Привет, я Саша, продакт лид, отвечаю за развитие data-продуктов. Делать пользователей счастливее — моя работа. Но мне важно делать счастливее не только их, но и людей вокруг — коллег, с которыми мы создаем продукты. 

Внедрением практик для мотивации команды я занимаюсь более 6 лет: сначала в n1.ru, а теперь в Lamoda Tech. Сегодня хочу поделиться самыми простыми из них. Это быстрые рецепты, которыми мы пользуемся, чтобы поддержать живую, драйвовую атмосферу внутри команды, даже когда все работают в разных концах земного шара и не хотят включать камеру на созвонах.

Сразу предупрежу, что эти практики не решают глобальных проблем в компании, они не поднимут всем зарплату и не сделают тимлидом 50 уровня. И у нас даже нет статистически значимых метрик, которые смогли бы доказать, что благодаря им мы стали в 2 раз быстрее релизить фичи в прод или зарабатывать в 1,5 раза больше денег. Но то, что они могут сделать ежедневную работу приятнее, а коммуникацию в коллективе честнее и эффективнее  — это факт. 

Видео доклада

Пару недель назад я рассказывала об этом на Product Camp:

Как понять, будут ли эти практики полезны вам? Ответьте на 3 вопроса.

Если хотя бы на один вопрос вы выбрали правый вариант, значит нам есть что обсудить. А вам — или вашему тимлиду, проджекту, продакту — есть что улучшить в работе с командой. 

Рассказываю про 6 практик, применяя которые, вы можете стать счастливее сами и улучшить атмосферу во всем отделе или команде.

1. Первые 5 минут встречи — для создания настроения

Когда вы запланировали презентацию и подключились к созвону вовремя, то часто попадаете в ловушку: приходится либо молчать, ожидая подключения всех коллег, либо срочно придумывать тему для разговора. 

Что делать первые 5 минут встречи тем, кто подключился вовремя? И можно ли как-то поощрять тех, кто пришел без опозданий и напоминаний?

Например, мы с коллегами отгадываем загадки: какой prompt подали на вход Midjorney, как передвинуть спичку, чтобы перевернуть изображение, найди кота и так далее. За этим занятием время ожидания пролетает незаметно. А встреча после проходит с большим вовлечением. 

Для начала вы можете просто взять наши картинки. Попробуйте, удивите коллег.

Пример из наших презентаций
Пример из наших презентаций
Пример из наших презентаций
Пример из наших презентаций
Пример из наших презентаций
Пример из наших презентаций

2. Вопросы в зал во время презентации

Вы подготовили классную презентацию. Собрали коллег и показали её, ждёте обсуждения, а в ответ — тишина. Как так? 

Если вопросов и предложений нет, вероятно, вас не слушали. Это обидно. Но это ваша вина как спикера, что не смогли достучаться до аудитории. 

Я часто делаю презентации, когда хочу чем-то поделиться с коллегами или попросить их помощи в реализации идеи. Мне важно, чтобы слушатели вовлекались: если у нас получается живая дискуссия, то за 30-минутное обсуждение мы хорошо продвигаемся в решении вопроса. Кроме этого, после продуктивной встречи все чувствуют удовлетворенность: видят, что вокруг профессионалы, на которых можно положиться, убеждаются, что мы — команда, которой все по плечу. Такие моменты укрепляют почву под ногами, добавляют уверенности и заряжают нас на все более масштабные эксперименты в будущем.

Мне важно вовлекать аудиторию, и один из простых способов это сделать — задавать вопросы «в зал». В начале презентации предупредите, что будут вопросы, и попросите ребят отвечать. В первый раз можно отдельно попросить самого активного члена команды, чтобы он или она помогали вам заполнять тишину: команде потребуется время, чтобы привыкнуть к новому формату.

Самые простые и рабочие варианты вопросов, которыми я регулярно пользуюсь: 

  1. Прошу совета: «Как думаете, почему метрики A/B-теста такие негативные?»

  2. Повышаю осведомленность команды: «А +1% выручки — это сколько в рублях?», «А сапоги-трубы и сумка-бананка — это как?»

  3. Вывожу на брейншторм: «Мы думаем дальше развивать продукт в эту сторону. Но если у вас есть другие идеи или инсайты, поделитесь».

Пример из наших презентаций
Пример из наших презентаций

3. Одна голова хорошо, а пять — лучше

Вы любите давать советы? А жаловаться на какое-нибудь приложение своим друзьям? А придумывать решение проблемы, даже если не являетесь специалистом в этой области? 

Я — «да» по всем трём пунктам. И многие мои друзья и знакомые — тоже. Эту особенность людей можно направить в полезное русло и организовать  брейнштормы. 

На встрече погрузитесь в проблемы пользователя вашего продукта (или обозначьте проблематику сами), а потом подумайте, что с этим можно сделать, как полечить. Как показывает практика, хорошие идеи могут генерировать любые члены команды, независимо от роли и навыков. Главное — пользоваться своим продуктом и иметь насмотренность.

Проводите брейнштормы с участием всей команды или даже с участием ребят из разных команд и отделов. Это поможет поднять качество первичных гипотез, а значит, в конечном счёте, и вероятность успешного A/B-теста.

Мы в Lamoda Tech пошли дальше и периодически проводим серии брейнштормов. Об этом формате я рассказывала в статье

А этим летом в командах, с которыми я работаю, мы организовали целую неделю Research & Development, во время которой любой сотрудник мог почувствовать себя владельцем продукта и пройти все стадии от питчинга идеи до разработки MVP и защиты продукта перед жюри (если статья наберет 10 000 просмотров, мы расскажем эту историю). Наша гипотеза заключалась в том, что атмосфера стартапа, постоянные брейнштормы, работа в формате хакатона позволит генерировать нестандартные идеи и создавать новые, прорывные продукты. Результаты не разочаровали.

Бонус таких форматов:  следующие кварталы команды будут дорабатывать и внедрять самые потенциально прибыльные идеи, которые придумали вместе, а не просто кто-то «спустил сверху». И это в разы интереснее!

4. Выход за рамки

Продакт отвечает за продукт, дизайнер — за пользовательский опыт, проджект — за сроки реализации, тимлид — за команду. Разработчик, дата-сайентист, аналитик и тестировщик — за качество разработанного решения. Всё распределили, круто! Да? Или нет?

Думаю, что каждый человек в команде должен отвечать за свой кусочек работы над продуктом. Но есть ситуации, когда каждый может сделать чуть больше — и это приведёт команду к лучшему результату.

Например: 

  • Разработчик может получить задачу, оценить ее в 2-3 недели и просто докатить до прода. А может предложить немного скорректировать функциональность и помочь донести ценность до пользователя всего за неделю.

  • Проджект может привнести лучшие практики тестирования продукта и внедрить систему контроля качества с целью снижения time-to-market.

  • Продакт может быть вне команды, отвечать строго за продукт, и встречаться с командой только на груммингах и планингах. А может научить тимлида проводить зажигательные ретро, начать отслеживать скорость команды и ускорять ее. 

Когда я только пришла в Lamoda Tech 4 года назад, я использовала ретроспективы для знакомства с командой, для повышения доверия ко мне и для погружения в нюансы разработки ML-продуктов. Мне очень помогал сайт Retromat, на котором можно собрать интересный формат встречи за несколько минут. Я регулярно проводила ретро, отслеживала изменения в команде, и через год мы с тимлидом с удовлетворением увидели хороший прогресс! Мотивированная команда работала качественнее, а пользователи получали новые версии продукта быстрее.

Это только пара примеров. Случалось ли в вашей команде, что вы или другой человек делали больше, чем от вас требовали? В этот момент могут вспомниться и негативные примеры, когда из-за такой инициативы на вас повесили ещё одно непрошенное дело — такое бывает. Но в моей практике положительных примеров было гораздо больше: проактивность идет на пользу.

5. Друзья где-то рядом

Пример из наших будней
Пример из наших будней

Черные квадратики без камер в Zoom, Google Meet или что вы там используете — это не бездушные сущности. За ними есть люди. Живые. Честно!

Если помнить об этом и искренне желать узнать этих людей получше, то можно найти интересных собеседников, а может, даже друзей. 

Пока все подключаются на daily в понедельник, спросите, кто чем занимался на выходных. И расскажите, как вы все выходные проходили «Ведьмака» на PlayStation. Узнайте на груминге, кто где сейчас живет и чем занимается по вечерам. На ретроспективе поинтересуйтесь о погоде за окном — и посетуйте, что у вас уже желтеет листва. А если в кадре у коллеги появится кот или собака, узнайте, как зовут милаху. Разговор займет всего пару минут, хорошее настроение останется гораздо дольше.

Зачем? Да просто так веселее и проще работать, проверено на себе.

  • Круто, когда есть ради кого ехать в офис и с кем сыграть партию в теннис.

  • Легче проходит встреча, когда вначале вы можете обсудить последнюю серию «Теда Лассо».

  • Проще принять развивающую обратную связь, если понимаешь, что это было сказано «норм чуваком», а не с целью самоутвердиться или обидеть.

  • Только в доверительной атмосфере получается от души смеяться и быть собой. 

Сделайте первый шаг. Сегодня. Сейчас!

6. Доброе слово каждому приятно

Все любят, когда их хвалят, подмечая классные навыки и поступки. Если вы умеете искренне видеть у окружающих их сильные качества, скажите им об этом! 

Тимлид круто провел брейншторм? Похвалите его умение вовлекать ребят и поддерживать чужие идеи.

Разработчик быстро сделал задачу? Поблагодарите его за скорость и качество.

Продакт всегда понятно и четко описывает задачи? Отметьте этот навык, такие люди редки, как единороги.

Искренне говоря добрые слова и получая улыбку в ответ, я чувствую, как мое настроение улучшается, а работоспособность нас как команды — растет. Это и приятно и полезно. 

Давайте так: похвалите кого-нибудь из коллег сегодня. А за готовность нести радость в массы — комплимент вам от меня прямо сейчас: «Вы сегодня самый солнечный человек в городе! Спасибо, что делитесь теплом и светом».   

-----

Что изменилось в наших командах благодаря этим 6 практикам? Правдиво измерить такое сложно, но что я заметила:

  • Команда знает свой продукт и развивает его вместе с продактом.

  • Скорость разработки в командах выросла. 

  • Каждые 3-6 месяцев — денежные запуски.

  • Уровень поддержки и заботы друг о друге — высокий.

  • Малая текучка кадров. 

Если вам отзываются эти идеи, но вы не чувствуете в себе сил что-то менять, скиньте статью своим продакту, проджекту или тимлиду со словами: «Слушай, вот пара интересных идей, как улучшить атмосферу в нашей команде. Мне бы хотелось попробовать внедрить что-нибудь из списка. Что думаешь?»

А если вы сами тимлид или продакт и ищите варианты, как повысить вовлеченность или улучшить атмосферу в команде для ускорения разработки продуктов, то всё в ваших руках. Начните с одного пункта и сделайте его регулярным: через пару недель или месяцев вы увидите результаты! 

Желаю всем приходить на работу с улыбкой — и уходить тоже с ней :) 

Комментарии (26)


  1. Dyldin
    12.09.2023 13:24
    +7

    Командное достижение цели. Это то, что позволило Homo sapiens выжить в эволюционной битве. Есть разные способы работы в командах, зависит от размера команды - страна это, компания, ее отдел или семья. Мне кажется сейчас в сфере IT рождается в муках взаимодействия какой-то новый способ эффективной командной работы, основанный на последних знаниях о психологии, методологиях, личном опыте и обсуждении этого опыта в подобных статьях. Постепенно it компании приходят к выводу, что счастливые люди более эффективны, чем запуганные и прижатые к стенке, что взаимное уважение интересов эффективнее, чем конкуренция без правил. Надеюсь, этот опыт будет полезен и в других командах, таких масштабов как страна например.


    1. MikeVentris
      12.09.2023 13:24

      Почему-то it-шники больше всех подвержены когнитивному искажению, которое заключается в ощущение, что используемые у нас (в индустрии, в компании, в команде, в отделе) методологии - что-то новое, совершенное, супер-эффективное и главное - экологичное. В то время как большинство людей пришедших в IT из других предметных областей наоборот, удивляются: как компании умудряются выживать, да еще и зарабатывать деньги, с такими не эффективными подходами к управлению и специалистами по этому самому управлению?

      А все на самом деле проще простого: эффективность использования любого вида капитала, хоть человеческого, хоть материального, бывает только там, где в условиях жесткой конкуренции приходится бороться за каждую копеечку. На текущий момент это все еще не про IT.


      1. NewMan_by
        12.09.2023 13:24
        +3

        "Эффективность использования любого вида капитала, хоть человеческого, хоть материального, бывает только там, где в условиях жесткой конкуренции приходится бороться за каждую копеечку. "
        А есть какое-то доказательство того, что только такой способ работает?

        А то, что пришедшие в IT удивляются тому, что IT компании зарабатывают и работают, скорее говорит, что люди не знали как может быть по-другому.

        Ваше утверждение про единственный вариант, тоже похоже на когнитивное искажение.


      1. Dyldin
        12.09.2023 13:24

        Возможно, авторитарные модели управления единственно возможны в некоторых случаях. И если подчиненные не ходят строем на цыпочках и не отвечают на любое указание "Да, шеф", то жди беды. Но с людьми, которые знают себе цену так не получится. Возможно, с причинением сотрудникам добра и счастья можно перегнуть. Возможно, выжимая людей как лимон, можно повысить монетизацию, а давая свободу - посадить на шею. Круто то, что очень многие компаний сейчас в поисках своих успешных рецептов. И они делятся своими маленькими открытиями, перенимают опыт, обсуждают. В итоге то, что эффективно - быстро внедряется, что не эффективно - отмирает.


        1. Mike-M
          12.09.2023 13:24

          К сожалению, наоборот. Как только перестаешь рапортовать "Да, шеф" мгновенно оказываешься на улице.


      1. dimas062
        12.09.2023 13:24

        Потому что во многих крупных непрофильных компаниях it-отделы это пока еще такая модная игрушка для собственника, деньги на них не зарабатывают (не берем в расчет инфоцыган-"стартаперов", проедающих деньги мамонтов-инвесторов, еще верящих в эту модель), поэтому там вовсю применяется модное, хоть и жутко неэффективное.


    1. Mike-M
      12.09.2023 13:24

      Всё так. Только я не вижу чтобы осознание мысли "счастливые люди более эффективны" приводило к повышению качества продуктов и услуг. Скорее наоборот.


  1. kitchip
    12.09.2023 13:24
    +1

    А может предложить немного скорректировать функциональность и помочь донести ценность до пользователя всего за неделю.

    Методом: пропустим и сократим пару этапов цикла разработки ...


    1. AlexandraPurgina Автор
      12.09.2023 13:24
      +1

      Скорее разработчик может сказать: «А давайте не будем делать новый визуальный элемент, а переиспользуем вот такой, он уже разработан и мы легко его заиспользуем. Да, визуально не совсем так, но может так тоже норм?» 


  1. kitchip
    12.09.2023 13:24
    +1

    Имхо, более важно подобрать сотрудников в "рабочую группу" таким образом, что личные цели сотрудников пересекались с целями поставленными перед этой группой. Никакое "приятное общение" не заменит этого ...


    1. AlexandraPurgina Автор
      12.09.2023 13:24

      Одно другому не противоречит и может дополнять. В Lamoda tech цели отдела, команды и персональные выравниваются через ежеквартальные OKRы, это помогает держать фокус на главном. 

      Цель продакта - разработать лучший продукт на рынке: решающий задачи для пользователей и приносящий велью бизнесу. Поэтому продакт не просто так занимается работой с командой, а чтобы улучшить показатели и доставлять счастье пользователям быстрее. Есть разные методы, как это сделать, я поделилась самыми простыми для внедрения и которые у нас работают хорошо


      1. kitchip
        12.09.2023 13:24
        +1

        Вы говорите о роли/должности. Я о целях Человека. Если бизнесу нужен драйвер, а человек - рутинный исполнитель, то тут как многострадальные ОКР не выравнивай всё равно мало чего получится


    1. Mike-M
      12.09.2023 13:24

      личные цели сотрудников пересекались с целями поставленными перед этой группой.

      Вот! Это и есть тот самый крепкий фундамент, на котором строится весь дом — команда единомышленников! Касается всех, включая топ-менеджмент.
      Только где ж таких найти...


  1. Dolios
    12.09.2023 13:24
    +1

    А мне повышение зарплаты настроение лучше всего поднимает..


    1. AntoineLarine
      12.09.2023 13:24

      Ничто так не повышает веру в клиента работодателя, как 100% предоплата премия


    1. AlexandraPurgina Автор
      12.09.2023 13:24

      Согласна, это очень приятный момент! :) 


    1. Shturmon
      12.09.2023 13:24
      +2

      Обычно зарплату повышают не чаще двух раз в год. И когда повышают это, конечно, поднимает настроение, но это не надолго "благодаря" адаптивности нашего мозга. И уже через пару месяцев эффект улетучивается.
      Мне повышали зп полгода назад и я уже не ощущаю особо радости от её повышения. Зато настроение всегда немного поднимается каждый день от общения с командой на дейли не только по рабочим вопросам.


  1. Avsmirn0ov
    12.09.2023 13:24
    +6

    Вот из за таких добровольно-принудительных активностей я ушел с прошлого места работы, так что предположу, что не всем подойдёт описанное в статье. Я не софтвар разработчик, а железячник, но идея схожая.

    Была вполне рабочая команда интровертов - увлеченная электроникой молодежь из одного базового вуза и пара старожилов к.т.н.-ов, пилили свои платы вовремя и качественно, замахнулись даже на разработку своего ASIC'a, лишней коммуникации не было, все тихо делали своё дело, помогая друг другу по необходимости и обсуждая иногда лишь новости отрасли и придуманные в голове по пути на работу схемы, но вдруг менеджеру, тоже ведь из технической среды, приспичило поднимать настроение команде вот так, и всё рухнуло.

    Пришла девушка, из непрофильного вуза, и начала лезть ко всем с "добрыми словами" и "поднятием настроения", часто прямо в разгар работы, когда рисуешь такой в Менторе 16-слойную плату, строишь в голове стройный план, где на ней пойдет pcie, где память будет, как дорожки этой памяти равнять, чтобы зазоры оставались, и тд, и тут вбегает она и начинается "ой, а что это мы такие грустные?", "Рассказывайте, что делали в выходные", "пойдем в коридор поговорим" (явно не о работе) - и всё, настроение испорчено... Послать куда подальше вроде некультурно, а если и послать, то жаловалась менеджеру, и он ходил и журил за это. Через пару месяцев менеджер собрал всех и начал строго отчитывать за "низкие софт скиллы и нежелание их развивать", явно по отчёту этой девушки. Пообещал лично всех записать на курсы какого то личностного развития и заставлять туда ходить под страхом увольнения. В итоге через неделю двое подали заявление на увольнение сами, а через месяц ещё четверо, в том числе я.

    Развал произведен успешно)


    1. AlexandraPurgina Автор
      12.09.2023 13:24
      +3

      Привет, спасибо, что поделился своей историей. Жаль, что так вышло (

      Практики, о которых я рассказываю - это инструмент. Инструмент может быть использован неправильно. 

      Любые изменения в сложившейся команде должны решать какую-то проблему и коррелировать с целями бизнеса, а не с идеями одного человека. 

      (Поэтому я в начале статьи сформулировала 3 вопроса, которые должны сфокусировать "А есть ли вообще проблема?". если ее нет: задачи делаются, АБ-тесты зеленые (актуальная для нас метрика), утечка кадров низкая, цели компании достигаются, то и менять нечего) 


    1. KirovA
      12.09.2023 13:24

      Некрасивая что ли была?)


    1. Denis42
      12.09.2023 13:24
      +2

      Это да. Хороший руководитель все-таки должен соображать в том, что делает команда. В идеале ранее он должен был быть на месте членов команды, чтобы понимать их на 100%. Часто именно такому руководителю-технарю не хватает софт-скилов, о которых говорит автор.


  1. RomeoGolf
    12.09.2023 13:24

    Ответы на загадки-то дайте, пожалуйста! Или я упустил?
    Ладно, кота я нашел, треугольник попозже переверну, но с midjorney… По поводу третьей у меня 2 предположения: "свой среди чужих, чужой среди своих" и "в семье не без урода", а первые две — хоть ногами бейте...


    1. AlexandraPurgina Автор
      12.09.2023 13:24

      Ой! Пропишу в комментарии ниже)


      1. AlexandraPurgina Автор
        12.09.2023 13:24
        +3

        Hidden text

        Ответ про Найди кота: Четвертый ряд сверху, третий слева - это кот (смотрим по носу)

        Ответ про MJ: Слева направо: Офисный планктон, Чудо в перьях, Чужой среди своих и свой среди чужих

        Ответ про перевернуть треугольник:

        Из нижнего ряда треугольника берем самый правый кружочек и ставим его во второй ряд сверху, также справа

        Далее снова из нижнего ряда берем самый левый кружочек и ставим его во второй ряд сверху, также слева. Так у нас получилось новое основание треугольника.

        Остается верхушка, которую нужно перенести из верхнего ряда в новый, самый нижний ряд)

        Если что, вот видео - https://www.youtube.com/watch?v=Gf-pyMrVhrg

        Все ответы под спойлером


  1. LeVoN_CCCP
    12.09.2023 13:24

    А я вот из тех людей, кто в офисе сидит в наушниках в которых ни музыки ни любого другого звука нет, просто чтоб не начинали со мной "левых" разговоров. Ну и мне абсолютно неинтересно как у кого-то какой-то собачке понравился новый корм. С учётом что собак я никаких не люблю. Ну и в сотый раз отвечать что я не поеду на море — почему — потому что ненавижу море, а после в стодесятый объяснять "почему", — тоже так себе.
    С другой стороны я вполне себе хожу с разными людьми и в настольный теннис и в бильярд сыграть. И там мы говорим просто об игре ну или о работе, но никаких вот этих вот "что ты делал на выходных". Потому что я отвечу — да я в базах ковырялся, смотрел какое-то прохождение игры и сортировал документы. Вроде бы ок, но обычно "дарящие тепло" люди начинают спрашивать что нить на подобие "а что ничем интересным совсем не занимался?". И у них хочется спросить в лучших традициях анекдота "ты знаешь чем отличается индукция от дедукции"


  1. Mike-M
    12.09.2023 13:24

    Что делать первые 5 минут встречи тем, кто подключился вовремя?

    Вариант 1. Поздороваться с коллегами и воспользоваться 5-минутной паузой для отдыха перед встречей. А вы предлагаете лишний раз энергию на разгадывание ребусов расходовать…
    Вариант 2. Вы предложили сами ниже по тексту: "Пока все подключаются на daily в понедельник, спросите, кто чем занимался на выходных...".


    Если вопросов и предложений нет, вероятно, вас не слушали.

    Либо наоборот — вас слушали очень внимательно и обдумывают услышанное, прежде чем дать осмысленную обратную связь.


    «А сапоги-трубы и сумка-бананка — это как?»

    Хабр — преимущественно ресурс айтишников-мужчин (никакого сексизма — голый факт).
    Поэтому интересно услышать, что на заданный вопрос отвечает мужская часть команды. Или у вас сплошь представительницы прекрасного пола? )
    Я вот, например, понятия не имею, что такое сапоги-трубы и сумка-бананка. (И мне не стыдно )).


    Какого цвета этот свитшот?

    Неужели проверка на дальтонизм тоже входит в понятие работы с аудиторией? )


    Главное — пользоваться своим продуктом и иметь насмотренность.

    Вот здесь согласен на все сто. Без шуток.
    Скажу больше, я поражаюсь, как редко в компаниях используется dogfooding.
    Регулярно получаю рассылку от компании М.Видео, на сайте которой написано: "Мы пишем действительно отличные электронные письма!".
    Вы бы видели, сколько там косяков… Имя им — легион.
    А ведь этого можно было легко избежать, если поставить в копию рассылки хотя бы своих тестировщиков.


    Проводите брейнштормы с участием всей команды или даже с участием ребят из разных команд и отделов.

    Был такой опыт с другими командами/отделами. Выяснилось, что им нет дела до проблем чужой команды — свои бы проблемы разгрести…
    Понять можно, потому что "task switching is a costly process".


    каждый может сделать чуть больше — и это приведёт команду к лучшему результату.

    Тоже рад бы согласиться, но реальность такова, что когда выходишь за рамки, часто получаешь ярлык "токсичный". Потому что заставляешь работать за рамками не только себя, но и других членов команды.


    похвалите кого-нибудь из коллег сегодня.

    Здесь можно угодить в ловушку, как с юмором. Если всегда был серьезным и вдруг начал шутить, то над твоими шутками не смеются, а в лучшем случае удивляются, т. к. привыкли воспринимать тебя иначе.