10 лет назад для меня закончился проект внедрения Open Source в образовании. Закончился “официально” как автора-разработчика, так как я свернул разработку своего школьного дистрибутива и ушел работать в ИТ, далекий от образования и переключился на настольные игры. Но я не перестал пользоваться решениями с открытым кодом (GIMP и Inkscape до сих пор мои любимые инструменты), не забыл Linux (Ubunta в WSL живет у меня постоянно, и я предпочитаю ее при работе с удаленными серверами и сервисами), но я перестал досконально следить за тем, что творится в школах, ВУЗах и ССУЗах.

Последние события в мире и стране заставили меня вернуться и таки посмотреть, что будет если нам “отключат Windows” и можно ли будет в образовании продолжать работать легально, а не переключаться назад “на торренты”. Рассмотрю я на примере школ, но, если будет интерес, могу погрузиться и в высшее образование.

На первый взгляд, мало что поменялось и, это мое личное мнение, "за что боролись то?". Windows как доминировала, так и доминирует, из года в год повторялись громогласные заявления о полном запрете иностранного ПО в школах, а учителя и преподаватели плотно подсели на удобные зарубежные сервисы: удобство (и часто бесплатность) Zoom, Teams, Fusion 360, Scratch, Google Docs, продуктов JetBrains и Lego и других продуктов, теперь уже из “недружественных” стран неоспоримо и даже сейчас многие занимают позу “страуса”, не рассматривая необходимость перехода не то что на Open Source, но и на отечественный софт.

Но давайте посмотрим на то, что все-таки доступно, к примеру, школьному учителю, если наступит “час Z”?

Дистрибутивы

На фоне новостей об остановке коммерческой деятельности в РФ той же Ubuntu или RedHat, использование иностранных дистрибутивов хоть и не наказуемо, но порицаемо. Поэтому выбор остается небольшой: ALT Образование, Astra Linux и РОСА Linux в версии Fresh. Я привел эти дистрибутивы еще и потому, что они имеют репозитории и софт, пересобираемый и хранящийся внутри страны и защищены от возможной блокады интернета (да, я уже верю в возможность Чебурнета, причем не по нашей вине) и вредительства на почве политических взглядов.

Язык Кумир в ALT Образовании 10-й версии
Язык Кумир в ALT Образовании 10-й версии

Из этих трех ALT является, похоже, единственным развивающимся дистрибутивом “школьного Linux” с эпохи их внедрения 2008-2012 годов и единственный, который имеет отличную методическую поддержку и развертывание всего "из коробки". РОСА - дистрибутив, развиваемый силами сообщества, поэтому лишь косвенно учитывающий реалии ФГОС/ОГЭ/ЕГЭ и требований учителей, а Astra доказывает свою принадлежность к “военным” и оба требуют доработки

Софт

Тут также мало что поменялось. Кому интересно, можно глянуть на состав основного предлагаемого софта в ALT Образовании. Опуская ПО для развертывания внутренней инфраструктуры, вижу старых знакомых: LibreOffice, Gimp, Inkscape, Blender 3D, Scribus, Audacity, среды программирования без удобных IDE, Scratch и Кумир для маленьких, любимые многими Moodle и MediaWiki. Из новинок ТРИК (о нем я напишу чуть позднее, когда буду рассуждать об OpenHardware), Jitsi Meet  и NextCloud как дань работе в “облаке”. Да, в репозитории есть еще интересный образовательный софт, но большая часть так и осталась поделками энтузиастов и сообщества.

Да, есть хорошие проприетарные решения. Тот же МойОфис шикарен и у него есть специальные предложения для образовательных учреждений, есть интересные, но не раскрученные решения для программирования, например, похожий на Scratch, Snap! распространяется полностью под свободной лицензией и имеет похожую, а иногда и большую функциональность) и для других областей.

Snap! очень похож на Scratch 2-й версии
Snap! очень похож на Scratch 2-й версии

Также упор дистрибутива сделан на информатику, а на деле сейчас образовательная программа требует применения ИКТ с 1 по 11 класс плюс до такой степени, что часто требуется “закрывать” софтом даже уроки технологии или физической культуры. Также вперед ушли как языки разработки, так и среды под них. Хотя тут больше вопрос к школьной программе в принципе.

Учебники

Тут ситуация поменялась, и если в 2012 году у нас был только один автор и его учебники по информатике, в котором был Linux и другой софт, то в 2022 году у учителей есть выбор: либо серия учебников, пособий и рабочих тетрадий от Угриновича М.Д. либо учебники от Босовой Л.Л. И там и там есть компьютерный практикум в Linux и там и там рассматривается OpenSource ПО. Опять же я не буду лезть в дебри разбора методики, скажу только, что содержимое дистрибутива Linux для школ прямо коррелируется с содержимым учебников.

Интерес к Open Source в школах

Здесь опять все не так однозначно. Основная проблема, что для учителей Open Source до сих пор остается лишь “заменой Windows и Adobe”, а не возможностью показать своим подопечным реальный мир разработки, посоветовать ученикам путь в профессию и к возможным работодателям.

Отчасти проблем в самих компаниях, особенно использующих решения с открытым кодом в своей разработке, которые в большинстве не выстроили вертикаль отношений вплоть до младшей школы и не имеют ни времени, ни желания заниматься этим. У нас нет аналога Summer of Code, нет массово доступных задач и ресурсов с ними, которые могли бы взять учителя со своими учениками. Вы можете возразить, что есть же Школа Яндекс, хакатоны для учащихся от банков, стипендиальные программы. Да, есть. Но часто там не открытый код, да и получаемые решения по итогам оказываются скрыты под NDA (а иногда и само участие).

Вторая проблема как не странно в государстве. Все попытки создания реестра с кодом для госорганов и доступными решениями приводило иногда к “переклейке шильдиков” или создании закрытых решений. Про ЕГЭ, который по факту отстает от реалий мира ИТ рассуждать можно бесконенчо. Речь о национальном репозитории открытого ПО также была начата только прошлой осенью.

Третья проблема в том, что проприетарный софт еще недавно был доступен учебным заведениям или бесплатно или по минимальной цене. А за счет того, что в него вкладываются гораздо большие средства, он по факту остается качественней по удобству, имеет лучшую методическую поддержку и является стандартом “де-факто” в производстве. Позиция учителей понятна, так как они учили востребованному и требующему от них меньших усилий на подготовку. Это как учить разжигать костер спичками при наличии зажигалки.

Конкурс OpenSource проектов

Но не все так плохо. Предпринимаются попытки связать учебные заведения и компании/предприятия, проповедующие или применяющие разработку с открытым кодом. Это Всероссийский конкурс opensource проектов для школьников и студентов. Это возможность для учащихся показать свой проект под открытой лицензией экспертам из ИТ-компаний, учителям и преподавателям завязать там знакомства, а самим компаниям присмотреться к будущим кадрам и получить возможность воспитать их для себя. Я надеюсь, что первый блин не выйдет комом и в результате мы получим синергию образования и ИТ-отрасли. Прием заявок на момент написания данной статьи продлили до 10 мая.

А теперь обращение к сообществу: напишите в комментариях, как по факту должно происходить внедрение и применение российских (а тем более open source) решений в школах (можно и в других учебных заведениях), как глубоко надо погружать детей в мир ИТ, стоит ли им в 9-11 классах давать основы “взрослой” разработки, настраивая на будущие профессии, уча грамотной проектной работе и т. п. И как вы оцениваете уровень подготовки учителей и преподавателей в знаниях об “открытом коде”.

Ваши личные истории также были бы очень полезны.

Комментарии (24)


  1. GeMir
    11.04.2022 12:53
    +1

    Greenfoot и BlueJ используются почти повсеместно в немецких школах как первая и вторая Java IDE.


  1. paranoya_prod
    11.04.2022 13:03
    +12

    Основная проблема обучения ИТ в том, что нормально не учат основам, а учат иконкам - куда тыкнуть, чтобы получить результат. Если бы учили основам, то было бы без разницы в каком тестовом редакторе работать и в каких электронных таблицах производить расчёты.

    Кроме этого, учить надо на реальных примерах, которые понадобятся в будущем - устал смотреть, как бездарно форматируют документы пробелами и энтерами, а потом жалуются, что абзац едет, когда надо добавить пару фраз.

    Софт - это средство, да, кое-что в разном софте называется по-разному. Да, где-то UI удобнее, но основы инструмента всегда одни. И не важно открытый код или нет, бесплатное ПО или нет.

    Исходя из того, что я наблюдать могу - уровень подготовки около нулевой!

    Обучать ли программированию? Да, но правильно. Глубоко-ли обучать? Нет, если это не спецшкола или спецкласс ИТ.

    Как должно проходить внедрение? План! Пилотное внедрение! Анализ! Корректировка! Повторная проверка пока не будут достигнуты целевые показатели! Общее Внедрение!

    Самое важное - определение верных целевых показателей! Без ни всё остальное бессмысленно.


    1. milman_kaz
      11.04.2022 14:09
      +1

      Самое важное - определение верных целевых показателей!

      Если программирование - это только факультатив, кружок. Какие считаем показатели целевыми?


    1. 13werwolf13
      12.04.2022 07:23

      полностью согласен. ещё учась в колледже я помню спросил у препода что именно происходит под капотом когда я нажимаю на кнопку build в visualstudio и чем оно отличается от build&debug. ответом мне было "какая тебе разница, работает же".

      хорошо что чуть позже в этом же колледже я устроился лаборантом и другие лаборанты (линуксоиды, как мне кажется это связано) подробно рассказали и показали в консольке, а заодно познакомили с правильной литературой на эту тему.


  1. Germanjon
    11.04.2022 13:31

    Ещё одна важная проблема - слабая совместимость форматов файлов. Условный Docx (стандарт де-факто) файл, который содержит одну страницу - может открываться нормально и в опенсорсе и в MS Word. Если появляется сложное форматирование, придётся тратить доп.время для приведения его в удобочитаемый на MS Word вид


    1. TrueZeusX
      11.04.2022 16:53
      +1

      Да, но зачем школьникам сложное форматирование? У них же максимум реферат на тему, а не отчет на 500 страниц с десятком авторов, оформляемый по какому-то стандарту.


      1. mkvmaks
        11.04.2022 23:17

        Реферат тоже надо уметь оформить. Что бы было по ГОСТу )


        1. aik
          12.04.2022 08:26
          +1

          К сожалению, по госту тоже можно оформить пробелами, а не стилями.


    1. 13werwolf13
      12.04.2022 07:20

      я вас умоляю, созданный в одной версии ms office файлик docx криво открывается в другой версии того же ms office, мелкософт не умеют в стандарты, а odt одинаково работает в любом офисе. и это касается только доков которые передаются для дальнейшего редактирования. доки же написанные раз и навсегда вообще лучше передавать в PDF формате. а для рефератов и подобного есть latex. да высокий порог вхождения, зато потом нет проблем.

      а если всё же хочется именно docx со сложным мелкомягким форматированием то есть wps office и freeoffice которые в docx умеют чуть ли не лучше чем родной формату ms office.

      да и на самом деле "стандарт де факто" про docx это история о глупости людей. если хорошенько попросить то и налоговая и суды и прочие вспоминают что они умеют в odt, в удобочитаемом виде и со всем необходимым оформлением.


      1. aik
        12.04.2022 08:25

        созданный в одной версии ms office файлик docx криво открывается в другой версии того же ms office, мелкософт не умеют в стандарты, а odt одинаково работает в любом офисе

        Я больше обратное встречаю. odt из одной версии либры, которое криво открывается в другой практически повседневность. Вплоть до того, что приходится в doc сохранять, если между пятой и седьмой версиями обмен идёт, к примеру. Так меньше вопросов возникает, чем odt.
        doc в MSO тоже периодически дурит, конечно. Почему-то иногда бывает, что документы из 2013 в 2010 не открываются. При этом открываются в 2007. Но это относительная редкость.

        Хотя с доками/одт всё ещё более-менее пристойно (если там таблиц нету больших и макросов), поехавшее оформление достаточно быстро правится. Вот с экселем и поверпойнтом гораздо хуже. А одна контора присылает документы исключительно в pptx.

        Латех? В школе? Его и в институте далеко не всем преподавать стоит. Лучше про стили и автосодержание в ворде рассказать.


  1. Dreamte
    11.04.2022 14:01

    Мне кажется это нужно делать со школы, потому что разработка это будущее нашего мира. Со школы давать выбор языке программирования, и давать основы в этом языке. Было бы круто, я бы хотел чтобы у меня в школе такое было))учителей для открытого кода правда оставить надо)


  1. saipr
    11.04.2022 18:12
    +2

    нормально не учат основам, а учат иконкам — куда тыкнуть, чтобы получить результат. Если бы учили основам, то было бы без разницы в каком тестовом редакторе работать и в каких электронных таблицах производить расчёты.

    А вот как учили нас, правда. в ВВУЗе, цели, которые ставили перед собой наши учителя, чем они руководствовались, обучая нас программированию:


    Программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все, что угодно, из нуля и единиц. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью экономиста.


  1. aik
    11.04.2022 19:06

    А должна ли школа готовить к «профессии и возможным работодателям»? Школа, на мой взгляд, должна давать ученику какую-то базу как пользователю — «компьютерную грамотность». Как раз те самые «ворды», «эксели», «интернеты». Было бы очень неплохо прививать понимание интерфейсов разных программ, чтобы при пересаживании с одного «ворда» на другой не возникало проблем.
    А кому хочется в программисты — для тех должны быть факультативы. В основном же курсе обучения — может годик на это потратить, рассказав про алгоритмы и погоняв робота с чертёжником (или что там сегодня принято гонять).


  1. greenkey
    11.04.2022 21:21

    Я занимаюсь со старшеклассниками (с 7-8 класса) программированием и ИТ, в т.ч. в рамках Лицея Академии Яндекса.

    Мне есть что сказать, но, я думаю, погружение в разработку должно быть факультативным, и оно должно быть отделено от того, что можно назвать "информатикой".

    Можно добавить к тому что вы описали - Jetbrains сохраняет учебные (БЕСПЛАТНЫЕ) лицензии для своих продуктов, вплоть до школьников. За это им огромное спасибо, и все продукты есть под линуксы.

    PS спасибо за snap! не знал про него.


  1. 13werwolf13
    12.04.2022 07:15

    совсем недавно была новость что в московские школы не стали ставить альт потому что:
    ....
    ....
    42) на них не работает python
    ...
    ...

    помоему исчерпывающий ответ что не так с СПО в образовании. говорить что в дистрибутиве половина софта в котором работает на питоне не работает питон.. дело не в СПО а в дебилах отказывающихся почитать что им вообще предлагают.


    1. akdengi Автор
      12.04.2022 10:07

      Потому что python в дефолте просто отрабатывает py скрипт :) А для обучения нужна какая никакая ide, вывод отладки и ошибок и главное результата в явной форме + массовые либы для графики, ии и т.п. должны быть сразу. В школьном дистрибутиве все должно быть преднастроено. Альт увы не идеал и отсутствие конкуренции никогда не приводило к росту качества продукта. Тут проблема и в низком уровне знаний учителей и в проблемах дистрибутивов.


      1. 13werwolf13
        12.04.2022 10:16
        +1

        ерунда, знаю что они использую pycharm education, его нет предустановленного нигде, и ставится он одинаково просто как на вынь так и на линь

        всенужные либы с виндой в комплекте тоже не идут, и более того в винде нужно больше телодвижений чтобы их заполучить, а тут всего одна команда (или пара кликов мышки в том же пичарме)

        это просто отмазка которую следует читать как "нам лень осваивать нормальные ОС, мы хотим писать тупые отписки"


        1. akdengi Автор
          12.04.2022 12:25

          Если продукта нет в дистрибутиве и документации, то его и не увидят :( В учебниках и методиках все еще интерпретатор Python + Geany. Для многих кросс-разработка и тем более opensource что-то из мира фантастики. Нужно возрождение евангилисткой работы в этом направлении, нужно "перетряхнуть" и обновить существующие методики, рассказать преподавателям про то, что существует на рынке и что можно применить.

          Pycharm хороший продукт, но... лицензионно его нельзя включить в образ диска, даже коммунити версию. К примеру, в ubuntu только установка через snap/неофициальные ppa. И много продуктов таких :( и по ним надо объяснять и учить. Или хитро делать "доустановки" после установки дистрибутива. Но это кто-то должен сделать.


          1. 13werwolf13
            12.04.2022 12:32

            да.. мы пытались опакетить pycharm коммюнити в obs, лицензия позволяет положить его в репу, но сборка этого чуда настоящий ад..

            хотя, это же хабр.. если у кого есть готовый spec для сборки поделитесь плиз)


            1. akdengi Автор
              12.04.2022 12:47

              Сборка да, сложно + там есть ограничения даже в коммунити версии из-за проприетарных кусков, которые сейчас де-факто еще и под санкциями :(


  1. SONce
    12.04.2022 16:17
    +3

    как глубоко надо погружать детей в мир ИТ

    не надо их туда погружать

    стоит ли им в 9-11 классах давать основы “взрослой” разработки

    не стоит

    Зачем их туда погружать? Зачем им давать взрослую разработку? А если я хочу врачом стать, вы будете мне показывать в 9ом классе как людей оперировать "по взрослому"? А если хочу водителем маршрутки, то отвезете меня на автодром и дадите курс экстремального вождения по мкаду в снегопад?

    Если уж хотите вкатить девятикласника в ИТ то вкатывайте во все другие доступные профессии тоже, иначе что это за преференции? Хороший логист, повар, или плотник ни капли не хуже чем хороший ИТшник, но вы же не показываете как класть ламинат девятикласснику, и вряд ли расскажите ему про филе миньон.

    Я вообще сомневаюсь в пользе информатики как предмета в общеобразовательных школах. Считаю предмет совершенно бесполезным в современных реалиях, ворд и офис и без информатики школота открывать умеет, а учить ее как работать в VIM просто для знаний - максимально странная идея. Мне как родителю(программисту с 16 летним стажем кста), было бы намного приятнее увидеть у своей дочери вместо информатики уроки экономики и кулинарного мастерства.


    1. aik
      12.04.2022 17:35

      ворд и офис и без информатики школота открывать умеет

      А вот я в этом как-то сомневаюсь. Со старшеклассниками давно не общался, но вот студенты-практиканты-первокурсники, что к нам приходят, такое ощущение, что кроме телефона ничего в руках не держали.
      было бы намного приятнее увидеть у своей дочери вместо информатики уроки экономики и кулинарного мастерства.

      А что, этого уже нет в школьной программе? В моё время и экономика была отдельным предметом, и кулинарное мастерство (труд называлось).


      1. akdengi Автор
        12.04.2022 17:44

        Есть и технология с готовкой и шитьем (в стандартах точно) и работа с инструментом для парней и экономика. Но кризис с преподаванием всего этого и лабораториями.

        То же и по информатике и коду: на нее времени не много отводится, поэтому надо дать грамотно представление об ИТ. Те же документы и таблицы сейчас не подаются как часть документооборота прежде всего, а превращены в механизм генерации бесчисленных рефератов вместо реальной практики.


      1. SONce
        12.04.2022 18:40

        А что, этого уже нет в школьной программе?

        На бумаге есть, в реальности я деревообрабатывающий станок раза 2-3 видел в школьные годы. Если мы берем обычную провинциальную школу, в которой я учился, то там примерно такая ситуация описанная выше. Во всяких "лицеях" получше.

        что кроме телефона ничего в руках не держали.

        Зачем такие в ИТ? За 16 лет не видел ни одного успешного ИТшника силой затащенного в ИТ(курсы, школы, и т.д.)