Привет, я Саша, продакт лид, отвечаю за развитие data-продуктов. Делать пользователей счастливее — моя работа. Но мне важно делать счастливее не только их, но и людей вокруг — коллег, с которыми мы создаем продукты.
Внедрением практик для мотивации команды я занимаюсь более 6 лет: сначала в n1.ru, а теперь в Lamoda Tech. Сегодня хочу поделиться самыми простыми из них. Это быстрые рецепты, которыми мы пользуемся, чтобы поддержать живую, драйвовую атмосферу внутри команды, даже когда все работают в разных концах земного шара и не хотят включать камеру на созвонах.
Сразу предупрежу, что эти практики не решают глобальных проблем в компании, они не поднимут всем зарплату и не сделают тимлидом 50 уровня. И у нас даже нет статистически значимых метрик, которые смогли бы доказать, что благодаря им мы стали в 2 раз быстрее релизить фичи в прод или зарабатывать в 1,5 раза больше денег. Но то, что они могут сделать ежедневную работу приятнее, а коммуникацию в коллективе честнее и эффективнее — это факт.
Видео доклада
Пару недель назад я рассказывала об этом на Product Camp:
Как понять, будут ли эти практики полезны вам? Ответьте на 3 вопроса.
Если хотя бы на один вопрос вы выбрали правый вариант, значит нам есть что обсудить. А вам — или вашему тимлиду, проджекту, продакту — есть что улучшить в работе с командой.
Рассказываю про 6 практик, применяя которые, вы можете стать счастливее сами и улучшить атмосферу во всем отделе или команде.
1. Первые 5 минут встречи — для создания настроения
Когда вы запланировали презентацию и подключились к созвону вовремя, то часто попадаете в ловушку: приходится либо молчать, ожидая подключения всех коллег, либо срочно придумывать тему для разговора.
Что делать первые 5 минут встречи тем, кто подключился вовремя? И можно ли как-то поощрять тех, кто пришел без опозданий и напоминаний?
Например, мы с коллегами отгадываем загадки: какой prompt подали на вход Midjorney, как передвинуть спичку, чтобы перевернуть изображение, найди кота и так далее. За этим занятием время ожидания пролетает незаметно. А встреча после проходит с большим вовлечением.
Для начала вы можете просто взять наши картинки. Попробуйте, удивите коллег.
2. Вопросы в зал во время презентации
Вы подготовили классную презентацию. Собрали коллег и показали её, ждёте обсуждения, а в ответ — тишина. Как так?
Если вопросов и предложений нет, вероятно, вас не слушали. Это обидно. Но это ваша вина как спикера, что не смогли достучаться до аудитории.
Я часто делаю презентации, когда хочу чем-то поделиться с коллегами или попросить их помощи в реализации идеи. Мне важно, чтобы слушатели вовлекались: если у нас получается живая дискуссия, то за 30-минутное обсуждение мы хорошо продвигаемся в решении вопроса. Кроме этого, после продуктивной встречи все чувствуют удовлетворенность: видят, что вокруг профессионалы, на которых можно положиться, убеждаются, что мы — команда, которой все по плечу. Такие моменты укрепляют почву под ногами, добавляют уверенности и заряжают нас на все более масштабные эксперименты в будущем.
Мне важно вовлекать аудиторию, и один из простых способов это сделать — задавать вопросы «в зал». В начале презентации предупредите, что будут вопросы, и попросите ребят отвечать. В первый раз можно отдельно попросить самого активного члена команды, чтобы он или она помогали вам заполнять тишину: команде потребуется время, чтобы привыкнуть к новому формату.
Самые простые и рабочие варианты вопросов, которыми я регулярно пользуюсь:
Прошу совета: «Как думаете, почему метрики A/B-теста такие негативные?»
Повышаю осведомленность команды: «А +1% выручки — это сколько в рублях?», «А сапоги-трубы и сумка-бананка — это как?»
Вывожу на брейншторм: «Мы думаем дальше развивать продукт в эту сторону. Но если у вас есть другие идеи или инсайты, поделитесь».
3. Одна голова хорошо, а пять — лучше
Вы любите давать советы? А жаловаться на какое-нибудь приложение своим друзьям? А придумывать решение проблемы, даже если не являетесь специалистом в этой области?
Я — «да» по всем трём пунктам. И многие мои друзья и знакомые — тоже. Эту особенность людей можно направить в полезное русло и организовать брейнштормы.
На встрече погрузитесь в проблемы пользователя вашего продукта (или обозначьте проблематику сами), а потом подумайте, что с этим можно сделать, как полечить. Как показывает практика, хорошие идеи могут генерировать любые члены команды, независимо от роли и навыков. Главное — пользоваться своим продуктом и иметь насмотренность.
Проводите брейнштормы с участием всей команды или даже с участием ребят из разных команд и отделов. Это поможет поднять качество первичных гипотез, а значит, в конечном счёте, и вероятность успешного A/B-теста.
Мы в Lamoda Tech пошли дальше и периодически проводим серии брейнштормов. Об этом формате я рассказывала в статье.
А этим летом в командах, с которыми я работаю, мы организовали целую неделю Research & Development, во время которой любой сотрудник мог почувствовать себя владельцем продукта и пройти все стадии от питчинга идеи до разработки MVP и защиты продукта перед жюри (если статья наберет 10 000 просмотров, мы расскажем эту историю). Наша гипотеза заключалась в том, что атмосфера стартапа, постоянные брейнштормы, работа в формате хакатона позволит генерировать нестандартные идеи и создавать новые, прорывные продукты. Результаты не разочаровали.
Бонус таких форматов: следующие кварталы команды будут дорабатывать и внедрять самые потенциально прибыльные идеи, которые придумали вместе, а не просто кто-то «спустил сверху». И это в разы интереснее!
4. Выход за рамки
Продакт отвечает за продукт, дизайнер — за пользовательский опыт, проджект — за сроки реализации, тимлид — за команду. Разработчик, дата-сайентист, аналитик и тестировщик — за качество разработанного решения. Всё распределили, круто! Да? Или нет?
Думаю, что каждый человек в команде должен отвечать за свой кусочек работы над продуктом. Но есть ситуации, когда каждый может сделать чуть больше — и это приведёт команду к лучшему результату.
Например:
Разработчик может получить задачу, оценить ее в 2-3 недели и просто докатить до прода. А может предложить немного скорректировать функциональность и помочь донести ценность до пользователя всего за неделю.
Проджект может привнести лучшие практики тестирования продукта и внедрить систему контроля качества с целью снижения time-to-market.
Продакт может быть вне команды, отвечать строго за продукт, и встречаться с командой только на груммингах и планингах. А может научить тимлида проводить зажигательные ретро, начать отслеживать скорость команды и ускорять ее.
Когда я только пришла в Lamoda Tech 4 года назад, я использовала ретроспективы для знакомства с командой, для повышения доверия ко мне и для погружения в нюансы разработки ML-продуктов. Мне очень помогал сайт Retromat, на котором можно собрать интересный формат встречи за несколько минут. Я регулярно проводила ретро, отслеживала изменения в команде, и через год мы с тимлидом с удовлетворением увидели хороший прогресс! Мотивированная команда работала качественнее, а пользователи получали новые версии продукта быстрее.
Это только пара примеров. Случалось ли в вашей команде, что вы или другой человек делали больше, чем от вас требовали? В этот момент могут вспомниться и негативные примеры, когда из-за такой инициативы на вас повесили ещё одно непрошенное дело — такое бывает. Но в моей практике положительных примеров было гораздо больше: проактивность идет на пользу.
5. Друзья где-то рядом
Черные квадратики без камер в Zoom, Google Meet или что вы там используете — это не бездушные сущности. За ними есть люди. Живые. Честно!
Если помнить об этом и искренне желать узнать этих людей получше, то можно найти интересных собеседников, а может, даже друзей.
Пока все подключаются на daily в понедельник, спросите, кто чем занимался на выходных. И расскажите, как вы все выходные проходили «Ведьмака» на PlayStation. Узнайте на груминге, кто где сейчас живет и чем занимается по вечерам. На ретроспективе поинтересуйтесь о погоде за окном — и посетуйте, что у вас уже желтеет листва. А если в кадре у коллеги появится кот или собака, узнайте, как зовут милаху. Разговор займет всего пару минут, хорошее настроение останется гораздо дольше.
Зачем? Да просто так веселее и проще работать, проверено на себе.
Круто, когда есть ради кого ехать в офис и с кем сыграть партию в теннис.
Легче проходит встреча, когда вначале вы можете обсудить последнюю серию «Теда Лассо».
Проще принять развивающую обратную связь, если понимаешь, что это было сказано «норм чуваком», а не с целью самоутвердиться или обидеть.
Только в доверительной атмосфере получается от души смеяться и быть собой.
Сделайте первый шаг. Сегодня. Сейчас!
6. Доброе слово каждому приятно
Все любят, когда их хвалят, подмечая классные навыки и поступки. Если вы умеете искренне видеть у окружающих их сильные качества, скажите им об этом!
Тимлид круто провел брейншторм? Похвалите его умение вовлекать ребят и поддерживать чужие идеи.
Разработчик быстро сделал задачу? Поблагодарите его за скорость и качество.
Продакт всегда понятно и четко описывает задачи? Отметьте этот навык, такие люди редки, как единороги.
Искренне говоря добрые слова и получая улыбку в ответ, я чувствую, как мое настроение улучшается, а работоспособность нас как команды — растет. Это и приятно и полезно.
Давайте так: похвалите кого-нибудь из коллег сегодня. А за готовность нести радость в массы — комплимент вам от меня прямо сейчас: «Вы сегодня самый солнечный человек в городе! Спасибо, что делитесь теплом и светом».
-----
Что изменилось в наших командах благодаря этим 6 практикам? Правдиво измерить такое сложно, но что я заметила:
Команда знает свой продукт и развивает его вместе с продактом.
Скорость разработки в командах выросла.
Каждые 3-6 месяцев — денежные запуски.
Уровень поддержки и заботы друг о друге — высокий.
Малая текучка кадров.
Если вам отзываются эти идеи, но вы не чувствуете в себе сил что-то менять, скиньте статью своим продакту, проджекту или тимлиду со словами: «Слушай, вот пара интересных идей, как улучшить атмосферу в нашей команде. Мне бы хотелось попробовать внедрить что-нибудь из списка. Что думаешь?»
А если вы сами тимлид или продакт и ищите варианты, как повысить вовлеченность или улучшить атмосферу в команде для ускорения разработки продуктов, то всё в ваших руках. Начните с одного пункта и сделайте его регулярным: через пару недель или месяцев вы увидите результаты!
Желаю всем приходить на работу с улыбкой — и уходить тоже с ней :)
Комментарии (26)
kitchip
12.09.2023 13:24+1А может предложить немного скорректировать функциональность и помочь донести ценность до пользователя всего за неделю.
Методом: пропустим и сократим пару этапов цикла разработки ...
AlexandraPurgina Автор
12.09.2023 13:24+1Скорее разработчик может сказать: «А давайте не будем делать новый визуальный элемент, а переиспользуем вот такой, он уже разработан и мы легко его заиспользуем. Да, визуально не совсем так, но может так тоже норм?»
kitchip
12.09.2023 13:24+1Имхо, более важно подобрать сотрудников в "рабочую группу" таким образом, что личные цели сотрудников пересекались с целями поставленными перед этой группой. Никакое "приятное общение" не заменит этого ...
AlexandraPurgina Автор
12.09.2023 13:24Одно другому не противоречит и может дополнять. В Lamoda tech цели отдела, команды и персональные выравниваются через ежеквартальные OKRы, это помогает держать фокус на главном.
Цель продакта - разработать лучший продукт на рынке: решающий задачи для пользователей и приносящий велью бизнесу. Поэтому продакт не просто так занимается работой с командой, а чтобы улучшить показатели и доставлять счастье пользователям быстрее. Есть разные методы, как это сделать, я поделилась самыми простыми для внедрения и которые у нас работают хорошо
kitchip
12.09.2023 13:24+1Вы говорите о роли/должности. Я о целях Человека. Если бизнесу нужен драйвер, а человек - рутинный исполнитель, то тут как многострадальные ОКР не выравнивай всё равно мало чего получится
Mike-M
12.09.2023 13:24личные цели сотрудников пересекались с целями поставленными перед этой группой.
Вот! Это и есть тот самый крепкий фундамент, на котором строится весь дом — команда единомышленников! Касается всех, включая топ-менеджмент.
Только где ж таких найти...
Dolios
12.09.2023 13:24+1А мне повышение зарплаты настроение лучше всего поднимает..
AntoineLarine
12.09.2023 13:24Ничто так не повышает веру в
клиентаработодателя, как 100%предоплатапремия
Shturmon
12.09.2023 13:24+2Обычно зарплату повышают не чаще двух раз в год. И когда повышают это, конечно, поднимает настроение, но это не надолго "благодаря" адаптивности нашего мозга. И уже через пару месяцев эффект улетучивается.
Мне повышали зп полгода назад и я уже не ощущаю особо радости от её повышения. Зато настроение всегда немного поднимается каждый день от общения с командой на дейли не только по рабочим вопросам.
Avsmirn0ov
12.09.2023 13:24+6Вот из за таких добровольно-принудительных активностей я ушел с прошлого места работы, так что предположу, что не всем подойдёт описанное в статье. Я не софтвар разработчик, а железячник, но идея схожая.
Была вполне рабочая команда интровертов - увлеченная электроникой молодежь из одного базового вуза и пара старожилов к.т.н.-ов, пилили свои платы вовремя и качественно, замахнулись даже на разработку своего ASIC'a, лишней коммуникации не было, все тихо делали своё дело, помогая друг другу по необходимости и обсуждая иногда лишь новости отрасли и придуманные в голове по пути на работу схемы, но вдруг менеджеру, тоже ведь из технической среды, приспичило поднимать настроение команде вот так, и всё рухнуло.
Пришла девушка, из непрофильного вуза, и начала лезть ко всем с "добрыми словами" и "поднятием настроения", часто прямо в разгар работы, когда рисуешь такой в Менторе 16-слойную плату, строишь в голове стройный план, где на ней пойдет pcie, где память будет, как дорожки этой памяти равнять, чтобы зазоры оставались, и тд, и тут вбегает она и начинается "ой, а что это мы такие грустные?", "Рассказывайте, что делали в выходные", "пойдем в коридор поговорим" (явно не о работе) - и всё, настроение испорчено... Послать куда подальше вроде некультурно, а если и послать, то жаловалась менеджеру, и он ходил и журил за это. Через пару месяцев менеджер собрал всех и начал строго отчитывать за "низкие софт скиллы и нежелание их развивать", явно по отчёту этой девушки. Пообещал лично всех записать на курсы какого то личностного развития и заставлять туда ходить под страхом увольнения. В итоге через неделю двое подали заявление на увольнение сами, а через месяц ещё четверо, в том числе я.
Развал произведен успешно)
AlexandraPurgina Автор
12.09.2023 13:24+3Привет, спасибо, что поделился своей историей. Жаль, что так вышло (
Практики, о которых я рассказываю - это инструмент. Инструмент может быть использован неправильно.
Любые изменения в сложившейся команде должны решать какую-то проблему и коррелировать с целями бизнеса, а не с идеями одного человека.
(Поэтому я в начале статьи сформулировала 3 вопроса, которые должны сфокусировать "А есть ли вообще проблема?". если ее нет: задачи делаются, АБ-тесты зеленые (актуальная для нас метрика), утечка кадров низкая, цели компании достигаются, то и менять нечего)
Denis42
12.09.2023 13:24+2Это да. Хороший руководитель все-таки должен соображать в том, что делает команда. В идеале ранее он должен был быть на месте членов команды, чтобы понимать их на 100%. Часто именно такому руководителю-технарю не хватает софт-скилов, о которых говорит автор.
RomeoGolf
12.09.2023 13:24Ответы на загадки-то дайте, пожалуйста! Или я упустил?
Ладно, кота я нашел, треугольник попозже переверну, но с midjorney… По поводу третьей у меня 2 предположения: "свой среди чужих, чужой среди своих" и "в семье не без урода", а первые две — хоть ногами бейте...AlexandraPurgina Автор
12.09.2023 13:24Ой! Пропишу в комментарии ниже)
AlexandraPurgina Автор
12.09.2023 13:24+3Hidden text
Ответ про Найди кота: Четвертый ряд сверху, третий слева - это кот (смотрим по носу)
Ответ про MJ: Слева направо: Офисный планктон, Чудо в перьях, Чужой среди своих и свой среди чужих
Ответ про перевернуть треугольник:
Из нижнего ряда треугольника берем самый правый кружочек и ставим его во второй ряд сверху, также справа
Далее снова из нижнего ряда берем самый левый кружочек и ставим его во второй ряд сверху, также слева. Так у нас получилось новое основание треугольника.
Остается верхушка, которую нужно перенести из верхнего ряда в новый, самый нижний ряд)
Если что, вот видео - https://www.youtube.com/watch?v=Gf-pyMrVhrg
Все ответы под спойлером
LeVoN_CCCP
12.09.2023 13:24А я вот из тех людей, кто в офисе сидит в наушниках в которых ни музыки ни любого другого звука нет, просто чтоб не начинали со мной "левых" разговоров. Ну и мне абсолютно неинтересно как у кого-то какой-то собачке понравился новый корм. С учётом что собак я никаких не люблю. Ну и в сотый раз отвечать что я не поеду на море — почему — потому что ненавижу море, а после в стодесятый объяснять "почему", — тоже так себе.
С другой стороны я вполне себе хожу с разными людьми и в настольный теннис и в бильярд сыграть. И там мы говорим просто об игре ну или о работе, но никаких вот этих вот "что ты делал на выходных". Потому что я отвечу — да я в базах ковырялся, смотрел какое-то прохождение игры и сортировал документы. Вроде бы ок, но обычно "дарящие тепло" люди начинают спрашивать что нить на подобие "а что ничем интересным совсем не занимался?". И у них хочется спросить в лучших традициях анекдота "ты знаешь чем отличается индукция от дедукции"
Mike-M
12.09.2023 13:24Что делать первые 5 минут встречи тем, кто подключился вовремя?
Вариант 1. Поздороваться с коллегами и воспользоваться 5-минутной паузой для отдыха перед встречей. А вы предлагаете лишний раз энергию на разгадывание ребусов расходовать…
Вариант 2. Вы предложили сами ниже по тексту: "Пока все подключаются на daily в понедельник, спросите, кто чем занимался на выходных...".Если вопросов и предложений нет, вероятно, вас не слушали.
Либо наоборот — вас слушали очень внимательно и обдумывают услышанное, прежде чем дать осмысленную обратную связь.
«А сапоги-трубы и сумка-бананка — это как?»
Хабр — преимущественно ресурс айтишников-мужчин (никакого сексизма — голый факт).
Поэтому интересно услышать, что на заданный вопрос отвечает мужская часть команды. Или у вас сплошь представительницы прекрасного пола? )
Я вот, например, понятия не имею, что такое сапоги-трубы и сумка-бананка. (И мне не стыдно )).Какого цвета этот свитшот?
Неужели проверка на дальтонизм тоже входит в понятие работы с аудиторией? )
Главное — пользоваться своим продуктом и иметь насмотренность.
Вот здесь согласен на все сто. Без шуток.
Скажу больше, я поражаюсь, как редко в компаниях используется dogfooding.
Регулярно получаю рассылку от компании М.Видео, на сайте которой написано: "Мы пишем действительно отличные электронные письма!".
Вы бы видели, сколько там косяков… Имя им — легион.
А ведь этого можно было легко избежать, если поставить в копию рассылки хотя бы своих тестировщиков.Проводите брейнштормы с участием всей команды или даже с участием ребят из разных команд и отделов.
Был такой опыт с другими командами/отделами. Выяснилось, что им нет дела до проблем чужой команды — свои бы проблемы разгрести…
Понять можно, потому что "task switching is a costly process".каждый может сделать чуть больше — и это приведёт команду к лучшему результату.
Тоже рад бы согласиться, но реальность такова, что когда выходишь за рамки, часто получаешь ярлык "токсичный". Потому что заставляешь работать за рамками не только себя, но и других членов команды.
похвалите кого-нибудь из коллег сегодня.
Здесь можно угодить в ловушку, как с юмором. Если всегда был серьезным и вдруг начал шутить, то над твоими шутками не смеются, а в лучшем случае удивляются, т. к. привыкли воспринимать тебя иначе.
Dyldin
Командное достижение цели. Это то, что позволило Homo sapiens выжить в эволюционной битве. Есть разные способы работы в командах, зависит от размера команды - страна это, компания, ее отдел или семья. Мне кажется сейчас в сфере IT рождается в муках взаимодействия какой-то новый способ эффективной командной работы, основанный на последних знаниях о психологии, методологиях, личном опыте и обсуждении этого опыта в подобных статьях. Постепенно it компании приходят к выводу, что счастливые люди более эффективны, чем запуганные и прижатые к стенке, что взаимное уважение интересов эффективнее, чем конкуренция без правил. Надеюсь, этот опыт будет полезен и в других командах, таких масштабов как страна например.
MikeVentris
Почему-то it-шники больше всех подвержены когнитивному искажению, которое заключается в ощущение, что используемые у нас (в индустрии, в компании, в команде, в отделе) методологии - что-то новое, совершенное, супер-эффективное и главное - экологичное. В то время как большинство людей пришедших в IT из других предметных областей наоборот, удивляются: как компании умудряются выживать, да еще и зарабатывать деньги, с такими не эффективными подходами к управлению и специалистами по этому самому управлению?
А все на самом деле проще простого: эффективность использования любого вида капитала, хоть человеческого, хоть материального, бывает только там, где в условиях жесткой конкуренции приходится бороться за каждую копеечку. На текущий момент это все еще не про IT.
NewMan_by
"Эффективность использования любого вида капитала, хоть человеческого, хоть материального, бывает только там, где в условиях жесткой конкуренции приходится бороться за каждую копеечку. "
А есть какое-то доказательство того, что только такой способ работает?
А то, что пришедшие в IT удивляются тому, что IT компании зарабатывают и работают, скорее говорит, что люди не знали как может быть по-другому.
Ваше утверждение про единственный вариант, тоже похоже на когнитивное искажение.
Dyldin
Возможно, авторитарные модели управления единственно возможны в некоторых случаях. И если подчиненные не ходят строем на цыпочках и не отвечают на любое указание "Да, шеф", то жди беды. Но с людьми, которые знают себе цену так не получится. Возможно, с причинением сотрудникам добра и счастья можно перегнуть. Возможно, выжимая людей как лимон, можно повысить монетизацию, а давая свободу - посадить на шею. Круто то, что очень многие компаний сейчас в поисках своих успешных рецептов. И они делятся своими маленькими открытиями, перенимают опыт, обсуждают. В итоге то, что эффективно - быстро внедряется, что не эффективно - отмирает.
Mike-M
К сожалению, наоборот. Как только перестаешь рапортовать "Да, шеф" мгновенно оказываешься на улице.
dimas062
Потому что во многих крупных непрофильных компаниях it-отделы это пока еще такая модная игрушка для собственника, деньги на них не зарабатывают (не берем в расчет инфоцыган-"стартаперов", проедающих деньги мамонтов-инвесторов, еще верящих в эту модель), поэтому там вовсю применяется модное, хоть и жутко неэффективное.
Mike-M
Всё так. Только я не вижу чтобы осознание мысли "счастливые люди более эффективны" приводило к повышению качества продуктов и услуг. Скорее наоборот.