Вот так выглядел пакет документов для моей петиции на L1-A визу четыре года назад
”— В целом, – говорил Морковин, – происходит это примерно так. Человек берет кредит. На этот кредит он снимает офис, покупает джип «Чероки» и восемь ящиков «Смирновской». Когда «Смирновская» кончается, выясняется, что джип разбит, офис заблеван, а кредит надо отдавать. Тогда берется второй кредит – в три раза больше первого. Из него гасится первый кредит, покупается джип «Гранд Чероки» и шестнадцать ящиков «Абсолюта». Когда «Абсолют»…
— Я понял, — перебил Татарский.”
В. Пелевин, “Generation П”
Сейчас не 90ые, но в чем-то ситуация похожа: стартапер получает первый раунд инвестиций и …переезжает в США! Необходимость переезда — тема для отдельного поста (если коротко: переезд помогает развиваться, но сам по себе волшебной палочкой не является — соотечественники, делающие продукт для российских пользователей, получающие деньги у российских инвесторов, но живущие в США — вызывают удивление). Так что тут расскажу про технические и юридические аспекты.
Рассказ обращен как к основателям стартапа, так и к сотрудникам, которым не очень чистоплотные компании обещают “переезд в США через три месяца”, а потом “кидают” с обещаниями.
Итак, если вы решили переехать в США, у вас есть четыре варианта: три вида неиммиграционных виз (O1, L1 и H1B), а так же International Entrepreneur Parole. Последнее — довольно экзотический зверь, так что рассказывать про него не буду (но если дойдет до дела — обязательно спросите про эту опцию у юриста!).
Итак, визы. Про них нужно понимать следующее:
- Неиммиграционными они называются в том смысле, что у них есть срок действия (3 года, кроме L1A см ниже). Однако, любую визу можно рано или поздно конвертировать в Грин-карту (постоянный вид на жительство). Про жизнь после визы я рассказывать специально не буду. Во-первых, сам его не проходил. А, во-вторых, после переезда вы быстро разберетесь на месте: визовые дела главная тема для разговоров на иммигрантских вечеринках
- Виза всегда привязана к работодателю. H1B и O1 визы можно “перепривязать” к новой компании относительно малой кровью, а вот с L1 такой фокус не пройдет — придется ехать в Россию и начинать все сначала. Этим, кстати, охотно пользуются крупные аутсорсеры которые крайне мало платят новоприбывшим (куда они денутся с подводной лодки!)
- Сама виза — формальность. Она выдается в посольстве на основании одобренной петиции. Петицию одобряет USCIS, это что-то типа министерства по делам миграции. Посольство может отказать в визе при одобренной петиции, но это происходит очень редко
Процесс получения выглядит примерно так:
- “Банкет” финансирует будущий работодатель (это может быть компания основана вами самими): он находит юриста и оплачивает его услуги, около $5-10k. Это называется visa sponsor
- Юристы готовят пакет документов (см. фотку моих документов в следующем посте), и отсылают в USCIS. Пакет называется петицией.
- Далее USCIS либо одобряет петицию, либо присылают RFI (request for information = нужны еще документы), либо отказывают.
- По времени процесс занимает месяц, если заплатить небольшую сумму за premium processing, либо до 6ти месяцев. Premium processing оплачивает много кто, USCIS не успевает все обработать и часто посылает RFI по надуманным поводам. Минимизация вероятности RFI — единственный смысл не платить за premium processing
- Обработка RFI занимает около месяца, иногда юристы могут запросить дополнительные деньги — около пары тысяч.
- Отказы бывают, но редко. Можно послать аппеляцию, и рано или поздно одобрение получают почти все.
- На основании петиции в посольстве проставляется виза. Сейчас в России это сделать невозможно, нужно “ловить запись” в посольстве зарубежом
- Все эти можно делать на месте. Можно въехать в США по туристической визе, и заниматься стартапом, а параллельно получать одобрение петиции (для получения новой визы нужно выехать и въехать назад). Технически, это не совсем легально, но все так делают.
На этом сходство виз заканчиваются, и начинаются различия. По типам виз:
H1B
Самая стандартная “рабочая” виза. Критерии простые — нужно иметь высшее образование (или эквивалентный опыт работы), и работодатель должен платить вам “достойную” зарплату. Не буду вдаваться в детали, но любая зарплата связанная со стартапом будет считаться достойной (скажем >$100k в год).
Проблема с H1B визами — квоты. Всего виз выдается около 80 тысяч в год, а петиций подают около 250т. USCIS случайным образом выбирает счастливчиков (называется “лотерея”). Кроме того, H1b выдаются “циклами”(они же fiscal years). Подача заявок на цикл, начинающийся 1-ого октября 2022 года происходит в апреле 2022. Итого, если вы начали работать над вопросом в декабре 2021, то в США вы уедете в октября 2022ого, почти через год. И то с вероятностью 25%.
Понятно, что такая неопределённость не подходит для основателей стартапа, но подходит для сотрудников, переезд которых опционален.
Note: кандидаты! Если потенциальный работодатель предлагает вам переезд по H1B, оценивайте здраво timeline и свои шансы
Зато у H1b есть плюсы. Ее можно перепревязать к новому работодателю. Если вы вдруг решите сменить работу, в целом это будет возможно без квот и т.д. Не все компании готовы связываться, но многие готовы.
Есть и второй плюс: супруги держателей H1b могут работать!
O1
Самая распространенная “стартаперская” виза для individuals with extraordinary ability or achievement. Но по факту никакими экстраординарными способностями обладать не надо. У визы есть 8 четко определенных критериев “экстраординарности”, из которых нужно соответствовать хотя бы трем. Перечислять критерии не буду, но хороший юрист сможет притянуть за уши почти любые ваши достижения, если вы основатель компании и у вас в анамнезе есть хоть что-то. Выступали на конференции? Была красивая должность на работе? Вас упоминало хоть какое-то СМИ? Участвовали в акселераторе? Писали колонки? — уже достаточно!
Однако, с рядовым сотрудником может и не получится, если он/она особо не “светились”.
O1 можно перепривязать к другой компании. Например, если ваш стартап развалится, работу на места будет найти легче, зато супруги O1-holders не могут получить право на работу.
Резюмируя: вполне рабочий вариант для фаундера, но сомнительный для сотрудника
L1
L1 эта виза для intracompany transfer — перевода из зарубежного филиала компании в США, Есть два подвида L1-A для менеджеров, и L1-B для сотрудников.
Оба варианта требуют, чтобы человек проработал на зарубежный филиал как минимум год. Не очень понятно, считается ли работа по контракту (сотрудник оформлен в России как ИП и получает деньги напрямую от американской компании — распространённая сейчас схема). Я слышал разные мнения, лучше спросить профессионала.
L1-B подходит скорее для сотрудников, когда у компании есть офисы и в России и в США. А L1-A — для фаундеров, если бизнес в США только предстоит запустить (я, кстати, сам получал L1-A).
L1-A выдается на год с опцией продления на два, в этом ее основной минус (за продление придется платить примерно столько же, сколько за первую петицию). L1-B дают сразу на три года, ровно как O1 и H1b
Так же супруги L1’щиков могут работать. Зато L1 намертво привязана к работодателю. Если захочется сменить работу, надо возвращаться в Россию и начинать все процессы с нуля.
Резюмирую: L1-A отличный “запасной” вариант для фаундеров, если важно разрешение на работу для супруги(а), или по каким-то причинам не подходит O1.
А L1-B единственный надежный вариант для переезда сотрудников.
Небольшой дисклеймер: текст писался на основе личного визового опыта 2016-2017 годов. Некоторые незначительные детали могли поменяться, хотя система в целом остается неизменной. Однако, все детали и ответы на конкретные вопросы гуглятся за 5 минут. Советую перед принятием любого решение делать краткий факт-чекин, это не сложно!
- Канал про стартапы и технологии Владимира Климонтовича: Ждем термшит
(текст публикуется с разрешения автора)
Комментарии (16)
Mishima_Zaibatsu
27.12.2021 19:39+7соотечественники, делающие продукт для российский пользователей, получающие деньги у российских инвесторов, но живущие в США — вызывают удивление
Отнюдь. Я предполагаю, что в их оценке рисков вести бизнес удалённо выглядит более безопасно.
svanichkin
27.12.2021 19:55+1Написано, что o1 так просто получить, на деле вроде бы это совсем не так...
csl
27.12.2021 21:33https://habr.com/ru/news/t/597727/
Визы H-1B, H-3, L-1 и О-1 в США до конца 2022 года можно будет получить без прохождения личного собеседования
@DMGarikkсделал уточняющий коммент к той статье https://habr.com/ru/post/585466/comments/#comment_23874859
pingwinator
27.12.2021 23:08Есть и второй плюс: супруги держателей H1b могут работать!
это же h4 визы - там нельзя работать. или что-то поменялось?
Netforspeed
27.12.2021 23:21+2Что там на счёт политического убежища? По имеющимся данным сарафанного радио, 90 % прибывших из России в Нью-Йорк получают.
Yoooriii
28.12.2021 01:12Хотел бы от себя добавить один момент. Есть определённый процент отказов. Статистика отказов задокументирована и доступна для народа. Лично мне было интересно узнать, что для россиян процент отказов примерно в 1.5 раза ниже, чем для украинцев, хотя казалось бы. Ну это такое. Мне, естественно, на тот момент (дело было год назад) отказали, но к данному моменту, я уже получил паспорт страны, которой отказывают в разы реже. Планирую подаваться в ближайшее время, возможно будет информация. И таки да, сама по себе процедура собеседования в американском консульстве, тоже стоит отдельного описания. Вкратце: полный отстой, вам дают понять, что вы -- пустое место (если не сказать хуже). Ранее я бывал в немецком посольстве, с теми же вопросами, там я всё таки чувствовал себя человеком.
vindy123
28.12.2021 04:47+1Интересно, прям недружелюбно интервью проводилось? Я раз пять или шесть визу США получал в разных странах, наоборот всегда такие супер френдли люди были, в высшей степени неформально, и за жизнь поболтать всегда готовые. А у вас в какой стране так было?
Yoooriii
28.12.2021 10:25Дело не в людях, люди там норм, а в процессе. Вот приезжаете вы в консульство на собеседование. Многие приезжают из других городов и приходят сразу с вокзала, как правило с вещами. И тут оп, нежданчик, с вещами вас не пустят, а камера хранения не предусмотрена (в отличие от тех же немцев). Вплоть до того, что можно было бы оставить вещи в машине, но тут другой нежданчик, ключ от машины тоже пронести нельзя. В моём случае, я прятал ключ под колесом. Положительных эиоций это не добавляет. А так да, они приятные, позитивные люди.
Goupil
28.12.2021 12:38Примерно те же были ощущения, когда оба раза получал визы в США для участия в конференции. Сами визы получил быстро и без проблем, из огромной стопки документов, что принес посольскому офицеру, тот посмотрел два листочка.
Сейчас проблемы такой нет- россияне являются "бездомной нацией" и должны летать получать американские визы в Варшаву.
i_andreev
28.12.2021 19:18должны летать получать американские визы в Варшаву
Вроде бы это касается только иммиграционных виз, неиммиграционные можно получать примерно в любом работающем консульстве.
vindy123
28.12.2021 12:52А, помню, как флэшку пришлось с ключей отстёгивать и в газоне у входа прятать как то, да. Не то чтобы у меня стокгольмский синдром при этом, но процедуры безопасности в общем не сотрудниками посольства устанавливаются, и вообще я тогда на следующей день понял, что они мне ссылку на эти правила честно скинули в приглашении на собеседование.
rjhdby
28.12.2021 15:21флэшку пришлось с ключей отстёгивать и в газоне у входа прятать
А там их уже десяток, в перемешку с ключами от машин :D
Yoooriii
28.12.2021 20:56Вообще то, это довольно унизительно, прятать что то где то. В немецком консульстве была камера хранения, там можно было положить свои вещи (рюкзак, мобилку, всякие мелочи), а у американцев это не предусмотрено. То есть, ты еще не зашёл в контору, но тебе уже дали понять, что ты человек второго сорта.
vindy123
29.12.2021 06:48Ну да, немного свинство, в моем случае это московское посольство так жестило, а вот например в КСА и на Филиппинах были локеры, куда ключ от машины сдавался без проблем. Может протоколы безопасности от страны к стране отличаются, может просто послу в России лениво задницу поднять и как-то более человечно организовать процесс.
rendok-gr
29.12.2021 13:21В 2013 никаких локеров/шкафчиков не было в немецком посольстве в Москве. Это должно быть нововведение. Зато была запись за три месяца в перед и огромная очередь внутри.
alixa
"Запомните, джентльмены: эту страну погубит коррупция!"