, только никому не нужный.
vtal007
24.08.2021 13:22почему не осталось то? остались, но поменьше, за счет смешанных браков
Я бы сильно поспорил по поводу «условия развития мегаполиса», да тема не про это
LinearLeopard
25.08.2021 11:17Владивосток основан всего 161 год назад, то есть моложе даже современной Австралии. Чуть раньше появиться он не мог: не было подходящей геополитики. Появись он чуть позже — и там был бы Китай или Япония.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пекинский_трактат_(1860)
ksr123
26.08.2021 19:00+2Очень понравился город. Успел покататься на одном из последних паромов на остров Русский.
3aBulon
30.08.2021 18:16Как приложение к статье.
Мне лично очень понравилась и поэтому рекомендую книгу Владивосток 3000 за авторством, частично, Лагутенко.
«Владивосток-3000» — фантастическая, но тесно связанная с реальными событиями киноповесть о существовании параллельного мира-пространства — города Владивосток-3000, в котором черты настоящего Владивостока слились с чертами его альтернативных, но нереализованных воплощений — от английского Порт-Мэя до китайского Хайшеньвэя.
ajijiadduh
и что это значит? дром как раз и есть автомобильный сайт
Milfgard Автор
Это конвергент основных автомобильных сайтов по центральной части России. Или основные по центральной части конвергенты Дрома, это как смотреть.
plus
Он кстати раньше был auto.vl.ru :)
ajijiadduh
а можете как-то подтвердить? у них вот на сайте написано что они с 99 автомобильный сайт