В научно-фантастическом триллере «Гравитация» (2013) американский астронавт оказывается в открытом космосе после разрушения корабля из-за того, что Россия взрывает ракетой спутник-шпион и создает быстро расширяющееся облако космического мусора. Иронично, но недавно этот сценарий повторился в реальности, когда Россия сбила старый советский спутник, в рамках испытаний противоспутниковой ракеты. Вероятность того, что обломки космического мусора могут пробить скафандр во время выхода в открытый космос, составляет обычно 1 к 2700, но российские испытания увеличили этот риск на 7 %.
Космический мусор представляет опасность для активных спутников и космических кораблей. Предположительно, земная орбита станет непроходимой, когда риск столкновения будет слишком высоким. Сегодня, когда большая часть космического мусора каталогизирована, пока что особой проблемы с этим нет. Всеми мировыми космическими державами космическое пространство сканируется на наличие мусора, которого на низких орбитах много: неработающие спутники, разгонные блоки и обломки аппаратов. Быстро решить проблему космического мусора очень трудно из-за финансовых и политических проблем. Старые спутники, которые отслужили своё, должны либо введены в атмосферу Земли для утилизации на «кладбище космических кораблей» в Тихом океане, либо выведены на «орбиту захоронения», если аппарат находится далеко от Земли.
Учёные задались вопросом: а почему бы не разработать космический аппарат, который будет утилизировать космический мусор непосредственно в космосе? И прототип такого аппарата существует. Идея создания аппарата для утилизации космического мусора основана на переработке космического мусора в топливо.
Не мусорить не получится
Космический мусор – это неработающие искусственные объекты на околоземной орбите, которые больше не выполняют полезной функции. К ним относятся нефункциональные космические аппараты и ступени ракет-носителей, а также их обломки, пятна краски, затвердевшие жидкости, выброшенные с космического корабля, и несгоревшие частицы из твердотопливных ракетных двигателей. НАСА заявила о 20 000 искусственных объектах на орбите над Землей, включая 2218 действующих спутников. По состоянию на январь 2019 года на орбите находилось 128 000 000 обломков размером менее 1 см, около 900 000 обломков размером 1–10 см и около 34 000 обломков размером более 10 см. К искусственному мусору следует добавить и метеороиды, находящиеся на околоземной орбите, которые могут группироваться с искусственным мусором и повышать риск столкновения. Это представляет опасность для космических кораблей: даже мельчайшие объекты вызывают повреждение, особенно у солнечных панелей, оптике телескопов и звездных трекеров, которые не могут быть легко защищены баллистическим щитом.
С годами земная орбита становится всё более и более замусоренной. По данным Европейского космического агентства (ЕКА), человечество запустило 12 170 спутников с начала космической эры в 1957 году, и 7630 из них остаются на орбите сегодня, но только около 4700 всё ещё работают. Это означает, что почти 3000 нефункциональных космических кораблей пролетают вокруг Земли с огромной скоростью вместе с другими большими и опасными обломками. Например, орбитальная скорость на высоте 400 километров (высота, на которой работает МКС), составляет 27 500 км/ч. На таких скоростях даже крошечные осколки обломков могут нанести серьёзный ущерб космическому кораблю. По оценкам ЕКА, на околоземной орбите находится не менее 36 500 обломков размером более 10 сантиметров в ширину, 1 миллион объектов от от 1 до 10 см в поперечнике и более 300 миллионов объектов размером от 1 мм до 1 см.
«Каскадный эффект» (синдром Кесслера), который в долгосрочной перспективе может возникнуть от столкновения объектов и частиц космического мусора, можно считать, что уже даёт о себе знать, хотя до катаклизма масштабов «Гравитации» ещё далеко. Свидетельством тому, может быть столкновение двух спутников между собой. Самый известный подобный инцидент произошёл в феврале 2009 года, когда неработающий российский спутник «Космос-2251» врезался в корабль оперативной связи «Иридиум-33», образовав свыше 2000 обломков.
При существующих условиях засорения низких околоземных орбит, когда меры по уменьшению техногенного засорения космоса остаются лишь теоретическими, каскадный эффект может привести к катастрофическому росту количества космического мусора на низкой орбите, и как следствие, к практической невозможности дальнейшего освоения космоса.
Генеральная уборка
По мере того как проблема обостряется, организации по всему миру пытаются найти решения — от магнитов до «космических когтей» и гарпунов. Противодействовать космическому мусору можно по-разному: дробление крупного космического мусора, увод мусора с орбиты или увод космического аппарата с орбиты мусора, сбивание мусора лазером или его переработка в топливо. Невозможно использовать только один способ противодействия для всех типов мусора. Например, мелкий космический мусор невозможно ловить сетью, а крупный бесполезно останавливать газом.
В основном выделяют два направления по борьбе с космическим мусором:
- дробление космического мусора непосредственно на орбите;
- торможение и увод крупного космического мусора с низких орбит для последующего сгорания в атмосфере или увод космического мусора с геостационарной орбиты на орбиту захоронения.
Принцип работы сборщика мусора
Причем оба способа имеют недостатки, связанные с образованием обломков более мелкой фракции, падением на Землю несгоревших обломков и засорением более высоких орбит.
Самый простой способ очистить космическое пространство — приостановить космическую деятельность на десятилетие, пока гравитация Земли сделает своё дело, но тогда человечество остановится в развитии. Если ничего не делать, то при существующих темпах роста космической деятельности, вскоре мы попросту не сможем запускать космические аппараты из-за мусора на орбите и также остановимся в развитии.
Американская компания Cislunar Industries разрабатывает космический «литейный завод» для плавления обломков в однородные металлические стержни. И двигательная установка от Neumann Space может использовать эти металлические стержни в качестве топлива — их система ионизирует металл, который затем создает тягу для перемещения по орбите. Это всё равно что сделать заправочную станцию в космосе. СКМ перерабатывает мусор в топливо, которое позволяет космическому аппарату постепенно подниматься на более высокие орбиты, вплоть до орбиты захоронения (свыше 40 тыс. км), очищая космическое пространство.
В большинстве космических двигательных установок в качестве топлива используется газ. Даже в жидком виде топливо занимает много места и мало подходит для космических путешествий. А если возникнет проблема, как это случилось с миссией корабля «Челленджер», результаты могут быть катастрофическими. Лучше если двигательная установка будет работать на твердом топливе, которое намного безопаснее взрывоопасной жидкости или газа.
Ионный двигатель
Neumann Space сообщает о разработке ионного двигателя малой тяги, который использует электричество мощными импульсами, подобными дуговой сварке. Ионные двигатели — это двигатели космических кораблей, работающие на электричестве. Прототипы существуют с 50-х годов, а некоторые даже были испытаны в космосе. Устройство Ноймана немного отличается от более ранних прототипов, но имеет аналогичные компоненты. Когда система срабатывает, между анодом и катодом возникает электрическая искра.
Электричество подается на металлы, такие как титан или магний, или на любой твердый проводящий топливный стержень, для производства плазмы и выжигания заряженного газа через заднюю часть двигателя, создавая тягу.
Упрощенная схема двигателя Ноймана
Сам Падди Нойман
Автор проекта, доктор Падди Нойман будучи студентом участвовал в проекте по диагностике плазмы, который, заключался в том, чтобы диагностировать, насколько она горячая, насколько она плотная, с какой скоростью она движется, и т.п. Анализируя свои результаты, он смог определить среднюю эффективную скорость плазмы, которая составила 23 км/с. Он, что из этого можно сделать ракету.
Одна из метрик эффективности, о которой инженеры любят говорить в этой сфере, называется удельным импульсом. Удельный импульс — это, по сути, количество толчка, которое можно получить от заданного веса топлива. Таким образом, более высокий удельный импульс означает, что топливо используется более эффективно. Это всего лишь один элемент, который следует учитывать при разработке космического двигателя. Кроме того, поскольку вывести что-либо на орбиту очень дорого, иметь топливо, которое позволяет сделать это с меньшей массой или объёмом, очень удобно. Удельный импульс измеряется в секундах. Когда доктор Нойман начал испытания своего двигателя, существующие ионные двигатели выдавали 3500 секунд удельного импульса. Экспериментальная система НАСА HiPEP может работать чуть лучше, 10 000 секунд. После испытания нескольких различных видов топлива доктор Нойман опубликовал свои результаты: магний в качестве топлива и имел удельный импульс в 11 000 секунд. Итак, в три раза лучше, чем то, что используется сегодня.
Хотя двигатель Ноймана не сможет конкурировать с двигателями внутреннего сгорания на химическом топливе, чтобы вывести корабль в космос, его можно установить на меньших кораблях или спутниках, чтобы удерживать их на орбите. Луна и Солнце всегда будут немного тянуть спутники за собой, поэтому понадобится небольшой двигатель, чтобы держать их на правильной орбите.
В прошлом году Neumann Space получила 2 миллиона долларов в виде начального финансирования из государственных грантов. Там говорят, что планируют в ближайшее время испытать двигатель Ноймана в космосе.
Сейчас в околоземном космическом пространстве возникает своеобразная экосистема. В этой экосистеме, как и в любой другой, есть «существа», которые «живут», «питаются», выполняют свои функции и, «умирая», дают пищу другим существам. А существами, которые «питаются падалью», могут и должны стать сборщики космического мусора в самом широком понимании этого слова.
Комментарии (18)
LevPos
19.12.2021 12:32В прошлом году Neumann Space получила 2 миллиона долларов в виде начального финансирования из государственных грантов. Там говорят, что планируют в ближайшее время испытать двигатель Ноймана в космосе.
Непонятно, где "там", но тут пишут:
Neumann Space is excited to be part of the team, under the University of Melbourne, which today was awarded a $3.95 million grant to develop cutting edge space capabilities in Australia.
The funding, provided via the Australian Space Agency’s International Space Investment: Expand Capability grant opportunity will allow to build a small satellite – called SpIRIT (Space Industry – Responsive – Intelligent – Thermal) – to be launched in space in 2022.
Про SpIRIT здесь, но что-то новостей мало.
LevPos
19.12.2021 12:48Вот ещё статья:
Mountains of space junk could carry us to Mars
Neumann Space brought its arc-welder-style thruster to the table. Astroscale detailed how it aims to collect and move dead satellites and debris. Nanoracks explained how it could turn old rocket stages into space stations and cut up objects. CisLunar described its plans to smelt such salvage – in orbit – into pure metal ingots.
Put the four innovative projects together, and a significant challenge for space exploration – getting stuff into orbit in the first place – is dramatically reduced.
YouHim
19.12.2021 14:09+1Вероятность того, что обломки космического мусора могут пробить скафандр во время выхода в открытый космос, составляет обычно 1 к 2700
Это вероятность повреждения скафандра? Или вероятность что скафанд прошьет насквозь с космонавтом?
увод космического мусора с геостационарной орбиты на орбиту захоронения.
А орбита захоронения разве резиновая? Что будет, если мусор начнет лавинообразно сталкиваться на ней?
Self_Perfection
19.12.2021 16:33Вероятность того, что обломки космического мусора могут пробить скафандр
во время выхода в открытый космос, составляет обычно 1 к 2700Плюсую. Для какой продолжительности выхода в открытый космос? А для какой высоты орбиты? И это число если заслоняться с одной стороны орбитальной станцией или болтаться в вообще открытом пространстве?
thatsme
20.12.2021 19:04А если за борт выводят 2 скафандра, то у каждого из них 1:2700 вероятность столкнуться с обломком или у обоих, или совместная вероятность столкновения от количества скафандров меняется?
noanswer
20.12.2021 00:57+1меня всегда интересовало, как можно собирать мосор с кинетичской энергией превышающей энергию пули из противо танкового ружья? или за каждым летящим "гвоздем" следить, подстраиваться по скорости и так далее... ну никакого топлива не хватит... даже при идеальном "комивояджере"... ну как я это понимаю
Tarakanator
20.12.2021 11:33Есть группы обломков летящие по сходной орбите. Т.е. высокие затрады дельта В идут не на подстраивание к конкретному обломку, а к группе обломков.
noanswer
20.12.2021 16:13оптимизировать можно, но мне кажется что маневренность, и запас маневра этого сборщика мусора должны быть такиими каких нет ни у одного существующего космического корабля... к тому-же имеет смысл чистить "обитаемые" орбиты, а на них ещё и живые спутникии/станции живут, и желательно не создавать аварийные ситуации.
как я понимаю что нужно что-то с ядерной силовой устновкой и либо в ней весь хлам и будет распыляться засирая орбиту обраками метарлической пыли, либо мусор надо кучковать и оставлять...
в общем может быть когда-нибудь но не сейчас )
Tarakanator
20.12.2021 16:20Существующие корабли не заправляются от мусора. И УИ у них обычно маленький т.к. химические двигатели.
Ядерная установка-плохая идея. Она тяжёлая. Не будете же вы многотонным кораблём гоняться даже за килограммовыми обломками.noanswer
20.12.2021 16:44так я ми говорю что для современные корабли не годятся по энерговооруженности
Tarakanator
20.12.2021 16:49а что не так с энерговооружённостью? пусть потихоньку ускоряется, вы куда-то торопитесь?
noanswer
20.12.2021 17:24я никуда )
все свои сомнения описл выше.
этому кораблю надо будет сильно много моневрировать, гораздо больше чем любому из ныне существующих, выравнивать скорость с укаждой гайкой, иначе гайка порвет сеть, или что-там в качетсве мусорауловителя.
Tarakanator
20.12.2021 17:44Не вижу проблемы. Если двигатели на химическом топливе имеют дельта в несколько км/с то электрореакттвные двигатели должны иметь дельта в несколько десятков км/с + дозаправка
akurilov
Если падальщики будут выходить из строя быстрее, чем перерабатывать массу, равную своей, то это лишь увеличит мусор. А расчётов такой эффективности в статье не представлено
Tarakanator
Не факт.
1)ИМХО лучше 1 десятикилограммовый мёртвый аппарат, чем тысяча граммовых обломков.
2)Не факт что аппарат сдохнет в космосе, может после завершения гарантийного срока их будут сводить с орбиты.