Собрали в кучу нестандартные примеры механик «смерти» из разных игр.

Наш мир наполнен миллионами различных законов – физических, социальных, юридических. И, как известно, гейм-дизайнеры конструируют миры с особыми системами правил, многие из которых берут своё начало из законов нашей реальности.

Одним из таких жизненных законов является Смерть. Для человека это неизбежность, но для игрока – лишь сигнал, символ, механика. Сигнал о проигрыше, символ, вплетённый в сюжет, элемент нарратива.

Обсуждая эту механику с коллегами по цеху, мы затронули много важных вопросов, например:

  • Персонаж игрока умирает по-настоящему или смерть выражена в метафоре?

  • Каким образом смерть персонажа отражает тему игры?

  • Каким образом смерть персонажа может и должна ли влиять на дальнейшую игру?

  • Меняется ли что-то в игровом мире после смерти персонажа?

  • Какой опыт может получить игрок, став свидетелем (и/или причиной) смерти своего персонажа?

Мы привыкли к формату «умер – попал на последнее сохранение/чекпойнт/начало миссии или уровня». Но в играх встречаются и более изобретательные варианты смерти персонажа.

Prince of Persia (1989)
Игра проходит в режиме реального времени: игрок может гибнуть неограниченное количество раз и всегда будет оказываться на начале данного уровня и, если не уложится в указанное время, то проиграет, поскольку истраченное время не возвращается.

Prince of Persia: все части, где присутствует Кинжал Времени
«Песок времени» можно находить во время прохождения и при убийстве врагов. При смерти персонаж тратит немного ресурса "песок времени", чтобы отмотать время назад. Если персонаж умрёт, а запаса песка времени нет – уровень начинается сначала.

Prince of Persia: Sands of Time (2003)
Сюжет игры – рассказ Принца. При смерти Принц говорит "Нет-нет, всё было совсем не так" и возвращает игрока к последнему чек-поинту.

Prince of Persia (2008)
Принцесса Элика может спасать принца от гибели как в бою, так и во время путешествия. Например, если Принц сорвётся в пропасть или попадёт в Тьму, то Элика подхватит его и перенесёт к последней устойчивой площадке, на которой он был. Если Принц будет повержен в бою, Элика защитит его, восстановив его жизненную энергию.

Экскурс в историю легендарной серии можно почитать здесь.

Dungeon Crawl Stone Soup (1997)
Если игрок умирал, в следующем забеге он встречал себя в качестве противника со всеми статами и навыками, которые были в момент предыдущей смерти.

Planescape: Torment (1999)
Герой возрождается в ближайшем городе, при этом один из NPC превращается в мстительного духа.

Maximo: Ghosts to Glory (2001)
В процессе прохождения игрок собирает души, за которые может купить специальную монету, позволяющую откупиться от жнеца в случае проигрыша. Каждый раз, когда приходиться откупиться, цена возрастает. Если нет возможности заплатить жнецу, игру приходится начать с начала.

Steel Battalion (2002)
При повреждении меха его можно чинить, но если игрок не успевает выбраться из меха и тот взрывается, все записи удаляются.

EVE Online (2003)
При уничтожении корабля отстреливается спасательная капсула, в которой находится капсулер (персонаж игрока). Если на капсуле долететь до базы и пересесть на новый корабль, то удается сохранить импланты ("шмот" персонажа). Если теряешь и капсулу - сознание пилота загружается в нового клона-капсулера с потерей имплантов.

Мор. Утопия (2005)
После смерти персонаж попадал на сцену, там его отчитывали за проигрыш, при этом обращаясь к самому игроку, а дальше возвращали в игру и накладывали перманентный штраф к характеристикам.

Prey (2006)
Не путать с Prey от Arkane Studios!
Когда игрок-индеец умирает, он попадает в условный мир предков, где ему нужно было стрелами отстрелить сущности, вернув себе жизнь.

BioShock (2007)
[Наследие System Shock]
После смерти герой либо воскрешается в одной из капсул, либо мы начинаем играть за главного персонажа из параллельной вселенной.

NeverDead (2012)
При повреждениях у героя отрывает части тела, которые можно найти и «присоединить» обратно, при этом игра продолжается даже если осталась одна голова.

How to Survive (2013)
После смерти персонажа остается могильный камень, который виден другим игрокам, проходящим сюжет в сингле.

Shadow of Mordor (2014)
Дух, вселившийся в главного героя, возвращает его к жизни, при этом убивший NPC помнит героя, получает повышение, и мир меняется при каждой смерти.

Don’t Starve Together (2016)
Персонаж игрока умирает и превращается в духа, которому надо либо долететь до алтаря, либо другие игроки должны принести особый предмет к нему для его перерождения. После перерождения максимальный запас здоровья игрока будет снижен изначально.

Sea of Thieves (2018)
После смерти игрок попадает на корабль паромщика загробной жизни, вернуться обратно на свой корабль можно, сломав дверь капитана и прыгнув в портал.

Death Stranding (2019)
После смерти герой оказывается в междумирье: «шов» похож на океан, где герой должен найти своё тело.

Outer Wilds (2019)
Игровой цикл длится 22 минуты и завязан на поглощение солнечной системы черной дырой, но каждый раз игрок попадает во временную петлю в начало истории, но уже обладает полученными знаниями. Задача разобраться в причине катастрофы. Если персонаж погибает до истечения 22 минут, он возрождается в начале следующего «дня сурка».

Hades (2020)
Смерть героя возвращает его в дом Аида рекой Стикс, откуда он может продолжить свои попытки пройти комнаты.

Rogue Heroes (2021)
После смерти персонажа игрок играет за его потомка.

Sifu (2022)
При поражении наш персонаж стареет на несколько лет, теряет часть от максимального HP и приобретает бонус к урону. После достижении 75 лет - смерть окончательная.

Project Zomboid (2022)
После смерти персонаж становится зомби и может быть встречен при исследовании мира за другого персонажа.

Немного обобщим и составим небольшую подсказку на основе наших примеров.

Варианты трактовки «смерти» в игре:

  • Чистилище, или Мир духов, или Междумирье, из которого нужно найти выход

  • Загробный мир как база игрока между игровыми сессиями

  • Ограниченное время игровой сессии и вариации на тему

  • Волшебство как способ отсрочить/избежать смерти

Возможное влияние «смерти» на игру:

  • Влияет на NPC

  • Влияет на системы игрового мира

  • Влияет на показатели персонажа

  • Добавляет графические декорации к игре, отмечая прогресс игрока

Поделитесь, какие механики из приведённых вам нравятся в играх больше всего? Или какие из механик мы забыли упомянуть?

Комментарии (12)


  1. Neuromantix
    14.07.2023 17:09
    +3

    А где соулс-серия и ее ответвления? С тендецией мира, и человечностью/опустошением?


    1. olololfail
      14.07.2023 17:09

      в the neverhood превращается в пластелин


  1. Wrench_IT
    14.07.2023 17:09
    +2

    Из классики вспоминается, конечно, Soul Reaver, где протагонист попадает в астрал, причем астрал — не просто чистилище, а измененное отражение реального мира, в котором у героя появляются дополнительные способности и который зачастую имеет другую планировку, что используется для преодоления препятствий.

    А из более свежих Carrion, где мы играем за реликтовый организм, при повреждениях теряем биомассу, от количества которой зависят активные способности, а при полном уничтожении экземпляра возрождаемся из улья, который потихоньку проращиваем на локациях по ходу игры.


    1. jasiejames
      14.07.2023 17:09
      +1

      О! Сам хотел написать. Я давний фанат серии LoK.


  1. azTotMD
    14.07.2023 17:09
    +3

    ADOM (и другие): после смерти персонажа, сохранение с ним удаляется. Начав заново можно встретить своего прошлого персонажа в качестве undead монстра.

    M&M6: телепортируешься в стартовую точку с потерей всех денег (можно предварительно сдать деньги в банк, а потом забрать). Так можно разминировать собой сундуки и прочее.


  1. Politura
    14.07.2023 17:09
    +2

    В Террарии после смерти остается надгобный камень. Если больше 5-и надгробных камней будет в одном месте - появляется кладбище со своими особенностями.


  1. pysijuice
    14.07.2023 17:09
    +1

    Механика Rogue Heroes взята из Rogue Legacy


  1. justGameDesign Автор
    14.07.2023 17:09

    Ого, сколько мыслей накидали, возьмем во вторую версию статьи в будущем с вашего позволения. Спасибо за отсылки!


  1. Cerberuser
    14.07.2023 17:09

    Sunless Sea: после гибели персонажа часть его достатка передаётся по наследству, но только если он этим озаботился при жизни (отложил часть денег на, собственно, наследство и написал завещание).

    Sunless Skies: так же часть заработанного передаётся от погибшего персонажа к новому, но на этот раз обыграно как "команда подобрала и подлатала паровоз, налаженные связи прошлого капитана помогли новому встать на ноги".


  1. Latrommy
    14.07.2023 17:09

    Life is Strange: в любой непонятной ситуации, Макс отматывает время назад. Таким образом, выведывает нужную информацию из разговора с другими персонажами, получает предметы, фактически - телепортируется в пространстве и времени, с нужной информацией и предметами. Некоторые персонажи замечают, что Макс слишком часто оказывается "в нужное время в нужном месте". Вероятно, по этому Фрэнк её боится, Сэмуэль, Алисса и Джефферсон замечают за Макс невероятные совпадения. Но любое действие имеет свои последствия...
    Life is Strange - отличная игра, где создатели игры, Dontnod, собрали почти всю известную фантастику, отсылки к известной литературе, и огромное количество мемов. Сюжет, сеттинг, свет, музыка, актёрская игра персонажей, их жесты и мимика - как в качественном кино или театральной постановке!
    И да, в Life is Strange персонаж не может погибнуть, благодаря возвращению назад, в будущее. Но не всегда.

    Хотите вернуть свой 2007?
    Поиграйте в Life is Strange - получите мириады положительных, ярких и захватывающих эмоций! :)


  1. playermet
    14.07.2023 17:09

    В Borderlands смерть реализуется как восстановление игрока по ДНК специальными New-U станциями за плату. В Super Meat Boy игрок может умирать сколько угодно раз, при этом при последующих попытках будут отображаться тени всех предыдущих попыток на уровне, после десятков попыток выглядит забавно. В Deathloop игрока при смертях кидает во времени. В Assassin's Creed персонаж игрока сидит в специальном аппарате и пытается восстановить ЕМНИП воспоминания своего предка, и в случае "смерти" в них происходит рассинхронизация. В Fable 2 персонаж никогда не умирает, но получает шрам на теле. В NieR Automata можно в специальных пунктах создавать бекапы софтварной части андроида, за которого мы играем, при этом найдя предыдущее тело можно вернуть и хардверную часть. В кооперативной Phasmophobia умерший игрок продолжает ходить как призрак до конца раунда.


  1. Eugeny1987
    14.07.2023 17:09

    В Diablo можно найти свой труп и снять с него вещи