Приветствую всех членов сообщества! А отдельно — преподавателей и собственников технических кружков: именно вам, уважаемые коллеги, адресована моя статья.

Меня зовут Владимир Мозговой. Я являюсь основателем частного центра технического творчества «Robo.Grade» в г. Новочеркасске.

Тема публикации: как я пресекал хищение денег и имущества в техническом кружке.

Организацию я создал в 2017 году. Идея была следующая: обучать детей основам схемотехники, программирования Arduino и 3D-моделированию, показывать, как работать с инструментами и станками, и в итоге показывать, как комплексно использовать эти навыки для решения инженерных задач.

О том, что мне удалось, а что — нет, расскажу как-нибудь отдельно. Сейчас же хотел затронуть наболевшее — мелкие хищения и воровство.

Буквально с первых месяцев, когда я ещё был ИП, работавшим без сотрудников, у меня впервые украли на довольно крупную сумму. Пропал ноутбук Dexp стоимостью в 10К рублей. Тогда это не произвело на меня сильного впечатления — «Ну, а что тут сделать можно?..» резонно рассудил я, и продолжил заниматься своими делами.

Дальше — больше…

Относительно клиентов парадигма была такая: как только воспитанный ученик выходит на определённый уровень в своих навыках, и эти навыки образуют связку, достаточную для создания завершённого проекта, я даю ученику некую «индульгенцию» на бесплатное посещение кружка во внеурочные часы и работы над проектами. С одной стороны, этот шаг вёл к наиболее полному раскрытию потенциала ученика, а с другой — приводил к тому, что я оставлял мастерскую без присмотра, занимаясь своими делами. И не редки были случаи, когда я чего-то не досчитывался.

Менялись офисы, помещения становились больше. Появились сотрудники. Я исповедовал демократический стиль управления (сотрудники — друзья, отчётности почти никакой, всем верю «на слово»). И вот тут хищения приняли уже недетский размах.

В декабре установили систему видеонаблюдения. Сама по себе она не давала абсолютно ничего.
Ключевая проблема 1: от момента совершения кражи до момента обнаружения пропажи проходило слишком много времени. Даже увеличение интервала хранения записей не даст результата, в силу того, что объём просматриваемых видео может быть просто колоссальным, и время, потраченное на поиск виновника, будет стоить дороже самой кражи. Ключевая проблема 2: воруют мелкие предметы, даже на хорошей записи сложно разглядеть, что там человек в карман суёт.

В силу своей лени я бы и дальше игнорил эти проблемы, если бы не...
Апофеозом стало происшествие, случившееся под новый год. Нецелевое расходование средств одним из сотрудников с формулировкой — «Ты не занял, а мне деньги нужны были.» С сотрудником я попрощался в тот же день (вручив заготовленное для вручения на новогоднем корпоративе благодарственное письмо, в котором я выражал этому сотруднику личную благодарность за два года активного труда на благо кружка).

Стало очевидно, что бизнес вышел из-под контроля и живёт своей, не самой здоровой, жизнью. Надо было принимать меры, препятствующие как хищению клиентами центра разного мелкого имущества, так и меры, направленные на контроль финансовых потоков.

Оба эти вопроса я проработал за неделю новогоднего отдыха. Решения, к которым я пришёл, частично уже внедрены, частично — в процессе внедрения. Предлагаю рассмотреть ситуации.

1. Клиент случайно уволок RFID-ключ от туалета (туалет на этаже, ключ у каждого арендатора свой). Когда в общем пользовании находится какой-либо мелкий предмет — нередки случаи пропажи просто по невнимательности.

Решение (внедрено успешно): сделать мелкий предмет БОЛЬШИМ, чтобы случайно сунуть его в карман было просто нереально. Для ключа я поручил ученикам изготовить с помощью лазерного плоттера из фанеры рамку, в которую ключ бы намертво вклеивался. Формат — чуть меньше А4. В итоге ключ перестал теряться. Может для кого-то это и банально, но решение не первоассоциативное.

2. Клиент уволок что-нибудь из инструмента, висящего на стенде в мастерской. Гаечные ключи, плоскогубцы, паяльники, лобзик и т.д. Ни о каком «случайно унёс» речи быть не может: всё достаточно большое.

Решение (внедрено частично): всему своё место. То есть, на стойках с инструментами каждый паяльник и ключ имеет своё место. За нарушение расположения инструментов после окончания работы ученик будет оштрафован общественными работами — мытьём полов, вытиранием пыли т.д. Если ответственного за беспорядок ученика не удалось найти — занимается наведением порядка отвечающий за ученика преподаватель.

В конце дня легко проверить, всё ли на месте. Если где-то чего-то не хватает — камеры в помощь, ищем того, кто последний работал с инструментом, звоним, выясняем.

Помимо этого преподаватель фотографирует стойки с инструментами и отправляет мне эти фотографии в вотсап. Это вместо ежедневного отчёта.

Ответственность преподавателя и клиента
В договорах с клиентами я прописал пункт об урегулировании подобных ситуаций согласно «КоАП РФ Статья 7.27. Мелкое хищение».

С сотрудниками в планах подписать договоры материальной ответственности. Но без инвентаризации об этом рано думать. Поэтому пока — только контроль и соблюдение порядка.

3. Пропали пара IMaxB6, пара Raspberry Pi, один мультиметр.

Решение (внедрено успешно): опять же, большое своровать труднее, чем маленькое. Мультиметры теперь крепятся к фанерной подложке по две штуки за раз. Сама подложка имеет наклонное основание. Такие стенды удобно использовать на уроках, когда дети только учатся измерять электрические величины. По одному стенду на двоих — и всем комфортно. При этом количество довольно габаритных стендов сосчитать легче, нежели количество отдельных мультиметров. Аналогичная ситуация с аймаксами — я поручил ученикам спроектировать «зарядную станцию». Как и с мультиметрами, это просто дощечка, на которую более-менее эстетично закреплены аймаксы и «литокалы», имеющиеся в наличии. Это решение имеет два преимущества — и своровать труднее, и полностью устранило ситуацию вида «А где зарядка? Кто последний брал? Куда положил?».

Насчёт RPI, плат Arduino и другой почти что рассыпухи, но дорогой.
Всё тот же принцип — «закрепи на большом основании», но требующий более продуманного подхода. Я называю такое «учебные стенды»: необходимые детали удобно и рационально закрепляются на основании, и затем к стендам разрабатываются условно «лабораторные работы». Дошли по программе до определённой «лабы» — берём нужный стенд, и погнали делать. В конце дня преподаватель развешивает/расставляет стенды на места, и визуально легко оценивает, всё ли на месте. Детали перестали пропадать.

4. Передача учебных материалов конкурентам, воровство интеллектуальной собственности.

Решение (уверен, можно как-то умнее, жду ваши комментарии): печатать все методички на бумаге, и выдавать по мере надобности детям и преподавателям. Преподаватели при трудоустройстве подписывают соглашение о неразглашении коммерческой тайны. Не удобно, электронные документы часто лучше, да и вообще, часто без них никак. В общем, тут пока ничего не придумал адекватного. Понятно, что авторские права неотчуждаемые. Но обнаружить факт передачи материалов третьим лицам — сложно. Поэтому полноценным решением данный метод я не считаю.

Есть одна идея...
Была мысль все свои методические наработки оформить в виде сайта (наподобие этого электронного учебника: neuralnet.info/book), к которому либо будет доступ по регистрации, либо он вообще доступен будет для всех (ибо я лодырь-альтруист, а париться о спёртой интеллектуальной собственности — надоело). Это и повысило бы интерактивность учебников, и позволило бы структурировать наработки, и вообще со всех сторон плюсы. Но пока руки не дошли. У кого есть идеи/предложения — пишите.

5. Кражи денег администраторами (пока вроде гипотетическая проблема).

Решение (о результативности не могу судить, ибо не воруют вроде): ввёл отчётность ежедневную, еженедельную и ежемесячную, которую сдают администраторы, а также поручил вести учёт клиентов как администраторам, так и преподавателям. Собственноручно считаю в конце дня деньги в кассе, на расчётном счёте и сверяю с отчётом. Причины расхождений — выясняю. В конце месяца сверяю «показания» преподавателей по их журналам и показания администраторов. Предмет сверки — всех ли учеников я вижу в журнале, который ведут администраторы, и все ли ученики внесли оплаты. Если появляется мифический клиент, который не оплатил занятия (либо который ходит на занятия, но в журнале администратора его нет) — выясняю лично этот вопрос.

Обобщая:

  1. Делать мелкое крупным;
  2. Всему своё место, и чтоб отсутствие чего либо легко определялось даже по фотографии;
  3. Отчётность по одному и тому же вопросу от разных людей;
  4. Официальное трудоустройство всех сотрудников, и соответственно, охраняемая законом ответственность сотрудников перед работодателем за исполнение трудового договора;
  5. Личный контроль.

Я рассмотрел те проблемы, что были особенно острыми у меня в организации. Конструктивная критика предложенных решений — очень приветствуется. Также интересует мнение сведущих людей об иных проблемах, о которых я, возможно, даже и не подозреваю на данном этапе развития.

Искренне рассчитываю, что информация кому-то пригодится.