С начала 2022 года российские пользователи живут в условиях нового витка санкционного давления. Уход множества иностранных компаний и недоступность различных сервисов даже стали привычными. И во многом преодолимыми. А у пользователей появилась возможность скачать приложения ритейлеров из новых более дружественных магазинов - так наше приложение М.Видео появилось ещё и в RuStore (сейчас топ-13 против топ-19 в AppStore).
Куда хуже обстоят дела с приспосабливаемостью пользователей к санкциям в отношении российских мобильных приложений, которые ввели магазины приложений Google и Apple. Из них исчезли apps многих российских банков, информационных сервисов. Иногда направленность санкций даже удивляет. Под них, к примеру, попало тематическое приложение футбольного клуба ЦСКА, выпущенное порталом Sports.ru, – команду коснулись санкции, наложенные на компании, которые владеют ее акциями.
Такая ситуация не просто затрудняет использование устройств. Отсутствие обновлений становится опасным для безопасности, а ведь часто речь идет о банковских сервисах, особенно подверженных киберрискам.
Все это – повод посмотреть в сторону альтернативных способов получения новых и обновления существующих аппликаций.
iOS
Для владельцев устройств Apple все сложнее и, одновременно, проще. Обойти AppStore с его ограничениями можно только с помощью джейлбрейка и едва ли найдется много пользователей, которые рискуют закирпичить свой дорогой во всех смыслах аппарат.
Но iOS позволяет пользоваться не только классическими, но и адаптированными приложениями. Речь идет о PWA, Progressive Web App. Это, по сути, переработанная версия веб-сайта, которая позволяет использовать все преимущества мобильной аппликации – разнообразные жесты, адаптированный для небольших экранов интерфейс, включая его отдельные элементы, платежи прямо в приложении и т.д.
Опытов реализации PWA для экосистемы Apple много. Можно в качестве примера привести популярный у предпринимателей банк «Точка», который входит в экосистему «Открытия», пострадавшего от санкций. На веб-сайте «Точки» есть отдельная страничка со ссылками на мобильные приложения банка. И для пользователей устройств Apple тут предлагают зайти по указанному адресу и …сохранить ссылку на сайт банка на домашней странице устройства. При этом пользователей не пугают непонятной аббревиатурой PWA, а просто предлагают обеспечить быстрый доступ к онлайн-банку. Простая и подробная инструкция с картинками прилагается.
Как дела у Android
А вот Android, как и всегда, предлагает разнообразные варианты. Эта операционка изначально допускала установку приложений из сторонних источников, которые скачиваются в виде файлов APK. Правда, этот процесс для многих пользователей слишком сложен.
Во-первых, нужно найти ссылку на файл в Сети и хорошо, если это будет сайт самой компании-разработчика, а не фальшивка. А во-вторых, система потребует разрешить установку приложений из сторонних источников, да еще припугнет возможностью «небезопасных действий». При этом соответствующий пункт меню в настройках еще нужно поискать – и это для множества пользователей становится непреодолимым препятствием.
Впрочем, есть и другие, более привычные способы, – альтернативные магазины приложений. Их развивают как российские компании, так и иностранные вендоры – производители устройств.
Магазины вендоров
Помимо Google свои магазины приложений развивают и другие компании. Они потребовались им для формирования собственной экосистемы устройств. В них размещались темы оформления, в том числе и платные, специфические приложения (например – для носимых устройств). Но еще до эпохи санкций в вендорских сторах стали появляться и обычные аппликации, тех же банков, букинг-сервисов или новостных служб.
Сегодня можно говорить о трех полноценных вендорских магазинах приложений – Galaxy Store (Samsung) и AppGallery (Huawei, в том числе и для устройств Honor). Простая проверка показала, что все приложения, выпиленные из Google Play в нех присутствуют и доступны для скачивания – вендоры из Южной Кореи и Китая санкций России не объявляли.
А вот купить в этих магазинах не получится – платные приложения просто отсутствуют. При этом есть бесплатные усеченные версии. Имеются и пометки про «покупки в приложении», но сами магазины принимать карты, выпущенные российскими банками, отказываются. Эксперимент поставлен и при помощи Visa с MasterCard, и при помощи МИР. При попытке зарегистрировать карту приложения магазинов выдают сообщения об ошибке.
Еще один общий недостаток магазинов Samsung и Huawei – их назначение только для пользователей устройств этих компаний. Скачать их из Google Play не получится, распространяются они только предустановкой на устройства вендоров.
Поэтому актуальность приобрели альтернативные магазины приложений, которые развиваются российскими компаниями. Их явные преимущества – доступность на любых устройствах Android и гарантированная защита от санкций (и Samsung, и Huawei могут в любой момент попасть под давление иностранных регуляторов и закрыть свои сторы для российских пользователей).
NashStore
О своих планах по разработке и запуску альтернативного магазина приложений АНО «Цифровые платформы» объявила в конце марта. Проект получил название NashStore и был стал доступен для пользователей 16 мая. Запуск не обошелся без проблем. Связаны они были, по словам разработчиков, с мощной DDoS-атакой.
С самого начала проекта разработчики заявляли, что их цель – создание независимого магазина приложений для Android для пользователей из России и стран ЕАЭС, который позволит без ограничений скачивать, устанавливать и оплачивать (в том числе и при помощи карт МИР) приложения и подписки.
Установить приложение NashStore на устройство можно только скачав APK-файл, – в Google Play оно недоступно.
Регистрация доступна на веб-сайте магазина, здесь же можно скачать приложение. Сервис потребует ввести имя, фамилию, адрес электронной почты и телефон, на e-mail придет и письмо со ссылкой для подтверждения регистрации. А вот ознакомиться с ассортиментом на сайте не получится – он доступен только в приложении.
Приложения и игры вынесены на разные вкладки. В каждом разделе имеются категории, причем их список серьезно детализирован. Для приложений их, к примеру, выделено больше 20. Весьма подробно категорированы и игры. Содержание магазина вполне соответствует ожиданиям, в нем имеются все приложения, «вычищенные» из Google Play. Есть и другие приложения российских разработчиков, хоть и не все – востребованного множеством пользователей «Тинькофф» не имеется. А вот иностранных нет вообще, в том числе и тех, работу которых в нашей стране никто не ограничивал. Суперпопулярного Telegram, например, найти в NashStore не удалось. Зато есть полный набор специализированных приложений от VK, «Госуслуг» или ФНС.
Имеется функция поиска по списку приложений, причем использовать лучше именно эту функциональность. Удивительно, но странички категорий открываются крайне медленно. Кстати, приложение вообще отличается неторопливостью, что не добавляет удовольствия при его использовании.
Общее впечатление от NashStore не слишком благоприятное. Помимо крайне медленной работы приложению магазина свойственен еще и минимализм. И речь не только об интерфейсе, а об описании приложений и дополнительной информации, размещаемой на их страничках. Ссылка на другие приложения разработчика имеется, а вот ни перечня похожих приложений, ни рекомендаций нет. И это сильно контрастирует с информативностью Google Play.
Но, пожалуй, самый большой недостаток NashStore – крайне нестабильная работа. Приложение, увы, постоянно «вылетает» и это совершенно убивает желание им пользоваться.
RuStore
RuStore – еще одна попытка российских разработчиков создать альтернативный магазин приложений. Развивает его холдинг VK под патронатом Минцифры России. Запуск магазина прошел практически одновременно с NashStore, 25 мая.
Установить приложение можно тоже только через АРК. Но, в отличие от коллег, в RuStore этот процесс постарались облегчить: на специальной странице сайта имеется QR-код, который позволяет запустить скачивание прямо на телефоне. А вот зарегистрироваться на сайте не получится – такая возможность не предусмотрена. Зато при регистрации на телефоне приложение RuStore подтягивает данные учетной записи VK из приложения социальной сети, или предлагает использовать другой массовый сервис, Sber ID. На худой конец, можно ввести данные вручную.
Познакомиться с содержимым магазина можно и на веб-сайте, и на мобильном устройстве. Состав предлагаемых приложений, на первый взгляд, не отличается от того, что представлен в NashStore. Все популярные российские аппликации в RuStore имеются. Имеется и разбивка по категориям обоих разделов – приложений и игр.
Карточки приложений в RuStore куда информативнее, чем в NashStore. Здесь публикуются не только оценки, но и развернутые отзывы пользователей, рекомендуются приложения на основе предыдущих загрузок. Полнота информации, конечно, не дотягивает до уровня Google Play, но вполне удовлетворительна.
Стабильно и быстро работает и приложение магазина – и это еще одно его преимущество перед NashStore.
Вместо резюме
Первый, и не самый радостный вывод: полноценной альтернативы Google Play не существует. В таком качестве нельзя рассматривать ни вендорские магазины, ни независимые российские проекты. В первую очередь – из-за ограниченного «ассортимента», в котором можно найти одни приложения, недоступные более в Google Play, и не найти другие, даже весьма востребованные и развиваемые российскими организациями. Приложение банка «Тинькофф», пожалуй, – самый наглядный пример такой фрагментированности.
Но, и это второй вывод, в качестве источника для установки и обновления «санкционных» аппликаций и вендорские магазины, и российские вполне пригодны к использованию. Правда, предпочтение все равно стоит отдать вендорским проектам, по той простой причине, что при работе с ними можно обойтись без предварительного скачивания АРК и вмешательства в настройки безопасности системы. Впрочем, этот недостаток российских разработок может быть преодолен при помощи государства: они вполне могут быть включены в список приложений, обязательных к предустановке.
Полгода – достаточный срок для того, чтобы избавиться от первоначальных болячек нового проекта и обеспечить хотя бы на базовом уровне его наполнение и работоспособность. Здесь специалисты VK явно выигрывают у своих коллег из АНО «Цифровые платформы». RuStore работает стабильно, разнообразно представляет свой контент, предлагает удобные варианты регистрации, не слишком «экономит» на элементах интерфейса. Правда, каталоги обеих площадок похожи друг на друга как близнецы. И это позволяет сделать однозначный выбор в пользу одной из них.
Комментарии (9)
Veliant
19.12.2022 11:13+2На смарте без GMS сначала пользовался APKPure (но у них был период когда разрабы внедрили полумалварную sdk в свое приложение, потом откатились), потом перешел на Aurora Store
13werwolf13
19.12.2022 11:24+3непонятные и не внушающие доверия сторы описали, а аврору и трушный фдроид забыли, видимо недоплачено..
arusstam
19.12.2022 11:34+1AppGallery от Huawei не только предустановкой распространяется, можно скачать apk на оф.сайте стоит у меня спокойно на смартфоне от Xiaomi.
В магазине приложений GetApps (Xiaomi) есть оплата через Qiwi, пробовали?
alexxisr
интересно, что такого можно сделать в приложении мвидео, чего нельзя сделать на сайте мвидео?
MentalBlood
Слышал версию по которой приложения делают для сбора дополнительных данных о пользователе (потому что приложения могут быть глубже интегрированы в систему)
K0styan
Не в случае ecomm-а. Окей, может, Амазон так и загоняется, но большая часть сетей - нет.
Всё проще: в приложение можно слать пуши. Это дешевле SMS, это конвертится в просмотр и покупку товара лучше, чем email.
Есть и дополнительные факторы: раз иконка аппа маячит где-то на экранах, выше шанс того, что про этот магазин вспомнят раньше, чем про тот, который присутствует только в истории браузера. Но это уже рассуждения второго порядка, сложнодоказуемые метриками.
1mishanya
Получить 500 бонусных рублей (несколько раз в год), а по функционалу сайт гораздо удобнее. Думаю, что приложения ориентированы в основном на всяких любителей шопинга и спонтанных покупок, поэтому у некоторых зануд они и вызывают такое отвращение.
mvideo
В мобильном приложении можно, как минимум, вызвать консультанта, отсканировать ценник, оплатить физическую покупку, привлечь для помощи нейросеть Алёну.
Вообще в России проникновение мобильного интернета достигло максимума, поэтому приложение для многих наших покупателей может оказаться удобнее, чем сайт. По данным Hootsuite, среднее время ежедневного использования смартфона достигло 5 часов. В 2021 году число абонентов фиксированного ШПД в России составляло 23,64 на 100 человек населения (в ЦФО - 28,9, данные Минцифры РФ), а число абонентов мобильного интернета (данные НИУ ВШЭ) - 99,6 на 100 человек.