Предпосылки создания бесплатных групп в платном кружке
Кружок робототехники я открывал полностью на свои деньги. Основным источником получения средств для развития и существования предприятия является оказание платных услуг – проведение занятий по инженерным дисциплинам для детей.
Перечень изучаемых дисциплин:
Схемотехника и пайка;
Основы информатики и компьютерной грамотности;
Работа в векторных графических редакторах;
Основы черчения и 3D-моделирование;
Работа с ЧПУ-станками;
Программирование Arduino;
Разработка Android-приложений;
Web-разработка и сетевые технологии;
Создание инженерных проектов;
Подготовка к олимпиадам по физике;
Скетчинг;
Основы математического моделирования.
Работаем мы так: родители детей оплачивают посещение занятий, проводимых непосредственно наставниками. Для детей, которые успешно освоили навыки и достаточно дисциплинированы, имеется возможность бесплатно проводить в кружке сколько угодно времени, пользуясь всем доступным оборудованием и работая над своими проектами.
Так вот...
За первые пару лет работы кружка среди учеников выделилась когорта очень одарённых детей и подростков, с которыми было чрезвычайно приятно работать. Парни регулярно оставались после уроков, креативили, создавали устройства и программы – в общем, радовали меня и моих коллег своими разработками и безудержной энергией. В какой-то момент мне и пришла в голову идея нанять им преподавателя более грамотного, чем я сам, и дать им возможность учиться у него бесплатно (то есть, за мой счёт). Мотив простой: очень хотелось, чтобы парни знали как можно больше. А бесплатно - потому что я хотел отблагодарить их родителей за то, что они растят таких вот замечательных парней.
Бесплатные группы: банальная реализация и крах идеи
Собственно, так я и поступил: нашёл наставника – молодого парня, не сильно старше меня, который работал инженером в КБ на одном из местных предприятий. Мы быстро накидали с ним курс, который назвали «WEB-разработка для интернета вещей». Идея была в том, чтобы показать, как проектировать сетевые устройства, при этом заложив основы понимания сетевых технологий и чуть-чуть припудрив это примерами на различных «сетевых» языках программирования. Так как молодёжь в группе была весьма талантлива, из полученных основ, по моему замыслу, ребята в дальнейшем смогли бы самостоятельно развить нужные им навыки.
Итак, группа из 8 человек была набрана, время занятий – утверждено. Как и оплата труда преподавателя – 600 р/час, что для нашего города – весьма немало, но для специалиста того уровня, который продемонстрировал наставник – не предел мечтаний точно.
Начались занятия. Наставник проводил их не скучно, информация была хорошо структурирована, полезна, и я не сегодня завтра ожидал появления хардварных проектов, которые дружат с сетью не только по MQTT.
Однако спустя полтора месяца занятий я заметил, что часть группы (около половины ребят) стала регулярно пропускать занятия.
Спросил у парней:
«Вам не интересно что ли?»
«Интересно – отвечают, - просто времени нет.»
«А на что у вас есть время?» - спрашиваю.
Молчат...
Когда на очередное занятие пришли трое из восьми, решил прозвонить родителям – узнать, в чём же дело. Одна маман выдала мне, что её чадо грядку копает. Вторая мама запрягла шестнадцатилетнего парня пироги печь. Третья… И так далее.
Сказать, что я был ошарашен – ничего не сказать. Перед началом занятий я общался с родителями, объяснял, что данная группа создаётся потому, что у парней очень могучий инженерный потенциал, что знания, которые им дадут, они не факт что получат в ВУЗе. Также все родители были осведомлены о том, что я оплачиваю работу наставника из своего кармана. Покивали головами, поблагодарили…
…и в итоге решили, что грядки и пирожки важнее «этого вашего интырнэта»…
После этого эпизода я упразднил бесплатную группу и крепко задумался. Это был 2020 год.
Бесплатные группы: корректировка модели и успех задумки
Поразмыслив в течение года, я понял, в чём проблема бесплатного образования в целом. Как ни странно, виновниками прогулов были не дети (в моём случае дети-то как раз учиться хотели), а родители, которым было безразлично, чем там БЕСПЛАТНО занимаются их отпрыски. Бесплатно – значит, добровольно. Добровольно – значит, это мне честь оказывают, что приходят. Могут ходить - а могут и не смочь.
Да и вообще - почему нельзя пропускать, если можно?..
Эта проблема, в той или иной мере присутствует во всех форматах бесплатного образования у нас в стране. Школы, институты, кружки, онлайн-курсы… Везде прогулы – это неизбежное зло, с которым приходится мириться преподавателям, учителям и наставникам. За пять лет работы в образовании жалоб на это выслушал немыслимое количество.
В итоге родилась такая идея: набрать бесплатные группы, но уже с заключением договора на оказание услуг. А суть договора формулируется просто:
1. Посещать занятия можно бесплатно. Прогуливать – только за деньги (500 рублей/урок).
2. В случае неоплаты прогулов ребёнок покидает группу, а его место достаётся другому.
3. В случае более двух непосещений без уведомления о причинах – аналогично.
4. В случае, если ребёнок систематически не учит материал и заваливает контрольные – аналогично.
5. Уважительной причиной пропуска занятий является болезнь, подтверждённая справкой от врача, выданной на дату пропуска.
Идея была в том, чтобы оказать отрезвляющее воздействие именно на родителей детей. Сделать так, чтобы родители были ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в тщательном контроле посещений занятий ребёнком. Чтобы в кои-то веки начали уважать труд учителя и время, потраченное им на то, чтобы научить их детей полезному.
Договор был готов, и уже в сентябре 2021 года были набраны две группы, которые начали заниматься по данной бесплатной модели.
Эффект был просто сногсшибательным)
За минувшие с момента запуска эксперимента два года бесплатные группы показали невероятную эффективность.
Во-первых, речь идёт о посещаемости. Для сравнения: процент прогулов в платных группах – в среднем около 7%, в бесплатных – менее 1%. За два года в бесплатных группах на 14 человек и почти 150 занятий у меня было только 6 прогулов. Выборка, конечно, не супер-репрезентативна, хотя бы потому что в бесплатных группах занимается в 10 раз меньше детей, чем в платных, да и возраст учеников тут не учитывается. И тем не менее – прогуливать родители детям не дают, это очевидно. А это, в свою очередь, сильно упрощает проведение занятий и повышает их результативность)
Во-вторых, я обратил внимание на ещё один важный показатель – успеваемость. И тут тоже перевес в сторону бесплатных групп – дети значительно лучше учат материал, не халтурят. Опять же, спасибо родителям, которые опасаются «потерять место» в бесплатной группе, и потому подконтраливают своих чад, чтобы те учили конспекты и выполняли домашки.
Базис, как говорится – экономика…
Непредвиденные особенности эффективной модели бесплатных групп
1. Отказы при ознакомлении с условиями договоров
Во время набора групп нередки были случаи, когда мне с возмущением «предъявляли» за «несправедливость» такого договора.
«Это что, мы должны за несостоявшиеся занятия платить что ли?»
«Нет» - отвечаю, - «вы должны делать так, чтобы для ВАШЕГО ребёнка занятие непременно состоялось! И тогда платить не придётся.»
Далеко не всем такие «унизительные» условия подошли.
Вообще, договор стал неким фильтром для контингента. Как в бюджетных учреждениях тут уже руки учителю не повыкручиваешь, топая ногами и крича о том, что УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН (и учить, и воспитывать и при этом не трогать родителей и на детей голоса не повышать). За всё время инцидентов с «бесплатниками» не было вообще никаких.
2. Стремление бесплатников к «предельной экономии»
Другой интересный побочный эффект я стал наблюдать относительно недавно, когда открыл при кружке магазинчик запчастей и расходников. Суть эффекта в том, что дети и родители хотят во что бы то ни стало «прогнуть систему», и всячески стараются сэкономить, даже в ущерб себе, как бы парадоксально это, на первый взгляд, не звучало. Поясню на примере:
Приходит ко мне ребёнок, и с довольной улыбкой заявляет: «А я фанеру купил не у вас, я нашёл дешевле!» Я говорю, круто, а где же продаётся трёшка, да ещё и шлифованная, да ещё чтоб не вагонами её покупать-то? «На вайлдбериз!». О, думаю, ну дела. «Почём же тебе лист вышел?» «Хах, вот вы говорили, что у вас чуть больше, чем А3 стоит 300 рублей, а я А5 купил 3 штуки всего за 600!»
Меня начинает на ха-ха пробивать: «А ты знаешь, какого размера А3 и А5 форматы?» «Так ясное дело!» - отвечает мне чадо – «А5 больше, чем А3, мама с папой так сказали!..»
Хорошо, успели заказ отменить…
И это – лишь один из примеров.
Идея родителей, как я понимаю, формулируется так:
Если бесплатно – то, значит, ни копейки буржуйской морде не дадим! Даже если в ущерб себе, порой с дикими трудозатратами – ни рубля классовому врагу)))
Шутка, конечно, но что-то такое в общении со всеми бесплатниками сквозит постоянно. И, казалось бы, можно списать на то, что в этих группах занимаются дети из семей с небольшим достатком. Но как бы не так: достаток там самый разный, в том числе и очень даже солидный, превышающий оборот кружка. Но стремление к «предельной экономии» наблюдается у всех бесплатников без исключения)
3. «Справки можно купить!»
Как-то приходит ко мне батя один, и хитро так заявляет: вы же, мол, понимаете, что всё равно дети прогуливают. Справки-то ныне не шибко дорогие – пошёл, купил, и гуляй себе.
Пока я придумывал, что на это ответить, не давала покоя мысль – и чего ты радуешься? Что дети могут ЗА ДЕНЬГИ не получать знания вместо того, чтобы БЕСПЛАТНО учиться?
В итоге ответил ему просто и честно:
«Задача договора – создать максимальный дискомфорт для тех родителей, которые потворствуют желанию записавшихся на занятия детей побездельничать.
Справку можно купить. И я буду рад, что кто-то из родителей по глупости так и сделает. Проспонсирует своими деньгами и временем отрицательный образовательный результат своего же ребёнка. Думаю, что если родитель хотя бы немного себя уважает, то больше одного раза такое вряд ли повторится. Проще дать ребёнку понять, что или он учится, или пусть лучше бросает это дело, если ну совсем не интересно. Так как вариант «записаться и не ходить», занимая чьё-то место в группе, шибко по карману бьёт.»
Папа этот ушёл в глубокой задумчивости. Его ребёнок, кстати, один из лучших учеников…
4. Эффект коллектива
В этом году набралась у меня группа, поголовно состоящая из школьных хулиганов. И вот однажды над одним из них нависла угроза отчисления за неуспеваемость. Я прямо сказал ему об этом. Парень нос повесил.
После урока подходят ко мне двое его друзей, и говорят – а можно мы придём внеурочно, и позанимаемся со своим товарищем, чтобы он нагнал?
Я прям +100 духом был в этот момент) Ну надо же, думаю, вот это осознанность) Было очень приятно, что на моих глазах ребята строят то, что называется словом «коллектив». Делом доказывая, что у них тут «брат за брата, такое за основу взято!»))
Парни сдержали слово, и своего товарища подтягивали в течение года) В итоге он смог доучиться, и даже неплохо освоил схемотехнику и пайку.
Выводы
Да в общем-то, простые: описанная выше модель проведения бесплатных занятий (бесплатно учиться - платно прогуливать) показала свою высочайшую эффективность. Причём именно в воспитании родителей (да простят меня родители - но по-другому этот процесс не назвать).
Благодаря такому договору родитель наравне с учителем впрягается в битву за образовательный результат. Не просто сбагривает детей на занятия, но и контролирует посещаемость и успеваемость. Попутно, видимо, объясняя чаду, что бесплатные занятия – это ценный подарок, и надо ПО МАКСИМУМУ (см. эффект «предельной экономии») им воспользоваться.
Рад буду подискутировать по данному вопросу в комментариях к статье)
О нас
Группа в ВК: https://vk.com/robograde
Канал на YouTube: ЦТТ RoboGrade
Профиль на Яндексе: https://yandex.ru/profile/181404940769
Комментарии (44)
Dimsml
10.06.2023 07:08+4Вспоминается книга Scarcity: Why Having Too Little Means So Much, в ней был описан пример того, как бедным фермерам раздавали зерно под посадку (или что-то вроде того). Если зерно раздавали бесплатно, то фермеры его не ценили, не сажали вовремя, оставляли гнить под открытым небом, не ухаживали за посевами по мере роста и т.п.
Если же с фермеров брали плату (чисто символическую, которую они могли себе позволить), то они относились к зерну и посевам бережно, потому что вложили в него деньги и хотели на выходе получить ещё больше зерна. Если денег не было, можно было как-то договориться, идея была не взять с них денег, а заставить ценить зерно.
Фактически вы таким образом ввели плату за обучение, пусть и опосредованно.
Я полагаю с таким же успехом можно было ввести чисто символическую плату в 100 рублей в месяц. Впрочем, вы с ними общаетесь напрямую, вам виднее.
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08+6Хах, плата - психологически иначе воспринимается родителем. Если они платят - то, значит, "покупают услугу". Раз ОНИ покупают, а я - НАНИМАЮСЬ - то вся ответственность за успеваемость ребёнка ложится на меня.
Как я и упоминал в статье, условно-бесплатные группы показывают крайне высокую образовательную эффективность, даже по сравнению с ПЛАТНЫМИ группами. Опять же, сто рублей за занятие - прогулять не страшно. А мне потом рвать пятую точку, пытаясь нагнать с прогульщиком материал.
Так что, вероятно, не сработает то, что Вы предлагаете) Или сработает не совсем так. В любом случае, прогнозирую ухудшение результатов. Хотя безусловно, снижение цены - это тоже поощрение, можно над этим поразмыслить и внедрить в каком-то виде.forthuse
10.06.2023 07:08+1А, Вы исключительно со Scratch начинаете им основы алгоритмики преподавать?
или с объяснения основ на каком нибудь условном Бейсике.P.S. Интерфейс среды Scratch, вероятно, для начального знакомства сильно перегружен для формирования основ "на подкорку" алгоритмического мышления.
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08Мы с 2022 года берём ребят от 8 лет. Блочное программирование - да, идёт в основы обучения программированию вообще. Скрэтч, m-Block, TinkerCAD, затем - AppInventor. Всё это активно используем. Хотя текстовое программирование, типа того же C++ активно начинаем изучать лет с 10, а у кого-то, кто поспособнее - и раньше.
forthuse
10.06.2023 07:08Не рассматривалась ли возможность в каком то учебном курсе и в специфики задач использовать и такие инструментальные программные средства, как:
FLProg, HiAsm, Дракон, Algorithm Builder fo AVR, Node-REDvladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08На старте были такие идеи. Я от них не отказался, но внедрение было отложено потому что сам я ими не очень владею этими инструментами, а среды, в которых они реализованы - не вполне просты для освоения.
На самом деле, написание учебной программы нормальной - это то, чем пять лет без передыху занимаюсь, и конца-края не видно этой работёнке. Постоянно нахожу, где что лучше сделать. Поэтому до новых инструментов тупо руки не доходят.
DvoiNic
10.06.2023 07:08потому, что это поделки, "бесполезные чуть более, чем полностью".
и применять их — калечить мозги (известная цитата Дейкстры про бэйсик применима тут как нельзя лучше ).Zenitchik
10.06.2023 07:08+1Покалечить мозги таким образом невозможно. Если у человека нет ошибки в ДНК, то он успешно переучится с любого первого языка на любой второй. Дейкстра - не прав чуть более, чем полностью.
forthuse
10.06.2023 07:08Интересно, а с какого первого и на какой второй (Ассемблер, Лисп, Смалтолк, Пролог, Лого, Tcl/Tk, Форт, Фактор ...?)
RosettaCode: Programming Languages на несколько страниц.
и их Популярность на этой площадке
SerjV
10.06.2023 07:08+2Хах, плата - психологически иначе воспринимается родителем.
Вот тогда надо сразу начинать описание проблемы с главного ;)
Если люди (родители) за что-то не платят - то они это и не ценят.
Но если они за что-то платят - то путают "работу" с "услугой" (услуга вообще говоря не требует получения определённого результата для того, чтобы заказчик был должен её оплатить) и считают, что за деньги им просто обязаны "выдать результат".
И, получается, что вы выбрались из этой дилеммы, найдя третье решение.
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08+2Да статья довольно спонтанно писалась, получилась 50/50: ретроспектива и описание эксперимента с полученными выводами. Согласен, над постановкой проблемы подумать надо. Может, в превью это вынесу. Спасибо!)
SerjV
10.06.2023 07:08Проблему 1 вы в статье описали (может не назвали это прямо, но изложение явно на это указало), но про проблему 2 сказали только в каментах, хотя на самом-то вы деле это учитывали. Без этого кажется логичным "ну хоть сколько-то взять денег, чтобы они это ценили".
А вот "третий выход из дилеммы" - это ж самая мякотка в том, что вы сделали!
LuigiVampa
10.06.2023 07:08+4О, автору моё уважение! Очень интересный подход.
Мне однажды доводилось принимать участие в проведении бесплатного обучения по программированию. Компания, в которой я работал, проводила курсы по Java. Дело было в маленьком провинциальном городе, сама компания работала на московского заказчика. Количество разработчиков в городе, в те далёкие дохайповые времена, исчислялось, как мне кажется, несколькими десятками человек, очень были нужны новые люди. Компания объявила обучение, оно длилось несколько месяцев и было бесплатным, а основной целью для нас было - найти новых людей, которых можно взять в джуны. К нам поступило довольно много разных людей. Кто-то уже имел какой-то минимальный любительский опыт написания кода за плечами, кто-то был с местного градообразующего производственного предприятия и работал только поддерживая жуткий малопонятный софт написанный на делфи, кто-то вообще пришёл просто потому что бесплатно. Я в этом процессе выполнял роль "ментора" как бы это назвали на современных курсах - проверял домашние задания, помогал людям если у них были вопросы и т.д.
Так вот, по итогу обучения могу сказать следующее: из группы в несколько десятков человек большая часть в какой-то момент пропала, потому что у них были более важные дела. Какая-то часть не вывезла обучение, потому что по привычке пришла с майндсетом "я пришёл, учите меня" и проявляла ноль инициативы, им казалось что поскольку они отсидели занятия, этого достаточно чтобы их взяли на работу. Лично мне наиболее жалко было тех кто пришёл с градообразующего завода, они уже там много лет работали программистами и даже получали высокую по меркам города зарплату, но уровень их квалификации и деградация способности к обучению были таковы, что мне было сложно объяснить им самые основные концепции ООП - классы и т.д., и что писать весь код огромного проекта в одном файле - это не нормально. Взяли по итогу из всей группы одного талантливого парня самоучку, который имел хорошее техническое и аналитическое мышление, кое-что уже пробовал писать для себя сам ещё до поступления на обучение, был готов вкалывать и проявлял инициативу в обучении, самостоятельно изучал вещи, напрямую не затронутые в курсе.
После того случая, я некоторое время сидел и думал, как стоило правильно поступить? Довольно быстро я пришёл к очевидному выводу, что к люди не ценят бесплатные вещи. Однако что из этого следует дальше? Стоило ли сделать обучение платным, но за символическую цену? Это отсеет большинство "мимокрокодилов", однако не решает проблему с тем, что на обучение будут приходить люди, которые на самом деле не готовы проявлять какую-либо инициативу достаточную чтобы освоить достаточно большой объём знаний и навыков чтобы стать разработчиком. В обучение за "сотни тыщщ" я тоже не верю, всем известные продавцы курсов "войти-в-айти" занимаются отбиванием чудовищных размеров рекламных бюджетов, а людям они продают скорее идею изменить жизнь, чем обучение. Вся информация с подобных курсов легко ищется в интернете, а "структурирование информации", "подача", "менторство" и "помощь с трудоустройством" часто оказываются пустышкой или рекламной заманухой. Тоже так себе формат - безусловно он набивает кошельки владельцев этого бизнеса, но вот людям он несёт мало пользы, а если человеку нравится и хочется учить, передавать знания, да он ещё и готов это делать бесплатно, то разумеется он желает тратить время на тех, кому это по настоящему нужно и по настоящему принесёт пользу.
Ваш подход, кажется, очень неплох. Я даже не подумал о таком в своё время. Спасибо за статью!
xe_xe
10.06.2023 07:08У нас в компании подобным образом курсы английского сделали для сотрудников. Все бесплатно, но если прогуливаешь, изволь стоимость курса оплатить. Сразу заставляет задуматься, надо ли оно тебе, сможешь ли, и т.д.
Теперь знаю, где они это подсмотрели :))
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08+1Ну, прям на инновационность не претендую, но до хабра много где об этом эксперименте рассказывал) Может, и правда слух дошёл) А может, как и любая назревшая идея, пришла одновременно в несколько голов сразу))
Portnov
10.06.2023 07:08Вариант: занятия и экзамен "бесплатно", но только в том случае, если экзамен сдал достаточно хорошо. Сдал плохо — оплачиваешь и обучение, и экзамен. Но такое к детям, наверное, не очень применимо — они будут просто исчезать, не доходя до экзамена, ищи их потом...
Zenitchik
10.06.2023 07:08Тут есть своя проблема. Недобрал на экзамене полбала - и выходит, что зря корячился.
Gohy
10.06.2023 07:08Подобная схема давно действует под названием "целевое образование", только там ставки выше. Если точнее: идея в том, что работодатель оплачивает студенту обучение в университете, а студент после окончания работает заранее оговоренный срок у этого работодателя. А вот в случае прекращения обучения студент возвращает работодателю стоимость обучения.
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08+1Согласен с Вами, такая модель более "хардкорная", и тут именно что "ставки" делаются.
Daddy_Cool
10.06.2023 07:08Хм. Чем я занимался бесплатно в детстве:
Шахматы, самбо, математика (кружок в МИФИ).
Платно - музыка. Что-то не помню вообще чтоб что-то прогуливал.
omxela
10.06.2023 07:08Я понимаю, что система штрафов за прогулы работает. Я по тупости не понял изначальную постановку задачи. Это кружок? А Вам-то это зачем? Зачем Вы собрали этих людей? Просто с абстрактной целью чему-то научить? Тогда что странного в том, что со временем люди отсеиваются? Это нормально.
Однако спустя полтора месяца занятий я заметил, что часть группы (около половины ребят) стала регулярно пропускать занятия.
Спросил у парней:
«Вам не интересно что ли?»
«Интересно – отвечают, - просто времени нет.»
Половина осталась - это по-божески. И потом. Чудес не бывает. Если интересно, но времени нет, то это значит "не интересно" в переводе на человеческий язык. Не вообще не интересно - за это не знаю, - а вот этим конкретным людям.
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08Кружок у меня платный. Можно было бы сказать, что это - бизнес. Приносит не самые плохие деньги.
Те парни, которых в первый раз собрал в бесплатную группу - даже и не собирал, сами собрались) Просто я упёрся в какой-то момент в свой потолок по преподаванию, и решил им подыскать более грамотного и крутого спеца, чем я сам. Ну и бесплатно им занятия организовать - в награду за успехи в учёбе.
И парни-то ходить не против были. Там дело было именно в родителях.omxela
10.06.2023 07:08Извините, если я невнимателен, но сколько в среднем лет этим парням, которых отвлекают родители? И ещё вот этот момент с крутым спецом. Конечно, ребятам может быть очень интересен человек, который реально до тонкостей разбирается в каких-то вопросах. Как говорится, знает, что там под капотом. Но тут может быть и засада. Это хорошо известный казус: не всегда крутой специалист может что-то преподать, особенно детям. То есть, он всё структурировал, расписал, рассказал, показал - и ему может казаться, что всё замечательно. А половины людей нет. Поймите меня правильно - я не знаю конкретно ваших реалий. Но так бывает.
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08Парням там было от 10 до 16 лет. Но это действительно элита была. Тот, которому 10 лет на тот момент было, в 8 лет ломанул сеть кружковую и линуксовые компы до кучи. То есть, детки были непростые совсем.
Насчёт наставника - я контролировал, что там у них происходило. Он именно преподавал хорошо, нескучно, а не просто был технарём-спецом.omxela
10.06.2023 07:08Ну, да, в 10-12 лет родители, конечно, всё определяют. Они могут думать, что пусть в кружке перекантуется, чтобы по улицам весь день не шастать, но по части его будущего у них могут быть совсем другие планы. Но в 14-16, если человек увлечён, он родителей может и послать довольно далеко. Наблюдал не раз. Конечно, есть те ещё родители-монстры. Но далеко не все. В любом случае удачи Вам в хорошем деле.
vladimirmozg1994 Автор
10.06.2023 07:08+1Увы, не все ребята такие, что могут что-то отстоять. И не все родители такие, что стерпят.
Спасибо)
Sergey_Kovalenko
Креативно!
Но все равно какая-то подневольщина получается:
у родителей есть стимул принуждать ученика ходить на
занятия.
Конечно, работает - и не лезь, но позвольте вам предложить поразмыслит над
еще одной, чуть более традиционной моделью: получение гранта на образование.
Вы можете разыгрывать гранты на покрытие издержек. Родителями выигравших
учеников это должно восприниматься как "за меня же заплатили", а "халяву" люди
по моим наблюдениям любят больше денег. Как там в полевых условиях грантовая сисстема
себя покажет - это еще смотреть надо, но в теории шанс на успех есть.
vladimirmozg1994 Автор
То, что Вы описываете, очень похоже на первую итерацию эксперимента. Где группы были бесплатными и безусловными. В роли грантодателя выступал я сам, и грантом это дело я не называл) Ребята в группу отбирались без элемента "розыгрыша", просто по принципу "кто имеет наибольшие учебные заслуги". Тем не менее, родители были в курсе, что их дети были именно ВЫБРАНЫ. В итоге получилось как получилось.
Опять же, цель в данном случае - не обеспечить массовость или комфорт родителям. Цель - обеспечить комфорт учителю и отличную успеваемость малым. Обе цели достигнуты, что не может не радовать) Причём те, кто ходят, какого-то дискомфорта не ощущают, по моим наблюдениям. Только удивляются, как так получается, что ребёнок "учится даже лучше, чем в школе?" (читать голосом Треллони из советского "Острова Сокровищ").
Также полезно помнить, что на бесплатную учёбу в школе для каждого ребёнка скинулись налогами люди со всей страны. На дальнейшую учёбу в институте - аналогично. За всё всегда кто-то платит. И прогул, по сути - это обесценивание труда миллионов. Считаю важным именно эффект "антипрогульной дрессировки" в данной модели.
Sergey_Kovalenko
Насчет равносильности: финансовая - да, психологическая, по моим ощущениям, - нет. Но это скорее вопрос не дискуссии, а эксперимента. Вдруг вам потребуется искать новую модель. Но в остальном: снимаю перед вами шляпу.
.
Да, я планирую вскоре опубликовать статью по по математике, рассчитанную на продвинутых школьников. Она будет называться: "Почему минус на минус дает плюс". Вы бы мне оказали большую честь и услугу, если бы после вашей оценки порекомендовали ее невзначай своим ученикам и собрали обратную связь. Или. еще лучше, если бы помогли мне своим опытом и опытом ваших педагогов адаптировать ее под подростковую аудиторию до публикации. Это конечно все только при условии, что вам самому моя статья понравиться.
.
У меня есть желание писать математические научно-популярные статьи для старших школьников (6-11), но нет пока способа узнать, какой интерес и последствия они будут иметь.
vladimirmozg1994 Автор
По поводу статьи - это можно устроить, с удовольствием ознакомлюсь) Также, уверен, с интересом к статье отнесётся мой коллега, который ведёт олимпиадный кружок, и тоже любит подробно объяснять такие же, на первый взгляд, "простые" вещи) Я нередко обращаюсь к нему за популярными разъяснениями то мнимой единицы, то ещё понятия "математического оператора", то ещё за чем подобным) Уверен, ему будет небезынтересно)
Sergey_Kovalenko
Спасибо!
xaosxaos2
Да я с вами согласен, но! Вы почему-то упустили очень важный момент. Вот возьмём отличника, участника всяческих математических олимпиад и он после вышки ушёл в таксисты. КТО виноват и вернет деньги, которые были оплачены на его обучение, зарплату преподов...? Ведь по-сути так оно и есть 80% потраченных средств это всё равно что накинуть чего-то на вентилятор.
vladimirmozg1994 Автор
Ну, кто виноват в подобном гипотетическом исходе - разобраться и просто, и сложно одновременно. Есть у нынешней исторической эпохи такое свойство: умнейшие люди не могут найти себе места в обществе, и вынуждены, как Вы выразились, идти в таксисты. Есть такой термин - империализм. Он многое проясняет. В том числе и про "кто виноват", и про потраченные средства, которые тратятся с отрицательным результатом.
"Свободный рынок" порешал, и вот уже одарённый молодой человек становится таксистом, а не учёным...
alnite
Ну вот у вас практически социализм в отдельно взятой ячейке получился, развивайся бесплатно, но за тунеядство неси наказание. Здорово! Вы - молодец.
Многие года вектор воспитания на атомарность, "нетаковость", все хотят быть не как все, а преуспеть как "илон маск". Хотя вот ваш пример с помощью отстающему показывает, что коллективная работа эффективнее.
Может, вам добавить каку-то "объединяющую идею" в ваше сообщество? Соревновательный момент? Чтобы пропуска или отставать было бы просто стыдно перед товарищами...
Чтоб вот как в повести "Витя Малеев в школе и дома" получалось ;)
vladimirmozg1994 Автор
Да идея у нас прямо так и выражается: социализм в отдельно взятом кружке) Шутка, но лишь отчасти. Список характерных особенностей нашего кружка:
1. Оборудование кружка может использовать любой сотрудник организации, просто придя в офис и просто воспользовавшись им. Расходники - можно свои, можно у меня купить.
2. Ученики - аналогично, могут пользоваться всем, но только когда в офисе есть кто-то из сотрудников.
3. Выпускники - аналогично. Бывшие сотрудники, с которыми расстались адекватно - аналогично. Про последних момент такой: бывает парень наставником поработает, но ему не нравится учить детей. Но он крутой инженер, и любит мастерить. Доступ к кружку у него сохраняется.
4. Не отчуждаем результаты труда. Если ученики или сотрудники выполняют на кружковом оборудовании какую-то шабашку, то они в чисто добровольном порядке могут скинуться в общую кассу из своего гонорара. А могут и не скидываться. Если же шабашка была найдена с помощью кружка, то выплачивают от 10 до 20 процентов, в зависимости от суммы заказа.
5. Внеурочные встречи, поиск партнёров для выполнения заказов, посиделки - неотъемлемый атрибут кружка. Микрогруппы по интересам - тоже есть. Например, среди учеников и наставников выделились парни, которые любят в походы гонять - организуемся и ходим вместе.
6. С одним из наставников коллективные чтения организуем. Не марксистский кружок - но Ленина разбираем, старые советские книги по самообразованию, такое вот.
Короче говоря, сообщество получилось интересное) Живём не богато - зато интересно и полезно)
Насчёт "объединяющей идеи" думал - и решил, что она тут у каждого своя на самом деле. Кому-то мастерить нравится, кому-то - общаться, девчата мужей себе ищут, парни - подработки и соисполнителей) Не все в это вовлечены, конечно. Порогом вхождения во внеурочный движ, например, для учеников, чаще всего является уровень инженерных навыков: сегрегация по принципу крутости инженерного проекта или портфолио реальных достижений присутствует. Но не так, что "ты даже НЕ ИНЖЕНЕР, тебе нельзя в верхний квартал" (с), просто обычно тема для взаимных обсуждений и взаимодействий возникает в тот момент, когда кто-то что-то эдакое смастерит, и хочет успехом поделиться со всеми)
P. S. Вспомнил ещё про покупку расходников. У всех сотрудников есть доступ к витрине с компонентами и прочими товарами. Взял ключи, открыл, взял, что нужно, скинул денежку. Я, безусловно, это контролирую и по камерам, и по количеству товаров. Однако тот факт, что за всё время с магазина или со склада ни разу не брали без спроса и не оплатив - говорит за себя. Когда люди нормально воспитаны (не травмированы психологически, это важно), есть контроль и нет поводов быть ворами - люди и не воруют. Мне дедушка рассказывал, что так нередко и в СССР было: никому в голову не приходило вредить общественной собственности или воровать стаканчики из автоматов с водой. Вот и у нас пока также. Но это только что касается магазина при кружке) Так-то эпизоды всякие бывали, вон, в 20 году статью писал про методы борьбы с воровством))
vladimirmozg1994 Автор
Блин, а я читал про "Витю Малеева", и постоянно всплывал в голове эпизод, как они товарища какого-то по учёбе подтягивали) А название произведения вспомнить не мог) Всё-таки книги, прочитанные в детстве, очень многое закладывают в сознание)
alnite
Вот это я копнул! Спасибо за предыдущий развернутый ответ! Респект, как говорится.
В однной рецензии на "Витю Малеева" читал (и вроде не путаю), что произведение было написано "на заказ", как агитационное, по поручению партии. Но благодаря таланту Носова получилось настолько самодостаточным, что " впитывается" как настоящее, честное.
Вот ваш кружок как раз можно считать такой "агиткой", прививающей правильные паттерны. Здорово.
mepMuHamop
значит не полный комплект знаний он усвоил или получил
должна ещё во время обучения быть практика применения этих знаний
выработать способности продажи своих умений(компетенций)
vladimirmozg1994 Автор
Кхм. Стесняюсь спросить - за последние 30 с небольшим лет качество и доступность образования сильно выросли? А между тем правящий класс нам вовсю твердит о полезности и правильности "продуктового подхода", о котором и Вы сейчас говорите. Правда, что-то не видно ни прорывных открытий, ни технологических рывков. Только некий "отрицательный рост" наблюдается... И это не только потому что "не учат продавать свои умения", как Вы изволили выразиться (хотя и поэтому тоже - кто и как будет учить "продавать свои навыки", если преподаватели в ВУЗах - чаще всего наёмные работники, без особой "коммерческой жилки"?).
Но вот более понятный пример. Человек занимается теоретической физикой. И, допустим, занимается глубоко и широко. Как адекватный учёный (а не шут гороховый), он раз в пять лет пишет публикацию (а не по десятку публикаций за сезон). Раз в двадцать лет натыкается на что-то такое, на что и грант неплохо было бы получить. При этом его разработки ЧИСТО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, не продуктовые. Скажите мне, пожалуйста, на что человеку жить, если у него, допустим, семья и дети? На зарплату учёного? 30-40 тысяч?
При этом его работа требует чтения и проработки тонн литературы, вообще - всяческого погружения в вопрос. А ему, как и любому адекватному человеку, хочется и жить не ниже среднего.
И вот он, будучи грамотным, посчитав да покумекав, бросает к чертям эту всю физику/математику/астрономию (сиречь - науку), и идёт таксовать или баранить школьников к ЕГЭ. Потому что тупо так хотя бы будет на что семью содержать.
Предвидя возражения, отсылающие нас к концу 19 века: сейчас научное знание разрослось настолько широко, что для того чтобы хотя бы приблизиться к тем областям, где в дальнейшем можно будет сделать открытия, нужно уйму сил и времени потратить. Не говоря уже о том, чтобы сделать открытие. Не говоря уже о том, чтобы сделать из него продукт. Не говоря уже о том, чтобы продукт этот затем продать выгодно.
Уже не выйдет, как 19 веке, быть и учёным-теоретиком, и изобретателем, и продавцом. Труд учёного-теоретика, если это не дармоед, только и делающий, что пишущий бестолковые статьи - сильно усложнился. При отсутствии финансового стимулирования этим трудом никто не будет заниматься. А при отсутствии людей, занимающихся таковым трудом - получаем периферийный капитализм, зависимый от стран с более развитыми технологиями.
DvoiNic
высшее образование не "гарантирует", но "повышает вероятность". Т.е. конкретно этот отличник "отвалился", но какая-то часть — работает по специальности. Плюс "общегосударственный бардак" — когда применение полученных знаний оплачивается не то, что низко, а оскорбительно низко. Ну и третье — вполне возможно, что "обучение и преподы" его и "сломали", и он "понял, что не хочет иметь с этим предметом ничего общего"© (один аналогичный бывший студент, ставший водителем-экспедитором)
Hardcoin
Разумеется. Не всегда бывает так, что ребенку хочется идти каждый раз. Может у него сегодня интереснее дело нарисовалось. Но систематичность важна, поэтому и должен быть стимул к этой систематичности привыкать. А если уж совсем никак - оплати и гуляй. ТС говорит, что 6 раз так и было.