Миджорней - медицина 
Миджорней - медицина 

Я перепрыгнул на третью часть статьи потому что нужно чуть больше времени что бы проанализировать все электронные системы на рынке и рассказать минусы и плюсы каждой, сейчас как раз тот период времени когда строится единая платформа в очень сыром виде.

В части 3 я Вам расскажу как я представлял себе будущее электронных систем в медицине.

Я расскажу как врач, который работает в государственной клинике, который долгое время ждал этого прыжка в будущее, но до сих пор не получил его. Эта статья может помочь разработчикам программного обеспечения «Единой цифровой платформы» — я так понял они есть на Хабре.

Давайте начнем по порядку, я буду говорить от сотрудника стационара.

Вход и регистрация пациентов "Регистратура"

Проблемы — Все прямо все пациенты должны пройти этап идентификации, подписания согласия на обработку персональных данных, согласие на медицинский осмотр и манипуляции, определение системы оплаты. Поток одновременно прибывших пациентов по само обращению и по скорой медицинской помощи это 20–25 в час.

Этапы входа в больницу такие:

1) Одеть бахилы.

2) Найти нужную регистратуру.

3) Достать паспорт, полис, СНИЛС.

4) Продиктовать данные о себе, месте прописки, месте проживания (очень важно), место работы (для больничных листов), номер сотового телефона (тоже важно).

5) Вам выдадут как минимум 2 согласия для ручного заполнения — электронно заполнить или подписать не возможно.

6) Описать вашу проблему регистратору и вставь в очередь.

Пример решения:

Метро Москвы — оплата по биометрии. Данная система настолько круто отлажена, что по вашему лицу определяет с точностью до 100% кто Вы такой и может списать с вашего защищенного счета денежные средства за проезд. Такую систему можно применить и при входе в больницу, все кто заходят сканироваться по биометрии и в регистратуру подгружаются данные с ГОСУСЛУГ + Страховой компании. В личном кабинете можно сделать пункт подписания согласий на обработку персональных данных и медицинские манипуляции с помощью приложения ГОС‑КЛЮЧ (эцп).

В итого не успев одеть бахилы больница знает кто Вы такой, где живете, ваши персональные данные включая телефон и знает как Вы можете оплатить медицинские услуги (ОМС, ДМС, ПЛАТНО, Условно бесплатно).

Идем к врачу 

Проблема: очень частно перед посещением врача требуется выполнить или пройти ряд чек листов: сдача крови, мочи, других биологических жидкостей, прохождение ЭКГ и других исследований.

Мы не касаемся изменения планировки больницы и очень часто лаборатории и функциональная диагностика расположена в разных частях больницы и даже этажах.

Решение: Как только вы зашли больница ИИ определила Вас, осталось выявить вашу жалобу, такую жалобу можно изложить с помощью вашего телефона в виде текста, голоса (или за Вас доложит бригада смп(при тяжелом состоянии)).

1. Ввод данных — в центральных клиниках пациенты могут быть разных языков групп — и такие системы как «распознавание речи» (speech‑to‑text — STT) уже реализована компанией (отечественной) Yandex Cloud apu speech‑to‑text. Система поможет распознать текст, перевести текст и отправить на обработку. Нам не важны даже правильные диалоги, нам главное зацепится за какие‑то якоря (перелом, боль в животе, травма, подъем температуры, кашель, насморк, боль в ухе, боль в горле, отравление).

2. Обработка данных. Все данные собранные с жалобами, учитывая подгруженный в идеале анамнез пациента должны обработаться единой цифровой платформой — которая тесно связана с множеством национальных руководств, где описаны алгоритмы диагностики и лечения.

3. Вывод чек листа — программа дает распечатку в виде чека где будет написано, где сдать кровь, мочу итд. Расписаны на этаже и должен давать номер очереди.

Очередь так же должна быть сортирована по степени тяжести. К каждому заболеванию или жалобе можно придумать бальную систему — пример: Подъем давления — 10 баллов, насморк — 1 балл.

В кабинете у специалиста 

Проблема: из‑за огромного потока пациентов — очень мало времени на расспрос и сбор анамнеза и жалоб. Очень трудно слушать речи «2 года назад, мне вырезали грыжу (специально выделил, многие пациенты даже не понимают какой объем оперативного вмешательства был выполнен) сейчас у меня ноги немеют итд.

Решение: ЭЦП (Электронная цифровая платформа, далее будет ЭЦП) должна при входе в дверь идентифицировать пациента и выдать все ключевые моменты жизни человека.

1. ФИО.

2. Хронические заболевания — выделить цветами (зеленым те которые в стадии ремиссии или наблюдения специалиста, красным те которые пациент не удосужился начать лечить).

3. Операции.

4. Аллергические реакции.

5. Отметка о различных инфекционных заболеваниях.

Далее пункты должны быть построены в зависимости от специалиста допустим у врача Сурдолога (врач занимается патологией слуха) должен выйти график измерений «аудиометрии» ( измерение остроты слуха, определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. )

Проблема: Исхода посещения врача в стационаре неотложной помощи два — домой или остаться. Из этого выходит две проблемы: Если пациента отправить домой, то нужно написать, осмотр, поставить диагноз, поставить или вписать все сопутствующие диагнозы (их может быть более 10) выставить правильно рекомендации посчитать дозировки препаратов. Объяснить чем болеет пациент.

Решение: Исходя из клинических рекомендаций и подгруженной карты пациента, автоматически после установки диагноза прописать все рекомендации подходящие под данного пациента учитывая возраст, пол, положение, аллергические реакции, вес, а так же учитывать прием препаратов на данный момент и их совместимость. Пример если пациенту требуется антибактериальная терапия — то система должна учесть уже пройденные курсы АБ, бак посевы на устойчивость микроорганизмов на АБ, аллергии и просто выписать рецепт на нужный препарат. В справке так же должны быть прописаны все сопутствующие диагнозы — и их рекомендации другими врачами.

В Итоге пациент получит полный алгоритм исследований и лечения. В лучшем случае еще добавить в справку памятку о заболевании где как ребенку описана его болезнь и решение ее.

Проблема 2: Пациент отправляется в стационар.

Дальше самое интересное. Читайте в следующей части — там я расскажу как полностью избавить доктора от письма.

Если Вам нравится накиньте пару плюсов, что бы я мог отвечать Вам на комментарии и писать не раз в неделю.

Комментарии (20)


  1. Daddy_Cool
    17.07.2023 18:17
    +1

    Я так понимаю, оно внедряется, но пока медленно. Кстати непонятно почему - то что вы описали - в общем очевидно и реализуемо. Сейчас уже много сделано - берешь талончик из автомата, и врач уже о тебе знает много. Проблема в другом - на прием врача дается мало времени, но вроде тоже стало лучше.

    Минздрав России закрепил в методических рекомендациях отраслевые нормы времени на посещение одним пациентом врача, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Рекомендации начнут действовать с 1 января 2023 года.

    Норма времени на прием участковых педиатра и терапевта составляет 15 минут, врача общей практики- 18, отоларинголога -16, офтальмолога - 14, акушера-гинеколога - 22, стоматолога-терапевта - 44, хирурга - 26, фтизиатра - 35.

    Расчетное время на оформление врачом медицинской документации должно составлять менее 35% от времени, отведенного на прием.

    Ну и чтоб записаться к узкому специалисту надо в 7:29 ловить время, потому что в 7:31 будет уже всё занято. Я как-то пришел к врачу и обнаружил, что он просто лихорадочно заполняет какие-то формы в программе, оказалось - сестер теперь нет. Это проблемы системные - мало персонала. Несколько лет назад была "оптимизация" когда поувольняли кучу народа.


  1. Abobcum
    17.07.2023 18:17
    +4

    Ребят, это так не работает. Люди - не роботы, и мечтать об "ии выдает нанопанацею по звонку через госуслуги". Качество медицины и так на полу валяется, а оптимизация мифических процессов сделает только хуже.

    Вы решаете не проблему, а маскируете симптомы. Настоящая проблема в том, что деньги надо выделять на врачей, и на лечение. А вот это вот все - распил бюджета чистейшей воды.


    1. Mitrich555
      17.07.2023 18:17

      "Вы решаете не проблему, а маскируете симптомы. Настоящая проблема в том, что деньги надо выделять на врачей, и на лечение. А вот это вот все - распил бюджета чистейшей воды." Вы правы на 100%.


    1. Vapuna2302
      17.07.2023 18:17

      Врачи (аккредитованные и аттестованные) имеющие приличный опыт и авторитет имеют достойную ЗП относительно других ЗП в России. Тем более врач имеет возможность как никто другой оказывать дополнительные услуги и, как следствие, получать доп. доход. Проблема кроется не в заработанной плате, а в качестве услуг, отсутствия как таковых врачей в слабонаселенных регионах России, слабой мотивации молодежи и прочие.


  1. Kirsch
    17.07.2023 18:17
    +1

    Ну возможно, лет через N-цать, мы и увидим зачатки такого будущего. По факту сейчас, даже при наличии в медорганизации системы электронной медицинской документации, многое оформляется по-старинке, на бумаге, и получается странный гибрид из аналоговых и цифровых данных в пределах одного учреждения. А уж передача данных между организациями при текущем состоянии архизоопарка протоколов и систем кажется совсем неразрешимой задачей. Вероятно, в частной медицине тема будет развиваться активнее, может и в государственную что из наработок перейдёт…


  1. radioxoma
    17.07.2023 18:17
    +1

    Достаточно привязать к номеру полиса объективную информацию: временные ряды лаборатоных исследований, DICOM и протоколы инструментальных исследований, историю госпитализаций и актуальный документ, удостоверящий личность. Остальное всё вкусовщина и трудно используемо.

    Информация о группе крови, наборе антител к ВИЧ, гепатитам, аллергиям по разным причинам будет или недоступна, или неполна, или бессмысленна. Кровь вам без повторного определения группы/фенотипа не перельют, инфа о СПИД огорожена, многие пациенты считают, что у них аллергия на глюкозу и принимают они только по половинке белой таблетки (какой? Ну... даёт жена).

    А так, пока реаниматолог клеит историю болезни и обязан брать письменные согласия на 12 листах о пожарной безопасности, правилах внутреннего распорядка, обработке персональных данных у раковой бабки в коме, порядка не будет.


    1. Daddy_Cool
      17.07.2023 18:17

      Ну кстати как только данные о здоровье окажутся в централихованных электронных БД, они окажутся слиты. Бумажная медкарта - это достаточно хорошая степень защиты.


  1. t278
    17.07.2023 18:17
    +1

    давно думал о подобном. В разных местах местах проходил обследование для справок. Собрать в единую систему об сданных анализах. Может другая клиника сообщит что лечили. А так разрозненные данные об обследованиях человека.


  1. AlexVist
    17.07.2023 18:17
    +1

    Хочу сказать автору, что будущее которое он описывает уже наступило. Только оно живет своей параллельной жизнью. Согласен с тем, что когда тебе дают на подпись согласие на n-дцати листах, то с ним нужно ознакомиться. Причем внимательно. Это важно. Речь идет о жизни и здоровье, о еще не пойми каких вещах написанных мелким шрифтом. Тут не то что пара минут на подпись, тут юрист уже нужен, который разъяснит что тебе подсунули.

    Но вернусь к будущему, которое наступило. Цифровой двойник уже существует. но живет он своей жизнью. Если честно, то уже надоело получать несколько лет смс-ки с просьбой оценить визит в поликлинику. Замечу, что никто ни в какие поликлиники не ходил. А как автор заметил, многие визиты заканчиваются исследованиями. Ну ладно украли на несуществующих приемах и исследованиях. тут же дело серьезнее. автор сам об этом пишет - диагноз. Так какие диагнозы там поставили цифровому двойнику? Замечу без человека.

    А, если, после таких манипуляций с цифровым двойником , действительно, обратиться за помощью? Тут, по словам автора, всплывет несуществующая история болезней с диагнозами, показаниями и противопоказаниями.

    Автор, вы точно врач?! То что вы описали никакого отношения к медицине не имеет. и уж тем более к процессу лечения. Это все пляски ИТ-технологий около медицины. Не увидел тут в центре описания двух самых важных субъектов - лекаря и пациента.

    Какое бы будущее не наступило, но такой футуристический образ разрушится в одно мгновенье если просто выдернуть вилку из розетки. И что тогда? Все?! Медицина резко кончится? Потому что у автора об этом ни слова. Так чтобы было понятно это было, есть и будет. В нашей стране сейчас есть места, где идут боевые действия, про полевые условия уже молчу совсем. Где может не оказаться доступа к госуслугам, или электричества не будет совсем. А вот болезни и больные будут. А медицина она, как бы, вне ИТ и ИИ технологий существует. Или, по крайней мере, существовала.


  1. Viacheslav01
    17.07.2023 18:17
    +2

    Могу подсказать один способ в разы повысить производительность врачей, обязательно к каждому врачу на приеме приставить медсестру-оформлятора, которая будет занята только оформлением всего этого цифрового счастья ну или просто бумажек. А врач будет заниматься своей работой, а именно лечить.

    Наблюдаю это уже несколько десятилетий в одном отдельно взятом мед учреждении, причем вполне себе государственном, работает отлично.

    Но почему то у нас в почете не копирование удачных практик, а оптимизации, нанонизации, цифровизации и прочие такие же масштабные проекты по попилу бабла.


    1. sepetov
      17.07.2023 18:17

      Кстати, да. Многие профессии не могут эффективно обойтись без помощников. Постоянных. Теперь даже уверен, что врач - одна из таких.

      Не уверен, но у судебно-медицинских экспертов помощник - человек обязательный и занимается как раз оформлением/секретарством/сопроводительством. По крайней мере я столкнулся именно с таким случаем.


    1. Daddy_Cool
      17.07.2023 18:17
      +1

      Это было. Много десятков лет. Потом сестер отняли. Оптимизация ж,


      1. Viacheslav01
        17.07.2023 18:17

        Вот да было так, но частично, медсестра делала направления, записывала вводные (забыл термин), а доктор уже писала результаты приема.

        По крайней мере я видел в таком варианте.

        Мед учреждение о котором я говорил, там 100% работает медсестра, врач только осматривает и диктует медсестре, что надо записать. Работает такая связка просто чудесно, врач не отвлекается, все записано аккуратно и точно, скорость работы не влияет на качество.


  1. economist75
    17.07.2023 18:17
    +1

    Наибольшая PC-трудоемкость в работе врачей сайчас - ручное копирование реквизитов пациентов, референсных уровней и фактов анализов.


  1. cahbeua
    17.07.2023 18:17

    Вам бы на улицу выйти, вы явно пересмотрели кино и сериалов про недалёкое будущее с межзвёздными переходами в гиперпространстве.

    Я бы не хотел что бы любой врач имел доступ к информации моего анамнеза. Пока речь про вашу грыжу всё норм, а вот полежалки в кожвене могут уже стать проблемой при всплытии на просторах интернетов в слитых базах. А базы будут слиты тут к гадалке не ходи.

    ЕЦП, скан сетчатки глаза, ДНК авторизация это круто и молодёжно, но чисто ради интереса заедьте за МКАД на 3 км и посмотрите на обычную больницу (в которой депутатов и алигархов не лечат). Там иногда нужен отдельный помощник который будет вылазить с удочкой на крышу что бы поймать сигнал интернета. (удочка нужна что бы на одном конце закрепить мобильник, а другой на вытянутой руке поднимать вверх, а то я смотрю вы не в курсе реалий). ((Да, я утрирую, но общее состояние вещей именно таково))

    В целом есть моменты которые можно обыграть технически, но вернитесь на землю - 90% пациентов это люди с кнопочным телефоном. Они не будут заводить себе криптомедкарты в блокчейне, они не будут вставать в электронную очередь, даже если закроют регистратуру. А уж когда врач узнает что эта мегакрутая ЦРМ система в пересчёте на месяц стоит дороже чем его зарплата то и он лечить перестанет.


    1. Geraclz Автор
      17.07.2023 18:17
      -1

      Все не так плохо, даже пенсионеры освоили банкоматы сбербанка для снятия наличных, и сенсорные телефоны.

      Ваш анамнез спасет Вам жизнь. Были случаи когда РОДИТЕЛИ - не верующие в ВИЧ не лечились и не принимали терапию, и не верили в это и даже не говорили. Вот миллион и один случай как умирает человек а врачи не могут понять от чего он умирает и СОГЛАСИЕ на исследование ВИЧ инфекций идет отдельным бланком


    1. Mckar
      17.07.2023 18:17
      -1

      Как врач полностью согласен


  1. tba
    17.07.2023 18:17

    1) Одеть бахилы.

    Надеть! Сколько же можно!

    А теперь по поводу регистрации. Вот как это было сделано в одной горбольнице города Москвы: купили софт и сканеры Smart Engines (не реклама - решение выбрали из-за удобных и быстрых сканеров, а также потому что софт был заточен под чтение паспортов и полисов ОМС), подключили к МИС, а МИС уже была подключена к МГ ФОМС.

    Процесс выглядел так:
    Регистратор берет паспорт (или полис) пациента и укладывает на сканер. Сканер считывает и распознает фамилию, имя, отчество, дату рождения и/или номер полиса и передает их в МИС, МИС ищет в своей базе, а также делает запрос в ФОМС. По результатам пациент находится в базе, или подтягивается из базы ФОМС. Сразу же открывается новая история болезни. Регистратор должен подтвердить открытие истории и заполнить минимум начальных сведений - жалобы, номер наряда, время с листка сопровождения и т.п.. Сразу же печатается полностью заполненный комплект документов: титул, все согласия (обработка ПД, правила поведения в стационаре, согласие на процедуры и манипуляции, согласие на исследование ВИЧ), направление на ЭКГ и что-то еще. Пациент ставит только свои подписи и отправляется на осмотр. Все это было организовано в приемном и во всех реанимациях.
    Полный процесс занимал меньше 2х минут для 95%+ пациентов с очень существенным снижением нагрузки на регистраторов. Работало уже в 2017. Сначала все это воспринималось как магия, потом привыкли.

    Распознавание по лицам вероятно было бы полезно для подтверждения личности в случаях когда привозят пациента "с улицы" без документов. Но не уверен, что это юридически существенно - если пациент идентифицирован по лицу или отпечаткам пальцев, но документы, удостоверяющие личность, не представлены, ФОМС, скорее всего, откажет в оплате. Плюс есть вероятность серьезных проблем при ошибке идентификации (мой самый страшный кошмар) - открыли историю на пациента, который уже у нас лечился, а там хронические, аллергии, история вмешательств и проч, не имеющие отношения к тому, кого привезли.


    1. Geraclz Автор
      17.07.2023 18:17

      Спасибо за ответ!


    1. xaosxaos2
      17.07.2023 18:17

      Да Вы отстали от жизни, у нас вот как в СССР, пришёл назвал Фамилию и всё. Не надо больше ничего. Да несколько лет назад, была морока с этими документами, покажи то подпиши здесь, сейчас этого нет. Правда на качество оказываемых услуг (именно услуг, про лечение они уже забыли, что это такое) никак не повлияло.