Год назад казалось, что российский геймдев — всё. Но первый сильный стресс от ухода иностранных компаний прошёл, нашлись альтернативные варианты, и выяснилось, что российские игровые площадки достаточно зрелые и предлагают плюс-минус одинаковые возможности.
Пока опытные товарищи продолжают зарабатывать на своих играх, разберём, куда смотреть начинающим разработчикам браузерных игр в России — какие есть площадки, чем они отличаются друг от друга и как с ними взаимодействовать.
Меня зовут Сергей Епонешников, несколько лет назад я сделал простую игру и опубликовал на российских площадках — посмотреть, что из этого выйдет. Нашёл свою аудиторию и понял, что можно пробовать игры посложнее и не ограничиваться одной площадкой. Запустил филворды, которые довольно хорошо зашли, — в итоге я получил около миллиона рублей пассивного дохода, и деньги продолжают поступать, хотя я ничего не обновлял уже больше двух лет.
В процессе интеграции я столкнулся с множеством вопросов и трудностей: от документации и условий, которые везде были свои, до различий в подключении и инструментах управления. Теперь я делаю сервис GamePush, который упрощает всё это.
Сегодня расскажу про нюансы российских игровых площадок и о том, что стоит учитывать при выборе, чтобы избежать ошибок. Из статьи вы поймёте, как быстрее и проще публиковаться и начать получать доход.
Основные российские площадки для HTML5-игр — «ВКонтакте», «Яндекс» и «Одноклассники»
Количество игроков в браузерные игры растёт: можно играть бесплатно, без загрузки на телефон и компьютер. Это удобно и просто. Всё начиналось в ВК и «Одноклассниках», чуть позже присоединился «Яндекс» и быстро всех догнал. Прошедший год вообще качественно изменил ситуацию и заставил всех зашевелиться.
К концу 2022 года аудитория «Игр ВКонтакте» достигла 10 млн пользователей и грозит сравняться с показателями VK Play, активная аудитория которого составляет 11 млн игроков.
За 2022 год количество разработчиков на «Яндекс Играх» выросло в три раза, 96% из них — инди-команды. Удвоилось количество игр, их теперь около 16 тысяч, а самый популярный жанр — головоломки.
На «Одноклассниках» за 2022 год доходы разработчиков за размещение рекламы выросли на 40%. В ближайшее время ОК планируют увеличивать привлекательность игровой платформы для разработчиков с помощью запуска новых рекламных форматов.
Пока площадки не обозначили чёткий вектор развития со ставкой на какую-то категорию игроков или жанровые ниши, однако они растут и активно привлекают разработчиков.
Сейчас «Игры ВКонтакте», «Яндекс Игры» и «Одноклассники» — главные отечественные платформы для браузерных игр с примерно одинаковыми возможностями и набором функций вроде подключения рекламы, покупок и социальных действий. Их вполне достаточно для реализации идей и монетизации. При этом на них совершенно разная аудитория, а значит, и перформят там разные игры. Это важно.
Есть ещё и SmartMarket, но они ушли в игры для умных устройств и стали совсем нишевой историей. Судите сами: игры у них работают через голосового ассистента, который общается с бэкендом игры. Управление реализовано через голосовые команды типа «открой игру», «вызови рейтинг», «купи предмет». Это будет хорошо работать далеко не в каждом проекте.
Зачем выходить на эти платформы
Создать игру мало, её нужно вывести на рынок и продать. Для этого нужен опыт, источники трафика и ресурсы для продвижения. Это довольно сложно и затратно, особенно для начинающих разработчиков. Можно обратиться к профессиональным издателям или, как вариант, самостоятельно выйти на игровые платформы.
Платформы по сути можно сравнить с маркетплейсами — принцип работы похож. Для начинающих разработчиков это самый понятный путь, который даёт прямой выход на аудиторию и в разы упрощает продвижение. Им пользуются все, по крайней мере я не могу вспомнить случая, когда игру продвигали бы как-то иначе, без размещения на одной из витрин.
Впрочем, у этого варианта есть свои плюсы и минусы:
Плюсы — охваты и трафик, обеспеченные площадкой; — довольно быстрый старт; — относительно простой вход; — поддержка и продвижение; — отлаженная система привлечения и удержания игроков. |
Минусы — зависимость от условий платформы; — высокая конкуренция внутри площадки; — высокая комиссия. |
Как и в случае с маркетплейсами, попробовать стоит всё, но сначала лучше освоить одну площадку, а затем выходить на остальные.
Для начинающих технически удобнее «Яндекс Игры»: там простой процесс публикации. Всё обрабатывается на стороне «Яндекса» и уже подготовлено к интеграции. Условно, достаточно подключить скрипт площадки к игре, добавив в код нужные методы, перетащить архив в поле загрузки — и всё заработает. Конечно, на деле всё несколько сложнее, но лишь немного.
Интеграция в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» более трудоёмкая. Хотя, если ограничиться только подключением рекламы без покупок и других активностей, можно разобраться достаточно быстро. Правда, техническая простота сама по себе — далеко не самое главное:
Надо понимать целесообразность и готовность выхода на ту или иную площадку.
При низком пороге входа конкуренция в «Яндекс Играх» в разы выше — одномоментно можно соперничать с 600 новыми проектами. Это по сравнению с десятком на «Играх ВКонтакте», например.
Процесс подключения и поддержки игр можно упростить, если использовать сервис-прослойку.
Что важно при выборе площадки и почему
Итак, у вас есть игра, и нужно определиться с подходящей площадкой для релиза.
Вот ряд параметров, по которым мы сравним все три платформы:
Аудитория площадки и жанры игр. Пожалуй, это самое важное. Чтобы игра взлетела, она должна попасть в свою аудиторию и понравиться ей — нужен однозначный мэтч.
Смотрим, как обстоят дела на наших площадках: что там за аудитория и какие игры она предпочитает.
Условно, «Три в ряд» стоит нести на «Яндекс», а если вы сделали RPG, то лучше — в «Игры ВКонтакте». Трафик и деньги есть на всех площадках, но решающим будет именно попадание в аудиторию и жанровую нишу.
Условия входа и регистрации
Физлицам доступны «Яндекс» и «ВКонтакте», а «Одноклассники» работают только с предпринимателями и юрлицами. То есть попасть туда можно либо через издателя, либо зарегистрировав ИП или фирму.
Получается, «Одноклассники» — самая закрытая площадка, но, судя по отзывам разработчиков, игроки там активнее донатят. Стоит заморочиться, чтобы туда попасть, если игра уже показала результат на других площадках и есть фундамент для удержания игроков.
Для всех трёх площадок игру необходимо экспортировать в HTML5. Однако при единстве технологического подхода и возможностей платформ процесс и условия подключения у них разные.
Начнём с самого простого случая — игра с рекламой. Каждая площадка имеет свой SDK и требует указания в коде игры своих методов.
С «Играми ВКонтакте» есть нюанс: в игре нужно сделать какую-то социальную активность, например дать игрокам возможность приглашать друзей или публиковать посты с игровой статистикой. Это решается через SDK без особых усилий. В «Одноклассниках» и «Яндекс Играх» социальных активностей не требуется, но они приветствуются.
Для выхода на «Игры ВКонтакте» и «Одноклассники» нужен будет хостинг для размещения игры. Это либо купленный домен и хостинг, на который заливается игра и потом публикуется, либо какое-то бесплатное решение для хранения, условно, файлов. У «Яндекса» хостинг свой и туда достаточно просто залить архив, чтобы игра хранилась автономно.
Таков минимальный набор: SDK внедрили, рекламу показали, где-то социальной активности добавили — игру разместили.
Вероятно, скоро захочется пойти дальше, например добавить покупки. В «Яндекс Играх» это просто — всё автоматически, достаточно вызвать метод покупки, «Яндекс» сам проведёт оплату и сообщит, что готово. В «Одноклассниках» и «Играх ВКонтакте» сложнее. Придётся поднимать базу данных и писать серверный код, который сохранит покупку и обработает различные условия вроде непрошедшей оплаты. Тут лучше привлечь к разработке опытного бэкендера, который всё это сделает.
Безопасность и надежность
«Одноклассники» и «ВКонтакте» исторически работают с мидкорными проектами, у них всё крутится на сервере, а игрок лишь кликает на кнопки в графическом интерфейсе. Интеграция сложнее, но такая концепция сложилась изначально, к ней привыкли, и она даёт существенное преимущество в плане безопасности. Авторизация и другие действия пользователя тоже проходят проверку безопасности на сервере.
Так намного безопаснее работать с платежами: покупки совершаются между платформой и разработчиком, без участия игрока. Так условному читеру гораздо сложнее сфальсифицировать покупку или как-то вмешаться в игровой процесс. Можно быть уверенным, что игру не взломают.
«Яндекс» пришёл в игры позже, сделал своим конкурентным преимуществом простоту интеграции и поставил на инди-разработчиков. И на гиперказуальные игры, в которых вся логика хранится и работает у клиента в браузере.
Да, так проще интегрироваться, а весь архив с игрой лежит на площадке «Яндекса». Но с другой стороны — это дыра в безопасности, потому что такая архитектура позволяет всем желающим изменять код игры. Да, как когда-то с ArtMoney.
Старт, привлечение и удержание игроков
Российские игровые платформы предполагают удержание игроков и не ориентируются на анонимных гостей, как Poki например.
В «Одноклассниках» и «ВКонтакте», так как это соцсети, помимо авторизации, больше возможностей работать с социальными активностями: стимулировать игроков писать посты, приглашать друзей и дарить друг другу подарки. Такие социальные механики положительно влияют на вовлечение. А «Яндекс» — исторически поисковик и там такого нет, шерить игру друзьям получится только по прямой ссылке.
На всех платформах важно хорошо стартовать и не растерять аудиторию в первые дни после запуска. Как только интерес угасает, игра теряет позиции в рейтингах, забывается и, скорее всего, вы больше не сможете привлечь в неё трафик. Поэтому ещё до публикации нужно продумать способы удержания и мотивации игроков и дальше постоянно с этим работать.
Есть стандартные практики, чтобы привлекать и удерживать игроков:
награды за вход;
лидерборды и достижения;
повторяющиеся и ежедневные активности;
покупка скинов и разблокировка тем и т. д.
Всё это можно реализовать на всех трёх площадках и обычно этого достаточно, чтобы закрепиться на какой-то позиции и держаться за счёт органического трафика.
Важно: если не подумать заранее об удержании игроков и не подготовиться, то игра может сразу вылететь из топов, и переопубликовать ее уже не получится. Можно будет обновить, но на практике особого эффекта это не дает.
Модерация и продвижение
Если что-то сделать не так — модераторы это заметят и сообщат. Площадки тестируют игру достаточно тщательно, выявляют все недочёты и, как правило, к моменту релиза проблемы уже не возникают. В целом есть общие правила, и пройти модерацию несложно: игра не должна нарушать закон и правила площадки, в ней не должно быть багов.
После интеграции и модерации игра подаётся на публикацию. Что дальше:
В «Одноклассниках» есть пробный период: около трёх недель игра крутится в новых и площадка собирает данные, насколько хорошо перформит. Если у игры достаточно хорошие показатели — пускают в релиз, а если нет, то она так и зависнет в разделе «Игры в тестировании».
В «Яндекс Играх» проект сначала крутится вверху одну-две недели, потом выходит из новых, и дальше всё зависит от показателей. Алгоритмы автоматически рассчитывают, насколько игра интересна той или иной аудитории, как много и активно в неё играют и начинают предлагать другим людям. То есть дальше работает сама система, и продукт с плохой статистикой она продвигать не будет.
В «Играх ВКонтакте» нет тестовых зон, там игру можно публиковать сразу, но трафика на неё не будет, пока она не выйдет как новая. Для этого нужно подать на рассмотрение отдельную заявку и запланировать дату публикации. С момента выхода игра несколько дней держится в новых, пока не релизнется следующий проект и не начнётся движение вниз.
На всех площадках успех зависит от востребованности игры у аудитории. Если всё хорошо, то игра будет крутиться в виджетах, на неё будут лить трафик и всячески рекомендовать. И разработчик, соответственно, будет в плюсе.
Монетизация и вывод денег
На всех трёх площадках разработчики в основном получают доход от рекламы и покупок — это стандартная схема монетизации браузерных игр.
В плане вывода денег проще и удобней организованы «Яндекс Игры». Они без проблем работают со всеми физлицами и юрлицами, российскими и зарубежными (да, даже сейчас). Сколько за месяц пришло денег — на них выставляют счёт, а налог уплачивается автоматически в приложении. Выплаты раз в месяц, в районе 10-го числа для самозанятых и в 20-х числах для физлиц.
«Игры ВКонтакте» тоже работают со всеми, начисления после 25-го числа, но скопившиеся на счету деньги можно забрать в любой момент. Только там должно пройти минимум три месяца с первого дохода, плюс подача декларации и уплата налога лежат на разработчике.
«Одноклассники» сотрудничают только с ИП и юрлицами и предлагают оформить целый пакет бумаг: для каждой игры нужно подготовить документы, подтверждающие авторские права, полный комплект документов о компании, копию паспорта и после этого пройти проверку службы безопасности. Деньги присылают в течение двух-трёх месяцев.
Частые проблемы и нюансы интеграции игр с площадками
Общая головная боль и основная проблема — обработка платежей. Много точек отказа, иногда пользователи не завершают покупки или надо что-то доначислить или пересчитать. Работать с платежами довольно сложно, поэтому многие начинающие разработчики просто не решаются делать внутриигровые покупки и подписки и обходятся рекламой.
Если в «Яндекс Играх» всё более-менее просто, понятно и автоматизировано, то в «Играх ВКонтакте» взаимодействие между серверами по платежам и подпискам надо качественно поддерживать. В «Одноклассниках» для подключения этих опций нужно формировать специальные запросы к администрации и пояснять, на что нужно сделать подписку и какой товар продаётся. По всем вопросам контактировать персонально, — в общем бюрократия.
Ещё вызывает затруднения и требует дополнительных усилий такой момент: чтобы интегрировать одну игру с несколькими площадками, часто приходится создавать и поддерживать несколько разных версий одной и той же игры. Каждую — со своими методами для взаимодействия с API конкретной площадки. Потому сейчас я и занимаюсь объединением SDK разных платформ, но это уже другая история.
Сложности с «Яндекс Играми»
Ещё есть и более тонкие, индивидуальные различия. У «Яндекса» строгая политика в отношении внешних источников: нельзя подключать внешние скрипты, работать с внешними API. Для использования внешних сервисов нужно обоснование, например нужно показать, что есть мультиплеер.
Довольно сложно работать с авторизацией. Много нерешённых кейсов, которые даются на откуп разработчику, такие как кроссинхронизация и конфликты сохранений.
Также приходится контролировать логин и логаут, смену пользователя — площадка не всегда сообщает об этих событиях.
Сложности с «Играми ВКонтакте»
Тут нужен довольно развитый бэкенд: проверка авторизации, синхронизация между устройствами, обработка платежей, работа с API площадки. Часть функций доступна только на мобильных устройствах, например стики-баннеры и лидерборды.
У площадки довольно обширная документация, но ответы на многие вопросы нужно собирать по частям: чтобы понять фичу, приходится одномоментно читать порядка 5–10 страниц.
А вот ещё один мелкий, но неудобный нюанс: если хочется опубликовать пост с изображением игры, то изображение заливается в соцсеть и вместо ссылки используется ID картинки. Скриншоты приходится грузить, например, в альбом игрока. Для этого нужно получить разрешение на работу с изображениями.
Сложности с «Одноклассниками»
Тут повторяются те же проблемы, что и с «ВКонтакте», но к ним прибавляется множество особенностей, связанных с платежами. Так, в «Одноклассниках» не предусмотрено тестирование платежей, нужно пополнять ОКи и выставлять для теста минимальную валюту в 1 ОК. При работе с подписками нет возможности отменить или возобновить подписку внутри приложения. Отменять подписку можно только глубоко в настройках профиля.
Информация о покупке и её стоимости задаётся на стороне фронта, и, чтобы защититься от покупок 9999 кристаллов за 1 ОК, нужно дополнительно валидировать данные на бэкенде.
В качестве вывода — сводная таблица по параметрам и функциональности российских игровых площадок
Официальные инструкции
Игры ВКонтакте: страница разработчиков, инструкции по интеграции, требования к игре
Одноклассники: страница разработчиков, инструкции по интеграции, требования к игре
Яндекс Игры: страница разработчиков, инструкции по интеграции, требования к игре
Enfriz
В подобной информации почему-то забывают упоминать такой незначительный нюанс, как то, что 80% этой аудитории делят между собой 5-10 проектов из топа. Нужно смотреть не на общую аудиторию и даже не на среднюю, а на медианную. Но о ней, понятное дело, публично не говорят, иначе никто на эти площадки не придёт.
Ну нет, они уже очень давно ввели HTML5 без голоса. На телевизорах управление пультом. Другое дело, что аудитории вообще никакой нет у Сбера.
Если вы посмотрите на топ игр ВК по популярности, то обнаружите там очень много довольно однотипных три в ряд и порядком слот-машин. Представление о том, что в ВК какая-то более взрослая аудитория, любящая более продуманные вещи, а не классический телефонный примитив — неверно.