Вернёмся к вопросу о компьютерах. Вопроса, что следует считать первым (или не совсем) компьютером, мы успели коснуться в статье про разностную машину Бэббиджа. А там, где есть первый компьютер, есть и первый программист. И кто же был этим супергероем, чинящим всё — от холодильника до лыж? А ответ, между тем, лежит недалеко от механического зверя Чарльза Бэббиджа, и в какой-то мере даже с ним связан. Итак, на сцену выходит леди Августа Ада Кинг Байрон, графиня Лавлейс!

image
Мать вычислений, бесподобная леди Лавлейс

Как это всегда водится, у знаменитостей жизнь интересная с самого начала. Её мать — Анна Изабелла Ноэль — была женщиной весьма холодной и в какой-то мере отстранённой. Тем не менее, молодому и горячему поэту Джорджу Байрону своими настойчивыми ухаживаниями чем-то удалось её зацепить, и Изабелла приняла его предложение руки и сердца. Проблемы начались уже позже — Байрон сидел без денег, запил, начал бить жену. Где-то в этот промежуток (10 декабря 1815, если быть точным), и появляется на свет малышка Августа Ада — впрочем, светило английской поэзии свою дочь увидит только месяц спустя (да ему и было-то без разницы, он вообще сына хотел). Убеждённая в безумии своего супруга, Изабелла уехала к родителям в Лестершир, естественно, забрав малышку с собой.

По мнению госпожи Ноэль-Байрон, её супруг сошёл с ума из-за своей увлечённости лирикой. Хотя это нисколько не умаляло её любви к нему (больше походившей на заботу о тяжелобольном), назад она не вернулась, а Байрон, соответственно, не видел свою дочь. Как и дочь — отца. Вместо этого Изабелла воспитанием дочери занималась сама. Многие пишут, что Аду Байрон обучали точным наукам, потому что её мать не желала повторения судьбы отца (и это, скорее всего, даже правда) — вот большинство забывают, что и сама Изабелла была неплохим математиком, и, соответственно, Анне пришлось стать полигоном для нереализованных материнских мечтаний. Впрочем, девочка не жаловалась, поскольку учителя смогли привить ей интерес к этой области знаний.

image
Самый известный её портрет

Как итог, уже к 17 годам Ада начинает пристально изучать механику и анатомию птиц, загоревшись идеей построить крылья для полёта. Времена уже были не Ивана Грозного, на бочку с порохом её никто сажать не стал, просто покрутили пальцем у виска. Но девушка (на всякий случайя0 записала все свои наработки в книгу (по крайней мере, если верить статье в Байронском Журнале). А к 18 годам она встретилась с властелином шестерёнок, мастером на все руки и большим умельцем тянуть деньги из казны Королевского общества — Чарльзом «Разностная машина» Бэббиджем. Данный господин как раз попал в немилость, поскольку за десять лет выклянчил себе значительную сумму денег (и требовал ещё), а его механический монстр (та самая разностная машина) не был закончен даже наполовину. Тем не менее, юная леди Байрон по достоинству оценила задумку, а Бэббидж, в свою очередь, нашёл себе единомышленника и союзника.

Надо отметить, что Ада по своему характеру была полной противоположностью матери — часто посещала придворные мероприятия, много танцевала и общалась. Тем не менее, мать и тут умудрилась дотянуться — предложение руки и сердца от Джона Хобхауза она отвергла, поскольку тот был другом её отца (Хобхауз впоследствиии её описал как «…высокую и с грубой кожей, но, тем не менее, имеющую некоторые черты моего друга») — что, впрочем, не помешало им потом сдружиться. В итоге, заполучить эту прекрасную юную леди себе в жёны повезло барону Уильяму Кингу, будущему лорду Лавлейсу. И, в отличие от брака Байрона и Анны Изабеллы Ноэль, этот был счастливым — новоиспечённая леди Лавлейс родила троих детей, а муж её всячески поддерживал в её изысканиях.

Вот кому не повезло — так это казне Лавлейсов. Математические исследования периодически требовали финансовых вложений на безвозмездной основе. Как, кстати говоря, и ставки на скачки, на которых она потеряла не менее 3000 фунтов (по курсу на 1840-е). Эти долги привели к попаданию в классическую кроличью нору игромана: «Вот сейчас отыграюсь!». К сожалению, даже у такого одарённого математика, как Ада Лавлейс, не получилось просчитать идеальную формулу выигрыша (хотя она пыталась) — и она была вынуждена признаться мужу. Тот отнёсся с пониманием, а история со скачками, вроде как, на этом закончилась.

image
Ада Лавлейс, 1843. Одна из немногих прижизненных фотографий

В этот момент в нашу историю возвращается Чарльз Бэббидж, один из многочисленных друзей Ады. В тот момент (1840-1842) он как раз выступал с циклом лекций о его новейшем концепте — «Аналитической машине». И так получилось, что в Туринском университете его лекции были записаны на французском, и позже были опубликованы в Женеве. Этот сборник нашёл общий друг леди Лавлейс и Бэббиджа — Чарльз Уитстон, и попросил Аду перевести его на английский. Та согласилась — а потом выдала текст, который по объёму комментариев превышал оригинал. И там была пара интересных моментов — например, в примечании G Ада утверждает, что, несмотря на впечатляющие возможности, нельзя сказать, что аналитическая машина «думает» (т.н. «Возражение Лавлейс»), но, тем не менее, она вполне в состоянии делать нечто гораздо большее. Для доказательства этих невероятных возможностей, Лавлейс там же набросала свою программу для вычисления чисел Бернулли. Был, правда, у неё один недостаток — самой аналитической машины не существовало, так что сама программа была моделью, теоретическим рассуждением (однако построенным по всем принципам создания программ, с такими понятиями, как «ячейка» или «цикл»).

После создания первой в мире компьютерной программы леди Лавлейс прожила ещё девять лет. В возрасте 36 лет она скоропостижно скончалась от кровопускания (как и её отец), которым пытались вылечить рак (от которого умерла её мать). Тем не менее, наследие её живёт — например, в виде компьютерного языка «Ada».

P.S. Программа, которую она написала, не работает — по крайней мере, в том виде, в котором она была напечатана. Так что ошибка вполне может быть опечаткой.

image
Не доставайте эту книгу рядом с верующими

Автор: Андрей Маров

Комментарии (16)


  1. alid
    29.05.2022 09:51
    +3

    Что-то у вас с датами не сходится. Годы жизни Ады Лавлейс — 1815-1852 (википедия), откуда прижизненная фотография 1943 года?


    1. KirovA
      29.05.2022 11:16
      +2

      Да и Бэббидж получился весьма активным долгожителем))

      В этот момент в нашу историю возвращается Чарльз Бэббидж, один из многочисленных друзей Ады. В тот момент (1840-1942) он как раз выступал с циклом лекций о его новейшем концепте — «Аналитической машине».


  1. DrMefistO
    29.05.2022 10:22
    +2

    Про IDA Pro не написали. Там и на лого она.


  1. LeToan
    29.05.2022 10:23
    +5

    В этой занимательной истории первого программиста Ады Лавлейс и Чарльза Бэббиджа меня всегда мучил вопрос - Бэббидж не знал как работать на своей машине?


    1. bombe
      29.05.2022 10:33
      +2

      Скорее всего что знал, но так исторически сложилось, что именно первый "псевдокод" (для еще не созданной машины) написала Ада Лавлейс.

      Лавлейс там же набросала свою программу для вычисления чисел Бернулли.
      Был, правда, у неё один недостаток — самой аналитической машины не
      существовало


      1. LeToan
        29.05.2022 10:52
        +2

        Машина вообще не была создана, но логика работы разработана. Очень сомневаюсь, что Бэббидж разработал её не представляя принципа работы и не набросав, хотя бы вчерне, последовательность действий для получения результата.


        1. Danik-ik
          29.05.2022 22:39
          +1

          и не набросав, хотя бы вчерне, последовательность действий для получения результата.

          1. Придумать а-а-афигенную штуковину

          2. Прикинуть смету

          3. Запросить стопицот денег

          4. Повторить

          Последовательность есть. Так оно и работало, пока его совсем не перестали понимать (в коммерческом смысле). Но это НЕ компьютерная программа в привычном нам определении, как мне кажется.

          А если серьёзно — вполне возможно, что такие мелочи гениев волновать не должны и в голову им приходить не обязаны.


          1. LeToan
            29.05.2022 23:01
            +1

            Речь шла о последовательности действий для получения результата вычислений с помощью машины, а не её постройки. А так то установка колес антикитерского механизма в необходимой последовательности уже программа.


    1. Bedal
      30.05.2022 16:41
      +1

      Как работать — знал, конечно. Но вот как с её помощью решить конкретную задачу — даже и вряд ли. Построить считалку и понять, что с её помощью можно сделать — разные вещи.


  1. saipr
    29.05.2022 12:34
    +15

    В 1990 году во всесоюзном издательстве "Финансы и статистика" вышла одна из первых непереводных книг по Аде в Советском Союзе "От Паскаля к Аде", участие в подготовке которой принимал и я:
    image


    От Паскаля к Аде/ Т.Ю.Бардинова, В.Ю.Блажнов, А.А.Маслов, В.Н.Орлов. — 1990
    Москва, Финансы и статистика, 1990. 255 с. Твердый переплет.
    Аннотация: В книге рассматриваются основные приемы программирования на языках Паскаль и Ада. Изложение материала сопровождается большим количеством примеров программ, иллюстрирующих аналогичные возможности обоих языков программирования.


    1. vladimirad
      29.05.2022 22:23
      +1

      Не видел, в свое время. Сожалею.


      1. saipr
        30.05.2022 10:21

        Да, её мгновенно раскупили. Мы тоже тогда думали использовать Аду при разработке прикладного ПО в стенде имитационного моделирования (СИМ). Но всё же Си вышел победителем.


  1. prinv
    30.05.2022 17:25
    +3

    В языке Ада от наследия леди Лавлейс только имя


    1. BiW
      31.05.2022 13:14

      Ну, вообщем-то Лавлейс никакого отношения к разработке данного языка и не имела и иметь не могла. Он просто назван в ее честь.


      1. prinv
        31.05.2022 15:44

        А я как сказал?


  1. Deepness
    30.05.2022 17:37
    -1

    Теперь понятно в честь кого назван новый ГПУ от нвидии.