Когда вы хотя бы краем глаза смотрели очередной новостной выпуск по ТВ? Бегущая строка, титры, логотип канала в углу и прочие полезные мелочи помогают зрителю получить больше информации. А что, если мы скажем вам, что появление таких телевизионных «спецэффектов» стало возможным во многом благодаря Quantel Paintbox, изобретению уже не существующей компании?
Paintbox разработала английская компания Quantel, а одной из первостепенных задач, которые ставились перед системой, являлось создание графики (титры, переходы и т.п.) для выпусков новостей в прямом эфире.
До появления таких устройств для вывода графики на экран использовались методы, которые требовали высокого уровня внимания к деталям, тщательного соблюдения условий создания графики и целой команды квалифицированных специалистов для обработки визуальных элементов. Да, сначала всё рисовалось от руки прямо на плёнке, потом на смену пришла технология ручного типографского станка Masseeley (устройство-термопресс), которую сменила разработка Letraset. Такая работа была сложной и требовала много времени. Хотя уже в середине 60-х появились генераторы символов, которые значительно упростили ситуацию. Генераторы символов — устройства, генерирующие шрифты и символы на экране, — стали широко использоваться в 1968-1969 годах.
Удобная ретушь и работа с графикой
А в 1981 году появилась Quantel Paintbox — специализированная рабочая станция для создания компьютерной графики. Компьютеры продавались по цене 250 тысяч долларов (эквивалентно 652 000 долларов в 2021 году), поэтому позволить их себе могли исключительно крупные телевизионные сети, такие как NBC. Помимо монитора, мыши и клавиатуры в комплект входили планшет и стилус. В поздней версии планшет стал реагировать на силу нажатия.
Создатели Quantel Paintbox считали, что ТВ программам просто необходима цифровая графика. Поэтому рабочую станцию активно рекламировали среди крупных телекомпаний. Кампания была небезуспешной. Дебютом Quantel Paintbox в этой индустрии стала передача с прогнозом погоды для канала BBC. Quantel Paintbox позволял не только вырезать и вставлять изображения, изменять их цвет и текстуру, но и рисовать, имитируя различные инструменты: аэрограф, мелки, уголь и т.д.
История создания
Компания Quantel была основана в 1973 году бывшим сотрудником Micro Consultants Group Питером Майклом. Опираясь на опыт и работу в области цифровых видеотехнологий, компания была готова изменить всё, что мир знал о телевизионной графике. И смогла достичь успеха, создав первый коммерческий буфер кадра для полноцветного вещания: Digital framestore synchroniser, известный как DFS-3000. В 1976 во время трансляции открытия летних олимпийских игр в Монреале с помощью DFS-3000 впервые демонстрировался телеэффект «картинка в картинке» — несущий олимпийский факел спортсмен на фоне стадиона.
В 1976 году компания продолжила эксперименты с идеями, которые в конечном итоге привели к созданию Paintbox. Рабочая станция была создана на базе процессора Motorola 68000. Первая модель, DP-7001, была сильно доработана, открыв эру рабочих станций графического дизайна.
Paintbox был невероятно крутой графической системой. Он был способен делать почти все, что и современное телевизионное ПО. Мало того, устройство могло похвастаться собственной библиотекой и дисковым хранилищем, благодаря которым оно опережало другие машины на несколько лет. С помощью стилуса пользователи могли рисовать прямо на планшете. И всё нарисованное затем переводилось на экран компьютера. Для того времени это был прорыв. Технология полностью изменила представление продюсеров и редакторов телепрограмм о возможностях художественного оформления передач на ТВ.
Посмотрите видео, раскрывающее возможности Paintbox
В 1990 году Quantel выпустила модель Paintbox V-Series, которая была меньше и мощнее — размером с современный настольный компьютер. Серия V включала «встроенный жесткий диск, на котором помещается 185 полнокадровых изображений», и, как и предыдущая версия, она поставлялась с экраном размером с блокнот и стилусом, позволяющим художникам «рисовать светом».
Трудности эксплуатации
Хотя Paintbox и упростила задачу по графическому оформлению телепередач, но людей, способных работать за такой машиной, было немного. А «поиграться со шрифтами» хотелось всем продюсерам, ведь это привлекало аудиторию. Поэтому телеканалы выкручивались как могли, нанимая для работы с Paintbox любого мало-мальски толкового айтишника. Тут важно подчеркнуть, что профсоюзы американских телекомпаний старались не подпускать к машинам людей, не состоявших в профсоюзе. Использовать их разрешалось только штатным инженерам, что ещё сильнее сужало возможность разнообразить телевизионную графику.
Как утверждает Бо Тарди, работавший на Nickelodeon и на MTV в те времена, «вся ранняя телевизионная [цифровая] графика выглядит одинаково, потому что она была сделана инженерами, а не художниками». Но это отнюдь не значит, что Paintbox не подарил общественности массу новых возможностей. Например, обложка для «The Miracle», студийного альбома рок-группы Queen, была создана Ричардом Греем на Quantel Paintbox в 1989 году. Графика для Disney Sing-Along Songs также была создана на Paintbox.
Со временем практически все телекомпании, включая небольшие региональные каналы, переключились на полностью «компьютерный» монтаж. Кроме того, считается, что именно в Paintbox впервые появились так называемые всплывающие меню.
Раскраска для прогноза погоды и спорта
Американский The Weather Channel вошёл в историю телерадиовещания, купив первый комплект Quantel Paintbox с серийным номером «1». В свою очередь, BBC тоже использовала Quantel Paintbox на компьютерах Apple Lisa для своих передач о погоде. Докладчики стояли перед синим экраном и с помощью кликера включали слайды, которые были сделаны в Paintbox и сохранены на компьютере Apple.
Так выглядел прогноз погоды, демонстрирующий всю мощь Quantel Paintbox:
С этого момента Paintbox продолжал набирать популярность и широко использоваться во многих странах. Например, во время Олимпийских игр 1984 года телеканалы организовывали трансляции и специальные репортажи с помощью новых графических инструментов. Ранее целые отделы трудились 2-3 недели, чтобы нарисовать и перенести на экран графику для конкретной трансляции. А в том году отдел графического дизайна телеканала ABC создавал графику в один день с проведением спортивных соревнований.
На этом видео вы можете увидеть примеры графики, созданной с помощью Paintbox. Эти элементы преобладают в таблицах результатов, названиях и (разумеется) благодарностях спонсорам.
Довольно скоро графика стала восприниматься не как способ «украсить телекартинку», а как средство донесения информации. К 1986 году некоторые режиссеры снимали с помощью этой машины музыкальные клипы, включая песню Dire Straits «Money for Nothing». Но истинные масштабы возможностей Quantel Paintbox продемонстрировала BBC.
18 сезон сериала «Доктор Кто» сыграл важную роль в развитии графического оформления видео с помощью Quantel Paintbox. Технологию впервые использовали в эпизоде «Улей досуга», и некоторые последующие серии создавались с помощью Paintbox.
Активно использовали «спецэффекты» британские телевизионщики, выпускавшие и другие шоу. Например, созданную Paintbox графику можно увидеть в «Монти Пайтон» и менее известных комедийных сериалах.
Подробнее о том, как с помощью Paintbox создавались телепередачи на BBC:
Стагнация и суды
В 1996 году компания столкнулась в суде с Adobe по поводу потенциального нарушения патентных прав, касающихся стилуса и других атрибутов, разработанных англичанами. Quantel проиграл дело.
Со временем графический дизайн и технологии развивались. И Quantel Paintbox стал терять популярность из-за появления более современных методов. С производства это оборудование сняли в 1993 году, но ему на смену пришла Quantel Henry (многослойная система композитинга). В 2002 году серия продуктов GenerationQ представила последний автономный Paintbox и программное обеспечение QPaintbox для ПК. Со временем Paintbox стал частью других, более мощных продуктов Quantel для редактирования, управления мультимедиа и постпродакшна. А компания-разработчик продолжала внедрять инновации в области телевизионной графики до интеграции в компанию Snell Ltd. в 2015 году.
Что ещё интересного есть в блоге Cloud4Y
→ Малоизвестный компьютер SWTPC 6800
→ Сделайте Linux похожим на Windows 95
→ Как распечатать цветной механический телевизор на 3D-принтере
→ WD-40: средство, которое может почти всё
→ Игры для MS-DOS с открытым исходным кодом
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить очередную статью. Пишем только по делу.
Комментарии (6)
BigBeerman
02.06.2022 17:26+4Мне интересно, на чем делались футажи и переходы для прогнозов погоды и прочего на советском ТВ? Были свои системы или покупалась какая-нибудь рабочая станция за валюту?
Helegviking
03.06.2022 13:33+5Прстые переходы в погоде делались видеомикшерами.Они аналоговые по методам обработки видеосигнала,но с цифровой системой управления.Например,Ampex Vista или Grass Valley CVG-300.Для титров были цифровые генераторы фирм Aston,Chyron,Dubner и наши советские - УТБ (Устройство Телевизионной Буквопечати).Однако по прежнему часто использовали старый способ-рисованный арт снимали камерой и пускали на микшер с аналоговым хромакеем.Эффекты с масштабированием и движением видео делали на Ampex ADO или Quantel DPE-5000-это уже цифровые приборы,работающие в реальном времени.Разумеется,результат работы записывали на видеомагнитофоны.(см "линейный монтаж" на профильных ресурсах)
Что касается более сложной графики-заставок передач например,то в Останкино стояли 2 графические системы - Spaceward Supernova и Bosch FGS-4000.Их использовали примерно с 1985 до 1992 г.
Кстати,в статье небольшая неточность- основная графика клипа Money for nothing сделана именно на Bosch FGS-4000,в Paintbox нет 3d возможностей,там только 2d рисование.
Свои системы тоже разрабатывали,но поздно-в Останкино уже закупили импорт.Например,была графическая станция Гамма-Т.Но их успели поставить в региональные телецентры (да и там уже в начале 90-х позаменяли на PC с 3d studio или Amiga).
Видео ниже- в основном создано на Supernova
А вот это например - на Bosch
А вот тут,в начальной заставке- комбинировали возможности генератора титров и Ampex ADO.
Я не имею сам отношения к ЦТ СССР,если что,но разговаривал с несколькими людьми,там работавшими.
vadimk91
04.06.2022 21:17Интересно, по нынешним временам почти все цвета "вырвиглазные". То ли следствие несовершенства цветопередачи аналоговой записи, то ли крутили "на максимум", чтоб было "цветасто", то ли наследие палитр времен CGA/EGA. Хотя до сих пор в том же стиле выглядит реклама в азиатских странах.
barbaris76
03.06.2022 13:59А ещё в США на телевидении была интересная система - Scanimate (https://en.wikipedia.org/wiki/Scanimate). Источник всех этих вырвиглазно-кислотных телевизионных заставок, которые мы могли наблюдать на ТВ-экранах в американских фильмах 70-х - 80-х годов :) Вот, думаю, надо бы тоже про неё статью написать, всё времени найти не могу...
Zamix80
Побольше бы технических подробностей, как это подключалось к телевизионным системам того времени ? То есть как сопряжалось ? Это ведь всегда был нетривиальный вопрос, т.к. устройства из разных областей вроде бы...
sergej_pipets
Да, это намного интереснее административно-политических ограничений эксплуатации устройства...