Около десяти лет назад меня попросили о ремонте английского лампового усилителя - временами у него пропадал звук. Лампы оказались целы, видимых повреждений нет, все режимы в норме. Дефект обнаружился в переменном резисторе регулятора громкости и его замена решила проблему. К тому времени я уже был наслышан о феномене “теплого лампового” звучания и поэтому измерил все параметры усилителя по его спецификации. Представил работу владельцу усилителя и на некоторое время забыл об этом, так как у меня была основная задача улучшить качество звучания звуковой программы, получаемой по цифровому каналу.

Стандартный цифровой канал 64 кбит/с с верхней граничной частотой 4 кГц. И никаких возможностей на передающей стороне его расширить. Поиск среди различного софта для обработки потокового аудио для восстановления высокочастотных составляющих ничего особенного не дал и я обратился к аппаратным решениям. Я вспомнил, что если умножить сигнал сам на себя, то его частота удваивается. Принцип получился следующим: из сигнала фильтром верхних частот выделяем все, что выше, скажем 2 кГц. Подаем на умножитель, который фактически возводит сигнал в квадрат и на выходе получаем вторую гармонику, вычисленную из реального сигнала. Добавляем вычисленный сигнал в основной и теоретически получаем сигнал с удвоенной полосой частот.

Схема, которая выполняет указанные вычисления в аналоговом виде приведена на Рис.1.

  Рис.1
Рис.1

На первом слева операционном усилителе собран фильтр верхних частот второго порядка с регулируемой частотой среза, далее сигнал подается на аналоговый умножитель AD633, за ним следует усилитель с коэффициентом усиления около 2, затем инвертирующий сумматор с входным сигналом и выходной инвертирующий повторитель, чем устраняется инверсия сигнала сумматором. Уровень вычисленных гармоник можно при необходимости изменить резистором R8.

Я пригласил знакомых звукооператоров послушать звучание. Слушали аудио узкополосного канала и полноценные треки. Вот тогда мое внимание обратили на схожесть звучания обработанного аудио со звучанием ламповых усилителей. В процессе работы над этой схемой я просматривал различные публикации, в том числе патенты, среди которых обнаружил патенты американской фирмы Aphex на устройство под названием Aural Exciter. Принцип практически такой  же, только вместо умножителя у них стоит каскад на смещенном диоде, порождающий высшие гармоники, которые добавляются к исходному сигналу. Тогда я стал искать другие способы получения такого звучания.

Существует множество схем, предназначенных для получения звучания, похожего на “ламповое” и все они сводятся двум различным видам. Первые - это схемы с ограничителями на диодах, которые обеспечивают “мягкое” клиппирование сигнала, и вторые  - схемы на полевых транзисторах, которые не включены в общий контур отрицательной обратной связи. Оба вида обладают, на мой взгляд, общим недостатком, который заключается в том, что эти схемы, в силу того, что переходная характеристика описывается логарифмическим уравнением, порождают нечетные гармоники, которые как известно, отрицательно влияют на качество звука. 

Я решил использовать самые обычные транзисторные оптроны - схема на Рис 2.

 Рис.2
Рис.2

Спектр выходного сигнала получился только с четными гармониками. У меня не сохранились реальные измерения того времени, поэтому на Рис. 3 показан спектр выходного сигнала схемы на оптроне, смоделированные в MultiSim. 

 Рис. 3
Рис. 3

Входной сигнал 200 мВ р-р, частота 1 кГц. Схема получилась очень простой и я использовал ее для развязки по питанию при подключении звукового выхода ноутбука к мощным системам звукоусиления.

С этим связан один эпизод. Однажды пришлось принимать участие в озвучивании большого культурного мероприятия. Много различной аппаратуры, мощные усилители, как всегда проблемы с электропитанием, где-то земля искрит… Нужна развязка по питанию, а изолирующего трансформатора у меня не было. Вот здесь мне очень пригодилась эта схема. Собственно на Рис. 2 схема показана при питании ее левой части от батареек 2х1,5 вольта, а правая питалась от микшера с сетевым питанием. Мне была поручена фоновая озвучка и после репетиции ко мне подошел звукорежиссер мероприятия и поинтересовался как я получил такое мягкое звучание. Уже после беседы я вспомнил про измерения лампового усилителя, о котором писал в начале статьи, поднял записи его измерений и обнаружил, что в спектре выходного сигнала этого усилителя среди высших гармоник преобладает как раз вторая.

С некоторых пор я стал экспериментировать с сигнальным процессором ADAU1701. Используя SigmaStudio, я провел ряд измерений по схеме, показанной на Рис. 4.

Рис. 4
Рис. 4

Переключатель Nx позволяет в реальном времени переключать выходы процессора на прямой канал без обработки (верхний по схеме) и блоками линейных интерполяторов, на которых реализованы различные проходные характеристики в соответствии с уравнением 

y=x +ax^2 , где:

x -  относительное значение входного сигнала, y - выходной сигнал, a - коэффициент от 0 (линейная характеристика), до 0,25.

Значения этого коэффициента я выбрал исходя из анализа проходных характеристик двух радиоламп, 0,125 для двойного триода 6Н3П (приблизительно аналог 12AU7) и 0,25 для мощного пентода EL34. Блоки DCB блокируют постоянную составляющую. Каналы идентичны.

На левом графике Рис. 4 показана проходная характеристика для значения коэффициента 0,25, а на правом графике для сравнения показана характеристика, рассчитанная закону степени трех вторых. Об этом законе можно почитать хорошую статью.

Измерения проводились с помощью звукового кодека PCM2900 и программы ARTA. На Рис. 5 показан выходного сигнала для интерполятора с коэффициентом 0,25.

 Рис. 5
Рис. 5

На Рис. 6 показан выходного сигнала для интерполятора, моделирующего проходную характеристику по закону степени трех вторых.

  Рис. 6
Рис. 6

В заключение считаю необходимым отметить, что конечная цель, а именно качество звучания, оценивалась мной субъективно и приведенные здесь схемы должны рассматриваться только как возможные варианты ее достижения. 

Комментарии (34)


  1. sim2q
    05.11.2022 08:23
    +3

    Спасибо за схему на оптроне, а то заставляют "приукрашиватель" на лампе делать :)
    А не нужно ли в эмиттер фототранзистора поставить RC цепь и сделать ООС по постоянному току в первый каскад? А то как то выглядит как то слишком зависящим от погоды.
    И на сколько я понял, рабочую точку нужно сместить что бы получить асимметрию ?
    ps смотрю в LTSpice - при повышении уровня, ограничение вполне себе не симметрично начинается, но наверное такой задачи не стояло :) Но мне кажется в штатном режиме будет недостаточно искажений?


    1. Prohard Автор
      05.11.2022 08:47
      +2

      Спасибо за отзыв. Рабочая точка настраивается под конкретный экземпляр оптрона как обычно, по симметрии.


  1. genseq
    05.11.2022 08:27

    Спасибо за идею! Главное - за её простоту и понятность. От этой конкретной темы очень далёк, но люблю простые и понятные объяснения сложных ("ламповость звучания") явлений.


    1. Prohard Автор
      05.11.2022 08:47

      Спасибо за отзыв.


  1. Tim_23
    05.11.2022 08:31
    +1

    Интересно. А есть пример как звучит до и после умножения?

    Есть формула каким образом происходит умножение? Я не совсем понял почему частота расширяется после умножения?


    1. Prohard Автор
      05.11.2022 08:50
      +1

      Посмотрите в справочнике по математике чему равен квадрат синуса функции.


    1. VBDUnit
      05.11.2022 09:55
      +3


      1. Prohard Автор
        05.11.2022 10:03

        Отлично!


      1. Tim_23
        05.11.2022 10:48

        А чем это тогда отличается от взятия модуля функции(abs)? Результат будет почти тот же.


        1. VBDUnit
          05.11.2022 10:58
          +2

          Если по-простому, то острыми углами


          1. Tim_23
            06.11.2022 19:05

            Послушать бы ) В Матлабе вроде бы есть опция прослушивания файлов. Есть какие то программы, где можно задавать функции и слушать их как звуковой сигнал?


            1. VBDUnit
              06.11.2022 20:09
              +1

              Вот тут вбиваете функцию и слышите её звучание

              abs(sin(t/10))

              sin(t /10)

              sin(t/10) * sin(t/10)


              1. Tim_23
                06.11.2022 20:42

                Спасибо, классный сайт. Я так понял там частота волны связана с частотой дискретизации через t?


        1. Prohard Автор
          05.11.2022 18:42

          Вот попроще от WolframAlpha


  1. longtolik
    05.11.2022 10:27

    Спасибо за статью.

    Маленький вопрос: нельзя было сместить всё в 2 раза в сторону низких частот, пкредать по каналу 0...4000 Гц, на приёмной стороне сместить всё вверх на октаву. Таким образом, передать сигнал до 8 кГц по каналу с максимальной полосой 4 кГц?

    Вместо 20 Гц у нас передалось бы 10 Гц, а потом получили бы опять 20 Гц.

    АЦП ведь могут и постоянное напряжение измерять, то есть, от нуля Герц.

    Когда-то задумался над этим, Ваша статья напомнила снова...


    1. Prohard Автор
      05.11.2022 16:41
      +1

      Когда-то примерно так сдваивали каналы и назвали результат канал первого класса. Только когда это было...


  1. GospodinKolhoznik
    05.11.2022 10:43
    +1

    Круто! А песочить не начинает? Обычно главная проблема транзисторах усилителей, которые косят под лампу, это всякие шумы p-n переходов, которые усиливаются до такой степени, что их становится слышно. Либо же этот "песок" надо сильно давить фильтрами, что портит сам звук.

    Но вообще это в большей степени проблема гитарных уселителей с дисторшном и овердрайвом. На обычных аудио усилителях она менее заметна.

    У вас такой проблемы не было?


    1. Prohard Автор
      05.11.2022 16:40
      +1

      Не было. Сильно шумит лавинный пробой, а там таких условий и близко нет.


    1. VT100
      05.11.2022 21:18

      "Песок" разве не от ограничения?


      1. Prohard Автор
        05.11.2022 21:34

        Я так понял речь идет о шуме. "Песок" - тогда не в курсе.


  1. Alex-111
    05.11.2022 10:56
    +6

    Очень интересные наблюдения!
    Было бы круто, если бы приложили звуковые фрагменты для первых двух схем.


    1. Prohard Автор
      05.11.2022 16:43

      Оценка качества звучания субъективна, поэтому в выкладывании фрагментов нет смысла.


      1. Alex-111
        05.11.2022 17:18
        +9

        Не могу связать первую часть предложения со второй, "субъективно == не имеет смысла?" ????‍♂️ Посыл интересный, но чтобы его опробовать, читателю придется приложить много усилий: собрать схему в железе или симуляторе. Если у вас есть готовые образцы, то это бы только усилило статью, в независимости от мнений (кому покажется лучше, кому - хуже), все же понимают, что это личное восприятие.


  1. Serge78rus
    05.11.2022 12:43
    +1

    Зачем в схеме на рис.1 каскад усиления на U1B? Того же самого эффекта можно было добиться изменив веса сигналов при их суммировании на U1C путем уменьшения величины R11 в два раза.


    1. Prohard Автор
      05.11.2022 16:47

      Умножитель AD633 имеет передаточную функцию (x*y)/10, то есть результат поделен на 10. Для этого и стоит U1B.


      1. Serge78rus
        06.11.2022 13:08
        +1

        Вы меня не поняли. Я не спрашивал зачем нужно дополнительное усиление. Я лишь написал, что его можно было получить прямо на сумматоре и не вводить дополнительный каскад.


  1. Chelidonium
    05.11.2022 13:00
    +2

    встречал нечто подобное на двухзатворном полевом транзисторе, на один из затворов
    возвращался сигнал после фильтра, во многом аудиальные ощущения носят субъективный
    характер и диктуются индивидуальной АЧХ улитки уха слушателя ) именно для выравнивания
    таких ощущений раньше в СССР везде присутствовал 'регулятор тембра' даже в проводной
    домашней радиоточке репродуктора, но полезный опыт потом был почти напрочь забыт


    1. sim2q
      06.11.2022 12:46
      +1

      встречал нечто подобное на двухзатворном полевом транзисторе

      О, смеситель на КП350 :)


  1. tormozedison
    05.11.2022 23:00

    Ну а чё, приму на заметку.


  1. Daddy_Cool
    06.11.2022 00:56

    Очень интересно! В электронике разбираюсь слабо, один раз собрал усилок на микросхемах LT1356+OPA549, т.е. предусилитель+оконечный. Получилось очень хорошо. Если взять схему с рис. 2 - можно ли так просто получить "ламповый улучшайзер" ? И если да - то куда втыкать - между каскадами?


    1. Prohard Автор
      06.11.2022 08:47

      Перед усилителем мощности.


  1. vlad_bo
    06.11.2022 12:21
    +1

    М-м, аудиофильская вторая гармоника… Нужно будет поиграться.


  1. d33
    06.11.2022 15:29

    Слышал оригинальный Aural Exiter в версии для автомагнитолы. Субъективно - уровень неплохих динамиков поднялся на тройку сотен долларов. Звук стал отчётливым и глубоким. Внутри коробки был найден фирменный чип размером с хороший процессор. Больше похоже на DSP, чем на простой генератор гармоники.


  1. ovn83
    07.11.2022 22:14

    Аудиофилия-это болезнь