Буквально еще несколько лет назад поисковики в ответ на поисковый запрос «Облака» выдавали множество ссылок на детские мультфильмы и статьи в Википедии об атмосферных явлениях. В последние два-три года тенденция изменилась и в топ выдачи стали попадать публикации c описанием облачных вычислений и платформ, а сам термин «Облака» у IT-специалистов теперь вызывает неоднозначные ассоциации: уже далеко не все представляют себе «взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара», скорее в сознании «правильного айтишника» возникают образы виртуальных площадок и платформ, различных IaaS, PaaS, SaaS. Виртуализация всего и вся — один из главных трендов десятилетия, множество клиентских сервисов давно переселились в облака, крупные телеком-бизнесы внедряют все новые и новые VAS в дополнение к основным услугам, а зачастую, то, что когда-то было Value Added Service превращается в базовый продукт. Услуги связи в этом смысле не являются исключением и сервис «Облачная АТС» становится просто обязательным пунктом в списке предложений телефонного оператора. О том, как (в том числе и с нашей помощью) быстро и сравнительно непринужденно запустить собственный сервис облачной АТС мы расскажем ниже.



Для простоты определим, что извечный вопрос «быть или не быть новому сервису» решен изначально и ни у кого из уважаемых представителей телекома не вызывает сомнений тот факт, что телефонный бизнес без виртуальных АТС в 2015-м году — это не совсем правильно, вернее неправильно совсем. Рынок в этом сегменте растет до 40% в год и с таким фактом невозможно не считаться. Те из операторов, кто еще не успел запустить в продакшн облачную IP-PBX, почти наверняка задумываются об этом или вот-вот задумаются, вопрос исключительно в методах и сроках.

Запускаем свою облачную АТС


Способов запуска телефонного SaaS-сервиса несколько, коротко остановимся на двух наиболее распространенных: запуск облачной АТС как собственной разработки и запуск сервиса на базе White Label платформы одного из вендоров. Если оба способа изобразить наглядно и попытаться описать несколькими словами, то получится вот такая картина:

Собственными силами

Все делаем сами, разрабатываем платформу с нуля или создаем ее на базе существующих опенсорсных (или проприетарных) решений, самостоятельно развиваем и поддерживаем. В этом случае сервис-провайдер получает ощущение независимости и контроля всего и вся, но тратит много времени на запуск и вовлекается ресурсно и финансово, фактически разработка сервиса не прекращается никогда.



По модели PaaS

Пользуемся готовой PaaS-платформой и занимаемся только продажами и маркетингом, оставив технологическому партнеру бОльшую часть околотехнических забот. Сроки внедрения стремятся к минимуму, отпадает необходимость в существенных объемах разработки и поддержки, ресурс требуется только на маркетинг и продажи и чуть-чуть на первый уровень саппорта, можно сфокусироваться на коммерческих аспектах, не отвлекаясь на круглосуточный кодинг, но появляется зависимость от вендора и его бизнес-модели.

Первый путь — предмет целого, отдельного, исследования и мы к нему обязательно вернемся в одной из следующих публикаций, второй же путь нам ближе и понятнее и подробно рассмотрим именно его на примере нашей облачной White Label платформы ITooLabs. Добавим лишь, что при запуске сервиса виртуальной АТС на PaaS-платформе выбор «правильного вендора» — одна из архиважных задач, правильное решение которой может нивелировать главную проблему — зависимость от этого самого вендора.

Разработка ITooLabs Communication Server — история продолжительностью в несколько лет. В основе продукта — собственное коммуникационное ядро, собственные интерфейсы и компоненты, собственное видение того, каким должна быть «правильная» облачная АТС, множество бессонных ночей разработчиков и маркетологов. Серверная часть, или то, что и принято называть PaaS, развернута в собственном же кластере: так спокойнее и нам и нашим партнерам. Мы обеспечиваем функционирование всех сегментов, контролируем и управляем, мониторим и обновляем, поддерживаем и саппортим.

Партнер сервис-провайдер получает доступ к панели администратора после короткой и совершенно не мучительной кастомизации: логотипы, цветовая гамма и графические элементы интерфейса меняются практически на лету. В большинстве случаев запуск — от кастомизации до первого «Алло» — занимает не больше нескольких дней. В придачу даем программный ITooLabs Communicator (тоже кастомизированный) и постоянно обновляемый, актуальный и востребованный, функционал. О возможностях платформы в инфографике:



ITooLabs Communication Server обеспечивает доступ к двум различным видам интерфейса управления: операторский интерфейс (он же интерфейс супер администратора) и клиентский интерфейс. Задача первого — обеспечить максимальный контроль и управляемость сервиса на стороне оператора, задача второго — удобство и простота, именно поэтому под рукой «CисАдмина» множество кнопок и чекбоксов, а в интерфейсе клиента минимум лишних опций и сплошные «красивости». СисАдмин управляет и контролирует, а клиент настраивает переадресации и IVR. Оба интерфейса кастомизируются и настраиваются. Пример «покрашенного» интерфейса клиента можно увидеть на скриншоте ниже.



Интерфейс СисАдмина выглядит чуть иначе, но тоже может быть кастомизирован в стилистике партнера-оператора.

Шесть шагов до первого звонка


Представим, что у нас появился запрос от нового партнера-оператора и пройдем процедуру запуска виртуального облачного телефонного сервиса глазами самого оператора по шагам, с подключением первого конечного клиента.

Для начала запрашиваем и получаем учетную запись суперадминистратора своего сегмента платформы. Как уже говорилось выше — платформа живет в нашем кластере, никаких многодневнных инсталляций и настроек не требуется, по факту все просто: по ТЗ кастомизируется интерфейс, генерится новая учетная запись СисАдмина и отправляется партнеру-оператору. Два-три дня и партнер получает свою учетку и может авторизоваться.



В этом интерфейсе, собственно, и проходит бОльшая часть жизни администратора сервиса: видим виртуальные АТС наших «конечников», можем активировать и деактивировать их, отключать или подключать дополнительные услуги, выставлять лимиты и ограничения, настраивать транки, номера и маршрутизацию. Итак, первая АТС-ка продана и у нас есть запрос первого клиента. Дальше по шагам.

Шаг первый:

создаем новую клиентскую АТС (понятно, что клиент предварительно сообщил сколько сотрудников он планирует телефонизировать и какие дополнительные сервисы он хотел бы использовать). Генерируем новый субдомен, доступный по веб-адресу, который уважаемый партнер-оператор пожелал использовать для своей новой услуги. Адрес выглядит как: название_клиента.домен_партнера.



Изучив пожелания клиента подключаем ему тот набор сервисов, который он заказал после общения с продавцами или начитавшись маркетинговых описаний на сайте услуги. Все управление только GUI, консоль не требуется совсем. Для желающих можно предоставить доступ ко всем логам платформы.



Шаг второй:

мы оператор, у нас много стыков с различными вышестоящими провайдерами и мы хотим управлять многочисленными транками, обеспечивая возможность каждому из клиентов звонить по оптимальному маршруту. Для этого создаем то количество шлюзов, которое необходимо (шлюз — он же транк, он же стык, он же гейтвей для входящих и исходящих звонков). Тут же можно подключить биллинг, выставить все необходимые правила для пропуска caller ID, формат трансляции номера и особенности передачи АОН.



Шаг третий:

прописываем необходимые маршруты и говорим какие вызовы и по каким направлениям будут маршрутизироваться в определенные транки-шлюзы. Оптимизация и еще раз оптимизация. Москву отправляем на московских операторов, а «межнар» в Дюссельдорф или Гамбург. Маршруты могут быть сколь угодно разнообразными.



Шаг четвертый:

создаем диал-планы. Еще со времен СССР в сознании большинства людей старшего поколения любой звонок на междугородные и международные направления должен начинаться с «8», а в сознании поколения X, которое пользуются исключительно смартфонами, правильный набор всегда начинается со знака «+». Упростим жизнь и тем и другим и настроим диал-планы так, чтобы все были довольны. Потом диал-планы «раскидаем» по пользователям.



Шаг пятый:

телефонные номера. Сервис облачной АТС без входящий связи — нонсенс. Поэтому входящая связь должна быть. Мы оператор и у нас есть собственная номерная емкость (или мы получаем номерную емкость по партнерской схеме от вышестоящих провайдеров). Пропишем номера, доступные для пользователей облачных АТС, и сопоставим нужные цифры с нужными клиентами. Теперь на номера можно звонить и все вызовы будут проходить по заранее созданным маршрутам. Сколько входящих номеров доступно «конечнику» решаем только мы простым кликом мышки.



Шаг шестой:

каждому клиенту свой маршрут. Основываемся на собственной бизнес-логике и даем возможность клиентам звонить оптимальным для нас образом. Прикрепляем заранее созданный маршрут к каждой отдельной АТС. Иногда бывает так, что клиент хочет продолжить использовать своего старого оператора. Что ж, можно позволить и такое, настроив определенную АТС для работы через отдельный, специализированный шлюз.



Шесть шагов по настройке первой виртуальной АТС пройдены, наступает момент истины. Нажимаем «Сохранить» и заводим для клиента учетную запись администратора, указываем ФИО, контакты, телефоны, пароли и явки.

Глазами клиента


Робот генерирует учетную запись и отправляет велкам-сообщение.



Обрадованный клиент проходит по ссылке в письме, вводит свои учетные данные (страничка авторизации предусмотрительно кастомизированна в корпоративном стиле партнера), ждет пару секунд



и авторизуется в своей, новоиспеченной, облачной АТС, где его ожидает кастомизированный интерфейс с оптимумом кнопок и настроек. Теперь дело за малым: сконфигурировать свою АТС-ку по собственному разумению, но это уже задача самого клиента. Не будем ему мешать.



Минимализм клиентского интерфейса смущать не должен: все необходимое есть, настройки визуализированы, раздел «Статистика» создан с расчетом на пытливый ум рачительного руководителя и отображает все детали по каждому из сотрудников, формирует графики и отчеты. Раздел «Настройки» структурирован и все «фичи» предусмотрительно спрятаны под иконкой «Еще». Кнопка коробочной интеграции с CRM находится на самом видном месте. Подробное описание функционала клиентской части облачной АТС ITooLabs заняло бы еще пару страниц убористого текста. Когда-нибудь мы опишем и его, тем более, что на наш взгляд есть чем похвастаться. Но это уже другая история.

Вместо заключения


Понятно, что идеальных схем в реальной жизни не бывает, так же как и не бывает идеальных способов запустить новый или условно новый бизнес. Каждая из ситуаций индивидуальна и требует вдумчивого подхода и анализа. При этом в телекоме наблюдается четкий тренд: стремление к унификации и тиражируемости продуктов, эдакий «телеком-макдональдс», в котором подключение новых клиентов, их поддержка и обслуживание, поставлены на поток по отработанной технологии. Использование PaaS-платформ — как раз и есть шаг в этом направлении, поскольку клиент становится все более требовательным и капризным и просит все больше любви и внимания. В таких условиях огромное количество ресурсов тратится на удержание, а не только на привлечение. Все, описанное выше, есть лишь один из рецептов «универсального гамбургера» и мы верим в то, что именно такая модель окажется наиболее жизнеспособной в сфере серийных продаж телеком-продуктов для SMB.

Через некоторое время вернемся с новыми описаниями и идеями.

Комментарии (20)


  1. lukianenko
    03.11.2015 08:41
    +1

    Отличное решение! Удачи вам в развитии данного продукта, обязательно буду следить за вашим блогом!


    1. duran242
      03.11.2015 09:31

      Спасибо за отзыв. Будем делиться информацией по рынку облачных АТС. Экспертиза накоплена существенная.


  1. Timata
    03.11.2015 10:37
    +1

    Что значит управление АОНами? Могу назначить любой?


    1. duran242
      03.11.2015 10:40

      Если вы клиент, то, конечно же, нет. Номера (и АОНы) распределяет суперадминистратор, клиент оперирует только разрешенным списком номеров. вы можете назначить пользователю или отделу соотвествующий CID исключительно из вашего списка.


      1. Timata
        03.11.2015 16:09

        Кому можно назначить АОН? например хочу разным отделам разные номера.


        1. duran242
          03.11.2015 16:12

          CID назначается отделам, сотрудникам или единый на всю компанию.


        1. rdin
          03.11.2015 16:18

          Это настраивается у нас очень круто. Номер можно назначать не только на сотрудников и отделы, но и настраивать подставляемый номер в зависимости от направления звонка.


  1. Victor_AC
    03.11.2015 12:11

    Решение отличное и интересное. Но по практике, достаточно частое требование от операторов — это интеграция таких систем с собственным порталом оператора и биллинговой системой по API. Есть ли в Communication Server такой интерфейс, типа API?


    1. rdin
      03.11.2015 12:18
      +1

      Разумеется, у ITooLabs есть полноценный SOAP API. Есть несколько операторов на ITooLabs, которые полностью автоматизировали все бизнес-процессы: с сайта можно взять демо, купить АТС, выбрав тариф, изменять опции, отображать в АТС оставшийся баланс, списания и т.д. Так что наоборот, с ITooLabs сделать это очень просто.


  1. BigD
    03.11.2015 15:21

    «В основе продукта — собственное коммуникационное ядро»

    Вы так CommuniGate назвали, или всё уже не так?


    1. rdin
      03.11.2015 15:46
      +1

      Ждите следующие посты;)


  1. g613
    03.11.2015 17:43

    > Как уже говорилось выше — платформа живет в нашем кластере, никаких многодневнных инсталляций и настроек не требуется

    тоесть оператор свой трафик будет через вас гонять?


    1. rdin
      03.11.2015 17:50

      Только при включенной записи разговоров. В этом случае — да. Чем-то смущает?
      Нет никаких проблем инсталлировать платформу на площадке оператора. У нас есть вынос во Владивостоке, например. Понятное дело, что операторов не из России мы тоже делаем инсталляцию на площадке оператора и обслуживаем её.
      Так что все вопросы решаемы.


      1. g613
        03.11.2015 18:00

        меня нет, но кого то — да. Есть сферический мелкий оператор с узлом и пулом номеров который отдает последнюю милю по сипу через свою сеть — вполне законно. Вот как в этом случае будет выглядеть схема подключения?

        P.S. для IVR таки тоже трафик к вам гнать надо.


        1. rdin
          03.11.2015 18:17

          В описанном вами случае (небольшой оператор и т.д) будет лучше, если все будет работать в нашем облаке. То есть между клиентом и оборудованием оператора встаем мы. Конечный клиент будет подключаться к нашей платформе, оператор подает на нас транки (см. скриншоты выше).

          P.S. Если потребуется вынос, то на вашей площадке окажется и IVR.


          1. g613
            03.11.2015 18:30

            я к чему клоню — чтоб оно работало в любом случае надо коннекшен до вас? даже в случае 'выноса'?


            1. rdin
              03.11.2015 18:38

              Нет, в случае выноса коннекшена до нас (основного кластера) не нужно. Вынос — мы устанавливаем платформу на вашей площадке. Работать будет как классический софтсвитч, всё будет работать в вашей сети.


  1. aylarov
    04.11.2015 12:17

    Упомянули бы еще про альтернативы раз уж решили про PaaS писать ;)


  1. Klistrod
    05.11.2015 19:18

    Реклама это хорошо, а как насчет схемок архитектуры системы для понимания, что это вообще такое.
    Как туда например воткнуть свой биллинг или COPM?


    1. rdin
      05.11.2015 19:38

      Можем и то, и другое, но это заслуживает отдельной статьи. Не всё сразу.:)