Японская игра Го насчитывает многие тысячи лет. Несмотря на то, что правила игры довольно простые, создать программу, которая могла бы выиграть у опытного игрока-человека пока не удается. Да, программы есть, и они весьма хороши, но у профессионалов такая программа выиграть пока не в состоянии. Сейчас корпорация Facebook решила взять решение проблемы в свои руки, и создать самообучающуюся систему с элементами ИИ, которая способна победить любого человека.
Правила у Го очень простые, да, но вот машине в эту игру играть сложно, поскольку вариантов — огромное количество, и просчитать все за вменяемое время пока ни один компьютер не в состоянии. А вот человек, с его вроде как ограниченными возможностями по проведению сложных вычислений за определенное время, оказался неожиданно хорош при игре в Го. По словам представителей компании, большинство хороших игроков использует визуальные паттерны для определния хороших или плохих ходов, и здесь огромную роль играет интуиция.
Разработчики ИИ для игры в Го собираются создать систему, которая сочетает в себе элементы обычной компьюетной программы, просчитывающей ходы в огромном количестве вариантов, и системы, распознающей визуальные паттерны на доске, определяя оптимальный вариант хода.
Сама эта задача является частью более обширного проекта, цель которого — изучение вопроса глубокого обучения (Deep learning). Под термином «глубина» в данном случае понимается глубина графа вычислений модели — максимальная длина между входным и выходным узлами конкретной архитектуры. В случае, например, простой нейронной сети прямого распространения глубина соответствует количеству слоев сети. Термин 'глубокое обучение' акцентирует внимание на сложности обучения внутренних (глубоких) слоев многослойной сети, которые плохо поддаются классическим методам обучения, таким как метод обратного распространения ошибки.
Для того, чтобы победить человека в Го, компьютерную систему научат «думать», как человек.
В общем-то, делается это не для удовольствия или удовлетворения чистого любопытства исследователей (хотя и это тоже), а для создания компьютерных систем, которые способны работать по примерно тому же принципу, по которому работает и мозг человека. В дальнейшем такие технологии будут использоваться социальной сетью в собственных целях. Например, сейчас компания создает версию социальной сети для людей с какими-либо проблемами зрения. Так, на вопрос «что держит человек в руке», система сможет ответить достаточно развернуто и понятно для спрашивающего.
Виртуальный помощник Facebook, М, также будет основан на этой технологии, анализируя и изучая запросы пользователей, с целью улучшения своей работы и отвечая так, как это сделал бы человек.
Aloneal
Последняя игра сопротивляется…
marapper
Не последняя.
GlukKazan
Картинка известная, но не очень удачная. «Змеи и лестницы» сложнее Го? Это юмор такой?
В «Змеях и лестницах» от игрока просто ничего не зависит! Все решает кубик!
При таких начальных условиях, толку от искусственного интеллекта конечно немного, но ведь и от естественного тоже!
Что касается игр, более сложных чем Го, они есть, но гораздо более молоды, совершенно не изучены и куда менее известны.
ustin
Да, это юмор. Игры ниже мне нравятся даже больше.
Вольный перевод с explainxkcd.com
Sychuan
не вижу причин почему ИИ не выйграет первую и последнуюю.
ustin
Для мао придется создать сильный ИИ с пониманием смысла действий и слов человека, т.к. правила могут включать в себя взаимодействия с окружающими предметами, изменение смысла слов, невербальные жесты, культурные отсылки и вообще ограничены только фантазией присутствующих. На текущем этапе развития ИИ просто не сможет понять первое же введенное игроком нестандартное правило.
Написать бота для кальвинболла — это как написать универсального бота для игры с детьми по их правилам. На ближайшей детской площадке будет хорошая иллюстрация всей безнадежности этой попытки.
Sychuan
На текущем уровне, да. Но на картинке написано never. А это очень сильное утверждение
ustin
На картинке написано may never, это указание на возможность такого, а не утверждение.
darkfrei
А «мельницу» можно выиграть у компьютера?
anderston
Интересно, а как обстоят дела с маджонгом (риччи)?
Sychuan
Неплохо, для компьютеров я думаю. Достаточно простая игра с элементом случайности, почему компьютер должен играть в нее плохо?
anderston
Примерно по тем же причинам, почему он до сих не побеждает сильных игроков в покер, хотя с риччи должно быть лучше, как мне кажется. Да и она довольно интересна для программирования, в игре на порядок больше чем в покере выигрышных комбинаций и связанных с ними стратегий. Просто те программы, с которыми лично я сталкивался, в основном годятся для обучения. Сильным игрокам они не интересны.
GlukKazan
Безусловно интересная новость и, наверное, дело действительно не только в любопытстве. Насколько я помню, предложение Инга всё ещё действует:
В общем, желаю Facebook-у успеха.xenohunter
Тайваньский доллар меньше двух рублей. Facebook купили Instagram за миллиард настоящих долларов. Не думаю, что они гонятся за победой в этом чемпионате.
GlukKazan
Можно пустить на премии программистам. И потом, главное в этом призе — не деньги.
KvanTTT
Что-то какая-то смешная премия за такую программу.
mkovalevich
Будет непросто. ИНС недостаточно гибкие, даже обычные паттерны видят хуже человека, а сложнейшие в го… Не буду загадывать, но скорее предвижу неудачу.
А вообще сильный ИИ уже давно обыгрывает людей, как полагается — с легкостью)
GlukKazan
А где в «Хикару но Го» ИИ?
mkovalevich
Вспоминаете фразу Артура Кларка про магию, вспоминаете английский, понимаете откуда взялось именно такое имя, и можете попытаться догадаться, как это было реализовано с технической стороны.
GlukKazan
А поподробней? Технически, в сериале, это было реализовано как игра через интернет с мальчиком, у которого в голове засел призрак, обожающий играть в Го. Имя Сай имеете в виду? Или я чего то не знаю, или AI сюда притянуто за уши.
mkovalevich
«у которого в голове засел призрак» — по-вашему, это «технически»? )
Вообще это офтоп уже. Пишите в лс если надо.
GlukKazan
В ЛС писать смысла не вижу. Понимаете, обозвать 7-ми минутную вырезку из сериала можно как угодно, но в самом сериале про AI ничего не было и нет. Он не об AI и он не «технический». Не надо вводить людей в заблуждение.
mkovalevich
Тема не про сериал вообще а про ИИ vs. Human в Го. Ролик называется… «ИИ vs. Human в Го». А сериал ваш, ну подумаешь, будто это важно тем, кто его не смотрел и не посмотрит)) Хватит занудствовать.
Kroid
Не занудство. Я тоже до вашего объяснения не понимал, почему вы призрака искусственным интеллектом называете.
kraidiky
Как раз для задач го паттерны будет формализовать на много проще, потому что известен и фиксирован шаг сетки. Думаю, если фейсбук не поленится нацепить очки отслеживающие саккады на какого-нибудь опытного мастера и научит свои алгоритмы переносить фокус внимания так же, она сумеют выиграть.
mkovalevich
> Как раз для задач го паттерны будет формализовать на много проще, потому что известен и фиксирован шаг сетки.
В принципе да. Проблема, как их именно формализовать, человек играет полуинтуитивно — не считая стереотипных комбинаций и бойни типа dogfight, где уже конкретный расчет. Кто выигрывает, в случае мастеров решает эта полуинтуитивность — «видение». И она не раскладывается на более простые алгоритмы, типа «делай так, а вот так не делай», там много того элемента, что и у человека, когда вы видите картину перед глазами и вам все мгновенно понятно без анализирования, а ИНС не всё, и далеко не ((
mkovalevich
del
Sychuan
Все-таки Го китайская игра, по происхождению. Думаю, в ближайшие годы (около 10 лет) компьютеры научаться играть не хуже хороших игроков высокого уровня и лет в 20 выиграют чемпионов.