Когда хочется биться головой о стену от чужой дремучести и парадоксальной зашоренности, спасают юмор, ирония и сарказм. Они помогают пережить 3427-й вопрос о том, есть ли в CRM прослушивание звонков, продаёт ли CRM сама, красивая ли воронка продаж, шевелятся ли процессы, могут ли клиенты залезть в CRM, продают ли вендоры чужие клиентские базы и т.д. Мы решили разобрать несколько самых распространённых слухов про CRM и превратили их в мемы. Давайте смеяться над проблемами вместе.

1

CRM, СРМ, ЦРМ, ЭСЭРЭМ и т.д. — каких только вариаций этой аббревиатуры не бывает. Но ладно бы аббревиатура и её расшифровка — настоящие проблемы могут начаться, когда в диалог вступает истинный сноб, который запрещает называть программное обеспечение «CRM» и утверждает, что право на жизнь есть только у формулировки «CRM-система». Такая позиция неслучайна: и правда, CRM — это целая концепция, стратегия управления отношениями с клиентами, которая включает продажи, маркетинг, оперативную работу, логистику, программы лояльности и проч. То есть в каждой компании может быть CRM как стратегия (хоть в каком-то виде), но не в каждой есть CRM-система (инструмент для управления взаимоотношениями с клиентами и средство автоматизации). 

Однако, конечно же, никто не запрещает называть программу CRM без слова «система». Более того, это как раз самая распространённая формулировка. 

Кстати, если вы, как и мы, сами разрабатываете и внедряете CRM, очень скоро благодаря рекламным системам вы узнаёте про кардиомониторы и мотоцикл Honda CRM 250 R :-)

2

Несмотря на огромное количество успешных историй внедрения руководители российского (да и вообще СНГ-шного) малого и среднего бизнеса продолжают сомневаться в целесообразности внедрения CRM-системы в компании. Они чувствуют, что в компании что-то не так, что данные не работают, что сотрудники филонят и проводят серые сделки, но им кажется, что волшебная таблетка находится где угодно, кроме автоматизации. Руководители набирают самых дорогих сотрудников, сманивают толковые головы у конкурентов, нанимают тренеров и коучей, но всё равно теряют деньги, силы и время (+ оплата труда и услуг всех этих магов и чародеев сферы бизнеса). 

В то же время даже самая простая CRM-система творит небольшую революцию в компании: упорядочивает клиентскую базу, делает занятость сотрудников равномерной и прозрачной, значительно облегчает ручной труд, берёт на себя рутину и позволяет получать базовую управленческую и коммерческую аналитику. Мы не говорим уже про нормальные полнофункциональные CRM-системы, которые ещё до рефакторинга бизнес-процессов делают работу продуктивнее.

Но кого это волнует, если коуч сказал, что все проблемы от того что двое продажников toxic people и после трёх сессий индивидуальной работы с каждым всё будет зашибись? В итоге, конечно, не будет.

3

Раньше CRM-системы существовали исключительно для продаж — это был инструмент ведения клиентов и сделок. Но за 20 с лишним лет (а на самом деле гораздо больше) системы сильно эволюционировали: например, за 14 лет RegionSoft CRM стала полноценной системой для всей оперативной работы, включая производство, склад, бизнес-процессы и проч., хотя когда-то всё начиналось с простого контакт-менеджера. Поскольку внутри компаний подразделения максимально связаны, перед CRM стоит задача стать интегрированной электронной средой компании — топовые разработчики (не равно самые популярные) это понимают и делают CRM, которые подходят для многих подразделений, связанных с клиентами, и которые накапливают, хранят и обрабатывают информацию, необходимую в том числе для управления.

4

Решение внедрить CRM-систему нередко даётся бизнесу тяжело — ведь в работе уже используются определённые суррогаты, прообразы CRM-систем, которые отчасти упорядочивают информацию и вроде всё нормально. Это может быть самописное приложение (база + простой интерфейс вроде контакт-менеджера) или база в каком-то огромном общем файле Excel. Однако такое хранение информации несёт несколько важных рисков: риск небезопасного хранения данных, риск утери данных, риск неконтролируемой и необнаруживаемой передачи коммерческой информации конкурентам. 

CRM-система снижает такие риски, легко встраивается в систему информационной безопасности компании, достаточно надёжно хранит данные, позволяет обнаружить злой умысел, а также защищает информацию с помощью бэкапов.

5

Для человека не из ИТ-сферы (среди лиц, принимающих решение о покупке CRM, таких немало) словосочетание «open source» звучит как «есть программа, которую можно взять бесплатно и не платить этим жадным разрабам». Иногда это бывает правдой, но не в случае с корпоративным ПО. Компании, предлагающие open source решения, держат штат сотрудников, работают в офисе, ездят на автомобилях, отдыхают и путешествуют, живут в квартирах и т.д. — всё потому что они зарабатывают деньги:

  • на довольно дорогой поддержке решений;

  • на доработке опенсорсных CRM;

  • на пакетах поддержки;

  • на конфигурациях на базе опенсорсных решений (если позволяет лицензия) и т.д.

Опенсорные CRM — это на самом деле дорогие проекты, нередко с проблемами локализации (кривой перевод зарубежных решений, а их в open source большинство), с необходимостью внешней поддержки или найма отдельного программиста под задачи автоматизации. Просто так взять open source CRM и использовать её as is не получится у 99% компаний.

6

Ещё одна ипостась жадности — заказать CRM-систему у фрилансера. Почему-то представители бизнеса именно так понимают кастомизацию: парень с сайта фриланса за копейки, на коленке и за 3-4 месяца запилит CRM-систему, которую дурачки-вендоры по 10-15 лет развивают. Конечно, в таком случае можно получить лишь какой-то шаблонный интерфейс на небезопасной базе. Увести данные из самописной CRM просто, масштабируется она плохо, никаких обновлений и доработок ждать не стоит. Мы проводили целое расследование на эту тему — можете почитать здесь, оно захватывающее и до сих пор актуальное.

7

Open source — нет, фрилансер — нет, но на этом альтернативы не заканчиваются. В последние пару лет появилось новое (и пока что чисто маркетинговое) решение: low-code. Разработчики таких систем бодро предлагают простым менеджерам, начальникам отделов, маркетологам взять и построить свою собственную CRM-мечты из готовых кубиков и проводочков (функций и триггеров). Звучит заманчиво и практически идеально: сел, создал свою программу, отсеял всё лишнее и с удовольствием работаешь в эксклюзивной информационной системе. Будущее наступило?

Нет, не наступило. Во-первых, low-code решения это довольно старая история и за многие годы своего существования она так и не взлетела, осталась нишевой. В сфере CRM-ERP-BPMS low-code вероятнее всего тоже не взлетит, потому что для неуспеха есть ряд простых, но блокирующих предпосылок.

  • Чтобы проектировать кастомные решения с помощью low-code, нужны как минимум глубокое понимание бизнес-процессов и навыки разработки, иначе полноценное приложение не получится. Без навыка проектирования ПО и разработки на low-code можно сделать какие-то временные костыли.

  • Если нужна сквозная автоматизация компании, для low-code платформы понадобится тот же разработчик, причём с хорошими аналитическими навыками, чтобы справиться с «разработкой» нужной конфигурации рабочего приложения.

  • Поддержка low-code стоит дорого.

  • Пока нет платформ «с кодом без кода», которые позволили бы создавать функциональность, хоть примерно похожую на то, что умеют современные CRM-системы. Функциональные возможности low-code весьма ограничены, и скорее всего, обрастут мощностью они очень нескоро. 

8

Ну хорошо, раз нельзя написать CRM за полгода на коленке, давайте тогда возьмём бесплатную — благо, таких на рынке хватает. Да, реально бесплатные CRM-cистемы существуют, но при ряде условий: значительные ограничения, отсутствие поддержки, проблемы с масштабированием, вопросы с формой поставки и т.д. Причём чем шире и интереснее предложение по бесплатной CRM, тем прочнее захлопнется капкан чуть позже: вы начнёте работать с бесплатной версии, очень быстро её перерастёте, выберете платный тариф именно этой же системы, чтобы не возиться с миграцией данных. Вот и весь рекламный ход ;-) 

Вывод простой: полностью бесплатных CRM-систем для адекватной работы компании не существует. Хорошая автоматизация всегда стоит денег (не факт, что огромных или даже больших). 

9

Ну раз бесплатную нельзя, то наверняка можно найти недорогую и чтобы внедрение бесплатно — разве вендор не должен радоваться, что мы у него покупаем и не должен из благодарности поддерживать, внедрять и дорабатывать бесплатно? Если копнуть рынок российских CRM, можно найти те, которые готовы дать скидку на покупку и при этом заверяют, что у них бесплатные поддержка, доработка и внедрение. Часть нашей команды пострадала за вас — мы проверили, что же скрывается за такими щедрыми предложениями. Выяснилось, что бесплатная поддержка это ответ на самые простые вопросы (если что, у нас FAQ тоже бесплатный), доработка — это подключение уже разработанных модулей (вам ставят скрытые галочки в настройках), а бесплатное внедрение — это просто заключение сделки и обычная настройка системы. Это наивный такой маркетинг, рассчитанный на тех, кто с CRM не сталкивался никогда.

Стоит ли иметь дело с такими разработчиками, решать вам. Это взаимодействие сопряжено с рисками внедрения, обучения и масштабирования выбранной системы. В любом случае, обещание бесплатных услуг и большие скидки должны вас насторожить.

10

Ладно, уговорили, идём к вендору, разработчику, партнёру разработчика за профессиональной CRM-системой. Но нельзя обойтись без того, чтобы немного не поволновать разработчиков. Есть железное правило: техническое задание создаёт разработчик, то есть представитель компании-вендора. Потом стороны его согласуют, подписывают и начинают работать (мы много писали о техническом задании здесь и здесь). Разработка технического задания оценивается как проектная работа и в большинстве случае стоит денег. Клиенты, конечно же, стремятся экономить и несут техническое задание откуда только можно: берут у знакомых предпринимателей, которые уже автоматизировали компанию, находят в профильных группах, приносят те, которые были разработаны другими вендорами с мотивацией «зачем платить дважды». 

Техническое задание должно быть написано под конкретный проект внедрения конкретного программного обеспечения, учитывать требования клиента и возможности вендора, разрабатываться профессионалами и лежать в основе всего проекта внедрения и доработки. Это не коммерческое предложение, не записка проекта, это полноценный документ внутри проекта, основа работы программистов и «калькуляция» стоимости этой работы. 

 

11

На самом деле, малый и средний бизнес осознаёт необходимость автоматизации — она удобна, увеличивает продуктивность сотрудников, ощутимо снижает влияние человеческого фактора и риски нарушений внутри оперативных процессов. Однако покупка и внедрение CRM-системы парадоксально откладывается, особенно в периоды кризиса и вынужденного простоя (привет, 2020 год), хотя это как раз оптимальное время для спокойной поэтапной автоматизации и неспешного входа сотрудников в новую рабочую среду. Впрочем, вне кризиса внедрение тоже максимально оттягивается по всевозможным причинам: от ожидания крупной оплаты до болезни, отпуска или отсутствия руководителя, ключевого менеджера и т.п.  

Быстрое и компетентное внедрение — способ занять на конкурентном рынке выгодную позицию, начать работать на основе аналитики, контролировать качество обработки запросов клиента, собирать качественную клиентскую базу. Мир активно идёт к повсеместной автоматизации труда, тянуть незачем — рано или поздно CRM, ERP и т.д. будут такой же простой необходимостью, как компьютеры сотрудников, IP-телефония, СКУД и проч. 

12

Требования к CRM-системе порой бывают тоже весьма неожиданными. Часто они возникают из-за того что кто-то где-то услышал о функции и захотел себе такую же. Как правило, они мелкие, не играют важной роли в оперативной работе и т.д. (интеграция с социальными сетями для чисто b2b компаний, работа с заброшенными и редкими мессенджерами, публикация постов в соцсети из CRM и проч.). В принципе, в этом нет ничего плохого, но есть проблемы: такие требования «забивают» внимание к основным функциям и может выйти так, что в какой-то простенькой CRM будет интеграция с Одноклассниками, но не будет ни календарей, ни бизнес-процессов, ни воронки, ни отчётов. 

Чтобы этого избежать, важно понять, от кого исходит требование, почему оно является обязательным, как часто будет использоваться функциональность, насколько она вписывается в оперативную работу. Нельзя «собрать» CRM-систему, которая будет соответствовать абсолютно всем запросам. Поэтому анализ, планирование и приоритизация сделают выбор проще.  

13

Вообще, рынок CRM в 2021 году обрёл новые черты: появилось очень много CRM-систем, ориентированных на B2C продажи в социальных сетях. Такие программы довольно просто разработать и запустить, они обязательно найдут свою кучку клиентов, особенно если маркетолог владеет мастерством таргетинга в тех же самых социальных сетях. Но нужно понимать, что это не CRM-системы, это какие-то отдельные полезные модули для самых маленьких.

Трудно сказать, какой должна быть идеальная CRM-cистема (видите, мы не говорим, что её же написали, потому что осознаём массу нюансов), но она как минимум должна быть многофункциональной, охватывающей 360 градусов оперативной работы. Социальные сети — классный канал общения с клиентами, но они точно не могут быть в приоритете автоматизации компании (за редким исключением).


14

Внедрение CRM-системы в российских компаниях чаще всего воля руководителя. Именно он осознаёт, что настал момент навести порядок в компании, автоматизировать процессы, заняться продуктивностью своих подчинённых. Но, увы, воля руководителя — не гарант благополучного внедрения, хотя и первый шаг к нему. На пути внедрения CRM-системы есть немало сложных моментов, которые нужно преодолеть (от цены до оборудования и наличия сисадмина), но есть два супер важных, с которыми нужно начинать работать уже тогда, когда мысль о покупке CRM-системы только возникла.

  • Отношение сотрудников к внедрению CRM-системы. Они могут бойкотировать внедрение из своих соображений и проработка всех возражений сотрудников сдвинет старт полноценной эксплуатации системы. Конечно, можно «насадить» программное обеспечение директивно, но это не самый лучший выход, поскольку сотрудники будут искать пути обхода необходимости работать с CRM. 

  • Бардак в бизнес-процессах — ещё один способ затянуть внедрение программы в компании. Хорошего внедрения без предшествующего или параллельного рефакторинга текущих бизнес-процессов может не получиться. А вот сам процесс анализа и «пересборки» бизнес-процессов однозначно полезен в любых условиях и внедрение CRM может стать хорошим поводом навести порядок в работе. 

15

Короче, друзья, как бы нам ни хотелось вбросить здесь рекламную речь о простоте внедрения, ничего с CRM-системами не просто. Нельзя внедрить CRM за 3 часа или 5 дней, нельзя обойти проблему обучения, скорее всего нельзя однозначно взять CRM и использовать с первой секунды — вход в эксплуатацию тоже постепенный. Но мы точно знаем: работа с профессионалами сглаживает все углы, приходите к нам, мы поможем. А ещё мы в разгар делового сезона и интереса к CRM-системам решили дать скидку 15% на все десктопные решения собственной разработки для бизнеса, а также увеличенные скидки на облачные решения. Записывайтесь на презентацию — она полностью бесплатная, онлайновая и по делу: обещаем, про то, какие мы хорошие и как мы сто лет на рынке, слайдов не будет, всё только по делу и без Power Point :-)

Комментарии (20)


  1. n0isy
    21.09.2021 16:26
    +10

    Ужс!

    1. 10 пунктов - рефлексия, по поводу того, что деньги несут не вам, а в опенсорс/фрилансеру.

    2. Ваш сайт из конца 90-х. CRM система имеет веб-фронт? Такой же?

    3. А на линуксе пойдёт? А на телефоне?


    1. Free_Mic_RS Автор
      21.09.2021 16:31
      +1

      1. Ага, умираем от горя, развиваем 7000 с хвостиком клиентов и только думаем, как бы одолеть фрилансера Васю. Как вы разгадали нашу сумрачную тайну?
      2. CRM — десктопная.
      3. На Линуксе пойдёт. Мобильная версия поставляется клиентам.


      1. jery_jary
        21.09.2021 16:44
        +3

        1. Вы уж извините (надеюсь, сильно не заминусуют), но сайт у вас действительно ужоснах.

        2. Десктопная CRM конечно понятно почему (для возможности работы с оборудованием), но через веб сейчас происходит бОльшая часть работы с компьютером, и для обычного оператора было бы достаточно обычного браузера с подключением к микрофону.

        3. Для многих компаний уже не обязательно иметь собственное приложение, как грамотно сделанный адаптивный веб-интерфейс (в идеале - PWA).


        1. Subrisk
          21.09.2021 17:17
          +6

          Слушайте, вот вы или кто-то расскажите мне, зачем нужна CRM в мобильном. PWA, не PWA, аппка — я сто лет в этом рынке (в основном, правда, с облаками и вебом) и ни разу не видел, чтобы кто-то адекватно использовал мобильную CRM (кроме как записную книжку). Расскажите, как вы её используете — в каких условиях, на каких экранах, что там вообще можно делать (кроме кейсов беглого просмотра какой-то инфы на бегу — это принимаю, это есть).


          1. jery_jary
            21.09.2021 17:39

            По опыту работы в аутсорсе, очень не хватало CRM в мобильном телефоне для общения с клиентом (да, письменном, но всё же) пока я в дороге (которая могла занимать треть от рабочего времени) к этому самому клиенту. И, вместо того, чтобы по приезду сразу заниматься задачами, ради которых я и ехал, сижу, и ещё полчаса-час разгребаю вопросы, которые с лёгкостью мог решить в дороге.


            1. Axelus
              21.09.2021 17:46

              Почему не использовать RDP? Подключайся к CRM из любой точки мира, работай, не приезжая в офис - никаких проблем.


              1. jery_jary
                21.09.2021 17:49
                +2

                Желаю вам большой-большой удачи и отличного зрения с частым сидением по RDP в CRM-системе, особенно с мобильного устройства (даже если это планшет), особенно в дороге (когда тряска и т.п.).

                Благо, для меня это уже не актуально, 5 лет как не работают в аутсорсе, но для того, чтобы понимать проблему (а тем более критиковать), нужно хотя бы с ней столкнуться.


                1. Axelus
                  21.09.2021 18:08

                  Ну, зрение это уже другой фактор, но тем не менее, сам лично использую RDP для удалённой работы уже много лет, в том числе со смартфона. Хочу сказать, что это лучший вариант (лично моё мнение) для удалённой работы в приложениях уровня Enterprise, где используется масштабный функционал оперативного учёта (CRM, BPM, ERP-системы).

                  Кроме того, сегодня почти у всех серьёзных клиентов для удалёнщиков и сотрудников в полях реализована работа по RDP. Высокая эффективность, полная функциональная доступность и независимость от высокоскоростного интернета на стороне пользователя.

                  Даже если нет возможности установить сервер на территории офиса и обеспечить круглосуточную бесперебойную работу, для этого существуют VDS, что превращает любой десктопный софт в облачный. Главное определиться с технологией доступа и взаимодействия.


                  1. jery_jary
                    21.09.2021 19:14
                    +3

                    Вы отвечаете не на тот вопрос. Вопрос в доступе не "из любой точки мира", и а "на ходу". Возможность УДОБНО!!! общаться с клиентом.

                    Слушайте, вот вы или кто-то расскажите мне, зачем нужна CRM в мобильном

                    Я Вам описал реальный кейс. Туда же можно отнести и менеджеров по продажам, и врачей частных клиник (которые на дом выезжают) и ещё много разных вариантов. В этих условиях RDP - костыль.


              1. jery_jary
                21.09.2021 17:53
                +1

                Ещё добавлю:

                Зачем "жрать кактус", когда уже есть нормальные системы, которые всё это позволяют (да, со своими нюансами и своими костылями, но всё же). Тот же Битрикс24.

                Если вы не любите своих подчинённых, и хотите, чтобы они страдали, а не работали - да, костыли ввиде RDP Ваш вариант.


                1. Subrisk
                  21.09.2021 18:07
                  +4

                  есть нормальные системы… Тот же Битрикс24.
                  На этом месте разговор о CRM-системах с вами можно спокойно завершать. Камон, Б24 — это портально-гибридное нечто, в котором каждый вздох оборачивается сломанной ногой. Костылей не напасёшься! Вы если сами не наступали смотрели, хоть почитайте отзывы реальных пользователей :-(


                  1. jery_jary
                    21.09.2021 19:20

                    Я не сказал, что Битрикс - это топ решение. Я назвал это одним из. И да, там своего говна хватает. Из другого, что щупал руками (правда, не работал, да) - retailCRM, AmoCRM. Я не говорю, что это топ решения на рынке, я говорю о том, что весь мир сейчас идёт в веб, и иметь УДОБНЫЙ!!! доступ к своему рабочему инструменту - уже не роскошь, а необходимость.

                    Короче. Если нужна системма, то вариантов найти с нормальным веб-приложением можно (благо, их сейчас много разных, под разные требования, и с разной степенью адаптации под заказчика). Речь о том, что в современном мире работать с CRM через RDP - костыль.


                1. Axelus
                  21.09.2021 18:19
                  +1

                  Господь с вами. Еще ни разу не слышал, чтобы RDP называли костылём. Это самая продуктивная и широко применяемая технология управления удалённым рабочим столом в мире.


                  1. jery_jary
                    21.09.2021 19:24
                    +1

                    Ответил выше. Я писал не про RDP в целом, а в контексте доступа к CRM и другим продуктам, которые уже отлично работают в обычном браузере. Я не имею ничего против RDP, но не в тех ситуациях, когда уже много других более удобных в использовании аналогов.

                    RDP применим там, где изначально софт заточен под десктоп, и аналогово ему не найти, или под специфические задачи. Но весь мир уже уходит в веб (даже банковские системы переписываются с JAVA-клиентов на веб-приложения).


    1. Axelus
      21.09.2021 17:40
      +4

      Чем обоснован, простите, такой наезд? Вы на свой счёт чтоли приняли какую-то часть контента? Где это, интересно, вы нашли отсыл к 90-м? Сейчас не то что на линуксе или телефоне, на холодильнике можно почти любую программу запустить, если уж на инженерных калькуляторах запускают серверные операционки.

      Ваш комментарий пронизан единственным желанием оскорбить автора, причины чему не ясны, однако, в таком ключе, думаю, с вами никто диалог вести не будет.


      1. dekeyro
        21.09.2021 18:24

        Про сайт говорилось в разрезе дизайн. Он действительно. крайне... аскетичный и морально устаревший.


        1. Axelus
          21.09.2021 18:42
          +3

          У всех людей разные вкусовые пристрастия, однако задача сайта IT-компании не быть художественной галереей, а служить инструментом для владельца и клиентов. Кои он прекрасно, кстати, выполняет :)


  1. Zrobon
    21.09.2021 22:52

    Мне статья понравилась. Полностью согласен о декстопной версии. Просто наши, так называемые, прграммисты далеко не разработчики. А веб. версию сделать имея декстоп думаю не сложно. Вот иметь декстоп, да с работой на Линуксе. Это хорошо. Это лично мое мнение.


  1. mons3x
    21.09.2021 23:52
    +2

    А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

    Проблем при внедрении любой crm ровно две и в тексте о них есть - это сотрудники и отсутствие внятных бизнес-процессов. Но почему-то все, кто продаёт crm, активно впаривают саму систему как панацею, а не сервис-аудит и как средство автоматизации уже после всего - crm-систему.


  1. zebralight
    22.09.2021 11:20
    -2

    Единственная нормальная CRM, в которой работал - Microsoft Dynamics. После него хочется плеваться от всего остального.