Часто ли на работе вы делаете что-либо просто так? Что-то хорошее, доброе, светлое. Идёте на уступки превентивно. Исправляете или предотвращаете чужой косяк без просьбы о помощи. Впрягаетесь за коллегу или всю компанию, потому что «это правильно». Хотите повышения зарплаты и, начитавшись и наслушавшись позитивщиков и конструктивщиков, начинаете пахать как лошадь, выдаёте результат, и потом просите или требуете, чтобы вам увеличили зарплату или выдали должность покрасивее?

Проще говоря, часто ли вы сначала делаете хорошее, а потом просите оплаты, в любом виде?

А часто ли при этом свою оплату получаете? Ну вот прям получаете. Не выпрашиваете, не унижаетесь, не бьёте челом, не доказываете, что не верблюд. Сделали добро – получили в ответ добро.

В жизни, за пределами работы, такое случается сплошь и рядом. Тонны книг, фильмов, поучительных историй, да и жизненный опыт – и ваш, и знакомых – подтверждает, что надо делать добро, и воздастся вам. А старуха Шапокляк была не права, когда пела «Кто людям помогает, тот тратит время зря». И в конце стала хорошей. Ну так, в меру хорошей, сохранив принцип «добро должно быть с кулаками».

А на работе? Хрен да маленько, увы. На работе человек – не человек, а проекция. И ведёт себя соответственно. Не соответственно себе, человеку, а соответственно той системе координат, в которой оказался. Ну, как любая проекция.

На работе действует ровно тот же закон, что и в международной дипломатии (она ведь для кого-то тоже – работа). Закон этот, как я понял, древний и его знают все профессиональные дипломаты. Я узнал этот закон из книги Генри Киссинджера, поэтому и поставил его фамилию в заголовок текста.

Закон звучит так: «никто не платит за уже оказанные услуги».

Если вы сделали добро, не договорившись заранее о цене, то никто вам платить не будет. Вы ж уже всё сделали. И всегда можно вывернуть так, что это ваша личная инициатива.

«Ах, так ты, тварь, ещё и денег хочешь?! Так какая же это тогда доброта! Что ты нас тут лечишь, будто заботишься о людях, благе компании, бизнесе клиентов, если потом денег требуешь! Да ты просто сраный манипулятор! Нет, ты… Провокатор! Вот ты кто!».

И отчасти они будут правы. Тут реакция, примерно, как на курортные разводы. Бывали в Париже, около Монмартра? Там внизу, перед большой лестницей, стоит куча местных. Предлагают совершенно бесплатно то ли фокус показать, то ли украшение на руку повязать. Обматывают руку доверчивого шнурком, он пробует снять – а не выходят, узел хитрый. Теперь, чтобы снять, надо заплатить деньги. И уйти нельзя – шнурок вдруг оказывается очень дорогой.

У вас, конечно, отродясь таких намерений не было. Но ведь не важно, что вы имели в виду и хотели показать. Важно, что увидели и подумали другие.

Я, разумеется, привёл крайний, запредельный сценарий. На самом деле прав Киссинджер и другие дипломаты: за вашу услугу тупо не хотят платить. Потому что она уже оказана.

Спасибо, конечно, наверное, возможно, скажут. Но, сами понимаете – цена этому «спасибо» ровно ноль. И никаких обязательств у «спасибирующего» перед вами не возникает.

А должны. Должны, блин, должны! Вы ведь зачастую ночь не спите, выручая какого-нибудь бездаря тупоголового, а то и всю эту идиотскую компанию. Выручая в ситуации, которую они не только предвидеть – даже осознать в итоге не способны. Так ведь и хочется иногда сказать – «вот уволюсь, тогда узнаете, от каких бед я вас спасал!».

Так что, если вы не сотрудник-мазохист – а это не вы, им некогда интернет читать – предлагаю запомнить этот закон дипломатии. Никто не платит за уже оказанные услуги.

Собираетесь кому-то помочь или кого-то спасти? Продайте это заранее. Утром деньги – вечером стулья. Если не хотите, или не можете продать – хотя бы спросите, нужна ли ваша помощь или спасение. Чем чёрт не шутит – вдруг вы собрались спасать мазохиста от проблем, которые он сам себе придумал.

Именно в работе, к сожалению, есть ещё один аспект, который стоит упомянуть, и который отчасти нивелирует такую вот помощь от добрых, мудрых волхвов. Она реально может быть не нужна.

Встречаются на любой работе такие персонажи, которые очень хотят выделиться, повыситься, взлететь или засветиться. Общепринятый путь – хорошо работать, показывать результаты, быть полезным в деле – им не подходит. Обычно ввиду низкой квалификации и откровенной тупоголовости. Поэтому они идут окольными путями.

Делают то, что, вроде бы, полезно, но как-то… Странно.

Берутся организовывать курсы английского там, где он никому не нужен и в итоге никто не записывается. Ставят радио в туалет, выдавая это за «развитие атмосферы в офисе». Переставляют мебель в офисе «чтобы всем было удобно». Устраивают бесконечные опросы по незначительным поводам, а потом тщательно оформляют результаты, вплоть до вычисления квантилей и нормальности закона распределения. Приносят на совещания «новые идеи», подчерпнутые из ленты в фейсбуке. И т.д.

В таких ситуациях хочется продекламировать ровно тот же закон, но будучи уже с другой стороны прилавка: если хочешь оплаты, сначала расскажи об услуге.

Комментарии (8)


  1. Revertis
    02.02.2022 23:39
    +3

    А на работе? Хрен да маленько, увы.

    В жизни я часто помогаю людям, иногда даже едва знакомым. Натура такая. Но всегда перед этим прикинув сколько своего времени, усилий или денег я готов на это потратить.

    На работе чаще получается так, что время ведь не моё, и часто ограниченное, выделенное на другие задачи. Невозможно его тратить на чьи-то ещё задачи.


  1. mSnus
    02.02.2022 23:55
    +4

    Знаете, когда одалживаешь деньги, можно одалживать только ту сумму, на возврат которой и не рассчитываешь. Точно так же и с любыми другими одолжениями - их стоит делать только если не рассчитываешь на какой-то возврат или ответ.

    Долги никто не любит (возвращать), а уж если вы делаете начальника должником без его согласия, сделав что-то по-вашему хорошее и считая, что вам теперь должны -- значит, ну точно, провокатор!))

    Но всё вышесказанное совершенно не означает, что сделанное безвозмездно добро пропадает даром. Дарить подарки зачастую приятно, даже если ничего не дарят в ответ. Просто делайте подарки, а не одолжения.


  1. funca
    03.02.2022 00:02

    Тут иногда говорят "a willing helper" в том же смысле как найти "жертву".


  1. texder
    03.02.2022 00:50

    Да, бывает, что-то такое делаю, даже незнакомым. Иногда сам предлагаю, если интересно. Но это не значит, что на мне выезжают.


  1. gridem
    03.02.2022 01:07
    +2

    "Делай добро и бросай его в воду"

    Если за добро ты хочешь награды, то это - не добро, а корысть.

    А проблема у автора - он не понял правила игры, и что нужно делать, чтобы идти по карьерной лестнице. Судя по всему, у автора еще много открытий впереди.


  1. Ukaru
    03.02.2022 01:35
    +2

    Делай добро и бросай в воду...

    Великая истина. Ведь если ДОБРО делаешь, то это добро.. а не платная псевдоуслуга с оплатой потом, как с разводилами...


  1. forthuser
    03.02.2022 03:13


  1. ciubotaru
    03.02.2022 03:38

    Из опыта работы в маленькой -- но очень японской -- компании:

    • Все работают на компанию (перефразируя кота Матроскина, совместный труд, для пользы компании, он облагораживает).

    • Должностные обязанности трактуются расширительно. Каждый должен быть в курсе того, чем занимаются соседние отделы. "Моя хата с краю" не проходит.

    • Предложить помощь, видя, что сосед в затруднении, является естественной и ожидаемой реакцией. Зачастую не требуется даже озвучивать просьбу.

    • Когда кто-то просит помощи (если у просящего затык, а у вопрошаемого есть резерв времени), то ему обязательно помогут. Если кто-то "может, но не хочет", то вопрос решат уровнем выше и упиравшемуся зададут один вопрос ("Ты МОЖЕШЬ помочь?").

    • Если речь идёт о чем-то крупном, то во время оценки результатов оба упомянут эту помощь. X напишет, что для достижения поставленных целей ему был "полезен" Y. А Y напишет, что помимо помимо поставленных и выполненых задач, он сделал ещё что-то по запросу от X.

    Вообще, это не добро. На работе помогают друг другу не потому, что хотят помочь. И не потому, что хотят получить что-то взамен. А потому, что это часть работы. И эта помощь, как и остальная работа, вознаграждается.