Меня зовут Лилия, я уже 21 год в QA. 15 лет из них преподаю начинающим тестировщикам, а 7 лет назад создала собственную школу тестирования.

Это одна статей цикла, в которых я анализирую, что именно влечет IT-специалистов в преподавание. Так как она четвертая и не последняя, то причин, очевидно, много.

Ранее были:
#1 — Не устраивают дела в IT и Куда применить свои обширные знания
#2 — Приятная компания и Прокачка softskills
#3 — Ораторствуем и Зарабатываем

Мотивация 7 - Попадание в IT случайных людей

Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с “не тем парнем в IT”. Человек неплохой и, может быть, даже компанейский, но не тянет. Не претендует на что-либо выше исполнителя, и даже обычные рутинные операции выполняет неудовлетворительно. Невнимателен, делает медленно и некачественно, допускает много ошибок. В какой-то момент ловишь себя на том, что при каждой  постановке задачи ему думаешь “Черт, мне быстрее сделать задачу самой, чем поручать ему”. И это не из-за микроменеджмента - ты уже потратила время на обучение этого парня, включила его в процессы. Постановка задач простая и понятная. Но у него все валится из рук.

Если это временное явление из-за личных проблем сотрудника, то, надо на время разгрузить человека, по возможности помочь ему.

Но если подобное происходит постоянно, то причины, как правило, две.

Во-первых, отсутствие таланта в конкретной предметной области. “Everyone is a genius. But if you judge a fish on its ability to climb a tree, it will live its whole life believing it is stupid". Эта фраза приписывается Эйнштейну, хотя, скорее всего, он ничего подобного не говорил. Впрочем, от этого мысль не становится хуже.
Во-вторых, проблемы с мотивацией. Точнее ее отсутствие. Как говорил Steve Jobs, “People With Passion Can Change The World”. Очевидно, что мотивация тоже коррелирует с талантом. Ведь обычно нам нравится делать то, что мы умеем делать.

В любом случае не вызывает сомнения, что половина неудачных проектов происходит из-за того, что ими занимались люди, которые могли найти себе применение в более подходящих для себя и более воодушевляющих специальностях. Которые бы они делали не для галочки и только из-за зарплаты, но потому что это их зажигает. Результат был бы совершенно иной.
Поэтому на собеседованиях я люблю задавать вопрос “Какой деятельностью вы готовы заниматься с утра до вечера и больше вам для счастья ничего не надо?” Увы, ответы не так часто, как этого бы хотелось, коррелируют с основными обязанностями предлагаемой вакансии.

Работая “не с тем парнем” иногда возникает желание вернуться на машине времени на n-е число лет назад, встретить его и сказать - “Не задавай никаких вопросов, у меня только одна минута. Все что я могу сказать - работа QA не для тебя. Не благодари и прощай!”

На самом деле если вы работаете QA-ментором - у вас есть такая возможность.

И это “режим Бога”, который возлагает на ваши плечи огромную ответственность. Ведь нужно понимать тонкую грань между тем, где временные сложности, а где - профнепригодность. Или, например, не умалчивает ли студент о каких-то проблемах, потому что слишком стеснителен.

Неудовлетворительная оценка по пройденному материалу, неуспешно сданное домашнее задание или отрицательная обратная связь так или иначе влияет на ощущения студента и его уверенность в своих силах. Тем более, когда это происходит несколько раз подряд. Даже полностью уверенный в себе студент хотя бы раз за обучение сталкивается с ситуацией, когда он задает себе вопрос “А точно ли это мое? Не сделал ли я ошибку, выбрав эту специальность?”. Статистика QA-курсов по “доходимости” до конца обучения это подтверждает - в лучшем случае половина поступивших доходит до конца обучения. Причин тому много, но главная - отсутствие решимости и мотивации.

Задача хорошего ментора - в нужный момент поддержать сомневающегося студента, придать ему уверенности. Понять, что же все-таки было причиной неуспеваемости. Вместе разобрать непонятный момент теории, подсказать решение казалось бы тупиковой практической задачки. И, в конце концов, просто сказать пару ободряющих слов. “Ты не первый, кто с таким сталкивается. У меня в свое время была такая же проблема, но, как видишь, в результате всё ок.”

Но также задача действительно хорошего ментора - не внушить ложной надежды тому студенту, по учебным результатам и отношению к делу которого ясно, что это не его профессия. Что есть какая-то другая специальность, где он раскроется в полной мере. Но это, в нашем случае, точно не QA.

Решение, скорее всего, будет приниматься не единолично. Но как показывает практика, убежденность конкретного ментора в том, что этого студента нужно спасти от IT, и одновременно IT нужно спасти от будущего “не тянущего” профессионала, с высокой степенью вероятности найдет поддержку у коллег. Кто-то из других менторов тоже выскажется “Да, по моему модулю тоже было много вопросов, да и сдал он с трудом на тройки”. Случаи, когда конкретный студент не тянет, скажем, базы данных, но при это прекрасно успевал по сетям, крайне редки.

Есть и более другие, заблаговременные варианты не позволить студенту совершить ошибку. Например, в нашей QA-школе мы проводим входные экзамены-собеседования, которые фактически являются профориентацией. Без сданных тестов и общения с ментором студент не будет зачислен на курс, даже если готов его оплатить целиком и сразу.

Возникает простой логичный вопрос - как отличить “не того” студента от студента, из которого получится отличный профессионал, но который столкнулся с временными трудностями. Это сложный вопрос, но на него есть простой ответ - объективный подход “без перехода на личности” и преподавательский опыт. Если вы только начинаете свой путь и этого самого опыта пока нет, вам поможет руководитель учебной программы.

Это непросто, но в результате вам будут благодарны все.

И студент, которому вы не позволили совершить ошибку и потратить бесценное время жизни на неинтересную для него IT-специальность.

И его будущий руководитель. Который не будет через пять лет думать, что делать с неуспевающим - переводить его на другой проект или, если это хороший руководитель, искать возможность перевести на другую специальность внутри компании. Или же увольнять. Но даже увольнение не окончательное решение - человек просто перейдет в другую компанию отрасли. А так как IT-мир маленький, с ним можно “встретиться” и еще раз.

Будет вам благодарен и уже другой студент, которому вы смогли уделить достаточно времени, так как не возились с двоешниками. Которого вы поддержали, вдохновили в нужный момент и который в результате стал классным профессионалом.

В любом случае ответственность "Режима бога" очень большая. Для кого-то она уравновешивается мотивацией “Мои дети”, но про нее уже в следующих статьях.

Мотивация 8 - Заставлять свой мозг работать

В какой части кривой обучения наш мозг напрягается больше всего? На какой части горизонтального отрезка ему приходится создавать большего всего нейронных связей?

Очевидно, на крайнем левом. Когда вы только погружаетесь в новую для себя предметную область, мозгу приходится с нуля формировать целые отделы внутри ваших больших полушарий. В это время там явно царит большой кавардак, ведь ежедневно приходится перенастраивать миллионы аксонов. А судя по тому, что вам в этот момент снится ночами, там, внутри, явно не обходится и без сверхурочных.

Во всяком случае, именно так обстояло лет десять назад, когда вы только погружались в IT, верно? Каждый месяц, если не каждую неделю, вы сталкивались с новой технологией, новым языком, новым подходом. До сих пор помню, какое просветляющее впечатление лет двадцать лет назад на меня произвела концепция SQL. Теоретическая простота, математическая гармоничность и эффективность практического применения. Не помню, чтобы за последние лет пять что-то меня так же впечатлило.

Но проходят годы, и мозгу уже не надо напрягаться так, как он делал это раньше. Да, информационные технологии продолжают развиваться, но все чаще вы ловите себя на том, что новое - это хорошо забытое старое. Просто это новое сформировано на более современной платформе и более красиво упаковано. Мозг охотно распознает привычные паттерны и после небольшой подстройки применяет их для решения уже новых задач. И если лет десять назад для изучения чего-то нового у вас могло уйти несколько месяцев, то теперь вы справляетесь за половину недели. Опыт услужливо подсказывает, какая часть из новой информации является на самом деле деле уже известной, какую часть можно сразу отбросить, так как она является незначительной, а где те десять процентов, в которые действительно следует погрузиться.

Следствия вышеуказанного понятны. Так как приходится уже не так сильно инвестировать умственный капитал, то и с психологической точки зрения все кажется уже не таким интересным, как было раньше. Трава не такая зеленая, солнце не такое яркое. В запущенных случаях появляются апатия и цинизм.

С физиологической - мозг начинает скучать и переходить в режим standby. Можно понемногу готовиться к изучению последней предметной области в своей жизни - симптоматике Альцгеймера?

Не стоит. Ведь есть и другие варианты.

Можно продолжать активно расти горизонтально, причем так активно, что "уезжать" вообще в другую предметную область. Где, ура, все такое новое и надо учиться с нуля.
Можно расти вертикально. При этом, правда, за чередой бесконечных созвонов все дальше удаляться от технических основ. Остается только уповать, что это не еще более быстрая дорога к Альцгеймеру.

А можно перезапуститься с нуля в своей же предметной области.

Любой путь познания, начинающийся на том самом крайнем левом отрезке графика, включает в себя этапы “незнание”, “знание”, “понимание”, “умение”. Вы проходите весь долгий путь от бестолкового новичка до прожженного профессионала. И большинство завершает свой путь на этапе “умение”. Забывая при этом, что он не последний.

Последний этап - это “научить смену”. Потому что именно он обнаруживает, что ремесленный аргумент “да мы так всегда делали” не способен дать ответ на вопрос “а почему именно так, а не наоборот?”.  Что профессионализм зачастую ограничивается только опытом пройденных граблей и не способен предсказывать будущее еще не совершенных ошибок. И показывает, что для того, чтобы что-то внятно и аргументированно объяснить, зачастую требуется знать в несколько раз больше, чем нужно для ежедневной рутинной работы.

Всё это внезапно раскрывает, что знаешь ты не так уж и много.

Продолжение

Итак, сегодня мы рассмотрели 2 очередные преподавательские мотивации (полный список мотиваций здесь). В продолжении - про Новые вызовы и синдром "Уже сам понял пока вам рассказывал".

Комментарии (0)