Цифровая экономика Китая в значительной степени связана с цифровыми услугами и включает в себя облачные вычисления, ИИ, блокчейн и аналитику данных для получения наилучших эффектов в бизнесе, управления цепочками поставок и обеспечения цифровых платежей, а также предоставления профессиональных услуг, розничной торговли, образования и здравоохранения в онлайн формате.
Чтобы понимать масштабы экспорта цифровых услуг Китая, стоит учитывать роль цифровых услуг как важных факторов, влияющих на экспорт китайской продукции, а также обрабатывающей промышленности.
В некоторых областях производства – например, в автомобилестроении – компонент цифровых услуг (включая ПО, датчики и ИИ) обеспечивают наибольшую часть добавленной стоимости. Ожидается что, к 2030 году до 30% доходов автопроизводителей будут поступать от предоставления услуг. Соответственно, рост использования Китаем цифровых услуг в производстве является частью более широкого и, главное, системного стремления Китая к передовому производству, которое включает мировое лидерство в использовании роботов, где Китай уже сейчас владеет одной третью мировых запасов, что более чем в два раза превышает тот объём, который имеется у Штатов. Китайские компании также доминируют в поставках оборудования 5G, что также повлияет на рост услуг, основанных на данных.
На каких принципах держится China digital
Наличие стратегической концепции «цифрового Шелкового пути», целью которой является создание единой цифровой экосистемы
Своё экспортное “цифровое присутствие” Китай продвигает за счёт цифровых услуг и подходов к управлению данными, выстроенных на базе внутренней стратегической концепции “цифрового Шелкового пути”, целью которого является расширение интернет-инфраструктуры, продвижение электронной коммерции и разработка общих стандартов интернет-технологий среди стран-участниц этого процесса.
По состоянию на 2021 год Китай инвестировал более 100 миллиардов долларов в цифровые проекты, включая оптоволоконные кабели. Китай также строит центры обработки данных, которые Пекин называет “фундаментальным стратегическим ресурсом”. Эти разработки интегрированы с другими стратегическими “цифровыми инициативами”, включая умные города, порты и космические системы. Каждое из этих событий создает для Китая новые возможности для расширения доступа к данным и интеграции стран-участниц в более широкую цифровую экосистему, сосредоточенную вокруг Китая.
Закрытый внутренний рынок цифровых услуг
Управление цифровыми услугами, активами и данными в Китае основаны на относительно закрытом внутреннем рынке цифровых услуг наряду с жёсткими ограничениями на трансграничные потоки данных, включая доступ к информации. Закрытый рынок помогает поддерживать китайскую модель поддержки национальных чемпионов, в том числе, путем предотвращения доступа граждан Китая к их американским конкурентам. Степень китайского контроля над данными и доступом к информации уже привела к тому, что глобальный интернет разделился на 2 сегмента, один из которых возглавляет США, второй – Китай.
Национальные правила ИБ
Наиболее строгие правила Китая в отношении трансграничных потоков данных касаются безопасности, доступа в Интернет, контроля финансовых потоков и услуг. Такие ограничения потока данных включают требования Китая к банкам и страховым компаниям локализовать данные, а также требования к локализации данных, предусмотренные законом о кибербезопасности.
В дополнение к ограничению потоков данных, которые влияют на доступ к цифровым услугам, эти правила могут быть использованы для требования доступа к исходным кодам компаний и интеллектуальной собственности в соответствии с принципами национальной безопасности, которые могут использоваться китайскими компаниями для конкуренции с американскими и другими иностранными компаниями.
Структура инвестиционных потоков в ИТ
Согласно All China Review, следующий этап цифровой трансформации в Китае может обеспечить до 22 процентов прироста валового внутреннего продукта (ВВП) Китая к 2025 году. Эта цифра говорит о том, что на китайском рынке существует огромный спрос на цифровые услуги и навыки. Китай ставит ставки на возможности для роста, чтобы сосредоточить больше внимания на производительности и потреблении услуг, а не на чистой электронной коммерции.
Со временем предприятия в Китае будут меньше полагаться на разработку и производство продукции, сосредоточившись на маркетинге, обслуживании клиентов и каналах продаж, и китайским фирмам потребуется вкладывать ещё больше средств в ИТ-услуги, чтобы сделать этот переход максимально успешным.
Как это влияет на на российский ИТ-рынок
Проникновение китайских цифровых услуг на российский рынок будет происходить, но пока ограниченно, настороженно и, в первую очередь, в рамках выработанных цифровых стратегий и в формате развития китайских экосистем. До марта 2022 года российский интернет для китайцев считался “прозападным, открытым”, а цифровая модель России – конкурентной.
В перспективе Россию ждёт интеграция в стратегические карты китайского развития цифровых услуг, но взамен Китай потребует, в первую очередь, обозначения для себя выгод в этой сделке, что достаточно непросто, и где Россия не захочет оставаться в роли цифрового “придатка” цифровой трансформации Китая. Считаю, что на такую интеграцию потребуется время, необходимо будет тщательно прорабатывать стратегические сделки, чтобы прийти к обоюдовыгодному формату нового партнёрства в этой сфере. Это не будет простой миграцией под другую юрисдикцию, произойдет интеграция, прежде всего, в китайское видение её цифровой трансформации, включая процессы оказания цифровых услуг на внешних рынках.
В отличие от Китая, миллионы людей в России привыкли к доступу к глобальным технологическим платформам, и полное отключение от этих платформ – это шаг, от которого российское правительство пока воздерживается. Но мы уже сейчас видим, что ситуация быстро меняется по мере того, как глобальные западные санкции продолжают ужесточаться.
Сможет ли российский интернет выжить без западных технологий? Как изменится его позиционирование? Как его интегрировать с китайским файрволом, и почему это нужно самим китайцам? На эти вопросы предстоит ещё ответить. Сейчас мы находимся во времена тектонических сдвигов в построении и обустройстве многополярного обустройства мира. Прежде всего, необходимо забыть про ту стратегию, которая придерживалась Россия на протяжении последних нескольких десятков лет. Из-за ее половинчатости импортозамещение в России шло крайне медленными темпами, успех не был гарантирован. Сейчас уже выбора нет. Рубикон перейдён.
За прошедшие годы российское правительство добилось устойчивого прогресса в строительстве национальной цифровой стратегии, где технологии – это первая часть российского стека, “суверенный российский интернет”, когда государство контролирует поток информации в Интернете, – вторая. В рамках этого подхода будут выстраиваться интеграционные процессы с суверенным китайским интернетом, где цифровые сервисы с обоих сторон уже будут работать на взаимной основе. Соответственно, тогда и можно уже будет ожидать более серьёзного проникновения цифровых китайских сервисов на российский рынок и появления третьего уровня российской ИТ-стратегии – сервисов, которые, будучи встроенными в совместную с Китаем экосистему цифровых услуг, сформируют операционную систему цифрового российского государства в условиях изоляции, обеспечивая, таким образом, его мощь и упраздняя зависимость от США и европейских стран.
Комментарии (4)
thatsme
14.03.2022 22:39+1Как на китайском написать "Welcome to the future?". Пора учить китайский. Доки на самобытные китайские продукты будут на мандарине?
InfisAmk
15.03.2022 11:10В отличие от Запада, в России к Китаю, к его продукции и услугам относятся куда более настороженно. То есть у нас практически вовсю используется синоним "плохое качество" - "китайское качество". Алиэкспрессом народ уже также не очень доволен по разным причинам.
Ну и в целом, хотя россияне не расисты, китайцев, все же, у нас не любят.
Поэтому я уверен, что интеграция с Китаем у нас точно будет сильно буксовать.
rezdm
Так можно?