Относительно недавно мы завершили процесс переезда в новый офис для разработчиков, пространство которого проектировали практически с нуля. Пережив все это хотим поделиться парой основных принципов про организацию рабочих пространств для agile‑команд, опенспейсов и сателлитных зон, а также всякими мелочами, которые, помогут улучшить рабочую атмосферу или повысить производительность. Ну и рассказать немного баек про сам офис.

Предыстория с выбором консультантов 

Проектирование офисного пространства обычно состоит из следующих шагов: изучение лучших примеров; сбор и анализ пожеланий, основанный на опросах внутри команд; формирование стратегии организации пространства и ТЗ на его проектирование; планировка пространств, коммуникаций; подбор материалов, предметов интерьера и визуализация. После прохождения всех этих стадий переходят к ремонтным работам.

Мы тоже пошли этим путем. Для формирования стратегии и ТЗ на проектирование нам понадобилась помощь проектных консультантов или архитектурных бюро с соответствующим портфолио и спецификой. Но выбрать подрядчика, изучая их сайты, задача не очень простая, потому что умение создавать красивые сайты и дружить с SEO, чтобы оказаться вверху поисковой выдачи, не коррелирует с основной профессиональной деятельностью. Хотя, грамотный и аккуратный сайт с расписанным портфолио — несомненный плюс.

В итоге мы поступили чуть хитрее — познакомились с организаторами премии Best Office Award и попросили порекомендовать нам нескольких подрядчиков, которые регулярно номинируются и получают награды. Это сработало. После серии встреч мы получили грамотных проектных консультантов и на основе их стратегии сделали проект офисного пространства.

Это Руслан Кубрава, директор инжиниринговой компании Kubrava Project Management. Его команда провела аналитическое исследование и разработала стратегию организации рабочего пространства, а также сформировала функциональные требования к нашему новому ИТ-офису. Большая часть деталей в этом посте взята из беседы с ним
Это Руслан Кубрава, директор инжиниринговой компании Kubrava Project Management. Его команда провела аналитическое исследование и разработала стратегию организации рабочего пространства, а также сформировала функциональные требования к нашему новому ИТ-офису. Большая часть деталей в этом посте взята из беседы с ним

Принцип организации помещений для agile-команд

Офис для agile‑команд — относительно свежий термин. Предполагается, что в таких командах происходят регулярные короткие встречи, на которых обсуждаются детали проектов и работа по ним. Соответственно, кроме самого опенспейса нужны места для разноформатных встреч: офлайн, онлайн, с командой, с заказчиками. К ним надо добавить необходимые сопутствующие зоны, которые еще называются сателлитными (для неформальных переговоров, отдыха, кофепоинты), чтобы в процессе решения основных задач не пришлось ходить туда‑сюда через три соседних отдела.

Главный принцип организации ИТ‑офиса — индивидуальный подход. Правило номер один — понять, как и с чем работает команда.

Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы команда решала задачи тем способом, который наиболее эффективен и удобен. Например, есть две команды, работающие по канбану. Одним удобнее клеить листочки на стене, другим нужен большой экран в общей или рабочей зоне. Кому‑то удобнее обсуждать проекты прямо на рабочем месте, другим обязательно нужна небольшая переговорка или специальное проектное пространство.

Прийти туда со своим «самоваром» — ухудшишь производительность.

Во всех наших офисных переговорках можно рисовать на стенах или специальных маркерных поверхностях. Стирать и убирать листочки каждый раз не нужно, поскольку каждая переговорка относится к рабочей зоне какой-либо команды
Во всех наших офисных переговорках можно рисовать на стенах или специальных маркерных поверхностях. Стирать и убирать листочки каждый раз не нужно, поскольку каждая переговорка относится к рабочей зоне какой-либо команды

Опрос команд и формирование требований

Существует мнение, что если в лаборатории работает сто лаборантов и ученых, то интервьюировать надо лишь одного человека — руководителя лаборатории. Это в случае, если все работают над одной задачей. Если задачи разные по процессу и функционалу, то надо сначала разобраться со структурой, определить стратегические задачи, а потом уже идти к руководителям функциональных подразделений.

Опрос состоит из нескольких десятков пунктов, где последовательно описывается каждая из зон: приемная, офис, переговорные, серверные, другие помещения.

Для офисной части базовые вопросы могут быть такими:

пример под спойлером

— Количество, распределение и вместительность офисов в рабочей зоне.
— Требования для офисного рабочего места: количество IT‑розеток, телефонных розеток, внутренних розеток, включая розетки для мобильных телефонов и местного освещения.
— Количество полок и шкафов для документов.
— Планируется ли устанавливать маленькие столы для совещаний (на 4 человека)?
— Распределение персонала и руководителей в помещении.
— Количество отделов, их названия и количество сотрудников.
— Какое планируется сообщение между отделами и группами?
— Требуются ли маленькие столы для совещаний в открытом пространстве; рядом с рабочими местами; для неофициальных встреч?
— Планируется ли комната для хранения документов (архив)?
— Дополнительное хранилище?

Когда мнения руководителей и рядового звена различаются, устраиваются воркшопы для выяснения причин разногласий, а в отсутствии консенсуса вопрос эскалируется выше.

По результатам многоэтапной работы консультанты формируют пакет индивидуальных рекомендаций.

Касательно тех же переговорок, важно понимать, кто и к кому ходит на переговоры. Владелец продукта к разработчикам или наоборот. Там и там переговорки не нужны. Чаще всего у команд разработки есть общие зоны, где к ним кто‑то может присоединиться. Но это не аксиома.

Например, есть руководители, которые сидят отдельно, а есть те, которые сидят со своей командой. Все зависит от того, в какие процессы они чаще вовлекаются — с командой или с другими руководителями.

Теперь перейдем к опенспейсам и сопутствующим зонам.

Какими должны быть опенспейсы

1. Зонированными. Это красиво, не раздражает сотрудников и позволяет разбить эхо говорящих людей.

В проект мы закладывали офисные зоны на 8-12 человек. Это одна из них перед финальным оформлением и заселением
В проект мы закладывали офисные зоны на 8-12 человек. Это одна из них перед финальным оформлением и заселением

Зонирование позволяет снизить уровень шума. Это можно обеспечить правильно расположенными шкафами, офисными перегородками. Хорошо бы установить акустические элементы, или, например, баффлы (Buffles) — панели, подвешиваемые к потолку. Они гасят эхо и улучшают акустику в помещении. А еще могут стать украшением интерьера.

У нас баффлы можно найти в холле первого этажа
У нас баффлы можно найти в холле первого этажа

2. С изолированными рабочими местами. В идеале каждый предпочел бы иметь свое огороженное место: стул, стол и пространство, куда бы никто не заходил. Предельный вариант — с санузлом и зоной отдыха, которые иногда можно встретить у топ‑менеджеров корпораций.

В базовом варианте следует руководствоваться санитарными нормами СП 2.2.3670–20, принятыми в январе 2021 года. Там несколько интересных моментов: площадь на одного сотрудника, работающего за компьютером, не должна быть менее 4,5 м2 без учета проходов и мебели; ширина столов — не менее 120 см; есть рекомендация по наличию перегородок между рабочими местами у сотрудников творческих профессий и умственного труда, их высота должна быть 1,5–2 м.

3. С зонами‑сателлитами. Это места для формальных и неформальных коллабораций, кофепоинты, телефонные кабинки, зоны печати. В СНиП 2.09.04–87 указано, что в компаниях с числом сотрудников до 30 человек обязательно должен быть кофепоинт, где люди могут перекусить, а если больше 30, то уже столовая‑раздаточная. Также не стоит забывать про зоны face‑to‑face для обсуждения рабочих вопросов. Они располагаются таким образом, чтобы говорящие не отвлекали сидящих рядом коллег.

Два зеленых кресла – это открытая зона face-to-face, а за ней располагается полноценная переговорка 3х3. Ковролин, кстати, служит дополнительным элементом звукопоглощения
Два зеленых кресла – это открытая зона face-to-face, а за ней располагается полноценная переговорка 3х3. Ковролин, кстати, служит дополнительным элементом звукопоглощения

Что влияет на работоспособность и производительность

Если отбросить шутки про начальников, то у нас остается: кресло, свет, микроклимат и зелень.

Формально СанПиН разрешает использование полумягких офисных стульев, оснащенных колесиками, подъемным механизмом и спинками, регулируемыми по высоте и наклону. Обычные кресла или стулья для рабочих мест запрещены. В правильно подобранных креслах человек меньше утомляется и сохраняет высокую производительность в течении большего времени.

У света важны его технические характеристики: цветовая температура, CRI (индекс цветопередачи) и пульсации (не более 5%). Каждому времени суток подходит своя температура света. Утром и днем — белый свет, он бодрит. Теплые оттенки, наоборот, успокаивают. Если в офисе будет все время белый свет — он будет раздражать. Обычно ставят средний с цветовой температурой 4–4,5 тыс. кельвинов и яркостью 400 лк, как это указано в требованиях для компьютерных рабочих мест. Логичный вариант — управлять цветом и вечером делать оттенок теплее.

Важна зелень. Она дает эмоциональный эффект, акустический эффект, немного влияет на микроклимат и повышает работоспособность. Было много исследований на эту тему, например, совместное исследование университетов Exeter, Queensland и Groningen показало, что продуктивность сотрудников, работающих в «зелёном» офисе, на 15% выше по сравнению с теми, кто трудился в обычном офисе.

Один из вариантов озеленения в нашем офисе Интеха, но этого маловато. Я бы добавил комнатные деревья: кофейные, лимонные, гранатовые, пальмы, можжевельники. А может и карликовую березу…
Один из вариантов озеленения в нашем офисе Интеха, но этого маловато. Я бы добавил комнатные деревья: кофейные, лимонные, гранатовые, пальмы, можжевельники. А может и карликовую березу…

Созерцание живых природных элементов снижает уровень раздраженности, в то время как нагромождение стекла, бетона и людей хоть и красиво, но создает напряжение.

Как выглядел процесс переделки офиса

После осмотра нового арендованного офиса — десятиэтажного относительно нового здания площадью 21 тыс. «квадратов» — настало время формирования технического задания для архитекторов и планировщиков, которое подготовили в Kubrava Project Management.

Так выглядел офис перед началом работ
Так выглядел офис перед началом работ

После всевозможного анализа и опросов нам выдали пакет функциональных требований: к помещениям, их числу, размерам и расположению; к столам, креслам и прочим элементам рабочего пространства.

У нас получилось четыре этажа agile‑пространств, пара этажей общедоступных помещений с конференц‑залом, обеденным крылом, тренажерным залом и аудиторией для обучения.

Каждый этаж разделен на три зоны. У agile-этажей по периметру расположены опенспейсы, а в центре размещены сателлитные зоны, переговорки и коридоры
Каждый этаж разделен на три зоны. У agile-этажей по периметру расположены опенспейсы, а в центре размещены сателлитные зоны, переговорки и коридоры
На 2 этаже в зоне А находится обеденное пространство, а в зоне В - тренажерный зал. Кстати, пиксельный шрифт – интересная находка для офиса ИТ-компании
На 2 этаже в зоне А находится обеденное пространство, а в зоне В - тренажерный зал. Кстати, пиксельный шрифт – интересная находка для офиса ИТ-компании
Основная обеденная зона в столовой. Есть столы на 2-4 человека, но лично мне не хватает мест, где разместилось бы 5-6 человек
Основная обеденная зона в столовой. Есть столы на 2-4 человека, но лично мне не хватает мест, где разместилось бы 5-6 человек

Остальные этажи — смешанного использования. Там расположились команды или отделы, которым удобно работать в классическом кабинетном пространстве. Подземную парковку в цокольном этаже мы не трогали. Ее черед наступит позже.

С пакетом техтребований, включающим все утвержденные хотелки, мы пошли к нашим дизайнерам из административно‑хозяйственного департамента. Это те люди, которые занимаются дизайном отделений банка и ремонтами. На этом этапе подбирались варианты оформления, цвета, материалы и делались визуализации.

Одна из визуализаций опенспейса
Одна из визуализаций опенспейса
Визуализация блока с переговорками
Визуализация блока с переговорками

Затем эстафета перешла в строительный департамент, где сформировали окончательный детальный план помещений, разместили столы. В нашем проекте столы были 160 см шириной, но где‑то мы не вписались в пожарные нормативы и ширину пришлось сократить до 140 см. По прошествии времени можно сказать, что это не оказало негативного влияния на комфорт и эффективность работы.

Далее начался подбор кресел — хотели обязательно с подголовниками; тумб — с подушками, чтобы можно было выкатить и сесть; шкафов и оборудования спортзала.

Подошедшему переговорить коллеге можно выкатить тумбочку с мягким верхом, чтобы не стоял и не смотрел сверху-вниз, как большой начальник
Подошедшему переговорить коллеге можно выкатить тумбочку с мягким верхом, чтобы не стоял и не смотрел сверху-вниз, как большой начальник

Одновременно стартовали ремонтные работы. На agile‑этажах сносили все, кроме капитальных стен и несущих конструкций. Все коммуникации делали с нуля, начиная от вентиляции и заканчивая сетевой инфраструктурой.

Еще немного деталей и фишек

Поскольку само здание представляет собой два одинаковых крыла, соединенных под углом в 90 градусов, логично было сделать ядром планировки центральную часть, которую между собой назвали «поляной».

«Поляна» подкрашена на схеме зеленым
«Поляна» подкрашена на схеме зеленым
Коридор сектора А и часть центральной «поляны» одного из agile-этажей
Коридор сектора А и часть центральной «поляны» одного из agile-этажей

На ней разместили общее пространство для коллабораций. К «поляне» примыкает центральный кофепоинт. По сути, это большая кухня с полным набором оборудования.

Примыкающая к «поляне» кухня
Примыкающая к «поляне» кухня

Еще два кофепоинта находятся в торцах крыльев — рядом с рабочими командами.

Один из кофепоинтов в торцах крыльев
Один из кофепоинтов в торцах крыльев
Часть кофепоинтов имеют длинный мягкий диван в нише и несколько мини-столиков
Часть кофепоинтов имеют длинный мягкий диван в нише и несколько мини-столиков

Переговорки четырех форматов рассчитаны под внутренние регламенты. В каждом из трех блоков agile‑этажей есть по одной большой переговорной комнате на 12+ человек, три поменьше на 6–8 человек и открытые зоны 3×3 и 1×1. Это все идет дополнением к ~55 рабочим местам. В теории на переговоры может уйти сразу 70–80% сотрудников, а на практике это означает, что свободные переговорки есть всегда, причем в двух шагах от рабочего места. И это, прям, круто.

Вариант 2х2, который формально 3х3
Вариант 2х2, который формально 3х3

Ключевой бенефит для средних и малых переговорок — отличная звукоизоляция. Можно громко обсуждать что угодно, при этом не мешать коллегам в опенспейсе.

В менее формальных компаниях в переговорках размещаются диваны со столиками. Высокие спинки – это элемент звукоизоляции или звукокоррекции. Тут я попросила парней немного попозировать, раз уж прервала их разговор
В менее формальных компаниях в переговорках размещаются диваны со столиками. Высокие спинки – это элемент звукоизоляции или звукокоррекции. Тут я попросила парней немного попозировать, раз уж прервала их разговор

Фронтальные двери и стены — стеклянные. Благодаря этому сохраняется ощущение рабочей обстановки опенспейса. Если свет в переговорках не включать, слегка затемненное пространство убережет от излишнего внимания коллег, находящихся снаружи. Но в то же время будет видно, что переговорка занята.

А еще у переговорок забавные названия
А еще у переговорок забавные названия

Отдельно размещены кабинки для телефонных переговоров со звукопоглощающими панелями.

На столик в телефонных кабинках можно поставить ноутбук или просто облокотиться
На столик в телефонных кабинках можно поставить ноутбук или просто облокотиться

Еще одна фишка — гардеробные комнаты для каждого крыла и система кейлокеров — это такие шкафчики с замками, находящиеся в свободном доступе.

У каждой секции свой гардероб с кейлокерами
У каждой секции свой гардероб с кейлокерами

В шкафчиках можно оставить спортивную форму, сменную обувь, также ими любят пользоваться командированные сотрудники, которым нужно оставлять сумку/чемодан на время рабочего дня.

Пара безумных идеи и мыслей

В любом ИТ‑сообществе много креативных людей, и кому‑то у нас пришла в голову мысль о летнем бассейне. Суть в том, что вдоль одного крыла здания имеется длинная пристройка с плоской крышей. Расположена она на одном уровне с тренажерным залом, запасной выход из которого ведет прямо на нее.

Это тренажерный зал
Это тренажерный зал
А это крыша пристройки
А это крыша пристройки

Тут может уместиться стандартная 25-метровая дорожка для плавания. Ну или укороченная до 20 метров — ровно до входа. В какой‑то момент эту идею в качестве шутки принесли в АХД (хоздепартамент), но чуть позже выяснилось, что крыша не рассчитана на подобные нагрузки. И куда более реалистичный вариант — расположить на ней смешанную зону, где можно было бы поработать с ноутбуком в летний день или просто посидеть в перерыве на свежем воздухе. Возможно, все так и будет.

Есть еще одна вещь, на которую никак не повлиять. Здание, где мы разместились, стоит вдоль Профсоюзной улицы, а с другой его стороны — Битцевский лесопарк, ширина которого в этой точке почти полтора километра.

Вид из окна девятого этажа. Дома на горизонте – это район Ясенево
Вид из окна девятого этажа. Дома на горизонте – это район Ясенево

Но такая картина открывается только из крайних окон одного из крыльев, при этом часть обзора остается закрытой другим крылом. Если бы здание было развернуто центральной угловой частью в сторону леса, а внутренним двором к Профсоюзной улице, любоваться лесными пейзажами могли бы 2/3 «жителей» офиса.

Скорее всего расположить так здание архитекторам и заказчикам помешали ранее проложенные коммуникации
Скорее всего расположить так здание архитекторам и заказчикам помешали ранее проложенные коммуникации

Впрочем, с центральных «полян» всех этажей или с торцевых кофепоинтов тоже можно полюбоваться природой.

От чего мы спасли наш офисный мир

Безопасность любого банка — штука невероятно многогранная. Несведущий человек вряд ли представит себе все аспекты, из которых она может состоять. Но мы не банк. И нам потребовалось время, чтобы убедить коллег‑безопасников скорректировать некоторые требования.

Один из примеров — входная группа. После того, как хоздепартамент выдал нам поэтажные планировки, наше внимание привлекли вертушки входной группы — точь‑в-точь как в башне в «Сити», где расположен офис Россельхозбанка, и занимающие внушительную часть входной зоны. Подобные конструкции обычно используются, когда нужен повышенный уровень безопасности, но он для нас не актуален.

В итоге входная зона приобрела нормальный технологичный вид — без вертушек, но с распознаванием лиц (в перспективе) и градусником.

Тут еще измеряется температура
Тут еще измеряется температура

На что в итоге обращать внимание?

Если вы посмотрели картинки и попали сразу сюда — вот ключевые мысли: каждая ИТ‑команда должна формировать пространство под себя и свои рабочие процессы. Для этого проводятся серии интервью и опросов, и, желательно, чтобы это делал профессионал. Тогда получится отбросить лишнее и не забыть нужное, например, не переборщить с площадью тех же переговорок, их числом и расположением. А еще соблюсти массу требований всевозможных норм и СанПиН‑ов, которые, кстати, весьма полезны и продуманы. Кроме того, нужно не скупиться на кресла и зеленую растительность. То и другое поднимает производительность. Я вообще сторонница тотального озеленения, и мне странно, что большинство компаний не использует этот недорогой лайфхак.

Увы, за кадром осталась работа наших дизайнеров, а именно они занимались подбором цветов, материалов и форм. Входная зона у них получилась прям космической (на фото выше).

Думаю, что было бы не лишним опубликовать тут их рассказ про оформление офисных помещений, выбор и сочетание цветов, материалы, да и вообще про проблемы визуализации. Надеюсь, он скоро появится.

Комментарии (26)


  1. dmarsentev
    00.00.0000 00:00
    +8

    Вопрос: какими должны быть опенспейсы?

    Ответ: опенспейсов быть не должно.

    Так считают Де Марко и Листер, так считает Джоел Сполски.


  1. t13s
    00.00.0000 00:00
    +7

    Я не понимаю этот мир.

    Open space - это плохо. Это очень плохо. Нет ни одного живого человека на планете, которому нравится в open space работать. Оправдывать эту хрень можно только с точки зрения рабовладельца бизнеса, аргументируя экономией места.

    Но теперь происходит странное: к open space добавляются всякие занимающие пространство штуки, которые как бы призваны недостатки этих самых open space нивелировать: переговорки, шумоизоляционные комнаты, зоны отдыха и т.д. То есть задача экономии места явно не стоит.

    Так почему бы вместо всего этого стойла не сделать нормальные обычные человеческие рабочие кабинеты на 4-6 человек, где можно работать в уютной обстановке и относительной тишине?


    1. leonidv
      00.00.0000 00:00

      Еще многое зависит площади кабинетов. В кабинете 40 метров до ковида нас сидело человек 7 максимум (сейчас трое). И это было хорошо. Посади 4 человек в 20 метров с потолками в 2.40 и будет уже не айс. Хороший опенспейс может и получше будет.

      И еще важный момент - переговорки и минипереговорки 1x1 и 2x2 нужны и в случае кабинетной рассадки. Чтобы мешать другим, достаточно одного, который громко общается по телефону/скайпу/зуму и т.п


      1. t13s
        00.00.0000 00:00

        Open space с потолками 2.40 и теми же 5 кв.м. на человека будет всяко хуже аналогичного кабинета. Просто по определению.

        Когда в кабинете сидят не случайные сотрудники, а коллеги из одного отдела, то мешать друг другу проблематично: если митинг, то у всех; если что-то обсуждается, то оно большинству и интересно. Если срочно поговорить не по работе - коридор к вашим услугам.


    1. maxim_zverev
      00.00.0000 00:00

      В кабинете менеджменту сложнее "видеть, что все работают". Опенспейс это про это наверно даже в первую очередь, а не про экономию.


      1. t13s
        00.00.0000 00:00

        Что-то в этом есть, да.
        Ну, в общем, тоже от большого ума :)


      1. energo_2000
        00.00.0000 00:00

        Столкнулся с такой мотивацией в крайней форме: представители одной корпорации в Лондоне увидели стеклянное здание, которое менеджементом просматривалось насквозь из соседнего здания.

        Ну и решили у себя построить. И прстроили. В городе, где -35 это норма зимой...

        В итоге на следующий год перед стеклами выкладывали кирпичные стены, и идея сквозного вида накрылась..


    1. knyazevay Автор
      00.00.0000 00:00
      -2

      Во-первых, я рада, что статья вызвала желание поделиться мнениями. Каждое мнение важно. Относительно open space: есть немало людей, которым нравится работать в пространстве с другими сотрудниками - так легче быть в курсе рабочих процессов, поддерживать корпоративную культуру и командный дух. Но вы правы, всегда будут и те, кому подходит исключительно коридорно-кабинетная структура. В нашем офисе есть и те, и те варианты. И, кстати, у нас в open space очень заходят переговорные комнаты разных размеров: всегда можно уединиться в свой персональный кабинетик и работать там.


      1. t13s
        00.00.0000 00:00
        +4

        Тут определиться нужно: люди рабоать пришли, или за корпоративный дух подержаться :) Все-таки я сомневаюсь насчет "немало людей". За все годы не встречал ни одного человека, которому вот такие вот загоны нравятся. Вот прям вообще ни одного.

        "Свой персональный кабинетик" - это когда на своем персональном столике стоит своя персональная кружечка, свои персональные мониторчики расставлены как надо, свое персональное креслице подогнано под свою персональную жё... анатомию... И вот это вот дзен, да.
        А если персональный кабинетик - это волчий уголочек, в котором приходится уединяться на пару часиков, чтобы не начать убивать не в меру общительных дорогих коллегушек из соседненьких отдельчиков - это немножечко другое.


        1. knyazevay Автор
          00.00.0000 00:00
          +4

          Ну для полноценного дзена у нас есть удаленный режим работы из дома )


    1. Mishootk
      00.00.0000 00:00
      +1

      Кабинет на фиксированное количество человек увеличивает коммуникацию в этой группе, но снижает коммуникацию между группами относящимися к одному проекту.
      Зонируемый опенспейс с динамическим распределением пространства позволяет организовывать проектные команды территориально. Ширмы, перегородки, другие ухищрения позволяют в короткие сроки территориально собирать команды. Наверное существуют легкие перегородки, которыми можно нарезать опенспейс блоками по 4м2 (цифра условная), формируя произвольные изолированные пространства. В опенспейсе часть перегородок и мебели в использовании, неиспользуемая часть размещена в качестве центрального холла ("островок" в терминах статьи) и часть в резерве в кладовке на случае слишком мелкого дробления. Рост блоков от периметра и из разных углов. При необходимости за выходной день (да и за ночь) не отвлекая работников блоки можно смещать параллельным переносом или поворотом. Изменение внутренней конфигурации только в случае совсем радикальных перестроек по проектам (некоторые могут и не заметить, что блок их проекта сместился в сторону на несколько метров).


      1. t13s
        00.00.0000 00:00
        +1

        Мда... Вот у меня за ширмой как раз кто-то бубнит. Может, он самый замечательный человек на свете, но к концу рабочего дня мне хочется подойти и ласково повернуть ему голову до щелчка. Я к чему: ни одна ширма не умеет в полноценную шумоизоляцию.

        Так же вопрос: что означают в нормальных человеческих словах термины "увеличивает коммуникацию", "снижает коммуникацию"?


        1. Mishootk
          00.00.0000 00:00

          В опенспейсе бубнят.
          Даже в комнате где вас вчетвером посадят, может попасться бубнящий сосед. А если на ваш проект 15 человек и вы в свободной планировке, можно договориться о рокировке, которая устроит вас и бубниста (расползетесь с ним в разные концы помещения).
          От ширмы полноценной изоляции не требуется. Хотя, наверное существуют перегородки, которые от пола до потолка и позволяют выделить именно тихую зону. Тут это мои мечты.


          Коммуникация.
          Наверное это зависит от проекта, организации техпроцесса в компании, традиций. В разработке задачи, когда к результату идут несколько людей одновременно, когда задача частично исследовательская, когда четкого ТЗ на конечное решение нет "чувство локтя" сильно влияет на процесс. Невозможно собрать идеальную команду, где каждый может схватить задачу, уединиться, выдать решение устраивающее коллег. Где можно теоретически спроектировать подсистему в условиях нечеткого ТЗ и сесть за реализацию. Сегодня я плотно работаю над задачей с человеком сидящим рядом со мной, мы в течение дня каждые 10 минут по теме перекидываемся идеями, вопросами. Завтра в такой плотной работе мне нужен другой человек. Ну 3-4-5 их можно заранее поместить в одно помещение. Больше не влезает. Но на проекте нас 10. Сразу в блок на 10 человек. И любой возглас вслух будет по теме. Сейчас же бывает, что информация озвученная в одной комнате, до другой доходит слишком поздно. И идея вброшенная в воздух и не нашедшая поддержки через пару недель упомянутая на кухне подхватывается и реализуется коллегой из другой комнаты.


  1. rezdm
    00.00.0000 00:00
    -4

    Ну, за Россельхозбанк


  1. beho1der
    00.00.0000 00:00

    Обычный офис,почти ничем не отличается от 99% всех новых офисных зданий,возможно только собственная тренажера и душевая выделяет его от всех остальных. Мне бы например хотелось чтобы можно было настроить уровень освещенности и температуры под себя.


  1. vagon333
    00.00.0000 00:00
    +1

    Я бы не хотел в таком офисе работать. Не нашел это рабочее пространство удобным.
    Бюджетное — да, но не удобное.

    Не понравились столы, а это 95% моего рабочего времени.
    Субъективно: острые края, нет полукруглой ниши (локти будут висеть), мало рабочего места по бокам, близость соседей.

    Не понравилась столовка — пустырь, тарахтящие стульчики и мало места на столе. Да, я могу продолжить работу в столовке, поэтому не хочу чтоб стакан воды стоял рядом с ноутом.

    Что касается редко-используемых «рюшечек», до них дела нет.


    1. Mishootk
      00.00.0000 00:00
      +3

      Мне кажется, если политика компании допускает продолжать работу в столовой (а по факту в зоне где должна быть гигиена как физическая так и интеллектуальная — да, я во время перекуса желаю полностью отвлекаться от работы), то следует просто разрешить утаскивать еду в свои каморки. Ну не приятно мне, что ноут приземляющийся ножками за день на случайные поверхности оказывается в итоге на обеденном столе. Вряд-ли в такой столовой после каждого посетителя приходит уборщица и протирает стол. Разогрелся, сгрузил на подносик (или тележку), оттащил к себе, работай не отвлекаясь. Я не борюсь с таким трудоголизмом — некоторым он по душе. Если соседей не напрягает, пусть трескает у компа. А вот работающий в столовке малость мешает (зянятием места, периодическим шумом по телефону).


  1. segment
    00.00.0000 00:00
    +1

    Лучший вариант, это когда ни сбоку, ни впереди никого нет, и еще плюс перегородка чтобы не встречаться взглядом с кем-то. Но даже в таком случае, если кто-то будет на онлайн митингах, то это уже не вариант, тк будет мешать. Так что либо удаленка, либо сильно отдельно стоящие места.


  1. PointE
    00.00.0000 00:00
    +3

    Проблема вентиляции и температурного режима существует и будет существовать всегда в любом OpenSpase и приводить к нешуточным баталиям, особенно в сезон :).


    1. knyazevay Автор
      00.00.0000 00:00

      Нам попроще: у нас открываются окна. Хорошо проветривается помещение. А в центральном офисе в Москва-Сити вентиляция работает безукоризненно, там всегда идеальный температурный режим. Но лично мне комфортнее, когда можно проветрить помещение открытием окна.


    1. Mishootk
      00.00.0000 00:00

      В период пусконаладки работал в диспетчерском центре, в зале авиадиспетчеров. Самый большой зал страны. Поначалу проблемы были. Воочию наблюдал процесс улучшения климата. В итоге очень комфортная атмосфера 24/7/365. Опенспейснее той территорию придумать сложно.


    1. fio
      00.00.0000 00:00

      Для большинства людей правильно сделанная вентиляция будет ОК. Но есть люди, которым дует, или холодно, или жарко. Они будут недовольны хоть в опенспейсе, хоть в кабинете.


  1. Cyborg2
    00.00.0000 00:00

    Камера пыток


  1. admOS
    00.00.0000 00:00

    Модель кресел (те, которые с подголовниками) не подскажете?


    1. knyazevay Автор
      00.00.0000 00:00

      Добрый день. Кресла закупались здесь https://solo.ru/

      Но сейчас в каталоге именно наших нет.


  1. Pyku_He_oTTyda
    00.00.0000 00:00
    +2

    Была у меня возможность из кабинета перебраться в опенспейс, квадратов так 30, с огромным столом. Кайфовал.

    Потом подтянулись коллеги, с завистью, так как у меня был стол 6х2м, за ним только я и мой ноут. Через некоторое время, за этим столом не стало места, и я переместился в пустой кабинет... Догадайтесь, что было дальше и почему?

    И да, я не страдал от общего кондиционирования и никому не хотел открутить голову...