Первая компьютерная игра Spacewar! появилась в 1962 году. Наверняка ее создатель Стив Рассел даже не представлял, что его разработка положит начало развитию одного из самых прибыльных секторов экономики.
По данным исследования аналитической компании Ampere Analysis, в 2021 году на покупку игр, контроллеров и оформление подписок в общей сложности было потрачено 191 млрд долларов. В 2022 году этот показатель немного снизился и составил 188 млрд долларов. Но, согласно прогнозам, уже к 2023 году индустрия восстановится.
Современный игровой рынок
Мы привыкли считать, что видеоигры – просто хобби для молодежи. Это не совсем так. Согласно статистике, средний возраст геймера составляет 34 года (в России – 36 лет).
Кроме того, игры постепенно проникают во все сферы нашей жизни. Они давно и активно применяются в науке, и в целом приносят огромную пользу.
Несколько примеров:
Оксфордские ученые доказали, что игры положительно влияют на психику. Так, Full Spectrum Warrior использовали для восстановления ветеранов Ирака, страдающих от посттравматического синдрома.
Некоторые видеоигры используются в медицине для отработки навыков будущими врачами. Например, Microbe Invader моделирует инфекционную поликлинику, где студенты-медики диагностируют заболевания и назначают пациентам лечение.
В 2011 году геймеры раскрыли структуру фермента, способного расщеплять белок вируса, родственного возбудителю ВИЧ-инфекций. Открытие, над которым ученые бились целых 15 лет, было сделано в течение 10 дней.
А также, вопреки распространенному мнению, видеоигры улучшают когнитивные способности и развивают логическое мышление. Исследователи Открытого каталонского университета выяснили, что геймеры со стажем обладают лучшей памятью и отлично ориентируются в пространстве.
Тренды игрового рынка постоянно меняются. В 2022 году обороты в геймдеве набирают:
мобильные игры;
облачные технологии;
VR/AR;
блокчейн-игры;
киберспорт.
Согласно статистике компании Statista, в 2022 году количество геймеров составило 3 млрд человек. А к 2024 году этот показатель вырастет до 3,3 млрд. Шокирующая цифра – почти половина населения планеты. Но это в целом по миру…
Что с игровым рынком в России
Если говорить о российском геймдеве, здесь все не так облачно. В 2021 году объем отечественного игрового рынка увеличился на 9%. Но, в связи с последними событиями, ожидается, что 2022 год станет самым провальным для этого направления.
И если геймеры спасаются пиратством и всё равно получают желаемый контент, то разработчики оказались не в самом завидном положении. На фоне случившегося коллапса в российском геймдеве наметились следующие тенденции:
релокация разработчиков видеоигр за границу;
отток западных инвестиций из индустрии;
угроза остаться без доступа к движкам, подконтрольным иностранным организациям;
сотрудничество некоторых из оставшихся специалистов с иностранными компаниями и использование серых схем оплаты;
ориентация на российский и азиатский рынок;
снижение количества вакансий для разработчиков игр.
По состоянию на сегодняшний день на HeadHunter насчитывается всего 1084 вакансии для геймдевелоперов. При этом пострадали не только непосредственно разработчики. Иллюстраторы, композиторы, художники и дизайнеры тоже попали под раздачу.
Долгосрочных прогнозов относительно сложившейся ситуации пока никто давать не решается. Некоторые верят, что скоро обстановка в мире стабилизируется, и все проблемы уйдут в прошлое. Но большинство считает, что на восстановление российского игрового рынка могут уйти годы, а то и десятилетия.
Справедливости ради стоит сказать, что правительство всячески пытается спасти российский геймдев. 18 мая Администрация президента организовала закрытую встречу с разработчиками видеоигр и владельцами студий. В ходе мероприятия выделили 2 основные проблемы:
Сложности с доступом к площадкам дистрибуции игр.
Отсутствие своего программного обеспечения.
В итоге участники встречи пришли к выводу, что российским разработчикам видеоигр нужна поддержка государства. Газета «Коммерсантъ» уже анонсировала разработку соответствующего документа. Доступа к его проекту пока нет.
Известно лишь, что законодатели планируют введение налоговых льгот и рассматривают возможность заморозки комиссий магазинов приложений от реализации игр. Неплохо, конечно, но хотелось бы увидеть и более серьезные меры поддержки. Например, гранты на создание отечественных видеоигр.
Здесь на помощь пришла общественная организация «Институт развития интернета». Компания планирует выделить в 2022 году российским разработчикам игр 1 млрд рублей. Получить финансирование можно на конкурсной основе. Прием заявок осуществляется до 1 августа. А уже в сентябре будут рассмотрены все проекты и объявлен победитель.
Стоит ли идти в геймдев
Ситуация на отечественном рынке видеоигр сложилась сложная. Но не такая уж беспросветная. Кроме того, некоторые российские студии еще задолго до весны 2022 года зарегистрировали свои компании в других странах с более привлекательной системой налогообложения, например, на Кипре. И постепенно «перетаскивают» туда своих сотрудников или ищут (и в большинстве случаев находят) возможные способы расчёта с теми, кто остался в России.
Поэтому сложно сказать однозначно, идти сейчас в геймдев или нет. Ситуация может измениться в любую минуту. Если хотите начать карьеру в разработке игр исключительно ради денег, советую подождать лучших времен. И, как вариант, пока присмотреться к другим, более востребованным IT-направлениям.
Если же вам действительно интересен мир игр, и вы хотите создавать крутые продукты, то идите в геймдев без оглядки на текущую ситуацию. Тем более, что новичкам даже в лучшие для российского игрового рынка времена не приходилось рассчитывать на слишком высокие зарплаты.
Профессии в геймдеве
Разработка качественной видеоигры – сложный многоступенчатый процесс. К созданию проекта, как правило, привлекается около десятка специалистов. Известны, конечно, случаи, когда игру писал и один человек (например, Axiom Verge или The Stanley Parable).
Сегодня в геймдеве насчитывается множество профессий. Причем иногда одному человеку приходится совмещать сразу несколько ролей. Если оставить за скобками этапы постпродакшена и маркетинга, то условно специалистов, непосредственно создающих игры можно разделить на следующие категории.
Геймдизайнеры
С дизайнеров, как правило, и начинается фактическое создание игры. Они продумывают ее основную идею, визуальную составляющую, главных персонажей.
Если говорить о крупных студиях, то руководит процессом Game Design Lead. Именно он определяет основу сюжета, ставит рабочие задачи и распределяет их внутри дизайнерской команды, в которую могут входить:
UI/UX game designer – отвечает за визуал, HUD, меню, удобство пользовательского интерфейса.
Game system designer – создает и проверяет математические модели игры.
Narrative designer – пишет сценарии, продумывает характеры персонажей, их возможности и определяет, как они будут взаимодействовать в той или иной ситуации.
Level designer – создает игровые уровни.
Game balance designer – отвечает за эффективную внутриигровую экономику.
Tech game designer – связующее звено между разработчиками и гейм-дизайнерами, технический писатель.
Именно технический геймдизайнер оформляет труд всей дизайнерской команды в понятный для разработчиков и сценаристов документ, на основании которого продолжается работа над созданием игры.
Сценаристы
Создают захватывающие сюжеты для видеоигр. При этом ориентируются на интересы целевой аудитории. Прорабатывают историю, особенности сеттинга, наделяют уникальными качествами персонажей. Детально описывают сцены, диалоги, определяют хронологию событий.
Программисты
«Основа» геймдева, без них 100% не получится сделать игру, будь у нее хоть супер-сюжет. Как и в дизайне, в зависимости от масштаба проекта в данном направлении может быть задействован один универсальный разработчик или несколько узкопрофильных специалистов:
Gameplay developer – отвечает за механику. При помощи кода воплощает игру в жизнь. Приступает к работе после того, как получит техническую документацию от дизайнеров и сценаристов.
Engine developer – разрабатывает утилиты, тулзы для других программистов, обеспечивает интеграцию сторонних приложений (SDK).
Animation developer – создает анимационные системы. Наибольшим спросом пользуется в студиях, работающих с собственным движком.
DevOps developer – занимается микросервисной архитектурой, работает с игровыми онлайн-сервисами.
Graphics programmer – доводит до совершенства графические элементы, обеспечивает качественную картинку.
Audio developer – отвечает за звуковые эффекты.
Художники
Создают красивую картинку для игровых миров. По направлению деятельности выделяют 2D и 3D художников. Первые делают бэкграунды, прорисовывают персонажей и мелкие детали игры в графических редакторах. Вторые создают трехмерные объекты.
Тестировщики
Проверяют, насколько корректно работает созданная игра. Пытаются найти ошибки до того, как их заметят геймеры. Тестирование проводится на всех устройствах, под которые разработана игра. Информацию о выявленных багах специалисты документируют и передают девелоперам для устранения ошибок.
Как стать разработчиком игр
Самый быстрый способ попасть в геймдев ‒ пройти соответствующие онлайн-курсы. Здесь вы получите доступ к готовым и максимально доступным для понимания учебным программам, обратную связь от преподавателей и много практических заданий.
Для девелоперов курсов на русском языке не так много. Новичкам в разработке и геймерам советую обратить внимание на следующие программы:
Разработчик игр на Unity, SkillFactory. Продолжительность – 18 месяцев. Создатели курса обещают, что в течение обучения каждый студент научится программировать на С#, сделает 6 игр и реализует финальный проект. Есть загвоздка – чтобы действительно чему-то научиться, придется оплатить VIP-тариф, в пределах 575 тыс. рублей (можно в рассрочку на 36 месяцев).
Факультет разработки игр на Unity, Geek Brains. Продолжительность – 18 месяцев. По окончании обучения студенты получают 8 работ в портфолио. Также организаторы курса обещают оказать помощь в трудоустройстве. Цены на GB более демократичные. Если планируете отучиться на джуниора, потребуется заплатить в пределах 150 тыс. рублей. Тем, кто планирует получить диплом мидла, придется выложить вдвое больше.
Разработчик на Unreal Engine 4 с нуля до Middle, Skillbox. Продолжительность – 2 года. Здесь тоже доступно несколько тарифов. Стартовый – 206 тыс. рублей. Индивидуальный – 285 тыс. рублей. Кстати, платформа активно анонсирует повышение цен с 1 августа. Так что, возможно, скоро стоимость обучения изменится.
Разработчик игр на Unity, Нетология. Курс состоит из 55 занятий в форме видеоуроков и вебинаров. Новые материалы студенты получают 2 раза в неделю. Стоимость – 80 тыс. рублей.
Разработчик игр на Unity. Базовый уровень, Otus. Продолжительность – 5 месяцев. К будущим студентам предъявляются требования относительно владения основами программирования, компьютерной и линейной алгебры. Стоимость – 60 тыс. рублей.
Несколько online-курсов для геймдизайнеров:
Название |
Платформа |
Цена |
Продолжительность обучения |
Факультет гейм-дизайна |
200 тыс. рублей |
20 месяцев |
|
Геймдизайнер |
72 тыс. рублей |
9 месяцев |
|
Геймдизайнер с 0 до PRO |
200 тыс. рублей |
не указано |
|
Gamedesign |
61 тыс. рублей |
4 месяца |
Погрузиться в геймдев можно и самостоятельно. Данный вариант привлекает тем, что он бесплатный. Но в таком случае от вас потребуются огромная мотивация и терпение. На самостоятельное обучение профессии может уйти 3-4 года.
Это объясняется тем, что придется перелопатить целую гору тематических ресурсов и попытаться найти действительно полезную информацию. После чего:
разложить ее по полочкам;
вникнуть в теоретическую часть;
ежедневно практиковаться.
Также для самостоятельного изучения геймдева придется развивать английский, так как техническая документация и мануалы по разработке игр выходят именно на этом языке.
Полезные ресурсы для новичков в геймдеве
В заключение хочу оставить несколько ссылок на ресурсы, которые пригодятся для погружения в сферу разработки игр.
Бесплатные курсы:
Видеоуроки на YouTube:
Тематические сайты и форумы:
Комментарии (5)
0UTS1D3R
19.07.2022 16:38Ага да, так все круто, пока не откроешь сайт с вакансиями. Я вот открыл. Ниже мидла не ищут. Причем сейчас еще хитрее стало, указывают пункт "необходимо N лет на АНАЛОГИЧНОЙ позиции". А у меня есть одна сделанная игра, да год опыта разработчиком, только в ERP. Допустили только до одного собеса, который я с треском провалил. Мда уж...
EvgenyAVD Автор
19.07.2022 17:19попробуйте в этом канале https://t.me/gamedevjob , там много вакансий. Может что-то найдете для себя.
DrPeshkov
19.07.2022 17:04Какой ужас, курс за 575к на 1.5 года. Чтобы потом узнать, что вакансий все меньше, а для джунов и подавно. Не говоря о "пресности" преподаваемой программы
KreolMejnovskii
20.07.2022 09:03Лично я выбрал вариант самообразования. То что на данный момент данная отрасль не в тренде ещё не означает что так будет всегда. Прелесть этого мира в том, что ни что ни когда не вечно. И то, что данная отрасль как раз таки переживает не лучшие времена, даёт больше шансов для новичков. Да, на большие оклады рассчитывать не приходится, зато затесаться в данную тусовку новичку значительно легче.
MarinaDoneck
Спасибо за классную подборку!