Привет! Меня зовут Сергей Баранов, я — Tech Unit Lead (или тимлид тимлидов, или руководитель тимлидов) в юните «Тарифы» в Авито. У меня под управлением четыре команды. Мы отвечаем за поддержку тарифов — они позволяют пользователям размещать объявления со скидкой и открывают доступ к разным фичам. Ещё мы монетизируем сделки, сделанные на Авито, и берём свою комиссию.
Моя позиция немного похожа на позицию CTO в других компаниях — спектром задач и нужными навыками. В предыдущей статье я рассказывал, какие задачи я решаю как юнит-лид. А сейчас хочу поделиться своей историей пути в разработке и как я пришёл к тому, что стал тимлидом, а потом руководителем тимлидов.
Бросил «Бауманку» и стал играть в покер
Мой дом был рядом с МГТУ имени Н.Э. Баумана. В 7–8 лет я стал иногда ходить туда на базовые компьютерные курсы. Но особой тяги у меня не было: больше нравилось играть в компьютерные игры. Помню, на летних каникулах я и двое моих друзей специально вставали в 7 утра и по очереди проходили все линейки «Героев меча и магии».
В школу меня тоже отправили при «Бауманке». Она так и называлась: «Инженерная школа». Всё логично шло к моему поступлению в этот вуз: я стал студентом факультета «Автономные информационные и управляющие системы». И можно было бы дофантазировать, что с этого начался мой путь в разработку. Но всё сложилось немного интереснее.
В «Бауманке» я доучился только до 2-го курса. Диплом «Менеджера государственного и муниципального управления» я получал уже как выпускник РГГУ. Да, не самый очевидный поворот. На этом этапе работа по профилю и тем более разработка меня не интересовали.
Ещё во время учёбы я с головой ушел в покер. С 21 года на протяжении 7 лет эта игра мастерства, основанная на математических расчетах, была моим стабильным подспорьем. Мне и сейчас нравится, что в покере нет удачи или угадывания: только умение рационально мыслить позволит обыграть других и заработать. Такой же принцип работает и в IT-сфере.
Отучился год на курсах и стал разработчиком
В 2016 году я понял, что покер не может быть делом моей жизни. Начал задумываться о работе с хорошей перспективой. Вспомнил, что в школе у меня неплохо получалось кодить на языках программирования Pascal и Delphi и решил попробовать себя в IT.
Когда стал погружаться в тему, оказалось, чтобы устроиться в IT за границей, нужно официальное подтверждение, что работаешь по специальности. У меня были планы уехать за рубеж, а снова поступать в универ я не хотел. Поэтому стал проходить разные курсы по разработке. Они занимали меньше времени, а на одном из них давали «корочку» о повышении квалификации. То есть, официальный документ о смене деятельности: это мне понравилось.
Начал я с HTML-академии, после продолжил на всяких рандомных курсах в Нетологии. Тогда мне был интереснее фронтенд: подкупало, что сразу видно результат. Интерес к бэкэнду появился позже, в процессе.
Сейчас могу сказать, что для меня университеты оказались не очень эффективны. Там дают общую теорию и мало прикладных знаний. На мой взгляд, лучше зайти на хэдхантер, посмотреть, что надо изучить, чтобы устроиться на нужную должность, и точечно закрывать пробелы в знаниях.
У меня на такую проработку ушел год. При этом я очень серьёзно подошел к задаче — не было такого, что я где-то в других местах работал, а по вечерам пару часов проводил за обучением. Я изучал материалы по теме почти каждый день.
Когда меня взяли разработчиком, я много всего знал, даже с запасом. Такая осведомлённость помогла быстро дорасти до ведения двух команд. По сути, тогда я впервые примерил на себя менеджерскую работу. Но она была, конечно, далека от той, что я занимаюсь в Авито.
«Работаю на Маке — это успех»
Мне очень повезло с первой работой. Это была образовательная онлайн-плафторма «Учи.ру», частично принадлежавшая «Мейлу», который тогда только-только стартовал. Мы с командой делали уроки для детей. Я занимался разработкой урока «Окружающий мир». Офис был в крутом месте — в одном из корпусом Трёхгорной мануфактуры. Потом специально для разработчиков арендовали отдельный. Вокруг было много всяких кафе, ресторанов — в общем, отличные условия.
Но самое классное: мне тогда выдали старенький Макбук Эйр и появилось лёгкое ощущение, что раз я работаю на Маке, то это успех. Сначала, правда, я не понимал, как на нём делать какие-то простые вещи, постоянно «гуглил» разные опции. Но когда разобрался, понял, что теперь без него не могу. Когда уходил из «Учи.ру», купил уже свой — для меня это самый удобный компьютер.
После устроился в компанию, название которой уже не помню. Зато помню, что мы делали софт для компании «Сибур», он отслеживал перемещение грузовиков и танкеров. Проработал там всего 2 месяца и даже успел один раз сходить в отпуск.
Все шло хорошо, в Авито я даже не планировал идти. Но так получилось.
Устроился в Авито, секрет успеха в IT и сложности в работе
Что в Авито набирают джунов-разработчиков, я узнал от друга. Это был 2018 год. У меня на тот момент уже был опыт управления командой и я точно не считал себя джуном, но всё равно решил начать с начала. Потому что уже тогда Авито был компанией с сильными инженерами: я считал, что любой, кто туда попадёт, может автоматически причислять себя к таковым.
До сих пор уверен, что мне повезло. Когда я пришел, в Авито собирались срочно запускать одну из версий «Тарифов». Так что инженеры были очень нужны.
На собеседовании я не стеснялся рассказывать про своё увлечение покером. Помню, меня тогда спросили, согласился бы я пойти инженером в компанию, которая разрабатывает онлайн-казино. Ответил, что да, пошел бы из интереса, и после уточнил, что покер был крутым этапом моей жизни, но у меня никогда не было цели связывать свою работу с карточными играми.
В первые дни приходил на работу и поражался концентрации умных людей вокруг — было очень классное ощущение. Это нормально: на каждой позиции сначала оглядываешься по сторонам — сравниваешь себя с другими, смотришь на то, какой классный у тебя руководитель, как много он знает и рассказывает. Но, развиваясь, приходишь в точку, когда думаешь: «Да, руководитель умный и классный, но я бы сделал всё по-другому. И я хочу сам попробовать». Эта мысль подстёгивала желание попробовать забраться как можно выше.
В Авито для этого много возможностей. Если человек сам хорошо работает над тем, чтобы соответствовать, потребность в нём будет огромная. Люди с необходимыми компетенциями всегда нужны.
Из 5 лет в Авито я был в роли разработчика 2,5 года — довольно быстро вырос с джуна до сеньора. После перешёл в менеджеры. Так что если хочется развиваться в IT, нужно опираться на чёткую структуру грейдов — они как «древо знаний». И фигачить. Никакого секрета в этом смысле нет.
Зато есть неочевидные сложности в работе — и разработчика, и менеджера.
Боли в карьере инженера
Я считаю, что самое сложное в работе разработчика — накопить ядро знаний. Мало выучить что-то одно: чем больше работаешь, тем больше нужно изучать технологий. Когда я начинал, объём того, что нужно изучить для работы, был не таким большим. Что-то постепенно добавлялось, и я изучал это пошагово. Это была простая задача для меня. Сейчас новичкам сложнее погрузиться: когда читаешь описание к курсам, приходишь в ужас только от списка слов, в смысл которых придётся вникать.
Но я уверен, что люди растут там, где есть точка высокого давления. Сложности помогают находить и фиксить слабости, становиться сильнее и лучше. Особенно когда человек любознательный и копает сам: смотрит код другого языка, «гуглит», если что-то не понимает.
Всё происходит само собой, когда тебе не все равно.
Боли в карьере менеджера
У меня не было планов попасть в менеджерский трек, но я не могу не ввязываться, если вижу, что что-то неэффективно работает. Поэтому когда появился простор для самостоятельных решений, я проявил себя. Тогда мой руководитель, управлявший уже несколькими командами и юнитами, предложил развиваться мне как менеджеру.
Тут проявилась первая проблема — «синдром самозванца». Я был фронтендером и долгое время работал в команде на общих условиях. Когда стал руководителем, было непросто свыкнуться с новым статусом и поверить, что я справлюсь. Но мне повезло. Мне доверили команду из 4 человек с сильным бэкэнд-инженером, на которого я мог положиться. Это были идеальные условия для старта в новой роли внутри Авито.
Вторая проблема — постоянная вовлеченность. Нужно хорошо понимать все области в команде, «впитать» все остальные функции. Это занимает много времени, в том числе всё свободное. С одной стороны это плохо, ведь приходится работать постоянно. Но это проблема всего IT: ты можешь закрыть ноутбук, выйти из офиса, но работа всегда в голове. Тяжело её оттуда выкинуть. Но с другой я считаю, что это хороший челлендж для себя: есть стимул искать пути, где и как восстанавливать ресурсы.
Работу руководителя я ещё воспринимаю как часть обучения. Поэтому не вижу смысла идти на курсы: постоянно чему-то учусь в процессе. Но есть основной принцип, который я для себя сформировал сразу: «Я не хочу быть начальником, я хочу быть руководителем».
Потому что для меня начальник — это человек, который просто делегирует задачи и забывает про них, а руководитель — тот, кто всегда вникает в проблему и хочет быть партнёром для каждого, кто сталкивается с трудностями. Для меня второй вариант — основной. Я стараюсь быть партнером для ребят и понимать их боли.
Выступление Сергея Баранова о работе руководителя тимлидов →
Менеджеры скучают по кодингу и борются с сомнениями
Мне нравится быть менеджером. Нравится решать задачи, которые я могу решить, или оставлять их в таком виде, чтобы их мог решить кто-то другой. Но результат работы менеджера проявляется через какой-то промежуток времени: сложно привязать его к конкретному решению. Кодинг в этом смысле выигрывает: ты поработал руками и точно знаешь, что получилось в итоге. Знаю, что менеджеры, которые скучают по кодингу, ностальгируют именно по этому моменту — чувству удовольствия от мгновенного результата.
Ещё один важный аспект — неопределённость. Менеджер всегда мыслит вероятностями, — когда пытается оценить возможные события и повлиять на них. Вот тут мне покер очень помогает :)
Кроме того, из-за отложенного результата и фокуса на сопровождении команды у менеджеров нередко формируется ощущение, что лично они ничего полезного не делают. Я не исключение. Например, во время селф-ревью у меня возникала дилемма: казалось, что я несправедливо приписываю себе чужие заслуги. Не застрять в этих мыслях получилось во многом благодаря команде. Ребята всегда дают мне обратную связь: быстрый фидбэк помогает поддерживать мой уровень уверенности и осознавать, что я молодец.
Эта дилемма возникает у меня и до сих пор. Но я стараюсь принять тот факт, что результат моих команд — это, в том числе, результат моего труда как менеджера. Такой подход меньше вводит меня в сомнения, но пока я всё ещё не до конца принял эту мысль.
Почему в IT не нужны суперинженеры
Карьерный путь менеджеров более понятный — в этом направлении есть чёткие ступени развития, или критерии. Иди по ним и методично повышай свой уровень, а значит, и зарплату.
С разработчиками иначе. Это даже по грейду видно: начиная с Е6 — это уже сеньор. Повысить уровень до Е7–Е8 будет сложно, потому что в разработке завышенные критерии оценки. Условно, за 5 минут разработчику нужно доказать людям, которые не в контексте задачи, что он сделал действительно классные вещи, ещё и придётся постоянно отвечать на вопросы: «Точно ли это сложно?», «А почему это сложно?».
Поэтому специалистов уровня Е7 в Авито от силы 12 человек, а Е8 — по пальцам одной руки можно посчитать. Но это не проблема, ведь такие суперинженеры в IT на самом деле не особо нужны. В них нет спроса.
Успех и стабильность IT-индустрии зависит не от сложных решений и людей, которые их принимают. Они зависят от организации работы таким образом, чтобы инженер среднего уровня мог писать коды, развиваться и не сломать всё. Поэтому менеджеры создают условия, чтобы в суперинженерах не было необходимости.
Почему я скучаю по Авито версии 2018 года
За 5 лет, что я в Авито, компания увеличилась и стала мощнее. Это круто, но иногда я скучаю по Авито версии 2018 года: когда мы ещё были камерными, знали друг друга в лицо, лучше понимали общую цель и приходили на выручку коллегам из других отделов. Сейчас из-за того, что размеры компании увеличились и все перешли на удаленку, ребята из другого кластера или юнита кажутся чужими. Недавно просматривал фото с корпоратива и подумал: «Я не знаю, кто все эти люди».
Ещё раньше, когда общались вживую или хотя бы созвонивались по Зуму, было проще налаживать контакты, решать проблемы, конфликты. Сейчас все в чатиках и это усложняет понимание.
Считаю ли я себя IT-боярином
В интернете термин IT-боярин придумали для «айтишников», которые занимают руководящие должности. Такой иронией как бы показывают, что есть обычные «айтишники», а есть условная «знать», которая ничем не занимается и каким-то образом зарабатывает огромные деньги.
Это всё забавно, но я себя точно к IT-боярам не причисляю. Когда из разработчиков я стал менеджером, то не перестал быть техническим экспертом. К моим предыдущим обязанностям подключились новые, и их надо было развивать. Например, я учился проверять, нужен ли команде инженер, и не допускать ситуации, когда есть необходимость в суперсильных разработчиках.
По моему мнению, руководитель всегда должен предвосхищать риски. Поэтому за менеджерскую работу больше платят. Продвинуться до руководящей должности в IT может любой человек, который видит потребность в каких-то действиях и делает их хорошо. Это довольно простые правила. Нет никаких «сословий» для избранных или квот. Рост внутри компании — показатель твоей работы. То, как ты при этом называешься — менеджер, или как-то иначе — это всего лишь категоризация.
Предыдущая статья: Инструменты тимлида: как управлять техническим бэклогом