На рубеже нулевых и десятых годов в Рунете всё чаще стали появляться образы «ностальгии по несбывшемуся Советскому Союзу». По альтернативным таймлайнам, где СССР не распался в начале 90-х, а продолжил существование и преуспел — или же имел более красивое и позитивное прошлое, нежели в реальности. Чем дальше, тем больше в этих образах было ретрофутуризма и технооптимизма, в то время как воинственность уходила на задний план. Это явление стало частью широкого понятия «советпанка» — его «светлой стороной», хотя была и тёмная. В прошлой части мы рассказали о зарождении неосоветской эстетики, теперь же поговорим о её становлении и бурном развитии в 2010-е — хотя не только.

Посадочный модуль советской марсианской программы в исполнении польского художника Мацея Ребижа

Для начала восполним досадный пробел прошлой статьи: мы забыли об искусстве, являющемся важнейшим по мнению Ленина — сиречь кинематографе и брате-близнеце его телевидении, и о таком важном явлении на пути к советскому ретрофутуризму, как увлечении «развесистой клюквой» в духе «Red Alert 3» в ЖЖ второй половины нулевых.

Скриншот из игры «Bunker», использующей эстетику советпанка

Российские ТВ и кинематограф нулевых и десятых не критиковал только ленивый, и есть за что — но именно в их продукции мы видим наиболее ранние черты переосмысления и переизобретения советской эстетики. Точкой отсчёта можно назвать 31 декабря 1995 года, когда на ОРТ вышел первый новогодний телемюзикл «Старые песни о главном». Модные поп-исполнители пели популярные советские песни рубежа пятидесятых, изображая обитателей идеального до пасторальности колхоза. В последующие годы вышли ещё две части: в стиле зародившегося в 60-е на советском ТВ «Голубого огонька» и по следам гайдаевского «Иван Васильевич меняет профессию».

Некоторые исполнения песен довольно точно обыгрывали эстетику соответствующей эпохи

Подход к изображению советской истории в «Старых песнях» был для тех лет новым и необычным. В тогдашнем инфополе преобладали два взаимоисключающих подхода к СССР. Одни «говорящие головы» считали Советский Союз не до конца преодолённым тоталитарным кошмаром, состоящим из бесконечного Гулага с пустыми полками и запретами всего и вся. Другие требовали «вернуть всё взад», включая танки на Эльбе и колбасу по 2-20, и желательно во всей сталинской суровости, а первых перевешать и раскулачить. Первые, соответственно, делали всё законное и не очень, чтобы политический реванш вторых не состоялся ни в каком виде, и было это всё той ещё трагической теоремой Эскобара.

Образы Ельцина, Зюганова и генерала Лебедя из культовой в 90-е сатирической передачи «Куклы»

«Старые песни о главном», выходившие три Новых года подряд, предложили новую оптику. В трёх частях они демонстрировали три эпохи: постсталинские 50-е, «оттепельный» рубеж 50-х и 60-х, и период «застоя» с конца 60-х по начало 80-х. В каждой из частей советские реалии подстёбывались и утрировались, но в целом картинка была почти идиллической. Эти ностальгические капустники довольно точно попали в Zeitgeist конца 90-х, когда советское прошлое стало восприниматься как уже безвозвратно ушедшая, не идеальная, но интересная и очень яркая эпоха.


В этом плане показателен фильм «Стиляги» 2008 года. В нём стиляги в одежде термоядерных цветов, тусившие в ярких ресторанах, прямо противопоставлялись утрированно серым комсомольцам и серому же коммунальному быту середины 50-х, а также сдержанным цветам интерьеров и одежды советской элиты. Однако даже «серость» и «сдержанность» были сняты удивительно ярко и «вкусно».


При этом реальный СССР многие современники упрекали именно в «тусклости», нехватке ярких красок, кроме разве что красного. Как сказали бы сейчас — в сенсорном дефиците, вплоть до советского кинематографа, в котором насыщенные цвета оказывались труднодостижимыми из-за особенностей отечественной киноплёнки.

В обновлённых же кинообразах Советский Союз всё чаще оказывался подчёркнуто ярким, насыщенным и эстетичным. Причём таковым он нередко получался даже тогда, когда его вроде бы критиковали. Так, фильм «Шпион» по роману Бориса Акунина имел сюжет, который BadComedian назвал бы возмутительно антисоветским. Однако Москва, в которую посредством компьютерной графики достроили множество несбывшихся архитектурных проектов, включая колоссальный Дворец Советов, выглядела прямой рекламой стилистики «сталинского ампира».

Чем дальше уходил в историю реальный СССР, тем более утрированными и при этом сочными оказывались его образы. Так, с 2008 года в ЖЖ процветало сообщество ru_klukva_ru, оно же «Клюквенные закрома Родины», в котором выкладывались наиболее упоротые образчики западного взгляда — в основном советский период истории России. Упомянутая оптика изобиловала образами самого мрачного и брутального вида: суровые агенты КГБ, ещё более суровые «совьетские» генералы и даже простые русские мужики пили водку из самовара, закусывали гранёными стаканами, а затем шли чинить ядерный реактор. Разумеется, в компании медведя в ушанке.

Одна из самых популярных «клюквенных» картинок

Кто-то возмущался искажением и очернением, кто-то угорал над градусом упороса и непонимания советских реалий американскими кинематографистами, но в целом «клюквенность» многим заходила на отлично. Примерно так же в современных США любят образы «злобных американских империалистов» из северокорейской и китайской мультипликации: конечно, плохие парни, но зато крутые и Badass. «Наши так про себя не умеют!»

Особенно американцам полюбилась коварная лейтенант Фокс Виксен из северокорейского мультсериала «Ёжик и Бурундук»

В конце 2000-х «клюква» из ЖЖ вполне активно влияла на образ Советского Союза в массовом сознании всё более многочисленных обитателей Рунета. Поэтому, когда в 2008-м вышел образчик особенно ядерной клюквы под названием «Red Alert 3», он попал на самую благодатную почву. Благо утрированными в игре были решительно все фракции — а однозначно «хорошими парнями», в отличие от первых двух частей, не выступал никто, включая западный Альянс.

«Наздроффье, товаришч!»

При этом яркие телевизионные и сетевые образы СССР конца нулевых имели выраженный воинственный характер, нередко с оттенком самопародии. Символом неосоветской эстетики ЖЖ тех лет можно назвать дирижабль «Киров» из «Ред Алертов», который бомбит супостатов чугуниевыми бомбами при поддержке боевых медведей. Эта очевидная утрированность образов тоже способствовала превращению советской эстетики в то, что уже вполне можно назвать «советпанком».


Один из авторов рецензий к «Шпиону» выразился довольно метко:

Прежде я не раз завидовал Голливуду, который раскован, способен на фантазии по поводу истории Америки и увлекает ими массы публики по всему миру. Теперь и наш фильм раскованно фантазирует по поводу истории СССР — и эта фантазия азартна и увлекательна.

Азартные и увлекательные фантазии про Советский Союз — это, по сути, и есть советпанк. И если в конце нулевых в нём превалировали суровые, воинственные и где-то даже мрачные образы, то уже в начале 2010-х всё начинает меняться.

Арт с обложки альбома «Выше звёзд» Sovietwave-группы «Маяк»

Собственно, с первой «мирной» формы художественной ностальгии по СССР в виде конкурса «СССР-2061» мы и начали обсуждение в прошлой статье. Первый конкурс прошёл достаточно успешно и громко, чтобы за ним уже летом 2011 года последовал второй — «Каменный пояс», посвящённый гипотетическому освоению пояса астероидов советскими космонавтами.


Тыц на другие работы




Ну а в конце 2013 года изрядный фурор в среде завсегдатаев сети произвела компьютерная игра про пионерский лагерь под названием «Бесконечное лето». Ещё с 2008 года её пилила команда энтузиастов-двачеров с Ычана, которые изначально собирались сделать полустёбную-полуэротическую игрушку с участием девушек-хуманизаций, маскотов популярных имиджборд. На выходе получилась добротная визуальная аниме-новелла с кучей концовок, могучим СПГС, драмой, магическим реализмом и обширным фэндомом. Нас же в данном случае интересует то, что сеттингом игры выступил пионерский лагерь. Очень эстетичный, симпатичный и вызывающий ностальгию по СССР даже у тех, кто в пионерлагеря ногой не ступал.


Больше «Бесконечного лета»!






Вкупе с яркими персонажами, зацепившими далеко не только заядлых двачеров и знатоков мемной культуры, «Бесконечное лето» стало хитом, где-то даже культовой игрой — и открыло эпоху увлечения позитивной советской эстетикой в мире компьютерных игр и любителей аниме. До него большинству и в голову не приходило, что советский — и постсоветский — быт можно эстетизировать так же, как мастера аниме вроде Макото Синкая делают с японскими мегаполисами и горными городками. Тем более, что создатели фонов для игры явно вдохновлялись именно характерным стилем Синкая.


Ещё немного Синкая!



«Бесконечное лето» привнесло в переосмысление советской эстетики не только идею о том, что она может быть анимешной, и симпатичных людей обоего пола — благо, как мы увидели в прошлой части, элементы пин-апа и эротизма в неё пришли уже в 2012-13 годах. Осознание того, что ностальгические советские образы могут быть яркими и красивыми, наложилось на популярность в сети так называемой эстетики е… городских окраин, в которой после долгих лет презрения и отвращения многие начали видеть свою красоту и романтику. Некоторые российские художники, рисующие в аниме-стиле, стали обращаться к сюжетам и образам российской и советской жизни. Получалось и получается часто очень даже симпатично:


Ещё?



Отдельного упоминания здесь заслуживает художница Eleth, она же Юлия Журавлёва. Правда, она обращается в основном к российским, а не советским реалиям — но делает это настолько живописно, сочно и по-доброму, что остаётся лишь надеяться на анимационную экранизацию по мотивам её работ в жанре отечественного городского фэнтези.


Больше работ Eleth!






Ну а мы на этом снова сделаем паузу. В следующей и последней части поговорим о самом интересном: как нарождавшаяся в середине 2010-х эстетика советской ностальгии дошла до своей зрелой и законченной стадии, какое влияние на неё оказало наследие советской научной фантастики и журнала «Техника Молодёжи», почему для неё оказался очень важен ещё и музыкальный элемент — но уже безо всяких «Старых песен о главном», — а ещё как гремучая смесь этого всего привела к появлению первой культовой игры в стиле советпанка.

Оставайтесь с нами!

P.S. В качестве постскриптума — отличный ностальгический ролик в стиле Хаяо Миядзаки:

Узнавайте о новых акциях и промокодах первыми из нашего Telegram-канала ????

Комментарии (32)


  1. stalinets
    21.10.2023 10:45
    +3

    Думаю, сплав "эстетики е-ней", пост-панка и лоу-рез фото/видео/артов заслуживают отдельной статьи. На ютубе очень популярны подборки отечественного пост-панка в сопровождении синопсиса фоток городских окраин и неухоженных, нуарных спальных районов, с гуляющим по ним думером в шапке и наушниках. В ВК есть группы типа Digital Low и Фотки на сименс, где выкладывают соответствующий контент с первых телефонов с фотокамерами по 0,1...0,3 мегапикселя. Ну и полно групп "Эстетика е..ней такой-то области", я лично подписан на Калининград, там особая атмосфера старых немецких зданий в посёлках, не видевших ремонта десятки лет.


  1. Spaceoddity
    21.10.2023 10:45
    +2

    Бутоны, легионы, можно


  1. axe_chita
    21.10.2023 10:45
    +6

    Интересно, это ирония, или не ирония, что первые картины о "несбывшемся" космическом будущем SovietPunk нарисовал именно польский художник? Который, кстати говоря, работал над CyberPunk 2077, где СССР вполне себе жив и здоров:)


    1. slonoten
      21.10.2023 10:45
      +1

      Польский вариант остальгии?


      1. salnicoff
        21.10.2023 10:45

        У них скорее «ярузельгия» это будет называться. :-)


      1. axe_chita
        21.10.2023 10:45

        Так вроде, до этого момента небыли замечены в подобных чувствах к прошлому. По крайней мере не слышал.


  1. Vsevo10d
    21.10.2023 10:45
    +2

    Всерьез упоминать "Бесконечное лето", задуманное изначально как лютая постирония над локальными мемами - ну такое.

    В прошлой статье из-за занятости не смог полить желчи, придется здесь.

    Если разобрать все основы совкопанка - это только космическая тематика: Гагарин, ракеты, скрипящая уже на зубах от заезженности Алиса Селезнева, и... все. В яростно форсимом Атомик Харте хотя бы попытались перевести все в довоенную альтернативную историю, с вавиловским гено-био-панком и сталинским город-солнечным монументализмом, но все равно скатились в разножопицу анахронизмов типа 2140-го Москвича и музыки из Голубых огоньков. А космическая тематика, синтипоп-музыка, мечты о звездах и технологиях - это рефрен всей второй половины ХХ века. Пинап-тематика - я тем более молчу, насколько она вторична, поскольку в советской традиции никто ничего такого на самолеты в ВОВ не рисовал. Выходит, весь этот совиетвейв - культурно бедное и абсолютно вторичное явление с нотками местной ностальгии.

    Критикуешь - предлагай. Если отбросить мое историческое и идеологическое восприятие СССР, оставив только эстетику, то у меня есть собственное мнение. "Совок" вызывает у меня странные чувства (это нельзя назвать ностальгией, даже мои родители едва застали то время) именно в послевоенной эстетике 50-х–60-х гг. Все какое-то обновленное, свежее, аккуратное, широкие проспекты, светлые улицы с редкой опрятной зеленью, развивается техника, науку строят целыми институтами - и она такая простая, наивная, потому что то, на чем тогда люди пробились в профессора и академики, глядя в МБС-ы, чертя на миллиметровке графики, сейчас преподают на начальных курсах. Но тогда это были откровения, время открытий, все как-то работало, получалось, еще не запылилось, не выщербилось, не утонуло в бюрократии и карьеризме. Это - мое личное, интуитивное ощущение той эпохи. И она вполне себе обладала своими сигнатурными признаками:

    1) Сталинская архитектура. Москва - районы Ломоносовский-Гагаринский-Академический. Главное здание МГУ, в конце концов.

    2) Транспорт. Классические трамваи, ГАЗ-21, ЗиЛ-130, СПК (например, Метеор).

    3) Архитектура НИИ. ИБХ - ФИБХ - ИТЭБ/ИНЭОС - ИНИОН - ИОХ - ИМГ.

    Вполне есть что позаимствовать в плане визуала и эстетики.

    Кстати, отличный пример "-панка", основанного пополам на технологиях и ностальгии - графическая повесть Саймона Столенхага "Рассказы из Петли": 1 2 3 . Минимальные детали вроде машин моделей из нужной эпохи и характерного антуража требуются для создания полноценной атмосферы местечкового ретрофутуризма, причем совершенно самобытного. Жаль, создатели сериала заменили шведский сеттинг американским.


    1. salnicoff
      21.10.2023 10:45
      +1

      «Метеор» — это все-таки рационализм 60-ых. Если ударяться в 50-ые и смотреть на ГАЗ-21, то референсное транспортное средство на воде — это «Ракета» (проект 340 и его производные). Первый класс для всех, прогулочная палуба и прочее.


  1. Captain_in_the_Green_Hat
    21.10.2023 10:45
    +6

    На рубеже нулевых и десятых годов как раз выросло поколение, которое СССР не помнит и в голове у него лубок из старых песен о главном, мультиков про Алису и сказок про мальчиша-кибальчиша.

    Поверх этой ядреной смеси выливаем ведро трэш-фантастики, в неокрепшем мозгу щелкает и сознание адепта СССР 2.0 начинает развиваться по альтернативной временной линии, где квартиры бесплатно, всё было, доллар по шестьдесят копеек и так далее.

    Дровишек в топку подкинуло "искусство", услужливо дорисовав и укрепив альтернативную реальность, в которую, кстати, сейчас нас пытаются упихать люди, особенно в неё уверовавшие.

    Двоякое чувство.
    С одной стороны кавайные картинки, лоли, стимпанк, зажигательные песни и прочее вот это все в советском антураже, слов нет, будоражит и какую-то струнку теребонькает. С другой - опасное это дело романтизировать и идеализировать через искусство государство, где без бумажки ты какашка и бабы еще нарожают


    1. Spaceoddity
      21.10.2023 10:45
      +1

      Ну квартиры действительно бесплатные были))


      1. salnicoff
        21.10.2023 10:45
        +2

        ... если повезет. А если нет — либо общага до конца жизни, либо очень даже платный кооператив. Ну и в долларах зарплата была меньше, чем на «загнивающем Западе».


      1. mdevaev
        21.10.2023 10:45
        +4

        Не были. Равно как не было бесплатной медицины и образования. Всё перечисленное оплачивалось из налогов граждан, и работой этих самых граждан. Причем компенсация была не то что бы очень справедливой: деньги на то, чтобы воевать со всем миром были, а на то, чтобы человек не стоял в очереди 20 лет на квартиру - уже нет.


        1. Jianke
          21.10.2023 10:45
          +1

          Не были. Равно как не было бесплатной медицины и образования. Всё перечисленное оплачивалось из налогов граждан

          Видно милениала который о совке судит по современной России и представления не имеет о советской экономике.

          Государство в совке было единственным владельцем фабрик и заводов, и имело с них деньги в качестве единственного законного владельца. По сути оплата совком жилья, медицины и образования аналогично тому, как некоторые корпорации (= владельцы бизнеса) оплачивают некоторым работникам жильё, медстраховку и обучение.


          1. mdevaev
            21.10.2023 10:45

            Видно милениала

            Видна попытка съехать на чучело, и человечка с выборочной слепотой. Потому что оппонировать на первую часть моего утверждения можно лишь при условии, что вы старательно не замечаете вторую часть. Выделю, пожалуй:

            ... Всё перечисленное оплачивалось из налогов граждан, и работой этих самых граждан.

            У государства не было бы денег, если бы эти самые деньги не обеспечивало население. Товары не материализуются на заводах, а ресурсы сами не возникают на складах без участия населения, которое работает там.

            Основная суть тезиса заключалась в том, что будучи монопольным владельцем всего в совке (в том числе и населения, отношение к которому было, как к средству производства), совок сильно так недоплачивал своему населению. А полчение "бесплатной квартиры" - это лишь одна из вещей, которая была оплачена трудом в этом самом государстве.

            Рекомендую в следующий раз читать внимательнее то, на что отвечаете.


            1. Jianke
              21.10.2023 10:45

              и работой этих самых граждан.

              Если ваш работодатель, являющийся частным лицом, а не совком, оплатит вам жильё, медстраховку и обучение, то вы тоже предъявите ему левацкое обвинение в "эксплуатации трудящихся"?

              будучи монопольным владельцем всего в совке

              Да, это так, но встречный вопрос: монополия частного лица в каком-нибудь пуллман-тауне, чем принципиально отличается?

              PS вас абсолютно не смущает, что

              • вместо правого обвинения в том, что за частное предпринимательство в совке была уголовка (вплоть до расстрела за валютные операции)

              • вы кидаетесь левацкими обвинениями в "эксплуатации"


              1. mdevaev
                21.10.2023 10:45
                +1

                левацкое обвинение в "эксплуатации трудящихся"?

                Только что я разобрал одно ваше чучелко, как вы решили выкатить еще следующее? Это не левацкое обвинение, а объективный факт: СССР эксплуатировал народ в угоду хотелкам и авантюрам правящей партии.

                Далее. Не следует путать работадателя, которого можно сменить при желании, с тоталитарным госаппаратом, который имеет влияние на всей территории страны, и куда бы вы внутри нее ни поехали - всё равно окажетесь под ним со всеми вытекающими последствиями. И не дай бог вам начать зарабатывать своим собственным трудом в обход госплана - прилетит статья за нетрудовые доходы. Кроме того, "увольнение" из СССР было сопряжено с рядом трудностей.

                монополия частного лица в каком-нибудь пуллман-тауне, чем принципиально отличается?

                Разницу между госмонополией и монополией частного лица я уже объяснил. А вообще - любая монополия это плохо.

                Давайте вы как-то повысите уровень дискуссии, либо закончите ее? Я не люблю демагогов.

                UPD: О, еще и правое обвинение подъехало. Вам в голову вообще не приходит, что надо не делить обвинения на правые и левые, а обличать факты? Видимо, нет.


                1. Jianke
                  21.10.2023 10:45

                  Термин "эксплуатация" - очень сильно воняет Марксизмом.

                  я разобрал одно ваше чучелко

                  Марскисткое чучелко про эксплуатацию - создали именно вы.

                  То, что государство при совке было единственным владельцем заводов и фабрик - не чучелко, а факт из которого вытекают все последующие "приколы" экономики совка.

                  работадателя, которого можно сменить при желании, с тоталитарным госаппаратом, который имеет влияние на всей территории страны, и куда бы вы внутри нее ни поехали - всё равно окажетесь под ним со всеми вытекающими последствиями. И не дай бог вам начать зарабатывать своим собственным трудом в обход госплана - прилетит статья за нетрудовые доходы. Кроме того, "увольнение" из СССР было сопряжено с рядом трудностей.

                  С этим кто-то спорит?

                  Проблема крепостного права при феодализме:

                  • вовсе не в марксисткой "эксплуатировал народ в угоду хотелкам и авантюрам правящей", как утверждаете вы,

                  • а в том что крестьянин лично не свободен и не может уйти и сменить работодателя.

                  Разницу между госмонополией и монополией частного лица я уже объяснил.

                  Вопрос был про "если ваш работодатель, являющийся частным лицом, а не совком, вместо повышения зарплаты, оплатит вам жильё, медстраховку и обучение".


                  1. mdevaev
                    21.10.2023 10:45

                    Термин "эксплуатация" - очень сильно воняет Марксизмом.
                    Марскисткое чучелко про эксплуатацию - создали именно вы.

                    Нет. Я назвал эксплуатацию эксплуатацией в общепринятом смысле этого слова. А вы сначала попытались выставить меня необразованным милениалом, потом леваком, теперь еще обвиняете в создании марксистского чучелка. Всё, чтобы не спорить лично со мной. Ваша аргументация слаба и не выдерживает критики, поэтому вы пытаетесь спорить с выдуманными и замещающими тезисами.

                    То, что государство при совке было единственным владельцем заводов и фабрик - не чучелко, а факт из которого вытекают все последующие "приколы" совка.

                    Чучелко, любезный - это то, чем вы занимаетесь, когда подменяете мои тезисы на свои фантазии и додумываете что-то за меня.

                    Мне совершенно по барабану, что там откуда проистекает. Факт эксплуатации населения имел место быть. Равно как и невозможность прекращения этой эксплуатации вследствие тоталитаризма. Это - сухие факты. Всё остальное - попытки пришить мне левые идеи, марксизм и прочее - лишь ваши домыслы.

                    как утверждаете вы

                    Не утверждаю. Перечитайте мой предыдущий еще раз: я прямым текстом говорю о несвободах. Вы спорите не со мной, а с голосами в своей голове.


                    1. journeym
                      21.10.2023 10:45
                      +1

                      Вы первый начали демагогию фразой что квартиры не были бесплатными, и привели целый абзац классической либеральной чуши.


                      1. mdevaev
                        21.10.2023 10:45
                        +3

                        Вы первый начали

                        Нет. Я озвучил факты, а вам они не понравились.

                        классической либеральной чуши

                        А, ну с этого можно было и начинать. Я бы сразу понял, что с вами вообще нет смысла разговаривать :)


                      1. Jianke
                        21.10.2023 10:45

                        Я озвучил факты, а вам они не понравились.

                        Вы не озвучили факты, а специально умолчали о том, что государство было монопольным владельцем заводов и фабрик. Я всего лишь напомнил этот ключевой факт из которого вытекают всё остальные особенности совка.


      1. chvv
        21.10.2023 10:45
        +2

        У меня родня, помнится, вполне себе за кооперативный хрущ платила.

        Наверное бесплатные были у кого надо бесплатные, ну как обычно…


        1. daggert
          21.10.2023 10:45

          По разному. У меня в небольшом городе вся родня получила квартиры бесплатно, а это были простые работники фабрики, трактористы, водители, работники науки. Никто из них никогда не был руководителем, простые работяги.


          1. Captain_in_the_Green_Hat
            21.10.2023 10:45

            Это ошибка выжившего.
            Были целые предприятия, отрасли и регионы, где квартиры давали, а были и такие, где не давали. Каких больше - вопрос дискуссионный. Давание квартир - хорошая узда, дергая за которую можно рулить людьми.

            Под крылом самолета о чем-то поёт... из Тынды ... за туманом и за запахом тайги.... Люди во всякие ебеня ехали не просто так, а за рублем и за жильем, иначе как ты заставишь человека в Воркуте жить.

            "А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!", говорила родина, добавляла "А теперь наклонись", нарезала богатырского пинка выпускнику-студенту и летел счастливчик по распределению аж на самый край света, где становился на очередь и получал-таки заветную квартиру через пять лет жизни в общаге.

            Бывало и иначе, таки-да, тоже нередко.
            Вот, например, Женя Лукашин. Хирург, ни разу женат не был, а живёт с мамой.
            А это наша Надя приехала, а там будущий зять в трусах и с гитарой ходит. Теперь он будет жить с Надей и её мамой
            :-)


            1. daggert
              21.10.2023 10:45

              Жаль что не посмотреть статистику никакую толковую, совколюбы тянут в одну сторону, совкохейтеры в другую. Но у меня не такие все-таки "ебеня", как вы выразились, а вполне себе 400км от Ленинграда, Петрозаводск, Карелия. Все кто сейчас с квартирой - получили ее при совке, включая отца, который в 1988 получил новую квартиру в микрорайоне который строил. Простой экскаваторщик. Для них специально выделяли первые и последние этажи.


    1. Vsevo10d
      21.10.2023 10:45

      Дык главное, нет особо ничего кроме этой Алисы. Из "панкового" можно еще понапридумывать нормально так из более поздних советских разработок типа тех же экранопланов, "Энергии-Буран", шнекохода для спасения космонавтов, на основе бруталистской архитектуры, соцреалистических муралов и мозаик, которых можно тоннами посмотреть в и***грамах тех же Ланы Сатор и ее друга Арсения northern friend (кстати как она там, откинулась с албанской кичи??). Вот только делают именно что утянутых в ева-костюм или советскую форму лолей, что даже не вторично, а заезженно-переезженно.


      1. Captain_in_the_Green_Hat
        21.10.2023 10:45

        ИМХО, страна померла где-то в районе до начала двухтысячных.
        Все, ассоциирующееся с ней и символизирующее её, калаши, красная армия, звездочки, иронии судьбы, верасы, кадышева, даже ласковый май и бандюки в трениках - плоды позднего совка и начала перестройки.

        Начни вспоминать "знаковое" за период от 2000-х и по наше время, не вспотеешь. Чем запомнились 2010-е? Ыы... ну... эээ... дэцл у... мда... коньки вроде, о, да! Мастер и Маргарита... тэээкс, еще... ууу?

        И все, завис.

        Вот это всё - фантомные боли умирающего организма, а на мёртвом кустится новодел.


        1. Vsevo10d
          21.10.2023 10:45
          +1

          Ну вы совсем широко обозначили проблему. По затронутому вами могу добавить, что и современные олигархи и политики среднего эшелона - это бывшие комсомольские вожаки, приподнявшиеся на кооперативной движухе и выжившие в 90-х. Так что страну еще ждет демографически-кадровая яма в связи с отсутствием поколения-альтернативы с управленческим опытом, да и просто в связи с отсутствием образованных специалистов. Все достанется бездарным "сынкам". Вон по науке могу от первого лица заявить, люди старше меня (но моложе 65+) в НИИ - редкость, исключение из правил, а ведь это по идее как раз завлабы, в.н.с.ы и управленцы самого ближайшего будущего. Вместо них будут дотягивать и принимать решения ретроградные ветераны возрастом за 80.

          А поколению, выросшему после 2000-х уже активно льют в уши что угодно - и что при СССР был рай на земле, и что в 90-е было прекрасное время, а бандитизм и разруху нынешняя власть придумала, чтобы выгодно отличиться на этом фоне. Им на правдивость этого в сущности наплевать, у них другая жизнь, они родились наполовину в готовый интернет, им нет дела до минувших дней так же, как и до скучных роликов. Для них любая медиапродукция - хоть кинохроника, хоть книги про попаданцев, хоть пинап с пионершами - это и есть правда.

          Что до "знакового"- да, соглашусь, самобытного очень мало. А и то, что было... взять того же упомянутого ДеЦла - да сейчас у любого трека из жанра "хип-хоп хриплых хачей" аранжировки, сведение, эффекты наголову выше, чем там Децлу продюсеры за бабло бати-олигарха ваяли для Муз-ТВ. Телевидение? Ну вы посмотрите просто на ЭТО - на уровень дискуссии, на оформление студии, на запинающиеся тупые вопросы школьников журналистов, на одежду у***щную у всех. А ведь ТВ-6 был самым смелым развлекательным и независимым каналом, в 2000-х закроют "Куклы" на НТВ (а потом и его само) и такой вольницы в СМИ больше не будет. Да, я полностью согласен, весь креатив в хорошем смысле этого слова и весь профессионализм во всех сферах тихо сдох под спудом где-то там.


        1. salnicoff
          21.10.2023 10:45

          Мастер и Маргарита

          Если Вы про сериал, то его первый эфир был в декабре 2005.


    1. Oncenweek
      21.10.2023 10:45

      КМК, все же не факт, что рисующий советпанк прям реально ностальгирует по СССР, как и художники трехмерных "фоллаутов" врядли реально ностальгируют по 60-м. В примерах из статьи так и вовсе намешано и советское и 90-е и даже современность. Еще играет и простое желание увидеть в искусстве эстетику родных мест или мест из собственного детства. Так рождается не только советпанк, но и LadaRacingClub и симулятор прыганья по гаражам. Ну и плюс - если хочется изобразить позитивное космическое будущее то оно само по себе получится либо в эстетике советских фантастов, либо в эстетике западных фантастов 60-х


  1. agat000
    21.10.2023 10:45
    +2

    Людям хочется иметь позитивную основу для сегодняшнего дня. Для этого в истории выбираются позитивные моменты, приукрашиваются при необходимости, чистятся от лишнего. И додумываются, да.

    Иначе получится вся наша история (и любой другой страны) - это треш и ужас.

    Сначала варварская Киевская Русь, с постоянными войнами и набегами, потом кровожадное Московское Царство с Грозным и Скуратовым, потом рабская РИ, потом комунисты (эпитеты сами подберите), а теперь дикий капитализм и прочие современные реалии.

    Чтобы иметь основу, люди (да и государственная пропаганда тоже) ищут и создают из истории что то светлое, достойное гордости и подражания.

    Былинные богатыри, героические Ермаки, чудо-солдаты и прочие. Иногда это лубок, иногда чистая фантазия. Но упрекать в этом не стоит. Даже психологи всегда рекомендуют искать позитив в прошлом и опираться на него.


  1. tmxx
    21.10.2023 10:45

    Black Balalaikas - "Настоящий хор" как отражение эпохи предпочитаю

    https://www.youtube.com/watch?v=hbc7z87QbQ0