Когда-то давным-давно резанув по глазам, остались в памяти две книжки в размалеванных обложках. Первая - нечто из разряда экстрасенсорики, написанное в стиле "в первую ночь занятий делайте то-то и то-то, во вторую - еще и вот это..." после чего, на третий раз, обещан был гарантированный "выход из тела" и астральная прогулка по окрестностям; книга же вторая утверждала за Высоцким безусловный дар ясновидения, находя в каждой из песен завуалированное а-ля Нострадамус предсказание. Как сейчас помню, "Охота на волков" являла собой "предвидение осады Белого дома", и т. д. и т. п. Зарубка на памяти превратилась для меня в некий комплекс, от которого совершенно нет желания избавляться: уж коли пришла идея рассказа о чем-либо, хм, не вполне банальном... я придерживаюсь той или иной формы эссе, литературной импровизации, фельетона, пародии... стараясь говорить не прямо, но опосредованно, между строк, в шутку... а лучше всего - чтобы тот, кто читает, "сам" пришел к тому, что намечено мной ему рассказать.
Именно так был написан Полдень, весна, XXI век. Лев Абалкин. Архетипы. Соглашаясь и не соглашаясь со знаменитыми, с детства любимыми авторами, находя параллели или пересекаясь, порой нагло пародируя - удалось, кажется, не претендуя ни на какие литературные достоинства, более-менее внятно сформулировать то, что накопилось. Но далее полемика в комментариях выявила, как мне показалось, необходимость ряда пояснений и ремарок, отчего автору и придется, скрепя сердце, следующую часть повествования написать от первого лица.
ОК. За мной, мой читатель! Роль компенсации за нудный авторский монолог несут ролики фрагментов двух театральных интерпретаций произведения, имеющего, на мой взгляд, несомненное отношение к теме рассказа, вдобавок призванные обыграть название, придав изложению вектор некоего эмоционального отношения автора к своим же собственным словам. Ну, что ж поделаешь. Весна на дворе.
Итак, с места в карьер. Разговор предполагается о прогрессорах и сталкерах, посему, в целях оптимального усвоения и освоения сказанного, совсем неплохо б мельком пробежать первую часть материала, ссылка выше. Уважаемые любители и знатоки творчества бр. Стругацких, скажите, как вы представляете себе тех и других?
Мой субъективный взгляд на первое сформулирован в предыдущей части статьи: почти в полной независимости от поставленных задач и достигаемых целей, суть Прогрессора психологически много глубже обычно приписываемой ему роли, это - шестеренка механизма, по самой природе своей не вписывающаяся в отведенные для штатной единицы данного механизма рамки, вследствие чего самим своим существованием (Прогрессор может готовить военный переворот либо же развлекаться диванной аналитикой) эта фигура ускоряет, катализирует движение социума... куда-то там вперед. Возможно, вы предпочитаете более привычный взгляд на Прогрессорство, в этом случае мы, надо полагать, сойдемся на следующем: Прогрессор - представитель высшей расы, легендированный в контекст (и ноосферу) чужеродной ему среды, со всеми отсюда неизбежно вытекающими следствиями, описанными мной двумя строчками выше.
А теперь попробуем аналогично сверить наше с вами понимание Сталкинга и Сталкера, что окажется более сложной задачей. Эти слова имеют несколько разнообразных смысловых значений; я начну с определения, данного Карлосом Кастанедой. Почему - станет ясно чуть позже.
В книгах Кастанеды мы, как правило, находим целый ряд значений одного и того же ярлыка, они способны дополнять, пересекаться и даже отменять друг дружку... что несложно объяснимо и, вероятно, быть иным в данном контексте не может. Я коснусь сейчас лишь одной стороны Сталкинга, определив как действие, которого никто (и ты сам, в том числе) от тебя не ожидает, что ведет к необычному психологическому феномену, знаменуя очередной шаг Пути. На практике это способно (но необязательно) означать экстраординарную стрессовую ситуацию, в ходе которой Сталкер волей-неволей вынужден отказаться от привычной ему модели поведения, неотъемлемой частью каковой является, в частности, самоиндульгирование (термин Кастанеды: безвольное потакание себе, навязчивости бессмысленных диалогов с самим собой, etc).
В качестве примеров Сталкинга - как необычное поведение похищенного в новелле О`Генри мальчишки, заставляющее двух громил играть по его правилам, так и походы сталкеров в Зону, где любая поблажка самому себе способна обернуться гибелью. К слову, почти ничем другим не занят и педагог Кастанеды дон Хуан, учебный процесс которого по большей части состоит в организации экстремальных аттракционов для своих учеников; та же самая Зона Стругацких, по сути. Да и много чего еще здесь возможно вспомнить, вплоть, возможно, до стиля пьяного каратеки... объединяет все примеры одно: выход за рамки отведенного тебе узкого психологического пространства, что неизбежно приводит - к чему? - правильно, к психологической же экспансии на аналогичное пространство других.
И вот здесь - неспешная пауза на кофе-брейк, дабы поразмыслить и не упустить некое сопоставление, поймать которое, в силу ряда психологических причин, может оказаться непросто. Внимательно и не спеша рассмотрим, к чему пришли:
Сталкер совершает необычные действия, дабы выйти за пределы узенькой экзистенциальной клетушки отведенных обычному человеку рамок, что позволяет ему достичь феноменальных психических состояний, получив вследствие чего возможность ощутимого влияния на людей и события.
Прогрессор же изначально не вписан в такого рода рамки, будучи мимикрированным представителем иного, более развитого социума (ну и адептом соответствующих психофизических практик, разумеется), т. е. его психологическая экспансия заранее предопределена, что дает ему потенциальную возможность недоступных для обычного человека действий. Вспомним, например, достославного Румату Эсторского, уложившего сотни полторы местных опричников, ну или все того же Льва Абалкина, сходу приземлившего матерого фээсбэшника зама руководителя КОМКОН-2 (засиделся Максим Каммерер за кабинетной работой, вероятно).
Стоп. Вы заметили? Мы только что подошли ровно к одному и тому же с двух противоположных сторон: действия -> психологическое состояние, психологическое состояние -> действия. Сталкер и Прогрессор - безусловно, две стороны одной монеты. Что крайне важно в нашем дальнейшем импровизированном исследовании.
Пожалуй, ограничусь еще одним только сопоставлением, позволяющим взглянуть на тему разговора - Прогрессор и Сталкер - с третьей стороны. И начну со следующего утверждения: если невозможно доказать, что книги Карлоса Кастанеды суть блестящая интерпретация ряда положений теории Юнга (подобно "Волхву" Джона Фаулза), то практически не вызывает сомнений, что бр. Стругацкие и Тарковский на момент работы над "Пикником на обочине" и "Сталкером" были, как минимум, с этими произведениями знакомы. А может быть, и Юнга они читали? - мне, например, доподлинно и из первых рук известно, что великий театральный режиссер Гедрюс Мацкявичюс был юнгианцем, это те же самые примерно годы. Почему нет?
Важнейшая составляющая взглядов Юнга - паттерны коллективного бессознательного, т. н. архетипы. Не уходя глубоко в дебри, сформулируем, как будет вполне достаточно для нашего сегодняшнего разговора: будучи погружены в тень, архетипы, представляя из себя некий психический материал, способны являть собой контент переносов (проекций вовне). Перейдя на язык поэтических образов, определим, что любой из нас живет в мире разбитых кривых зеркал: куда ни брось взгляд, увидишь частичку себя, при этом ошибочно отождествив ее с внешним объектом... формулировка оставляет желать много лучшего, разумеется, но очень приблизительно это так.
Единственный, по Юнгу, способ выйти из замкнутого круга - инициация самости, что подразумевает работу с архетипом, целью чего является измененное (по сравнению с обычным) состояние сознания. В результате психологической практики мы будто бы вытаскиваем архетип из тени на свет, позволяя ему стать частью нашей личности, как определено изначально; и избавляемся тем самым от негативного эффекта его влияния. Т.е. обретаем самость (не готов сейчас рассуждать, в результате чего и когда она была утрачена).
Мы с вами по прежнему слышим друг друга, не так ли? Здесь важно не упустить понимание того, что любая экстремальная ситуация, ожидающая Сталкера в Зоне - не более чем та самая проекция части Бессознательного вовне, неявной сутью которой является стремление архетипа выйти из тени (или же, если угодно, стремление личности Сталкера вновь обрести утраченную цельность). Продолжите аналогию самостоятельно, каждый из нас - Сталкер в этой мире... особенно живя в России.
Хм, не напомните ли, где там у Стругацких мы с вами уже, кажется, встречали этот термин, инициация? Разве не в "Жуке в муравейнике"? Нелишне вспомнить и Евгения Шварца: "ведь именно там, в тени, таится то, что придает остроту нашим чувствам". Кратко добавлю, сказанное никоим образом не противоречит сформулированным выше концепциям Сталкера и Прогрессора, но дополняет и кое в чем переосмысливает их.
Все вышеперечисленное подводит к интересным выводам. Если предположить, что логическая цепочка Юнг -> Кастанеда -> Стругацкие действительно имела место быть, то архетипы - то самое звено, которое в процессе творчества Стругацких было утрачено, сменившись более-менее банальной фантастико-приключенческой фабулой. Не имеет сейчас значения причина авторской этой коллизии, важно другое: принимая юнгианскую концепцию в качестве одной из немаловажных составляющих миров бр. Стругацких, все поклонники великолепных этих Авторов получают уникальный шанс нового взгляда, нового прочтения любимых книг.
И не только... да, но это уже совсем другая история...
Комментарии (10)
DrinkFromTheCup
21.04.2022 08:23+2Хорошо подмечено.
Правда, есть риск на следующем шаге начать "заваливаться" в дзен-буддизм.
Ведь что толкает проекцию к вознесению в ничто, кроме как факт несоответствия текущего, неестественного хода жизни привычному, естественному?
Что для Сталкера, что для Прогрессора выполнение "миссии" их профессии - не самоцель.
Первым банально не повезло - нечем больше добыть средства для поддержания привычного уровня жизни.
Вторым тоже. Химере Сикорского под номером 2 нужны полевые работники - и система даёт их как умеет.
gatoazul
21.04.2022 11:07+2Все эти "архетипы" тянутся еще с палеолита и ими кормится 95% литературы, сводящейся к комплексу инициации и получаемых от нее даров. При этом авторам совершенно не нужно знать фантазии Юнга.
См. Пропп "Исторические корни волшебной сказки", Франк "Прыжок через быка", Кэмпбелл "Маски бога".
Кстати, симптомы шизофрении питаются тем же комплексом. См. Зайцева-Пушкаш "Шизофрения".
sargon5000
21.04.2022 18:08Автор, ну ёлы-палы... Для писателя довольно позорно употреблять безграмотный оборот "имеет место быть". Надо ли объяснять? ОК. Это бессмысленная контаминация двух других давным-давно устаревших канцелярских выражений "имеет место" (в значении наличествует) и "имеет быть" (оно значит – произойдет. Например: губернский бал имеет быть10 октября).
Почитал я ваше произведение"Полдень, весна и т.д.". Не впечатлило.
cmirnow Автор
21.04.2022 20:26+1Велик соблазн ответить на этот перл в стиле, как запало в бытность когда-то в душу, некоего журналиста, который, будучи уведомлен своими украинскими коллегами о том, дескать, что "не на в Украину а в Украину, блаблаблаблабла"... ответил коротко и без обиняков: ребята, идите в х@й. Но, учитывая бэкграунд событий, крайне невеселых, отошлю всего только к мнению эксперта института филологии и психологии Новосиба: слово "позорно", уважаемый мой читатель, в данном случае лишь подтверждает, увы, верность популярного тезиса, непонятого нигде, кроме как в России: "кто как обзывается, тот так и называется". С сожалением вынужден признать, что-то в этом явно есть: стыдно не знать динамику родного своего языка, на котором говоришь.
А вот за эпитет "Писатель" спасибо. Хотя он и не заслужен; обе части материала нуждаются в значительно большей, нежели сейчас, корректуре, чтобы хоть как-то соответствовать жанру эссе, что ли, либо иному... в частности, оборот "засиделся за кабинетной работой" в данный момент заставляет меня, поверьте, весьма неслабо морщиться. Черт с ним, пусть его будет. Но вот относительно ироничного канцелярита "имеет место быть", который отметил для себя много лет назад и который очень люблю - могу заверить, отлично знаю историю его появления в России, и в данном случае он целиком и полностью находится в эмоциональном контексте материала, немаловажной частью коего является ирония. Кажется, это отлично уловил @DrinkFromTheCup, написавший коммент о дзен-буддизме.
Тем не менее. Пользуясь случаем, сделаю следующее утверждение: элемент фантастики в обоих частях материала присутствует лишь в той части, что заимствована в качестве иллюстрации у Стругацких; - юнгианская линия не содержит ни грана выдумки. В этом плане порадовал комментарий @gatoazul; да, все именно так, упоминание некоторых характерных особенностей клинической картины шизофрении (параноидной ее формы, вероятно) встречается в одной из реплик Сикорски в первой части. Там же в комментах присутствует ссылка на подробную научную статью, достаточно простым языком (даже в краткой своей аннотации) пробующей объяснить сложные вещи; тем, кто ищет, и тем, кто в Пути, позволю себе ее порекомендовать.
Искреннее спасибо, что читатете! Поверьте, есть о чем рассказать, есть чем навлечь на себя гнев аудитории. Возможно, со временем появится и третья часть статьи: попробуем, отчего нет.
sargon5000
22.04.2022 03:27-1То есть этот безграмотный и любимый вами оборот вы употребили не полностью серьезно, а в ироническом смысле. А как бы я мог об этом догадаться, позвольте спросить? Это же не прямая речь, где вы могли бы выделить это место интонационно. Или подмигнуть. Если вы и умеете обозначить иронию в тексте, то все равно этим умением не пользуетесь. А умеете ли, кстати? Я вот сходу могу назвать пять-шесть способов это сделать, а вы можете? И если можете, то почему не воспользовались одним из них?
cmirnow Автор
22.04.2022 06:38А умеете ли, кстати? Я вот сходу могу.... а вы можете? И если можете, то...
Вообще говоря, имеющий место быть троллинг интернет-форумов - тема интересная. В том смысле, что анализ этого явления вполне годится для своеобразной психологической разминки, что ли. Начнем с того, что сочетается он с полнейшим творческим бесплодием своего инициатора-тролля, без меры зацикленного, как правило, на самом себе любимом: в 99% случаев очередной Шура Балаганов, которому вдруг приспичило получить ответ на вариацию незабвенного "а кто ты такой?!" вопроса - пуст и никчемен, в разделе "публикации" у него девственно чисто. Это разновидность типажа, получившего в народе ярлык "бытовой вампир"; в психиатрии, не признающей термина "энергетика" (в эзотерическом смысле), подобное явление называется несколько иначе.
В сказанном несложно убедиться, комменты тролля с болезненной периодичностью дублируют одни и те же вопросы: вот здесь он увидел оговорку, вот здесь опечатку, вот здесь... далее включается накатанный веками ("Гены, Клим Чугункин"?) сценарий, с которым ассоциируется подоплека многих и многих российских событий, порой весьма далеких, увы, от эпохи интернета: "считаю своим гражданским долгом заявить, что..." ну, и так далее, понеслось. Адресат послания, в зависимости от времени года и политической погоды на дворе, естессно, способен разниться, диапазон здесь от автора поста или модератора веб-портала до самого аж тов. майора или выше... а вот психологическая подоплека данного аффекта (нет, нисколько краски не сгущаю) всегда одна и та же.
Я не втуне упомянул героя Ильфа и Петрова. Странная психологическая травма перманентно гложет израненную, тонкую душу российского быдла, назойливо ища выхода. Не замечали? - напрасно. Тема эта многажды занимала умы и находила отражение в творческих изысках многих и многих здесь. Вспомните, например, рефреном весь фильм повторяющееся "Чем? Ну чем ты лучше меня?" в великолепной авторской интерпретации Бармалея Ролана Быкова, или "Ну я ведь не из зависти, я так. Ради справедливости, и только" Владимира Семеновича Высоцкого. Вечная, крайне болезненная российская проблема... хотите, уважаемые читатели, как-нибудь попробуем покопаться в ней на страницах Хабра? - тему ведь можно раскрыть значительно глубже, нежели в этих трех абзацах. Кстати говоря, коснемся, если пожелаете, также и истории появления великолепного иронического канцелярита "имеет место быть" на Руси, каковое впервые отмечено, если не ошибаюсь, что-то около 1899 года в дневниках М.Ф. Шиллинга, директора канцелярии МИД, секретаря российского посольства в Париже, Вене и Ватикане. Дневник хранится в гос. архиве РФ, электронную копию несложно найти, разумеется, в Сети.
sargon5000
22.04.2022 11:56Ого! Эк вас расколбасило, любезный. Тем не менее я настаиваю на двух вещах:
Оборот "имеет место быть" –безграмотный и внутренне противоречивый.
Если вы его употребляет в ироническом смысле, то такое употребление следует явным образом обозначить. Хотя бы смайликом. Или кавычками.
dizatorr
22.04.2022 14:58+1Если тонкую иронию как-то обозначать, пропадает весь её смысл. Ирония превращается в ситком, где после каждой шутки, следует закадровый смех.
cmirnow Автор
22.04.2022 15:27Тем не менее я настаиваю на двух вещах:
Спокойствие, спокойствие, тов. полковник. Мы же не в Филях. :-)
Внимание, литературная викторина.
Сумеют ли читатели Хабра назвать героя рассказа прекрасного советского писателя, лауреата многочисленных гос. премий, очень известного и заслуженно любимого многими; - какового героя, несмотря на житие в эпоху наличия отсутствия Глобальной Сети даже в секретных планах Пентагона (еще один "безграмотный и внутренне противоречивый оборот", ну что ты будешь делать! впрочем, закавычил, как видите) - смело можно назвать отцом-основоположником современного интернет-троллинга? Прелесть какая, ровно так же он "настаивал" и требовал "заключать в кавычки".
Подсказка: был это (персонаж, не писатель) простой деревенский мужик, полуграмотный, комично нахватавшийся верхов, но при этом с претензиями. Я читал великолепную эту психологическую зарисовку довольно давно, а гуглить спецом сейчас не буду; но, кажется, ни одного упоминания о жене или детях не было в тексте Автора (поправьте, если ошибаюсь; если ошибки нет - немаловажное лыко в строку как значимая часть профайла).
P.S. Относительно смайликов в тексте - ни на чем не "настаиваю", но предложил бы всем желающим поразмыслить над советом, который ваш покорный слуга получил некогда в бытность от своего приятеля-художника: "Уважай себя и то, что ты пишешь, никогда не вхерачивай в свои тексты смайлы, лапоть! Это моментально выдает невысокий профессиональный ценз пишущего." И вот, кто бы мог подумать, на долгие годы крепко-накрепко засело в памяти...
В комментах можно. :D
hivensil
Ух, глубоко, широко, шизофренично... Но что-то в этой тени таки кроется, да