Границы есть в любых отношениях — и в семейных, и в дружеских, и в деловых. Но в каждом случае они разные. Если в семье принято целовать друг друга в щёчку при встрече, то такие жесты на работе воспримут странно. Очень важно понимать и знать свои границы. Это поможет предотвратить выгорание, избежать конфликтов и недопониманий между коллегами. Так как же оградить себя от недобросовестного работодателя и некомпетентного рекрутера? Как выстроить личные границы с коллегами? Это мы с вами сейчас и узнаем.

Прежде чем перейти к конкретным советам, разберёмся с определением личных границ:

Личные границы — это безоговорочное право быть собой, проживать свои чувства, хотеть чего-то или нет. Это возможность рассказывать о своих желаниях и потребностях, защищая свои интересы.  Каждый имеет право транслировать свои чувства и эмоции.

Поэтому не стоит забывать, что твои границы заканчиваются там, где начинаются чужие.

Начало пути. Поиск работы

Будет нечестно, если мы упустим основной этап выстраивания личных границ на работе — её поиск. Ты ведь хочешь попасть в комфортную среду, а не проходить все круги ада. Мы пообщались с нашими сотрудниками, чтобы дать тебе объективные советы по трудоустройству.

  1. Для начала при составлении резюме выбери для себя приоритетный способ связи. Например, почту. Далее следи, каким образом с тобой будут связываться. Из этого понятно, насколько внимательно читают твоё резюме.

  2. Как с тобой общаются. Очевидно, если тебе звонят и сходу говорят: «Привет, работу ищешь?», — то это красный флаг, и работать с такими людьми плохая идея. Нормальный сотрудник компании как минимум сначала представится, спросит, удобно ли разговаривать, а уже потом задаст интересующие вопросы. Тоже самое касается интервью по телефону — это не нормальный подход к набору сотрудников, т.к. нет возможности подготовиться к такому диалогу.

  3. Обращай внимание на мелочи. Обычно они и становятся камнем преткновения в сотрудничестве. Допустим, работодатель увиливает от прямого ответа на вопрос. Логично, что так будет и в дальнейшем, поэтому, если ты не готов с этим мириться, рассматривать данную компанию не стоит.

  4. Не стесняйся задавать вопросы. Перед собеседованием внимательно изучи сайт компании, в которую собираешься идти. Это тебе поможет составить общее преставление чем тебе самому предстоит заниматься. Далее составь пул вопросов, которые ты хочешь задать, чтобы не теряться в процессе диалога (твои обязанности, заработная плата и т.д.).

  5. Глупых вопросов не существует, если тебе важно найти максимально комфортное для себя место работы.

Как установить и защитить свои личные границы? Определение приоритетов

Это тот случай, когда начать лучше с себя. Сформулируй, что именно ты вкладываешь в понятие «благоприятный климат» в коллективе и какими хотел бы видеть рабочие отношения. А затем реши, в чём ты согласен проявить гибкость и на что закрыть глаза, а в каких вопросах займёшь принципиальную позицию.

В жизни всегда будет множество нюансов, так что обрубать сразу все подступы к границам будет нецелесообразно. Начни с самого важного для себя.

Почему мы так уделяем этому внимание? Потому что, если работодатель на этапе собеседования позволяет себе пренебречь базовой вежливостью, то страшно представить, что будет в процессе работы.

Почему границы нарушают?

Как бы грубо это не звучало, но в нашем обществе распространена практика нарушения личных границ. Некоторые компании используют это даже как инструмент управления персоналом.

Нагружают работой, которой сотрудник не должен заниматься, накидывают сверхурочные, говоря, что это ок, а вы все просто ленивые. 

Есть другой вариант исхода событий: человек может просто не понимать, что делает некомфортно собеседнику, начиная, например, спрашивать о его личной жизни.

Поэтому и важно обозначать эти границы заранее.

Определение ценности себя

Прежде чем требовать что-то от других, определись, что можешь сделать ты сам. В какой именно сфере своей деятельности ты хочешь установить эти границы. Мы все разные. Допустим, ты не видишь ничего плохого в том, чтобы отвечать на текстовые сообщения от начальника в воскресенье. А другому это покажется недопустимым вмешательством в свою жизнь в нерабочее время.

Учись говорить «нет»

Говорить «нет» всегда тяжело. Особенно, когда тебя просят о помощи. Если просьба коллеги действительно искренняя и аргументированная, то лучше постараться помочь. Но в остальных случаях есть несколько способов отказать безболезненно:

  1. Объяснить причину, почему не сможешь помочь (много своих задач, новые проекты с высокой важностью в работе, не хватает компетенции, чтобы помочь и т.д.) — важно, чтобы это были реальные причины отказа.

  2. Порекомендовать к кому обратиться за помощью или посодействовать косвенно, найдя основного исполнителя задачи. Здесь важно убедиться, что человек, который тебя просит о помощи, действительно нуждался в ней.

Говори и договаривайся

Займи сильную позицию в переговорах. Это в первую очередь про внутренние установки. Помни — быть «сильным» может не только руководитель, но и любой сотрудник в компании. Сила проявляется не в статусе или опыте, а в спокойствии, уверенности в своей позиции, открытости и умении отстаивать свои границы не с кулаками, а с умом. Наблюдай за своими реакциями во время разговора — жестами, мимикой, действуй в соответствии с внутренними ощущениями, пусть твои жизненные приоритеты станут маяками, которые не позволят взять неверный курс и сбиться с пути. Открыто говори о том, что чувствуешь, не переходя на личности, спокойно реагируй на критику.

Решать «конфликты» можно по-разному, никто не говорит о том, что нужно сжигать все мосты. Иногда достаточно попросить у руководителя дополнительные ресурсы — людей, бюджет, чтобы всё встало на свои места. Главное не путать это с перекидыванием ответственности и оправданиями. Мы говорим о правильном расчёте своих сил. Опять же история про то, что нужно набраться смелости и занять позицию переговорщика. Зачастую мы боимся прослыть некомандным, непрофессиональным игроком и переносим эти переживания на реальную почву, где им не место. 

Разумеется, для этого нужно обладать определённой смелостью и профессиональной зрелостью. Но если ты понимаешь, что текущая работа скорее мешает, нежели помогает идти к нужному результату в жизни, в какой-то момент нужно быть готовым попрощаться с компанией.

Отстаивай свою позицию

Как только ты решаешь отстаивать личные границы, держись до конца. Если ты будешь постоянно менять позицию, коллеги не воспримут её всерьёз.

Представим ситуацию: сегодня ты говоришь, что не хочешь обсуждать других, а завтра сообщаешь в отделе новость, что сотрудник из другого отдела развёлся. Согласись, становится не очень понятно, что, с твоей точки зрения, допустимо, а что — нет.

Не стоит также рассчитывать, что всё будет гладко. Многие воспримут твою позицию в штыки. Например, ты попросишь коллегу не звонить тебе до начала рабочего дня, потому что члены твоей семьи ещё спят и сигнал телефона может их разбудить. А он в ответ подумает: «Ишь какие цацы! Я вообще в пять утра встаю», — и продолжит звонить как ни в чём не бывало.

Чужие границы. Советы как их не нарушать

Если хочешь, чтобы твои границы не нарушали, относись с уважением к чужим.

В рабочей обстановке мы отчасти действуем на автопилоте: все заняты привычными делами и общаются, не слишком задумываясь о своём поведении или о неаккуратно брошенном слове. Из-за этого атмосфера вокруг коллектива рискует стать нездоровой, потому что никто друг о друге не заботится.

Отключи автопилот и начни осознавать происходящее. Даже если причина дискомфорта не в тебе, надо быть как минимум в курсе, чтобы корректировать свое поведение и при необходимости заботиться о себе и окружающих.

Скажем, если тебе не нравится отвечать на вопросы о семье или здоровье, то не задавай их другим. В общем, здесь работает базовое правило: относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Соблюдай work-life баланс



Случается, что коллеги заваливают сообщениями в мессенджерах в нерабочее время, и тебя это не устраивает.  В этом случае стоит сказать, что для работы есть рабочее время. Личным ты жертвовать не планируешь. Конечно, есть такая штука как производственная необходимость, и ради суперсрочных задач иногда приходится тратить личное время. Но с правильно выставленными личными границами ты хотя бы сведёшь такие ситуации к минимуму.

Итоги и пожелания

Бороться за свой комфорт не всегда просто. Приходится говорить “нет” и становиться неудобным для других.  Личные границы помогают обозначить безопасное пространство и показывают, какое отношение к себе ты приемлешь, а какое нет. Если границы не обозначить, коллеги и начальство будут в это пространство бесцеремонно вторгаться — заваливать задачами, отпускать неуместные шутки и т.д.

Чтобы этого избежать, проанализируй, что доставляет дискомфорт (вспомни ситуации, в которых испытывал негативные эмоции из-за коллектива), а затем проведи черту — открыто высказывай свою позицию другим. Не теряй надежду и помни: компании, где работают люди, способные нормально договориться, и вправду существуют. Возможно, ты просто ещё не нашёл свою. А мы желаем успешного построения здоровых деловых отношений со своим коллективом и работодателем :)

Если у тебя есть история, где твои границы нарушались — делись в комментариях!

Комментарии (28)


  1. alexzaides
    04.08.2022 14:11
    +7

    work-life баланс с началом удалёнки - это боль. то ли мне так "везёт", то ли это стало распространённой практикой, но уже на нескольких проектах обязательно находится кто то, кто в 9 вечера прибегает с воплями, что всё пропало или что ему в голову пришла гениальная идея, которую нужно реализовать вот прямо сейчас. я, пусть и с некоторым трудом, научился не реагировать на это. А очень многие коллеги по молодости или из сильно ответственного отношения к работе реагируют. и бросаются исправлять, разрабатывать, накатывать. Пашут вечерами, ночами.. А потом, когда спрашиваешь -а зачем это всё было? нельзя ли было до утра подождать? всё пожимают плечами и говорят "Ну да, можно было.. ну вот люди подтянулись и сделали! спасибо им большое!" А потом эти люди днём отсыпаются и никакие вопросы решить невозможно.. и только они начнут работать в рабочее время, как опять появляется какой-нибудь энтузиаст, которому что то СРОЧНО нужно сделать в 12 ночи. причём в чём срочность он обычно и сам не знает.

    ИМХО - тут уже нужны административные меры руководства для соблюдения этого баланса. кто то не может отказать, когда его дёргают и что то требуют и выгорает напрочь, кто то может, но через некоторое время начинает чувствовать себя белой вороной, а кто то привык, что дёргают по всякой ерунде и при реальном форс мажоре даже не почешется


    1. JuLantratova Автор
      04.08.2022 15:19
      +2

      Я вас прекрасно понимаю. В статье упоминала, что нарушение личных границ (в том числе work-life баланса), к сожалению, очень распространено. А посыл статьи как раз в том, что выстраивание этих границ перед работодателем/коллегой идёт первоочерёдно от нас самих.

      Что касается административных мер, я думаю, что можно и без этого обойтись. Главное, чтобы лид или эйчар в процессе адаптации сотрудника вёл нить "мы не поощраем переработки". Важно акцентировать на этом внимание сотрудника и показывать на своём примере. :)


      1. alexzaides
        04.08.2022 15:47

        А их не поощряют. Официально. И никого не заставляют. Ни официально, никак. На одном проекте у меня был коллега (умный человек!), который в 6 вечера уходил в офлайн и до утра не появлялся. о чём сразу предупредил. и после пары вежливых посылов с его стороны его оставили в покое. без каких либо последствий для него. что не мешало менеджеру прибегать в 5 вечера со словами "я обещала заказчику внести изменения до 9 утра, давайте постараемся" и по полночи дёргать менее мудрых работников. Причём раз за разом оказывалось, что заказчику эти изменения именно к 9 утра совершенно не нужны. да и в принципе он на них не настаивал - так черканул на бумажке мысли вслух и всё.

        А поощряем, не поощряем.. ну сейчас же аджайл наше всё. У нас самоорганизующаяся команда. И если в этой команде заводится энтузиаст ( а он обычно заводится), то на доводы, не подкреплённые руководящим указанием, он обычно реагирует слабо.

        А учитывая, что этот энтузиаст часто просто горит работой ( насколько много от этого горения пользы - вопрос другой. и часто довольно спорный) - он ещё и рвётся часто и многословно рассказывать, как нужно срочно что то сделать и как нельзя подождать.. не у всех хватает терпения начать выяснять в чём срочность и доносить мысль, что срочности то особой нет.


        1. Yuriy_krd
          04.08.2022 16:02
          +4

          «я обещала заказчику внести изменения до 9 утра, давайте постараемся

          Вот пообещала — пусть и старается. Вы-то тут причем?


          1. alexzaides
            04.08.2022 16:21
            +1

            ни при чём. как и написано в статье- говорить "нет" нужно уметь. Особенно когда долго и упорно накачивают, что сроки проходят, завтра/в понедельник/в конце недели крайний срок, после которого всех разгонят.. и опять таки - не все могут сопротивляться такому прессингу. На одном проекте джун под аккомпонемент стенаний, как всё горит 8 месяцев работал практически без выходных по 15 часов.

            У него первая работа, он другого не видел и видимо считал, что так и надо. И это страшно - если вырастет поколение не знающих другого стиля работы и уже среди них заведутся выдающиеся по ИХ меркам энтузиасты..

            опять таки - не всегда понятно, что случилось - кошмар или мелочь. например - сделали фичу, её почти без тестирования накатили на прод (не, ну там же мелочь. ну и ты же опытный разработчик, мы тебе доверяем!) Накатили в 6 вечера

            (ну да, можно в принципе было накатить и с утречка. чтобы в рабочее время править если что.. ну вот как то руки не дошли. в очередной раз). А в 10 вечера прибегают с криками, что всё кошмар и ничего не работает. подрываешься, а потом выясняется, что на фронте кнопочка не на том месте. причём она там уже месяц и только сейчас заметили. при том, что ты вообще то бек.


            1. GothicJS
              04.08.2022 19:01

              У него первая работа, он другого не видел и видимо считал, что так и
              надо. И это страшно - если вырастет поколение не знающих другого стиля
              работы и уже среди них заведутся выдающиеся по ИХ меркам энтузиасты..

              Они ж еще гордиться потом этим будут...


              1. alexzaides
                04.08.2022 20:59

                да. и это печально.


          1. alexzaides
            04.08.2022 16:26

            насчёт кнопочки я конечно утрирую.. но срочность и важность проблемы и её отношение к конкретному разработчику часто бывает примерно такого уровня


  1. Markscheider
    04.08.2022 15:12
    +1

    выбери для себя приоритетный способ связи

    Из наболевшего: в контактных данных указан номер телефона (+7-***-***-****). Особо одаренные начинают ломиться в WhatsApp, привязанный к этому номеру. Жутко бесит. Причем, если начинаешь разбираться - поясняют благими намерениями "я не хотел голосовым звонком отвлекать". Блджд, если я написал "телефон такой-то" значит хочу, чтобы мне звонили! Ну, может я такой экстраверт, обожаю по телефону болтать. Или параноик, боюсь, что мою переписку в WA злые хацкеры прочитают

    На практике обычно это значит, что человек на том конце сам не любит говорить по телефону и предпочитает текстинг. И это эйчар, дада.

    Хорошо, что в телеге хотя бы можно отключить поиск по номеру...

    ЗЫ Да, бывает, что нужно отправить одну короткую фразу, не стоящую телефонного звонка. Вполне рабочий вариант - СМС, работает в роуминге, при отсутствии мобильного интернета и т.д.


    1. JuLantratova Автор
      04.08.2022 15:45

      Сталкивалась с подобным, когда работу искала (так когда-то и родилась идея этой статьи). Но можно найти в этом и плюс: сразу можно понять, что подходит, а что нет. Фильтр.


    1. wadeg
      04.08.2022 22:59

      По мне, так прям огромный плюс эйчару, который понимает, что текст куда угодно куда комфортней для обработки мною.


  1. R7R
    04.08.2022 15:46
    +1

    ты не видишь ничего плохого в том, чтобы отвечать на текстовые сообщения от начальника в воскресенье. А другому это покажется недопустимым вмешательством в свою жизнь в нерабочее


    Тут скорее наоборот — посылать сообщения (или, упаси боже — звонить) начальству в его законный выходной — страшный моветон :)
    В лучшем случае — проигнорируют.
    (речь не о ЧП, с ними все понятно).

    «Я не жду ничего хорошего от внезапных вызовов к руководству» (с) 17 МВ


  1. R7R
    04.08.2022 15:50
    +1

    А вы сталкивались с нарушением личных границ на работе?


    Основная проблема — шум.
    Хождение, звонки по телефону, разговоры.
    При работе, требующей максимальной сосредоточенности — это почти невыносимо.
    (Забавно, но это общее мнение всех сотрудников :)

    Удаленка оказалась благом, все мечтают о продолжении :)
    (за время пребывания на удаленке моя продуктивность выросла не менее, чем в два раза)


    1. JuLantratova Автор
      04.08.2022 16:56

      А вы в опенспейсе работаете?

      Да и на крайний случай, если это не устраивает всех сотрудников, пытались ли как-то наладить это? Нашли компромисс?


      1. R7R
        04.08.2022 17:23
        +1

        А вы в опенспейсе работаете?


        Комната в ~ 40 кв. м., но, по сути — таки опенспейс, хотя и небольшой.

        пытались ли как-то наладить это?


        Конечно! За 20 лет совместной работы каких только вариантов не было.
        Но в результате все пришли к одному мнению — полноценно можно работать только дома.
        И тут, бац — и ковид с удаленкой подоспел. Как прямое доказательство этого вывода :)


    1. alexzaides
      04.08.2022 21:26

      (ностальгически) эх, где ты мой проект по отладке станков с ЧПУ непосредственно в металлообрабатывающем цеху.. Просто волшебная тренировка, чтобы в дальнейшей карьере спокойно относиться к посторонним шумам :-)


      1. R7R
        04.08.2022 21:29

        металлообрабатывающем цеху… Просто волшебная тренировка, чтобы в дальнейшей карьере спокойно относиться к посторонним шумам :-)


        Шум металлообрабатывающего цеха успокаивает.
        Так как практически никто рядом и с тобой непосредственно не разговаривает.

        (нет, это не сотня одновременно работающих перфораторов, это другое :)


  1. Rebeiro
    04.08.2022 16:18
    +1

    сразу спрашиваю по телефону, есть ли всякие корпоративы, и прочая лабуда, а то щас любят мозги засирать всякими тимбилдингами и т.п., сразу до свидания говорю


    1. JuLantratova Автор
      04.08.2022 16:51

      Так они же не обязательные. :)
      Или вы сталкивались с тем, что насильно на корпоративы отправляли, заставляли пить и танцевать?


      1. R7R
        04.08.2022 17:27
        +2

        Или вы сталкивались с тем, что насильно на корпоративы отправляли, заставляли пить и танцевать?


        Если не посещать корпоративы — можно создать о себе плохое впечатление среди сотрудников, это происходит чисто подсознательно (где-то в генах у людей заложено)

        Я этого хлебнул по полной в своей жизни, так как я — принципиально непьющий человек (сорри, это реально тяжелый крест в нашей культуре :)


        1. JuLantratova Автор
          04.08.2022 17:38
          +4

          Мне кажется это нормально, что кто-то посещает мероприятия от компании, а кто-то нет. Все же люди разные. Кому-то комфортно в шумных компаниях, а кому-то нет. Это тоже про отстаивание личных границ.

          Жаль, что это воспринимается коллегами плохо. Но, всё-таки возможно донести свою позицию, даже если её услышат не с первого раза. Надеюсь, что вы с этим справитесь.


          1. R7R
            04.08.2022 17:46
            +2

            Мне кажется это нормально, что кто-то посещает мероприятия от компании, а кто-то нет.


            В 1980 году, во времена моей молодости, в доме отдыха некий товарищ со слегка девиантным поведением («бычара», как стали говорить уже позже :), узнав о том, что я непьющий — тут же достал бутылку водки и попытался напоить меня насильно. По счастью, остальные ребята в нашей компании поддержали меня, и этот товарищ отстал. Но высказался на всю катушку.

            Про «постоянно отрываться от коллектива» и речи нет — это негативно воспринимают все :)


        1. GothicJS
          04.08.2022 19:10
          +1

          Если не посещать корпоративы — можно создать о себе плохое впечатление
          среди сотрудников, это происходит чисто подсознательно (где-то в генах у
          людей заложено)

          Я этого хлебнул по полной в своей жизни, так как я — принципиально
          непьющий человек (сорри, это реально тяжелый крест в нашей культуре :)

          Все так, я тоже через это проходил постоянно)
          Хочу обратить на это внимание людей, который думают, что "ну это ж необязательно" )


    1. KongEnGe
      04.08.2022 19:36
      +1

      У меня как-то в ответ на аналогичный вопрос незамутненно спросили: "А вам что, не нравятся корпоративы?!"


  1. sokol_9
    04.08.2022 17:28

    Забавно, что статья об отстаивании личных границ на работе заканчивается выводом, что надо бы искать новую работу.


    1. JuLantratova Автор
      04.08.2022 17:33
      +1

      Скорее, более комфортной среды, если нынешняя не устраивает. И это нормально. Думаю, что все рано или поздно придут к тому, что лучшие (хорошие) условия труда стоят, возможно, долгих поисков.

      А в идеале было бы, чтобы все работодатели относились к этому с умом. Надеюсь, это не утопия и общество будет к этому двигаться. :)


  1. Nialpe
    04.08.2022 18:31
    +1

    Сталкивался с описанными в статье проблемами, благодаря этому опыту, стал мудрее, научился обозначать границы рабочего и личного. И понял самое главное - хоть каждый день работай сверхурочно в режиме подвига, не оценят. Сейчас работаю в компании, где есть четкое понимание сроков, рабочего и личного времени, где задачи не вместЕ с другими за то же оплаченное время, а вместО других. Чего и всем желаю.


  1. R7R
    04.08.2022 19:20

    И понял самое главное — хоть каждый день работай сверхурочно в режиме подвига, не оценят.


    Наоборот, станут воспринимать как должное.