Сегодня направление боев роботов в России получило новый импульс и набирает вокруг себя большую аудиторию поклонников. Но многие команды роботехников уже сейчас сталкиваются с тем, что не знают, как правильно выстроить маркетинговые и пиар-стратегии своей команды, и как искать спонсорскую поддержку. Боевые роботы – хобби не из дешевых: нужно минимум 200–300 тысяч рублей плюс расходные материалы, запасные колеса и все, что ломается и заменяется в бою. И это без учета затраченного времени и труда. Поэтому хочется получить по итогу максимальный эффект. В статье мы собрали для вас свой опыт касательно этого вопроса, где постарались разъяснить все детали подробно, и развеять все страхи и сомнения.

Маркетинг для инженера

Маркетинг — это то, о чем в последнюю очередь подумает инженерная команда. Но давайте будем честны: все мы знаем по опыту BattleBots, что запоминаются не только самые сильные, но и самые яркие команды. Те команды, которые имеют уже долгий стаж участия в боях, соответственно имеют и бОльший штат своих преданных болельщиков.

Это происходит за счет создания эмоциональной связки команд со зрителем: компании дают интервью, имеют свои сайты, блоги, соц.сети и, конечно, запоминающийся фирменный стиль. Они погружают зрителя в свою историю: многие из команд BB очень открыто рассказывают о своем пути, победах и поражениях, знакомят с жизнью участников команды вне соревнований. Что немаловажно, большинство из них создали продуманный образ: разработали свой узнаваемый стиль. Например, настоящие болельщики команды Hypershock узнают их робота, даже если он будет без логотипов! Сами команды на что только не идут, чтобы выделиться среди большого количества соперников: определенные позы на фото, необычные костюмы, дети или животные в команде.

Сейчас, кстати, в работе с фирменным стилем команды могут помочь нейросети. Но если есть бюджет и время, то, конечно лучше всего это будет проработать в дизайн‑бюро, так как опытные специалисты понимают тренды и антитренды дизайна, восприятие аудиторией цвета/элементов и др.

С помощью нейросети вы сможете сгенерировать логотип или мерч, но скорее всего нужно будет их доработать, например изменить цвета или шрифт. С конкретным примерам из нейросети вы можете постучаться к дизайнеру, что позволит специалисту понять вектор и пожелания в визуализации на примере и быстрее прийти к нужному результату.

Кстати, в тематике Боев роботов очень популярна отсылка к элементам мехатроники. Поэтому, используя в логотипе шестеренки, роботов, гайки, антенны и др. — нужно быть внимательным, чтобы не упустить шанс выделиться визуально.

Касательно названия, советуем предусмотреть его написание как на латинице, так и на кириллице. В перспективе, вам это не создаст доп.помех при участии в международных соревнованиях. Если у вас нет времени и желания этим заниматься — ChatGPT вам в помощь) Он вам и слоган придумает, что тоже неплохо. Но ожидать чего‑то сверхъестественного, конечно, не стоит.

И не забудьте при этом проверить свободные домены/ торговые знаки/ ники в соц.сетях!

Итак, когда вы "упаковали" команду, можно переходить к следующему шагу!  

PR в боях роботов

Для того, чтобы иметь постоянно растущую аудиторию и, соответственно, шансы на крутых спонсоров — желательно завести свои соц.сети, сайт и не забывать про PR! 

Cайта-визитки будет пока достаточно. Ее просто сделать в любом шаблонизаторе самому, например на Тильде. Разместите фото команды, краткие карточки ее участников, опыт в робототехнике и мероприятия, в которых участвовали, и планируете участвовать. И обязательно ссылку на соц.сети с призывом подписаться! Вам же нужно где-то собирать всех желающих и дать им возможность оставлять обратную связь и советы=). Пусть первое время это будут ваши друзья и знакомые, но чем раньше начнёте — тем быстрее вырастет число подписчиков.  

Обязательно делитесь фотографиями процесса, мыслями, делайте короткие видео. В общем, вовлекайте в историю вашей команды.  Не забывайте, что вы можете использовать не только собственные ресурсы, но и ресурсы организаторов соревнований. Пишите экспертный контент с упоминанием организатора, комментируйте посты. Узнайте у организатора какие возможности есть для PR команд.

Следующий уровень – упоминания в СМИ

Конечно, если вы создадите интересного робота или робота-победителя, то к вам обязательно постучаться для интервью. Но что делать до этой минуты славы или в момент когда соревнований нет? 

Для того, чтобы к вам приходили напрямую представители СМИ, нужно, чтобы пересеклись сразу несколько факторов:

1. Популярность боев роботов в стране

На этот пункт команда может только очень косвенно повлиять, но, кстати, каждый инженер может внести свой вклад в это: популяризируя соревнования, рассказывая подробно и часто о них. 

Для участников соревнований в 2023 году отличная возможность стать одними из первых амбассадоров боев роботов. С 2015 по 2017 года в России стабильно проходили 2-3 соревнования в год, но пандемия сильно откатила в развитии это зарождающееся направление. Сейчас вы сможете быть теми, кто снова поднимает уровень боевых роботов до международного. Тем более со стороны государства сейчас появился интерес и даже кейсы поддержки для этого направления. 

2. Уровень соревнований, в которых вы участвуете/участвовали

Пока в России небольшой выбор организаторов боев, но мы верим, что скоро все изменится. И тут важно понимать, что при организации соревнований городского и международного уровней вы получите и упоминания в СМИ на порталах разного типа. Это, конечно, при условии, если организатор считает нужным вкладываться в PR команд. 

Мы в свою очередь уверены, что это делать нужно строго обязательно! Так как и организатор от этого получает свои бонусы, например, от дополнительных упоминаний бренда и увеличения контента вокруг него.  

3. Упоминания в инфопространстве

Как это можно сделать самостоятельно?

Вести свой блог в соц.сетях. Снимать влоги и выкладывать их на ВСЕ цифровые площадки. Да, возможно, вначале будет мало просмотров, но со временем вы увеличите и свое мастерство в создании контента, и количество людей, кому действительно будет интересно следить за вами.

Сухие информативные посты редко когда набирали лайки, а сейчас, когда их может сгенерировать любая нейронка, про них лучше совсем забыть. Но она же может помочь вам в подкидывании идей по теме постов и их визуально оформить. Есть сетки, которые могут написать вам сценарий для ролика/ статьи.

Кстати, раскрутить ваши каналы могут помочь ваша школа, колледж, ВУЗ или организация, которую вы представляете. Не стесняйтесь обращаться за репостами и советами по продвижению.

В моменте вам скорее всего покажется, что вы никогда не забудете сложностей, с которыми столкнулись при создании робота, открытий, которые с вами случились, или даже шуток, которые родились в это время. Но работа команд перед соревнованиями — очень интенсивная и стрессовая, поэтому лучше все фиксировать в моменте: если не сразу в соц.сеть, то в отдельную заметку на телефоне. Потом на основе заметок вы сможете составить свою первую статью «Как я создал первого робота и сколько времени/денег у меня на это ушло». Эту статью потом бесплатно можновыложить на портал Habr или, например, даже в Тиньков‑журнал. Там очень большая аудитория, и написав интересную статью вы можете получить за раз очень много просмотров и подписчиков (не забудьте в конце статьи дать ссылки на ваши каналы).

Поиск спонсора: лайфхаки 

Это достаточно больной вопрос даже для уже опытной команды. Где же найти спонсора и лучше чтобы постоянного?

Конечно, мы не берем сейчас банальное — личное связи. Тут стоит посмотреть в первую очередь кто из друзей/знакомых где работает и куда можно направить предложение. Идем дальше.

Факт: чем раскрученнее и ярче команда — тем больше шансов на успех в этом деле. Да, вы можете не быть самой сильной командой, но вы, например, создаете роботов, которые удивляют или даже шокируют. Ваша цель — запомниться. Через создание лучшего бота или через запоминающийся образ — зависит от вашей стратегии.

Когда вы приходите к представителю компании, обязательно упаковывайте ваше предложение в презентацию! Старайтесь уложится в 7–10 слайдов, желательно наполненных «воздухом», а не сплошным полотном текста. То есть, минимизируйте очевидное, сократите там где можно. Для того чтобы фокус читающего не смещался и презентация была дочитана до конца.

Вот примерная структура вашей презентации:

  1. Заглавный слайд, логотип + название.

  2. Расскажите о том, что такое Бои роботов. В 2х предложениях. Читатель должен понять что это такое и какой у этой сферы потенциал (можно на примере Battlebots показать количество участников или зрителей).

  3. Расскажите о своей команде. Фото + участники (образование, должности, победы в инженерных соревнованиях). Придумайте своей команде цель, миссию, слоган. Если пока нет истории и опыта в боях — важно показать, что вы мыслите масштабно и нацелены на результат.

  4. Расскажите о соревнованиях, в которых вы участвуете: уровень, масштаб, дата, история Бренда и примерные ожидаемы цифры онлайн/оффлайн аудитории ( организаторов обычно есть понимание цифр, на которые они ориентируются). Будет ли телетрансляция? СМИ?

  5. Расскажите о вашем роботе. Кратко. Почему вы считаете что именно он выиграет.

  6. Запрос: сколько вы просите от спонсора. (Можно просить не только финансовой поддержки, но и информационной для повышения узнаваемости вашей команды). Обязательно пропишите обоснование этой цифре: на что данные деньги пойдут. Чем подробнее и понятнее — тем больше к вам доверия.

  7. Что вы можете предложить спонсору за эти деньги: логотип на роботе, логотип на форме команды, упоминания в своих соц.сетях и др.

Мы рекомендуем готовить условия спонсорства команды всегда кастомизировано, в зависимости от уровня соревнований и компании, к которой вы пришли. Важно всегда изучать цели/ миссию Бренда, если они в открытом доступе. Возможно, вы найдете пересечение интересов. Не останавливайтесь после первых отказов, скорее всего вы получите их много. Но каждый раз вы будете совершенствовать не только свои презентации, но и ваши бизнес‑навыки.

В общем, статья получилась очень большой. Но, на самом деле, у нас много информации и опыта, которые просто невозможно уместить в формат универсального текста. Подписывайтесь на наши соц.сети! Иногда мы проводим бесплатные образовательные вебинары, ну а если вам нужно срочно — пишите нам в личные сообщения Вк, мы что‑нибудь придумаем!

Справка:

Robot Fight Club — проект, формирующий экосистему робототехнического образования вокругнаправления боев роботов. Мы проводим киберспортивные соревнования Лига Боевых Роботов и индустриальные шоу, помогаем инженерам создавать боевых ботов, а опытным командам выйти на международный уровень. RFC — член Азиатской ассоциации боевых роботов Asia Combat RobotFederation. Основан Дмитрием Мелькиным, двукратным чемпионом по боям роботов и капитаном команды SolarBot, и Артемом Николаевым, международным экспертом движения WorldSkills.

Комментарии (1)


  1. nikhotmsk
    25.04.2023 18:06

    Мне на госуслуги пришло приглашение построить робота и участвовать в битве роботов. Вам тоже пришло?