В 1966 году в пятом номере журнала «Техника — молодёжи» появилось объявление о старте всесоюзного конкурса на лучшую конструкцию человекоподобного робота.

Сам конкурс изначально не вызвал большого ажиотажа, и организаторы даже вынуждены были продлить его еще на полгода до лета 1967 года. Но первые публикации присланных работ в ноябре 1966 года вызвали поток новых писем. Награждение победителей конкурса показали по центральному телевидению, и с ним связана одна забавная история с малоизвестной на то время 18-летней девушкой, для которой это также было одно из первых выступлений на ТВ.

Закончилась песня «Робот», и тут, в полном соответствии с нашей задумкой, из‑за колонны выходит скрытый доселе 200-килограммовый «Сибиряк-2» — его сделали в омском ПТУ — и протягивает букет цветов. Певицу, видимо, в спешке забыли заранее предупредить, она с криком отшатывается от стального чудища, а потом, вспомнив о кинокамере, пытается с достоинством взять букет. Но механизм кисти робота, как назло, заело, и он его не выпускает. Наконец, певица буквально отрывает цветы и, чуть не со слезами, убегает. Конферансье же как ни в чем не, бывало, с присущей ему светскостью, объявляет: «Выступала Пугачева»…

Юрий Филатов, заместитель главного редактора журнала «Техника — молодежи»

После телепередачи поток писем хлынул с нарастающей силой. Так что в последующие годы журнал провел дискуссию «Кто вы, робот?» (для которой художник Леонид Рындич сделал опознавательную марку с витиеватой надписью «Робот, мой милый робот»), прямо как мы в RoboUniver в январе этого года, второй заочный конкурс «71 — РОБОТ-72», и всесоюзный слет робото‑строителей в 1973 году.

А нам же интересно рассказать вам, каких роботов смогли собрать в учебных заведениях и станциях юных техников того времени, посмотреть на их конструкцию и, по возможности, узнать их судьбу. Ориентироваться мы будем по публикации в журнале «Техника‑Молодежи»: № 11 за 1966 год и 2,6 и 8 номера за 1967 год.

Борис Василенко и робот «Нептун»

Робот «Нептун» (как и его «брат» Электрон) был создан в Калининградском профессионально‑техническом училище (ГПТУ-9). Робот был построен из корпусов списанных водолазных костюмов для глубоководных работ. На шлем вместо иллюминаторов вставлялось оргстекло, а внутри такой «головы» помещались «органы чувств», смонтированные на пластмассовом буе. Помимо привычных человеку зрения и слуха, эти роботы могли распознавать радиоактивный фон и реагировать на его повышение звуковыми и световыми сигналами и позиционировались как помощники для исследований в опасных условиях.

С помощью газового счетчика робот может реагировать на радиоактивность. В нескольких метрах от опасной зоны он звуком, речью и световыми сигналами предупреждает о радиоактивном заражении. Робот способен также видеть свет (фотореле), «слышать» звук (микрофоны), ощущать тепло (термоэлементы). С помощью сложной контактной системы и блока звуколокатора, работающего на принципе отражения звуковых колебаний от окружающих предметов, он замечает препятствия на своем пути и ловко их обходит.

Программы поведения роботов записывались на магнитную ленту. Чаще всего применялся двухдорожечный магнитофон АФП-1. На первой звуковой дорожке записывалась речь робота, на второй — командно‑управляющие импульсы, позволяя сохранять несколько тысяч различных наборов команд. Через реле, установленное в магнитофоне, импульсы управляли движением шагового искателя, к которому были подключены все остальные механизмы. За движение робота отвечали реверсивные мотор‑редукторы (2МС-250 и 2ПП-40). Питание осуществлялось аккумуляторами, запаса энергии хватало на 8 суток. Нептун имел рост выше двух метров и вес 196 килограмм, при этом мог двигаться со скорость от 2 до 5 км/час. Управлять роботом можно было не только по заранее записанной программе, но и в реальном времени, подавая команды через УКВ радиолинию.

В училище в итоге было создано около двух десятков роботов разных типов, а Нептун сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Калининграда. И именно он в 1967 году он со своим автором «забрали» главный приз конкурса — мотоцикл.

Робот-секретарь АРС

АРС (сокращение от «автоматический робот секретарь») создал Борис Николаевич Гришин. Этот человек не был ни ученым, ни изобретателем. Он работал учителем черчения в железнодорожном техникуме города Калуги. По итогам конкурса робот АРС был отмечен призом за самую сложную конструкцию. Но увы автор не смог его представить лично.

АРС имел уникальные даже для нашего времени функции:

  • мог разбудить хозяина в нужное время, включить запись с утренней гимнастикой и напомнить, какие дела запланированы на этот день;

  • мог отвечать на телефонные звонки и аккуратно записывать их;

  • мог взять телефон и принести его своему хозяину, а если тот попросит, то совершить звонок самостоятельно;

  • реагировал на голосовые команды: мог позвонить нужному человеку в указанное время, сделать звонок в справочное бюро, вызвать пожарных или скорую помощь, ориентируясь на показание специальных датчиков в квартире;

  • включал бытовую технику и свет в нужное время;

  • регулировал нужную температуру в квартире за счет открывания и закрывания кранов на радиаторах отопления;

  • даже мог сам встретить гостей и угостить их напитками.

Целью создания этого робота было отнюдь не развлечение. У Бориса Николаевича тяжело болела мама и робот АРС создавался как помощник по уходу за ней.

Весил АРС примерно сто килограммов и имел модульную конструкцию в виде отдельных блоков с разъемами. Робот имел минимум электроники, электромеханическое управление. «Звучал» АРС за счет двух магнитофонов: «бобинника» на обычной ленте и многодорожечного на восемнадцатимиллиметровой ленте, где была записана речь.

Двигался робот за счет тринадцати электродвигателей. Особой сложностью отличалась его механическая рука, механизм которой позволял взять бутылку, разлить жидкость в стаканы, потом поставить на место бутылку, снова взять стакан и поднести его человеку.

Сейчас АРС является экспонатом Государственного музея истории космонавтики в Калуге.

Робот «Сибиряк-2»

Робот, который напугал Аллу Борисовну, был изначально создан в Омском городском училище (ГПТУ-2) для павильона «Профтехобразование» ВДНХ. По замыслу создателей это должен был быть механический экскурсовод, который рассказывал бы посетителям об экспонатах выставки. «Сибиряк-2» мог быть не только экскурсоводом в выставочных залах, но и продавцом или распространителем лотерейных билетов, литературы, мог рекламировать товары в магазинах или натирать паркетные полы.

Робот состоял из 19 блоков: основного блока управления движением ног, головы и правой руки, поворота корпуса; программирующего устройства; реле времени. Питался робот от сети, управлялся опять же через команды с магнитной ленты, которые через звуковое реле и программатор преобразовывались в программные импульсы, уходящие непосредственно на блоки ног, рук и речи. Управлялся «Сибиряк-2» как автоматически, так и вручную. О дальнейшей судьбе данного робота не известно, но в 1971 году в «Технике‑молодежи» был представлена новая версия робота под названием «Сибиряк-3».

Робот «Сепулька»

«Сепулька» был разработан и изготовлен советской опытно‑экспериментальной фабрикой наглядных пособий и демонстрационной аппаратуры общества «Знание» в 1962 году. Он мог перемещаться по полу с помощью небольших колёс, приводимых в движение электромоторами. Колёса во время движения имитировали ходьбу ног в ботинках. Электрическое питание робота осуществлялось от сети 220 В с помощью электрического шнура с вилкой. Речь, демонстрируемая роботом, записывалась на магнитную ленту, которая воспроизводилась на кассетном магнитофоне.

Его имя создатель‑конструктор Михаил Александров позаимствовал из рассказов Станислава Лема. Робот проводил экскурсии по залу робототехники в историческом здании музея. Но назвать «Сепульку» полноценным роботом можно только условно: речь, которую он произносил во время экскурсии, была записана на встроенный магнитофон, а движениями дистанционно управлял оператор. Но это не мешало Сепульке много десятилетий быть любимцем публики.

Сейчас «Сепулька» является экспонатом Политехнического музея в Москве.

Робот РИД, играющий в домино

Этого робота собрали три школьника: Виктор Кушнаревич, Петр Обрезанов и Михаил Фейнгольд из кружка кибернетики областной станции юных техников города Харьков. В 1964 году РИД экспонировался на ВДНХ СССР. Из девяти партий, сыгранных там, робот выиграл пять.

РИД имел релейно‑контактное устройство и мог играть с двумя «живыми» противниками. Игровые кости закладывались в считывающее устройство. От него сигналы поступали в блок памяти. Для того, чтобы РИД смог распознать индекс кости, на лицевой стороне каждой из них были нанесены два дополнительных знака. Робот мог запоминать кости, которые уже были сыграны им и противниками, анализировать свои фишки домино и выбирать нужную программу в зависимости от того или иного варианта хода.

Программа робота была «жестко» задана на плате и изменить ее можно было только перепайкой. РИД был неподвижным и больше походил на игровой автомат, чем на андроида, но мог «смотреть» на того или иного противника, а также «выбрасывать» игровые кости на стол из своей руки.

Робот-киногерой «РУМ» от Вадима Мацкевича

Был построен силами школьников на станции юных техников в городе Щелково, Московской области в 1960 году. Имел рост под два метра и вес в районе двухсот килограммов. В качестве приводов в нем были применены рулевые механизмы от самолетного автопилота. Почему «киногерой»? Внешний вид робота был вдохновлен советским фантастическим фильмом «Гибель сенсации». Школьники просматривали его в режиме стоп‑кадров и перемоток, зарисовывая визуальный стиль и записывая поведение главного героя — робота.

Робот выполнял 18 команд, двигался вперед, назад, направо, налево и т. д. Для программирования нужно было набрать программу в виде импульсов телефонным номеронабирателем на пульте управления и передать роботу по радио. Робот мог двигать руками, а с помощью соленоидов даже сжимал пальцы. Если на него направляли луч карманного фонарика, то он двигался в его сторону за счет фотодатчиков в голове.

Роботом можно было также управлять звуком (свистками), и он мог воспроизводить заранее записанную речь. Была у него изюминка: робот понимал команды голосом, хотя никакого модуля его распознавания в нем не было. Все оказалось гениально просто. Робот реагировал на число звуковых импульсов в команде: СТОП (1 импульс), НАПРА‑ВО (2 импульса), НА‑ЛЕ‑ВО (3 импульса). До наших дней робот, увы, не сохранился.


Как видим, история отечественной робототехники имеет достаточно глубокие корни и к ней приобщались как школьники, так и студенты. Да, на первом конкурсе большая часть писем была лишь с описанием идей, а готовых роботов могли собрать не все. Но свою задачу популяризации робототехники он сделал. Мы, в свою очередь, также продолжаем обучать будущее поколение робототехников. А вы в своем детстве сталкивались с робототехникой и пытались собрать своего робота?

Комментарии (57)


  1. Exchan-ge
    00.00.0000 00:00
    +1

    Сам конкурс изначально не вызвал большого ажиотажа, и организаторы даже вынуждены были продлить его еще на полгода до лета 1967 года. Но первые публикации присланных работ в ноябре 1966 года вызвали поток новых писем.


    В статье не хватает завершающего абзаца — много лет спустя организатор этого конкурса совершил своеобразный каминг-аут: рассказал как все это было на самом деле и до какой степени его достали и роботы и их создатели.

    В общем и целом — он проводил эти мероприятия только по указанию руководства, с чувством глубокого отвращения.

    Вот такой нежданчик, да.


    1. akaz_zaka Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Цитата из его истории как раз, но то что могли создавать такое в СЮТ и училищах, это ух и ах. Конечно, там за многими вещами стояли реальные производства-шефы, найти те же приводы промышленные например или управляющую электрику простому смертному точно было бы невозможно. И сравните с текущими реалиями, когда по факту тот же Робот Федор недалеко ушел.


      1. avshkol
        00.00.0000 00:00
        +7

        Итак, Что нужно для создания человекоподобного робота? (по убыванию значимости):

        1. Страсть

        2. Интерес

        3. Упорство

        4. Азарт соревнования

        5. Незашоренный взгляд

          ...

          1. Технологии

          2. Деньги


        1. akdengi
          00.00.0000 00:00
          +6

          Увлеченный преподаватель.


      1. Exchan-ge
        00.00.0000 00:00
        +4

        Цитата из его истории как раз, но то что могли создавать такое в СЮТ и училищах, это ух и ах.


        У нас в школе был учитель труда, фанат своего дела.
        (Я его застал уже в конце его жизни)

        Так в школе, в широком коридоре второго этажа — стояли шкафы с его моделями — и чего там только не было.

        И это были не модели, склеенные из пластика готовых наборов — а вещи, созданные с нуля в школьной мастерской (школьники, конечно, тоже принимали в их создании посильное участие)

        Есть игрушечные железные дороги — в нашей школе была игрушечная троллейбусная линия — все как положено — штанги, протянутые провода и два троллейбуса ездили по двум сторонам «улицы», разворачиваясь на ее концах на троллейбусном круге.
        Как это удалось сделать — я не понимаю до сих пор — с рельсами-то намного проще, но их не было.

        Плюс был «компьютер» (1968 год) — по факту это был простой электронный калькулятор, но выглядело все потрясающе, особенно для учеников младших классов.
        (после его смерти все экспонаты потихоньку растащили по домам)

        найти те же приводы промышленные например или управляющую электрику простому смертному точно было бы невозможно.


        Конечно. Все материалы были «от шефов». Но надо было уметь ими пользоваться, как в примере выше. Боюсь, что пионеры в создании роботов принимали намного меньше участия, чем школьники нашей школы.

        И сравните с текущими реалиями


        Если бы у нашего школьного Мастера были нынешние возможности — даже трудно представить, что у бы него получилось в итоге :)
        В Boston Dynamics рыдали бы от зависти :)


        1. red_dragon
          00.00.0000 00:00
          +4

          Нет. В Boston Dynamics не рыдали бы от зависти. Совершенно глупо думать, что в означенной конторе работают люди, хоть сколько-то менее рукастые и мозговитые, чем Ваш школьный мастер.

          У нас был антропоморфный робот фёдор, но по факту, это был кусок ... Но когда к нему приматывали изолентой огнестрел с холостыми патронами, выглядело это потрясающе. В глазах учеников младших классов, разумеется.


          1. Exchan-ge
            00.00.0000 00:00
            +1

            Совершенно глупо думать, что в означенной конторе работают люди, хоть сколько-то менее рукастые и мозговитые, чем Ваш школьный мастер.


            У Boston Dynamics и школьного учителя труда в советской провинциальной школе 40-50-60х — возможности совершенно разные.


            1. red_dragon
              00.00.0000 00:00
              +1

              Таки не понял, что это меняет.


    1. aleks_raiden
      00.00.0000 00:00

      А можно почитать где-то? очень интересно


      1. Exchan-ge
        00.00.0000 00:00

        А можно почитать где-то? очень интересно


        Была статья в ТМ, в перестроечный или послеперестроечный период, я ее тогда прочел и очень удивился.

        Лет пять назад видел ее «перепечатку» в каком-то ЖЖ, причем почти с таким же набором картинок, как здесь (обложка ТМ с роботами, молодая Пугачева и т.д.) — по КДПВ даже подумал, что это она и есть :)


        1. akaz_zaka Автор
          00.00.0000 00:00

          Номера то одни и те же из Техники-Молодежи, других источников очень мало. Фотографии тоже у всех из архивов авторов и если про тот же АРС писали где только можно, то найти фото того же робота РИД мне не удалось. То же самое про РУМ: есть до этого роботы у Мацкевича, есть иллюстрации из его книг, но именно нет в хорошем качестве.

          Видео награждения похоже вообще кануло в лету.


          1. Exchan-ge
            00.00.0000 00:00

            других источников очень мало.


            Был еще телерепортаж с ВДНХ и передача на радио, но они сохранились только в памяти.

            Плюс в 60х была серия научно-популярных передач для школьников на ТВ, названия не помню, там в достаточно игровой форме популяризовались модные темы — космос, биология, роботы.
            Последняя запала в память, так как было даже немного страшно :)

            и если про тот же АРС писали где только можно,


            Вообще-то тема с фото молодой неизвестной певицы АП в сети очень популярна, я такое читал раз 15, с 1997 года :)
            (причем есть у меня подозрение, что именно я и запустил первым это фото в ньюсы :)
            Ну и тема конкурса роботов обычно идет с ней в комплекте.

            Видео награждения похоже вообще кануло в лету.


            Все видео, что не было перенесено на кинопленку при помощи специальной установки — не сохранилось.

            (между прочим, уже очень много лет нам по ТВ показывают киноверсию «Иронии судьбы» — именно в ней была ошибка в титрах. Фильм снимали одновременно на видео и на кинопленку, несколькими камерами одновременно (немного другой ракурс в версиях), причем видеоверсия была немного длиннее. Но, где-то после первого десятка показов, лента, похоже, поизносилась и ее списали)


          1. PereslavlFoto
            00.00.0000 00:00

            Вы смотрели в подшивки газет?


          1. rg_software
            00.00.0000 00:00

            Вот про АРС интересно, что он на самом деле умел. Потому что формулировки типа "мог взять телефон и принести его своему хозяину" или "мог сам встретить гостей и угостить их напитками" звучат как нечто недоступное даже на сегодняшнем уровне развития робототехники. Понятно, что за ними скрывается нечто более прозаичное, но тем не менее в тексты почему-то попадают именно они, да ещё и без пояснений.


            1. Exchan-ge
              00.00.0000 00:00
              +1

              Понятно, что за ними скрывается нечто более прозаичное,


              По рассказам современников событий — там было простое ДУ
              (хотя как сказать — для тех времен это было непростое ДУ :)
              мог отвечать на телефонные звонки и аккуратно записывать их;

              См. фильм «Вратарь», там есть прототип АРС :)

              Один из руководителей кружков рассказывал, что когда они привезли своего робота на ВДНХ, то днем демонстрировали его на открытой площадке возле павильона Космос. Народу много, процесс утомительный, и руководитель отошел в сторонку по делам, оставив робота под управлением своих школьников.

              Вернувшись, он увидел огромную толпу возле робота и бросился к ней, предчувствуя недоброе.
              Но оказалось, что школьники просто почувствовали свободу и робот рассказывал толпе о том, что он «пьет водку ведрами» (успех был ошеломляющий)

              Так что не только ДУ, но и еще дистанционная передача голоса с внешнего микрофона на встроенный в робота громкоговоритель


              1. rg_software
                00.00.0000 00:00

                Ну пусть даже так. Но "взять телефон" или "угостить напитками" -- это как? Я могу себе вообразить такое только если телефон или чайник уже изначально прицеплен к роботу.


                1. Exchan-ge
                  00.00.0000 00:00
                  +2

                  Но «взять телефон» — это как?




                  С 13-25 и далее. 1936 год, еще нет слова «робот» в ходу :)

                  «угостить напитками»


                  Это элементарно :)


            1. akdengi
              00.00.0000 00:00

              На Хабре про него есть подробнее статья: https://habr.com/ru/post/238479/


              1. Exchan-ge
                00.00.0000 00:00

                На Хабре про него есть подробнее статья


                image

                Конструкция очень похожа на конструкцию манипулятора для подачи/снятия заготовок в станок — по технологиям начала 60х (позже вместо механики стали использовать более надёжную гидравлику или пневматику) — мне приходилось такие конструировать.

                (вероятно, это и были части от списанного манипулятора :)


              1. tirus
                00.00.0000 00:00
                +4

                Фотографии робота АРС из музея в Калуге


                1. PereslavlFoto
                  00.00.0000 00:00

                  Вы там были и фотографировали?


                1. Exchan-ge
                  00.00.0000 00:00
                  +2

                  Фотографии робота АРС


                  Фрезерный станок (и не самый маленький), листогибочный станок, гильотинные ножницы, радиально-сверлильный станок и пара ванн электрохимического полирования (не считая отдельных комплектующих)

                  Он работал учителем черчения в железнодорожном техникуме города Калуги


                  Очень похоже на то, что его ученики работали на вагоноремонтном заводе (ныне АО Калужский завод «Ремпутьмаш» :)


                  1. akdengi
                    00.00.0000 00:00
                    +1

                    Если посмотреть на всех роботов, то там части "от шефов" у всех ;)


                    1. Exchan-ge
                      00.00.0000 00:00

                      Если посмотреть на всех роботов, то там части «от шефов» у всех ;)


                      «Сепулька» был разработан и изготовлен советской опытно‑экспериментальной фабрикой наглядных пособий и демонстрационной аппаратуры общества «Знание» (с)

                      Т.е. по факту — это промобразец (кстати, по дизайну он и самый интересный).

                      Его бы в виде детской игрушки — да в массы… был бы хит.


                      1. akdengi
                        00.00.0000 00:00

                        Сепульку в политехе из Лего собирают. А вот идея сделать "наших" роботов как персонажей новой настолки, это надо подумать. У меня в планах перенести мою Битву Големов в космос, так может перенести на Луну 60-70 годов и сделать там роботов как раз ту же Сепульку, Нептуна и еще интересных, дать им определенные свойства и заодно и про историю рассказать?


  1. aywan
    00.00.0000 00:00
    +1

    Теплые магнитно-пленочные, не атомные сердца)


    1. akaz_zaka Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Не то что бездушный кремний :) Надо будет про более поздние конкурсы написать и сравнить технологии.


  1. aleks_raiden
    00.00.0000 00:00

    кстати, интересно откуда заглавная иллюстрация с обьявлением. Там ошибка - а зная щепетильность в этом плане тогдашнюю редакцию (и цензоров) - явно что-то не то.

    Я коллекционер, и проверил по бумажному журналу и по сканам из полного цифрового архива - везде все ок.

    P.S. Конкурс на лучшую конСтрукцию.


    1. akdengi
      00.00.0000 00:00

      Это скан такой. Там грязь или повреждение бумаги в букве. Архив единственный теперь доступен в сети, а бумажные версии так вообще раритет. У меня в городе в библиотеках такое давно списано и уничтожено :(


      1. aleks_raiden
        00.00.0000 00:00

        Ну, 60-е еще не раритет, вот номера за 39-й - 40-е и 45-е года - это раритет. Хотя и они фигня по сравнению с первыми номерами (1933-й года ) эот я так, не обращайте внимание


        1. akdengi
          00.00.0000 00:00
          +3

          Я понимаю, просто библиотечная политика у нас безжалостно уничтожает отличные издания, так как "пришло их время" :( И максимум их в столицах регионах найти можно :( а то и только в Мск и Питере :( Или в частных подшивках. Я сам учу студентов по учебнику черчения 60-х годов, потому что инженерная графика там написана нормальным языком, а базовые принципы и стандарты почти не поменялись. На современные издания смотреть без слез невозможно: опечатки, стилистические ошибки, ужасные иллюстрации и без души.


          1. Javian
            00.00.0000 00:00

            офф насчет «языка». Читал недавно «Занимательное черчение» 1977 года. Пособие для учащихся вводит в ступор современного дядю задачами.

            иллюстрация


            1. SergeyMax
              00.00.0000 00:00

              Вроде всё довольно самоочевидно, с каким термином у вас возникли затруднения?)


              1. Javian
                00.00.0000 00:00

                Вам очевидно потому, что вы в этой области работаете. Я этих деталей типа «глухарь», «косынка» никогда не слышал.


                1. akdengi
                  00.00.0000 00:00

                  Инженер-конструктор в моем лице все эти термины знает. Единственное, что часть из этого теперь носит приставку (уст.), так как глухарь вы знаете как сантехнический шуруп (точнее болт), которым например унитаз прикручивают к деревянной тафте или доски скрепляют.

                  А вот косынки везде же, это нормальный термин. Посмотрите на любое угловое соединение из металлического профиля, там скорее всего будет косынка приварена для усиления и неразгибания.


                  1. DMGarikk
                    00.00.0000 00:00
                    +1

                    А вот косынки везде же, это нормальный термин.

                    а для этого надо или на техническом учится и чтобы «труд» в школе был нормальный со станками молотками и напильниками
                    насколько я знаю сейчас с этим большие проблемы, в школе где я учился все классы со станками и т.п. ликвидировали… я наверное был в последний год когда оно было (1999)


                    1. Exchan-ge
                      00.00.0000 00:00

                      в школе где я учился все классы со станками и т.п. ликвидировали


                      Когда я учился — в школе был предмет «Черчение».
                      Вроде как и ненужный, на первый взгляд — а как потом пригодилось в жизни.
                      (про «косынку» именно на этих уроках и узнали :)


                      1. akdengi
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Черчение отменено уже ой как сколько лет. Только сейчас чуть вернули в виде инженерной графики и то в виде предметов по выбору в технических профилях. А сейчас диверсанты на уровне министерства еще стараются и физику выпилить, типа если ребенок идет не в тех. вуз ему физика не нужна.


                      1. Javian
                        00.00.0000 00:00

                        Там той физики… Я посмотрел современный учебник физики, где из физики только фамилия престарелого автора советских учебников. Офигел с содержимого и стал сканировать старые книги по физике и выгружать на nnmclub.


                      1. akdengi
                        00.00.0000 00:00

                        Ну хоть что же. А вопрос теперь стоит, что одиннадцатиклассникам, которые не идут по техническому профилю, даже вот это не нужно. Типа все равно им ЕГЭ по физике не сдавать.


                      1. Javian
                        00.00.0000 00:00

                        В колледжах вполне технические специальности. Наверное им понимание физических законов больше в жизни пригодится.


                      1. Exchan-ge
                        00.00.0000 00:00

                        Наверное им понимание физических законов больше в жизни пригодится.


                        Общее и специальное образование — вещи совершенно разные.
                        И они никак на заменяют друг друга


                      1. Javian
                        00.00.0000 00:00

                        Судя по видео в соцсетях о номинантах на премию Дарвина, понимание физических законов продлевает жизнь.
                        P.S. к теме черчения:

                        Описание:
                        Школьный курс черчения дает теоретические основы построения различных графических изображений, правила их оформления, учит приемам работы чертежными и измерительными инструментами, учит выполнять изображения от руки, знакомит с различными условными изображениями и обозначениями. Все это поможет научиться понимать чертежи.
                        Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека, приучают к аккуратности и точности в работе.

                        Аннотация к А. Д. Ботвинников и др. | Черчение (7-8 класс) [Изд. 5-е] (1986) [PDF]


                      1. Exchan-ge
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека,


                        Вот это и было главным в этом школьном предмете — то самое, что так пригодилось в жизни


                      1. Exchan-ge
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        даже вот это не нужно


                        Это не им не нужно — это государству не нужно.


          1. Exchan-ge
            00.00.0000 00:00
            +3

            библиотечная политика у нас безжалостно уничтожает отличные издания, так как «пришло их время»


            У большинства библиотек нет нормальных книгохранилищ.
            Поэтому периодика быстро бы заполнила все помещения, поэтому ее через пять лет списывают (по крайней мере — так было раньше)

            У научных библиотек книгохранилища есть, поэтому периодику там можно найти (как-то я заказал подшивку местной газеты за полугодие того года, когда я родился — было весьма познавательно: реалии быта очень быстро забываются.
            Всего двадцать лет спустя уже никто не помнил о том, что для развода в свое время требовалось дать соотв. объявление в газету)


          1. Didimus
            00.00.0000 00:00
            +2

            Уничтожать книги без перевода в сканированный формат - преступление. Но где это понять тем, для кого это продукт целлюлозный читательский в составе книжного фонда


          1. PereslavlFoto
            00.00.0000 00:00
            +2

            Там проблема не в «пришло их время». Проблема в том, что беречь такие издания очень дорого, а платить за это читатели больше не хотят.


      1. Exchan-ge
        00.00.0000 00:00
        +4

        а бумажные версии так вообще раритет.


        Но проблем :)

        Заголовок спойлера
        image


        Это только часть, одна полка шкафа :)


        1. Didimus
          00.00.0000 00:00
          +1

          Вам нужен робот сканировщик


          1. Exchan-ge
            00.00.0000 00:00
            +2

            Вам нужен робот сканировщик


            Добрые люди все уже отсканировали.
            Правда, иногда скан плохой или страницы пропущены — вот тогда открываю этот шкаф :)



    1. jar_ohty
      00.00.0000 00:00

      Возможно, картинку взяли из скана в дежа-вю, а там такие подмены порой случаются.


      1. akdengi
        00.00.0000 00:00

        нужен скан для сравнения :)


  1. ITMatika
    00.00.0000 00:00
    +2

    Моршанск, 1966 год, кружок автоматики и кибернетики. Один из моих родственников на первых кадрах.

    Видео


    1. Exchan-ge
      00.00.0000 00:00

      Моршанск. Один из моих родственников


      Когда-то (42 года назад) я чуть было не женился на девушке из Моршанска.
      Интересно, где она сейчас :)


  1. tormozedison
    00.00.0000 00:00
    +1

    Можно реплик наделать.