Год назад казалось, что российский геймдев — всё. Но первый сильный стресс от ухода иностранных компаний прошёл, нашлись альтернативные варианты, и выяснилось, что российские игровые площадки достаточно зрелые и предлагают плюс-минус одинаковые возможности. 

Пока опытные товарищи продолжают зарабатывать на своих играх, разберём, куда смотреть начинающим разработчикам браузерных игр в России — какие есть площадки, чем они отличаются друг от друга и как с ними взаимодействовать. 

Меня зовут Сергей Епонешников, несколько лет назад я сделал простую игру и опубликовал на российских площадках — посмотреть, что из этого выйдет. Нашёл свою аудиторию и понял, что можно пробовать игры посложнее и не ограничиваться одной площадкой. Запустил филворды, которые довольно хорошо зашли, — в итоге я получил около миллиона рублей пассивного дохода, и деньги продолжают поступать, хотя я ничего не обновлял уже больше двух лет. 

В процессе интеграции я столкнулся с множеством вопросов и трудностей: от документации и условий, которые везде были свои, до различий в подключении и инструментах управления. Теперь я делаю сервис GamePush, который упрощает всё это. 

Сегодня расскажу про нюансы российских игровых площадок и о том, что стоит учитывать при выборе, чтобы избежать ошибок. Из статьи вы поймёте, как быстрее и проще публиковаться и начать получать доход. 

Основные российские площадки для HTML5-игр — «ВКонтакте», «Яндекс» и «Одноклассники»

Количество игроков в браузерные игры растёт: можно играть бесплатно, без загрузки на телефон и компьютер. Это удобно и просто. Всё начиналось в ВК и «Одноклассниках», чуть позже присоединился «Яндекс» и быстро всех догнал. Прошедший год вообще качественно изменил ситуацию и заставил всех зашевелиться.

  • К концу 2022 года аудитория «Игр ВКонтакте» достигла 10 млн пользователей и грозит сравняться с показателями VK Play, активная аудитория которого составляет 11 млн игроков.

  • За 2022 год количество разработчиков на «Яндекс Играх» выросло в три раза, 96% из них — инди-команды. Удвоилось количество игр, их теперь около 16 тысяч, а самый популярный жанр — головоломки

  • На «Одноклассниках» за 2022 год доходы разработчиков за размещение рекламы выросли на 40%. В ближайшее время ОК планируют увеличивать привлекательность игровой платформы для разработчиков с помощью запуска новых рекламных форматов. 

Пока площадки не обозначили чёткий вектор развития со ставкой на какую-то категорию игроков или жанровые ниши, однако они растут и активно привлекают разработчиков.

Сейчас «Игры ВКонтакте», «Яндекс Игры» и «Одноклассники» — главные отечественные платформы для браузерных игр с примерно одинаковыми возможностями и набором функций вроде подключения рекламы, покупок и социальных действий. Их вполне достаточно для реализации идей и монетизации. При этом на них совершенно разная аудитория, а значит, и перформят там разные игры. Это важно.

Есть ещё и SmartMarket, но они ушли в игры для умных устройств и стали совсем нишевой историей. Судите сами: игры у них работают через голосового ассистента, который общается с бэкендом игры. Управление реализовано через голосовые команды типа «открой игру», «вызови рейтинг», «купи предмет». Это будет хорошо работать далеко не в каждом проекте.

Зачем выходить на эти платформы

Создать игру мало, её нужно вывести на рынок и продать. Для этого нужен опыт, источники трафика и ресурсы для продвижения. Это довольно сложно и затратно, особенно для начинающих разработчиков. Можно обратиться к профессиональным издателям или, как вариант, самостоятельно выйти на игровые платформы.

Платформы по сути можно сравнить с маркетплейсами — принцип работы похож. Для начинающих разработчиков это самый понятный путь, который даёт прямой выход на аудиторию и в разы упрощает продвижение. Им пользуются все, по крайней мере я не могу вспомнить случая, когда игру продвигали бы как-то иначе, без размещения на одной из витрин.

Впрочем, у этого варианта есть свои плюсы и минусы: 

Плюсы 

— охваты и трафик, обеспеченные площадкой;

— довольно быстрый старт;

— относительно простой вход;

— поддержка и продвижение;

— отлаженная система привлечения и удержания игроков.

Минусы

— зависимость от условий платформы;

— высокая конкуренция внутри площадки;

— высокая комиссия.


Как и в случае с маркетплейсами, попробовать стоит всё, но сначала лучше освоить одну площадку, а затем выходить на остальные. 

Для начинающих технически удобнее «Яндекс Игры»: там простой процесс публикации. Всё обрабатывается на стороне «Яндекса» и уже подготовлено к интеграции. Условно, достаточно подключить скрипт площадки к игре, добавив в код нужные методы, перетащить архив в поле загрузки — и всё заработает. Конечно, на деле всё несколько сложнее, но лишь немного. 

Интеграция в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» более трудоёмкая. Хотя, если ограничиться только подключением рекламы без покупок и других активностей, можно разобраться достаточно быстро. Правда, техническая простота сама по себе — далеко не самое главное:

  1. Надо понимать целесообразность и готовность выхода на ту или иную площадку. 

  2. При низком пороге входа конкуренция в «Яндекс Играх» в разы выше — одномоментно можно соперничать с 600 новыми проектами. Это по сравнению с десятком на «Играх ВКонтакте», например. 

  3. Процесс подключения и поддержки игр можно упростить, если использовать сервис-прослойку.

Что важно при выборе площадки и почему

Итак, у вас есть игра, и нужно определиться с подходящей площадкой для релиза.

Вот ряд параметров, по которым мы сравним все три платформы:  

Аудитория площадки и жанры игр. Пожалуй, это самое важное. Чтобы игра взлетела, она должна попасть в свою аудиторию и понравиться ей — нужен однозначный мэтч. 

Смотрим, как обстоят дела на наших площадках: что там за аудитория и какие игры она предпочитает. 

Условно, «Три в ряд» стоит нести на «Яндекс», а если вы сделали RPG, то лучше — в «Игры ВКонтакте». Трафик и деньги есть на всех площадках, но решающим будет именно попадание в аудиторию и жанровую нишу. 

Условия входа и регистрации

Физлицам доступны «Яндекс» и «ВКонтакте», а «Одноклассники» работают только с предпринимателями и юрлицами. То есть попасть туда можно либо через издателя, либо зарегистрировав ИП или фирму.

Получается, «Одноклассники» — самая закрытая площадка, но, судя по отзывам разработчиков, игроки там активнее донатят. Стоит заморочиться, чтобы туда попасть, если игра уже показала результат на других площадках и есть фундамент для удержания игроков.

Для всех трёх площадок игру необходимо экспортировать в HTML5. Однако при единстве технологического подхода и возможностей платформ процесс и условия подключения у них разные. 

Начнём с самого простого случая — игра с рекламой. Каждая площадка имеет свой SDK и требует указания в коде игры своих методов. 

С «Играми ВКонтакте» есть нюанс: в игре нужно сделать какую-то социальную активность, например дать игрокам возможность приглашать друзей или публиковать посты с игровой статистикой. Это решается через SDK без особых усилий. В «Одноклассниках» и «Яндекс Играх» социальных активностей не требуется, но они приветствуются.

Для выхода на «Игры ВКонтакте» и «Одноклассники» нужен будет хостинг для размещения игры. Это либо купленный домен и хостинг, на который заливается игра и потом публикуется, либо какое-то бесплатное решение для хранения, условно, файлов. У «Яндекса» хостинг свой и туда достаточно просто залить архив, чтобы игра хранилась автономно.

Таков минимальный набор: SDK внедрили, рекламу показали, где-то социальной активности добавили — игру разместили. 

Вероятно, скоро захочется пойти дальше, например добавить покупки. В «Яндекс Играх» это просто — всё автоматически, достаточно вызвать метод покупки, «Яндекс» сам проведёт оплату и сообщит, что готово. В «Одноклассниках» и «Играх ВКонтакте» сложнее. Придётся поднимать базу данных и писать серверный код, который сохранит покупку и обработает различные условия вроде непрошедшей оплаты. Тут лучше привлечь к разработке опытного бэкендера, который всё это сделает.

Безопасность и надежность

«Одноклассники» и «ВКонтакте» исторически работают с мидкорными проектами, у них всё крутится на сервере, а игрок лишь кликает на кнопки в графическом интерфейсе. Интеграция сложнее, но такая концепция сложилась изначально, к ней привыкли, и она даёт существенное преимущество в плане безопасности. Авторизация и другие действия пользователя тоже проходят проверку безопасности на сервере. 

Так намного безопаснее работать с платежами: покупки совершаются между платформой и разработчиком, без участия игрока. Так условному читеру гораздо сложнее сфальсифицировать покупку или как-то вмешаться в игровой процесс. Можно быть уверенным, что игру не взломают.

«Яндекс» пришёл в игры позже, сделал своим конкурентным преимуществом простоту интеграции и поставил на инди-разработчиков. И на гиперказуальные игры, в которых вся логика хранится и работает у клиента в браузере.

Да, так проще интегрироваться, а весь архив с игрой лежит на площадке «Яндекса». Но с другой стороны — это дыра в безопасности, потому что такая архитектура позволяет всем желающим изменять код игры. Да, как когда-то с ArtMoney.

Старт, привлечение и удержание игроков

Российские игровые платформы предполагают удержание игроков и не ориентируются на анонимных гостей, как Poki например. 

В «Одноклассниках» и «ВКонтакте», так как это соцсети, помимо авторизации, больше возможностей работать с социальными активностями: стимулировать игроков писать посты, приглашать друзей и дарить друг другу подарки. Такие социальные механики положительно влияют на вовлечение. А «Яндекс» — исторически поисковик и там такого нет, шерить игру друзьям получится только по прямой ссылке. 

На всех платформах важно хорошо стартовать и не растерять аудиторию в первые дни после запуска. Как только интерес угасает, игра теряет позиции в рейтингах, забывается и, скорее всего, вы больше не сможете привлечь в неё трафик. Поэтому ещё до публикации нужно продумать способы удержания и мотивации игроков и дальше постоянно с этим работать.

Есть стандартные практики, чтобы привлекать и удерживать игроков: 

  • награды за вход;

  • лидерборды и достижения;

  • повторяющиеся и ежедневные активности; 

  • покупка скинов и разблокировка тем и т. д. 

Всё это можно реализовать на всех трёх площадках и обычно этого достаточно, чтобы закрепиться на какой-то позиции и держаться за счёт органического трафика. 

Важно: если не подумать заранее об удержании игроков и не подготовиться, то игра может сразу вылететь из топов, и переопубликовать ее уже не получится. Можно будет обновить, но на практике особого эффекта это не дает. 

Модерация и продвижение

Если что-то сделать не так — модераторы это заметят и сообщат. Площадки тестируют игру достаточно тщательно, выявляют все недочёты и, как правило, к моменту релиза проблемы уже не возникают. В целом есть общие правила, и пройти модерацию несложно: игра не должна нарушать закон и правила площадки, в ней не должно быть багов.

После интеграции и модерации игра подаётся на публикацию. Что дальше:

  • В «Одноклассниках» есть пробный период: около трёх недель игра крутится в новых и площадка собирает данные, насколько хорошо перформит. Если у игры достаточно хорошие показатели — пускают в релиз, а если нет, то она так и зависнет в разделе «Игры в тестировании».

  • В «Яндекс Играх» проект сначала крутится вверху одну-две недели, потом выходит из новых, и дальше всё зависит от показателей. Алгоритмы автоматически рассчитывают, насколько игра интересна той или иной аудитории, как много и активно в неё играют и начинают предлагать другим людям. То есть дальше работает сама система, и продукт с плохой статистикой она продвигать не будет. 

  • В «Играх ВКонтакте» нет тестовых зон, там игру можно публиковать сразу, но трафика на неё не будет, пока она не выйдет как новая. Для этого нужно подать на рассмотрение отдельную заявку и запланировать дату публикации. С момента выхода игра несколько дней держится в новых, пока не релизнется следующий проект и не начнётся движение вниз.

На всех площадках успех зависит от востребованности игры у аудитории. Если всё хорошо, то игра будет крутиться в виджетах, на неё будут лить трафик и всячески рекомендовать. И разработчик, соответственно, будет в плюсе.

Монетизация и вывод денег

На всех трёх площадках разработчики в основном получают доход от рекламы и покупок — это стандартная схема монетизации браузерных игр. 

В плане вывода денег проще и удобней организованы «Яндекс Игры». Они без проблем работают со всеми физлицами и юрлицами, российскими и зарубежными (да, даже сейчас). Сколько за месяц пришло денег — на них выставляют счёт, а налог уплачивается автоматически в приложении. Выплаты раз в месяц, в районе 10-го числа для самозанятых и в 20-х числах для физлиц.

«Игры ВКонтакте» тоже работают со всеми, начисления после 25-го числа, но скопившиеся на счету деньги можно забрать в любой момент. Только там должно пройти минимум три месяца с первого дохода, плюс подача декларации и уплата налога лежат на разработчике.

«Одноклассники» сотрудничают только с ИП и юрлицами и предлагают оформить целый пакет бумаг: для каждой игры нужно подготовить документы, подтверждающие авторские права, полный комплект документов о компании, копию паспорта и после этого пройти проверку службы безопасности. Деньги присылают в течение двух-трёх месяцев. 

Частые проблемы и нюансы интеграции игр с площадками

Общая головная боль и основная проблема — обработка платежей. Много точек отказа, иногда пользователи не завершают покупки или надо что-то доначислить или пересчитать. Работать с платежами довольно сложно, поэтому многие начинающие разработчики просто не решаются делать внутриигровые покупки и подписки и обходятся рекламой.

Если в «Яндекс Играх» всё более-менее просто, понятно и автоматизировано, то в «Играх ВКонтакте» взаимодействие между серверами по платежам и подпискам надо качественно поддерживать. В «Одноклассниках» для подключения этих опций нужно формировать специальные запросы к администрации и пояснять, на что нужно сделать подписку и какой товар продаётся. По всем вопросам контактировать персонально, — в общем бюрократия.

Ещё вызывает затруднения и требует дополнительных усилий такой момент: чтобы интегрировать одну игру с несколькими площадками, часто приходится создавать и поддерживать несколько разных версий одной и той же игры. Каждую — со своими методами для взаимодействия с API конкретной площадки. Потому сейчас я и занимаюсь объединением SDK разных платформ, но это уже другая история. 

Сложности с «Яндекс Играми»

Ещё есть и более тонкие, индивидуальные различия. У «Яндекса» строгая политика в отношении внешних источников: нельзя подключать внешние скрипты, работать с внешними API. Для использования внешних сервисов нужно обоснование, например нужно показать, что есть мультиплеер.

Довольно сложно работать с авторизацией. Много нерешённых кейсов, которые даются на откуп разработчику, такие как кроссинхронизация и конфликты сохранений. 

Также приходится контролировать логин и логаут, смену пользователя — площадка не всегда сообщает об этих событиях.

Сложности с «Играми ВКонтакте»

Тут нужен довольно развитый бэкенд: проверка авторизации, синхронизация между устройствами, обработка платежей, работа с API площадки. Часть функций доступна только на мобильных устройствах, например стики-баннеры и лидерборды.

У площадки довольно обширная документация, но ответы на многие вопросы нужно собирать по частям: чтобы понять фичу, приходится одномоментно читать порядка 5–10 страниц.

А вот ещё один мелкий, но неудобный нюанс: если хочется опубликовать пост с изображением игры, то изображение заливается в соцсеть и вместо ссылки используется ID картинки. Скриншоты приходится грузить, например, в альбом игрока. Для этого нужно получить разрешение на работу с изображениями.

Сложности с «Одноклассниками»

Тут повторяются те же проблемы, что и с «ВКонтакте», но к ним прибавляется множество особенностей, связанных с платежами. Так, в «Одноклассниках» не предусмотрено тестирование платежей, нужно пополнять ОКи и выставлять для теста минимальную валюту в 1 ОК. При работе с подписками нет возможности отменить или возобновить подписку внутри приложения. Отменять подписку можно только глубоко в настройках профиля.

Информация о покупке и её стоимости задаётся на стороне фронта, и, чтобы защититься от покупок 9999 кристаллов за 1 ОК, нужно дополнительно валидировать данные на бэкенде.

В качестве вывода — сводная таблица по параметрам и функциональности российских игровых площадок

Официальные инструкции

Игры ВКонтакте: страница разработчиков, инструкции по интеграции, требования к игре

Одноклассники: страница разработчиков, инструкции по интеграции, требования к игре

Яндекс Игры: страница разработчиков, инструкции по интеграции, требования к игре

Комментарии (1)


  1. Enfriz
    12.04.2023 23:36
    +1

    К концу 2022 года аудитория «Игр ВКонтакте» достигла 10 млн пользователей

    В подобной информации почему-то забывают упоминать такой незначительный нюанс, как то, что 80% этой аудитории делят между собой 5-10 проектов из топа. Нужно смотреть не на общую аудиторию и даже не на среднюю, а на медианную. Но о ней, понятное дело, публично не говорят, иначе никто на эти площадки не придёт.

    Есть ещё и SmartMarket, но они ушли в игры для умных устройств и стали совсем нишевой историей. Судите сами: игры у них работают через голосового ассистента

    Ну нет, они уже очень давно ввели HTML5 без голоса. На телевизорах управление пультом. Другое дело, что аудитории вообще никакой нет у Сбера.

    Условно, «Три в ряд» стоит нести на «Яндекс», а если вы сделали RPG, то лучше — в «Игры ВКонтакте».

    Если вы посмотрите на топ игр ВК по популярности, то обнаружите там очень много довольно однотипных три в ряд и порядком слот-машин. Представление о том, что в ВК какая-то более взрослая аудитория, любящая более продуманные вещи, а не классический телефонный примитив — неверно.