Физик‑теоретик Мичио Каку опубликовал книгу «Будущее человечества», в которой он задался вопросом, занимающим центральное место в жизни большинства из нас: на что будет похоже наше будущее? Каку — популярный ученый. Он умеет изучать тенденции, чтобы строить гипотезы о ближайшем будущем — как мы будем жить, где мы будем жить, сможет ли всемогущий ИИ вскоре управлять нами. И он не единственный. Футуристы столетиями, иногда успешно, разрабатывали концепции нашей потенциальной судьбы. Возможно, сейчас, когда мы переживаем неопределенные времена, их работа важна как никогда. Как же будет выглядеть мир в 2050 году? Мы попросили Каку и трех других футуристов поделиться своими прогнозами.

Мичио Каку

Физик‑теоретик и футурист, Каку является автором нескольких научно‑популярных книг, включая бестселлер New York Times «Будущее разума» — The Future of the Mind: The Scientific Quest to Understand, Enhance, and Empower the Mind».

К 2050 году мы сможем передавать воспоминания, эмоции и чувства через Интернет. Наука о мозге взорвется и произведет революцию в общении. Подростки будут в восторге от этого. Вместо того чтобы ставить смайлик в конце каждого предложения, они будут использовать эмоцию: гнев, счастье, волнение. Это заменит развлечения; фильмы станут неактуальными. Я говорю о телепатии, на самом деле. Мы по‑прежнему будем общаться по старинке, но телепатическое общение уменьшит преграды между людьми. Наши внуки будут задаваться вопросом: «Что такое клавиатура? Мы вступим в эпоху „мозговой сети“.

Медицина тоже будет развиваться по экспоненте. Мы будем излечивать некоторые формы рака, и начнем относиться к этой болезни, как к обычной простуде. Мы будем жить с ней. Она больше не будет смертельной. Мы не будем бояться его, как раньше. Технологии помогут в этом отношении. Умные туалеты будут проводить жидкостную биопсию, которая уже доступна, для обнаружения раковых клеток, генов и ферментов. Мы будем ловить опухоли за годы или даже десятилетия до их образования, когда они представляют собой небольшие колонии из нескольких сотен клеток, циркулирующих в крови. Умные предметы будут автоматически измерять наши биометрические показатели. iPhone уже может определить пульс. В будущем наша одежда будет определять начало сердечного приступа и советовать нам немедленно обратиться за медицинской помощью.

Это, естественно, приведет к долголетию. Я не думаю, что к 2050 году мы станем бессмертными, но мы заложим основу для бессмертия. Мы постепенно открываем гены, контролирующие процесс старения, и скоро поймем, как восстановить биологические повреждения, нанесенные нашему организму в течение жизни. Таким образом, медицина выйдет за рамки простого лечения и поможет человечеству приблизиться к биологическому совершенству. Мы станем богами. У нас будет бессмертное тело Венеры. Скорость Меркурия. Силу разума Зевса.

Но что толку в долголетии без вечной молодости? Вот тут‑то и возникает идея создания магазина человеческих тел. Мы будем выращивать органы, чтобы заменить те, которые изнашиваются. Мы уже можем использовать человеческие клетки для выращивания кожи, хрящей, носов, ушей, сердечных клапанов, мочевых пузырей... А в будущем? Мы будем выращивать печень, почки, возможно, поджелудочную железу. Я подозреваю, что к 2050 году мы сможем выращивать многие жизненно важные органы тела, и вместо того, чтобы позволить органам, с которыми мы рождаемся, стать старыми и дряхлыми, мы будем заменять их. Все это не за горами. И не нужно большого воображения, чтобы понять это.

Нил Деграсс Тайсон
Астрофизик и писатель Деграсс Тайсон является директором планетария Хейдена в Центре Земли и космоса имени Фредерика П. Роуза в Нью‑Йорке. Его последняя книга — «На службе у войны: негласный союз астрофизики и армии».

Если бы вы решили создать поселение на другой планете — это проблема. В былые времена, когда поселенцы высаживались на новом месте, они могли дышать воздухом. Они могли ремонтировать свои корабли, используя древесину деревьев. На растениях росли фрукты. Существовали основные средства жизнеобеспечения. Но для нового поколения поселенцев этого не будет. На Марсе нельзя дышать, поэтому нужно будет засеять почву, выработать кислород — терраформировать планету. Этот путь не является для нас немыслимым, но это уровень геоинженерии, который нам еще предстоит освоить. Когда вы терраформируете планету, тогда можно будет говорить о переезде на нее. Но пока этого не произошло, мы будем жить в среде обитания, имитирующей Землю. А какой в этом смысл? Антарктида более белая и влажная, чем Марс, и вы не увидите, чтобы застройщики стремились построить кондоминиумы в Антарктиде.

К 2050 году я могу представить, что Марс станет местом отдыха. Вместо того чтобы отправиться на пляж, люди будут тратить деньги, чтобы отправиться в космос и потусоваться там. Я бы сделал это! Но это бизнес‑модель, которую еще предстоит создать. Нет никакой инфраструктуры. Нет возможности производить еду или топливо. Как люди будут возвращаться на Землю?

Если бы человечество захотело — если бы у нас была мотивация — мы могли бы превратить по крайней мере ближнюю Солнечную систему в наш задний двор. Это будет непросто. Элон Маск как‑то сказал: «Как сколотить небольшое состояние в космосе? Начните с большого состояния». Но если нам это удастся, мы получим доступ к неограниченным ресурсам. Астероиды богаты различными металлическими и минеральными компонентами — редкоземельными элементами, которые являются основополагающими для современной цивилизации: золото, серебро, платина, иридий, кадмий, осмий. Кометы имеют неограниченные запасы воды. Первый в мире триллионер станет первым человеком, который воспользуется этими ресурсами. Представьте себе возможность распределить эти ресурсы по всему миру, где они больше всего нужны? Примерно треть конфликтов основана на ограниченном доступе к ресурсам. Если к 2050 году мы будем иметь неограниченный глобальный доступ, будут ли эти войны еще существовать?

Все это указывает на растущее значение космоса, особенно для торговли. Будущая ценность космических активов будет измеряться не количеством аппаратуры, находящейся на орбите Земли, а количеством коммерции, которую эта аппаратура обеспечивает. Подумайте о компании Uber. Вся его бизнес‑модель основана на существовании спутников GPS. Или Tinder. Хотите встретиться с кем‑то поблизости? Вы полагаетесь на GPS. Спутники генерируют сотни миллиардов долларов в коммерции. Это своего рода власть; правительства могут назвать ее «мягкой силой». Так что к 2050 году космос станет зоной ожесточенных споров.

Если в будущем возникнет конфликт, лучшим ходом для страны может стать уничтожение космических активов противника, что приведет к падению его экономики. Но стали бы вы использовать космос для ведения войны на Земле, а не для добычи ее ресурсов и роста мировой экономики? Везде, где есть здоровая экономика, люди живут дольше и счастливее. Для 2050 года это благородная цель.

Фейт Попкорн (Faith Popcorn)
Автор бестселлеров и футурист, Попкорн также является основателем и генеральным директором BrainReserve, стратегической консалтинговой компании, ориентированной на будущее, основанной в 1974 году.

У врачей есть проблема: они люди. Они совершают ошибки. Они не приходят на прием. Они болеют. Поэтому алгоритмы заменят их, предоставляя пациентам функции врача 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Искусственный интеллект уже на ранних этапах жизни будет сообщать нам, на что у нас аллергия, какова наша чувствительность, сколько физических упражнений нам требуется, каков уровень стресса.

Мы уже видим, что психологи с искусственным интеллектом чрезвычайно эффективны. Они способны измерить реакцию пациента на вопросы. Они понимают, какие вопросы провоцируют стресс. Они измеряют биометрические показатели пациента во время сеансов. Человеческие терапевты не могут этого сделать. Они не могут воспринять всю эту информацию.

Все это может произойти к 2030 году, не говоря уже о 2050. К тому времени научная фантастика станет просто наукой. Все будет имплантировано: способность выдавать лекарства («робо‑релиз»), способность предсказывать рак, способность измерять работу сердца или легких. Крошечные чипы будут вживляться в наше тело при рождении, примерно в тот же момент, когда вы перерезаете пуповину. Мы будем хранить наши медицинские карты в кончиках пальцев.

К тому времени мы не будем рожать детей естественным путем. Беременность станет устаревшей. Люди будут выращивать детей в лабораториях или в своих гостиных, в аквариумах, похожих на аквариумы. И пол станет неважным.

Уже сейчас мы наблюдаем гендерную изменчивость. Facebook насчитывает 71 вид гендеров; 48% миллениалов считают, что гендер — это спектр — они не идентифицируют себя как строго гомо‑ или гетеросексуальные. Все традиционные основания для гендера — идея о том, что один пол заботится о другом, или командует им, как бы вы это ни воспринимали — исчезнут. Сейчас мы находимся на средней стадии — и она непростая. Останутся те, кто не может или не хочет адаптироваться — луддиты. Белые мужчины в возрасте 50–60 лет. Вся эта история с белыми мужчинами рухнет.

Раса тоже устареет. Я предсказывал в 1988 году, что в конце концов все станут коричневыми. Но что не устареет, а что может стать проблематичным, так это интеллект: насколько умным вы можете стать благодаря искусственному интеллекту, который вы можете купить, сколько лекарств вы можете позволить себе принимать в течение дня, чтобы сделать себя острее и способнее.

Будет много людей, у которых нет денег, чтобы получить доступ к новым видам медицинского усовершенствования. Будут люди с деньгами и люди без денег — если только не появится социальный класс, который решит спасти тех, у кого их нет. Это может произойти. Надеюсь.

Эми Залман
Футурист в области глобальной безопасности и адъюнкт‑профессор Джорджтаунского университета, Вашингтон, округ Колумбия, Залман является основателем Института стратегического нарратива, футуристической консалтинговой компании. С 2014 по 2016 год она была генеральным директором Всемирного общества будущего.

Есть прекрасная фраза, приписываемая футуристу Рою Амаре, которая звучит следующим образом: «Мы склонны переоценивать эффект технологии в краткосрочной перспективе и недооценивать его в долгосрочной». Имея это в виду, давайте рассмотрим работу. Мы уже обсуждали, на какие виды рабочих мест повлияет автоматизация. Мы знаем, что в числе проигравших окажутся люди с квалификацией «белых воротничков», чья работа является относительно рутинной: бухгалтеры, большая часть работы юристов, часть работы журналистов. Но к 2050 году мы начнем видеть парадигмальные изменения. У нас есть все эти предположения о том, как меняется работа и мир. Но изменения, происходящие сейчас, слишком зарождаются, чтобы мы могли их осознать. Дело не в том, что автоматизация изменит работу. Дело в том, что работа изменится настолько радикально, что нам придется дать тому, чем мы занимаемся, совершенно другое название.

Победителями станут люди, занимающие рабочие места, о которых мы еще даже не знаем, на стыке технологий и других областей. Анализ данных в сфере уголовного правосудия. Анализ данных в сфере домашней утвари. Анализ данных в сфере медицинских услуг. Анализ данных в сфере биотехнологий. Это будет удивительное время для философов и этиков. Мы быстро осознаем необходимость умения обращаться с искусственным интеллектом, использовать его, управлять им и жить с ним. Нам понадобятся философы и этики, чтобы законодательно закрепить будущее.

Если в результате автоматизации произойдет значительное перемещение населения, нам потребуется изменить систему социального обслуживания. Мы отправим людей обратно в школу. Мы найдем новые способы зарабатывать деньги. Будут проведены эксперименты по универсальному базовому доходу. В конце концов, мы создадим новые формы работы. Мы — изобретательная раса.

Но единственное, что вряд ли изменится в ближайшие 30 лет, — это неравенство богатства. Это будет отражаться на всех поколениях. Некоторые из нас будут продолжать становиться очень богатыми, некоторые — очень бедными. Неравенство будет расти не только за счет автоматизации. Оно будет продолжать развиваться на основе той системы экономического вознаграждения, которую мы уже создали: деньги делают деньги. Это приведет и к биологическому разрыву в обществе. Появится класс людей, способных улучшить не только свое образование, как это люди могли делать на протяжении десятилетий — вы ходите в частную школу, вы получаете лучшее образование — но и свое тело, с помощью других видов аугментации. Генетическое усовершенствование, скажем так. На подходе биологические дополнения и усовершенствования — например, татуировка, которая действует как система, контролирующая состояние организма. Это может быть дорого, и не обязательно доступно всем. В будущем только некоторые люди будут иметь к этому доступ.

Заказать VPS/VDS в России

Комментарии (78)


  1. gatoazul
    06.02.2023 15:29
    +2

    А как этот космонавт пьет пиво в гермошлеме? И почему оно до сих пор из бутылки не испарилось?


    1. LordDarklight
      06.02.2023 15:47

      Вероятно у него специальная бутылка за миллион долларов. Там на картинке не так уж чётко она обозначена - ну понятно - секретные разработки NASA в которые вложены миллиарды. Скорее всего в горловине специальный клапан - его поднося к специальному порту в скафандре - происходит взаимное открытие шлюзов клапана и скафандра и жидкость поступает внутрь - ну а там уже по трубочке в рот.... если вложить ещё несколько ярдов - то можно такую систему поставить, чтобы бутылочное горлышко целиком проходило внутрь прямо до рта.

      На такие траты готовы пойти только американцы!


    1. LordDarklight
      06.02.2023 15:49

      Есть и второй ответ. По давней традиции снято в павильонах Голливуда на Земле в перерыве между дублями!


      1. makovke
        06.02.2023 15:54
        +1

        точно!))


  1. LordDarklight
    06.02.2023 16:09
    +3

    Очень странные прогнозы. Я бы назвал их мечтами (dreams), чем реальными...ээээ.... скорее условно краткосрочными прогнозами ( всего-то на четверть века вперёд, вот на 50 лет вперёд - это были бы уже среднесрочные прогнозы). Ничего из этого не будет даже "в лабораторных условиях" к 2050 году. Нет... безусловно, будут какие-то серьёзные подвижки в описываемых направлениях (если только нас не отвлечёт от мирного прогресса какой-нибудь очередной всемирный апокалипсис, на фоне которого пандемия COVID-19, или вторая мировая война будут казаться детским лепетом). Но и без таких потрясений до описываемых мечтательных целей ещё очень и очень далеко.

    Ну, может если взглянуть на среднесрочный интервал прогнозирования - скажем, на конец века, или даже на первую половину XXII века - то кое-что из описанного (более менее конкретно описанного как чётка цель) - вероятно будет достигнуто, в каком-то объёме, близком к описанию. Но и это всё будет пока ещё далёким от нынешних грёз.

    Ну а думать о тотальной коричневой и гендерной неопределённости поколения вообще даже не хочется - ибо да - к этому всё идёт - и да - это станет началом заката человечества в том виде, как оно существовало последние пару тысяч лет. Далее мы станет совсем другими... и возможно определим дорогу к своему окончательному вымиранию! Хотя.... может эти коричневые гендерно неопределившиеся, размножающиеся в пробирках - может ещё и смогут проявить себя как более развитое общество - ну разве что всё-таки слезут с пособий по безусловному доходу и займутся реальным саморазвитием, в до гонку за ошеломительно развивающимся (через пару столетий) искусственным интеллектом . Или, через последующие пару тысяч лет, окончательно настанет эпоха Вал-И!


    1. VBDUnit
      06.02.2023 23:20

      Для нормального чтения мыслей, в общем то, достаточно хорошего томографа с разрешением и скоростью, позволяющим в реальном времени различать состояние всех клеток головного мозга и их органелл + хорошо обученной нейросети, которая это дело будет конвертировать в образы.

      Для запихивания мыслей в мозг «читателя» хватит того же томографа, немного модифицированного, способного избирательно и точечно стимулировать те или иные нервные клетки в нужных местах, который, опять же, будет понимать, что и как стимулировать, с помощью нейросети.

      Для передачи эмоций можно в артерию поставить чип с лазерным спектрографом, в реальном времени оценивающим концентрацию тех или иных гормонов в крови. Хотя зачем нам чип, тот же томограф с его разрешением и скоростью и так достаточно хорошо выдаст информацию о крови.

      А передать данные это дело техники.

      Разумеется, все эти штуки должны хорошо проявить себя и в медицине. В том числе, если человечество и победит когда‑нибудь онкологические заболевания под корень, то это, по моему мнению, будет сделано впервые этими технологиями — не лекарство, не вещество, а именно физическое устройство, сканирующее абсолютно все клетки живого организма по одной, и точечно уничтожающее только те, которые попадают под заданные критерии.


  1. Vycha
    06.02.2023 17:09

    Я думаю, все будет не так радужно. Уже в ближайшие 10-15 лет, в связи с развитием продуктов на базе ИИ, человечество столкнётся с высвобождением огромного количества "лишних" людей, которые лишаться работы. Только водителей только в России около 5 млн.чел. из 83 млн трудоспособного населения, а они станут не нужны в связи с развитием беспилотного транспорта. А еще низкоквалифицированные бухгалтера,юристы,журналисты и т.д. туда же. Где-то лет через 10-20 будут созданы пригодные для коммерческого использования антропоморфные роботы (посмотрите на скачущий Atlas от BD) -они полностью заместят весь низкоквалифицированный труд... И что делать с этими сотнями миллионов людей не совсем понятно. Чем они будут заняты?


    1. Exchan-ge
      06.02.2023 17:48
      +1

      в связи с развитием продуктов на базе ИИ, человечество столкнётся с высвобождением огромного количества «лишних» людей, которые лишаться работы.


      Не бойтесь, такого не будет :)
      (автоматизацией производства занимался с 1984 по 1995 гг., примерно представляю, что можно, а что нельзя :)


      1. Vycha
        06.02.2023 20:03
        -1

        Да, я помню и луддитов в Англии начала 19 века. Но, тогда автоматизация затрагивала несколько процентов трудоспособного населения и длилась десятилетия, а сейчас скорость ее увеличивается экспоненциально и затрагивает она уже десятки процентов. Да и с 95 года уже 30 лет прошло,многое изменилось.


        1. Exchan-ge
          06.02.2023 20:50
          +1

          Да и с 95 года уже 30 лет прошло, многое изменилось


          Помимо электроники и ПО есть еще механика во всех видах.
          А она вечна :)

          По опыту работы — можно «автоматизировать» трудоемкие операции, для выполнения которых нужны рабочие высокой квалификации — это окупается.
          Но «автоматизация» работ, не требующих высокой квалификации — не окупится никогда.
          А таких 80% (нет, экскаватор вместо десятка рабочих с лопатами — это не тот пример :)
          Но это для работы руками.

          А для работы головой ситуация прямо противоположная — легкий конторский труд легко автоматизируется, а вот там, где требуется настоящий, а не программный интеллект — там пас.
          И это все еще верно, несмотря на все нынешние «на» :)

          Так что юристам, инженерам и проч — безработица не грозит.
          А вот с программистами может быть по разному — в мое время они четко делились на постановщиков задач и кодеров. Вот у последних могут быть проблемы.

          Процесс создание программы в недалеком будущем — постановщик задач формулирует задачу (что-где-когда), ИИ выдает код, дизайнер вносит поправки.
          (впрочем, что-то такое уже было :)


          1. Vycha
            07.02.2023 10:26

            Ну смотрите. Сейчас среднестатистический промышленный робот (Kuka,ABB,Fanuc и тд) стоит примерно 50K$,эти роботы работают десятилетиями, остается чуть изменить механику и добавить мозгов с датчиками. Итого-75K$. Какой-нибудь разнорабочий с налогами обходиться компании в 10K$ в год, только робот работает 24/7 и заменяет минимум 2 рабочих только за счет отсутствия отдыха(хотя, более вероятно, производительность будет в разы выше, чем у человека). Итого - за 3 года робот себя окупает, а дальше работает в плюс. Получаем минус 2 рабочих места для разнорабочих. Я говорю про ситуацию, когда производство антропоморфных роботов будет в промышленных масштабах и их интеллектуальные возможности позволят спокойно выполнять простые работы. До этого этапа осталось не более 10-20 лет.


            1. Exchan-ge
              07.02.2023 12:23

              только робот работает 24/7 и заменяет минимум 2 рабочих


              Есть такая вещь, как производственный процесс.
              И если в производственной цепочке люди работают по 8 часов в смену, то и робот будет работать 8 часов в смену.

              Плюс и массовое производство, когда все пашут в три смены — явление редкое.
              Обычно так много не надо :)

              Зато у роботов случаются поломки, а ремонт и обслуживание — это очень и очень дорого.
              Заболевшего рабочего низкой и средней квалификации заменить проблем нет, и простой будет минимальным. А робот дорог, его не заменишь — так что или простой, или вместо робота будут пахать рабочие.

              До этого этапа осталось не более 10-20 лет.


              Я это слышал еще в 1984 :)
              Тогда у партии и правительства был курс на роботизацию и сильно спрашивали.

              Чуть позже, когда с Китаем отношения нормализовались — наши лучшие специалисты по автоматизации отправились в Китай с предложениями их автоматизировать.
              Китайцы ответили вежливо, но смысл был однозначный — «нах… надо»
              Так как у них не было проблемы с нехваткой рабочих рук.


              1. DonAgosto
                07.02.2023 13:34
                +1

                Плюс и массовое производство, когда все пашут в три смены — явление редкое
                Не редкое. Особенно при наличии дорогого оборудования на производстве — и ЧПУ и роботы всегда стараются загружать 24/7.
                Обычно так много не надо :)
                Много чего-то одного действительно не надо. Надо много всего разного. Три разных изделия поочередно в три смены — типичная картина. Робот же, быстрая переналадка и вот это вот все — инструмент на «руке» поменяли, новую программу залили, «выдаем штуки» дальше.


                1. Exchan-ge
                  07.02.2023 14:07

                  три разных изделия поочередно в три смены


                  А это уже единичное производство (даже на мелкосерийное не тянет :)
                  Довольно специфическое явление, характерное для деиндустриализованных стран.
                  (конечно, когда речь не идет о производстве установок, с трудом помещающихся в пролете цеха :)


                  1. DonAgosto
                    07.02.2023 14:40

                    три разных изделия поочередно в три смены
                    даже на мелкосерийное не тянет
                    )) «Изделие» — в смысле «позиция номенклатуры», артикул, SKU. А размер партии одного изделия (количество штук за смену например) может и в тысячах единиц исчислятся. Ложки — в первую смену, вилки — во вторую, ножи — в третью )


                    1. Exchan-ge
                      07.02.2023 15:44

                      «Изделие» — в смысле «позиция номенклатуры», артикул,


                      А без разницы, в данном случае.

                      может и в тысячах единиц исчислятся.


                      Это все равно будет единичное (так как определение серийности не зависит от количества, пять-шесть больших установок в год — это крупносерийное производство, а для ложек и один стандартный контейнер — единичное).


                      1. DonAgosto
                        07.02.2023 16:37

                        определение серийности не зависит от количества
                        однако. это у вас прямо какое-то сильно альтернативное определение


                      1. Exchan-ge
                        07.02.2023 16:44

                        однако. это у вас прямо какое-то сильно альтернативное определение


                        Неужели? Я свой диплом писал в Мос СКБ АЛ и АС, а там в таких вопросах хорошо секли фишку :)


            1. Wizard_of_light
              07.02.2023 16:19
              +1

              робот работает 24/7 и заменяет минимум 2 рабочих

              И обычно чтобы работать 24/7 требует взамен двух рабочих трёх специалистов по текущему обслуживанию, и программиста. И долгосрочного контракта с производителем на случай ремонта/переналадки, в особо запущенных случаях придётся вызывать представителей производителя просто чтобы из одного угла цеха в другой переставить.


              1. DonAgosto
                07.02.2023 16:34

                требует взамен двух рабочих трёх специалистов по текущему обслуживанию, и программиста
                Безусловно. На одном знакомом заводике что-то около 5-6 специалистов по текущему обслуживанию и 3 программиста. Это на пару десятков роботов и манипуляторов, с полсотни прочих менее универсальных автоматов, ну и без счета всяких банальных пультов, частотников и другой мелочевки.


                1. Exchan-ge
                  07.02.2023 16:42

                  Это на пару десятков роботов и манипуляторов


                  На нашем не очень крупном предприятии (всего 5000 рабочих) только в одном цеху было больше двадцати станков с ЧПУ, оснащённых роботами- манипуляторами Фанук… 1987 год.


    1. Exchan-ge
      06.02.2023 17:52
      +2

      в связи с развитием беспилотного транспорта


      Ага :)

      image


      1. LordDarklight
        07.02.2023 14:49

        Ну - беспилотный транспорт реально может получить широкое развитие на определённых дорогах - а на остальных пока по старинке.... пока и другие дороги не адаптируют под беспилотные или не проложат новые. Всё-таки в первую очередь беспилотное вождение - это города миллионники (и некоторые более малые города цивилизованных стран), а так же различные междугородние шоссе. Это их удел с момента набора популярности (полностью автономного автотранспорта на на таких дорогах, это где-то как раз со второй половины 2050 года, скорее даже ближе к концу XXI века они только станут боле-менее популярными , с долей около 50% от всего нового автотранспорта).

        Ну а уже после XXII века нужно ожидать активное развития двух сценариев:

        1. Это развитие робототехники, в т.ч. строительной - и как следствие - увеличение объёмов строительства новых дорог. А так же перестройки старых дорого и прочей автомобильной инфраструктуры - под адаптацию для движения по ним беспилотного транспорта.

        2. Развитие летающего транспорта (в т.ч., возможно, парящего на воздушной подушке) - которой уже почти на 100% (скорее всего около 85%) будет только автономным, без ручного управления - ну а там проблем дорог нет - есть свои проблемы, которые, скорее всего, решать будет проще, чем развивать качественную дорожную есть.

        Тут у обоих сценариев свои плюсы и минусы.

        Ну а вообще я за развитие железнодорожного скоростного транспорта, с адаптацией его под транспортирование компактных персональных средств мобильности - читай автономных ультра компактных автомобильных капсул (что-то типа Smart, Twizy или С+ Pod, или Baojun E100 и им подобные; хотя больший размер тоже допустим - но тут важно стандартизировать некоторые размеры и вариации). Тогда большую часть пути такой автотранспорт будет перемещаться по железной дороге на очень высоких скоростях (в идеале в среднем свыше 500 км/ч, но на первых порах и 200 км/ч средней скорости в пути за городов (в городе, конечно, поменьше) будет очень хорошо). А своим ходом лишь преодолевать пути к/от ж/д станциям для погрузки/разгрузки - т.к. "первую и последнюю милю" (это расстояние условно - в городах оно вполне может быть и 4-8 км (в идеале 1-3 км), а загородом вблизи крупных городов, в среднем, 10-20 км, а вдали 30-90 км, в некоторых случаях и больше 100-120 км). Таким компактным автомобилям не нужны ни высокие скорости ни высокая автономность. Ну для особых случаев - можно выпускать и авто на воздушной подушке, или даже летающие. Нужная авто капсула попросту в большинстве случаев будет браться в аренду по текущей потребности!

        А сами дороги (авто и ж/д) со временем (к концу XXII века) должны начать плавно смещаться под землю, где их сеть сможет строиться наиболее оптимальными маршрутами, очень разветвлённо, плотно - без проблем наличия исторической плотной застройки (хотя под землёй свои проблемы) - для ж/д в вакуумных тоннелях типа Hyperloop - где скорости в "вакууме" по прямым маршрутам, на особых монорельсах с жёсткой сцепкой, смогут возрасти и свыше 1000 км/ч (а то и свыше 10тыс к/ч - хотя там уже набор таких скоростей будет требовать очень высоких ускорений, будут и проблемы с торможением - но это уже инженерные задачи на несколько веков вперёд). А строительство таких подземных тоннелей будет полностью автоматизировано и поэтому будет развиваться огромными темпами. Но это уже скорее XXIII век, даже скорее ближе к его концу... я бы раньше на массовость таких решений не рассчитывал - хотя первые такие скоростные коммерческие Гиперлупы могут появиться уже в XXII веке, ну более классические ж/д подземные транспортировщики автомобилей строит уже сейчас Илон Маск и его Борринг компани! Так что это будущее уже начало своё наступление!


        1. Exchan-ge
          07.02.2023 15:48

          Ну — беспилотный транспорт реально может получить широкое развитие на определённых дорогах


          Смысл картинки выше в том, что робомобиль не сможет выйти и толкать транспортное средство руками (да еще и привлечь к этому посторонних добровольцев :)

          А ведь это далеко не единственное, что может случится на дороге.
          Представим, например, что у Татры на снимке отвалилось колесо (или просто лопнула покрышка)


          1. DaneSoul
            07.02.2023 16:53

            А ведь это далеко не единственное, что может случится на дороге.
            Представим, например, что у Татры на снимке отвалилось колесо (или просто лопнула покрышка)
            Зависит от развития инфраструктуры. В тех же штатах дальнобойщик работающий на компанию скорее не будет менять сам колесо, а позвонит в компанию и приедет ремонтник.


            1. Exchan-ge
              07.02.2023 17:31

              а позвонит в компанию и приедет ремонтник.


              См. на фото. Нет уверенности, что там работает мобильная связь, про «дождаться ремонтника» вообще речь не идет :)

              А ведь на большей части земного шара не так хорошо, как в штатах.
              Во всех смыслах.


              1. DaneSoul
                07.02.2023 17:41

                См. на фото. Нет уверенности, что там работает мобильная связь, про «дождаться ремонтника» вообще речь не идет :)
                На фото за Татрой стоит трактор — это техника «ближнего действия», вряд ли его гнали сюда сотни километров. Человек в жилете дорожного работника слева тоже подсказывает что это не такая уж глушь.
                А с мобильной связью все еще проще — можно и спутниковым телефоном оборудовать транспорт, для коммерческого транспорта это не такие уже неподъемные деньги.

                ИМХО, просто будет два типа доставки — дешевая, доступная автоматизированная для регионов с хорошей инфраструктурой и дорогой тариф с профи водителем на вездеходе для доставки вот в такую глушь.


                1. Exchan-ge
                  07.02.2023 17:52

                  На фото за Татрой стоит трактор — это техника «ближнего действия», вряд ли его гнали сюда сотни километров. Человек в жилете дорожного работника слева тоже подсказывает что это не такая уж глушь.


                  Судя по подписи к фото — там или ремонт или строительство участка дороги.
                  Но объезда нет :)

                  можно и спутниковым телефоном оборудовать транспорт, для коммерческого транспорта это не такие уже неподъемные деньги.


                  Не думаю :) Как раз коммерческий — не личный, экономят хорошо (судя по числу разорванных в хлам покрышек на трассе)
                  Т.е. покрышки не меняют до их полного износа.

                  А вы про спутниковую связь :)


                  1. DaneSoul
                    07.02.2023 17:58

                    Как раз коммерческий — не личный, экономят хорошо (судя по числу разорванных в хлам покрышек на трассе)
                    И максимально можно было бы сэкономить, не платя зарплату водителю, ради этого и спутниковый телефон не жалко будет поставить и покрышки почаще менять :-)


                    1. Exchan-ge
                      07.02.2023 19:11

                      И максимально можно было бы сэкономить, не платя зарплату водителю


                      Тогда местные начнут грабить караваны.


                      1. LordDarklight
                        08.02.2023 10:34

                        Защита беспилотной техники это отдельная тема - уверен - что-нибудь да придумают - за базу можно взять "АУГВ Нерехта"


                      1. Exchan-ge
                        08.02.2023 14:13

                        Защита беспилотной техники это отдельная тема


                        да, раскрытая еще Стругацкими в «Попытке к бегству» :)

                        От простого хака до подрыва.

                        за базу можно взять «АУГВ Нерехта»


                        Опять же — АБС, но «Обитаемый остров» :)

                        (потом будут нанимать каторжников для отлова сбесившихся вооруженных подвижных огневых точек :)


                      1. LordDarklight
                        08.02.2023 14:30

                        Проблема АБС в Обитаемом острове, на мой взгляд, сильно надумана. Да и "прибить" живого курьера на самом деле не сложнее, чем роботизированного. С роботизированным ещё и повозиться придётся - чтобы достать из "сейфа" содержимое. Ну и о помощи он тоже куда эффективнее будет просить, чем живой человек - которому, условно, по башке стукни из засады - и он замолк. И контролировать их будут даже лучше, чем людей - пропала онлайн связь - сразу вызовут службу спасения робота ;-) в лице Робокопа :-D

                        Но надо будет - достанут добычу и от робота и от человека - это уже риски совсем из другой оперы и со своими способами пресечения и разрешения инцидентов. Да и риски в коммерции обычно принято страховать!


                      1. Exchan-ge
                        08.02.2023 15:07

                        Проблема АБС в Обитаемом острове, на мой взгляд, сильно надумана.


                        АНС был военным переводчиком, служил на Камчатке и в Хабаровске, был, безусловно, человеком наблюдательным и ситуацию знал досконально :)

                        «прибить» живого курьера на самом деле не сложнее,


                        Где-то в сети есть записи с камер наблюдения, установленных в задней части фур, на которых зафиксированы попытки злоумышленников на ходу вскрыть заднюю дверь фуры (с последующим выкидыванием груза на дорогу. Да, Гайдай что-то знал :)

                        Водители это видели и довольно эффективно этому противодействовали, используя только педаль газа и тормоза.

                        — которому, условно, по башке стукни из засады — и он замолк.


                        Это совсем другая статья. А грабануть автомат — банальная кража, можно отделаться условным сроком :)

                        Да и риски в коммерции обычно принято страховать!


                        Это пока они приемлемые.
                        (задача страховой компании — зарабатывание денег, а не благотворительность)


                      1. LordDarklight
                        08.02.2023 16:26

                        Будет потребность, будет оценка рисков, будут и решения - это и есть прогресс - разберутся со временем Что Как и Почём - уверен - в будущем для бизнеса посылать робота-курьера будет куда эффективнее чем человека!


                      1. Exchan-ge
                        08.02.2023 17:24

                        в будущем для бизнеса посылать робота-курьера будет куда эффективнее чем человека!


                        Где-то завалялась фотка с группой застрявших в снегу «луноходов» Яндекса :)


                      1. LordDarklight
                        09.02.2023 10:46

                        Это пока они неуклюжи и беспомощны. Впрочем застрять могут и люди - и периодически застревают- тут нет какой-то принципиальной разницы. Разве что робототехника может подтолкнуть и развитие средств передвижения, как писал тут уже. На заре зарождения автотранспорта он тоже был неуклюжим и имел кучу проблем; да и в те времена люди и на гужевых повозках вполне неплохо себе застревали - дороги ещё те были - но потом прошло более 100 лет прогресса - и стало всё куда лучше! Я же не говорю, что роботы вытеснят людей завтра - я думаю они и до конца следующего века не вытеснят - хотя в XXII веке людям придётся существенно подвинутся, но в целом, не ранее второй половины XXI века этот процесс хоть сколько-нибудь будет заметен, а в ряде отраслей на это могут уйти как столетия, так и тысячелетия. А футурологи в своих прогнозах нынче ну очень уже смелы


                      1. Exchan-ge
                        09.02.2023 11:30

                        Это пока они неуклюжи и беспомощны.


                        Про роботов было много шума в 60х
                        Сама Алла Пугачева тогда спела песенку «Робот», бо это было в тренде.
                        Что-то «пока» сильно затянулось :)


                      1. LordDarklight
                        09.02.2023 13:22

                        И я уверен, ещё сильно затянется. Но что для роботов срок в несколько сот лет.... подождут.... и не заметят, как это время пролетит


                      1. Exchan-ge
                        09.02.2023 13:28

                        Но что для роботов срок в несколько сот лет…


                        Тут народ активно комплексует по поводу исчерпания невозобновляемых ресурсов на Земле.
                        Так что нескольких сот лет у человечества нет, максимум сто.
                        Если не успеем по настоящему выйти в космос — вернемся в экологичные средние века :)


                      1. LordDarklight
                        09.02.2023 13:45

                        УУу.... стимпанк и квантовые паровые компьютеры!

                        Что не успеет человек - доведёт до ума робот - ему надо только успеть начать!


                      1. Exchan-ge
                        09.02.2023 14:50

                        УУу… стимпанк и квантовые паровые компьютеры!


                        Почему паровые? Знания-то никуда не денутся.
                        Народы будут во мраке, но у ученых и правительств будет и электроэнергия и компьютеры.
                        А роботы будут не нужны — будут живые рабочие и слуги.
                        (и легенды о золотом веке всеобщего электричества и Интернета :)


                1. LordDarklight
                  08.02.2023 10:18
                  +1

                  А с мобильной связью все еще проще — можно и спутниковым телефоном оборудовать

                  Согласен. Всё-таки говорим о будущем (и навряд ли о XXI веке) - а "недорогую" спутниковую Связь сейчас уже Маск во всю внедряет - то ли дело будет в следующем веке - надёжная связь при автоматизации вещь прерогативная! Вероятно в XXII веке беспроводная связь в какой-то момент станет бесплатной, с очень высоким покрытием.

                  ИМХО, просто будет два типа доставки — дешевая, доступная автоматизированная для регионов с хорошей инфраструктурой и дорогой тариф с профи водителем на вездеходе для доставки вот в такую глушь.

                  Автоматизированную доставку сейчас не только по земле, но и по воздуху налаживают. Но это совсем другая тема.

                  Да и при необходимости движения по таким дорогам автотранспорт будущего может быть модульным - со сменной двигательной тележкой: будь то колёса, гусеницы, шагоходы, воздушная подушка или какая-то иная летательная система. Они будут быстро заменяемыми как это сейчас, условно есть с контейнерами - быстро установил что надо далее повёз унифицированную основную капсулу. Такие концепты технические дизайнеры как стартапов, так именитых транспортных брендов рисуют уже сейчас - скорее всего к концу XXI века уже начнут внедрять!


          1. LordDarklight
            07.02.2023 17:15

            Смысл моего ответа в том - что роботизация и дальнейшее развитием технологий транспортировки должна свести практически к нулю необходимости выходить и толкать! С ремонтом тоже самое - скорее приедет замена, или ремонтная, опять же, скорее всего, автоматизированная бригада.

            Но ещё раз подчеркну - задачу будущего прогресса свести такие ситуации практически к нулю.

            То же колесо, оно обычно не просто так отваливается - это следствие накопиленных технических проблем автомобиля - грубо говоря - за его состоянием плохо следили. Автоматизация позволит следить более тщательно, как перед каждой сменой, так и в реальном времени во время эксплуатации. Это то самое направление, где действительно будет заметный прогресс в ближайшие лет 100.

            Кстати, чтобы толкать - водитель то и вовсе не особо нужен!


            1. Exchan-ge
              07.02.2023 17:46

              должна свести практически к нулю необходимости выходить и толкать!


              Тут недавно видел, как новенькое БМВ заталкивали на эвакуатор — не авария, но что-то там не работало :)

              Так что до всеобщих прекрасных дорог и неломающихся авто — примерно так же, как и до коммунизма :)

              То же колесо, оно обычно не просто так отваливается


              Опять же см. на фото.
              В 2022 году я попал на участок трассы далеко не в Сибири, где толпа авто пробиралась буквально на ощупь между ямами с водой, которые больше напоминали воронки от мелких снарядов или бомб.
              Потерять там колесо было как два байта переслать.
              (был за рулем, поэтому фото нет. А жаль :)


        1. Exchan-ge
          07.02.2023 15:52

          Всё-таки в первую очередь беспилотное вождение — это города миллионники


          Я уже писал о том, что беспилотное вождение возможно только при одном условии — если все транспортные средства будут беспилотными.

          Так как человеку свойственно ошибаться, причем ошибаться совершенно непредсказуемым образом.

          И да, под всеми транспортными средствами понимаются реально все — т.е. велосипедисты, мотоциклисты и гужевой транспорт — тоже.


          1. LordDarklight
            07.02.2023 17:27

            Я уже писал о том, что беспилотное вождение возможно только при одном условии — если все транспортные средства будут беспилотными.

            Да, это важное требование. Но не обязательное. Скорее всего начнут реальную эксплуатацию и без его удовлетворения. Просто иначе будет очень вообще начать эту эксплуатацию автономных автомобилей. По сути - она плавно уже начата - те же ассистенты вождения уже допущены в ряде стран на дороги общего пользования.

            Но да - выделять хотя бы целые дороги (или участки дорог) исключительно под беспилотное вождение дало бы большой скачок к практическому внедрению полностью беспилотных технологий. Но на это пока никто не готов - дороги нынче в дефиците. Пока такие участки выделяют только избранно в основном на частных территориях (в основном для промышленного транспорта).

            Но рано или поздно беспилотные технологии обкатают настолько, что дадут им право применения на большинстве имеющихся дорог вместе с пилотируемым автотранспортным средств. Пусть это и будет достаточно рискованно - но за одно десятилетие после этого эти риски явно снизятся до уровня не более чем у пилотируемых человеком транспортных средств


            1. Exchan-ge
              07.02.2023 17:35

              Скорее всего начнут реальную эксплуатацию и без его удовлетворения.


              Я бывал в городах, где на ПДД дружно забивали все подряд (был там пешеходом, и по привычке думал, что меня пропустят на ПП (как в моем городе :) — но совершенно напрасно)
              И это не где-то в африке, а совсем рядом.

              Боюсь, что задача полной роботизации транспорта будет решена раньше :)


    1. VBDUnit
      06.02.2023 23:40
      +1

      а) перейдут в новые отрасли экономики, появление которых обычно сопровождает такие технологические скачки

      б) возможно, в мире, где автоматизируется большая часть труда, экономическая модель «всем нужны рабочие места, все должны зарабатывать на еду и тратить заработанные деньги» просто перестанет работать, и придумают что‑нибудь другое. Самое первое, что приходит на ум — тот самый «безусловный доход» или какой‑нибудь недокоммунизм, о котором иногда говорят, но я думаю, что будет что‑то новое, ранее не описанное. В конце концов, большинство людей, возможно, захочет жить во всяких метавселенных (по аналогии как сейчас люди залипают в тиктоки) — таким людям для жизни будет нужно очень немного. Если что, я сам негативно отношусь будущему, где люди заперты в виртуальных клетках.


      1. Exchan-ge
        07.02.2023 00:03
        +1

        В конце концов, большинство людей, возможно, захочет жить во всяких метавселенных (


        и вот почему при чтении этого кусочка текста — мне в голову пришло в голову слово «наркомания»? :)


  1. Exchan-ge
    06.02.2023 17:45
    +2

    Медицина тоже будет развиваться по экспоненте. Мы будем излечивать некоторые формы рака,


    О, помню такой же прогноз из 1973 года. Где -то на 50 лет вперед.

    Мы будем выращивать органы, чтобы заменить те, которые изнашиваются.


    Аналогично.

    К 2050 году я могу представить, что Марс станет местом отдыха.


    Угу. Все точно так же

    Поэтому алгоритмы заменят их, предоставляя пациентам функции врача 24 часа в сутки 7 дней в неделю.


    нетрудно догадаться…

    (Футурологи, похоже, заняты переписыванием несбывшихся прогнозов на более поздние сроки :)


    1. ion2
      06.02.2023 23:56
      +2

      Термоядерные электростанции через 25 лет


  1. IvanPetrof
    06.02.2023 19:07
    +3

    Если к тому времени у нас будут нейроинтерфейсы, способные передавать чувства и эмоции через интернет, то кому вообще взбредёт в голову лететь на Марс в отпуск? Там холодно и уныло. Гораздо проще воткнуть в затылок usb-42 и загрузить яркие и приятные воспоминания об отпуске на Марсе.


    1. ncix
      07.02.2023 10:24
      +1


  1. Exchan-ge
    06.02.2023 19:16
    +1

    Если к тому времени у нас будут нейроинтерфейсы, способные передавать чувства и эмоции через интернет, то кому вообще взбредёт в голову лететь на Марс в отпуск? Там холодно и уныло. Гораздо проще воткнуть в затылок usb-42 и загрузить яркие и приятные воспоминания об отпуске на Марсе.


    Это все равно как:
    «кому вообще взбредёт в голову взять велосипед и выезжать на трассу? Там холодно и уныло. Гораздо проще воткнуть глаза в комп и загрузить киношку про приключения на Марсе»


    1. IvanPetrof
      07.02.2023 02:45
      +1

      Разница в технологии. Если технология будет позволять загружать именно "воспоминания" то это не совсем как "посмотреть киношку". Это воспоминания о Вас. О том как вы лихо гоняли на африканском сафари, а по вечерам оттягивались в баре с симпатичными марсианками (которых в принципе может не быть в природе).

      Ведь когда вы возвратитесь из отпуска у вас остаются о нём лишь воспоминания. И если всё правильно сделать, то вы в этот момент никаким образом не сможете отличить реальные воспоминания об отпуске от загруженных. А если загрузить их будет ещё и дешевле чем слетать..

      Был такой старый фильм "вспомнить всё"


      1. Exchan-ge
        07.02.2023 12:30

        Если технология будет позволять загружать именно «воспоминания» то это не совсем как «посмотреть киношку».


        Это любимая фича фантастов (опять же, первым это придумал Станислав Лем в «Возвращении со звезд», задолго до Ф. Дика :)

        В реале же это явление называют «шизофрения» :)
        (тут у людей и после примитивных шлемов виртуальной реальности кое-какие проблемы появляются, что уж говорить о полноценном погружении в виртуал :)

        то вы в этот момент никаким образом не сможете отличить реальные воспоминания об отпуске от загруженных.


        так это и есть шизофрения :)


        1. IvanPetrof
          07.02.2023 14:42
          -1

          Всё есть лекарство. Всё есть яд. Разница лишь в дозе..


          1. Exchan-ge
            07.02.2023 15:54

            Разница лишь в дозе


            Современные игры — ничтожно малая доля того, что предлагается.
            Но термин «игровая зависимость» уже существует. Как и методы лечения.


            1. IvanPetrof
              07.02.2023 16:48

              Всё верно. Игровая зависимость существует. И существовала с тех пор как появились первые игры. Меняется лишь форма игр.


              1. Exchan-ge
                07.02.2023 17:37

                Меняется лишь форма игр.


                «Загрузка воспоминаний в голову»- это уже крайняя форма.
                Не каждый сможет вернуться обратно здоровым человеком :)


                1. IvanPetrof
                  08.02.2023 05:05

                  Это крайняя форма на сегодняшний взгляд. Если оглянуться в прошлое, то каждый новый рывок в любой области воспринимался консервативным обществом как ненормальность. Но потом, в следующем поколении, это становилось обыденным.

                  Почитайте исторические очерки о первых паровых машинах и поездах. На полном серьёзе существовало мнение, что высокие скорости передвижения сведут с ума пассажиров.


                  1. Exchan-ge
                    08.02.2023 05:17

                    Это крайняя форма на сегодняшний взгляд.


                    Думаете, что в будущем человеческое сознание станет другим? :)
                    Пока что это лучший способ свести человека с ума.

                    На полном серьёзе существовало мнение, что высокие скорости передвижения сведут с ума пассажиров.


                    Глядя на фото очередного бэмэвэ, окружившего дерево — можно прийти к мнению, что это мнение имело все основания быть :)


                    1. IvanPetrof
                      08.02.2023 08:06

                      Вот видите, прогресс на лицо. Раньше считали, что для потери рассудка достаточно скорости 30-40 км/ч

                      «Передвижение при помощи паровых машин любого типа должно быть запрещено в интересах здоровья населения. Быстрое движение не может не вызывать у пассажиров душевного волнения, т. е. «delirium furiosum». Даже если допустить, что путешественники добровольно подвергаются этой опасности, государство должно, по крайней мере, защитить сторонних наблюдателей, поскольку вид паровоза, мчащегося на полной скорости, достаточен, чтобы вызвать эту ужасную болезнь. Поэтому крайне важно, чтобы с обеих сторон рельс был поднят забор высотой не менее 1.8 метра».


                      1. Exchan-ge
                        08.02.2023 14:17

                        Раньше считали, что для потери рассудка достаточно скорости 30-40 км/ч


                        Так сначала разгоняются до 40 — а потом тапок в пол и 140.
                        В городе.
                        (нет машин, которые сразу начинают движение на 140 :)


  1. andreyvoroncov
    07.02.2023 00:57
    +1

    Ох уж эти сказочки... Ох уж эти сказочники... И ведь хорошо им - никакой ответственности за свои фантазии!


  1. makovke
    07.02.2023 10:13
    +1

    не очень понятно как ИИ заменит врачей, диагностику - понятно, но врачей.


    1. Exchan-ge
      07.02.2023 12:34
      +1

      не очень понятно как ИИ заменит врачей, диагностику — понятно, но врачей.


      У меня есть книжка, изданная еще до времен интернета — даются описания симптомов и переход по блок схеме к возможным диагнозам (естественно, с кучей необходимых предупреждений)

      Вот это и есть приложение ИИ к медицине.
      Но журналисты обычно все понимают иначе :)


      1. makovke
        07.02.2023 13:40

        вот интересно! насколько бы эффективно работал бы мануал такой)


        1. Exchan-ge
          07.02.2023 14:08

          вот интересно! насколько бы эффективно работал бы мануал такой)


          По счастью, дальше гриппа и ангины дело не зашло :)


    1. DaneSoul
      07.02.2023 17:12

      не очень понятно как ИИ заменит врачей, диагностику — понятно, но врачей.
      Так задача большинства врачей — это определить диагноз и подобрать лечение, при этом непосредственно манипуляция (типа послушать фонендоскопом или посмотреть горло) с больными производится не много и многие они могут быть атоматизированы.
      Да, хирургия — тут непосредственно мануальные навыки, но в будущем по крайней мере часть из них тоже могут быть роботизированы.


      1. Exchan-ge
        07.02.2023 17:39

        Так задача большинства врачей — это определить диагноз и подобрать лечение, при этом непосредственно манипуляция (типа послушать фонендоскопом или посмотреть горло) с больными производится не много и многие они могут быть атоматизированы.


        Врач врачу рознь.
        Пациенты это хорошо знают :)

        (слушают все, но не каждый слышит правильно)


        1. DaneSoul
          07.02.2023 17:45

          В том и проблема. С автоматизированной системой все более предсказуемо, чем с человеком, который может быть не достаточно квалифицирован, может быть уставшим, может быть не внимательным из-за семейных проблем и т.д.


          1. Exchan-ge
            07.02.2023 17:48

            С автоматизированной системой все более предсказуемо, чем с человеком,


            Человека может понять только человек.
            Так как свои симптомы правильно может описать далеко не каждый.


  1. oalisevich
    07.02.2023 15:52

    Мечтатели, они такие фанатики... )) мы будем жить вечно и отдыхать на марсе, говорят они. А им сразу в ответ, а кто вас кормить будет (старых маразматиков) и копать руду на астероидах? ))


    1. Exchan-ge
      07.02.2023 15:55

      а кто вас кормить будет (старых маразматиков) и копать руду на астероидах? ))


      Так и ответ есть, со времен Чапека — роботы, конечно :)


  1. gidrotr0nik
    09.02.2023 10:11

    Это все конечно здорово но лучше бы мы победили бедность и голод. Лучше бы люди подумали о себе подобных которым воды не хватает а не строили безумные теории о том как мы будем жить в 2050)


    1. LordDarklight
      09.02.2023 10:48

      Победить не проблема - надо просто меньше жрать и больше сеять - а для этого уже были идеи сократить население на порядок, а число автоматизированных рабочих мест увеличить на два порядка (от исходной величины населения). Но, сами, понимаете, тут свои недостатки...