Около десяти лет назад меня попросили о ремонте английского лампового усилителя - временами у него пропадал звук. Лампы оказались целы, видимых повреждений нет, все режимы в норме. Дефект обнаружился в переменном резисторе регулятора громкости и его замена решила проблему. К тому времени я уже был наслышан о феномене “теплого лампового” звучания и поэтому измерил все параметры усилителя по его спецификации. Представил работу владельцу усилителя и на некоторое время забыл об этом, так как у меня была основная задача улучшить качество звучания звуковой программы, получаемой по цифровому каналу.
Стандартный цифровой канал 64 кбит/с с верхней граничной частотой 4 кГц. И никаких возможностей на передающей стороне его расширить. Поиск среди различного софта для обработки потокового аудио для восстановления высокочастотных составляющих ничего особенного не дал и я обратился к аппаратным решениям. Я вспомнил, что если умножить сигнал сам на себя, то его частота удваивается. Принцип получился следующим: из сигнала фильтром верхних частот выделяем все, что выше, скажем 2 кГц. Подаем на умножитель, который фактически возводит сигнал в квадрат и на выходе получаем вторую гармонику, вычисленную из реального сигнала. Добавляем вычисленный сигнал в основной и теоретически получаем сигнал с удвоенной полосой частот.
Схема, которая выполняет указанные вычисления в аналоговом виде приведена на Рис.1.
На первом слева операционном усилителе собран фильтр верхних частот второго порядка с регулируемой частотой среза, далее сигнал подается на аналоговый умножитель AD633, за ним следует усилитель с коэффициентом усиления около 2, затем инвертирующий сумматор с входным сигналом и выходной инвертирующий повторитель, чем устраняется инверсия сигнала сумматором. Уровень вычисленных гармоник можно при необходимости изменить резистором R8.
Я пригласил знакомых звукооператоров послушать звучание. Слушали аудио узкополосного канала и полноценные треки. Вот тогда мое внимание обратили на схожесть звучания обработанного аудио со звучанием ламповых усилителей. В процессе работы над этой схемой я просматривал различные публикации, в том числе патенты, среди которых обнаружил патенты американской фирмы Aphex на устройство под названием Aural Exciter. Принцип практически такой же, только вместо умножителя у них стоит каскад на смещенном диоде, порождающий высшие гармоники, которые добавляются к исходному сигналу. Тогда я стал искать другие способы получения такого звучания.
Существует множество схем, предназначенных для получения звучания, похожего на “ламповое” и все они сводятся двум различным видам. Первые - это схемы с ограничителями на диодах, которые обеспечивают “мягкое” клиппирование сигнала, и вторые - схемы на полевых транзисторах, которые не включены в общий контур отрицательной обратной связи. Оба вида обладают, на мой взгляд, общим недостатком, который заключается в том, что эти схемы, в силу того, что переходная характеристика описывается логарифмическим уравнением, порождают нечетные гармоники, которые как известно, отрицательно влияют на качество звука.
Я решил использовать самые обычные транзисторные оптроны - схема на Рис 2.
Спектр выходного сигнала получился только с четными гармониками. У меня не сохранились реальные измерения того времени, поэтому на Рис. 3 показан спектр выходного сигнала схемы на оптроне, смоделированные в MultiSim.
Входной сигнал 200 мВ р-р, частота 1 кГц. Схема получилась очень простой и я использовал ее для развязки по питанию при подключении звукового выхода ноутбука к мощным системам звукоусиления.
С этим связан один эпизод. Однажды пришлось принимать участие в озвучивании большого культурного мероприятия. Много различной аппаратуры, мощные усилители, как всегда проблемы с электропитанием, где-то земля искрит… Нужна развязка по питанию, а изолирующего трансформатора у меня не было. Вот здесь мне очень пригодилась эта схема. Собственно на Рис. 2 схема показана при питании ее левой части от батареек 2х1,5 вольта, а правая питалась от микшера с сетевым питанием. Мне была поручена фоновая озвучка и после репетиции ко мне подошел звукорежиссер мероприятия и поинтересовался как я получил такое мягкое звучание. Уже после беседы я вспомнил про измерения лампового усилителя, о котором писал в начале статьи, поднял записи его измерений и обнаружил, что в спектре выходного сигнала этого усилителя среди высших гармоник преобладает как раз вторая.
С некоторых пор я стал экспериментировать с сигнальным процессором ADAU1701. Используя SigmaStudio, я провел ряд измерений по схеме, показанной на Рис. 4.
Переключатель Nx позволяет в реальном времени переключать выходы процессора на прямой канал без обработки (верхний по схеме) и блоками линейных интерполяторов, на которых реализованы различные проходные характеристики в соответствии с уравнением
y=x +ax^2 , где:
x - относительное значение входного сигнала, y - выходной сигнал, a - коэффициент от 0 (линейная характеристика), до 0,25.
Значения этого коэффициента я выбрал исходя из анализа проходных характеристик двух радиоламп, 0,125 для двойного триода 6Н3П (приблизительно аналог 12AU7) и 0,25 для мощного пентода EL34. Блоки DCB блокируют постоянную составляющую. Каналы идентичны.
На левом графике Рис. 4 показана проходная характеристика для значения коэффициента 0,25, а на правом графике для сравнения показана характеристика, рассчитанная закону степени трех вторых. Об этом законе можно почитать хорошую статью.
Измерения проводились с помощью звукового кодека PCM2900 и программы ARTA. На Рис. 5 показан выходного сигнала для интерполятора с коэффициентом 0,25.
На Рис. 6 показан выходного сигнала для интерполятора, моделирующего проходную характеристику по закону степени трех вторых.
В заключение считаю необходимым отметить, что конечная цель, а именно качество звучания, оценивалась мной субъективно и приведенные здесь схемы должны рассматриваться только как возможные варианты ее достижения.
Комментарии (34)
Tim_23
05.11.2022 08:31+1Интересно. А есть пример как звучит до и после умножения?
Есть формула каким образом происходит умножение? Я не совсем понял почему частота расширяется после умножения?
Prohard Автор
05.11.2022 08:50+1Посмотрите в справочнике по математике чему равен квадрат синуса функции.
VBDUnit
05.11.2022 09:55+3Tim_23
05.11.2022 10:48А чем это тогда отличается от взятия модуля функции(abs)? Результат будет почти тот же.
VBDUnit
05.11.2022 10:58+2Если по-простому, то острыми углами
Tim_23
06.11.2022 19:05Послушать бы ) В Матлабе вроде бы есть опция прослушивания файлов. Есть какие то программы, где можно задавать функции и слушать их как звуковой сигнал?
VBDUnit
06.11.2022 20:09+1Вот тут вбиваете функцию и слышите её звучание
abs(sin(t/10))
sin(t /10)
sin(t/10) * sin(t/10)Tim_23
06.11.2022 20:42Спасибо, классный сайт. Я так понял там частота волны связана с частотой дискретизации через t?
longtolik
05.11.2022 10:27Спасибо за статью.
Маленький вопрос: нельзя было сместить всё в 2 раза в сторону низких частот, пкредать по каналу 0...4000 Гц, на приёмной стороне сместить всё вверх на октаву. Таким образом, передать сигнал до 8 кГц по каналу с максимальной полосой 4 кГц?
Вместо 20 Гц у нас передалось бы 10 Гц, а потом получили бы опять 20 Гц.
АЦП ведь могут и постоянное напряжение измерять, то есть, от нуля Герц.
Когда-то задумался над этим, Ваша статья напомнила снова...
Prohard Автор
05.11.2022 16:41+1Когда-то примерно так сдваивали каналы и назвали результат канал первого класса. Только когда это было...
GospodinKolhoznik
05.11.2022 10:43+1Круто! А песочить не начинает? Обычно главная проблема транзисторах усилителей, которые косят под лампу, это всякие шумы p-n переходов, которые усиливаются до такой степени, что их становится слышно. Либо же этот "песок" надо сильно давить фильтрами, что портит сам звук.
Но вообще это в большей степени проблема гитарных уселителей с дисторшном и овердрайвом. На обычных аудио усилителях она менее заметна.
У вас такой проблемы не было?
Prohard Автор
05.11.2022 16:40+1Не было. Сильно шумит лавинный пробой, а там таких условий и близко нет.
Alex-111
05.11.2022 10:56+6Очень интересные наблюдения!
Было бы круто, если бы приложили звуковые фрагменты для первых двух схем.Prohard Автор
05.11.2022 16:43Оценка качества звучания субъективна, поэтому в выкладывании фрагментов нет смысла.
Alex-111
05.11.2022 17:18+9Не могу связать первую часть предложения со второй, "субъективно == не имеет смысла?" ????♂️ Посыл интересный, но чтобы его опробовать, читателю придется приложить много усилий: собрать схему в железе или симуляторе. Если у вас есть готовые образцы, то это бы только усилило статью, в независимости от мнений (кому покажется лучше, кому - хуже), все же понимают, что это личное восприятие.
Serge78rus
05.11.2022 12:43+1Зачем в схеме на рис.1 каскад усиления на U1B? Того же самого эффекта можно было добиться изменив веса сигналов при их суммировании на U1C путем уменьшения величины R11 в два раза.
Prohard Автор
05.11.2022 16:47Умножитель AD633 имеет передаточную функцию (x*y)/10, то есть результат поделен на 10. Для этого и стоит U1B.
Serge78rus
06.11.2022 13:08+1Вы меня не поняли. Я не спрашивал зачем нужно дополнительное усиление. Я лишь написал, что его можно было получить прямо на сумматоре и не вводить дополнительный каскад.
Chelidonium
05.11.2022 13:00+2встречал нечто подобное на двухзатворном полевом транзисторе, на один из затворов
возвращался сигнал после фильтра, во многом аудиальные ощущения носят субъективный
характер и диктуются индивидуальной АЧХ улитки уха слушателя ) именно для выравнивания
таких ощущений раньше в СССР везде присутствовал 'регулятор тембра' даже в проводной
домашней радиоточке репродуктора, но полезный опыт потом был почти напрочь забытsim2q
06.11.2022 12:46+1встречал нечто подобное на двухзатворном полевом транзисторе
О, смеситель на КП350 :)
Daddy_Cool
06.11.2022 00:56Очень интересно! В электронике разбираюсь слабо, один раз собрал усилок на микросхемах LT1356+OPA549, т.е. предусилитель+оконечный. Получилось очень хорошо. Если взять схему с рис. 2 - можно ли так просто получить "ламповый улучшайзер" ? И если да - то куда втыкать - между каскадами?
d33
06.11.2022 15:29Слышал оригинальный Aural Exiter в версии для автомагнитолы. Субъективно - уровень неплохих динамиков поднялся на тройку сотен долларов. Звук стал отчётливым и глубоким. Внутри коробки был найден фирменный чип размером с хороший процессор. Больше похоже на DSP, чем на простой генератор гармоники.
sim2q
Спасибо за схему на оптроне, а то заставляют "приукрашиватель" на лампе делать :)
А не нужно ли в эмиттер фототранзистора поставить RC цепь и сделать ООС по постоянному току в первый каскад?А то как то выглядит как то слишком зависящим от погоды.И на сколько я понял, рабочую точку нужно сместить что бы получить асимметрию ?
ps смотрю в LTSpice - при повышении уровня, ограничение вполне себе не симметрично начинается, но наверное такой задачи не стояло :) Но мне кажется в штатном режиме будет недостаточно искажений?
Prohard Автор
Спасибо за отзыв. Рабочая точка настраивается под конкретный экземпляр оптрона как обычно, по симметрии.