Обзорная статья от лида-тестировщика "ITQ Group" Сергея Мурашова.

За свой более чем 10-летний опыт я ни разу не проработал в IT-подразделении российского банка или финтеха, несмотря на то, что 90% времени провел именно в тестировании банковского функционала. Не знаю, у скольких  тестировщиков и других IT - специалистов профессиональная жизнь складывалась похожим образом, но думаю, что таких не мало.

Этот парадокс обусловлен структурой финансового сектора и рынка IT-услуг для банков. Большую часть проектов банки отдают на аутсорс, пользуются услугами интеграторов. Эти самые интеграторы и привлекают специалистов с нужной квалификацией (в нашем случае речь идет о тестировщиках) или воспитывают таких спецов сами (что случается реже, несмотря на заверения самих интеграторов). 

В этой статье я хочу порассуждать на тему работе в аутстафе и аутсорсе и найти плюсы и минусы такого формата. И совсем не планирую убеждать идти работать в интегратор, чтобы получить больше опыта и аккредитацию или агитировать тестировщиков избегать таких работодателей.

Сначала разберемся, что такое аутстафф и что такое аутсорс.

Если попробовать рассказать в двух словах, то аутстаф —  это аренда сотрудника третьей стороной  (далее буду использовать в качестве синонима слово «банк», так как зачастую именно банки являются самыми крупными заказчиками) у компании, в которой этот сотрудник трудоустроен . В то время как сотрудник числится за компанией-интегратором, которая платит ему зарплату, должностные обязанности, однако, он исполняет для банка. По сути, получается, что у вас два начальника в двух разных организациях. 

Чаще всего на аутстаффе вы, как сотрудник, физически работаете на территории банка. По крайней мере так было до массового перехода на удаленку и гибридный формат работы.

Аутсорс — это заказная разработка. В такой схеме сотрудник продолжает быть членомсобственной команды интегратора, которая выполняет заказ для банка. Бывают случаи, когда во время проекта или на стадии поддержке, кто-то из членов команды может быть оформлен на частичную занятость в банке, но это редкость. 

***

Прежде чем окунуться в подробности аутсорса и аутстаффа хочется привести для примера следующую ситуацию. 

Представьте,  что в поисках новой работы вы выкладывайте резюме и получаете приглашение на собеседование в крупный банк. Вы радостно соглашаетесь и идёте на первое интервью с HR, после которого вас зовут на второй этап. Уверенный в себе, не ожидающий подвоха,  вы спокойно идете на второе собеседование с руководителем тестирования, и успешно его проходите. К вашему удивлению, после вас ждет совсем не оффер, а еще одно собеседование. Тут вы начинаете чувствовать что-то неладно... У вас явно крутится в голове несколько вопросов и мыслей. С большим подозрением идете на третье собеседование, молчите там как партизан, и не задаете лишних вопросов, чтобы не спугнуть слишком вкусное для вас финансовое предложение. После третьего этапа узнаете, что есть и четвертый. Тут вы окончательно понимаете, что работодатель решил устроить вам день сурка. Проклинаете контору, заносите ее в черный список и убегаете, сверкая пятками.

Абсурдная ситуация, которая имела место быть в моей жизни. 

Корень проблем проистекает из-за недопонимания. Возможно, соискатель просто не понял, что первые 2 собеседования были ничем иным, как собеседованием в компанию-интегратор, тогда как следующие —  собеседования непосредственно с банком, куда его хотят продать. Или же ему этого вообще не объяснили и не донесли сути происходящего. Вариант умышленного сокрытия такой важной информации, я даже не рассматриваю, так как это впоследствии понесет большие проблемы прежде всего самому интегратору.

Работа в аутстаффе

Как вы уже могли догадаться, пример с устройством тестировщика на работу  есть ни что иное, как попытка продать потенциального, но ещё не устроенного сотрудника в аутстафф.

У незнакомых с данной темой читателей, возникнет закономерный вопрос «а что с происходит с такими специалистами дальше?» В чем отличие от стандартного трудоустройства в департамент информационных технологий IT конторы или банка? Уверен, некоторым на ум приходят ассоциации, связанные с колониальной империей, кому-то видится образ с иголочки одетого риэлтора, а у кого-то перед глазами возникает картина воскресного дня на базаре. 

Подобные сравнения я привожу не просто так: все это прообразы и стереотипы, которые возникают у людей, впервые столкнувшихся с подобным видом деятельности компаний интеграторов или которые слышат слово аутстафф.

Ведь если слишком обобщать и говорить простыми словами, компания-интегратор — это просто посредник между вами и третьей стороной. Такое посредничество накладывает свой отпечаток на дальнейшую судьбу специалиста

Как я сказал выше —  в первую очередь у вас целых два непосредственных начальника сразу. Первый — административный (в компании интеграторе). Тот кто платит вам зарплату и получает все шишки за ваши промахи. И второй — фактический функциональный (в банке, которому вас продали), который раздает задачи и контролирует работу.

Дальше - больше. Любые поощрения вы будете получать только от одного,  начальника, который платит вам зарплату. А вот нагоняй получать вы будете от двух одновременно. Вот такой вот штраф за выбранную вами роль.

Среди прочих особенностей —  «one way street». Фактический начальник в банке может сделать вам неслабый дебафф в виде лишения ежегодной или ежеквартальной премии, обязательных условий прохождения курсов и прочих прелестей жизни. Естественно, сам он это сделать не сможет, потому что де-юре вы все же сотрудник не его компании. Зато де факто он запросто сможет написать кляузу вашему начальству и “произнести талак, талак, талак” попросить снять вас с проекта, а может даже уволить. Конечно, за этим не обязательно следует фактическое увольнение компании-интегратора. Вероятнее  всего,  вас переведут на другой проект. Но репутационные риски очевидны.

Вечен ли контракт?

Обычной практикой при заключении договоров на аутстафф между вашей компанией и банком является краткосрочный договор, например, на год, с дальнейшей пролонгацией.

Главное, что стоит знать,  — у вас всегда есть возможность сменить проект и уйти с осточертевшего болота куда-то ещё, в рамках вашей же компании. При этом стоит трезво оценивать свои компетенции и осознавать вашу ценности в глазах ваших начальников, и, что не менее важно,  —  в своих собственных. В противном случае может получится несколько занимательных конфликтов.

Вот несколько реальных примеров:

  1. Вы работаете не слишком хорошо, начальник со стороны банка спокойно готов вас отпустить, но вот начальник со стороны работодателя не может найти вам новый проект, ровно как и платить вам за простой.

  2.  Вас готовы перевести на новый проект при условии, что начальник банка вас отпустит. А он не отпускает, потому что вы незаменимы в его команде. 

  3.  Банк сокращает внештатных сотрудников или вообще распускает сотрудников аутстаффа. Вашему работодателю не остаётся ничего другого, кроме как в сжатые сроки найти вам любой другой  новый проект, по сравнению с которым старый покажется вам райским уголком. Ведь ни один работодатель не будет в восторге от необходимости платить зарплату человеку, за которого его фирма не получает никакой прибыли

Всё ли так плохо?

Допускаю, что  после такой информации у читателя, никогда не работавшего на аутстаффе, наверняка пропадет  желание туда попасть. Но однако, несмотря на все страшилки выше, я большую часть времени проработал именно в этом формате, и могу с уверенностью сказать, что это дело привычки и ключевых особенностей проекта, к которому ты относишься. 

Знаю, что некоторые аспекты может вызывать ассоциации близкие к крепостному праву, но аутстафф — всего лишь одна из форм трудовых отношений. И как во всех других случаях, во главе угла — человеческие отношения и общение.

В случае откровенных махинаций и профанаций со стороны начальника банка,  никто не запретит вам отстоять свою позицию и обратиться за помощью к своему руководству. Вам также никто не запретит попросить сменить проект, либо улучшить свои условия труда, в случае чего.

Что также важно, только в компаниях-интеграторах есть возможность расти не только по  вертикали и горизонтали, а еще и по диагонали. 

Ну и конечно же, работа в аутстаффе помогает круто прокачать множество  софт-скиллов, важных для дальнейшего профессионального  развития. Это и коммуникабельность во множестве ее проявлений, и ответственность, и конечно же самостоятельность. Ведь очень важно уметь грамотно взаимодействовать с представителями обеих сторон процесса, а также в короткие сроки занять позицию эффективного члена команды, где изначально ты можешь восприниматься как “чужой среди своих”.

Особенности работы в аутсорсе

Как мы уже выяснили выше — аутстафф одна из форм рабочих отношений , где сотрудника компании продают с потрохами отдают в аренду третьей стороне на определенный срок.

Переходим к аутсорсу. Представьте, что у вас есть бригада, которой нужно построить дом. Но вот незадача:  ваш мастер по укладке крыши  неожиданно уволился, или вообще вы впервые получаете такой комплексный  заказ,  и требуемого специалиста в вашем арсенале не водится. Что будете делать?! Правильно, отдадите эти работы на аутсорс нужному мастеру, может заплатив выше средней цены по рынку, но в получите в итоге большой заказ. 

Да, вы переплатите мастеру по крышам, но сами при этом построите дом в срок. В итоге все останутся довольны: вы— полученной прибылью, мастер по крышам — круглой суммой, а заказчик — в срок сданной качественной работой.

Примерно тоже самое происходит и мире IT, среди крупного финансового сектора и не только. Бывает, что под аутсорсинг требуется отдать не только крышу, но и вообще целый дом. Со стройкой такого дома на помощь спешат те же самые компании-интеграторы, которые не только умеют и могут сдавать в аренду своих сотрудников, но и подписываются  на такие вот комплексные работы под их же управлением.

Как уже сказано выше, заказчик чаще всего будет заказывать не только крышу. Он сразу закажет себе целый дом. В нашем случае это может быть разработка крупной микросервисной архитектуры или сложного приложения.

У читателя может возникнуть закономерный вопрос, зачем тратить большие деньги на аутсорс, если можно собрать команду и сделать самому. Основных причины всегда две: 

  1. У заказчика есть деньги, но нет нужных ресурсов (людей) для подобного внедрения. 

  2. У заказчика есть деньги, но нет времени и возможности, чтобы этих людей нанимать в штат и обучать. 

К тому же, после реализации подобного дома, придется отпускать на волю всех плотников и кровельщиков, 

Вот тут-то снова и приходит на помощь компания-интегратор, которая готова предоставить целые команды специалистов самого широкого профиля для решения подобных задач, да еще и с надежным менеджментом со своей стороны. Если вы вдруг попали как раз на такой проект, советую помнить о нескольких важных вещах.

Сжатые сроки

В отличие от аутсаффа, где вы можете работать годами, у аутсорса ограниченный бюджет и ресурсы. И соответственно, время.

В аутстаффе нет такого понятия как финальный срок в его привычном виде. У вас могут быть релизы и спринты, но в итоге после одного такого релиза будет ещё, а потом еще и еще.Заглядывать слишком далеко не нужно. Для этого есть начальник банка или его сотрудники, которые ставят вам задачи и отчитываются перед своим  высшим руководством о результатах.

В аутсорсе так не получится. Тут вы, ваш лид и руководитель проекта заправляете всем сами и получаете все шишки в случае чего.

Вы — команда, а не отдельно собранные специалисты.  Должна быть хорошо налажена координация и взаимодействие как внутри команды, так и с командой заказчика.  Также должно быть проведено глобальное планирование и анализ всех рисков, на срок, вплоть до последнего дня разработки. Потому что при ошибочном анализе рисков и трудозатрат именно компания-интегратор понесет убытки, а вся ваша команда получит большой такой нагоняй.

Никакого онбординга на стороне заказчика

В проекте на аутсорсе никто не будет проводить вам онбординг со стороны заказчика. По крайней мере, на большинстве проектов. В отличие от аутсаффа, где банку выгоднее держать вас 2-3 года и, соответственно, вложить время и деньги в ваше обучение, на аутсорсе такое практически недопустимо. Представьте, что к вам придет бригада мастеров отделывать вам квартиру и вас попросят провести им инструктаж по проклейке обоев и укладке плитки. Именно так эта абсурдная ситуация может выглядеть в глазах заказчика.

Всегда на чемоданах

В аутсорсе вы всегда сидите на чемоданах и в любой момент можете сорваться на другой проект. Ведь в отличие от аутстаффинга, где вам платят по часам за отработанное время и формально вы являетесь частью банка, в аутсорсе платят за результат.

Вернусь к строительным примерам:  можно сравнить это  с работой бригады мастеров, которую вы пускаете в свою квартиру с черновой отделкой и ждете, что через 2 месяца она превратится в люкс-апартаменты. В это время вы периодически, может, раз в неделю, заглядываете туда и смотрите, что получается в процессе.

В чем преимущества работы в аутстаффе или аутсорсе по сравнению с прямым трудоустройством в банке

В случае аутстаффа вы будете находиться между двух огней. Если работаете в аутсорсе — придется жестко контролировать сроки и свои трудозатраты, даже если вы не лид тестирования. 

Эти схемы работы приводят к частой смене проектов. Для кого-то это является минусом. Переход на новый проект это почти как переход на новое место работы: новый коллектив, новые обязанности, новый функционал к которому нужно привыкать с нуля. Для большинства тестировщиков, привыкших работать с ограниченным функционалом и инструментарием,  все это выливается на первых порах в стресс и необходимость тратить  свое время на изучение новых предметных области. На позапрошлом проекте человек работал только с UI, на прошлом с микросервисами, а на текущем ему придется ещё и учиться считать бухгалтерские проводки. 

Такие ситуации исключены, если вы работаете не в компании интеграторе, а в ин-хаусе — организации, где смена проекта и профиля чаще всего означает только одно — увольнение.

Но вместе с тем, такие «перепрыгивания» с проекта на проект дают очень ценный опыт. Он заключается не только в том, что вы накапливаете знания и навыки в  разных областях, интенсивно осваивая новое, но и в растущей способности быть гибким, адаптивным. У вас появляется возможность поработать и понять, как устроены разные организации, отрасли, вы сможете увидеть их отличия и сходство, научитесь успешно работать с каждой из них. 

Результат: ускоренное повышение квалификации, расширение скиллов и кругозора, больше возможностей для роста. В конце концов, протестировав на собственном опыте разные структуры, команды и предметные области, в какой-то момент вы захотите уже осознанно остановиться на одной и них, опираясь на личную глубокую осведомленность. 

Комментарии (15)


  1. DikSoft
    29.12.2023 06:12

    Не расмотрена ещё одна нередко встречающаяся ситуация при out of staff:

    Компания-интегратор не продлевает в очередной раз договор с условным банком. Однако банк заинтересован в сотруднике, которого предоставлял интегратор.

    Варианты:

    1) "Банк" договоривается с новым интегратором, чтобы он взял сотрудника к себе.

    2) "Банк" предлагает сотруднику устроиться в свою дочку, через свою дочку "продать" сотрудника новому интегратору оформив его по договору аутстаффа в интегратора а оттуда к себе..

    3) "Банк" помогает сотруднику стать ИП и нанимает его через нового интегратора.

    4) "Банк" предлагает сотруднику стать своим штатным сотрудником - крайне редкий случай, т.к. наличие аутстаффа вероятно было не просто так, а связано с ораничениями в кадровой политике и в штатном расписании.


    1. nronnie
      29.12.2023 06:12

      наличие аутстаффа вероятно было не просто так, а связано с ораничениями в кадровой политике и в штатном расписании.

      Чаще (по крайней мере по моему зарубежному опыту) причины это:

      • За аутстаффера платят по фактическим часам, что может оказаться дешевле, чем платить фикс-прайс "штатнику".

      • Аутстаффера, в случае ненадобности, можно выпнуть в тот же день без каких-либо дополнительных издержек в виде выходных пособий и прочего.


      1. DikSoft
        29.12.2023 06:12

        Верно, чаще всего причины наличия аутстаффа именно организационные. Проще получить нужного спеца на время, проще распрощаться. Но, что интересно, это совершенно не значит, что он в моменте будет обходится дешевле. В целом - вероятно да и то, не всегда.


  1. nronnie
    29.12.2023 06:12
    +3

    Работал и там и там (и аутстафф, и аутсорс). Еще одна проблема аутсорса - зачастую днищенское на отлюбись, качество и разработки и процессов. Не везде, я думаю, так, но было везде где я бывал. Причина та, что ни исполнители (команда), ни всё их руководство (работодатель) не являются прямыми стейкхолдерами проекта. Это как нанять со стороны упомянутую бригаду ремонтников-гастарбайтеров, поставить над ними опять-таки со стороны бригадира, а самому на полгода укатить на курорты Таиланда.


  1. 40kTons
    29.12.2023 06:12
    +2

    Никогда не работайте в аутстаффе.

    в первую очередь у вас целых два непосредственных начальника сразу.

    Там всего в два раза больше. Отчётности в два раза больше - надо в обеих отчитываться о работе в виде отчётов или там тайм трекеров каких-нибудь; инфраструктура разная и надо пользоваться внутренними сервисами обеих компаний; больше людей, с которыми надо коммуницировать. + к инхаусу

    Главное, что стоит знать,  — у вас всегда есть возможность сменить
    проект и уйти с осточертевшего болота куда-то ещё, в рамках вашей же
    компании.

    Вас готовы перевести на новый проект при условии, что начальник банка
    вас отпустит. А он не отпускает, потому что вы незаменимы в его
    команде.

    Не так уж и просто сменить проект в аутстаффе. Как и в инхаусе - либо меняете на другой, если есть, либо пишите заявление и дорабатываете. Надо что бы другой проект в аутстаффе был, на него так же надо будет проходить собеседование, как и если бы вы одну инхаус компанию меняли на другую. Причём, если вы ушли из одной инхаус, то вы выбираете другую инхаус компанию среди всех представленных на рынке, а в аутстаффе только из клиентов аутстаффе. Тут разницы особой нет

    Банк сокращает внештатных сотрудников или вообще распускает сотрудников аутстаффа

    Это вообще класс. Если заказчик захочет, то вас выкинут очень быстро. Никакой тк рф, вы ведь не с ними договор заключали. Тут опять + инхаусу

    первые 2 собеседования были ничем иным, как собеседованием в
    компанию-интегратор, тогда как следующие —  собеседования
    непосредственно с банком, куда его хотят продать

    Да, и в аутстаффе вам платить будут меньше, разумеется, потому что компания-прокладка будет забирать часть прибыли. + инхаусу

    В компании-заказчике вы будете "человеком со стороны", а значит к вам и отношение будет менее серьёзное. О каком повышении будет идти речь, если вы там не числитесь официально и вообще завтра от ваших услуг откажутся. Да и самому как-то не хочется привязываться к коллективу, с которым вы не долго пробудете. + инхаусу

    В аутстаффе собесы придётся проходить чаще и не просто проходить собес просто так, что бы понимать что сейчас на рынке требуют, а именно с целью пройти его. Ведь аутстаффы разные бывают - вам могут не платить пока вы без проекта. А могут и платить, но тогда от вас будут ожидать скорейшего выхода на проект что бы вы начали приносить прибыль и это может сказаться на том, что вы выберете не самый подходящий для себя проект. Тут + нет, потому что никто не запрещает будучи в аутстаффе проходить собесы в инхаусы, а не в компании-клиенты, но тогда будет ещё больше собесов


    1. vvbob
      29.12.2023 06:12

      В целом по пунктам согласен, разве что насчет удвоения отчетности и того что тебя могут выпнуть на раз-да, есть не то что-бы возражения, дополнения скорее. Это все действительно сильно зависит от конкретного интегратора. Там где я работаю, интегратор минимально грузит тебя своей бюрократией, по факту у меня от него только корпоративная почта и трекер, в который раз в месяц надо закидывать отработанное время, небольшие дополнительные заботы, но терпимо в целом.

      Выбросят из проекта в одночасье - тут верно, ТК тут мимо идет, но выбросят-то из проекта а не с работы, уволить вас могут только согласно ТК. У нас з/п платят так-же между проектами, поэтому когда я был без проектов, то ни копейки из-за этого не потерял, но соглашусь с тем, что есть некоторое давление, год так тебе никто не даст раскачиваться и подбирать проект по душе, а выбор проектов может быть небогатый. Я вот перед текущим уже думал увольняться, наелся уже всякими банками и ритейлом, а предлагали в основном их.

      В целом, работать можно, но с оговорками, как, впрочем, и про любую другую работу можно сказать.


      1. 40kTons
        29.12.2023 06:12

        И ещё забыл - интересные задачи. В вакансиях часто пишут, что будут интересные задачи. Допустим такие задачи есть. Вот только "младой человек, это не для вас написано". Они ограничены в своём количестве. Они - это ресурс мотивации и удержания. Соответственно, эти задачи будут отдаваться на исполнение штатным сотрудникам, а на аутстафф будет сбагриваться всякая рутина. Поэтому за интересными задачами лучше в штат


        1. vvbob
          29.12.2023 06:12

          Тут тоже как повезет. Я сейчас в команде работаю с штатными работниками, задачи распределяются по принципу: "кто раньше встал того и тапки" - успел взять что-то прикольное, ты и будешь делать, какой-то дискриминации нету, аутстафф или штат, но, наверное, где-то и описанное вами встречается.


  1. DMGarikk
    29.12.2023 06:12
    +1

    у меня последние два места работы подряд как раз аутстафф и аутсорс

    и...я всегда был противником аутсорса когда компания где я работала сотрудничала с такими подрядчиками

    Это всегда страшный геморрой, проблемы согласования требований, и просто катастрофическое наплевательство самих сотрудников на то что они делают...причем наплевательство такое что человек будет буквально ржать тебе в лицо как лошадь выдергивая питания коммуникационной стойки в продовой серверной в стиле "Хаха бл, вы в ТЗ не написали что при установке вашего оборудования нельзя отключать питание соседних стоек если у вас розеток не хватает

    и я собственно увидел это с другой стороны сейчас, качество продукта который мы делаем просто аховое...юниттестов нет (точнее мы их сделали по моей инициативе причем эти задачи заказчик нам не зачел и мы их распихивали по другим задачам...потому что "вы же профессионалы, значит делаете качественно, и тесты не нужны, не стоит на это часы тратить") про качественный ci/cd? что это? или бахнуть релиз в пятницу в 19.00 норм...но за поддержку не платим..вы же профессионалы..все выходные лежим? ах как это вышло? причем всем моим коллегам, аналитикам, тимлидам, ПМам, плевать на это прям с самой высокой колокольни..."пущай заказчик ТЗ опишет. мы поправим".

    ...я капец на этой работе подгорел,

    а вот когда я на аутствффе работал в штатовской компании, было оч прикольно, кроме конечно того что нашу команду сократили под корень одним махом, благо у эпама notice time был 4 недели и с поиском другого проекта было проще...хотя я ушел оттуда т.к. это уже в Грузии было, а у меня протух процессинг на L1 из-за того что эпам на это забил в тот момент


  1. nronnie
    29.12.2023 06:12
    +1

    а вот когда я на аутствффе работал в штатовской компании, было оч прикольно

    У меня самая лучшая (по крайней мере, по условиям) работа была как раз на аутстаффе

    кроме конечно того что нашу команду сократили под корень одним махом

    была, пока со мной то же самое не случилось :))


    1. vvbob
      29.12.2023 06:12

      Судя по всему это обычное дело для аутстафа. У меня та-же история, всех сократили буквально в один день. Сегодня у тебя куча рабочих планов и тасков в планах, а завтра тебе говорят что весь аутстафф идет нафиг, "адьёс, голодранцы", в общем.. Правда, я скорее облегчение почувствовал тогда, команда там была хорошая, с людьми сработался и приятно было общаться, а вот сама работа.. лютый, адовый, легаси, такого дерьмища я в своей практике еще не встречал до того.


  1. Batalmv
    29.12.2023 06:12

    Аутстафф - это реальная продажа "за голову". Как только позиция закрыта - все. Всем на тебя просто по фиг. Только если ты не накосячиш настолько, что тебя попросят выйти. Расти куда-то просто нереально, так как покупателю на тебя по фиг три раза, работорговцу - ну также как и на обычного раба. Так как оплата идет по сути за твои часы - надо просто репортить и все.

    Аутсорс - намного драйвовее. Есть результат, сроки, риски, скоуп. Структуры контрактов могут быть самые разные - но результат превыше всего. Ну и удовлетворение клиента, чтобы он после этого контракта заказал что-то еще. Тут от твоей работы есть прямая выгода тому, кто платит тебе ЗП, а значит больше возможностей получить "бонусы" и "плюшки"

    Вывод: материально себя прокачивать лучше на аутсорсе

    ----------------

    Развитие явно лучше в аутсорсе, кроме случая когда ты попал на "стройку пирамиды". В этом редком случае есть риск конвертироваться в узкого спеца по грубой резьбе камня прямоугольной формы и через пять лет понять, что "пирамиды" больше никому не нужны. Во всех остальных вариантах получить новые стек или хотя бы пару технологий - просто "как дети в школу". И так как надо всеми довлеет результат, технология изучается быстро и на практике :)

    В аутстаффе - как правило берет какой-то мамонт, где как раз очень надо строить пирамиду. Конечно не всегда, но довольно таки часто. Тут скорее будет более узкая специализация.

    Вывод: в общем шансов развиваться на аутсорсе больше.

    --------------

    Риски:

    На аутстаффе тебя могут выкинуть за борт просто ... вот кому-то стало интересно, а как будет выглядеть "бульк" и насколько далеко пойдут круги. С позиции заказчика ты смотриш на таких сотрудников просто. Надо - работай и будь счастлив. Не нужен - пинок под зад, чтобы не платить лишнего цента/копейки/.... Ну а смысл ... есть глобальный договор с поставщиком, который обязует того найти нужного "раба" за Х недель. Также условно проект, куда брали аутстаффера не взлетел. Штатных сотрудников "покупателя" как-то распихают, на то они и штат. А этих банально никому не интересно кому-то передать.

    На аутсорсе - зависит от формы найма. Может быть как от == аутстаффу (нет проектов, короткий бенч, спасибо, бум на звязи) ... до штатная должность со всеми плюшками от "кодекса"

    Вывод: аутстафф менее рискован

    По себеседованиям. С аутсорсом все понятно. С аутстаффом прикольно:

    • на первых собеседованиях тебя реально оценивают как скаковую лошадь и спрашивают о чем-то общем либо по какому-то странному списку (а чего ему не быть странным, если он часто калька с заказа, которую прочитали по диагонали?). Это чувствуется, так как собеседующим ты как человек и спец на фиг никому не упал, главное перепродать.

    • если прошел этот этап - тебя обязательно проинструктируют, как себя красиво продать дальше, какие слова говорить а какие - нет :) Денег тоже пока говорить не будут, так как работорговцу важно тебя впарить подороже, а тебе дать миску с похлебкой пожиже. А пока ты не прошел последний этап - сикоко ты можешь стоит никто не знает

    • дальше будут странные индусы/немцы/американцы, или не странные - но ты уже готов и тут надо попытаться понять, насколько древним будет то овно мамонта, которое надо будет колупать ближайшие пару лет.

    ------------

    Просто прикол. На одном из собеседований в аутстафф контору я попал на массовый вылов "рабов" из джунглей. Всех, которые вышли из лесов на звук побрякушек, собрали, рассказали как хорошо будет там, куда вас отвезет этот чудный корабль с пятизвездочными трюмами и раздали по парам спецов для первичной проверки. Рабы нужны были разные, для простоты процесса группу, в которую попал, я рассадили в большом зале овальным столом и начали проверять по схеме двое на одного.

    Я подавался на позицию аналитика (системный/бизнес - не помню уже, но денег обещали много, поэтому и подался), но меня почему-то отдали в руки спецов по Ораклу для проверки, насколько я смогу себя выдать за разработчика PL/SQL. Мне тоже стало интересно, и после часа времени оказалось что я очень даже похож, хотя надо чуток отмыть и причесать (ну, ясен пень, я ж лет пять уже не кодил, да и до того, прям скажем не 100% времени этим занимался). После чего мне предложили перейти в группу избранных к отбору в трюм с надписью "PL/SQL разработчик", на что я сообщил, но мне бы на такой же, но с надписью "аналитик", так как там наверное трюм пятизвездочнее и обещают четыре миски похлебки вместо трех :)

    Тут возникла небольшая паника, народ начал перемещаться туда-сюда явно не по плановым маршрутам с разнонаправленным ускорением, особено когда я сказал, что я в целом готов пройти второе упражнение.

    Дальше было оффлайн собеседование по целевой должности, оффер и отказ, так как на текущем месте дали столько же денег

    Но к чему это? Ясно что словить такой бардак при собеседовании в аутсорс практически нереально. так все таки для себя берут. А вот для аутстафа оказалось в порядке вещей


  1. eshfield
    29.12.2023 06:12

    Спасибо за дельную по содержанию информацию. Однако, считаю, что для корпоративного блога выдавать статью в полном опечаток и ни разу не вычитанном виде — это зашквар, как минимум, неуважительно по отношению к читателям.


  1. vvbob
    29.12.2023 06:12

    Главное, что стоит знать,  — у вас всегда есть возможность сменить проект и уйти с осточертевшего болота куда-то ещё, в рамках вашей же компании.

    Работаю на аутстаффе, сменил за это время три проекта. И, скажу честно, так себе эта возможность. Поменять работу на "вольном рынке" получается проще. Обычно когда собеседуешься от интегратора, придираются заметно сильнее, по моим наблюдениям, возможно тут у заказчика работает психология - "нам пытаются что-то навялить невыгодное". Самые странные и местами кринжовые собесы, на которых я был, были как раз из этого разряда.

    С другой стороны - когда сидел без проекта, мне все равно платили з/п, хотя я по факту ничего и не делал, если бы просто уволился, то дохода никакого не было бы все это время, это плюс.

    Ну и сами интеграторы разные бывают. Общался с ребятами, я работал на аутстафф, они со мной в одной команде уже непосредственно на заказчика, бывшие аутстафферы из другого, не моего интегратора, так они рассказывали ,что у них там были регулярно какие-то типа экзаменов, на подтверждение квалификации, готовиться к ним надо было без отрыва от основной работы, проходили они в формате довольно жесткого собеса и по итогам ты мог либо попасть на грейд ниже и лишиться части з/п, либо на грейд выше, но прибавка там не стоила таких усилий, было сильно проще перед "экзаменом" уволиться, пройти несколько более лайтовых чем он собесов, и устроиться на другую работу с более высокой з/п, что они и проделали, уйдя в штат заказчику.


  1. OlgaVivanova
    29.12.2023 06:12

    Есть закон о запрете заемного труда: статья Трудового кодекса и ФЗ-114, вступивший в силу 01.01.2016, насколько помню.

    Под действие этого запрета попадает аутстаффинг от имени компании, не зарегистрированной как кадровое агенство.

    ИТ-компании не имеют право предоставлять заёмный труд (для этого им нужно как минимум в налоговой регистрировать филиал по месту нахождения постоянных рабочих мест сотрудников; постоянным считается рабочее место, организованное на срок более месяца).

    Аутсорсинг вполне законен, если нет требования находиться в офисе заказчика и подчиняться ему ("третьему лицу"): это обычная проектная работа по договору оказания услуг (Договору подряда) одним юр.лицом другому.

    Запрет заемного труда обоснован, насколько понимаю, именно незащищенностью сотрудников от увольнений по инициативе "третьих лиц": злоупотреблений много.

    Что грозит компаниям-нарушителям, кроме штрафов, я не знаю (или не помню); теоретически могут отозвать лицензию и связанные с ней льготы.

    Компании пытаются обходить такие запреты, нанимая самозанятых по договорам ГПХ (гражданско-правового характера: подряда юридического лица с физическим лицом или ИП).

    Оформлять трудоустройство таким образом незаконно: один раз поставить крышу дома можно, а постоянно чинить что угодно в этом доме - уже нельзя.

    Закон защищает в неопределенности и в отсутствии ориентиров, когда люди достаточно благополучны, чтобы стремиться быть порядочными и помнить, что такое совесть: те, кто нарушает его сознательно, обычно искусно заметают следы, к сожалению.