Dance Dance Revolution или «танцевальная революция» — ритм-аркада от Konami, ставшая легендарной танцевальной игрой конца 90-х — начала 2000-х в Японии, Южной Корее, Европе и США. Аркадные автоматы со светомузыкой, ковриком для танцев и зажигательными поп-хитами захватывали торговые центры и игровые залы, собирая вокруг толпы поклонников и зевак. Весёлые, активные и порой стыдные ритм-игры задали тренды для игровой индустрии и домашних консолей, а затем… исчезли с рынка, став частью истории. Вспоминаем расцвет и закат поп-культурного явления Dance Dance Revolution, делимся похожими играми и отвечаем на вопрос, возможна ли танцевальная революция 2.0.
Веселье, спорт и стыд. Что объединило аркадные игры, танцпол и торговые центры?
В 1980-90-х человечество получило доступ к домашним игровым приставкам, таким как Atari, Nintendo и Sega. Покупка картриджей и развитие рынка консолей сделало досуг доступным и массовым, но были в этой истории и пострадавшие: игровые автоматы, разбросанные по торговым центрам, и короткие интенсивные игры, установленные на них. Золотой век аркадных игр подошёл к завершению.
Разработчик Йошихико Ота из японской компании Konami и его коллеги-программисты любили проводить вечера в ночных клубах Токио. Ота был озабочен уходом с рынка аркадных игр и руководил командой по созданию файтинга, но наличие на рынке Mortal Kombat вызывало сомнения в успешности идеи. Взрыв поп-музыки и хип-хопа, растущая популярность танцев и переполненные ночные клубы натолкнули Йошихико на мысль о создании симулятора танцев. Так началась история Dance Dance Revolution — игры, которая в 1998-м вернула людей в торговые центры и игровые залы.
Легендарная DDR была выпущена в Японии, в 1998-м году, а год спустя первые установки для танцев отправились в Северную Америку и Европу. Игра разрабатывалась в Konami, компании, которая занималась производством аркадных автоматов с 1980-х и выпустила популярные игры по «Людям Икс» и «Симпсонам». Подразделение фирмы, Benami, специализировалась на музыкальных видеоиграх, поэтому Dance Dance Revolution выпускалась под этим брендом.
Несмотря на то, что именно DDR стала массовым культурным явлением, концепт был не новый. Десятилетием ранее Nintendo уже выпускали Power Pad — игру-симулятор соревнований по лёгкой атлетике.
Но Konami попали в тренд! Сочетание двигательной активности, бонуса в виде сжигаемых калорий, неповторимого ощущения стыда перед незнакомцами и зажигательных поп-мелодий сделало «танцевальную революцию» такой популярной. Konami продали более тысячи автоматов. Для Японии конца 90-ых это был баснословный успех.
Танцевальная установка, которую вы могли видеть в сериалах и фильмах, напоминает физиотерапевтическое оборудование для реабилитации. Перед экраном устанавливалась приподнятая металлическая платформа с четырьмя подсвеченными кнопками-стрелками, а позади неё — опорная планка (иногда две). Кнопки управлялись нажатием ноги и представляли собой датчики, связанные с аркадным автоматом.
Далее всё просто: выбираете нужную песню и следуете указаниям, подобно тому, как было в мини-играх из трёхмерных аркад начала 2000-ых. Только нажимаете не на стрелки клавиатуры, а прыгаете, прыгаете, прыгаете. Чем точнее вы действуете, тем выше балл получаете. За комбо по классике жанра полагается множитель.
От степени своевременности нажатия зависела оценка — идеально, отлично или хорошо.
За сумму, эквивалентную текущим 160 рублям, взрослые и дети могли плясать до потери пульса, ломая стереотипы о том, что игры — это затворничество и сидячий образ жизни. Незнакомцы сближались в толпе зрителей и болельщиков для очередного танцора, вставшего на платформу. Веселье, стыд, смех, спорт.
Для полного погружения и для любителей поностальгировать делимся одной из самых хитовых песен для ритм-аркады Dance Dance Revolution — Butterfly от женского дуэта Smile. Вы наверняка вспомните. Ссылка здесь.
Из Японии в Америку. Dance Dance Revolution захватывает мир
Первые месяцы после появления аркадных автоматов в Японии желающих поиграть было настолько много, что ради нескольких сплясанных песен приходилось отстоять пару часов в очереди.
Прошёл год с момента выхода Dance Dance Revolution в Японии, и аркадные автоматы с танцевальными площадками отправились в США. Экспорт начался в 1999-м, а установки для DDR заполонили торговые центры и игровые залы, такие как Dave & Buster’s. Стоимость автоматов была высока, $15 тыс., но это не смущало владельцев бизнеса.
На пике популярности американцы могли размяться и потанцевать даже на автовокзале Портового управления Нью-Йорка.
Особый интерес американцев к DDR вызывали два фактора:
1. Это необычно. Случайные прохожие удивлялись установке, синтезировавшей свет, музыку, танцы. Заходя в игровой зал, было трудно не заметить Dance Dance. Кто-то шёл пробовать себя в игре, а кто-то довольствовался просмотром танцевального дебюта первых. Аркады вышли за рамки уединённых попыток пройти «ту самую игру», становясь социальным развлечением.
2. Это непривычно. Зачастую соревновательный аспект в играх базировался на самоутверждении за счёт «унижения» других, а здесь игроки становились лучше через преодоление стыда и совершенствование в ловкости, скорости и ритмичности. Здоровый спортивный дух соперничества.
Успех первого выпуска DDR стимулировал Konami выпустить домашнюю версию установки, и японцы смогли угодить всем. Те, кто мечтал попробовать игру, но стеснялся толпы, обзавелись версиями DDR для PlayStation (1999 в Японии, 2001 в США) и Xbox (2004). Качество первых сборок разнилось, но Konami непрерывно улучшали новые версии «ковриков», делая ставку на прочность, мгновенный отклик и отсутствие шума при нажатии на стрелки. Более новые версии домашней DDR позволяли подключать игру к ПК.
Однако не всем пришлось по нраву размещать дома громоздкую установку DDR с металлическим ковриком, поэтому Konami спроектировали новый тип контроллера — «Soft gamepad». Коврик стал мягким, гибким и складным.
А вот экстравертам и любителям танцев по-прежнему нравилось играть в залах. Люди знакомились, обзаводились друзьями, а особо ярые поклонники аркады собирались в команды.
«Танцы объединили людей. Это, безусловно, прекрасная часть нашей жизни. Трудно переоценить удовольствие от тусовок с друзьями в игровом зале. Танцуешь, потеешь и становишься ещё на шаг ближе к совершенству».
Комьюнити вокруг DDR росло, собирая целые компании новоиспечённых товарищей. Одна из таких компаний базировалась в развлекательном центре Golfland, город Милпитас, Калифорния. Игроки танцевали каждую пятницу, а потом и вовсе «запилили» свой сайт ddrfreak.co, выведя социальное взаимодействие за рамки реальных встреч.
На сайте находилась информация о местах размещения автоматов в Калифорнии, а также галерея с фотографиями пятничных танц-загулов. А потом люди начали делиться советами, обсуждать свой опыт игры и собираться в команды. Порталы про Dance Dance Revolution множились вместе с количеством неофициальных команд для соревнований. Продвинутые игроки выходили за рамки движений ногами, задействуя колени и кисти.
Из торговых центров в школы
Dance Dance Revolution стала не просто популярной игрой, а социально-культурным феноменом. Подтверждение этому: признание DDR официальным видом спорта в Норвегии в 2004-м. Со временем всё больше людей из Азии, Европы и США заряжались танцевальной лихорадкой, делая выбор в пользу здорового и активного образа жизни. Появлялись новые фитнес-игры, такие как Ring Fit (Nintendo). Они предлагали игрокам альтернативные способы получать удовольствие от физической активности. Домашние версии DDR подобно современным тренажёрам поддерживали функцию подсчёта сожжённых калорий, а также предоставляли трекер ежедневной физической активности.
Эффект Dance Dance Revolution не ограничивался учреждением соревнований и созданием порталов и офлайн-сообществ. Игра была признана как хорошее средство для мотивации к занятию спортом, и некоторые школы штатов внедрили DDR в программы обучения детей. Впервые это сделали государственные школы Западной Вирджинии, опираясь на исследование об улучшении физической формы, социальной адаптации и когнитивных способностей игроков в танцевальную революцию и другие ритм-аркады.
Медицинские исследования, проведённые в США, показали, что затраты энергии у подростков, играющих в DDR, увеличиваются как минимум вдвое, вместе с этим улучшились выносливость и кардиореспираторная подготовка, способность сердца держать стабильный ритм при интенсивной активности. Анализ самооценки школьников с избыточным весом в 2003, 2006 г. показал позитивные изменения в психологическом состоянии после систематической игры в «танцевальную революцию».
И даже после того, как волна популярности утихла, Konami продолжали создавать новые версии Dance Dance Revolution специально для нужд образовательных и медицинских учреждений. Так, выпуск Classroom Edition от 2012 года позволял отслеживать статистику достижений 48 игроков.
Dance Dance Revolution, как мы упоминали раньше, была похожа на установку для физиотерапевтических упражнений при реабилитации. И она действительно применялась в качестве таковой.
Своей историей о танцах через боль после серии тяжелых операций на ногу поделился комик из США, Люк МакКинни. Парень попал в инцидент с обвалом пещеры в Ирландии и «еле ковылял» до очередного осмотра в больницу, следуя мимо игрового зала. Проконсультировавшись со своим физиотерапевтом, он решил пробовать. И ритм, музыка и веселье действительно позволяли забыть о боли на три недолгие минуты танца — вынести больше одной песни было трудно. Ритм-игра способствовала скорому восстановлению и реабилитации, и пускай Люк так и не смог оправиться в полной мере, он поддерживает ногу в тонусе, играя в домашние версии фитнес-игр (установка в стиле робокопа, как он сам пишет про DDR, была несколько пугающей и несовременной).
«Танцевальная революция», а в особенности её домашняя версия, дала старт тренду на создание консолей для фитнес-игр разного характера, например, Wii Sports в 2006-м. Новые контроллеры позволяли не только танцевать, но и использовать установки для разных игр.
Танцы закончились. Забвение «танцевальной революции»
Дав старт танцевальным трендам, сплотив людей в социальные группы и задав тенденцию на создание домашних версий фитнес-игр, Dance Dance Revolution вскоре стала исчезать из торговых центров.
После релиза DDR Konami получили не только ажиотаж, но и судебную волокиту, связанную с нарушениями патентных прав компании. Интерес к аркадам продолжал снижаться из-за появления домашних консолей и разнообразия игр для них, а Япония, в свою очередь, потеряла интерес к поставкам автоматов в США.
Владельцы торговых центров испытывали трудности с заказом DDR и получением запчастей для ремонта, поэтому завсегдатаи танцевальной революции зачастую обнаруживали, что одна из кнопок то и дело перестаёт работать. Установки ввозились через серый рынок или через дистрибьютора. Betson привозили DDR серии SuperNova в 2006 и 2008 годах. Только вот составляющие новых установок были не японские, поэтому качество дисплеев и контроллеров страдало.
Konami также не поставляли запчасти и наборы комплектующих для починки и обновления старых автоматов, вынуждая либо покупать новые DDR, либо оставаться с носом и без танцев. «Поставить» новые версии игры на старые автоматы американцам тоже не давали. Но практика продажи комплектов для апгрейда поддерживалась в Японии: около 90% всех автоматов Dance Dance Revolution здесь были не новыми, а обновлёнными под требования более поздних версий. Вот такой капитализм.
В 2009 году Konami поставили на американский рынок ограниченный тираж DDR X, но установки для танцев были сделаны из комплектующих другой аркады — Guitar Hero. А ещё их не подключили к онлайн-сервису Konami, что сильно урезало функционал.
Японская компания также затеяла ряд судебных разбирательств с конкурентами на рынке Северной Америки. Самый яркий пример — тяжбы с Roxor Games, которые в 2004 году выпустили аркадный танцевальный автомат In the Groove. Установка ITG была как две капли воды похожа на DDR, но давала возможность модифицировать комплект, варьируя внешний вид, расположение кнопок и так далее. Суды закончились в пользу Konami, а затем, в 2006, японцы и вовсе приобрели права на In the Groove. На этом история главного конкурента DDR подошла к концу. Ни себе — никому.
Итак, на территории Европы и США Dance Dance Revolution осталась лишь разбитой мечтой ярых поклонников ритм-аркады, а увлечение фитнес-играми перекочевало из торговых центров на домашние консоли. Последний официальный чемпионат мира по DDR прошёл в 2009 году. Мероприятие проводилось Konami, но прошло почти незаметно.
Ностальгирующие фанаты и любители танцев в США по сей день устраивают турниры по DDR Extreme и DDR A. Желающих настолько много, что количество участников приходится ограничивать. Организаторы тратят время, деньги и ресурсы на то, чтобы провести очередной танцевальный турнир по всем спортивным правилам, а также выражают надежду, что Konami, наконец, обратят внимание на возрождение интереса к «танцевальной революции».
В России в Dance Dance Revolution тоже играли. Есть слабоактивное сообщество ВК, где периодически продают и обменивают разные серии ритм-аркад. Сейчас автомат серии Extreme находится в музее пинбола «GoPinball» в Москве. Поиграть можно.
Последователи и подражатели Dance Dance Revolution
Домашняя версия аркады DDR проложила путь для экспериментов в других компаниях. Некоторые новинки, такие как In the Groove, просто копировали идею ритм-игры, тогда как многие другие расширяли игровой опыт.
Wii Sports для Nintendo (2006)
Консоль для занятия домашним фитнесом, использующая контроллер движения Wii и нунчаки, которые нужно держать в руках, имитируя спортивные движения. Теперь не нужно покидать пределы гостиной, чтобы сыграть в боулинг, гольф, бокс и даже теннис. Игра поддерживает многопользовательский режим для виртуальных спортивных соревнований.
Wii Fit (2007)
Более продвинутая, но не соревновательная фитнес-игра от Nintendo, в которой используется контроллер-подставка для ног Wii Balance Board. В некоторых играх также нужны нунчаки. Суть всех игр для Wii Fit заключалась в упражнениях на баланс, таких как йога и аэробика. Это полноценный спортивный тренажёр, позволяющий оценивать прогресс и изменение массы тела.
Guitar Hero (2009)
Аркадная версия игры вышла именно в 2009-м, но первые консольные релизы отгремели в 2005-м. В качестве игрового контроллера используется пластиковая гитара с пятью датчиками нажатия, чтобы каждый мог почувствовать себя рок-звездой. Создатели игры сотрудничали с известными группами, такими как Metallica и Aerosmith, и некоторые серии Guitar Hero были целиком посвящены хитам этих групп. Купленный, а затем закрытый Activision разработчик RedOctane также приложил руку к созданию комплектующих для In the Groove.
Автомат для общественных пространств Guitar Hero Arcade был спроектирован совместно с Konami, но встретился с критикой Американского общества композиторов, желающих посудиться за права на публичное воспроизведение известных песен.
Just Dance (2009)
И снова игра для Wii. Держа контроллер в руках, игрок должен повторять танцевальные силуэты с экрана, отрабатывая танцы современной и классической хореографии. Важно не только скопировать вовремя, но и сделать это точно. Можно играть в одиночку и в компании друзей (до 4-х человек). На старте продаж игра столкнулась с критикой — датчики плохо справлялись с распознаванием движений игроков. Несмотря на это, серия развивалась и совершенствовалась, пополняя библиотеку сотней хитов, хорошо продавалась и стала второй наиболее коммерчески успешной игрой от Ubisoft (после ассасинов). Сегодня можно поиграть, используя ПК и смартфон с установленным на него приложением.
Reflec Beat (2010)
Более ленивая аркадная ритм-игра от Konami. Автомат был снабжён сенсорным экраном, а игра похожа на мобильное «фортепиано». Нужно своевременно коснуться пальцем нужной области экрана. Геймплей можно посмотреть здесь.
Beat Saber (2018)
Танцевальная игра для устройств виртуальной реальности (VR), которая переносит игрока в неоновый около киберпанковский мир. Под популярные хиты, такие как Blinding Lights от The Weeknd в новой аранжировке, пользователю предстоит сразиться с красочными кубами. Это похоже на фехтование, но со световыми мечами в руках. Чтобы дойти до конца, придётся уклоняться, сгибаться и делать комбо в такт музыке. Игра востребованная и хорошо продаётся. Достойный последователь DDR.
Возвращение к ретро, или Есть ли шанс второй танцевальной революции?
Konami попытались вернуть танцы на рынок в 2016-м, выпустив в продажу аркадный автомат Dance Dance Revolution A. Начались активные поставки в США, а мероприятия и чемпионаты возродились. DDR A наконец позволила американцам подключаться к серверам Konami и открыла доступ к эксклюзивным ивентам и центральной таблице лучших игроков. Соперничество вышло на международный уровень без нужды приезжать на турниры лично.
Были разговоры о возрождении «танцевальной революции», а ажиотаж вокруг турниров его только подогревал. Однако ситуация с ритм-аркадами до сих пор необнадёживающая: машины для танцев есть менее, чем в половине штатов, а количество работоспособных — 5-6 на город. В России установки в основном в домашнем пользовании и продаются на разных площадках и в сообществах ВК.
Но с появлением на мобильных устройствах условно бесплатной Just Dance и доступностью VR-гарнитур для покупки и аренды, само наличие спроса на Dance Dance Revolution в 2020-х удивительно!
В 2023-м ностальгирующая по бурному танцевальному прошлому японская компания Zuiki открыла краудфандинг на производство «ручной» ритм-аркады, имитирующей стандартный автомат для DDR. Мини-версия в пятикратном уменьшении копирует версию DDR Classic. Мигающие огни, звуковые эффекты, диско-шар, небольшой ЖК-экран и цена…в $300 (около 27 тыс. руб. по текущему курсу).
Подразумевается, что играть нужно пальцами, но можно подключить обычный DDR коврик для танцев. Изображение можно также выводить на большой экран с помощью HDMI. Заявку на получение своей мини-аркады можно оформить до конца ноября, а выпуск игры начнётся летом 2024-го.
Чем в это время занимаются сами Konami? Выпускают браузерную версию. В 2020-м, пока все были заперты в четырёх стенах из-за пандемии, бренд представил Dance Dance Revolution V — онлайн-версию, которая требовала наличие домашнего коврика для танцев. Интерфейс был полностью на японском, а сейчас после завершения альфа-тестирования сайт недоступен.
Готовы ли ритм-игры к возвращению сегодня?
Танцевальная музыка в стиле 80-х, 90-х и начала 2000-х возвращается и становится трендовой (как пример — Standing Next To You by Jungkook, занимающая сейчас первое место в чарте Billboard). Возможно, новые веяния в музыкальной индустрии и возвращение к диско-истокам создадут волну популярности для ритм-аркад. Если анализировать восточный рынок, то в Японии и Южной Корее «танцевальная революция» и её аналоги были, есть и будут популярными в силу культурных аспектов.
На кикстартере появляются независимые разработчики с домашними ритм-аркадами. Например, D-CELL Games с их Unbeatable, которые обещают внести в танцевальную игру элементы сюжета и раскрыть историю. Сами Konami молчат, а нишу подвижных игр завоёвывают серии для Oculus Rift, такие как OhShape, Audio Trip, Kizuna AI, Audio Shield и другие. VR не ограничивает пользователя однообразным геймплеем, позволяя найти тот формат фитнеса или танцевальной игры, который вам по душе. Но, быть может, Konami услышат просьбы мирового сообщества и займутся возрождением ритм-игр на западе?
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Комментарии (4)
Astus
28.12.2023 14:08Я бы ещё вспомнил очень популярные (по крайней мере, у нас) в своё время данс-ритм-игры на PS1 - Bust A Move/Bust A Groove. Когда работал в "игровом клубе", если приходила девочка/девушка - 99% будет либо Crash Bandicoot (обычно третья часть), либо Bust A Groove. Парни тоже играли, вполне себе устраивали баттлы. А некоторые треки оттуда у меня до сих пор в библиотеке.
NNMTM
Статья про DDR, а на заглавной картинке - корейский клон Pump It Up.