ИТ-шники любят обсуждать работу в крупной компании и маленькой студии. Таких сравнений с самых разных ракурсов легко найти с десяток, например здесь. Проблема в том, что в подобных баттлах авторы забывают об огромном пласте средних компаний. А у них с точки зрения организации работы есть свои плюсы и минусы, и свое положение на рынке. Но самое главное, что маленькая компания - штука довольно недолговечная. У нее два пути - либо вырасти в ту самую “забытую” среднюю, либо уйти с рынка. Об этом и поговорим в данной статье. Попробую обрисовать, в чем плюсы работы на среднюю компанию.
Договоримся о терминологии
Оперируя понятиями “большая”, “средняя” и “маленькая” компания, я бы не хотел основываться на официальных юридических определениях. В ИТ, на мой взгляд, другие критерии, поскольку прибыль компаний в расчете на одного специалиста выше, ведь по сути продается “процессорное время” их мозга. Так что и коллектив в 20 человек может быть вполне зрелой организацией.
Я бы предложил делить так:
до 20 человек - маленькая компания;
от 20 до 200 - средняя;
более 200 человек - большая.
В общей сложности в России на май 2023 года Контур.Фокус насчитал около 200 тыс. ИТ-компаний (однако не уточняется, по каким признакам компании были отнесены к ИТ-отрасли). Нужно понимать, что их состав довольно оперативно обновляется. За три года с 2020 по 2023 закрылось почти 90 тыс. компаний. При этом аккредитованных Минцифрой намного меньше - 25 июля этого года появилось сообщение о продлении аккредитации всего 17 тыс. организаций.
К сожалению, статистика по размеру аккредитованных компаний недоступна. В открытом доступе нашлась статистика по распределению ИТ-компаний в терминах СПАРК (это компании, указавшие основным ОКВЭДом деятельность в области информационных технологий или связанную с разработкой ПО) по итогам 2022 года. Всего сервис насчитал 73 тыс. действующих компаний. Из них по удельному весу:
компаний со штатом более 251 человека - 6%;
со штатом от 101 до 250 человек включительно - 7%;
со штатом от 16 до 100 человек включительно - 58%;
компаний до 15 человек включительно - 28%.
Таким образом, к средним компаниям в терминах данной статьи можно отнести подавляющее большинство участников отрасли (по удельному весу). Вот о них-то и пойдет речь.
Важный момент - здесь мы будем говорить о студиях, занимающихся заказной разработкой и интеграцией, а не о продуктовых компаниях, которые масштабируются за счет продаж одного своего продукта (например, Saas). У проектных или аутсорсинговых компаний количество продаж, клиентов и в конечном счете выручка хорошо коррелируют с числом сотрудников, поэтому обобщать и делать выводы проще. Чем больше людей при деле - тем выше выручка (отличия в деталях - в стоимости этих разработок). А продуктовый бизнес работает несколько иначе, особенно если речь идет про облачные решения. Здесь одинаковый уровень продаж может быть как у компании из “трех” человек, так и у крупного производителя софта.
Условный портрет средней компании
Средние компании, как правило, вырастают из небольших, когда те постепенно расширяют спектр направлений.
Предположим, вела маленькая компания одно направление, но со временем нашла нишу и предложила самому лояльному клиенту вторую услугу. Успешно продав ее, она увеличивает штат и расширяет офис. Когда второе направление встает на поток, похожим методом появляется третье и так далее. В итоге средняя компания занимается уже не двумя, а тремя-пятью направлениями, обслуживая несколько платежеспособных клиентов.
Как только растет количество направлений, появляется необходимость в выделенном HR, секретаре и другом административном персонале. В нашем случае сначала документами занимался приходящий человек (в его задачи входило отправить, получить, просканить и разложить по папочкам, позвонить клиентам узнать, когда пришлют). Это были рутинные задачи, которые легко делегировать, так что мы начали именно с них.
Потом на полный день наняли HR. Долгое время мы считали, что проще самим проводить собеседования, чтобы иметь возможность повлиять на качество кандидатов. Но когда поток вакансий вырос, деваться было уже некуда, особенно когда стало понятно, что нужны не только технические скиллы, но и человеческие качества, по которым кандидат должен встроиться в существующую команду.
Со временем и специалист по документам перешел на фуллтайм.
С расширения штата в компаниях начинается выстраивание процессов. Без них уже просто невозможно масштабироваться - начинается хаос. А появление и автоматизация бизнес-процессов внутри компании обычно коррелирует с ростом уровня клиентов. Чем лучше настроены процессы, тем более высокого уровня заказчики готовы рассматривать компанию в качестве контрагента. Им проще договориться.
Понятно, что степень зрелости средних компаний очень разнится. Важно, что в отличие от мелкого бизнеса здесь уже задумываются об обезличивании процедур, но до уровня бюрократии крупных компаний еще далеко.
Особенности средних компаний как работодателя
Я часто натыкаюсь на сравнение подходов к работе в мелких и крупных компаниях. Но ситуация в средних компаниях - это вовсе не какое-то “промежуточное” состояние между двумя крайностями. Здесь есть свои особенности, на которых я и хотел бы остановиться.
Многие из перечисленных пунктов мне сложно отнести однозначно к плюсам или минусам. Все зависит от точки зрения. Однако они однозначно выделяют средний бизнес как на фоне малого, так и на фоне крупного.
Спектр задач
Средние компании уже не сфокусированы только на одной задаче, как маленькие студии. Они могут выполнять для заказчиков более комплексные проекты - помимо основного продукта внедрить какие-то сопутствующие инструменты. Например, разом сделать не только CRM, но также сайт и мобильное приложение для менеджеров для работы с этой CRM.
Однако надо понимать, что это пока далеко до десятков направлений, как у большого интегратора. И сфера компетенций специалистов, соответственно, меньше. Глобально встроить кусок в большую ИТ-инфраструктуру крупного заказчика, подумав про шины данных, нагрузки, безопасность и универсальность, средняя компания скорее всего не сможет. Попутно ведь придется готовить кучу документов (лишних в понимании малого и среднего бизнеса) - паспорт объекта, оценки рисков, спецификация компонентов, эксплуатационная документация и т.д.
Деньги и стабильность
Стоимость часа - выше, чем у маленьких студий, но ниже, чем у крупных компаний. Этот фактор на самом деле вытекает из того, что в отличие от маленькой студии у средней компании уже выстроены определенные бизнес-процессы, соответственно, обладая определенной зрелостью, она может позволить себе работу с клиентами другого уровня.
С точки зрения внешнего наблюдателя средняя компания - более надежный контрагент, чем маленькая студия. В ней работает больше людей, обороты, соответственно, также выше, да и приток денег более стабильный. Компания не может “пропасть” или не отвечать. Она не прекратит работать над проектом из-за ухода ключевого сотрудника.
Однако возможности тут все-таки не безграничны. Среднестатистической средней компании (извините за каламбур) далеко до крупного бизнеса. Мы часто слышим от заказчиков - крупные работают только с крупными. Связано это с тем, что перед подписанием контракта необходимо пройти все круги проверок служб безопасности, десятки согласований и т.п. Все это - время и не у каждой средней компании найдутся ресурсы на то, чтобы столько времени ждать ценного клиента. Иногда средним удается начать работать с крупными, но это скорее исключением, чем правило.
Гибкость и бюрократия
Из наличия базовых процессов вытекает еще один фактор - меньшая гибкость на фоне маленьких компаний. Здесь уже дольше проходят процедуры согласования, есть определенные правила, которые не изменяются под клиента. Хотя при этом желание подстраиваться под все хотелки заказчика меньше, такой подход стабильнее.
Бюрократии больше, чем в маленькой компании, но все еще намного меньше, чем в крупном бизнесе.
Как работается в средней компании
В отличие от маленьких студий, в средних компаниях уже более-менее стабильный штат. И работается в целом комфортнее, чем в маленьких студиях.
Ответственность уже как-то поделена между сотрудниками (тем более есть базовые процессы). Здесь меньше возможностей для экспериментов, поскольку зоны влияния специалистов все же ограничены. При этом меньше столкновений интересов.
Поток задач каждого сотрудника вполне понятный и предсказуемый, как и заработная плата. Выплата денег не зависит от поступления платежа от конкретного клиента, даже если он обеспечивает существенную долю оборота компании.
У средней компании есть ресурсы не только на своевременную выплату зарплаты, но и на ее периодическое повышение. Здесь реально строить карьеру и повышать доход.
Также у среднего бизнеса есть ресурсы на найм новых людей, дополняющих команду (тестировщики, девопсы и т.п.). Т.е. все эти задачи не развешиваются на существующих сотрудников, а делегируются профильным специалистам.
При этом в компании еще не успевает сформироваться отношение к сотрудникам, как к ресурсу, как это происходит в крупном бизнесе, где довольно легко расстаются даже с ключевыми специалистами. Есть и другие нюансы на фоне крупной компании:
Деятельность каждого специалиста не успевает обрасти бюрократией.
Сохраняется индивидуальное отношение. Возможно, атмосфера при этом и не напоминает стартап или студенческое общежитие, но дышится все еще легко.
Чаще всего средняя компания не может предложить аналогичный крупному бизнесу объем дополнительных бонусов - ДМС, фитнес, курсы иностранного языка и т.д. Зато может согласовать индивидуальные условия (как по формату работы, так и по компенсации). И возможности роста без сложившегося пласта управленцев шире. Например, будучи хорошим продавцом, есть шансы возглавить новое направление. Конечно, это доступно не в любой компании, но в условиях расширения бизнеса проверенные люди нужны большинству.
Как на самом деле выглядит выбор
Выше я много говорил об особенностях средних компаний на фоне мелких и крупных. Но выбирая, куда пойти работать, надо понимать, что маленькие, средние и крупные компании - это не высеченные в граните сущности. Средние и крупные могут существовать в течение длительного времени, а вот у малого бизнеса два пути - он либо становится средним, либо уходит с рынка. Видимо, такова особенность российского ИТ-рынка. Здесь практически нет примеров того, как маленькая компания, наподобие небольшого кафе где-то в старой Европе, годами работает, не меняя сегмент и амбиции.
Понятно, что одни компании растут быстрее, другие - медленнее. Без этого никуда. Но здесь сам ИТ-рынок постоянно меняется, поэтому маленькой студии приходится крутиться, подстраиваться. Иначе она просто не выдержит конкуренции с себе подобными.
Если маленькая компания ведет себя достаточно активно, новые задачи и возможности появляются постоянно. Иногда чтобы обработать их уже не хватает рук. Но здесь работают законы выживания: задачу либо возьмешь ты, либо твой конкурент. Стоит ли ради разовой задачи нанимать разработчика (будут ли под него потом другие задачи), каждый собственник бизнеса решает сам с учетом других условий и ограничений. Это определенные риски. Но ничего не делать в данной ситуации - тоже риск, потому что на расширение штата может пойти конкурент, переманивая заодно и основных клиентов.
Мы развивались примерно таким путем - стартовали с проекта, который реализовывала пара программистов. Потом проектов стало больше, стали нанимать новых разработчиков. Поскольку их надо обеспечивать проектами, начали активнее продавать, а потом научились реализовывать и сопутствующие задачи, которые решают тестировщики, технические писатели и девопсы. Начали набирать их, а заодно и проджект-менеджеров. Так мы сами не заметили, как перешли на другой уровень.
Вместо вывода
На мой взгляд выбор между двумя крайностями - малым и крупным бизнесом - выглядит надуманным. С одной стороны, на рынке есть огромный пласт средних компаний разной степени зрелости, где можно найти подходящую для себя культуру. А с другой, малые компании я бы вообще рассматривал, как временное явление.
Комментарии (6)
ErshoffPeter
03.08.2023 15:51+2На мой взгляд (и по моему опыту) средним компаниям сложно (нерентабельно) держать в штате выделенных специалистов по поддержанию рабочих процессов (архитектор/dba/devops и так далее) - обычно эти функции возлагаются на кого-то из тех сотрудников, кто участвуют в проектах с заказчиками, что рано или поздно приводит к конфликту интересов/приоритетов, так deadline-ы горят, заказчик хочет большего и так далее, а тут ещё pipeline надо перенастроить или сервер БД привести в чувство или архитектуру будущего продукта продумать.
Маленькие компании - это практически стартапы и там мотивация работать 24/7 ради своего будущего велика (даже если ты не собственник), а в средних сотрудники уже понимают, что они наёмный персонал с одной стороны, а с другой стороны свой проект и свой заказчик ближе, чем общие (точнее интересы собственника) интересы.
Ну а с крупными всё понятно - там маржи хватает на полное заполнение ролей для всех процессов.
Hokum
03.08.2023 15:51Да и в стартапе понимают, что работают «на дядю» и твое будущее там как раз менее стабильно. Просто за счет того, что нет закрепленных ролей, берёшь на себя то, что тебе интересно и со временем, можешь плавно роль поменять. Да и в целом вопросы решаются быстрее, особенно до ковида, когда все сидят в одном помещении и надо просто дойти до соседнего стола. Плюс твой результат более заметен. Не было продукта и вот он появился, против был продукт закрывал потребности 99% заказчиков, добавил функциональность для 1%. И видимый результат растворяется в уже проделанной работе. Как если вода капает куда-то, вначале это сразу бросается в глаза - появилась лужа, потом рост её размеров становится менее заметным, но все равно он есть, просто мерять уже надо не «на глаз».
А с ростом компании роли и ответственность фиксируется, просто дойти до кого-то уже сложнее. Как минимум ты уже можешь не знаешь кто конкретно отвечает в соседней команде за нужный тебе вопрос. Коммуникации из прямых переходят в опосредованные через таски в джире. Плюс продукт уже создается не с чистого листа и появляется необходимость поддерживать обратную совместимость, растет объем для проверки. Работа замедляется. Отсюда и кажется, что в стартапе все работают 24/7, а в средних и крупных 40 часов в неделю и ни минутой больше.
Собственно маленькая продуктовая компания, которая существует длительное время, так же сталкивается с таким замедлением.При этом у крупных компаний есть ресурсы, за счет более узкой направленности специалистов, и большего их числа. Но при условии хорошо налаженных процессов, коммуникаций и планирования.
ErshoffPeter
03.08.2023 15:51+1Да, всё так.
Но не удержусь и добавлю: работать ради своего будущего никак не противоречит работе 'на дядю' и отсутствию стабильности.
Ну и не все компании создают свои продукты - некоторые просто консалтинговые (сайты, например, разрабатывают или мобильные приложения делают и так далее).
Hokum
03.08.2023 15:51Тогда я, видимо, не правильно понял мысль "там мотивация работать 24/7 ради своего будущего велика (даже если ты не собственник), а в средних сотрудники уже понимают, что они наёмный персонал".
А так да, работать, ради своего будущего надо в любой компании, и если компания не позволяет развиваться и расти, то менять компанию.
Ну и не все компании создают свои продукты
Не все, но если это не совсем маленькая студия, которая сделала сайт/приложение и забыла, то так же присутствует развитие и поддержка проекта и хорошее развитие проекта - залог долгосрочного сотрудничества с заказчиком. Кажется, что для линейного сотрудника/менеджера особой разнице не будет.
panzerfaust
03.08.2023 15:51+1Проблема в том, что в подобных баттлах авторы забывают об огромном пласте средних компаний
Не забывают, а относят к "маленьким". Просто есть обобщенной параметр ощущаемой корпоративной шизы. В него входят, например, простота коммуникаций и отношение объема работы к объему дурацких ненужных приседаний. Пока шизы мало - и компания "маленькая". Потом резко становится "большой".
nikolz
"...к средним компаниям в терминах данной статьи можно отнести подавляющее большинство участников отрасли (по удельному весу). "
Здесь https://spark-interfax.ru/articles/sektor-it-v-rossii-september-2022 сказано иное:
"..на крупные и средние компании приходилось 6% и 7% от общего числа соответственно, тогда как малые предприятия существенно нарастили свою долю – с 53% до 58%. .."