image

Спутниковые системы навигации (ГНСС) решают две задачи — определение пространственных координат и синхронизация времени. И не очевидно, какая из них является более важной. Если подделку координат можно обнаружить своими глазами, то подделку времени, не имея собственных атомных часов, заметить непросто.

То, что GPS уязвим перед спуфингом, было очевидно всем и давно. Но лет 15 назад считалось, что для проведения такой атаки требуется очень дорогое железо, например симуляторы Spirent стоимостью более $100 000. Появление «любительских» SDR за 100$ все поменяло. Теперь стоимость атаки упала до стоимости дешевого HackRF One. На GitHub 680 форков для генерации сигналов GPS. На youtube полно инструкций как запустить свой спуфер (даже запустить с помощью USB to VGA адаптера за $5).

Недостатки GPS


Низкая мощность. Орбиты навигационных спутников выше 20 000 км. Так как с питанием в космосе проблемы (кабель не закинешь), мощность передатчика небольшая, всего 60 Вт.

image

Сигнал на поверхность земли приходит на 20 дБ ниже уровня собственных шумов GNSS приемников. Приходится применять корреляционную обработку, что бы вытянуть сигналы из под шумов. Это приводит к тому, что любая мало мальская помеха уже создает большие проблемы.

Нет аутентификации сигналов. Что бы достать сигналы из под шумов, приходится использовать так называемые технологии расширения спектра. Это когда один информационный бит заменяется огромной псевдослучайной последовательностью с нужными корреляционными
свойствами. Это все приводит к тому, что скорость передачи реальной информации
очень низкая. Для GPS — всего 50 бит в секунду. Конечно, с такой низкой пропускной способностью канала связи тяжело думать об избыточной информации для аутентификации данных. Нужно экономить каждый бит.

Аутентификация не поможет. Для Galileo сейчас запускают сервис по аутентификации данных. Уже вложили уйму денег и продолжат осваивать бюджеты, но сами же инженеры и пишут, что аутентификация не решит вопрос гарантированной защиты от спуфинга. Так как сами по себе сообщения от спутников содержат только так называемые эфемериды, необходимые для точного расчета положения спутника, приемник на Земле рассчитывает свои координаты с учетом этих эфемерид и псевдодальностей до спутников. То есть подлинность эфемерид защитить можно, а измеренные псевдодальности нет. Если принять настоящие спутниковые сигналы, и не меняя битстрим, поменять взаимные задержки, то можно имитировать любые координаты и двигать время (но только в прошлое).

Так как координаты и время определяются на основе измеренных псевдодальностей (время распространения сигнала от спутника до приемника), на точность сильно влияют: переотражения сигналов от зданий, флуктуации времени распространения сигнала в ионосфере и тропосфере из-за солнечной активности, системные ошибки созвездия и тд.

Что изменилось за 10 лет


Спуфингом баловались давно, даже студенты. Но сейчас спуфинговые инциденты приобретают серьезный оборот и попадают в серьезные СМИ и отчеты по безопасности критических инфраструктур.

1. Во многих странах ГНСС спуфинг стал стандартом дефакто для борьбы с дронами, поэтому многие сталкивались с «телепортацией» из центра Москвы в Шереметьево.

2. Стоимость атаки снизилась до стоимости владения дешевой SDR:
image

На Гитхабе 680+ форков: github.com/osqzss/gps-sdr-sim

3. В начале 2020 году Трамп подписал приказ со странным названием “Strengthening National Resilience Through Responsible Use of Positioning, Navigation, and Timing Services” – “Укрепление национальной устойчивости за счет ответственного использования служб определения местоположения, навигации и синхронизации”.

image

Трамп распорядился определить какие элементы национальной критической инфраструктуры зависят от GPS и как защитить их от угроз. В течение этого года, каждое ответственное ведомство должно разработать регламенты для защиты своей части инфраструктуры.

4. В 2019 году некоммерческая организация C4ADS опубликовала весьма интересный отчет о спуфинге в России и Сирии.

image

Специалисты поработали с базой данных системы слежения за морскими судами (AIS) из акватории Черного Моря и нашли 9883 инцидента с резкими скачками координат судна. Корабли перемещались в аэропорт Геленджик.

Гайды для новичков на YouTube









Спуфинг в антидрон системах


В этом разделе будут инсайды из этого канала в Твиттере.

image

Москва под спуфингом

Автоматическая антидрон система, состоит из подсистем обнаружения дрона и подсистемы подавления. Подсистема обнаружения может быть построена на разных принципах обнаружения: акустическом, видео, пассивном радио обнаружении (детектирование сигналов канала управления), радиолокационном.

Для подавления дронов как правило используются сочетания следующих подходов:
  • Постановка помех в канале управления.
  • Постановка помех в полосах ГНСС (1176,45/1227,6 ГГц; 1,57542/1,602 ГГц).
  • GPS/ГЛОНАСС-спуфинг (фальсификация навигационных координат).

При обнаружении дрона, система автоматически включает спуфер. Длительность работы
спуфера определяется продолжительностью детектирования сигналов управления дроном. При спуфинге имитируются координаты ближайшего аэропорта. Коммерческие дроны, прошедшие сертификацию в России, при определении координат запрещенной к полету зоне, автоматически идут на снижение. Некоторые дроны, пытаются покинуть запретную зону, что иногда приводит к столкновению со зданиями и тд.

image

Пример нескольких коротких инцидентов спуфинга ГЛОНАСС и GPS из Москвы

На графике сверху, слева видна 100% вероятность детектирования спуфинга. На графике
Pseudorange Resudual видны очень большие невязки, что говорит о попытке подделать
координаты.

image

Спуфинг на побережье Черного Моря от 23 января 2021 г.

image

Три длительных эпизода спуфинга. За двое суток более 30 часов

Есть такое выступление на осенней конференции Kaspersky Industrial CyberSecurity 2021:



Эксперт говорит, что порядка 10 — 20% в сутки в Москве работает спуфинг, и это сильно бьет
по серверам времени с ГНСС.

Комментарии (43)


  1. timukas
    16.02.2022 14:43
    +3

    Я когда пробовал ГПС спуфинг, то заметил такую вещь: если поменять ГПС время, и смартфон берёт время с ГПСа, то многие аппы не работали, потому что время действия сертификатов, которые использовались, было не в правильном диапазоне.


  1. ky0
    16.02.2022 14:57
    +2

    Автоматическая антидрон система, состоит из подсистем обнаружения дрона и подсистемы подавления.

    Переживают, что дрон уронит табакерку кому-нибудь на голову, что ли.


    1. M_AJ
      16.02.2022 16:48
      +3

      Я конечно не эксперт, но подозреваю, что военные дроны используют не только GPS для навигации. Так что это если и поможет то только от кустарей.


      1. Tim777
        17.02.2022 14:54

        И зря.


  1. amarao
    16.02.2022 15:17

    а надо было всего лишь при сертификации добавить требование по получению сигнала "стой, куда прёшь" (который может быть какой-то невозможной комбинацией сингналов GPS) снижать высоту "как в аэропорту". Эргономика для спецслужб осталась бы та же, а в софте навигаторов на телефонах была бы возможность это обработать гуманее, например, сказать "GPS не доступен".


    1. Vindicar
      16.02.2022 16:59
      +1

      в софте навигаторов на телефонах была бы возможность это обработать гуманее, например

      … просто проигнорировать? =)


      1. amarao
        16.02.2022 17:27
        +1

        Насколько я знаю, навигаторы в Мск уже давно научились игнорировать телепорт в Шереметьево.


  1. inoyakaigor
    16.02.2022 15:30
    +4

    А насколько это легально в России? К примеру, если кто-нибудь с помощью спуфинга будет обманывать GPS в каршеринге или арендных самокатах, чтобы меньше платить, что ему за это будет? Придёт дядя из отдела «К» (или как там его?) или закон что дышло?


    1. Machirodont
      16.02.2022 15:36
      +4

      Не знаю, насколько легально, но дальнобои глушилки для оптимизации поборов "платона" используют довольно широко. Благодаря чему пользоваться навигатором на трассах становится все интереснее и интереснее.


      1. Matshishkapeu
        16.02.2022 21:43
        +5

        >> глушилки для оптимизации поборов "платона"

        Вы с таким же трогательным сочувствием относитесь к тем, кто закрывает бумажечкой номер в зонах с платной парковкой и прыгает через турникеты в метро?


        1. habrabkin
          16.02.2022 23:14
          +7

          Если бы поборы платона шли на дороги…


          1. Yurik79
            17.02.2022 10:39
            +2

            Неожиданно, но идут на дороги.

            С момента ваедения платона, в регионах много больше выделяется денег на федеральные трассы.


          1. RamZesIV
            17.02.2022 21:37

            1. habrabkin
              18.02.2022 13:36
              +1

              Посмотрите сколько официально получил Платон за год. Потом посмотрите данные сколько фур в системе. Потом посмотрите и посчитайте, средний пробег фур и сколько они должны принести в бюджет. Подумайте…


              1. RamZesIV
                18.02.2022 15:41

                Не это предмет обсуждения. Было утверждение, что сборы "Платона" не идут на дороги. Я живу в Уфе и периодически проезжаю по затонским мостам, построенным при софинансировании "Платона". Та же история и со строительством мощного инфраструктурного проекта "Восточный выезд" - комплекса тоннель/мост/эстакада. Тоже строится при софинансировании "Платона". Результат налицо.

                А отыгрывать Навального мне не интересно. Я подумал, еще когда отпустил дочку жить в Лондон.


        1. dth_apostle
          17.02.2022 12:58
          +7

          Платон - это откупщики. С чего бы к этой коррупционной и средневековой практике относиться положительно, а к тем, кто ее обманывает, - негативно?


          1. Matshishkapeu
            17.02.2022 14:14
            +1

            Энергосбыт тоже не производит электричество. Воруете его без зазрения совести чтобы разницу перераспределили как общедомовое потребление?


            1. dth_apostle
              18.02.2022 21:26

              Давно вы перестали пить коньяк по утрам? Это к вопросу моего воровства.
              Претензия в том, что это не ФГУП и с др стороны монополист по всей территории РФ - и без конкурса.


      1. mkll
        17.02.2022 20:36
        +2

        Дальнобои применяли глушилки задолго до того, как "платон" вообще в планах появился — для обмана систем fleet management собственных автотранспортных предприятий.


    1. triplebanana
      16.02.2022 15:37
      +12

      Я один странный вещь сейчас скажу, но уже много лет (года так с 2014) при полете в Ростовской зоне, особенно в районе Миллерово, почти всегда у самолета "отваливаются" оба приемника GPS. В итоге - самолет считает сам свою позицию по инерциалкам с апдейтами от других наземных радиосредств. Кто это делает и зачем - оставим за кадром.


      1. inoyakaigor
        18.02.2022 15:17

        Это не там где тренировочная база одной известной чвк?


    1. VBKesha
      16.02.2022 16:31
      +2

      Скорей всего тут будет букет статей. Скорей всего: мошенничество, КоАП РФ Статья 13.4. Нарушение требований к использованию радиочастотного спектра. Ну может и ещё чего приплести можно. Но 90% что та нафиг никому не нужен, пока кому то сильно не насолишь…


    1. vindy123
      16.02.2022 17:24

      Правда что-ли никогда не видели на карте Яндекс такси машин, толпящизся прям якобы на взлетке, чтоб им заказ в аэропорту первым упал? Яндекс впрочем знает об этих заказ и блокирует их.


      1. ku4in
        17.02.2022 01:33

        Они это делают просто через приложение для подменя GPS координат.


      1. Squoworode
        17.02.2022 06:58
        +1

        А я вот другое видел: куча яндекс-такси на парковке у аэродрома, а на карте - шаром покати...


        1. saege5b
          17.02.2022 07:57

          Это классика и она везде. А тех.поддержка говорит, что это либо глюки, либо они обедают :)


          1. eurol
            17.02.2022 12:56
            +6

            А чо, логично. В аэропорту и еда дешевле же, и парковки бесплатные. :)


  1. d1024
    16.02.2022 16:25

    Хорошие профессиональные GPS приемники имеют подсистему RAIM. Интересно, насколько они устойчивы к спуфингу?


    1. MagisterLudi Автор
      17.02.2022 01:33

      Алгоритмы RAIM проверяют формальные признаки в датастриме. При спуфинге нет ни каких проблем сгенерить правильный поток байт. При спуфинге подделываются псевдодальности или разница времени прихода сигналов от каждого спутника. Или по другому фаза кода.

      Вот тут пример тестирования типа защищённого приемника с RAIM


      1. jorikdima
        17.02.2022 08:26

        Данные тут не причем. Рэйм проверяет дальности/скорости.


      1. KbRadar
        17.02.2022 22:40
        +1

        А главное - при спуфинге очень высокие уровни сигнала, недостижимые со спутников.


    1. jorikdima
      17.02.2022 08:25
      +1

      Если правильно спуфить, то с рэймом проблем не будет. Рэйм определяет "насколько все спутники указывают в одну точку". Если спуфинговые сигналы скенерированны исходя из какой-то конкретной позиции, то рэйм бессилен.


  1. SeVlaT
    16.02.2022 20:25
    +1

    Интересно, а если для навигатора использовать антенну, направленную в верхнюю полусферу, это поможет защититься от местных спуферов?

    Простейший вариант - положить смартфон в железный таз.


    1. vadimr
      16.02.2022 21:22

      В наших широтах не так много спутников бывает одновременно в верхней части неба.


    1. MagisterLudi Автор
      16.02.2022 22:09

      Направленность это некая характеристика не очень техническая. Есть такие параметры как ширина диаграммы направленности по уровню три децибела. То есть сигнал с других направлений будет ослабляться на какое то количество децибел. Нет антенн которые полностью заблокируют прием сигнала с уровня земли. Его можно ослабить на десять децибел. Но это не спасет.


      1. SeVlaT
        18.02.2022 23:21
        +1

        А если использовать фазированную антенную решетку и принимать сигнал от каждого спутника только с нужного направления? Правда, это совсем не бюджетное и не карманное решение.


  1. alexandme
    17.02.2022 09:17
    +1

    Лично сталкивался, лет 10 назад, когда при движении из незнакомого города (Екатеринбург) по авто-навигатору с диапазоном GPS мне нужно было выехать за город, а навигатор привёл прямо к воротам в аэропорт! Вот было удивление. Выбирался тогда "главной дорогой" и далее по указателям, т.к. пару десятков километров ещё точка назначения оставалась заспуфенной. Не знаю как сейчас, но тогда это вызвало недоумение, это вообще небезопасно так-то.


  1. tklim
    17.02.2022 09:51
    +1

    Современные смартфоны вполне себе умеют не только GPS, но и Glonass, Galileo и Beidou. Также как и отдельные модули. Сомневаюсь, что спуфинг может сразу все.

    Так что даже без вендорских прошивок можно вполне найти и отключить "лишнюю" GNSS систему.

    И самое главное, в критических системах синхронизировать время только по GPS или по нескольким различным GNSS - уже странное решение. Это никто не гарантирует и в любых сложных ситуациях их могут и будут отключать.


    1. jorikdima
      17.02.2022 10:40
      +1

      Обычно спуффер сначала полностью подавляет все системы. Затем, оставляя их подавленными, подсовывает свой сигнал.


  1. rays14
    18.02.2022 12:20

    А можно в статье про спуфинг дать определение этому спуфингу? Я прочитал половину и, разумеется, понимаю о чем речь идёт, но данный стиль неверный.


  1. Dudarion
    18.02.2022 12:56

    При желании летать в запретных зонах можно с помощью относительного трекинга по камерам


    1. vikarti
      18.02.2022 21:42

      Инерциальную навигацию (заводить да с GPS, поддерживать компасом) разве совсем уж отменили? Или обработка видео на борту проще и дешевле?


      1. Dudarion
        19.02.2022 01:47

        Инерциалка быстро ошибку накапливает, а обработка видео почти бесплатна и не накапливает ошибку