Индустрия все еще не оправилась от пандемии: многие долгожданные релизы были отложены, а другие не оправдали ожиданий. Но совсем уж безрадостным год не стал. На рынок вышли значимые релизы, которые геймеры еще долгие годы будут обсуждать и вспоминать. Мы выбрали 10 таких - самых обсуждаемых и необходимые для понимания индустрии в этом году.
Elden Ring — самая обсуждаемая
Дата выхода: 25 февраля
Платформы: PS, Xbox, Windows
Японская студия FromSoftware известна «сложными» играми — Demon’s Souls, Dark Souls, Bloodborne, Sekiro. У каждой своя фишка: Demon’s Souls и Dark Souls создали собственный поджанр игр Souls-like: высокая цена ошибки, глубокая боевая система, мрачные тона в дизайне, полный загадок лор внутриигрового мира. Bloodborne добавила в эту формулу смену режимов оружия и повышенную скорость боя. Sekiro убрала ролевые элементы, заменив их на еще больше возросший темп сражений и интересную механику парирования ударов.
Elden Ring перенесла идеи Dark Souls в большой открытый мир и упростила некоторые вещи для более широкой аудитории геймеров — при этом не став «казуальнее».
Игра напомнила, каким должен быть дизайн открытых миров: наполненный загадками, которые интересно искать. Elden Ring не водит игрока за ручку, а подталкивает к самостоятельному изучению мира. После многих лет однообразных открытых миров, повторяющих формулу второй и третьей частей Assassin’s Creed (открываемые вышки, скопированные активности, указатели и подсказки, не побуждающий к настоящему исследованию мир), игроки наконец-то получили серьезный и большой open-world, который не держит их за дураков.
Игра вызвала много споров — но по крайней мере геймерам было что обсудить! Игра продержалась в инфополе до самого конца года, а на выставке The Game Awards в ноябре взяла награды «Игра года», «Лучшая режиссура» и «Лучшее визуальное оформление».
10 фактов и гипотез об игре Elden Ring
Stray — котики рулят!
Дата выхода: 19 июля
Платформы: PS, Windows
Будем честными, Stray — самая рядовая инди-игра. Это ничем не примечательный платформер с исследованиями и простыми загадками, забавными диалогами и неплохим футуристичным сеттингом. Здесь нет безумной графики, детальной анимации или захватывающих сражений.
Игре нечем удивить искушенного геймера. Кроме одной вещи: главный герой — это кот. Эта маленькая деталь позволила Stray стать главной инди-игрой года (согласно тем же The Game Awards, где она получила звание «Лучшей независимой игры» и «Лучшего инди-дебюта»). В 2022-м вышло немало гораздо более интересных и инновационных инди-игр, но все их заслуги не смогли пересилить простой факт: все любят котов.
Гифки с главным героем Stray вместе с мемами заполнили интернет вскоре после релиза, обеспечив игре дешевую и эффективную рекламу. Stray наглядно показала, что порой для успеха не обязательно совершать революцию и достаточно правильно подобрать один «гиммик» — эффектный прием.
Разработчики не продумали все возможные варианты прыжков для котиков ;) Например, не получится запрыгнуть на каждый понравившийся вам карниз ;)
10 игр про котов: для тех, кому не хватило Stray
The Last of Us Remake — неприятный тренд
Дата выхода: 2 сентября
Платформы: PS
Ремейк первой The Last of Us — это великолепная реставрация не очень старой, но уже устаревшей игры. В этом релизе полностью переработана вся визуальная часть — от моделей до освещения.
Однако все достоинства этой впечатляющей работы перекрыты несколькими минусами. Например, высокая цена: ремейки все-таки должны стоить дешевле, чем новые игры, но этот ремейк стоит как свежий релиз (хотя сюжет и геймплей остались теми же, что и почти 10 лет назад).
Кроме того, оригинальная The Last of Us все-таки не выглядит как старая игра. Геймеры опасаются, что это станет началом неприятного тренда: возможно, теперь студии примутся повторно продавать старые игры, которым еще не требуется косметический ремонт. Сразу же после The Last of Us Remake случился анонс нового визуального апгрейда — им стала переработка Horizon: Zero Dawn 2015 года, которая и вовсе не торопится в звание ретро. Она вышла всего одно консольное поколение назад.
Эта тенденция пугает, если вспомнить, сколько действительно устаревших игр заслуживают переосмысления или хотя бы адаптации под современные системы и платформы. Трудно описать, сколько классических игр сейчас сложно или вовсе невозможно запустить без модов, патчей и даже пиратства.
Лучшие ремейки игр: Mafia, Resident Evil 2, Half-Life и не только
Overwatch 2 — неудачный запуск большой игры
Дата выхода: 4 октября
Платформы: PS, Xbox, Nintendo Switch, Windows
Free-to-play сиквел знаменитого шутера от Activision Blizzard стал очередным, но, пожалуй, самым громким провалом студии, последние годы переживающей нелучшие времена. Overwatch 2 даже завораживает тем, насколько много вещей в ней сделаны неправильно — кажется, что у разработчиков был какой-то специальный чеклист.
Оригинальной Overwatch было бы достаточно хорошей контентной поддержки и крупных патчей, а зачем нужен полноценный сиквел — неясно. Да Overwatch 2 на сиквел и не тянет: это скорее большое платное обновление с цифрой 2 в названии.
Главной инновацией стал режим боя против компьютерных противников — но он до сих пор не вышел (что не мешает Activision Blizzard его продавать). Другие изменения малозаметны (скажем, дизайн персонажей) либо спорны (баланс и количество урона и здоровья).
Релиз игры был чудовищным: сервера не справлялись и томили игроков в очередях, а после этого Overwatch 2 чуть ли не каждую неделю страдала от багов, отчего дело доходило даже до выключения персонажей на месяцы для правок.
К тому же, в Overwatch 2 куда более агрессивный донат и микротранзакции. Контент вроде платных образов и украшений не впечатляет своим дизайном, но при этом стоит дорого даже по по меркам бесплатных игр. Ситуация дошла до абсурда: реальный брелок по мотивам игры стоил дешевле, чем его виртуальный аналог.
Каким-то чудом игра все еще привлекает геймеров — видимо, сказывается заслуга первой части, яркий дизайн «той самой» Blizzard и тот факт, что в игру можно играть бесплатно. Но в целом это чуть ли не наглядное пособие по тому, как разочаровать свою аудиторию.
Scorn — неудачная игра с отличным дизайном
Дата выхода: 14 октября
Платформы: Xbox, Windows
Scorn — игра-долгострой. Это вдохновленная работами Ханса Рудольфа Гигера (создателя Чужого) адвенчура от первого лица с загадками и небольшой боевой системой. Главное ее достоинство — это дизайн и визуальная часть, смешивающая технологии и органику.
Scorn — одна из самых красивых игр этого года, если не всех времен: каждый угол игры можно разглядывать часами. И еще дольше гадать, как и по каким правилам работает местный чудной мир мутантов, машин из мяса и неописуемых чудовищ.
Помимо этого, игра впечатляет сроками разработки — почти восемь лет геймеры ждали «Гигер-шутер». Правда, сложно сказать, оправдала ли игра эти ожидания: насколько прекрасна она с точки зрения дизайна, настолько плоха как игра.
Отсутствие внятной подсветки объектов и навигации, неуклюжие бои, полное отсутствие сюжета, небольшая продолжительность в три-четыре часа. Scorn — это скорее инсталляция завораживающих трехмерных дизайнов, признание в любви Гигеру. Но при этом совершенно невнятная видеоигра, в которую больно играть. И все же свой след в 2022 году она оставила: это не только одна из самых красивых игр вообще, но и конец долгого пути одного из самых грандиозных инди-долгостроев.
Vampire Survivors — новый жанр
Дата выхода: 20 октября
Платформы: Xbox, Windows, Mac OS, iOS, Android
Если бы не Stray, именно эта игра наверняка стала бы главным дебютом и инди-релизом года. Небольшая и крайне недорогая разработка программиста-одиночки Луки Галанте вызвала ажиотаж в Steam: сотни тысяч копий были проданы еще на этапе раннего доступа.
Vampire Survivors — это игра про сражение с бесконечными ордами монстров, где надо продержаться как можно дольше. Управлять можно лишь движением героя — бьет, стреляет и колдует он сам. Задача игрока — маневрировать между чудищами, собирать способности и артефакты, чтобы сделать персонажа машиной для уничтожения нечисти. Простой, понятный и чудовищно аддиктивный геймдизайн сделали игру «цифровым наркотиком» — настолько сложно от нее оторваться.
Успех Vampire Survivors подстегнул многих небольших разработчиков делать «свой ответ»: Bounty of One, 20 Minutes Till Dawn, Void Scrappers, Soulstone Survivors… Какие-то игры вслепую копируют идеи Галанте, какие-то — развивают и дорабатывают их. Разве что большие студии еще не проснулись и не анонсировали высокобюджетные аналоги игры: все случилось настолько быстро, что они еще не успели ничего придумать.
Call of Duty Modern Warfare II — самая продаваемая часть франшизы
Дата выхода: 27 октября
Платформы: PS, Xbox, Windows
Иронично, что от одной и той же Activision Blizzard одновременно вышли самый провальный и самый успешный мультиплеерный шутер года. Пока Overwatch 2 страдал и продолжает страдать от всех возможных бед, Call of Duty в очередной раз бьет рекорды популярности. Все это благодаря неплохой классической сюжетной кампании, которая вернула старых и горячо любимых геймерами персонажей, при этом заметно доработав их предысторию и характеры. Помимо одиночной кампании, у игры есть как классический мультиплеер, так и бесплатная королевская битва Warzone версии 2.0.
И конечно же, главный сюрприз — режим DMZ, хардкорные операции с потерей экипировки после смерти, вдохновленный идеями Escape from Tarkov. Это не первая попытка сделать конкурента знаменитому тактическому шутеру (вспомнить хотя бы провальный Hazard Zone для Battlefield 2042), но определенно самая удачная. Режиму удалось как минимум передать дух Escape from Tarkov и, хоть и не без упрощений многих ключевых элементов, перенести некоторые идеи на рельсы Call of Duty. Это, конечно, не конкурент игре Battlestate Games, но точно самый удачный «казуальный» аналог.
Было бы удивительно, если бы игра по самой известной франшизе шутеров провалилась. Конечно, она заслужила успех и рекорды, но вряд ли кого-то удивит тот факт, что очередная часть серии про «мужиков с автоматами» стала событием среди геймеров.
God of War: Ragnarok — блокбастер, который нельзя пропустить
Дата выхода: 9 ноября
Платформы: PS
Каждый эксклюзив Sony — это событие. Особенно сиквел God of War 2018, экшена, что переизобрел всю серию, переосмыслил ее главного персонажа Кратоса и подарил геймерам одну из самых проникновенных семейных драм.
При всех своих достоинствах, God of War 2018 был скорее затравкой настоящей, большой и эпической истории. Несмотря на весь свой бюджет, беспрецедентный уровень качества и постановки, история Кратоса и Атрея была весьма камерным приключением с простой и понятной целью, готовящей игроков к Рагнареку — концу света в скандинавской мифологии.
Сиквел окунает игроков в самую гущу событий вокруг великой битвы богов, после которой мир будет разрушен. Это не только продолжение приключений полюбившихся персонажей Кратоса, Атрея и их друзей, но и первое появление Одина и Тора, которыми игроков пугали в рассказах в God of War 2018.
Блокбастеры выходят каждый год, и ими уже сложно удивить даже самого неискушенного геймера, но блокбастеры Sony все еще — веха и тот уровень, до которого многим разработчикам очень далеко. Конечно, обе части перезапуска God of War есть за что поругать, но это не отменяет того факта, что в эти игры стоит сыграть.
Введение в серию God of War для новичков, которые собираются играть в Ragnarök
Calisto Protocol — нашумевшее проблемами возвращение
Дата выхода: 2 декабря
Платформы: PS, Xbox, Windows
Новая игра от Глена Скофилда, создателя Dead Space. Как и его самая знаменитая работа, Calisto Protocol — это космический хоррор, где уязвимый герой пытается выжить в большом заброшенном индустриальном комплексе, захваченном монстрами.
Calisto Protocol вызвала бурное обсуждение из-за своего проблемного релиза. Она хорошо работала на PS5, но вот на Xbox и особенно на ПК релиз был ужасным из-за низкой кадровой частоты и в целом скверной производительности.
Кроме того, мир игры оказался недостаточно проработанным и вообще вторичным: получился не идейный наследник Dead Space, а его дешевая копия. Оказалось, что Callisto Protocol не предлагает ничего нового в жанре, кроме динамичной боевой системы, более сосредоточенной на ближнем бое.
В общем, Callisto Protocol стала одной из главных игр года и вызвала большое обсуждение в сети, но не по тем причинам, по которым хотелось бы. К сожалению, она в 2022 году такая далеко не одна.
Dwarf Fortress — одна из главных инди-игр индустрии
Дата выхода: 6 декабря
Платформы: Windows
Dwarf Fortress — невероятно старый проект по меркам видеоигровой индустрии. Его разрабатывают целых 20 лет и не планируют на этом останавливаться. Все это время игра распространялась бесплатно — но теперь стала доступна в Steam, где добавили поддержку мыши, более удобные интерфейсы и приятную графику.
Вы играете за колонию дворфов, которая просто пытается выжить, копая впечатляющую подземную крепость, попивая грибное пиво и добывая золото из недр земли.
На сегодняшний день это самый проработанный, глубокий и комплексный симулятор. Фишка Dwarf Fortress в том, что в ней симулируется вообще все, каждая деталь. В реальном времени у всех живых существ отдельно просчитываются все части тела — вплоть до каждого из 32 зубов. Детально симулируется земледелие, хозяйство, экономика, политика, дипломатия… Игра, изначально использовавшая вместо графики ASCII-символы, была и все еще остается самой детальной симуляцией реальности — пускай и фэнтезийной, с дворфами, гоблинами и драконами.
Релиз в Steam содержит множество улучшений для массового игрока, однако для новичков игра по-прежнему чудовищно сложна. Чтобы в ней разобраться, надо читать статьи, смотреть видео — и не забывать вести конспекты...
P.S. Делитесь в комментариях своими открытиями и впечатлениями. Если вам понравился наш обзор, читайте другие - в М.Клик.
Комментарии (15)
AnthonyMikh
23.12.2022 20:38+1Vampire Survivors — это игра, которая популяризовала жанр, но отнюдь не была первопроходцем. Первой была скорее Magic survival на мобилках.
Quester
23.12.2022 23:05+4Crimsonsland появилась задолго до того как мобилки стали отображать что-то вразумительное, да еще и с человеческим сенсором.
AnthonyMikh
25.12.2022 19:37Это другое. В Crimsonland нужно целиться и самостоятельно давить на спусковой крючок, в Vampire survivors и Magic survival — нет.
domix32
Это с каких пор это новый жанр? Alien Shooter/Zombie Shooter были ещё в нулевых, а перед ними наверняка были какие-нибудь данмаку-шутеры со схожей механикой
rumpbelle
Скорее феномен, да. недорогая инди-игра, которая вышла в тренд) оригинальный взгляд на скролл-шутеры, порой bullet hell ????
NemoVors
Позвольте предположить: вы в игру не играли? Ролики и трейлеры плохо показывают игру.
Alien Shooter/Zombie Shooter нужно было целиться и не было прокачки (покупка 3-х видов чипов - это не прокачка). Опять же в Alien Shooter уровни были лабиринтные, а враги как правило перли только спереди. Тут же другое.
Вампир сурвайворс может и не новый жанр, но он сплел кучку механик, которые до этого таким образом использовать не додумались. Одно только количество видов оружия поражает: это вам не стандартные пистолет, автомат, дробовик, гранатомет. Тут каждое оружие обладает своей механикой работы: например, чеснок создает постоянно действующее убивающее врагов поле, рунтрейсер - летающий мячик, отражающийся от краев экрана, а пентаграмма - мгновенно убивает все живое на экране.
Ближайший родственник VS наверное Crimsonland, но там надо было целиться и оружие было более классическим.
domix32
До первого апдейта закрыл все ачивки. Побегал немного после, пооткрывал там всяких. Ровно тот же alien shooter с элементами рогалика. В AS была прокачка оружия и был режим skirmish, где враги набигали со всех сторон и каждый раз с нуля нужно было делать прокачку - ровно также как VS делает. Герои и комбинирование артефактов конечно же под влиянием различных рогаликов появилось, но сам жанр при этом ни разу не новый. Даже механики ни разу не новые. Собственно в этом претензия к статье.
ну и в порядке бреда контрнаезд - это вы не слишком много играли в игры жанра рогалик/топ даун шутер.
NemoVors
В AS была прокачка оружия
А? Где? В каком? Там только можно подбирать новое оружие. И последнее "магменный пулемет". Во втором AS было нечто вроде нескольких пистолетов в одном классе, но это не "прокачка оружия". Режим выживания был. Мне он показался неинтересным, но это вы верно заметили. Только вот уровень там маленький и бежать некуда, если что. И оружие в AS все же довольно однообразное: отличить пулемет от магменного пулемета можно только по урону и скорострельности. Немного выделяется замораживатель и огнемет - но это в принципе не очень полезные пушки в игре. Плюс подите-ка выстрелите из всего оружия сразу в Алиен Шутере. А в VS стреляет сразу все, каждое со своим кулдауном конечно. Опять же - прицеливание в AS есть, а в VS нет. Отличий много - игры разные.
Если уж сравнивать VS с чем-то, то скорее с Crimsonland - короткие сессии, прокачка с выбором из рандомного набора навыков, меняющих игру, а не только урон и скорость, бонусы на карте (в AS тоже есть, но только аптечки, патроны и бессмертие), разные механики оружия (но до VS разнообразие даже близко не дотянуло).
Даже механики ни разу не новые
А в музыке так вообще только 7 нот и ничего нового не придумали до сих пор. Вопрос в комбинации. VS нашли что-то, что цепляет. Вы вот и сами его прошли целиком (я даже до половины ачивок не добрался).
ну и в порядке бреда контрнаезд - это вы не слишком много играли в игры жанра рогалик/топ даун шутер
Crimsonland, neon chrome, angbang, adom, alien shooter (все его разновидности), несколько безымянных флэш-поделий, alien breed (если мне память название верно подсказывает). Были еще, но не вспомню названия. Но в чем-то вы правы - рогалики не мой жанр. Что не помешало мне залипнуть в VS на уже 31 час. Кстати, если посоветуете хороших дуалстик шутеров топдаун/изометрик, буду благодарен. Не попадаются мне что-то.
Это с каких пор это новый жанр?
Жанр понятие очень размытое. Сейчас VS-подобных игр столько развелось, что игру уже точно можно окрестить родоначальником жанра. Ну или поджанра. Как и Diablo до нее, как и Rogue до них обеих :) .
domix32
Я не знаю в какие версии играл, но точно помню что какая-то номинальная прокачка была. Добавить урона, длительность щита/дрона, собственное хп/броня, увеличить количество запасаемых патронов и пр. В режиме кампании оно запоминало общую прокачку, в режиме skirmish/arena (ну не помню как оно называлось) ты появлялся на карте с дефолтным бластером и со всех сторон набегали противники, с которых ты лутал деньги и новую оружку с боссов и в меню устраивал прокачку как в кампании, но только на период арены. Механики Alien Shooter и Zombie Shooter повторялись практически 1 к 1 и разница была только в модельках врагов. Так что между собой вполне мог их перепутать.
Эта механика взята из всяких данмаку шутеров - все прицеливание определяется твоим расположением, а не мышкой. Какая-нибудь Touhou в качестве примера.
на самом деле его и сравнивать не надо. короткие сессии и прокачка с нуля это суть современных рогаликов - Binding of isaac, Spellunky, Rogue Legacy, Crypt of Necrodancer и иже с ними. Собственно мажорным плюсом подобного рода игр стало то что ВСЕ дополнительные перки/способности/артефакты работают и это и есть одна из мажорных фишек VS. Это когда-то намеревался делать ещё Bioshock, но самый сок вылился как раз с Flash версии Binding of Isaac, задав планку для остальных рогаликов.
я наоборот по большей части в рогалики любитель, поэтому набор топ даунов близких к теме.
List
10 Minutes Till Dawn
Beat Hazard
bit Dungeon II
Dungeon of Endless
Heat Signature
Ruiner
Synthetik
Teleglitch
Серия Ubermosh
NemoVors
Занятно, что ссылка на Beat Hazard ведет на Battle_vs_Chess :)
Добавить урона, длительность щита/дрона, собственное хп/броня, увеличить количество запасаемых патронов и пр. В режиме кампании оно запоминало общую прокачку, в режиме skirmish/arena (ну не помню как оно называлось) ты появлялся на карте с дефолтным бластером
Мы похоже о каких-то разных играх говорим. В алиен шутерах нет бластеров. А первым оружием является пистолет.
Alien_Shooter - там из прокачки здоровье переносимый вес и урон. И 3 уровня каждого.
Alien_Shooter_2 - тут прокачка посерьезнее, но нет никакого щита и апгрейдов дрона я не помню, хотя сам дрон существует.
В зомби шутер я не играл - т.к. он не запускался (судя по отзывам в стиме много у кого).
Эта механика взята из всяких данмаку шутеров - все прицеливание определяется твоим расположением, а не мышкой. Какая-нибудь Touhou в качестве примера.
Не исключено. Но по слову Touhou мне стим выдает Touhou Mystia's Izakaya (топдоун рпг визуальная новелла), Touhou Crisis - тир в лучших традициях морхухна, Touhou Library Survivors (клон VS, вышедший в октябре 22 года) и еще стопку игр, которые даже лень смотреть. А само название я впервые слышу. Может быть оно и известно в узких кругах, но для многих людей VS будет первым. Определение данмаку-шутер я тоже слышу впервые и оно (похоже) является синонимом буллет хелла, которого в VS нет. Хотя суть таже - вместо пуль уклоняемся от монстров.
Binding of isaac, Spellunky, Rogue Legacy, Crypt of Necrodancer
Общего с VS тут только короткие сессии и прокачка (я слышал названия, но не играл в них и даже роликов не видел, поэтому не уверен)? Тогда сюда можно приплести почти что угодно вплоть до дьябло :) . В любом случае ни одна (насколько мне известно) из этих игр не породила столько подражателей, сколько дьябла или VS. Ну и Crimsonland не то чтобы очень современный. Я в него еще во времена расцвета WinXP играл. И вообще короткие сессии сейчас это массовый тренд всего мобильного и не только :( .
Давайте сойдемся, что VS породила поджанр и закончим на этом? Принципиально нового в индустрии редко появляется, а тут хотя бы разнообразие какое-то.
domix32
Touhou. Это древняя штука про классический булет хэл у которой выпущена куча частей. Сама вселенная активна развита фанатами и в стиме есть несколько игр в тохо тематике, включая какие-то там РПГ, сайдскроллеры, трехмерные буллет хэлы и прочее. Тохо игры в стим только недавно стали завозить.
вышеупомянутые вами чеснок, хлысты, kill'em'all артефакт и прочее уже в том или ином виде присутствовали в этих играх и ещё десятках неназванных. Поэтому, VS нахапала с жанров и поджанров механик, но никак не породила его.
Таки VS сама и является подражателем. Ну и перечислять подражателей как минимум сложно ввиду их количества. Ну и воспроизвести игру уровня айзека ооочень непросто ввиду количества механик и синергий.
Ну, а что до подражателей дьяблы - мне известна только серии Sacred и Torchlight. Но я не фанат, поэтому допускаю, что просто половину из подражателей не видел
Loop Hero смог.
iuabtw
До вампиров были такие игры на мобилки - и с разным оружием/магией, и без прицела, и с прокачкой похожей.
Не знаю, почему они так выстрелили, но сам прошёл на 100% ачивок(а они чуть ли не каждую неделю апдейты выпускали), пока длс не вышло - тут мои силы кончились.
apxi
На денди еще подобные игры были.
domix32
названий дадите?
Roma_letchik
Gun Smoke. Не прям такая же игра